Стихотворение «Сага» А. Вознесенского, опубликованное в 1977 году в качестве составной части поэтического сборника «Соблазн», является автобиографической историей любви поэта к русской актрисе и повествует о трагическом, тяжелом прощании с возлюбленной, необходимом в силу возникших жизненных обстоятельств.
Сочинение и анализ стихотворения «Сага» или «Ты меня на рассвете разбудишь» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Текст стиха «Сага» (Ты меня на рассвете разбудишь)
Андрей Вознесенский
Сага
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Ты меня никогда не забудешь.
Ты меня никогда не увидишь.
Заслонивши тебя от простуды,
я подумаю: «Боже всевышний!
Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу
я уже никогда не забуду
и уже никогда не увижу.
Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Возвращаться – плохая примета.
Я тебя никогда не увижу.
Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу,
мы, конечно, с тобой разминемся.
Я тебя никогда не увижу.
И окажется так минимальным
наше непониманье с тобою
перед будущим непониманьем
двух живых с пустотой неживою.
И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда:
«Я тебя никогда не забуду.
Я тебя никогда не увижу».
1977 г.
Краткий анализ произведения
Стихотворение было написано Вознесенским в 1977г. Строки стихотворения легли в основу романса в рок-опере «Юнона и Авось». Стихотворение имеет под собой реальную историческую основу.
Между Вознесенским и актрисой Татьяной Лавровой был роман, продолжавшийся в течение семи лет, но этот роман не имел счастливого финала. Оба были женаты, и в один момент страсть стала приносить возлюбленным больше страдания, нежели любви. Тем не менее строки стих-ия говорят о том, что возлюбленные друг другом не забыты.
- Вид лирики. Любовная (интимная).
- Тема, основная мысль. Тема: любовь двух людей, которые по воле рока не могут быть вместе, но которые всегда будут помнить друг друга и сохранят в своей памяти самые светлые чувства об этих отношениях.
- Основная мысль: любовь – прекрасное чувство, но оно способно приносить не только радость и удовольствие, но и печаль и разочарования.
- Основное настроение. Все стихотворение пронизано грустью и тоской. Главные герои понимают, что им больше не суждено увидеться и быть вместе, но они питают друг к другу чувства и не смогут подавить их. Грустно от того, что такое светлое чувство любовь дало героям познать боль, тоска связана с тем, что любимым приходится расстаться.
- Образ лирического героя. Лирический герой здесь автор. Он испытывает на себе все чувства и является носителем эмоций и переживаний: забота («заслонивши тебя от простуды»), отчаяния («Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни») и др.
- Литературное направление. Реализм (любовь не только светлое чувство, но и чувство разрушающее).
- Композиция. Стихотворение имеет кольцевую композицию, т.е. начинается с определенных слов и заканчивается («я тебя никогда не увижу, я тебя никогда не забуду»). Уникальность данного стихотворения в том, что эти строки не только встречаются в начале и в конце, а сопровождают все произведение.
- Средства художественной выразительности. Эпифора (я тебя никогда не увижу), эпитеты (безнадежные вишни, пустота неживая, бессмысленная высь), метафоры (вода в мурашках запруды, качнется пара фраз), сравнение (карие вишни, т.е. глаза), ассонанс (наше непониманье с тобою перед будущим непониманьем двух живых с пустотой неживою).
Любое произведение о любви (в первую очередь поэтической формы) является актуальным во все времена, поэтому стихотворение Вознесенского актуально для современного читателя.
Анализ стихотворения «Сага»
Наверное, самая проникновенная песня о трагической любви была исполнена в рок-опере «Юнона и Авось». Это романс «Я тебя никогда не забуду», стихи для которого написал Андрей Андреевич Вознесенский в 1977 году. Как нельзя лучше это стихотворение описывает чувства героев рок-оперы, но ещё больше оно говорит о переживаниях самого поэта.
Известно, что на протяжении семи лет у Андрея Андреевича был роман с актрисой Татьяной Лавровой. Это было запретное чувство, поскольку оба влюблённых имели законных супругов. Влечение было настолько сильным, что они не могли ему сопротивляться.
Но рано или поздно в отношениях между мужчиной и женщиной наступает такой момент, когда страсть становится разрушительной, приносит больше страданий, чем радостей, и в прямом смысле ломает жизнь. Несмотря на то, что Вознесенский и Лаврова по-настоящему любили друг друга, они должны были расстаться.
Именно об этом произведение «Сага». В нём поэт говорит от первого лица. Рассказывая о тяжёлом прощании, поэт подробно описывает каждый шаг лирического героя:
Ты меня на рассвете разбудишь,
проводить необутая выйдешь.
Каждая строфа, за исключением первой и предпоследней, заканчивается эпифорой – фразой «Я тебя никогда не увижу». Это постоянное повторение напоминает молитву и усиливает чувство тоски и безысходности. Лирический герой даже восклицает: «Боже всевышний!»
Несомненно, герою очень трудно покидать любимую. Он стремится защитить её от боли, заботится о её здоровье («заслонивши тебя от простуды»), но не может остаться с ней, несмотря на то, что этим причиняет ей не меньшие страдания. В последний раз он вглядывается в милые глаза. Здесь поэт использует необычную метафору, сравнивая их со спелыми ягодами:
Не мигают, слезятся от ветра
безнадежные карие вишни.
Герой даже пытается приободриться и убедить себя, что так лучше, что глаза слезятся не от невысказанной боли, а от ветра. И что возвращение не состоится, потому что это просто примета плохая, а не горькая судьба.
Кажется, всё напоминает герою о возлюбленной. Даже вода, подёрнутая рябью, похожа на нежную кожу, на которой проступили мурашки внезапного от холодка:
Эту воду в мурашках запруды,
это Адмиралтейство и Биржу…
Это мучительное прощание благодаря образам, использованным в стихотворении, становится похожим на смерть:
Даже если на землю вернемся
мы вторично, согласно Гафизу…
В этой строфе речь, конечно, идёт об идее перерождения, упоминающейся в произведениях персидского поэта Гафиза (Хафиза) Ширази.
В следующем четверостишии поэт сравнивает недомолвки, которые когда-то случались между влюблёнными, с неприятием живыми душами «пустоты неживой». Автор понимает, что эти обычные человеческие сложности – мелочь перед лицом вечности и небытия.
Кроме того, на смерть указывают и последние строки:
И качнется бессмысленной высью
пара фраз, залетевших отсюда…
То есть, чувство героя настолько сильно, что его слова, обращённые к возлюбленной, достигают даже неба, где обретаются души после смерти. Однако для обитателей иного мира они окажутся бессмысленными. Впрочем, даже если души влюблённых и встретятся в следующей жизни, герой уверен, что им не суждено узнать друг друга и снова быть счастливыми.
Произведение «Сага» написано в стихотворном размере анапест. Строки рифмуются перекрёстно (abab). Все строки имеют женские окончания.
Благодаря упоминанию знакомых современному читателю мест («Адмиралтейство и Биржа» на берегах Невы в Санкт-Петербурге), живописных сравнений и образов («воду в мурашках запруды»), это стихотворение становится близким и понятным каждому, чьё сердце хотя бы раз посещала любовь.
«Сага» – очень сильное произведение, которое способно заставить сопереживать героям любого читателя.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Стихотворение «Ты меня на рассвете разбудишь…» создано автором в 1977 г. В 1970 году Вознесенский А. пишет поэму «Авось». Пишет под впечатлением романтической истории любви русского путешественника Николая Резанова к шестнадцатилетней красавице Кончите из Сна-Франциска.
В Красноярске установлен на могиле Н. Резанова памятник, на нем слова: «Я тебя никогда не увижу». Эта история потрясла поэта Вознесенского. Поэма «Авось» больше известна по рок-опере А. Рыбникова «Юнона и Авось», спектаклю московского театра режиссера М. Захарова.
Для театральной постановки Вознесенский в 1977 году написал романс «Ты меня на рассвете разбудишь». В стихотворении прослеживается и личная история любви поэта. Поэт Андрей Вознесенский был влюблен и актрису Татьяну Лаврову.
Это были сильные и прекрасные чувства. Но оба влюбленных были несвободными людьми. Решили расстаться. Слова, звучащие речитативом в романсе-стихотворении — «Ты меня никогда не увидишь! Ты меня никогда не забудешь!» — были сказаны при прощании.
Жанр — сага, потому что это повествование, рассказ о великой любви и горькой разлуке в стихах.
Тема. Лирический герой
Тема — история большой любви и боль человека, расстающегося с любимой. Слова “Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду», звучащие почти в каждой строфе, говорят о неотвратимости потери, о прощании без надежды на встречу. Тяжелые мысли о разлуке заслоняют все.
Какие-то детали внешнего мира возникают в сознании лирического героя, но только как дополнение к его боли: еще хочется защитить от простуды любимую, еще шепчут губы обращение к Всевышнему, но всё с теми же «никогда». И безрадостный пейзаж: вода в мурашках, Адмиралтейство, Биржа — говорит: «Никогда! Никогда!».
Безнадежно смотрят и глаза любимой — «безнадежные карие вишни». Прощание дается очень нелегко, потому что двоих связывает очень сильное чувство. Ведь и она и он «никогда не забудут друг друга». Всего невероятнее и больнее звучит уверенность героя, что встреча не состоится и в другой жизни — они непременно разминутся.
Откуда такая безнадежность? Или настолько сильна боль от разлуки, что рушится всякая надежда? Такая пустота переполняет душу? Неужели над веками будут «будут качаться бессмысленной высью» эти слова о «никогда»?
Романс, прозвучавший в рок-опере «Юнона и Авось» в исполнении актера Николая Караченцева полон любви, боли и отчаяния. Наверное, были какие-то предчувствия у Резанова, прощающегося с Кончитой. Предчувствия, переходящие в уверенность. Были, наверное, основания и у поэта Вознесенского для такой невозвратимости любви.
А сила любви только увеличивается от такой страшной безнадежности. Стихотворение Вознесенского А. убеждает: есть великая любовь на земле. Поэтому и сама сага, и романс звучат как гимн влюбленным.
Композиция стихотворения
Сага состоит из 7 строф, связанных одной темой. Каждая строфа углубляет переживания лирического героя, доводя боль до отчаяния. Сквозные строки «Я тебя никогда не увижу. Я тебя никогда не забуду» придают стихотворению цельность.
Художественные средства выразительности
Главное из них — анафора в конце каждой строфы, кроме предпоследней – подчеркивает главную тему саги.
Образ лирического героя, его переживания, сила чувств создают:
- метафоры: мурашки воды, карие вишни, залетевшие фразы, качнется пара фраз
- эпитеты: безнадежные, неживая пустота, бессмысленная высь.
- антонимы: живых — неживою (пустотой).
Рифма, стихотворный размер. Перекрестная рифма, анапест трехстопный. стихотворения.
Я с удовольствием смотрела рок-оперу Алексея Рыбникова «Юнона и Авось». Романс, звучавший в кульминационном моменте, тронул силой чувств. Сценарий, музыка, игра актеров, стихи — всё слилось воедино и создало очень мощные ощущения. Отдельно стихотворение до спектакля я не читала. И оно для меня связано навсегда с музыкой.
Тематика поэзии А. Вознесенского очень разнообразна. Большое внимание уделено поэтом теме любви.
Сочинение о стихотворении «Сага»
Легендарное Стихотворение Вознесенского сага получила известность благодаря постановке Юнона и авось. В песне-стихотворении можно увидеть как сходится современное и прошлое, сюжет мюзикла- это рассказ о любви русского графа, в обязанности которого входит выполнять государственную миссию.
Можно назвать это стихотворение современным так как его приятно читать многим независимо от возраста и пола. К примеру образ Петербурга передается через восприятия лирического героя жившего в эпоху вместе с Вознесенским.
Стихотворение-повествование от первого лица, описывает переживания и страдания которые вызванные разлукой с женщиной, которую он любит. Вознесенский хочет сказать главную мысль этого повествования, что любовь всегда побеждает время.
В стихотворение также есть рефрен: ты меня никогда не забудешь ты меня никогда не увидишь, я тебя никогда не забуду я тебя никогда не увижу. Строки кажется звучат тоскливо и безнадежно, но у них есть смысл сама фраза никогда не забуду имеет положительный оттенок она символизирует я буду любить тебя всегда, вечно.
Мысль Вознесенского стихотворения сага это его утверждение, а самым настоящим и искренним о любви, которая никогда не поддается времени.
Это стихотворение очень грустное оно передаёт настроение самого героя посредством определенного ритма слов предложениях. Демонстрация безысходности безвозвратно. Иногда можно услышать совсем неотчетливо слова, которые создадут впечатление шепот молитвы. Усиливает эти впечатления и страданиях героя, его мучительную боль и тоску.
Само стихотворение содержит красивый музыкальный оттенок благодаря этому оно стало мотивом постановки Юнона и Авось. Рок-опера была поставлена в театре ленинского Комсомола, исполнитель его замечательный актер Николай Караченцов.
Это замечательное произведение Вознесенского не потеряла своей значимости и в наши дни стала классикой, примером любви и разочарованием. Стихотворение сага станет понятна каждому человеку, кто испытал и печаль от любовного чувства, кто осознает, что нет любви вечный и искренний на Земле.
Нет ничего лучше любить и быть любимым, ведь это придает нам сил.
Читайте также: Анализ стихотворения «Послушайте!» В. В. Маяковского.
Сага о любви и прощании «Ты меня на рассвете разбудишь» — одно из самых ярких стихотворений А. Вознесенского. Соединение слов с музыкой и исполнителем романса произведение производит сильное эмоциональное впечатление. Сами стихи звучат тоже эмоционально, очень искренне. Такая лирика всегда нужна человеку.