Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Собаке Качалова» относится к позднему этапу творчества поэта. Несмотря на шуточный характер произведения, оно содержит в себе глубокие философские размышления Есенина.
Сочинение и анализ «Собаке Качалова» или «Дай, Джим, на счастье лапу мне» можно использовать на уроке литературы в 8–9 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Текст стихотворения «Собаке Качалова»
Сергей Есенин
Собаке Качалова
Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.
1925 г.
Краткий анализ произведения
Первая строчка «Дай, Джим, на счастье лапу мне» стихотворения «Собаке Качалова» давно стала чем-то вроде афоризма, а напевность и философский настрой всего произведения обеспечили ему поистине народный успех.
- История написания – Стихотворение написано в 1925 году, и представляет собой монолог, обращённый к Джиму – собаке артиста Качалова, с которым поэт находился в хороших отношениях.
- Тема стихотворения – Любовь, одиночество, раскаяние.
- Композиция – Композиционно произведение делится на три условные части: в первой части лирический герой ведет диалог с собакой, во второй – предается философским размышлениям, в третьей – обращается к любимой женщине.
- Жанр – Лирическое стихотворение.
- Стихотворный размер – Пятистопный ямб с применением перекрестной рифмовки.
- Эпитеты – «бесшумную», бархатная», милая», «доверчивая».
- Метафоры – «повоем при луне».
- Сравнения – «как пьяный друг».
Главная идея, заложенная Есениным, заключается в том, что человек, ответственный за несчастье другого, столь же удручен. Поэт дважды просит друга дать лапу на счастье — это прямое указание на его тоску. Ему хочется выть на луну и изливать свою грусть в монологе, ведь он тяготится сознанием своей вины перед таинственной женщиной.
Анализ стихотворения «Собаке Качалова»
Стихотворение «Собаке Качалова», написанное Сергеем Есениным в 1925 году, является одним из наиболее известных произведений поэта.
Оно основано на реальных событиях: пес Джим, которому автор адресовал эти удивительно нежные и трогательные стихи, действительно существовали и проживал в доме артиста Московского художественного театра Василия Качалова, у которого часто бывал Есенин.
По воспоминаниям очевидцев, между собакой и поэтом буквально с первых дней знакомства установились очень дружеские и доверительные отношения. Свободолюбивый Джим всегда радовался приходу Есенина, который баловал его различными деликатесами.
Тем не менее, стихотворение, посвященное Джиму, имеет более глубинный и трагический подтекст. Это становится понятно уже с первой строфы, когда Есенин прелагает псу: «Давай с тобой повоем при луне на тихую бесшумную погоду».
Что именно кроется за столь спонтанным и нелепым желанием человека, который пришел в гости к другу, рассчитывая провести вечер в приятной компании?
Исследователи жизни и творчества Сергея Есенина связывают общее настроение стихотворения «Собаке Качалова», наполненного грустью и сожалением о том, чего уже нельзя вернуть, с именами нескольких женщин. Одной из них является армянская учительница Шаганэ Тальян, с которой поэт познакомился в Батуми накануне 1925 года.
Многие приписывали им страстный роман и считали, что подавленное состояние поэта связано с тем, что он расстался со своей «армянской музой». Однако Шаганэ Тальян опровергает эти домыслы, утверждая, что с поэтом ее связывали теплые дружеские отношения.
Второй женщиной, которая могла бы стать причиной душевной боли поэта, является его супруга, танцовщица Айседора Дункан, с которой Есенин расстался после возвращения из поездки по Кавказу.
Но и эта версия оказалась далекой от реальности. Уже после смерти поэта выяснилось, что во время пребывания в Батуми у него вспыхнул роман с журналисткой Галиной Бенеславской, которая долгие годы была влюблена в поэта, а он считал ее своим самым лучшим и преданным другом.
О том, по какой причине Бенеславская и Есенин встретились в Батуми, история умалчивает. Однако доподлинно известно, что вскоре Айседора Дункан, находящаяся в то время в Ялте с гастролями, получила от любовницы своего мужа телеграмму о том, что к ней он больше не вернется.
Впоследствии так все и произошло, однако и с Галиной Бенеславской поэт вскоре расстался, заявив, что очень ценит ее как друга, но не любит, как женщину. И именно у нее, которая также нередко бывала в доме Качалова, Есенин хотел попросить прощение за то, что причинил своему лучшему другу столько душевных страданий.
Стоит отметить, что к моменту написания стихотворения «Собаке Качалова» поэт уже был женат на Софье Толстой, и очень тяготился этим браком. До его роковой гибели оставались считанные месяцы.
Поэтому в последних строчка стихотворения, когда поэт просил лизнуть нежно руку той, что всех безмолвней и грустней», он не только просит у Бенеславской прощения «за то, в чем был и не был виноват», но и прощается с ней, словно бы предчувствуя скорую смерть. И именно это предчувствие окрашивает произведение «Собаке Качалова» особой нежностью и грустью.
Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в 1925 году. Есенин написал его в форме монолога, обращённого к собаке своего приятеля, народного артиста СССР В. И. Качалова.
В последний год жизни Есенин переосмысливал свой жизненный путь, полный разочарований, потерь и личных трагедий. Цена успеха оказалась слишком велика, и всенародная популярность, о которой так сладко мечталось в юные годы, принесла с собой фальшь и неискренность в отношениях.
Пес Джим, к которому обращается Есенин, реально существовал. Это был питомец известного театрального актера Василия Качалова, в доме у которого часто бывал Сергей Александрович. Между Джимом и Есениным с первых минут знакомства завязалась нежная дружба, которая нашла свое отражение в трогательных строчках.
Сергей Александрович не скрывал, что искреннюю любовь и преданность животного ставит выше многих людей, которые ради личной выгоды готовы пойти на любую подлость.
Тема
В центре произведения – любовные переживания лирического героя, в сердце которого царит грусть и раскаяние. Он ищет того, с кем мог бы поделиться своими душевными терзаниями, и таким «собеседником» становится пес по кличке Джим.
Верный, преданный, но безмолвный пес – это именно то, что нужно лирическому герою. Ведь ему нужно просто выплеснуть свою боль, «повыть при луне».
Описывая Джима как доверчивого и добродушного пса, поэт во многом приписывает ему свои личные качества. Он был так же открыт, прост в общении и очень доверчив. Есенин пользовался большой популярностью, и каждый стремился свести с ним знакомство, приобщиться к его славе.
В произведении ощущается печаль и смирение лирического героя. Он раскаивается перед любимой женщиной, той, «что всех безмолвней и грустней». Он не в силах преодолеть обстоятельства, ставшие у них на пути, но искренне просит прощение за боль, которую ей причинил.
Композиция
Композиционно произведение можно разделить на три части.
- В первой части лирический герой обращается к псу – как к своему лучшему другу. Он очеловечивает собаку, в которой видит полноценного участника разговора.
- Вторую часть можно назвать кульминационной, поскольку автор обращается к теме поиска смысла жизни.
- В третьей части раскрывается тема любви к женщине. Неизвестно, кому конкретно обращены слова любви. Свое признание лирический герой выражает через пса – посредника между ним и предметом его чувств.
Размер стихотворения – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой, который был особенно любим Есениным. Его паузы и неровный ритмический рисунок как нельзя более удачно подчеркивают философские размышления автора.
Жанр
Произведение написано в жанре лирического стихотворения, в котором мысли и чувства лирического героя обнажены до предела.
Средства выразительности
Обращаясь к собаке, лирический герой использует просторечную, разговорную лексику. Пускаясь в философские размышления, он уже использует сложные предложение с деепричастными оборотами. Благодаря этому приему композиция произведения приобретает более четкие очертания.
Автор использует метафоры («повоем на луну»), эпитеты («милая», «доверчивая», «бесшумная погода» «бархатную шерсть»), сравнения («как пьяный друг»).
Сочинение о стихе Собаке Качалова
Мое любимое стихотворение Есенина посвящено собаке Качалова (“Дай, Джим, на счастье лапу мне”). Я тоже очень люблю животных. Они, в отличие от людей, не способны на подлость и предательство. С ними и правда можно поговорить, когда бывает грустно. Собаки очень умные животные, они многое понимают, но не могут выразить свое сочувствие словами.
Стих “Собаке Качалова” поэт Есенин написал в последний год своей жизни. У своего давнего приятеля он познакомился с псом по кличке Джим. Он увидел в собаке хорошего собеседника, которому можно доверить свою душевную тайну.
Сергей переживал в то время непростой период своей жизни. У него была хандра, поэт искал себе утешение в алкоголе и женщинах. В произведении Сергей просит прощения у той, которая всех безмолвней и грустней.
Есенин чувствует сильную вину перед кем-то, но признаться в этом самому у него не хватает душевных сил. Поэтому он просит прощение женщины через стихотворение. У поэта было много представительниц прекрасного пола, которые нравились ему и женщины обожали его.
Прототипом героини в этом произведении считают Галину Бениславскую. Её и Есенина связывали давние, непростые отношения. Галина очень любила Есенина, преданно, прямо по-собачьи. Он же отвечал ей холодным отношением. На первый взгляд стихотворение кажется любовным и лирическим.
Но на самом деле Есенин ведет с собакой философский разговор о часто противоречивых взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Поэт даже чувствует какое-то превосходство собаки над несчастным человеком. Ведь Джиму чужды людские переживания и печали. Это стихотворение грустное от начало до конца.
В конце Есенин даже хочет вместе с собакой полаять на луну, лишь бы избавиться от хандры, которая не хочет его отпускать. Его в то время посещали грустные, печальные мысли. В том числе он часто думает о женщине к которой относится несправедливо, но не может признаться ей в этом открыто.
Лирический герой ищет любую возможность обрести покой в своей душе, даже через преданного пса. Часто люди не находят взаимопонимания среди людей и обращаются к собакам за утешением. Есенин не может изменить себя, он часто употребляет спиртное и люди осуждают его за это. Но Сергей не в силах справиться со своим пороком.
Главная мысль этого стиха заключается в том, что он понимает несчастье другого человека, в котором повинен он сам. Есенин очень переживает по этому поводу. Но боль от разлуки так сильна, что он не может сам попросить прощение у женщины, перед которой виноват.
Читайте также: Анализ стихотворения «Ты меня на рассвете разбудишь» А. Вознесенского.
От философствования к простому описанию, от описания — к любовному воспоминанию. Такую амплитуду вместили в себя шесть строф, и название-посвящение вовсе не добавляет ясности вопросу, для чего же они были написаны.
Но искренность и безыскусственность этих перепадов, простые, близкие любому человеку (и даже собаке) слова сразу делают стихотворение любимым. Ведь в нём отражается такая непоследовательная, непонятная и открытая душа поэта.