«Прощай, немытая Россия» анализ стихотворения Лермонтова по плану и кратко. Традиционно это произведение М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 9 классе. В нашей статье вы сможете ознакомиться с полным и кратким анализом «Прощай, немытая Россия» по плану.
Полный текст стихотворения «Прощай, немытая Россия» М. Ю. Лермонтов
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
1841 год
Краткий анализ стиха М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия»
Вариант 1
В 1841 году, уезжая из Петербурга, М.Ю. Лермонтов создал стихотворение «Прощай, немытая Россия…». Поэт часто писал произведения, находясь в эмоциональном порыве. В стихотворении «Родина» он возвеличивает Россию и дает понять, что любит свою страну. А в этом стихотворении применяет к России обидный эпитет немытая.
Лермонтову предстояло вернуться на Кавказ, но он не хотел возвращаться туда, где его не любили и не признавали. Так как он был эмоциональным человек с взрывным характером, то резко отреагировал на новость о скором отъезде. В порыве гнева поэт и написал это стихотворение.
Оно состоит всего из двух четверостиший, но передает все отчаяние и злость, испытываемые Лермонтовым. Он мечтает о свободе слова и не понимает, почему людей наказывают за собственное мнение и принципы. Он называет народ рабами, так как все молчат и не хотят ничего делать для своей страны. Лишь декабристы попытались что-то сделать, но их восстание было жестоко подавлено.
Стихотворение про Россию написано четырехстопным ямбом. Присутствует чередование мужской и женской рифм. Усиливают напряжение многочисленные пиррихии. Лирический герой прощается с Россией, как с живым существом. Он не жалеет об отъезде и надеется обрести покой на Кавказе.
Вариант 2
Лермонтов – человек принципов. С годами, его характер становился все тверже и крепче, а потому его окружающие очень недолюбливали его, а многие и ненавидели. Хотя читатели знали его – как борца за справедливость и прекрасного, полного талантов, писателя и поэта.
Стихотворение «Прощай, немытая Россия» было написано поэтом в 1841 году. Это необычное произведение многих поразило своей неприкрытой правдой, которая заставила некоторых возмущаться, а некоторых – восхвалять правоту и справедливость автора. Но, конечно, большинство все, же было возмущено.
В это время поэт видел свет в темных и серых тонах, недаром было написано такое произведение. Этот человек был очень чувствителен к критике по отношению к себе, и воспринимал все очень серьезно, именно потому его обидчивость не знала границ. А потому он воспринимал все очень пессимистично. Этот человек был очень чувствителен к критике по отношению к себе, и воспринимал все очень серьезно, именно потому его обидчивость не знала границ. А потому он воспринимал все очень пессимистично.
Это произведение – далеко не романтическое, но это не мешает тому, что стихотворение Лермонтова – поистине достойно похвалы. Ведь оно приоткрывает все недостатки того правительства.
Вариант 3
Это знаменитое стихотворение, относится к 1841 году. Оно входит в сборник стихов и сочинений М.Ю. Лермонтова, но до сих пор историки и культуроведы спорят и не могут до конца быть уверены, что автором данного произведения является Михаил Юрьевич.
Первое, что бросается в глаза, когда читаешь «Прощай, немытая Россия…», соотношение размера произведения и количества мощных фраз в нем, определяющих ожесточенно настроенный характер произведения. Названием стихотворения служит первая строка: «Прощай, немытая Россия, …», она же сражает сразу наповал. Здесь слышится и сильное презрение («немытая») и неожиданное желание скорее расстаться («прощай») с Родиной, качества совершенно несвойственные поэту.
И далее, на протяжении всего короткого произведения (всего два четверостишия), автор «клеймит» страну жестокими сравнениями («Страна рабов, страна господ»). Называет русских людей «рабами», а царский режим: «мундиры голубые», «паши». Изъявляет желание скрыться «за стеной Кавказа» от власти того времени: «От их всевидящего глаза, От их всеслышащих ушей».
Абсолютно каждая строка пропитана ненавистью, будто плевок в сторону государства, и от этого еще более странно выглядит данное произведение среди всей остальной лирики Михаила Юрьевича. Вообще сам стиль написания не свойственен для поэта, он нигде и никогда не употреблял подобных фраз в своем творчестве.
Конечно, Лермонтов всегда шел вразрез с общепринятыми нормами, поэт-бунтарь, поэт-мятежник… Он жил лишь чувствами и эмоциями, у него все было на пределе, если любил, то жарко, если ненавидел, то до глубины души своей! Зная импульсивность поэта, можно подумать, что возможно он находился в расстроенных чувствах и таким образом выразил свою обиду.
Но, это стихотворение слишком выделяется, контрастирует со всеми остальными стихами того временного отрезка. Не совпадает по стилистике, не найдено ни одной достоверной записи в черновиках, некоторые слова имеют несколько вариантов написания (синонимов) и, наконец, о нем стало известно неожиданно, спустя время (в начале 70‑х годов) от предполагаемого выпуска произведения.
Например, в этом же году (1841г.), было написано знаменитое стихотворение «Родина», в котором он буквально с первого вздоха начинает воспевать любовь к России («Люблю отчизну я, но странною любовью!»). И заканчивает его, выражая свою симпатию к простым крестьянам («Под говор пьяных мужичков»).
Именно таким мы привыкли «видеть» Лермонтова, который умел разглядеть красоту во всем русском. Он бесконечно был предан своей отчизне и выражал свою любовь в мелочах: тонко описывая природу, людей и уклад жизни простых крестьян.
Таким образом, это произведение и по сей день создает много вопросов и споров. Большинство «сильнейших умов» небезосновательно считают стихотворение Лермонтова «Прощай, немытая Россия…» подделкой, не имеющей никакого отношения к поэту.
Стихотворение «Прощай, немытая Россия» – анализ по плану
Вариант 1
Творческое наследие великого русского художника слова М.Ю. Лермонтова богато и многообразно. Оно включает в себя и позднее творчество поэта, к которому принадлежит стихотворение «Прощай, немытая Россия». Анализ «Прощай, немытая Россия» Лермонтова предполагает тщательное изучение истории создания этого поэтического творения, его основной темы и сюжетной композиции, образных средств и отклика на это произведение в сердцах современников.
История создания
Литературоведы сомневаются в точной дате создания этого стихотворения. Традиционно годом рождения этих лермонтовских строк называют трудный для поэта 1841 год.
В этот год Лермонтов был отправлен в новую ссылку на Кавказ, пережив несколько трагических для него историй любви. У него были неприятности по службе, преследовало разочарование в жизни и одиночество. Как результат такого подавленного состояния родилось стихотворение «Прощай, немытая Россия».
Основная тема и сюжетная композиция
Тема стихотворения трагическая: поэт признается читателям в неприятии современной ему российской действительности. Он не хочет видеть Россию «страной рабов и господ».
Фактически поэт предлагает свое понимание Российской империи как колосса на глиняных ногах. Государства, лишенного внутреннего стержня, у которого нет будущего, потому что оно строится на зыбком фундаменте: вместо воинов – защитников родной земли – повсюду «голубые мундиры» (то есть сотрудники жандармерии), умеющие только подслушивать, подглядывать и наказывать, и «преданный» им народ – раболепствующий и поэтому слабый.
Стихотворение состоит из восьми строк и имеет четко выраженное композиционное членение: немытая и неустроенная Россия противопоставляется гордому и свободолюбивому Кавказу, на земле которого поэт надеется обрести успокоение.
Образные средства, используемые в стихотворении
Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия» показывает, что в тексте используется большое количество троп и иных образных средств.
В первую очередь используются эпитеты: «немытая Россия», «мундиры голубые», «преданный народ», «всевидящие глаза», «всеслышащие уши». Эти эпитеты передают атмосферу, в которой приходится существовать лирическому герою стихотворения: атмосферу всеобщей слежки, непорядочности и доносительства.
Самый яркий из представленных эпитетов «немытая Россия», то есть страна, которая не может очиститься от вековечного ига рабства, заключенного не только во внешнем устройстве жизни, но и в душах людей. В этой стране рабы все: и крепостные крестьяне, работающие на барщине, и чиновники, пресмыкающиеся перед начальством, и солдаты с офицерами, несущие ярмо воинской службы.
Безликость и закостенелость современной российской жизни подчеркивается использованием приема метонимии. Вместо словосочетания «жандармы в голубых мундирах» поэт использует выражение «голубые мундиры», указывая на то, что в российском обществе человеческая личность практически уничтожена, сведена к должности, которую занимает тот или иной подданный его величества.
Поэтому в тексте присутствует метафора: «голубые мундиры» сравниваются с восточными деспотами – пашами, которые также делают все, чтобы подчинить своей воле покорных им людей.
Отсюда используется прием антитезы, когда рабская Россия противопоставляется свободолюбивому, борющемуся за свою независимость Кавказу.
В стихотворении, написанном четырехстопным ямбом – самым сильным из размеров русского стихосложения, присутствует аллитерация: так на протяжении всего стихотворения повторяется звук «Р», придающий тексту напряженность и трагизм.
Реакция на стихотворение современников поэта
По понятным причинам лермонтовское стихотворение «Прощай, немытая Россия» не было опубликовано в печати ни во время жизни поэта, ни после его смерти. Однако оно разошлось в многочисленных списках.
Стихотворение пользовалось огромной популярностью у свободомыслящей молодежи, мечтающих о коренных преобразованиях российской жизни. Оно вдохновляло революционеров-народников, большевиков и эсеров.
В советские годы стихотворение рассматривалось как приговор царской России. Сегодня его понимание несколько смягчилось: стихотворение М.Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия» изучается как определенное звено в переживании поэтом судьбы своей Родины.
Вариант 2
История создания
Стихотворение написано в 1841 году перед ссылкой поэта на Кавказ. Его личная жизнь снова неустроена, служба не приносила удовольствия, свобода творчества была практически ограничена. После очередной дуэли с участием Лермонтова его арестовали на основании слухов, было вынесено постановление о ссылке поэта на Кавказ (война там длилась около полувека) “в первую линию наступления”.
Фактически это был смертный приговор, и автор понимал это, не зря его стихотворение начинается со слова “Прощай..”. Именно так в царской России поступали с неугодными людьми, которые мешали режиму, но были слишком яркими личностями, чтобы быть осужденными безвинно. Поэт написал гневное стихотворение зимой 1841 года, летом этого же года его не стало.
Тема
Неприятие общественных устоев и политического режима России. Обида и одиночество человека, непризнанного своей страной, не нужного ей. Невозможность жить в условиях слежки, доносов, низости и самоуправства. Это единственное стихотворение, в котором Лермонтов так откровенно осудил ту Россию, которая превратилась в безликую, раболепствующую, угнетённую страну. Он чётко разграничил тех, кто управляет “мундиры голубые”, “паши” и кто пресмыкается “им преданный народ“.
Будучи человеком с тяжёлым характером, острым и язвительным, Лермонтов практически не имел друзей, не был уважаем в “благородном” обществе, за ним тянулась слава неуравновешенного, обозлённого человека. Этот факт способствовал тому, что он чувствовал себя чужим на балах и светских раутах, ему были неинтересны пышные приёмы, где он часто вступал в конфликты, бросал колкости в адрес присутствующих.
Идея – поэт не принимает раболепское мышление и образ жизни дворянства, вездесущий контроль со стороны жандармерии, которая была одинакова нелюбима гражданскими и военными. Их способы управления и воздействия на думающих людей поэт презирал, как и самого царя. Искренняя любовь к России, как матери, её природе, красоте и обычаям – вот то, что ценил Лермонтов. До конца жизни он был ярым патриотам, не смотря на отношения с властью.
Лирический герой в стихотворении печален и разочарован, он потерян и угнетён. Яркой антитезой звучит сравнение “немытой” России и гордого свободного Кавказа. Такой обидный эпитет родина заслужила за то, что она погрязла во лжи, чинопреклонении, доносах и угодничестве.
Композиция
Небольшое произведение – всего два четверостишия – уместило целую эпоху и характеристику общества 19 века. В первой строфе поэт прощается со всем, что его тяготит, в этих строках чувствуется боль и разочарование. Во второй строфе лирический герой выражает смутную надежду найти своё место “за стеной Кавказа“, где нет отвратительного мировоззрения и устоев, характерных для Москвы и Петербурга (“всевидящих глаз и всеслышащих ушей“).
Ощущение присутствия лирического героя достаточно значимо благодаря формам глаголов, которые использует автор и эмоциональной субъективности во второй строфе.
Жанр
Стихотворение, затрагивающее тему человека и толпы, непринятия пороков современного общества. В произведении есть черты эпиграммы, оно ярко высмеивает “всевидящий и всеслышащий” режим, рабское сознание людей, их недостатки. Как и эпиграмма, оно обращено к конкретному адресату, даже к нескольким “мундирам”, “народу”, “немытой” родине. С. Наровчатов назвал стихотворение “эпитафией всей николаевской России”.
Размер стихотворения: четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой.
Средства выразительности
Незабываемые авторские эпитеты, которые делают стих произведения непревзойдённо “лермонтовским”: “немытая Россия”, “преданный народ”, “всевидящий глаз”, “всеслышащие уши”. Последние два словосочетания являются также тонкими сатирическими гиперболами.
Метонимия “голубые мундиры” используется вместо озвучивания слова “жандармы”.
Метафоры – “страна рабов, страна господ”, “стена Кавказа”, “паши”.
Вариант 3
История создания. Стихотворение “Прощай, немытая Россия” было написано Лермонтовым перед отъездом во вторую ссылку на Кавказ — весной 1840 г. Это одно из наиболее смелых политических произведений поэта. Из-за радикального содержания оно было впервые напечатано только в 1887 г.
Жанр произведения — гражданская лирика.
Основная тема стихотворения — резко отрицательное отношение поэта к полицейскому режиму, установленному Николаем II. Лермонтов с большой любовью относился к России, о чем свидетельствуют многие его стихотворения. При этом он отделял понятия страны и народа от политической власти.
Поэт был уверен, что бедность и отсталость Российской империи вызваны исключительно авторитарным характером власти. Стихотворение может показаться оскорбительным для русского человека, но на самом деле оно является реальной критикой. Лермонтову было бесконечно больно видеть Родину в униженном состоянии.
“Немытая Россия” вызывает насмешки, но это не значит, что ее не нужно любить. В произведении нет ни одной оптимистической ноты. Это объясняется душевным состоянием самого поэта. В 1840 г. Лермонтов переживает тяжелый духовный кризис, усиленный второй ссылкой. Именно поэтому он так негативно настроен.
Наибольший гнев поэта вызывает крепостное право, из-за которого Россия может быть справедливо названа “страной рабов, страной господ”. Крепостничество распространяется не только на помещиков и крестьян. Рабским духом пропитано все население страны. Ужасающий порядок бдительно охраняют “мундиры голубые”.
Во многих произведениях Лермонтов высказывал мысль о бесполезности своего поколения. Современники поэта уже давно смирились со всем и отказались от борьбы с несправедливостью. Крестьяне забиты настолько, что тоже не помышляют об изменении своего положения (“послушный им народ”). Вторая ссылка Лермонтова нанесла ему еще один серьезный удар. Поэт понял, что сопротивляться в одиночку бесполезно. В какой-то степени он даже рад отъезду на Кавказ, потому что там есть возможность укрыться от “всевидящего глаза” и “всеслышащих ушей”.
Композиция. Первая строфа стихотворения содержит в себе горькое прощание автора с неласковой Родиной. Вторая строфа — надежда поэта на избавление от тотальной слежки.
Размер произведения — четырехстопный ямб.
Выразительные средства. В основе всего произведения лежит горькая ирония автора. Она основана на очень резких антитезах: “страна рабов” — “страна господ”; “мундиры голубые” — “послушный народ”. Еще острее и прозрачнее метафоры: “мундиры голубые” — жандармы, “всевидящий глаз” и “всеслышащие уши” — весь государственный аппарат Российской империи, в основе которого лежат цензура, слежка и подозрительность.
Главная мысль стихотворения — социально-политическое положение в России достигло самой крайней точки. Лермонтов был настоящим патриотом, но даже его довели до такого состояния, что ссылку он воспринимает в качестве избавления.
Анализ стихотворения Лермонтова «Прощай, немытая Россия»
Вариант 1
В творчестве Михаила Лермонтова есть немало спорных произведений, которые были созданы под воздействием сиюминутного порыва либо душевных переживаний. По воспоминаниям очевидцев, поэт был достаточно неуравновешенным, вспыльчивым и обидчивым человеком, который мог затеять ссору из-за любого пустяка и болезненно реагировал на то, как к нему относятся окружающие. Одним из произведений, которое отражает, в первую очередь, моральное состояние автора и умышленно представляет мир в мрачных тонах, является стихотворение «Прощай, немытая Россия».
Оно было создано зимой 1841 года в Санкт-Петербурге, накануне отъезда поэта на Кавказ. Лермонтов провел в северной российской столице больше месяца, рассчитывая выйти в отставку и поставить жирный крест на военной карьере, которая его тяготила. Однако по настоянию бабушки был вынужден отказаться от этой идеи. Светские рауты не прельщали поэта, вызывая в нем острое чувство раздражения, возвращаться на службу тоже не хотелось. Кроме этого, рассчитывая посвятить свою жизнь литературе, Лермонтов осознавал, что из-за своих резких и обличительных стихов находится в опале, и двери многих знатных домов для него уже закрыты.
Пребывая в столь скверном расположении духа, поэт видел мир исключительно в черных тонах. И если в его раннем творчестве присутствует лирика, то стихи последнего года трудно отнести к категории романтических. «Прощай, немытая Россия» — произведение, которое выворачивает наизнанку всю подноготную страны. Первая его строчка является очень емкой и точной, характеризуя не только общественный уклад, но и образ мыслей людей, «немытый», примитивный и лишенный изящества. Кроме этого, символом России для поэта являются «мундиры голубые», в которых щеголяли стражи правопорядка, подавившие восстание декабристов, а также «преданный народ», даже и не помышляющий о том, что жить можно совсем по-другому.
«Быть может, за стеной Кавказа сокроюсь от твоих пашей» — пишет Михаил Лермонтов, давая понять, что устал от постоянной цензуры и невозможности открыто выражать свои взгляды. При этом поэта не только угнетает двойственность его положения, но и пугает перспектива повторить судьбу тех, кто уже отправлен на каторгу. Поэтому очередное назначение на Кавказ представляется Лермонтову наилучшим выходом из ситуации, хотя очередной виток в армейской службе он воспринимает, как добровольную каторгу. Тем не менее, автор выражает надежду, что именно эта поездка поможет ему скрыться от «всевидящего глаза» и «всевидящих ушей» царской охранки, которая пристально следит за каждым шагом поэта.
Будучи по натуре человеком достаточно свободолюбивым и своенравным, Лермонтов, тем не менее, подавляет в себе желание открыто выступить против существующего режима. У него еще свежи в памяти те нападки и унижения, которым незадолго до гибели подвергся Пушкин. Быть публично осмеянным для Лермонтова равнозначно самоубийству, и пребывание на Кавказе, по его мнению, позволит улечься волнениям, которые неизменно вызывали стихи поэта, изредка появляющиеся в печати.
Однако Лермонтов вряд ли предполагал, что прощается с Россией навсегда. Хотя бытует мнение, что поэт не только предчувствовал свою гибель, но и стремился к смерти. Тем не менее, страна, которую автор так любил и восхищался ее героическим прошлым, осталась в творческом наследии поэта именно такой – немытой, грубой, жестокой, порабощенной и превращенной в одну огромную тюрьму для сильных духом и свободных людей, к которым Лермонтов, несомненно, причислял и себя.
Вариант 2
В творчестве Михаила Лермонтова есть немало спорных произведений, которые были созданы под воздействием сиюминутного порыва либо душевных переживаний. По воспоминаниям очевидцев, поэт был достаточно неуравновешенным, вспыльчивым и обидчивым человеком, который мог затеять ссору из-за любого пустяка и очень болезненно реагировал на то, как к нему относятся окружающие.
Одним из произведений, которое отражает, в первую очередь, моральное состояние автора и умышленно представляет мир в мрачных тонах, является стихотворение «Прощай, немытая Россия». Оно было создано зимой 1841 года в Санкт-Петербурге, накануне отъезда поэта на Кавказ. Лермонтов провел в северной российской столице больше месяца, рассчитывая выйти в отставку и поставить жирный крест на военной карьере, которая его тяготила. Однако по настоянию бабушки был вынужден отказаться от этой идеи. Светские рауты не прельщали поэта, вызывая в нем острое чувство раздражения, возвращаться на службу тоже не хотелось. Кроме этого, рассчитывая посвятить свою жизнь литературе, Лермонтов осознавал, что из-за своих резких и обличительных стихов находится в опале, и двери многих знатных домов для него уже закрыты.
Пребывая в столь скверном расположении духа, поэт видел мир исключительно в черных тонах. И если в его раннем творчестве присутствует лирика, то стихи последнего года трудно отнести к категории романтических. «Прощай, немытая Россия» — произведение, которое выворачивает наизнанку всю подноготную страны. Первая его строчка является очень емкой и точной, характеризуя не только общественный уклад, но и образ мыслей людей, «немытый», примитивный и лишенный изящества. Кроме этого, символом России для поэта являются «мундиры голубые», в которых щеголяли стражи правопорядка, подавившие восстание декабристов, а также «преданный народ», даже и не помышляющий о том, что жить можно совсем по-другому.
«Быть может, за стеной Кавказа сокроюсь от твоих пашей» — пишет Михаил Лермонтов, давая понять, что устал от постоянной цензуры и невозможности открыто выражать свои взгляды. При этом поэта не только угнетает двойственность его положения, но и пугает перспектива повторить судьбу тех, кто уже отправлен на каторгу. Поэтому очередное назначение на Кавказ представляется Лермонтову наилучшим выходом из ситуации, хотя очередной виток в армейской службе он воспринимает, как добровольную каторгу. Тем не менее, автор выражает надежду, что именно эта поездка поможет ему скрыться от «всевидящего глаза» и «всевидящих ушей» царской охранки, которая пристально следит за каждым шагом поэта.
Будучи по натуре человеком достаточно свободолюбивым и своенравным, Лермонтов, тем не менее, подавляет в себе желание открыто выступить против существующего режима. У него еще свежи в памяти те нападки и унижения, которым незадолго до гибели подвергся Пушкин. Быть публично осмеянным для Лермонтова равнозначно самоубийству, и пребывание на Кавказе, по его мнению, позволит улечься волнениям, которые неизменно вызывали стихи поэта, изредка появляющиеся в печати.
Однако Лермонтов вряд ли предполагал, что прощается с Россией навсегда. Хотя бытует мнение, что поэт не только предчувствовал свою гибель, но и стремился к смерти. Тем не менее, страна, которую автор так любил и восхищался ее героическим прошлым, осталась в творческом наследии поэта именно такой – немытой, грубой, жестокой, порабощенной и превращенной в одну огромную тюрьму для сильных духом и свободных людей, к которым Лермонтов, несомненно, причислял и себя.
Вариант 3
Часто стихи о родине Лермонтова поднимают острые социальные и политические взгляды. Одним из наиболее сильных в этом плане является стихотворение «Прощай, немытая Россия». Оно было создано поэтом в 1840 г., накануне поездки на Кавказ. Многие усматривают в нем предвидение Лермонтовым своей смерти, так как прощание с родиной стало последним.
Недоброжелатели России часто ставят данное произведение в качестве примера суровой критики своей страны одним из лучших ее представителей. Можно признать справедливость такого мнения. Но не стоит забывать, что только личность такого масштаба имеет полное право на такие заявления. Лермонтов глубоко любил Россию, он прекрасно понимал и чувствовал все ее недостатки, главным из которых считал политический строй.
Надо учитывать и время создания произведения. Под конец жизни поэт испытывал чувство горького разочарования в своей жизни. Смерть Пушкина, травля за стихотворение «Смерть поэта», неприятие общества – все это угнетающе действовало на автора.
Лермонтов презирал высшее общество и не хотел продолжать военную службу. Его мечтой было полностью отдаться литературной деятельности. Но жесткие рамки цензуры и здесь ограничивали свободу поэта. Результатом стал тяжелый духовный кризис. В этом состоянии и было написано резко негативное стихотворение «Прощай, немытая Россия».
Первая строфа полна язвительных замечаний. «Немытая Россия» символизирует серость и темноту подавляющей массы населения. Страна четко разделена на два основных класса: «рабов» и «господ». Науки и искусства, великие достижения и победа – лишь внешний косметический налет. В основе лежит власть «мундиров голубых» над «послушным народом». Лермонтов не испытывает особого энтузиазма от поездки на Кавказ. Он рассматривает ее всего лишь как попытку избавиться от «всевидящего глаза» и «всеслышащих ушей». В этих образных выражениях Лермонтов описал обстановку тотального контроля и слежки, пронизывающих все российское общество.
«Прощай, немытая Россия» — беспощадная оценка российской действительности середины XIX века. Во многом она вызвана усталостью и раздражением поэта, но основана на любви к своей Отчизне и желании ей добра и счастья. Печально, что человек, руководствовавшийся в своей жизни только лучшими побуждениями, был вынужден таким образом попрощаться со своей родиной.