Анализ стиха «Песня последней встречи» Ахматовой

Стихотворение «Песня последней встречи» написано в 1911 году. Анна Ахматова была замужем за Н. Гумилевым и утверждала, что всегда хранила безупречную верность. Но ее ранние произведения насыщены описаниями несуществующих романов. Ярким примером воображаемой любви стало стихотворение «Песня последней встречи».

Анализ Песня последней встречи

Стихотворение «Песня последней встречи» входит в первый сборник А. Ахматовой «Вечер». После первого же сборника стихов Ахматова воспринимается как тонкий художник женской любви во всех ее проявлениях.

Текст «Песня последней встречи»

Анна Ахматова

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки. 

 

Показалось, что много ступеней,

А я знала — их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри! 

 

Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый —

И я тоже. Умру с тобой!»

 

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

1911 г.

Краткий анализ произведения

Отличительной особенностью любовной лирики Ахматовой была ее исключительная правдоподобность. Создавалось ощущение, что поэтесса описывает свои собственные чувства и переживания. Учитывая реальную жизнь, можно только поразиться, насколько удачно Ахматовой удавалось воплотиться в чужом облике.

Поэтесса описывает последнее свидание лирической героини со своим возлюбленным. Она испытывает невероятное волнение, от которого «грудь холодела». Смятение в душе даже привело к тому, что женщина перепутала перчатки. Эта незначительная деталь подчеркивает, насколько близко Ахматова представляла себе состояние созданного персонажа.

Героиня полностью утратила ощущение реальности окружающего мира. Это проявляется на ее пути по лестнице. Рассудок женщины напоминает ей о трех коротких ступенях, но ее взволнованному сердцу лестница кажется бесконечно долгой. В разгоряченном воображении героини звучат страшные слова: «со мной умри».

Ахматова не называет конкретной причины, которая приводит к разлуке возлюбленных. Мужчина лишь намекает о каких-то таинственных событиях, произошедших в его «злой судьбе». Вероятно, эти события настолько серьезны и неотвратимы, что героиня восклицает: «умру с тобой!».

Эта фраза, свидетельствующая о готовности героини к полному самопожертвованию ради любви, завершает последнюю встречу. Женщина остается в трагическом одиночестве, которое усиливается при взгляде на место свидания («темный дом» с «равнодушно-желтым огнем»).

Ахматова придает большое значение этому. Переживания человека имеют очень личный характер и не могут найти отклика в окружающих.

Подробный анализ стихотворения

Глубокий психологизм – важнейшая особенности лирики Ахматовой. В лаконичной форме она передаёт сложный мир человеческой души. В её поэзии отразилось всё психологическое богатство русского романа девятнадцатого века.

Сюжетность – основное свойство лирических миниатюр Ахматовой. Поэтессу волнует тема неразделённой любви. Вся её поэзия – это лирика разрыва. Название раннего стихотворения говорит само за себя – «Песня последней встречи». Это стихотворение о разлуке, о несбывшихся надеждах, о трагедии расставания.

Сюжет прост. Лирическая героиня уходит от любимого. Попытаемся разобраться, в чём причина разлуки. Первая строфа передаёт внутреннее состояние героини, а первые две строки построены на антитезе:

Так беспомощно грудь холодела, 

Но шаги мои были легки. 

Эпитеты «беспомощно» и «легки» выступают как контекстуальные антонимы.

Метафора «холодела» передаёт внутреннее состояние героини, утратившей любовь. В сердце пустота, одиночество, нет огня любви, который согрел бы его, но она ничем не может помочь себе: любовь ушла, её не вернуть, поэтому героиня чувствует себя слабой, беспомощной.

Но она приняла решение – бесповоротное, её уже ничто не связывает с тем домом, где она когда-то любила, поэтому шаги её «легки».

Внутренняя растерянность героини, смятение души показаны с помощью сильной эмоционально – психологической детали:

Я на правую руку надела 

Перчатку с левой руки. 

Ахматова избегает называть чувство, передавая его во внешних проявлениях. Художественное пространство стихотворения – ступени дома, из которого героиня уходит. Она хорошо знает этот дом, знает, что «ступеней только три», но ей кажется, что больше.

Так вновь показано, что вместе с утратой любви, бесповоротным решением и смятением души героиня теряет чувство пространства и реальности, словно всё происходит во сне, словно она не верит во всё происходящее.

Привычный мир рушится на её глазах, она уходит в мрак осенней ночи – в неизвестность. Внутреннее состояние героини переносится на окружающий мир, художественное пространство расширяется:

Между клёнами шёпот осенний 

Попросил: «Со мною умри!..» 

«Шёпот осенний» — это и шум ветра, и шорох листвы, срывающейся с ветвей. Умирание осенней природы и умирание человеческой души происходят параллельно. Героиня чувствует своё единение с осенней природой и вступает с ней в диалог, они понимают друг друга, единые в трагической судьбе.

Диалог – принадлежность прозы. С помощью диалога передаётся внутреннее состояние героини. Она так же, как осенний вечер, обманута «унылой, переменчивой, злой судьбой». Она понимает этот «осенний шёпот», потому что переживает то же самое и поэтому сочувствует осенней природе:

…Милый, милый! И я тоже умру с тобой…

Заключительная четвёртая строфа подводит итог любовной драмы: Это песня последней встречи. Героиня словно обращает прощальный взгляд назад. Художественное пространство вмещает в себя «тёмный дом», «спальню», «свечи», которые горели «равнодушно – жёлтым огнём».

Дом «тёмный», потому что он лишён яркого света любви. Пусто в доме. Двойной эпитет «равнодушно – жёлтым» говорит не только о пустоте души, утрате ею чувства, но и об измене высокому чувству любви.

Жёлтый цвет ассоциируется и с изменой, и с чем-то нездоровым, раздражающим. Причина разлуки одна – любовь ушла и её не вернуть. Стихотворение написано дольником, который имитирует эмоциональную разговорную речь. Звучание стиха напоминает перехваченный дыханием, прерывающийся голос героини, переживающей страшную утрату.

Сочинение о Песне последней встречи

Стихотворение поражает своей эмоциональностью и внутренней напряженностью переданных поэтессой чувств. Название стихотворения концентрированно и поэтично отражает его содержание: это последнее свидание лирической героини с любимым человеком, с которым она, возможно, рассталась по его инициативе.

Мастерством А. Ахматовой можно только восхищаться. Она умела приручать самые тонкие оттенки бурных чувств и надевать на них уздечку бытовых деталей.

Как можно было убедиться в стихотворении «Песня последней встречи», поэтесса замечает мельчайшие подробности повседневной жизни, придавая им гораздо более важное значение: это и легкие шаги, и перчатка, надетая не на ту руку, и ступенька на крыльце дома, и темный дом, и свечи.

Особая напряженность стихотворения достигается А.Ахматовой за счет ритма, неровного из-за последней строки каждого четверостишия – излюбленного приема поэтессы. Эти строки намного короче трех предшествующих.

Экспрессия стихотворения выражается и знаками препинания. В кульминационных четверостишиях, втором и третьем, преобладают восклицательные знаки. В этом стихотворении нет необычных эпитетов и сравнений, но оно исполнено образности и лиризма, потому что при его перечитывании перед глазами возникают настоящие театральные сцены.

Таким образом, стихотворение А. Ахматовой, обращенной к, казалось бы, вполне традиционной теме, по-своему весьма оригинально. Описывая всего лишь путь героини, простившейся со своей любовью и уходящей из дома, с которым для нее связана ее совсем недавняя счастливая жизнь, поэтесса рассказала нам о полной драматизма женской судьбе.

Читайте также: Мужество – анализ стихотворения А. Ахматовой.

Лирическая героиня до мелочей запомнила тот путь, который все дальше уводил ее от того, что называется женским счастьем. Так, многим знакомая жизненная ситуация под пером еще молодого мастера слова становятся лирическим шедевром.

Сравнение «Песня последней встречи» и «Сегодня мне письма не принесли…»

Оба стихотворения — «Песня последней встречи» и «Сегодня мне письма не принесли…» — вошли в первый ахматовский сборник стихов «Вечер», сборник исключительно любовной лирики. Эти стихотворения объединяет то, что в центре повествования оказываются чувства лирической героини, которая разрывает отношения с любимым человеком.

«Песня последней встречи» — это стихотворение, безусловно, о разлуке. Ахматовская лирическая героиня изображена в момент, когда она уходит от любимого после объяснения с ним. Ахматовскую лирику критики не случайно сравнивали с прозаическими произведениями — новеллой, повестью, романом.

Справедливость этих сравнений «Песня последней встречи» демонстрирует наглядно. Из всего повествования, хронологически нарушенного, последовательность событий все же восстанавливается. (А ведь сюжетность — это отличительная черта прозы.) То, что героиня уже покинула дом, где, собственно, все и произошло: мы узнаем уже в последней строфе:

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

В самом начале же стихотворения Ахматова отображает душевное состояние своей героини:

Так беспомощно грудь холодела, 

Но шаги мои были легки…

Казалось бы, удивительно то, что находясь в том состоянии, когда «беспомощно» холодеет грудь, героиня идет «легким» шагом. Но это вполне объяснимо: испытав стресс, человек, как правило, спешит покинуть то место, где негативные переживания были получены, как говорится, «ноги сами несут». Здесь как раз тот случай.

Далее неожиданно врывается в повествование деталь (а у Ахматовой деталь появляется нередко, что дало повод критикам говорить о «вещности» ахматовской лирики). Эта деталь — перчатка, которую лирическая героиня одевает не нату руку, что так же свидетельствует о крайнем смятении и полном отсутствии внимания к чему-либо, кроме собственных переживаний:

Я на правую руку надела 

Перчатку с левой руки…

Из следующей второй строфы можно сделать вывод о том, что отношения героев были довольно и длительными, и дом, который в данный момент покидает героиня ей очень хорошо знаком:

Показалось, что много ступеней, 

А я знала — их только три!…

Восприятие окружающего мира человеком зависит от того, в каком душевном состоянии он находится в данный момент. Героине «Песни последней встречи» кажется, что природа чувствует то же самое, что чувствует она — «умирание» чего-либо в душе. Ей чудится, что клен, сбрасывающий листья, призывает ее умереть вместе с ним:

Между кленов шепот осенний 

Попросил: «Со мною умри! 

Я обманут моей унылой, 

Переменчивой, злой судьбой». 

Я ответила: «Милый, милый! 

Я тоже. Умру с тобой…»

В конце стихотворения Ахматова говорит о том, что героиня, бросив прощальный взгляд на «темный дом», видит свечи в спальне, которые горят «равнодушно-желтым огнем».

Желтый цвет традиционно символизирует разлуку, здесь же цветовое определение усилено наречием «равнодушно», что дает право сделать вывод о том, что герой, оставшийся за кадром, там, в доме, не испытывает переживания в той же степени, что и героиня.

Таким образом, лирическое стихотворение, повествующее о переживаниях героини в момент разрыва отношений с любимым, детализируется и обрастает подробностями, из которых можно сделать вывод о месте действия, времени (это происходит осенью) и о том, какое воздействие на героиню оказало происшедшее.

Действие другого ахматовского стихотворения — «Сегодня мне письма не принесли…» — происходит весной. Здесь также Ахматова изображает любовную драму, но в отличие от первого стихотворения, где разрыв между героями уже произошел, в этом стихотворении поэт изображает начало разрыва отношений.

Сегодня мне письма не принесли: 

Забыл он написать, или уехал…

Видимо, лирической героине каждый день приходили письма от ее любимого человека, а сегодня это не произошло. Размышляя о том, почему нет письма, она строит предположения, по какой причине он не написал ей: либо уехал, либо просто забыл.

Обе причины дают повод говорить о том, что пылких и страстных отношений между влюбленными уже нет — влюбленный человек не забудет об объекте своей любви, и уж тем более, собираясь уехать, обязательно известит об этом. Героиня осознает это.

Она смотрит в окно, за которым — весна, в заливе качаются корабли. Однако она не любуется картиной увиденного, а скорее, погруженная в размышления, отмечает все это чисто машинально. Героиня вспоминает начало их отношений:

Он был со мной еще совсем недавно. 

Такой влюбленный, ласковый и мой, 

Но это было белою зимой…

Любовные отношения, как мы видим, длились недолго — наступает весна, и героиня предчувствует скорое расставание. Она сожалеет о том, что все идет на спад, и горше становится от того, что именно весной это случается, когда все вокруг оживает и каждый человек ожидает чего-то светлого:

Теперь весна, и грусть весны отравна…

Свою боль героиня описывает так:

Я слышу: легкий трепетный смычок. 

Как от предсмертной боли, бытся, бьется, 

И страшно мне, что сердце разорвется, 

Не допишу я этих нежных строк…

Она понимает то, что отсутствие письма от любимого значит только одно — потерю интереса к ней, охлаждение чувств, и героиня начинает задумываться о том, как ей пережить разрыв.

С истинным мастерством Анна Ахматова в своих стихотворениях могла не только описать то чувство, которое волнует ее лирическую героиню в данный момент, но и выстроить повествование так, что ее небольшие стихотворения критики сравнивали с русской психологической прозой XIX века.

Таким образом, творчество А. Ахматовой – совершенно уникальное явление в русской поэзии. До Ахматовой история знала немало женщин-поэтесс, однако лишь ей суждено было стать женским голосом своего времени и перешагнуть затем через все временные рубежи.

Итоговая таблица рейтинга
Краткий анализ произведения
105
Подробный анализ стихотворения
39
Сочинение о Песне последней встречи
1
Сравнение стихотворений
0
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

семнадцать − шестнадцать =