Александр Трифонович Твардовский — жизнь и творчество писателя

Биография, Твардовский, Александр Трифонович (1910 – 1971) – известный советский писатель, поэт, лауреат Ленинской и Сталинских премий, Государственной премии СССР, а также обладатель многих орденов и наград.

Александр Трифонович Твардовский - жизнь и творчество писателя

Твардовский — краткая биография

Вариант 1

Твардовский Александр Трифонович, (1910–1971), русский советский поэт

Родился в деревне Загорье (Смоленская губерния) в семье крестьянина-кузнеца. Учился в сельской школе, затем в Смоленском педагогическом институте, но с третьего курса ушёл и в 1939 окончил Московский институт философии, литературы и истории.

Писать стихи начал рано: в 14 лет отважился послать их в смоленскую газету «Рабочий путь», где тогда работал М. Исаковский, который помог юному поэту напечататься.

В 1936 была издана первая его крупная поэма «Страна Муравия». Она получила широкую известность.

В 1939 был призван в Красную Армию, участвовал в завоевании Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании находился на фронте в качестве военного корреспондента. В годы Великой Отечественной войны работал во фронтовых газетах.

Очень широкую известность получила поэма Твардовского «Василий Теркин» (1941–1945). Это произведение стало главным в творчестве поэта. В 1946 закончил начатую ещё в войну поэму «Дом у дороги». В 1950–1960 была написана поэма «За далью – даль». Наряду со стихами Твардовский писал прозу: в 1947 опубликовал книгу о минувшей войне «Родина и чужбина».

В 1950 ‑1954, 1958 ‑1970 был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивал право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.

Вскоре после снятия с поста и практически полной смены редакции журнала умер от рака легких.

Вариант 2

Александр Трифонович Твардовский поистине великий русский поэт XX столетия. Его огромный талант отразился в многочисленных стихах, прозаических сочинениях и публицистике. Он сумел в своих творениях показать истинную и порой трагическую жизнь простого народа, передать душевное состояние советского общества, помочь читателям правдиво осмыслить всё происходящее в повседневной действительности. Он был свидетелем рождения и развития Советской страны, и как истинный патриот своего народа правдиво описывал все происходящие исторические события.

В деревне Загорье, расположенной в Смоленской области, 8 июня 1910 г. появился на свет будущий выдающийся литератор – Александр Трифонович Твардовский. Родители были простыми людьми, крестьянами. Но всё же отец, хоть и работал деревенским кузнецом, был обучен грамоте и любил читать. В их доме книги были далеко не редким явлением. И долгими зимними вечерами семья коротала время за чтением Пушкина, Некрасова, Лермонтова и др. Поэтому и интерес к литературе у маленького Александра проявился ещё в детстве, и тогда он уже пробовал сочинять стихи.

Первым местом учёбы у Твардовского стала сельская школа. И в 14 лет он, ещё не окончив учёбу, уже пишет свои первые заметки, статьи, стихи и публикует их в местной газете. А в 1926г. будущий поэт начинает сотрудничество с городскими издательствами. В одном из них была опубликована и первая подборка стихов, и вышла заметка о творческом пути самого Твардовского. С 1927г. он живёт и работает в Смоленске, корреспондентом. Но в 1930г. он решает продолжить образование, поступает в педагогический институт. Во время учёбы он продолжает писать стихи.

Первая же поэма под названием «Путь к социализму» была издана в 1931г. Но широкая известность пришла к поэту только в 1936г. вместе с его поэмой о послереволюционной деревенской жизни «Страна Муравия». В период с 1936г. по 1938г. увидели свет сборники стихов «Дорога», «Сельская хроника», « Про деда Данилу» и др. Будучи студентом, он становится известным поэтом. Его уже знают и в Москве. Поэтому он переводится из пединститута в Смоленске на третий курс Московского института истории, философии и литературы, который успешно и оканчивает в 1939г.

В 1939г. Твардовского призвали на службу в армию, где он провёл шесть лет и прошёл несколько войн – был участником финской войны (1939–40гг.), Великой Отечественной (1941–45гг.). Войну он прошёл в качестве военного корреспондента, писал очерки, стихи. Именно в 1941г. поэт начинает работать над поэмой «Василий Тёркин», принесшей впоследствии литератору заслуженную популярность. Также в это время он пишет стихотворение «Я убит подо Ржевом», поэму «Дом у дороги», в которых рассказывает об ужасах и жестокости войны.

К мирной тематике поэт возвращается уже после войны, рассказывая о жизни людей, их мечтах. В период с 1950г. по 1960г. Твардовский работает в журнале «Новый мир». В это время написана поэма «За далью даль». А в 1969г. – поэма «По праву памяти», в которой открывалась правда о временах коллективизации (прототипом послужила история раскулачивания отца Твардовского). Но А. Твардовский известен был ещё и как отличный прозаик и литературный критик. Примером этому послужили его «Статьи и заметки о литературе», книга «Родина и чужбина».

Работая редактором журнала, поэт мужественно и справедливо отстаивал права всех талантливых авторов. Он помогал Солженицыну, Айтматову, Быкову и другим современным писателям, рассказывающим правду жизни в своих произведениях. За такую деятельность Твардовский был снят с должности редактора, а его издание фактически закрыли. Он тяжело перенёс такой поворот судьбы. И в 1971г., 18 декабря скончался от болезни.

Вариант 3

Александр Трифонович Твардовский (1910–1971) — советский писатель и поэт, общественный деятель.

Родился в Смоленской губернии, на хуторе Загорье в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. Мать Твардовского, Мария Митрофановна, происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным, и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, Ершова. Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд.

Учась в школе, Твардовский в 14 лет стал селькором смоленских газет, а в 1925 году там были опубликованы его стихи.

В 1929 году Твардовский уезжает в Москву в поисках постоянной литературной работы, в 1930 г. возвращается в Смоленск, где поступает в Пединститут и живет до 1936 года. Этот период совпал с тяжелыми испытаниями его семьи: родители и братья были раскулачены и сосланы. Тем не менее именно в эти годы выходит серия очерков Твардовского “По колхозной Смоленщине” и его первое прозаическое произведение “Дневник председателя” (1932).

Серьезным этапом в поэтическом творчестве Твардовского стала поэма “Страна Муравия” (1934–36), посвященная коллективизации. Поиски Никитой Моргунком сказочной Страны Муравии приводят его к определенным выводам о благе или пагубности “великого перелома”, в основе открытого финала поэмы — противоречивость судьбы самого поэта и его семьи.

В 1936 году Твардовский переезжает в Москву, где поступает учиться в Московский институт истории, философии и литературы. В эти годы он много переводит классику народов СССР. Еще будучи студентом, за заслуги в области литературы награжден орденом Ленина. Всесоюзное признание и литературная слава позволяют поэту добиться возвращения из ссылки родных.

Военный путь Твардовского начался в 1939 году. Как военкор он участвует в походе в Западную Белоруссию, позднее в Финской кампании 1939–40‑х.

Подлинную славу Александру Твардовскому приносят произведения, созданные в годы Великой Отечественной войны, прежде всего поэма «Василий Теркин», герой которой обретает поистине народную любовь. Ужасы войны, ее жестокость и бессмысленность описаны в поэме «Дом у дороги», в стихотворениях «Две строчки», «Я убит подо Ржевом»…

В 1947 году вышла в свет книга очерков и рассказов под общим заглавием “Родина и чужбина”. В этом же году был избран депутатом Верховного Совета РСФСР по Вязниковскому округу Владимирской области; в 1951 — по Нижнедевицкому Воронежской области.

С 1950 года Твардовский является редактором журнала «Новый мир» и занимает этот пост (с небольшим перерывом) почти до самой своей смерти.

В 1960‑е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете» пересматривает свое отношение к Сталину и сталинизму. В это же время (начало 1960‑х) Твардовский получает разрешение Хрущёва на публикацию в журнале рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

Новая направленность журнала вызвала недовольство так называемых «неосталинистов» в советской литературе. В течение нескольких лет велась литературная полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов).

После снятия Хрущёва в прессе была проведена кампания против «Нового мира». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, коллектив журнала ушёл вместе с ним.

Вскоре после разгрома его журнала (18 декабря 1971 года) Твардовский заболел и умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Биография Твардовского по годам

1910, 21 июня — родился на «хуторе пустоши Столпово», близ деревни Загорье Смоленской губернии.

1920 — поступил в сельскую школу. «Он очень любил книги и удивлял нас знанием их» (из воспоминаний однокашницы поэта А. Н. Седаковой-Ерофеевой).

1924 — «Летом я начал посылать небольшие заметки в редакции смоленских газет» (из «Автобиографии»).

1925, 19 июля — в газете «Смоленская деревня» опубликовано стихотворение «Новая изба».

1926 — участвует в работе съезда селькоров.

1927 — первая поездка в Москву со стихами.

1928 — уход из родительской семьи и начало жизни в Смоленске.

1930–1931 — подвергается грубой демагогической критике, в особенности после «раскулачивания» и высылки семьи.

1931 — благодаря поддержке Э. Багрицкого в Москве выходит поэма «Путь к социализму».

1932 — поступает в Смоленский педагогический институт.

В Смоленске выходит очерк «Дневник председателя колхоза».

1934 — участвует в работе Первого Всесоюзного съезда советских писателей (делегат с совещательным голосом) в Москве. Начинает работать над поэмой «Страна Муравия».

1935 — в Смоленске выходит «Сборник стихов (1930–1935)», высоко оцененный в рецензии В. Ф. Асмуса в «Известиях».

1936 — «Страна Муравия» публикуется в апрельском номере журнала «Красная новь», а позже выходит отдельным изданием. Поэт переезжает в Москву и поступает на четвертый курс Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ).

1938 — в Москве выходят книги «Дорога. Стихи. 1934–1935» и «Про деда Данилу».

1939 — выходит сборник «Сельская хроника. Стихи (1937–1938)». Поэт награжден орденом Ленина «за выдающиеся успехи и достижения в развитии советской художественной литературы». Оканчивает МИФЛИ.

1939–1940 — в качестве военного корреспондента участвует в походе Красной армии в Западную Белоруссию и Западную Украину и в войне с Финляндией.

1940 — начало работы над книгой о Василии Тёркине.

1941 — получает Сталинскую премию второй степени за поэму «Страна Муравия». Выходит сборник стихов «Загорье». С началом войны поэт отправляется работать во фронтовую газету «Красная Армия».

1942, сентябрь — публикуются первые главы «Василия Тёркина», сразу получившие широкую известность. Начинает работать над поэмой «Дом у дороги».

1945 — завершает «Василия Тёркина».

1946 — получает за поэму «Василий Тёркин» Сталинскую премию первой степени. В мае — июне публикует «Дом у дороги» в журнале «Знамя».

1947 — получает за эту поэму Сталинскую премию второй степени. Его книга «Родина и чужбина» подвергается несправедливым нападкам в прессе. Начало поездок в Сибирь, продолжавшихся в 1940–1950‑е годы.

1949 — выходит «Книга лирики. 1934–1949».

1950 — назначается главным редактором журнала «Новый мир». Начинает работать над книгой «За далью — даль».

1951 — публикует статью «Как был написан „Василий Тёркин“».

1952 — выходит сборник «Послевоенные стихи. 1945–1952».

В «Новом мире» (№ 9) напечатан очерк Валентина Овечкина «Районные будни», получивший широкий отклик.

1953 — публикуются первые главы книги «За далью — даль».

«Новый мир» начинает печатать остро критические статьи о современной литературе, вызывающие негодование официозной критики.

1954 — Твардовский написал и хотел опубликовать сатирическую поэму «Тёркин на том свете» (была набрана для пятого номера «Нового мира»). Поэма была запрещена, а он снят с поста главного редактора.

1956 — в сборнике «Литературная Москва» опубликованы новые главы книги «За далью — даль», в том числе — «Друг детства».

1957 — в длительной беседе с Н. С. Хрущевым поэт критически высказывается о положении в литературе.

1958, июль — вновь назначен главным редактором «Нового мира» (однако цензура и идеологические отделы ЦК КПСС постоянно вмешиваются в дела журнала).

1960 — напечатаны заключительные главы книги «За далью — даль» благодаря поддержке Хрущева.

1961 — книга «За далью — даль» получает Ленинскую премию.

1962 — Твардовский добивается публикации в «Новом мире» (№ 11) повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», ставшей важной вехой в литературной и общественной жизни.

1963 — благодаря поддержке Хрущева опубликована поэма «Тёркин на том свете».

1965 — на основе поэмы московский Театр Сатиры ставит замечательный спектакль, который вскоре был снят с репертуара якобы по желанию… самих актеров.

1966 — Твардовский отказывается одобрить судебный приговор писателям А. Синявскому и Ю. Даниэлю, обвиненным в антисоветской деятельности.

1967 — выходит сборник стихов «Из лирики этих лет».

1968 — Твардовский отказывается подписать «коллективное» письмо, в котором писатели одобряют вторжение войск Варшавского договора в Чехословакию. Усиливаются нападки на «Новый мир». Цензура не пропускает поэму «По праву памяти» (будет опубликована только 17 лет спустя), которая без ведома автора печатается в зарубежной прессе (1969).

1970, февраль — после многомесячной критической кампании по поводу «Нового мира» в прессе руководство Союза писателей по прямой подсказке ЦК КПСС устраняет из редколлегии «Нового мира» ближайших сотрудников Твардовского и заменяет их чуждыми и враждебными ему людьми. Попытка обратиться к Л. И. Брежневу — безуспешна. Твардовский вынужден подать в отставку.

Июнь — вступается за генетика и диссидента Жореса Медведева, насильно помещенного в психиатрическую больницу.

22 сентября — Твардовского настигает инсульт, в октябре врачи диагностируют запущенный рак легких.

1971,18 декабря — Александр Трифонович Твардовский умирает в подмосковном дачном поселке Пахра. Погребен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Полная биография – Твардовский А. Т.

Твардовский ни в жизнь не жаловался на судьбу и более того писал в одном из своих стихотворений:

Нет, существование меня не обделила,

Добром своим не обошла.

Вэтого с лихвой дано мне было

В дорогу — света и тепла.

Но так же, как и многие его современники, он прожил весьма непростую существование, которая пришлась на самые тяжелые для России годы — революцию, коллективизацию, войну, сталинский террор.

Пройдя посредством все эти трудные годы, Твардовский не только стал большим поэтом, но и остался честным человеком. Поэтому до сих пор исследователи творчества поэта продолжают штудировать его биографию, чтобы разобраться истоки той силы, которая помогла ему сделаться нравственной опорой для своих современников. Твардовский был не только автором всенародно известных поэм, но и главным редактором журнала “Новый мир”, которым зачитывались немного поколений читателей. Публикации в этом журнале означали признание и сообща с тем новоиспеченный разворот в судьбе писателя, как это произошло, в частности, с А. Солженицыным.

Твардовский родился на смоленской земле. Его папа в прошлом был кузнецом, вероятно, от этого и пошло то сочетание своеобразной основательности и непоколебимой принципиальности, которое всю дорогу было свойственно характеру Твардовского. Трифон Гордеевич Твардовский, папа поэта, был человеком незаурядным. Тяжким трудом он сумел скопить небольшую сумму денег, которой чуть достало, чтобы совершить начальный взнос в банк и достать в рассрочку болотистый участок земли.

Позже стихотворец напишет в автобиографии: “… нам, детям, он с самого малого возраста внушал влюбленность и почтение к этой кислой, подзолистой, скупой и недоброй, но нашей земле — нашему “имению”, как в шутку и не в шутку называл он свой хутор”. Это влечение выскочить из нищеты, знание грамоты и более того определенная начитанность выделяли его из среды крестьян, которые то шутливо, то иронически называли Трифона Гордеевича “паном”.

Детство поэта пришлось на первые послереволюционные годы, а в юности ему довелось на своей собственной судьбе познать, как проводилась коллективизация. В тридцатые годы его папа был “раскулачен” и выслан из близкий деревни. Об этих тяжелых годах ослепительно рассказал в своих мемуарах брат поэта Иван Трифонович. Новые хозяева жизни не посчитались более того с тем, что Трифон Гордеевич совместно с семьей сам обрабатывал землю и не нищенствовал только благодаря своему трудолюбию. Они ничего не имели и супротив революции — напротив более того, новые порядки казались им началом “счастливого светлого будущего”.

Будущий стихотворец стал активным сельским комсомольцем, а с 1924 года начал отправлять заметки в редакции смоленских газет. Он писал в них о комсомольских делах, о разных злоупотреблениях, которые допускали местные власти, что создавало ему в глазах сельских обитателей ореол защитника. А в 1925 году в газете “Смоленская деревня” появилось и первое стихотворение Твардовского — “Новая изба”. Однако сочинять вирши он начал ещё раньше и как-то раз показал их своему учителю, тот, что, таким образом, стал первым критиком будущего поэта. Как потом вспоминал сам Твардовский, педагог сильно неодобрительно отозвался о его стихотворных опытах по той причине, что вирши крайне понятны, тогда как современные литературные требования диктуют, чтобы “ни с какого конца не разрешено было разобраться, что и про что в стихах написано”.

Мальчику весьма хотелось подобать литературной моде, и он упрямо старался строчить так, чтобы было неясно, о чем написано. К счастью, ему этого не удалось достигнуть, и он в конце концов решил строчить так, как получалось. Первое опубликованное стихотворение Твардовского, конечно, было в отдалении от совершенства, при всем при том в нем уже проявились те черты, которые характерны для всей поэзии Твардовского. Он писал без затей и доходчиво о том, что ему было рядом. В двадцатые годы он находился под влиянием поэзии Н. Некрасова, что как бы предопределило штатский пафос его первых стихов.

Окрыленный успехом Твардовский собрал все свои, как ему казалось, “подходящие” вирши и отправился в Смоленск к поэту Михаилу Исаковскому, тот, что в то время работал в редакции газеты “Рабочий путь”. Их первая саммит стала началом большущий творческой и человеческой дружбы, которая продлилась до конца жизни обоих поэтов. Тогда в Смоленске собралась целая группа молодых поэтов, которые пришли в областные газеты из разных деревень. М. Исаковский был старше их всех, к тому же он был уже признанным в области поэтом и как мог старался подсобить своим молодым коллегам в их творчестве.

Впоследствии Твардовский фиксировал, что писал он тогда крайне нехорошо, его вирши были беспомощны и подражательны. Но самым губительным для него и для других его сверстников-поэтов был недочет общей культуры и образования. Когда Твардовский приехал в Смоленск, ему было уже восемнадцать лет, а образование — только неполная сельская учебное заведение. Вот с таким багажом Твардовский и вступил в поэзию. “Поверхностная начитанность, некоторая осведомленность в “малых секретах” ремесла питала в нас опасные иллюзии”, — писал он затем в своей “Автобиографии”.

Эти иллюзии и привели молодого поэта в Москву. Он приехал туда потом того, как в журнале “Октябрь” появилось немного его стихов и кто-то из критиков отметил их в своем обзоре. Однако явь оказалась не таковый блестящей, как это представлялось издалече. В Москве, как и в Смоленске, было нелегко пристроиться на работу, и редкие публикации не спасали положения. Тогда Твардовский вернулся в Смоленск и решил капитально заняться своим образованием. Его приняли в педагогический институт без вступительных экзаменов, но с обязательством за год исследовать и сдать все предметы за среднюю школу. Он не только выполнил близкое обязательство, но и в основополагающий же год догнал своих однокурсников.

В тот самый свой смоленский отрезок времени жизни Твардовский сильно живо вникал во все процессы, которые происходили в то время в деревне. Уже шла коллективизация, его семейство пострадала, но Твардовский, сочувствуя родителям, не сомневался в необходимости перемен. Такую позицию, может быть, объясняют слова известного литературоведа и критика В. Лакшина, тот, что писал о Твардовском: “Он поэзией не частную свою задачу решал, задачу личной судьбы или семейного благоустройства. Ему значимо было высшую задачу разрешить: чтобы родная почва жила счастливо и по правде”.

Твардовский нередко ездил в колхозы в качестве корреспондента газет, собирал материал, писал статьи, рассказы. Тогда же он замыслил черкануть большое произведение, и вскоре появилась его поэма “Путь к социализму”, озаглавленная так по названию колхоза, о котором шла в ней речь. Несмотря на то, что по рекомендации Э. Багрицкого поэма была издана в “Молодой гвардии” и получила положительные отзывы критики, она была открыто неудачной. Как признавал сам Твардовский, эти вирши были как “езда со спущенными вожжами, утрата ритмической дисциплины стиха, проще говоря, не поэзия”. Эту и вторую свою поэму “Вступление”, которая была издана в Смоленске в 1932 году, он в дальнейшем рассматривал как неизбежные ошибки юности. Первой же большущий и по-настоящему удачной работой становится его лирический цикл “Сельская хроника”, которым Твардовский и заявил о себе в литературе как о талантливом перспективном поэте.

Однако известность к нему пришла только потом публикации в 1936 году поэмы “Страна Муравия”. Сюжет поэмы напоминает историю Дон-Кихота, только у Твардовского вместо странствующего рыцаря в турне отправляется человек, не стремящийся входить в колхоз. Он едет по стране на своей лошаденке в надежде нарыть местоположение, где нет колхозов. Такого места он, конечно, не находит и, насмотревшись на счастливую существование колхозников, возвращается домой убежденный, что нет и не может быть хорошей жизни за пределами колхозов. Трудно заявить, кривил ли Твардовский душой, когда создавал тот самый свой миф о новой Деревне и возросшем благосостоянии крестьян, — потому как он не мог не видать и отрицательное, что сопутствовало коллективизации. Однако в поэме все выглядит пристойно и успешно.

Теперь Твардовский приезжает в Москву уже как признанный стихотворец. К этому времени он успел довести до конца два курса педагогического института в Смоленске и поступил на третий вектор движения Московского института истории, философии и литературы (МИФЛИ). Его вирши и поэмы с радостью печатают журналы, их одобрительно воспринимает критика, и стихотворец полностью доволен своей жизнью. К чести Твардовского следует пометить, что он и раньше, и сейчас не прерывает связей со своей семьей, нередко бывает в родном доме, хотя и рискует обрести ярлык “сына врага народа”. Однако эта участь его каким-то образом миновала.

В 1939 году стихотворец заканчивает МИФЛИ, и его призывают в армию. В то время он ещё не знал, что снимет шинель только позже Победы. За шесть лет своей армейской жизни Твардовский прошел немного войн. Он принимал участие в походе Красной Армии в Западную Белоруссию, потом этого — в финской войне и, в конце концов, в Великой Отечественной войне. С 1940 года и до самой Победы стихотворец не прерывает своих литературных занятий и работает над “Фронтовой хроникой”. Ее герой — ещё не служивый, а тот же крестьянин, волей судеб попавший на войну.

Из этого цикла и выросла поэма “Василий Теркин”. Ее проект возник у Твардовского ещё во время финской войны, когда он сообща с группой других писателей, работавших в газете “На страже Родины”, решил завести в газете “угол юмора” и придумал фельетонный персонаж — Васю Теркина, тот, что имел у бойцов колоссальный счастливый момент. Но только пройденные им тяжелые военные дороги превратили Теркина в настоящего народного героя. Интересно подметить, что новая поэма Твардовского заслужила похвальный отзыв более того такого взыскательного критика, как И. А. Бунин, тот, что к тому же был категорично настроен супротив советской власти.

Военные впечатления легли в основу и следующей поэмы Твардовского — “Дом у дороги”, которая вышла в 1946 году. В противоположность “Теркину” в ней звучит мотив неизбывной печали и скорби о потерях. В том же, 1946 году, стихотворец создает оригинальный реквием погибшим — стихотворение “Я убит подо Ржевом”.

В послевоенное время Твардовский продолжает вкалывать над крупными произведениями и создает свою главную в тот самый отрезок времени поэму — “За далью — даль”. В ней стихотворец стремится к честному разговору с читателем, но уже великолепно понимает, что это нереально. С 1954 года он начинает вкалывать над следующей своей поэмой — “Теркин на том свете”, пародийным продолжением “Василия Теркина”, которую заканчивает в 1963 году. Она была более того опубликована и получила первые отзывы, но следом о ней замолчали, как подобно тому как этой поэмы и не существовало.

Аналогичная судьбина постигла и другую поэму Твардовского — “По праву памяти”, которая была завершена в 1969‑м, но в СССР была опубликована только в 1987 году. Понимая, что поведать правду о прошлом ему не дадут, Твардовский прекратил работу над этой поэмой. Последние годы жизни он посвятил лирической поэзии. Однако и в ней чувствуется, что он намеренно уходит от когда-то любимой им социальной темы и не пишет о том, что его беспокоит, только вследствие того, что, что его мысли все одинаково не дойдут до читателя. Поэт чувствует, что он не в состоянии что-либо изменить в этом мире, и ощущает свою ненужность.

Допустим, ты родное уже оттопал

И сзади — остался твой рубеж,

Но при тебе и ум твой, и навык,

И какой-то срок ещё для сдачи дел

Отпущен — до погрузки и отправки…

Нет, лучше обрушиться нам на полдороге,

Коль не по силам новоиспеченный был путь.

Без нас превосходно подведут итоги

И, может, меньше нашего наврут.

Военные и послевоенные годы во многом изменили мировоззрение поэта, иной стала и его гражданская точка зрения. Он увидел, каким стало то предстоящее, которое в двадцатые-тридцатые годы представлялось ему светлым и справедливым. И стихотворец как мог пытался отстаивать свои идеалы и свою позицию.

В 1950 году Твардовский был назначен главным редактором журнала “Новый мир”, но уже посредством четыре года его сняли, а ещё посредством четыре, в 1958 году, вернули назад. Именно в это время “Новый мир” становится центром, около которого группировались писатели, стремившиеся к честному отображению реальности. Тогда же Твардовский сумел напечатать знаменитую повесть “Один день Ивана Денисовича” А. Солженицына и добивался публикации его романа “Раковый корпус”.

Несмотря на то, что Твардовский и сам имел немалую верх и воздействие (был и членом правления Союза писателей СССР, и кандидатом в члены ЦК КПСС), ему вечно приходилось проверять на себе все усиливающееся давление консервативных сил. В 1970 году он был в очередной раз снят с должности главного редактора, да и сама редакция подверглась фактическому разгрому. Вскоре после этого, через полтора Твардовский умер. Как писал позже единственный из историков, “кончина Твардовского стала поворотным пунктом целого периода культурной жизни страны”.

18 интересных фактов из жизни Твардовского

Александр Твардовский — ещё один выдающийся советский писатель. Согласитесь, в честь простых людей не называют улицы! Твардовский оказал заметное влияние на развитие российской литературы и оставил в её истории свой неизгладимый след.

Интересные факты о Твардовском.

  1. Будущий писатель появился на свет в скромном хуторе в Смоленской области в семье местного кузнеца.
  2.  Его отец купил участок заболоченной, покрытой зарослями земли у потомков адмирала Нахимова.
  3. В молодости Твардовский писал, что не выносит своего отца, с которым «невыносимо разговаривать». Он даже утверждал, что готов на что угодно, лишь бы не быть членом ненавистной семьи, в которой он появился на свет. При этом к матери Твардовский испытывал самые теплые и нежные чувства.
  4. Твардовский начал сочинять стихи раньше, чем выучился грамоте.
  5. В 18 лет амбициозный молодой человек ушел из родного дома и перебрался в Смоленск.
  6. Первые стихи Твардовского были опубликованы, когда поэту исполнилось всего 15 лет. Существует байка, согласно которой на экзамене в институте литератору однажды попался билет с вопросом о его собственной поэме, уже успевшей стать частью учебной программы.
  7. Хотя родителей Твардовского раскулачили и отправили в ссылку, он сам горячо поддерживал реформы Сталина и коллективизацию крестьянских хозяйств.
  8. Благодаря поэме «Василий Теркин» о ВОВ Твардовский быстро стал культовым писателем среди солдат и офицеров красной армии.
  9. Выдающиеся писатели Серебряного века, которые еще были живы на момент публикации «Теркина», восприняли поэму по-разному. Анна Ахматова сочла ее «легкими стишками» для военного времени, а вот Ивана Бунина произведение Твардовского привело в полный восторг.
  10. За свои поэмы о войне и многочисленные очерки с фронта подполковник Твардовский был удостоен ордена Отечественной войны первой степени.
  11. Будучи главным редактором журнала «Новый мир», Твардовский смог добиться разрешения Никиты Хрущева на публикацию рассказа Александра Солженицына о концлагерях.
  12. В начале 1970 года Твардовский был вынужден уйти из «Нового мира», так как его систематически травили функционеры Главлита и другие чиновники, не разделявшие его убеждений.
  13. После разгрома редакции журнала Твардовский перенес инсульт, а в больнице у него диагностировали рак легких на поздней стадии. Вскоре литератора не стало.
  14. Имя Твардовского носит московская школа № 279, в честь него названы самолет «Аэрофлота» и несколько улиц в разных городах страны.
  15. Во время установки памятника Твардовскому на столичном Страстном бульваре вышел конфуз – на граните выбили слова «при участии министерсва культуры» без одной буквы «т».
  16. Твардовский, несмотря на сложные отношения с советскими властями, пять лет числился кандидатом в члены ЦК КПСС.
  17. Никита Хрущев, покровительствовавший Твардовскому, судя по его репликам во время встречи с писателем, никогда не читал ни «Василия Теркина», ни другие произведения автора.
  18. За свое мастерство Твардовский был четырежды удостоен Государственной премии СССР.

 

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

16 − шестнадцать =