И. Репин «Бурлаки на Волге» сочинение по картине

«Бурлаки на Волге» — сочинение по самой популярной картине И. Репина, прославившейся благодаря глубокому и печальному смыслу, который каждый человек видит хоть и в одном направлении, но по-своему.

«Бурлаки на Волге» — картина Репина
«Бурлаки на Волге» — картина Ильи Репина, над которой он работал с 1870 по 1873 год

Картина «Бурлаки на волге» сочинение

Вариант 1

Картина Ильи Ефимовича Репина “Бурлаки на Волге” является настоящим шедевром русской живописи. Она написана в реалистическом стиле. Когда мы смотрим на картину, то кажется, что мы стоим на берегу Волги и бурлаки продвигаются прямо к нам. Баржи и другие суда спускались по Волге с грузом по течению без труда, а вот назад, против течения, их возвращали бурлаки. Эти люди впрягались в лямки и тянули канаты, закрепленные на барже. Они шли по берегу, а баржа плыла по воде.

На картине изображена группа бурлаков за работой. Берег Волги, летний зной, глинистый песок под ногами. Почти все основное пространство картины занимают фигуры людей, мы почти не видим воду реки. Линия горизонта делит полотно пополам, наверху — голубое небо с облаками, внизу — желтый песок и желтоватая из-за отражения песка вода. На этом фоне хорошо прорисованы фигуры людей. Это бурлаки, которые тянут судно вверх по реке.

Тянуть против течения нелегко, каждый из бурлаков делает видимое глазу зрителя усилие, их плечи перетянуты широкими ремнями-лямками — так удобнее тащить. Неудивительно, что люди одеты в лохмотья — под ремнем одежда быстро истирается и ветшает, от бесконечной дороги стаптываются лапти. Руки бурлаков повисли вдоль тела — в этой работе руками не поможешь. Главное — переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Кроме того, он требует, чтобы каждый член артели работал в полную силу — здесь нельзя отлынивать и перекладывать груз на чужие плечи. Эта работа коллективная и как только один будет прикладывать меньше силы, другим придется тянуть сильнее и они вскоре почувствуют это.

Этот тяжелый подневольный труд не сделал бурлаков рабами, несмотря на тяжелые условия труда, герои картины не выглядят жалкими, убогими. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Лица работников выписаны художником с большой любовью. Все персонажи картины — в действительности встреченные живописцем люди, выражения лиц, которых он подробно изучил. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, несколько раз ездил на Волгу, провел немало времени с артелью бурлаков, наблюдая за людьми, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. Несмотря на то, что герои картины — конкретные люди, вместе они представляют собирательный образ русского народа. Сам художник очень любил эту свою картину.

Вариант 2

Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется –

То бурлаки идут бечевой!..

Когда смотришь на картину Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» невольно вспоминаешь эти проникновенные строки русского поэта Н.А. Некрасова. Естественно, И.Е. Репин рисовал свою знаменитую картину не по стихотворению поэта, да и Некрасов не использовал картину Репина при создании своего произведения. Оба они воочию наблюдали тяжелый труд бурлаков: Некрасов детские годы провел на Волге, Репин специально поехал туда, чтобы увидеть, как тянут баржи бурлаки. И тот, и другой были потрясены увиденным.

Картина Репина «Бурлаки на Волге» нарисована в 1870 году. Это было смелое произведение, правдиво изображающее всю тяжесть труда бурлаков, его непосильность, которая сгибает людей, превращает молодых в стариков раньше времени. Но в то же время в картине Репина можно наблюдать и некоторую поэтизацию бурлацкой ватаги, которая представляет собой как бы единый организм, живущий одним общим делом.

Бурлаки движутся прямо на зрителя. Они как будто возникают из дали и растут, приближаясь к зрителю все ближе и ближе. При этом каждый персонаж прорисован отдельно. Бурлаки не сливаются в общую массу. Можно четко разглядеть каждого из них. Хорошо видна истлевшая от пота одежда бурлаков. Рубахи на некоторых из них висят лохмотьями. На ногах почти у всех лапти. Один крестьянин обут даже в сапоги, а другой вообще бос. По согнутым фигурам, по наряженным лицам можно понять, насколько тяжел труд бурлаков, сколько сил они тратят на то, чтобы тянуть тяжелую баржу против течения.

Но бурлаки не вызывают жалости. Напротив, восхищаешься их силой, терпением, могучим духом, помогающим им преодолеть трудности пути, не сдаться, не упасть в изнеможении на песок. Это впечатление усиливается окружающим пейзажем. За бурлаками блестит зеркальная гладь Волги. Над ними лазурная синева неба. Все освещено яркими лучами солнца. Солнце немилосердно жжет бредущих по берегу людей. Кто-то из них зол, кто-то безразличен ко всему. Но все они связаны одной лямкой, одной судьбой.

Глядя на картину, поражаешься силе духа русского человека, который невозможно сломить никакими трудностями. Человек лишь гнется ниже, но продолжает идти вперед, стиснув зубы или издав невнятный звук, похожий не то на рык, не то на стон.

Вариант 3

И. Е. Репина, удивительного русского живописца, всегда интересовала жизнь простого народа: его беды и проблемы, надежды и радости. Задавшись целью отразить не только горе и страдание, бедность и унылую действительность жизни мужиков, но и несгибаемость, духовную красоту своего народа, И. Е. Репин создает бессмертную картину “Бурлаки на Волге”.

Тяжело ступая по мокрому песку, по берегу полноводной Волги бредет ватага бурлаков. Они запряжены, будто тягловые животные, их тела напряжены, потому что эта нечеловеческая работа требует таких же нечеловеческих усилий. Одиннадцать бурлаков на картине — и все они разные, не похожие друг на друга характером, возрастом, отношением к работе и жизни. Однако всех этих несчастных роднит убогость и ветхость одежды, крайняя нищета и нужда, толкнувшая их на непосильный труд.

Видно, что для этих людей уже не существует в жизни радости, на их лицах выражение покорности, в безжизненных потухших глазах ни мыслей, ни чувств, в них — только стремление дотянуть свою лямку, не упасть по дороге. Тупая, монотонная, не человечески тяжелая работа сломила и огромных, жилистых, могучих богатырей, шагающих впереди, и все повидавших, многое переживших, но узнавших мало радости в жизни мужиков, запряженных в середине, вытягивает она последние силы и из желтого, больного, иссохшего старика, на ходу вытирающего пот со лба.

Лишь мальчик, идущий босиком в яркой розовой рубашке, единственный из всех высоко поднявший голову и бросающий сердитый взгляд из-под нахмуренных от палящего солнца бровей, сразу выбивается из всей этой серой, покорной, безответной вереницы. В его фигуре — внутренняя сила и молодость, протест и стремление освободиться. Именно в этом образе художник отразил все лучшие качества простого народа, которые помогли загнанным в непосильную кабалу людям построить новую жизнь, где они стали хозяевами и узнали, что такое радость и счастье, где они смогли воплотить свои самые затаенные мечты и надежды.

Это интересно: Читать стих «На Волге» Некрасова Николая Алексеевича тяжело с моральной точки зрения, ведь в нем показана жизнь простого крестьянина такой, какая она есть. Поэт не стремился ее как-то приукрасить. В его поэме виден неимоверно тяжелый быт и жизнь людей, вынужденных зарабатывать на кусок хлеба физическим трудом. Ниже вы можете ознакомиться с кратким анализом по плану стихотворения «На Волге».

Сочинение-описание для 5 класса

Вариант 1

Картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» узнаваема даже среди тех людей, которые мало интересуются живописью. Она считается ранним произведением художника, но принесла известность автору в его юные годы.

На картине мы видим бурлаков, тянущих баржу против течения. Голубое небо, широкая река, желтый песок — пейзаж Волги действительно очень красив, но в этой картине не привлекает на себе внимание и является лишь фоном. Большая баржа возвышается за спинами мужчин, тросы тянуться от неё к плечам работников. Интересным является тот факт, что такие судна были теплоходными, но в целях экономии они не шли своим ходом, а их тянули на себе обыкновенные люди, прилагая нечеловеческие усилия.

Большая часть картины написана желтым цветом, как будто все залили светом палящие солнечные лучи. Создаётся впечатление духоты знойного летнего дня, и смотрящий на холст погружается в эту атмосферу. Взгляд зрителя падает на главных героев — бурлаков. Они реалистично прорисованы и выступают друг за другом так, что наблюдатель может разглядеть каждого из них. Обычные русские мужчины в изношенных, грязных одеждах склонились над землёй и выполняют тяжёлую изнуряющую работу. Лямки глубоко впиваются и натирают их кожу, ноги вязнут в мокром песке. Но на их лицах не видно боли, наоборот, стремление, покорность и такая сила, которая может быть присуща только русскому человеку.

Действительно, автор как будто отождествляет бурлаков с простыми крестьянами, каких в России было много. Подневольные люди изо дня в день делали тяжелую, изнуряющую работу, подвергались страданиям и бесконечной усталости. Оттого старели раньше положенного срока. На картине все мужчины изображены истощенными стариками, но есть ещё молодой бурлак, он поднял голову и будто хочет скинуть с себя ремни. Это выглядит как протест молодости, нежелание тащить неподъемную ношу всю жизнь. Он выражает непокорность устоям и тяжелейшей судьбе. Однако, старшие товарищи давно смирились с этим и выполняют свою нелегкую работу. В них живет могучий дух, они полны терпения и сил, это не даёт им упасть на мокрый песок от тяжелого труда. Каждый из героев вызывает у зрителя уважение и необъяснимую симпатию.

В наши дни трудно представить, как бурлаки тащили на себе судна с товаром, какие немыслимые силы они прикладывали. Это кажется невозможным и выдуманным сюжетом. Но важно понимать, что любые трудности преодолимы, главное, несломленный дух и терпение.

Вариант 2

Настоящий шедевр в русской живописи это картина Ильи Репина “Бурлаки на Волге”. Она написана в реалистичном стиле и отражает действия и людей, которые были на самом деле в нашей стране в конце 19 века.

На картине изображен берег реки Волги, и если смотреть на картину, кажется, что сам стоишь на этом самом берегу, и наблюдаешь за мимо проходящими бурлаками, тянущими за собой судно. Бурлаками называли тех, то вот так тянул суда против течения Волги. Они тянули за канат или мастерили специальные лямки, которые одевали на плечи. Они тянули судно на берегу, а оно плыло сзади них по реке, вблизи берега.

Художник изобразил целую группу трудящихся бурлаков, они одеты в лохмотья, кто-то обутый в лапти, а кто-то и вовсе босой. Неудивительно, что у них такая одежда, из-за такой тяжёлой работы одежда и обувь быстро портятся, и становится вот такими лохмотьями. Но им уже не нужна новая красивая одежда, со временем она снова станет такой, они будут донашивать её до конца.

Сразу бросается в глаза, то, как они идут, и как им очень тяжело. На их плечах видны чёрные лямки, их тело немного согнуть, а руки их повисли без каких-либо движений вдоль тела. Но это не та работа, где нужно работать руками, здесь задействован только корпус тела и ноги. Не одному бурлака нельзя останавливаться, иначе другим будет тяжелее тянуть судно. Это коллективная работа, и каждый должен работать в полную силу.

Действие на картине происходит летом, видимо в один из жарких и знойных дней. Речка и небо как будто слились в один целый голубой фон картины, и очень плохо просматривается линия горизонта. И где-то вдалеке виден силуэт другого судна, которое, скорее всего следующее, что будут тянуть бурлаки. Но немного просматриваются лица бурлаков, тех, кто идёт в первых рядах. Несмотря на такое тяжёлое занятие, их лица не выглядят совсем уж жалкими, они выглядят достаточно живо и убедительно.

Сам художник не раз был свидетелем такой тяжкой работы бурлаков, он знал многих лично, знал их быт, и всё это он отразил в своей картине “Бурлаки на Волге”. Образ русского “мужика” получился отлично, и эта картина, лишь немногое воспоминание, что осталось от бурлацкой жизни в те годы.

Читайте также: Картина «Аленушка» (Васнецов Виктор) была написана по мотиву русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». И по праву считается самой известной работой художника Васнецова. Хотя он создавал образ известной героини русской народной сказки, нельзя сказать, что это в точности ее портрет. Это не просто иллюстрация, а самостоятельный девичий образ, который живет своей жизнью.

Сочинение по картине для 6 класса

Вариант 1

На картине изображены рабочие, выполняющие свою профессиональную обязанность. Казалось бы, ничего грустного в описанном нет, однако должность бурлаков сама по себе является крайне тяжелой, и по своему внешнему виду со стороны приравнивает людей к машинам или вовсе к животным. Картина Репина написана пастельными цветами, а людские силуэты имеют нечеткие границы и как бы смазаны, что тоже добавляет произведению гнетущую атмосферу.

Автор был хорошо ознакомлен с бурлаками, а именно – полотно в своем готовом виде появилось на свет спустя три года после изучения автором тонкостей данной профессии, а потому ему удалось детально передать состояние людей, опираясь не только на собственное воображение.

Впечатление от картины заставляет думать о том, что здравомыслящий человек мог выбрать изображенную профессию лишь от полнейшей нищеты и безысходности. Палящее солнце, отображающееся от воды и создающее этим настоящую парилку, подранные одежды от впивающегося в тело каната, философское спокойствие, граничащее с отчаянием…

Все это невообразимо тяжело выдержать, отчего к участникам происходящего на картине невольно появляется уважение. У каждого из изображенных, несмотря на общее физическое состояние полное локальной усталостью, есть свой характер. Кто-то уже полностью отдался едва не предсмертному унынию, кто-то продолжает казаться яро устремленным вдаль. Среди всех особенно сильно выделяется один персонаж, подкуривающий сигарету и выглядящий на фоне остальных наиболее спокойным.

Некоторым может показаться, что автор хотел изобразить эгоизм, однако если учитывать лояльное отношение остальных рабочих, можно прийти к другому выводу. Никто из бурлаков не пытается помешать курящему – участники пытки продолжают упорно преодолевать речное течение и тащить за собой корабль, понимая и смиряясь с тем, что мужчине нужно немного времени на перерыв.

Следует сказать, что картина Репина «Бурлаки на Волге» действительно достойна мирового обсуждения. Творение позволяет любому смотрящему на него внутренне развиваться, анализировать и составлять свое собственное понимание происходящего, вспоминать о истории всевозможных стран и просто искренне, по-человечески сожалеть.

Вариант 2

На картине изображена широкая река Волга и желтый берег, а на берегу отряд бурлаков. Они тянут за собой купеческое судно. Сама баржа огромная, а солнце невыносимо палящее. На самой барже присутствует огромный груз, а флаг на нем висит вверх ногами. Сильное течение реки осложняет работу бурлаков. Хорошо пририсованы фигуры людей. Мы будто попадаем в этот мир.

Мы видим, что сами герои этой картины уставшие и изможденные, пытаются с большим трудом расположить баржу к берегу. В группе работают 11 человек и все они разного возраста. Они идут вперед синхронно: шаг правой ноги, затем подтягивали левую. На них грязные оборванные рубахи, стертые бурлацкой лямкой до дыр, изношенные штаны и износившиеся желтые лапти. Лямки на плече бурлаков, чтобы легче было тащить на себе баржу. Повисшие руки вдоль тела потому что руки не помогут хорошо работать. Корпусом нужно наваливаться на широкую лямку и переступать крепкими ногами. Каждый член группы должен работать в полную силу, не перекладывать на чужие плечи свих коллег.

Судя по внешнему виду и тяжелому труду, бурлаки работают за маленькие гроши. Крайняя беднота и невыносимый труд написаны на их уставших лицах. Но люди не были похожи на подневольных рабов. Они не выглядели как жалкие рабочие. Каждому надо прокормить свою семью, чтобы не умерли с голоду.

Мы видим на картине, что у каждого бурлака свой характер. Кто-то ведет себя сдержано и спокойно, кто-то со своей участью смирился, а кто-то ждет окончания рабочего сезона.

На картине группа рабочих идут навстречу к зрителю. Один бурлак из рабочей толпы закуривает, в то время как другие продолжают тянуть. Молодой бурлак от усталости не может надеть на себя лямку. Может быть, он слишком упрямый по характеру. Пожилой бурлак опытный работник, хорошо знает свое тяжелое дело и правильно распределяет силы. На его лице мы видим крайнюю безысходность и усталость. Он введет своих товарищей вперед. А сзади бурлак мы как он смотрит под ноги и следит, чтобы канат не цеплялся за кусты. На судне лоцман пытается рулить, чтобы регулировать длину каната. Водолив следит за товаром, так как он ответственный за сохранность.

Это интересно: Картина «Вечерний звон», написанная в 1892, изображает предвечерние сумерки на берегу реки Волги и нам открывается вид на два красивых белокаменных православных монастыря — Саввино-Сторожевский и Юрьевцев.

Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»

Вариант 1

Одно из самых знаменитых творений И.Е. Репина – картина «Бурлаки на Волге». Прежде чем написать это полотно, художник путешествовал сначала по Неве, а потом – и по Волге. Рождению шедевра предшествовало написание этюдов, посвящённых бурлакам, и их портретов. Знакомство живописца с людьми этой тяжёлой профессии состоялось в 1870 году, а спустя три года появилась на свет картина в её окончательном варианте.

Первое впечатление от полотна – группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге – одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.

Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.

Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся по-доброму, с пониманием, что ему тоже нужно чуть-чуть передохнуть.

Вытянувшийся в рост молодой бурлак, похоже, не рассчитал силы, и теперь слишком изнурён, чтобы как следует налечь на лямку. Только центральный персонаж продолжает шагать со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время – осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.

Надо сказать, что к картине Репина многие тогда отнеслись критически, но время расставило всё по своим местам: имена критиков вряд ли теперь кто-то вспомнит, тогда как об Илье Ефимовиче знает ещё со школьной скамьи не одно поколение наших соотечественников.

Вариант 2

“Бурлаки на Волге” — одна из самых известнейших работ величайшего русского художника Ильи Ефимовича Репина, была написана в 1873 году от впечатлений и зарисовок, собранных во время путешествий по Волге в 1870 году. Бурлаки — это наёмные рабочие в России, просуществовавшие до начала двадцатого века. Работа бурлаков была очень тяжела, поэтому они объединялись в артели (группы). Сама же работа заключалась в том, что они, идя по берегу, тянули судно по реке. В основном пик роботы бурлаков приходился на осень и весну.

На картине изображено одиннадцать персонажей — все бурлаки, кто старше, кто моложе, все они тянут тяжёлую баржу. В помощь рабочим, при попутном ветре поднимали паруса. На картине же, на барже парус не поднят, а это значит, что люди тащат её против течения. Несложно догадаться, что это крайне тяжёлая работа к тому же люди идут по влажному песку, который проседает под ногами, усложняя движение группы. Нередко для координации своих действий бурлаки пели песню и в определённый момент синхронно делали рывок.

На картине Репина изображены нищие бурлаки, которые работают, несмотря на то, что сил у многих уже нет. Но всё же они идут, еле перебирая ногами, болтая в воздухе бессильными руками. Интересно в картине то, что бурлаки изображены в момент рывка, и из-за этого кажется, что они сейчас резко дёрнут и приблизятся к нам.

Рассматривая в наши дни эту картину с трудом верится, что кучка людей способна под палящим солнцем, в потных и грязных рубашках, шагая по мокрому песку, сдвинуть с места тяжёлую баржу. Однако, это так. Мимо воли начинаешь поражаться и восхищаться силе и упорству простых людей, которым из-за нищеты приходится выполнять тяжелейшую роботу, к тому же за гроши. А между тем на картине изображён обычный день: свети солнце, течёт река, коряга торчит из песка, но даже только от просмотра картины веет каким-то холодом, и запахом речной воды.

Смысл картины “Бурлаки на Волге” заключается в том, что человек, народ способны на очень многое и этим нужно восхищаться, верить в лучшее и, конечно, бороться за него. Илья Ефимович Репин восхищался простыми людьми и их упорством, и увековечил их в своей картине, которая вызывает у нас и восхищение, и восторг, и веру в свои силы.

Смотрите также: Шишкин И. И – один из лучших пейзажистов, который любил на своих картинах изображать леса, природу, деревья. Очень любил художник изображать ели, сосны, и картина «На севере диком» Шишкина Ивана Ивановича не стала исключением, ведь и здесь Шишкин в своей работе изобразил сосну. Правда, дерево расположено не среди других, а стоит одиноко. Рядом с сосной больше нет ничего живого, одни лишь снега, лед и пропасть: темная и всепоглощающая.

Описание настроения картины «Бурлаки на Волге»

Картина И. Репина “Бурлаки на Волге” признана самой народной картиной эпохи, в которую писал художник.

Центральное место на полотне занимают бурлаки, которые тянут тяжелую баржу. Бурлаков 11 человек. Они выстроены по парам, трое последних бурлаков идут по одному. Руки у бурлаков опущены вниз. На плечи каждому накинута широкая черная лямка. У всех бурлаков загорелые, почти черные лица и руки. У них темная, ветхая одежда. У каждого видны дыры на одежде. На ногах у бурлаков одеты лапти.

Третий бурлак в связке наклонился больше всех. На плече у него большая прореха, на которую давит лямка. За ним стоит высокий парень, который поправляет лямку. Этот парень, скорее всего недавно в этой команде. Руки у него загорели меньше всех, проглядывает светлая кожа через прорехи в рубахе. Лоб тоже светлый. Одет парень в красную рубаху и серые штаны.

Волосы и бороды у бурлаков отросшие и видно, что они давно не стриглись. Головы покрыты не у всех бурлаков.  Во второй паре идет бурлак в синей рубашке и высокой шляпе. Он курит трубку. Самый последний бурлак безвольно наклонился вперед. Лица его не видно. Он сильно устал и уже не может тянуть баржу.

На барже, которую тянут бурлаки, стоят два человека. На верхушке мачты развивается флаг сине – белого цвета. Мачта высокая. Паруса собраны. От мачты к носу и корме протянуты тросы.  По тому, как просело судно, можно сказать, что на барже большой груз. На противоположной стороне плывет баржа под парусами, значит, она плывет по течению. Далеко на горизонте виден плывущий корабль, из трубы идет дым.

Волга — широкая река. Противоположные берега просматриваются с трудом. Вода в реке голубого цвета с зелеными разводами. Небо над Волгой ярко – синего цвета, слегка подернутое облаками. Солнца не видно, но скорее всего на реке жарко. Песок раскален и выглядит ярко – желтого цвета. На песке лежат сухие коряги, скелет животного и предмет прямоугольной формы. Берег реки неровный, видны небольшие овраги и лиманы.

Бурлакам не приходится выбирать дорогу. Они идут и по суше и по воде.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

5 + девять =