«Жираф» анализ стихотворения Гумилева по плану и кратко. В 11 классе школьники изучают творчество Н. Гумилева. Многие его произведения поражают оригинальными экзотическими образами, не исключение и «Жираф», которому посвящена статья. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Жираф» по плану.
Полный текст стихотворения Н. Гумилёва «Жираф»
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Краткий анализ стихотворения
Вариант 1
Это известное стихотворение Николай Гумилёв написал в 1908 году. Будучи заядлым путешественником, поэт вдыхал в свои сочинения подлинный дух самой красивой природы. В числе множества стихов, «Жираф» вошёл во второй крупный сборник писателя — «Романтические стихи».
В начале стихотворения автор, кажется, обращается к своему близкому человеку, а, быть может, просто к обычной, но очень печальной женщине. Он очарован её печалью, и в то же время как бы невзначай предлагает ей лучик света. Гумилёв мягко и завораживающе вводит читателя в сказочный мир природы: природы настолько изысканной (как сам грациозный жираф — главный персонаж сочинения), что может показаться даже нереальной.
Но, ведь озеро Чад существует по-настоящему! Да ещё и не так уж далеко-далеко, как думается. Он там был, он, действительно, видел чудесное существо, обладающее грациозной стройностью и укрытой искусным узором шкурой. Благородный жираф и правда бродит на этом озере, он легко парит над землей во время бега, а на закате солнца таинственно скрывается в мраморном гроте.
Далее путешественник погружается в пьянящие воспоминания своих странствующих времен, когда он познавал сказочное таинство разных стран, где прохладной дымкой всплывает образ черной девы и лучится вызывающая страсть молодого вождя. Но, тут автор вдруг переводит взгляд на свою слушательницу, он пробуждает ее такими словами: «Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя».
Происходит явный контраст образов: сталая печаль уставшей женщины выглядит так ограниченно на фоне этих фантастических просторов внешнего мира. Гумилёв лёгким движением приоткрывает занавес, за которым ярким закатом рассыпается красота и мудрость природы. И в это время он говорит: «Ну же, смотри, к нему рукой подать, бери, он твой. Или тебе просто нравится плакать?» И как же в таком состоянии увидеть этот тропический сад со стройными пальмами, ощутить запах немыслимых трав? Не стоит плакать, ведь там, на озере Чад по-прежнему «изысканный бродит жираф».
Забавное и в то же время очень красивое стихотворение сможет разбудить в душе любого человека самые теплые чувства, рассказать об истинных мыслях автора и о красоте различных стран, в которых смог побывать.
Вариант 2
Читая стихотворение, мы видим разговор лирического героя с девушкой, которая была грустна. Ее описанию автор посвящает всего лишь две строчки, что не скажешь о жирафе. Об этом удивительном животном, что подобно сказочном существу, он рассказывает своей собеседнице, дабы внести в ее жизнь немного разнообразия. Дать свет, который вытащил бы ее из печали, из места где кроме дождей девушка ничего больше не видела. Своим рассказом автор переносит не только читателей, но и героиню, в таинственный мир, где на озере Чад бродит жираф.
Он грациозный, узор на нем сравнивается с луной. Бег жирафа плавный, как полет птички, а само животное писатель сравнивает с парусами корабля. Вот только собеседница быстро теряет интерес к рассказу. Может оттого, что ей становится обидно за свою скучную жизнь. Но герой Гумилева тут же предлагает экзотические сказки о вожде, о черной деве, но и эти рассказы ее не утешают, а все потому, что ей не хочется рая где-то, она хочет счастья здесь и сейчас. Только не понимает женского желания герой стихотворения Гумилева, оттого и плачет девушка. В этом автор показал свои отношения с Ахматовой, которая равнодушно относилась к путешествиям и ей были не интересны экзотические страны.
Работа писателя Жираф еще раз доказывает, насколько разные в этом мире люди. Одни романтики, другие прагматики. Одним достаточно видеть привычные картины за окном, другие хотят изменений, ищут новые ощущения, и им мало целого мира. Для одних дождь способен вызвать грусть и печаль, а другие с раскрытием зонта погружаются в разнообразный мир мечты. В своей работе, автор хочет показать и напомнить всем о том, что есть и другая жизнь.
Анализ по плану стихотворение «Жираф»
Вариант 1
История создания
Стихотворение «Жираф» Гумилёв написал в 1907 г. Оно было опубликовано в сборнике стихов 1908 г. «Романтические цветы», изданном в Париже, и было посвящено Анне Ахматовой, которую Гумилёв в тот момент считал своей невестой и на которой женился в 1910 г. Впоследствии посвящение было снято.
Принято считать, что стихотворение написано под впечатлением путешествия Гумилёва в Африку, но в 1907 г. поэт, которому в тот момент 21 год, в Африке не был. Пережив отказ Анны Ахматовой, он действительно отправился в путешествие по Ближнему Востоку, но не в Африку. Первое путешествие в Африку состоялось в 1909 г. как раз на деньги, полученные от сборника «Романтические цветы».
Так что Гумилёв описывал жирафа до того, как его увидел, причём так захватывающе, что ему поверили многие поколения читателей. Это потом он устал от «декоративных жирафов» в Каире.
Интересно, что в литературных кругах Гумилёва ещё долго называли «изысканным жирафом» и посмеивались за глаза. Иронию вызывало стремление поэта уйти от действительности в декоративные иные миры.
Литературное направление и жанр
Гумилёв был мастером «Цеха поэтов», основанного в 1911 г., в 1912 заявил о появлении нового течения – акмеизма. Но в 1907 г. Гумилёв только открывает для себя новые поэтические законы, которые впоследствии назовутся акмеистическими.
Стихотворение представляет собой жанровую сценку (разговор с грустной собеседницей), в которую включён экзотический африканский пейзаж и даже портрет жирафа. Но жанр стихотворения – интимная лирика. Все остальные элементы подчинены отношениям лирического героя и возлюбленной.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 5 четверостиший. Из первого становится понятно, к кому обращён рассказ лирического героя. В нём же возникает образ изысканного жирафа. Вторая и третья строфы описывают жирафа. Четвёртая и пятая строфы делятся на две части. В первой лирический герой соблазняет возлюбленную другими преимуществами экзотической Африки, во второй констатирует, что ему не удалось отвлечь её от грустных мыслей. Композиционная симметрия достигнута. В пятой строфе рефреном звучит обращение к возлюбленной. Лирический герой упрямо повторяет свою историю, хотя в первый раз она не только не утешила девушку, но довела её до слёз.
Тема стихотворения – взаимопонимание между людьми, между мужчиной и женщиной, парой. Основная мысль состоит в том, что у влюблённых разные ценности, которые, как бы ни были они прекрасны, могут быть ненужны или непонятны другому.
Тропы и образы
Герой обращается к девушке, отмечая только две детали её портрета: особенно грустный взгляд и особенно тонкие руки, обнимающие колени (эпитеты). Для описания Гумилёв использует неправильную грамматическую конструкцию, нужно было сказать: «Руки, колени обнявшие». Ещё современник Гумилёва Есенин, отмечая неправильность конструкции, утверждал, что она вызывает яркий зрительный образ.
Если портрет девушки занимает 2 строчки, то описание жирафа – целых десять. Изысканный жираф (эпитет) показан в обычной для него обстановке: в месте своего обитания, днём и на закате, издали и вблизи, так что можно рассмотреть волшебный узор на шкуре (эпитет). Этот узор сравнивается с отражающейся в широких озёрах луной. Необычно второе сравнение самого жирафа с цветными парусами корабля, а третье – сравнение его бега с радостным полётом птицы. Возможно, птицу герою напомнила высоко расположенная и как бы парящая голова, которая при ходьбе движется по причудливой траектории.
Лирический герой любуется фантастическим жирафом, внешность и образ жизни которого он придумал. Когда адресат его монолога утрачивает к рассказу о жирафе интерес, лирический герой предлагает собеседнице весёлые сказки таинственных стран (эпитеты). И эти сказки о чёрной деве и страсти молодого вождя, как негатив, отражают отношения девушки и лирического героя.
Экзотическому далёкому миру таинственного жирафа, тропического сада со стройными пальмами и немыслимыми травами (эпитеты) противопоставлен мир лирического героя, наполненный тяжёлым туманом (метафорический эпитет), неверием и слезами.
Почему же рассказ о ярком, цветном африканском мире не утешает обитательницу тусклой комнаты? Ни одна девушка, ожидающая проявления любви от молодого человека, не утешится и не увлечётся его рассказами о счастье, свободе и любви других личностей в другом месте. Она хочет счастья собственного и в своём мире. Лирический герой не понимает этого. Поэтому и плачет девушка. На эти отношения Гумилёв проектирует собственные отношения с Ахматовой, которая действительно была равнодушна к экзотическим путешествиям Гумилёва.
Вопрос лирического героя в последней строфе отражает его искреннее недоумение. Этот мужчина не умеет жить здесь и сейчас, ему необходим другой мир, в который можно убежать от действительности.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано пятистопным амфибрахием, который прекрасно передаёт размеренную речь монолога лирического героя.
В стихотворении перекрёстная рифмовка, резкие мужские рифмы соответствуют характеру лирического героя.
Вариант 2
История создания
История создания анализируемого стихотворения связана со страстью Н. Гумилева к путешествиям. Мужчина любил поездки на Восток, в Турцию и Африку. Культура и природа этих стран очень отличается от русской, поэтому не могла оставить поэта равнодушным. Так экзотические мотивы появились в его лирике. «Жираф» был написан в 1907 г., а уже в 1908 г. Николай Гумилев включил его в сборник «Романтические цветы». Этим сборником поэт доказал, что его лирический герой может быть разным: отшельником, созерцателем, проигравшим игроком и, наконец, путешественником. Последнего видим в анализируемом произведении.
Тема
Автор развивает тему экзотических стран, обрамляя ее рассказом о женской грусти. В центре произведения три главных образа – лирический герой, его слушательница и жираф. Написаны строки от первого лица.
Первые строки являются вступительной частью, показывающей, что подтолкнуло лирического героя к рассказу о далеких краях. Мужчина увидел, что женщина особо грустна. Кто скрывается, под женским образом, жена или сестра, неизвестно. Чтобы поднять ей настроение, герой решил поведать о жирафе.
Он говорит, что животное живет на озере Чад. Видно, что жираф очень нравится лирическому герою, ведь тот первым делом отмечает изысканный вид животного, «грациозную стройность» и волшебные рисунки на шкуре. Последние ассоциируются у мужчины с лунным светом, падающим на воду. Очаровывает героя и очертания жирафа, плавность его бега.
Образ экзотического животного подталкивает лирического героя к прекрасным воспоминаниям о далеких странах. Он рассказывает женщине вещи, необычные для нас. Вскоре рассказчик останавливается, видя что не смог развеселить слушательницу. Наоборот, та начала ронять слезы. Можно предположить, что грусть стала острее от того, что героиня оказалась заточенной в туманах, и очень сожалеет, что не могла видеть все, о чем услышала.
Благодаря интересной интерпретации экзотических мотивов, стихотворение заняло почетное место в русской литературе.
Композиция
При разборе стихотворения привлекает внимание композиция. По смыслу оно делится на две части: рассказ о загрустившей женщине и рассказ о жирафе, таинственных краях. Первая часть обрамляет вторую, хоть и гораздо меньше по объему. Формально произведение делится на пять катренов.
Жанр
Произведение можно определить как элегию, это ведь в нем представлен размеренный рассказ лирического героя, а некоторые стихи «окрашены» грустным настроением. Написан «Жираф» четырехстопным амфибрахием. Н. Гумилев использовал перекрестную рифмовку АВАВ.
Средства выразительности
Средства выразительности используются автором для передачи настроения героини произведения, а также для воссоздания экзотических образов. Тропы поражают оригинальностью.
В тексте есть метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля»; эпитеты – «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф» и сравнения – «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».
Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первой грусть героини подчеркивается нанизыванием слов с согласными «ж», «з», «с»: «Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд».
Вариант 3
Есть поэты среди лириков Серебряного века, чье влияние на потомков и современников было особенно значительным. К ним принадлежит, конечно, Гумилев Николай Степанович. В этой статье мы проанализируем его стихотворение “Жираф”.
Автор произведения
Начнем анализ стиха Гумилева “Жираф” с представления автора. Этот поэт известен был как один из руководителей и создателей школы акмеизма. Сам он относился к собственным стихам весьма критически, работал скрупулезно над их содержанием и формой. Гумилев — один из самых взыскательных и строгих учителей, прививавших молодым поэтам вкус к отточенности высказывания.
К какому направлению принадлежал Гумилев?
Гумилев, как мы уже упоминали, принадлежал к такому направлению, как акмеизм. Это придуманный Николаем Степановичем стиль, который подразумевал отражение действительности емкими и легкими словами.
Лирический герой
Намеренно лирический герой закрывает глаза на будничность жизни, окружающей его. Он ей противопоставляет полный приключений, яркий мир свободного странника. Привлекают его красивые названия, экзотические места. Целеустремленность и воля — духовный стержень всей поэзии Николая Степановича.
Современников захватил облик лирического героя Гумилева, сочетавший в себе мужество, отвагу, способность предсказывать будущее, а также страсть к путешествиям и детское любопытство к окружающему миру.
История создания произведения “Жираф” (Гумилев)
Анализ по плану продолжим, рассказав немного об истории создания стихотворения и сборнике, в который оно включено. “Романтические цветы” — сборник стихотворений, вышедший в 1908 году. Лирический герой в данном цикле примеряет различные маски. Он — то проигравший все игрок, который поставил в страшном порыве свой крест на карту; то мыслитель-отшельник, который обладает высшим знанием; то странник.
За этими обличьями мы видим одного человека, мужественного и упрямого, мечтательного и отважного, который не боится испытаний и тревог, даже если они угрожают герою смертью. В сборник под названием “Романтические цветы” не случайно вошло стихотворение “Жираф”, написанное в 1907 году. Это одно из наиболее ярких творений Гумилева, ставшее надолго его визитной карточкой в литературе.
Сам автор много путешествовал по Турции, Африке, Востоку. Впечатления эти отразились в его стихах, для которых характерны дикие экзотические ритмы. Звучит в его произведениях и музыка заморских стран, и русские песни, и трубы войны, и слезы, и смех любви. Одним из наиболее прекрасных стихотворений, посвященных Африке, является у такого поэта, как Гумилев, “Жираф”. Краткий анализ произведения не позволяет говорить подробно об остальном его творчестве, которое также весьма любопытно.
Жанр стихотворения
Как и многие другие стихотворения данного автора, этот стих написан в жанре философской лирики. Анализ стихотворения “Жираф” Гумилева, кратко изложенный в этой статье, позволяет говорить о том, что перед нами поэт предстает “мастером сказки”, в своем произведении сочетая описание быстро меняющихся, ослепительно ярких картин прекрасной далекой страны с музыкальностью и мелодичностью повествования.
Тема и идея
Лирический герой стихотворения “Жираф” для того, чтобы развеять печаль своей спутницы, решает ей рассказать грустную и таинственную сказку про страсть молодого вождя к черной деве, про “стройные пальмы”, “тропический сад”, про все экзотическое, прекрасное. Начинается она особенно: “Далеко, далеко на озере Чад. ” бродит изысканный жираф.
Выражение “далеко-далеко” пишется обычно через дефис. С помощью него определяется что-то совершенно недостижимое. Однако Гумилев не без некоторой доли иронии наше внимание акцентирует на том, что этот континент не так уж и далек. Он сравнивает два пространства, в масштабе сознания человека являющиеся далекими. Однако они совсем близки в масштабе земли.
Про то, что находится “здесь”, автор не говорит ничего. Это и не нужно, так как здесь только “тяжелый туман”, который мы привыкли вдыхать ежеминутно. Жизнь в мире, где мы живем, течет в серых тонах. Именно такой ее изображает Николай Гумилев (“Жираф”). Анализируя произведение, можно сказать, что лишь слезы и грусть остались “здесь”. Кажется, как будто на земле невозможен рай. Однако лирического героя эта обыденность не устраивает. Его влекут необычность, красочность, экзотические ритмы.
Лирический герой, обращаясь к таинственной женщине, судить о которой мы можем только с позиции автора, диалог ведет и с нами, то есть теми, кто слушает эту сказку. Он предлагает взглянуть иначе на мир, понять, что земля видит “много чудесного”. Каждый из нас способен при желании увидеть это, следует лишь очиститься от вдыхаемого нами “тяжелого тумана” и понять, что мир прекрасен и огромен. Автор стремится это доказать. Совершенно иной представляется жизнь на озере Чад. Здесь, как будто драгоценный алмаз, переливается и блестит мир, воздух чистый и свежий.
Художественные образы
Вот уже мы переносимся вместе с героиней стихотворения в загадочную Африку для того, чтобы попасть в “тропический сад”, дотронуться до стволов прекрасных “стройных пальм”, вдохнуть воздух далекой земли, напоенный благоуханием растений и цветов и увидеть удивительное животное, которому дана “грациозная стройность и нега”.
Романтически условен облик этого африканского животного. Много в стихотворении “придуманного” изящества. Можно отметить здесь строчку о том, что он “прячется в мраморный грот” на закате. Однако поэтическая форма оправдывает это, поскольку предполагает уже изначально наличие таинственного и чудесного.
В данном стихотворении Николай Гумилев остановил не случайно свой выбор на жирафе. Присущая ему экзотика вписывается очень органично в текст повествования о загадочной далекой земле. С длинной шеей, стоящее твердо на ногах, с “волшебным узором”, украшающим шкуру, это животное стало героем множества стихов и песен. Можно, пожалуй, провести параллель между ним и человеком, который так же грациозно строен, статен и спокоен. Однако жирафу “нега” и миролюбие даны от природы. А “царь зверей” по собственной воле возвеличивает себя над другими живыми существами.
Литературные приемы, которые использует Гумилев
Проведя анализ стиха Гумилева “Жираф”, мы заметили, что автор использует прием необычного сравнения, что является одним из самых примечательных средств создания образа жирафа. Волшебный узор его шкуры сравнивается с блеском луны, а сам он “подобен цветным парусам корабля”. Бег животного уподобляется радостному птичьему полету: он такой же плавный.
Другими средствами, к которым Гумилев прибегает в данном стихотворении, являются эпитеты: “грациозная стройность”, “изысканный жираф”, “цветные паруса”, “волшебный узор”, “тяжелый туман”, “радостный полет”, “немыслимые травы”, “таинственные страны”, а также метонимия (“бродит жираф”), повтор (“далеко, далеко”), олицетворение (“осмелится только луна”, “много чудесного видит земля”).
Сродни грациозности и спокойствию жирафа мелодия произведения, как показывает анализ стихотворения “Жираф” Гумилева. Неестественно протяжны звуки. Они мелодичны, придают оттенок волшебства повествованию, дополняют также сказочное описание. Гумилев в ритмическом плане использует в стихотворении пятистопный ямб. С помощью мужской рифмы объединяются строки (то есть ударение падает на последний слог).
Звучит эффектно заключительный стих последней и первой строф, сокращенный до трех стоп. Возможно, именно поэтому они запоминаются и надолго остаются в памяти. Мы заметили также еще один важный момент, проведя анализ. Гумилева “Жираф” — стихотворение, в котором пятистопный амфибрахий, его баюкающий ритм в сочетании с использованием звонких согласных позволяет автору красочно и органично описать мир сказки. Настолько мелодично это стихотворение, что сегодня оно стало песней: на него написана музыка.
Автор использует для создания образа таинственной и печальной незнакомки аллитерацию, ассонанс (взгляд — Чад), анафору (“особенно грустен”, “особенно тонки”). Мы встречаемся с ассонансом и далее (вождя — дождя, дана — луна, стран — туман и т.д.).
Нельзя не включить в анализ стихотворения “Жираф” Гумилева и следующий момент. Автор, рисуя картины волшебной страны перед читателем, нигде при этом не использует в повествовании конкретного описания цвета образов и предметов. Гумилев, прибегая к поэтическим средствам, своего цветового видения не навязывает. Он дает возможность воображению представить живо мир, о котором говорится в стихотворении, его оттенки и цвета. В этом вы можете убедиться, проведя самостоятельно анализ.
Гумилева “Жираф” — произведение, читая которое, мы действительно представляем и сидящую грустно у окна изящную девушку, и шкуру жирафа с волшебным узором, и цвет глади воды, по которому раскинулись золотистым веером лунные блики, и паруса корабля, плывущего на закате, алые, как у Грина.
Композиция
Завершает наш анализ стихотворения “Жираф” Гумилева композиция произведения. Это прекрасная сказка. Для нее, как и для многих других, характерна кольцевая композиция. Заканчивается действие там же, где оно и начиналось. Этот прием в данном случае демонстрирует желание Гумилева рассказать читателям о “рае на Земле” для того, чтобы заставить посмотреть их по-новому на мир.
Создается впечатление по мере прочтения, что еще не окончена сказка о таинственной и прекрасной Африке. Кажется, что лирический герой настолько увлечен богатой палитрой цвета, экзотическими звуками и запахами, что без устали готов рассказывать о них, рисовать яркие, пышные картины. И нам невольно передается этот неугасимый энтузиазм. Мы с нетерпением, как в сказках Шахерезады, ожидаем продолжения и находим его с благодарностью, обращаясь к творчеству Гумилева, в других его произведениях.
Итак, мы рассказали о произведении, которое создал Николай Гумилев (“Жираф”). Анализ стихотворения был проведен с опорой на план, данный в начале статьи. Это лишь краткая характеристика, отмечающая основные особенности данного произведения.
Стихотворение «Жираф» — анализ
Вариант 1
Поэт Николай Гумилев был личностью достаточно одиозной и непредсказуемой. Он сам часто признавался в том, что главной его страстью является отнюдь не литература, а путешествия. Поэтому в Россию поэт наведывался нечасто, предпочитая проводить 8–10 месяцев в году далеко на чужбине и выбирая для своих скитаний самые экзотические и малоизученные страны.
Казалось бы, в тяге к путешествиям, как в стихотворении “Капитаны”, нет ничего странного и удивительного, особенно для человека, который обладает романтической натурой. Однако в каждую свою поездку Николай Гумилев вкладывал особый смысл, тайно надеясь отыскать забытый всеми уголок, который можно было бы превратить в настоящий рай на земле. В стихотворении «Жираф», которое было написано после очередного путешествия в 1907 году, поэт с затаенным волнением делится со своей незримой собеседницей неизгладимыми впечатлениями, которые произвела на него Африка.
Идеалистическая картина, которую он мастерски воспроизводит, окунувшись в воспоминания, действительно завораживает – зеленый оазис, прохладное и кристально чистое озеро чад, на берегу которого бродит диковинное существо, именуемое жирафом. У поэта это животное вызывает неподдельный восторг и ассоциируется с мечтами о свободе и независимости, поиски которых заставляют Николая Гумилева предпринимать фантастические экспедиции на самые отдаленные континенты.
Однако в своем творчестве поэт, испытывающий глубокое разочарование в жизни, по-прежнему остается романтиком. Он продолжает верить в сказочные миры, поэтому жираф в его стихотворении предстает неким мифическим созданием, расцветка которого напоминает паруса корабля, а плавные движения похожи на «радостный птичий полет». В простых и обыденных вещах автор пытается уловить что-то мистическое и необычное, умышленно приукрашивая пустынный пейзаж и наделяя обитателей Африки некой таинственностью. Мир, открытый им за тысячи километров от России, он готов с радостью бросить к ногам любимой женщины, которая ничего в своей жизни не видела, кроме серых туманов и холодных дождей.
Будучи человеком темпераментным и непосредственным, Николай Гумилев на мгновение пытается представить, что испытывает человек, который лишен возможности наслаждаться экзотикой удивительных южных стран, и понимает, что его удивительный рассказ о жирафе на берегу далекого озера Чад, тропических пальмах и запахе невиданных трав способен вызвать у слушателей слезы разочарования. Не потому, что нарисованный поэтом мир так плох, а из-за невозможности найти свой райский уголок, надежно укрытый от посторонних глаз.
При этом в процессе повествования автор и сам понимает, что созданный им мир иллюзорен, так как от мрачной действительности можно убежать даже на край света. Однако избавиться от мыслей, чувств, сомнений и личных переживаний невозможно даже на берегу волшебного озера Чад, в компании гордого и свободолюбивого жирафа. Однако открытый поэтом мир настолько притягателен и необычен, что Николай Гумилев готов убедить и себя, и свою собеседницу в том, что это и есть настоящий рай.
Главное, здесь и сейчас заглушить ту душевную боль, которая заставляет его вновь и вновь отправляться в странствия. Красивая мечта, дающая надежду на счастье, настолько хороша, что автор попросту не готов с ней расстаться, и, занимаясь самообманом, пытается вовлечь в него близкого человека, чтобы хоть немного скрасить унылое и безрадостное существование той, которую он любит, но не может сделать по-настоящему счастливой потому, что рая на земле не существует. А значит, мифический жираф так и останется символом другого мира, полного загадок и неизъяснимого очарования, в котором для поэта, к сожалению, места так и не нашлось.
Вариант 2
Это известное стихотворение Николай Гумилёв написал в 1908 году. Будучи заядлым путешественником, поэт вдыхал в свои сочинения подлинный дух самой красивой природы. В числе множества стихов, «Жираф» вошёл во второй крупный сборник писателя — «Романтические стихи».
В начале стихотворения автор, кажется, обращается к своему близкому человеку, а, быть может, просто к обычной, но очень печальной женщине. Он очарован её печалью, и в то же время как бы невзначай предлагает ей лучик света. Гумилёв мягко и завораживающе вводит читателя в сказочный мир природы: природы настолько изысканной (как сам грациозный жираф — главный персонаж сочинения), что может показаться даже нереальной. Но, ведь озеро Чад существует по-настоящему! Да ещё и не так уж далеко-далеко, как думается. Он там был, он, действительно, видел чудесное существо, обладающее грациозной стройностью и укрытой искусным узором шкурой. Благородный жираф и правда бродит на этом озере, он легко парит над землей во время бега, а на закате солнца таинственно скрывается в мраморном гроте.
Далее путешественник погружается в пьянящие воспоминания своих странствующих времен, когда он познавал сказочное таинство разных стран, где прохладной дымкой всплывает образ черной девы и лучится вызывающая страсть молодого вождя. Но, тут автор вдруг переводит взгляд на свою слушательницу, он пробуждает ее такими словами: «Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя».
Происходит явный контраст образов: сталая печаль уставшей женщины выглядит так ограниченно на фоне этих фантастических просторов внешнего мира. Гумилёв лёгким движением приоткрывает занавес, за которым ярким закатом рассыпается красота и мудрость природы. И в это время он говорит: «Ну же, смотри, к нему рукой подать, бери, он твой. Или тебе просто нравится плакать?» И как же в таком состоянии увидеть этот тропический сад со стройными пальмами, ощутить запах немыслимых трав? Не стоит плакать, ведь там, на озере Чад по-прежнему «изысканный бродит жираф».
Забавное и в то же время очень красивое стихотворение сможет разбудить в душе любого человека самые теплые чувства, рассказать об истинных мыслях автора и о красоте различных стран, в которых смог побывать.