Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Ф. Тютчев

«С поляны коршун поднялся» анализ стихотворения Тютчева по плану и кратко. Ф. Тютчев известен как автор пейзажной лирики, но в более поздних его стихах рядом с картинами природы появляются философские размышления.

«С поляны коршун поднялся» анализ

Образцом такой поэзии является стихотворение «С поляны коршун поднялся», изучаемый в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «С поляны коршун поднялся» по плану.

Полный текст стихотворения «С поляны коршун поднялся»

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился;

Всё выше, дале вьется он –

И вот ушел за небосклон!

Природа-мать ему дала

Два мощных, два живых крыла –

А я здесь в поте и в пыли.

Я, царь земли, прирос к земли!..

<1835>

Краткий анализ стиха Ф. Тютчева «С поляны коршун поднялся»

Вариант 1

Молодой и начинающий поэт Федор Иванович Тютчев начинал свою карьеру за границей. Много времени он провел в Мюнхене и считал этот город родным. Он даже не мечтал о возвращении на Родину. Иногда его занимали мысли философского характера. Он не мог понять, почему в любимом городе и с родной семьей иногда его одолевает грусть и тоска.

Чтобы хоть как-то понять свои чувства автор в 1835 году создает стихотворение «С поляны коршун поднялся…». На написание этого произведения его подтолкнуло наблюдение за коршуном. Он на глазах автора поднялся в воздух и летел все выше и выше пока не растворился в небе. Поэт восхищался птицей и немного завидовал ей, ведь она может то, что неподвластно человеку. Для него этот полет символизировал внутреннюю свободу, которую он не мог найти.

Начинается стихотворение с полета коршуна. Начало спокойное, плавное, размеренное, но с тем широко и свободно, чтобы как можно лучше передать увиденное. Следующая строфа — это размышление лирического героя. Он сравнивает человека с птицей. Птица мощная, сильная и свободная, она может летать, а человеку этого не дано.

Последняя строка раскрывает всю суть стихотворения. Автор говорит, что человек есть царь земли, и он навечно к ней прирос. Стихотворение написано созвучным четырехстопным ямбом со смежной рифмовкой, что дает возможность более точно понять мотив стихотворения. Насколько бы человек ни стремился слиться с природой и стать одним целым ему это никогда не удастся.

Тютчев Федор Иванович любил страну, в которой жил, любил жену и был доволен своей жизнью, но ему хотелось быть свободным, как птице. Непросто летать высоко-высоко в небе, а быть свободным душой. Он не хотел чувствовать страдания, грусть и тоску. Но этот тяжелый груз всегда присутствует в душе каждого человека. Иногда он становится легче иногда тяжелее, но никогда не дает чувства полной свободы.

Вариант 2

Очень много стихотворений у Тютчева о природе, как и у многих других авторов, и справедливо будет заметить, что большинство из поэтов сравнивают, природу с человеком. Данное стихотворение было написано в тысяча восемьсот тридцать пятом году. Именно этим стихотворением Тютчев Федор Иванович хотел сравнить человека с природой, ведь для него и человек и природа были непонятны и не знакомы до конца.

Занимаясь написанием данного стихотворения, перед знаменитым русским поэтом встает вопрос о взаимодействии природы и человека. Человек является составляющей природы, но он создание мыслящее, наделенное разумом и именно поэтому он так явно выделен из общей природы. Именно это поэт хотел показать читателям в своем стихотворении.

В этом произведение человеческая мысль постоянно стремиться постичь неизведанное, непонятное и новое. Однако нужно понимать, что нельзя, просто невозможно выйти за пределы некой границы, которая есть у мыслей каждого человека, и ограничивается она хотя бы размерами земного шара. Эта граница предопределена для каждого из нас уже с рождения, и пересечь её еще не удавалось никому.

В стихотворении поэт рисует начало взлета коршуна, это спокойная часть, она наделена свободой, размеренностью и одновременно силой, которой наделена данная птица. Многим людям хочется быть такими же, по-настоящему свободными и сильными.

Вариант 3

Последние годы своей военной карьеры он отдал Мюнхену. Это место стало для него таким родным, близким по душе, что он подумывал остаться там навсегда. Он не хотел возвращаться на родину, в Россию, хоть и понимал, что это произойдет рано или поздно. Все чаще его одолевали мысли, философского характера.

Тютчев ставил для себя какие-то задачи и искал на них ответы. Он не мог разобраться, почему ему так порой тоскливо в его таком дорогом городе, рядом с любимой женщиной. С самого раннего возраста он любил подумать, поразмышлять над чем ни будь.

В 1835 году, был опубликован стих “С поляны коршун поднялся”. В этом стихотворение он как раз-таки и пишет о наболевшем. Поэт находиться в недоумение, не спит ночами, плохо кушает и пытается осознать, почему нельзя совмещать светскую жизнь и семейную.

Однажды стоя у окна, как всегда, думая об очередной мысли, посетившая автора он увидел, как на дерево, возле его дома подлетел коршун. Он начал пристально наблюдать за этим хищником. Потом хищник резко сделал взмах крыльями и полетел в небо. Полет этой вольной птицы, захватывает дух. Он способен несколько часов парить красиво в воздухе. Он подымался все выше и после его совсем стало не видать.

Он по истине восхищался полетом этой свободолюбивой особи. Для него эта особа не что большее. Он так же бы мог иметь свободу, но не имеет в силу жизненных обстоятельств. Столько эмоций испытывает поэт. И радость и одновременно грусть. Это не передать словами. Ведь были бы у нас крылья, мы также могли взлететь высоко в небо от этой всей суеты, жизненных проблем. Он сравнивает всех людей с царями, приросшими к земле.

Потому что считается, что человек высшее существо и он не может слиться с природой так как это удается животным, птицам. Он расстроен ведь в жизни столько лицемерия, лжи, обмана, а там на небесах, казалось бы, гармония, счастье. Но нам не суждено стать птицами и из-за своего характера он не может смириться с этим.

Стихотворение Ф. Тютчев «С поляны коршун поднялся» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Произведение было написано в 1835 году в Мюнхене. Поэт уже не надеялся вернуться в Россию, но знал, что такая поездка ему еще предстоит. За границей он жил с любимой супругой и, кажется, был счастлив, но что-то время от времени нагоняло тоску. Такое настроение выливалось на бумагу.

К созданию стихотворения поэта подтолкнуло наблюдение за коршуном, который свободно парил над землей, уходя постепенно за небосклон. Увиденное стало основой для проведения параллели между человеком и птицей.

Опубликовали творение Тютчева только спустя более сорока лет – в 1879 г.

Тема

В русской литературе эпохи Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева немало примеров стихов, в которых пейзажные мотивы переплетаются с размышлениями над философскими проблемами. В анализируемом стихотворении поэт раскрывает тему внутренней несвободы человека, используя для этого пейзажную зарисовку. Поэт реализует идею о том, что человеку лишь кажется, что он царь земли. На самом деле, он привязан к ней. В то время как животные и птицы свободны, человек «в поте и пыли», он не может разбить оковы общества.

В центре стихотворения лирический герой, который наблюдает за коршуном. Птица легко поднимается с поляны, а потом взлетает прямо в небо. Преград она не видит, ведь на земле ее ничего не держит. Коршун свободен, поэтому может «уйти за небосклон».

Когда птица скрывается с поля зрения, лирический герой задумывается о собственной жизни. Он проводит параллель между птицей и человеком. Мужчина считает, что крылья и свободу коршуну даровала сама природа. Человеческая участь кажется ему не такой веселой. Он царь земли, но покинуть ее не может. От такого положения дел гордое звание блекнет.

Размышление о человеческой жизни лаконичное. Кажется, что автор только констатирует факт. Тем не менее, двух строчек достаточно, чтобы читатель понял переживания лирического героя и тоже задумался над проблемой.

Последние строки написаны от первого лица. Это сближает читателя и лирического героя, подсказывает, что лирический герой сливается с образом автора.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. Автор строит ее в виде монолога лирического героя, включая в него описание и рассуждение. По смыслу произведение делится на две части: пейзажная зарисовка и размышления лирического героя, в которых чувствуется философский оттенок. Части разные по объему, большинство строк посвящено природе. Формально стихи состоят из двух катренов.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как настроение монолога грустное, в последних строках чувствуется разочарование. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. В стихе используется перекрестная рифмовка АВАВ. В стихотворении только мужские рифмы.

Средства выразительности

Пейзажную зарисовку Тютчев создал с использованием художественных средств. Они также являются основой размышления лирического героя.

Преобладают в тексте метафоры: «ушел за небосклон», «природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», «я, царь земли, прирос к земли». В последней метафоре автор использует тавтологию, повторяя слово «земли». Такой прием не режет слух, наоборот, удачно подчеркивает ключевую мысль. Эпитетов в стихотворении мало, но именно они показывают силу птицы, которой восхищается лирический герой: «я, царь земли, прирос к земли».

Речь лирического героя эмоциональная, поэтому значительную роль играют восклицательные синтаксические конструкции. В некоторых строфах используется аллите­рация, например, полет птицы описывается словами, в которых преобладают согласные «с», «ш», «л»: «Всё выше, далее вьется он – и вот ушел за небосклон». Кажется, эти согласные воспроизводят шум крыльев и картину плавного полета птицы.

Вариант 2

Стихотворение написано в 1835 году. Человек для Ф. И. Тютчева такая же тайна, как природа. Перед поэтом встает вопрос о соотношении природы и человека. Человек — существо мыслящее. Благодаря тому, что он наделен разумом, он выделен из природы.

В стихотворении «С поляны коршун поднялся» человеческая мысль неудержимо стремится постичь неизведанное, однако ей никак невозможно выйти за пределы «земного круга» . Для разума человека есть граница, предопределенная и неизбежная. Вид коршуна, поднявшегося с поля и исчезнувшего в небе, наводит поэта на такие думы:

Природа-мать ему дала 

Два мощных, два живых крыла — 

А я здесь в Поте и в пыли, 

Я, царь земли, прирос к земли!..

Поэт искренне восхищался полетом коршуна, для которого небо является родной и привычной стихией. Для Тютчева же такой полет символизирует внутреннюю свободу, которой он лишен в силу жизненных обстоятельств. Именно поэтому так радостно и грустно одновременно ему смотреть, как уходит в высь коршун, которого ничего не держит на земле.

«Природа-мать ему дала два мощных, два живых крыла», — отмечает Тютчев, восхищаясь силой этой гордой и независимой птицы. В человеке он не может уловить подобных качеств, которые позволили бы ему легко отказаться от мирской суеты и вознестись над ней. «А я здесь в поте и в пыли. Я, царь земли, прирос к земли!..», — отмечает автор. В этой фразе присутствует доля сожаления, но в то же время содержится оттенок гордости за то, что человек все же является высшим существом.

Правда, ему уготована участь быть правителем на земле, и небо венцу творения Господа пока еще неподвластно. Именно по этой причине Тютчеву грустно, ведь земная жизнь полна суеты, лжи и пустых надежд, в то время как небеса даруют ощущение уверенности в собственных силах, гармонии и неподдельного счастья. Но мир устроен таким образом, что людям не дано стать птицами, и с этим автор не хочет мириться в силу своего темперамента.

Вариант 3

Тема стихотворения — коршун в небе, человек, наблюдающий за полетом коршуна. Человек и природа.

Стихотворение делится на две части, два четверостишия

Первая часть — характерна повествовательная интонация. Поэт рисует начало полёта коршуна, который устремился к небу. Эти стихи звучат свободно, спокойно, размеренно, передавая картину полета.

В стихе слово коршун- предмет описания, во 2‑ой стихе — словосочетание к небу, которое указывает на движение коршуна в пространстве.

Пространство расширяется, в котором летит коршун, на это указывают слова выше, дале.

В первом четверостишии рисуется реальная картина природы, которую читатель видит вместе с автором.

Первая строфа читается плавно, спокойно. Чувствуется неторопливость и спокойствие в природе.

Грамматические основы ясно выделяются в 1–3 строчках стихотворения. Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают динамику движения. Взгляд лирического героя движется снизу-вверх, коршун постепенно уменьшается, но человек наоборот чувствует себя обделенным, «приросшим к земли», то есть несмотря на то, что по размеру человек, конечно, больше коршуна, но из-за невозможности взмыть в небо как птица, он уступает птице. Представим взгляд коршуна с неба на землю — он видит маленькую точку, которая есть «царь природы», Коршун «убежден», что царь природы — он, коршун, парящий в небе.

С интонацией грусти звучат финальные 7–8‑й стихи, образующие вторую часть стихотворения. В ней звучит сожаление лирического героя о человеке, который лишён крыльев, лишён полёта и вынужден жить на земле “в поте и в пыли”.

Языковые средства – поэт использует архаические формы слов:

«к земли» — делает рассуждения поэта подчёркивает извечную и неизменную слабость человека по отношению к могуществу природы.

Архаическая форма дале придаёт тексту приподнятость, торжественность и приближает речь к высокому стилю.

Глаголы «поднялся, взвился, вьется» передают движение, таким образом, картина стихотворения живая, динамичная.

Природа-мать — приложение показывает на связь природы и коршуна, её «сына».

Художественная картина стихотворения- человек, наблюдает за полетом птицы, видит парящего коршуна в небе и думает о том, что он, «царь земли» не может подняться в небо.

Глядя на летящих птиц, невольно задумываешься о невозможности подняться в небо. А ведь это давняя мечта человека (вспомним Икара и Дедала). Полет- это свобода. Герой очерка Короленко «Парадокс», человек, лишенный рук (- крыльев?) говорит: «Человек рожден для счастья, как птица для полета». Катерина в «Грозе» Н. А. Островского говорит: «Почему люди не летают, как птицы?». Для каждого из героев произведений- стихотворения Тютчева, Яна Залуского, Катерины- понятие свободы, счастья- это возможность «летать», причем не в прямом смысле слова.

Стихотворение Тютчева- размышление о возможностях человека. Он, «царь земли»- но почему же не может подняться в небо? Мы находим ответ- человек- «царь на земле», а коршун- царь неба. Но человек так хочет покорить и небо!.. Об этом — последняя строчка стихотворения, она звучит и как отчаянное восклицание, и как горечь, осознание невозможности преодолеть земное притяжение и взмыть в небо «выше, далее».

Коршун с высоты полета может «оглядеть» свои владения как настоящий царь, а человек не может окинуть землю взглядом, несмотря на то, что он «царь земли». Что же мешает? — а то, что «царь земли» прирос к земле. Человек в поте и пыли вынужден постоянно трудиться на земле, чтобы прокормить себя. Как не вспомнить Библию и изгнание человека из Рая за то, что вкусил запретный плод! Поэтому человек наказан тем, что он «прирос к земле», трудится в поте и пыли и жадно наблюдает за птицами в небе!

Анализ стихотворения «С поляны коршун поднялся» Ф. Тютчев

Вариант 1

Молодой Тютчев во время службы успел побывать во многих странах мира. Особенно по вкусу ему пришлись Франция и Германия. А последние дни военной карьеры он коротал в Мюнхене, который за короткое время так ему понравился, что в голове Тютчева появились мысли о том, чтобы остаться в этом городе навсегда. На самом деле юный поэт не хотел возвращаться в «Тюрьму народов», но знал, что придется.

Уже в молодом возрасте Тютчев не раз обращался к серьезным философским темам. Особенно его волновал один вопрос: почему светская жизнь мешает семейной, и наоборот? Эти размышления и легли в основу творения «С поляны коршун поднялся» (1835 г.). В нем он попытался описать взаимоисключающие чувства, связанные с соединением семейной и светской жизни, а также личной свободы.

Тютчев решил написать это стихотворение после присмотра за свободной птицей, которая «ушла за небосклон». У поэта в голове родилась мысль, что птица может достичь тех высот, которые не под силу человеку. Это задело и восхитило писателя одновременно. Ведь небо для птиц – это естественная среда обитания, откуда он может наблюдать за всем, что происходит на земле, а человеку никогда не дотянутся до небес.

В стихотворении символом свободы является небо. Среди строк прослеживается тоска писателя о том, что он не может также «махнуть ввысь» и остаться среди туч навсегда (можно предположить, что у Тютчева на тот момент был тяжелый период в жизни). Поэтому писатель одновременно радуется и завидует вольной птице.

Тютчев восхищается природной мощью этой благородной птицы. «Природа дала крылья», — отмечает писатель. Человек является прямой противоположностью птицы, ведь природа не наградила его «крыльями», с помощью которых он мог бы скрыться от мирской суеты. Всех людей и, себя в том числе, сравнивает с «царями», которые «приросли к земле». В этой строке присутствует и гордость (человек – царь природы) и сожаление – царь, который не может скрыться от суеты и проблем.

По этой причине стихотворение переполнено грустными эпитетами и метафорами, ведь человеку никуда не скрыться от уготованной ему участи – «быть королем на земле» и, возможно, никогда не почувствовать вкуса настоящей свободы небес.

Тютчев всеми силами протестует против уготованной участи для всего человечества, он хочет побывать в небе, почувствовать вкус свободы, но с горечью понимает свое бессилие перед благородным коршуном.

 

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

один × 5 =