«Осень» анализ стихотворения Лермонтова по плану и кратко. Стихотворение “Осень” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 5 классе. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Осень” по плану.
Полный текст стихотворения М. Ю. Лермонтов «Осень»
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Краткий анализ стиха «Осень» М. Ю. Лермонтов
Вариант 1
Михаил Лермонтов в своём творчестве, относился к теме природы, без особого энтузиазма. Романтика в таком духе – была явно не в его стиле. Хотя когда будучи известный поэт только начинал сочинять свои стихи, а это был подростковый возраст, он проявлял интерес к пейзажной лирике и даже посвятил этому отдельное стихотворение.
Оно было написано в 1828 году и называлось весьма просто – «Осень». Причиной тому послужило его родовое имение, где он проводил много времени на природе. Вероятно, в этот момент к нему и пришло осознание того, насколько «родные берега» могут затронуть душу.
Осень была страстной порой, а Лермонтова завораживала её конечная фаза, когда всё становилось мрачным и сырым. Уходящая, она словно одиночество в душе. Здесь, юный поэт, наблюдал пожелтевшие листья, и представлял свои переживания. Именно поэтому стихотворение «Осень» наполнено горечью событий, отразившихся в сравнении с жизненным циклом Лермонтова.
Лирический герой, а это, к слову сказать, сам автор, находится в гармонии с природой, и он боится её потерять. Но осень неуместна к нему, и потихоньку уступает своё место зиме. Всё со временем становится тусклым, а жизнь – словно замирает. Люди и звери уже не могут приобщиться к новым переменам, и им приходится искать для себя что-то новое. В этом хорошо виднеется образ пахаря и дикого зверя.
Стихотворение весьма мрачное, хотя и не такое большое. При этом оно легко читается, что называется, на одном дыхании. Стоит также отметить и один очень интересный факт, Михаил Лермонтов даже в теме природы, сумел найти черты, сходные с одиночеством, на которое он так сильно любил ссылаться исходя из всей своей творческой деятельности.
Вариант 2
Стихотворение написано М. Ю. Лермонтовым в 1828 году, когда ему было 14 лет. В то время юный поэт периодически обращался к теме родной природы. Вдохновение к нему приходило, когда он бывал в родовом имении под Москвой, в перерывах между учебой в пансионе. Поэт в ту пору испытывал глубокие переживания из-за невозможности общаться с отцом, и его душевное состояние влияло на восприятие мира: его часто посещало чувство раздражения, разочарования в людях, бессмысленности жизни. И все это отражалось в его творчестве.
Стихотворение «Осень» не имеет посвящения конкретному человеку, оно отражает душевный настрой Лермонтова.
Осень не была любимым временем года Михаила Юрьевича. Будучи очень наблюдательным, он видел в ней не только прелесть и очарование, но замечал и невеселые признаки увядания. Темная и сырая осень привлекает поэта гораздо сильнее, чем золото опадающих листьев:
Ели – «поникшие»
Зелень этих елей –«мрачная»
Месяц – «тусклый»
Даже скала – и та «нависшая», как будто таЯщая в себе угрозу обрушения
Лирический герой произведения – сам автор. Именно его наблюдения и становятся темой произведения. Он видит не только унылые краски окружающей природы, но замечает, что жизнь постепенно замирает, людям и зверям больше не комфортно быть на природе: пахарю уже не хочется «отдыхать меж цветов», устав «от полуденных трудов», а дикий зверь, мелькнувший среди редеющего леса, «скрыться где-нибудь спешит».
Лирическое стихотворение не наполнено радостью и восторгом, как в стихотворениях Пушкина об осени; оно довольно мрачно, в нем больше подчеркнуты темные стороны этого времени года, за которым неизбежно наступит холодная зима. Легки лишь первые две строки («Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят»). Может быть, они нужны здесь для контраста.
Стихотворение написано четырехстопным хореем, рифма перекрестная. Читается стих легко, словно на одном дыхании.
Определяющими здесь являются слова: «поникли», «мрачную», «не любит», «скрыться», «тускл». Именно они создают грустный эмоциональный фон стихотворения, передают ощущение какой-то потери, которую поэт не называет.
Вариант 3
В свои четырнадцать лет молодой, но талантливый М.Ю. Лермонтов уже умел замечать красоту родного края и ценить его. Так, в 1828 году, когда поэт учился в пансионе, он иногда наведывался к бабушке в родовое имение. Именно здесь и были написаны лирические строки, воспевающие красоту природа. Осень словно зеркало, отображала душевное состояние поэта. С этого момента многие отмечают особое по теплоте отношение Лермонтова к своему краю, к своей Отчизне.
Прогулки на природе давали молодому поэту такую же пищу для ума, как и книги, за которыми он часами проводил время. Наблюдая за жизнью простых крестьян, Лермонтов научился понимать их трудности и печали, радости и веселье.
В своем произведении «Осень» автор словно старается остановить момент, зафиксировать его. Делая образную зарисовку картин осени, Лермонтов дает и свою личную характеристику этим сценам: «зелень мрачную», «месяц тускл». Нет это не природа так напугала поэта, а настроение одиночества, которое навеяно атмосферой увядания. Использование данных ярких эпитетов дает возможность точно подобрать эмоциональную тонировку сложным взаимоотношениям природы и человека.
Осень, как подготовительный период к зиме и холодам символизирует отчужденность, потерю связи и гармонии людей и их коренной колыбели, природы. Но и человек не чувствует побуждений стать ближе к своей «матери». Эту мысль поэт вкладывает в образ пахаря, который не любит отдыхать между цветов.
Ритмичный четырехстопный хорей дает динамику, которая присутствует в жизни, что описана автором. Перекрестная рифма придает жизненному стимулу природы грацию и красоту. Грустным лирическим смыслом проникнуто это небольшое произведение.
Здесь нет конкретно описанного героя, в его образе выступает лишь душевный настрой самого поэта, его ощущения. Автор словно что-то теряет с приходом осени.
Стихотворение «Осень» М. Ю. Лермонтов – анализ по плану
Вариант 1
История создания
В 1828 году в возрасте 14 лет Лермонтов написал стихотворение “Осень”. Опубликовано оно было в 1829 году. Немного незрелое, но талантливое и характерное произведение навеяно душевными переживаниями юного поэта. Скучая в летние месяцы в имении своей бабушки, наблюдая за трудом крестьян, поэт пишет это простое и грустное стихотворение.
Оно дошло до нас не полностью: существует версия, что окончание его было утеряно, так как находилось на следующей странице в записях поэта, которая была вырвана. В этот период юношу очень тяготила разлука с отцом, их конфликт с бабушкой, юношеские переживания. Ориентир на романтические мотивы с печальным финалом видимо был характерен и для этой неоконченной “грустной элегии”. В итоге мы имеем лирическое стихотворение пейзажного характера.
Тема
Стихотворение относится к пейзажной лирике, в нём описывается приход осени, чувствуется её прохладное дыхание. Невесёлые картины, предчувствие близких холодов, даже “зверь” стремиться спрятаться в такую погоду. Её приход неминуем, и, несомненно, поэт видит прелесть в смене времён года, но по-романтически печальное настроение – неизменный атрибут творчества раннего Лермонтова. Нет в лермонтовской осени золотых красок, торжественной красоты и пышных нарядов, как у А. С. Пушкина.
Пейзажная лирика у поэта связана исключительно с душевными переживаниями, она – отражение внутреннего мира. Простые описательные стихи – не характерны для творчества Лермонтова, его природа всегда созвучна человеческой душе. Лирический герой в стихотворении не явный, но его взгляд ведёт нас по осенним картинам, которые сменяются, чередуются и имеют чёткий отпечаток личности автора.
“Мрачная” зелень, “поникшая” ель, “тусклый” месяц – всё это восприятие осени лирическим героем, который видит в ней смерть и увядание. Так как произведение Лермонтова не окончено, определить его главную мысль сложно. До нас дошло чисто описательное лирическое повествование, смысл которого в том, чтобы передать картины наступающей осени.
У М. Ю. Лермонтова с детства был дар к наблюдательности, особому поэтическому мышлению, художественному преобразованию окружающей действительности. В стихотворении чувствуется скука и даже раздражительность, “усталость” лирического героя от неизбежного цикла природы.
Композиция
Стихотворение состоит из четырёх четверостиший, объединённых в одну строфу. Лирический герой наблюдает за изменениями в природе, они кажутся ему мрачными и серыми. Видение природы создаёт общий минорный тон стихотворения. Строфа содержащая философскую составляющую не сохранилась. Синтаксически стихотворение состоит из четырех небольших предложений.
В нём нет описания конкретного временного периода, когда лирический герой любуется на определённый пейзаж. В стихотворении описаны картины, которые имеют место в разное время суток, следовательно – это собирательный образ осенней увядающей природы. Об этом свидетельствуют два последних стиха: “Ночью месяц тускл, и поле сквозь туман лишь серебрит”.
Жанр
Исследователи творчества Лермонтова склоняются к варианту – элегии. Однако сохранившийся отрывок даёт нам право воспринимать его как лирическое стихотворение описательного характера. Стихотворение написано четырёхстопным хореем перекрёстной рифмовкой. Рифма в основном женская, её нельзя назвать бедной, но и богатой, насыщенной, как в зрелых стихотворениях, она не является.
Средства выразительности
Юный автор использует эпитеты для образной передачи увиденных осенних пейзажей: “тусклый месяц”, “мрачная зелень”, “отважный зверь”, “поникши ели”. Метафоры “месяц поле серебрит” и “ели зелень…хранят” делают картины природы одухотворёнными, загадочными, живущими своей особой жизнью. Ту же роль выполняет олицетворение “листья…кружатся и летят” – они подобны птицам.
В стихотворении имеются инверсионные предложения, где порядок слов не типичен, это придаёт стихотворению поэтичность и даёт возможность интонационно выделить отдельные фразы.
Вариант 2
Анализ стихотворения «Осень» Лермонтова лучше начать с небольшого историко-литературного экскурса. Это одно из первых произведений юного поэта, написанное им в 1828 г. в четырнадцатилетнем возрасте. Есть предположение, что тот текст, который нам известен, не завершён. Такого мнения придерживаются авторы «Лермонтовской энциклопедии» – в автографе стихотворения, по-видимому, отсутствует лист с его окончанием.
И.С. Чистова полагает, что в целом оно представляло собой «унылую» элегию – жанр, весьма популярный среди пишущих в 1810–1820‑е гг. После описания природы, как правило, следовала обрисовка в подобных тонах душевных переживаний лирического героя Лермонтова, созвучных увяданию жизни и унылой картине наступающей осени.
Жанр, сюжет, тема, идея
Стихотворение написано в соответствии с канонами пейзажной лирики, последовательно изображает череду картин, которые предстают перед взором лирического героя. Это поэтическое высказывание о природе, относящееся к жанру описательной лирики.
Сюжет содержит момент внутренней жизни человека, его переживания как наблюдателя и наполнен рядом визуальных образов, сменяющих друг друга. Авторские зарисовки об осени словно собраны в блокнот, страницы которого содержат иллюстрации практически к каждой строке. Осеннее увядание описано при помощи традиционных образов, фиксирующих признаки смены сезона: облетающие желтые листья, окончание полевых работ, опустевшие леса, пасмурная погода и туманы, холодные ночи…
Внимательный читатель может увидеть в символическом наполнении текста отсылки к философскому осмыслению проблемы жизни и смерти. Смена природных циклов, столь постоянная и естественная для земной жизни, вызывает у героя тягостные раздумья и трепет перед грядущим замиранием, ощущение тоски и одиночества.
Композиционные особенности
Полноценный анализ стиха Лермонтова «Осень» затруднителен, так как это маленькое и неоконченное произведение. Если рассматривать текст «как есть», то можно уловить элементы кольцевого строения (первая и предпоследняя строки содержат слово поле, при этом в начале стихотворения изображается осенний день с опадающей листвой, в конце – ночной пейзаж в темных размытых тонах).
Для композиции также характерна сквозная антитеза – это упомянутое уже противопоставление дня и ночи, а также сравнение наступившей осени и прошедшего лета (Уж не любит, меж цветов, / Пахарь отдыхать порою / От полуденных трудов), природных оттенков, света и тьмы (листья пожелтели – ели зелень мрачная).
Организация поэтической речи
Стихотворение написано в традиции силлабо-тонической системы четырехстопным хореем с усеченной четной строкой. Чередование усеченных строк придает произведению неповторимую поэтическую интонацию, а сочетание хорея с вспомогательной безударной стопой – пиррихием – создает ритмические колебания внутри строки:
Рифма перекрестная, с чередованием женской и мужской закрытой(аБаБ), точная, достаточная. Стихотворение состоит из трех четверостиший.
Языковые средства создания образности
Для создания смысловой емкости стиха автор использует специальные изобразительные средства:
метафорические эпитеты: мрачная зелень, поникшие ели, отважный зверь;
изобразительные эпитеты: нависшая скала, полуденные труды, тусклый месяц;
метафоры (скрытые сравнения): поле серебрит, ели хранят зелень.
Для синтаксической структуры стихотворения характерны развернутые сопоставления – на них и «держится» композиция. Например, параллелизм конструкций встречается в 1 и 3 четверостишиях, для них характерно настоящее время. Это придает композиции цельность, единовременный план описываемого действия. В прошедшем времени употреблен только глагол пожелтели, поникшие (ели), нависшая (скала).
Ритмический строй формируется многочисленными инверсиями, прямой порядок слов присутствует лишь единожды:
Ночью месяц тускл(1), и поле
Сквозь туман лишь серебрит(2).
В стихотворении действует простая система изобразительных средств, скорее направленная на линейность сюжета, намек на «цикличность» лишь подразумевается (описание смены времен года, дня и ночи). Стих «Осень» — это лирическое описание чувства утраты, которое охватывает человека, внимательно созерцающего осеннюю увядающую природу.
Вариант 3
Ранняя и поздняя осень в искусстве художников и поэтов встречается довольно часто. Если анализировать стихотворение «Осень» знаменитого русского писателя Лермонтова, то, пожалуй, лучше всего будет начать с маленького путешествия по истории. Очень интересным фактом становиться то, что данное произведение было написано в числе первых работ писателя.
Можно сказать, что, занимаясь написание этого произведения писатель был ещё совсем ребенком, даже школьником, ведь написал его Михаил Юрьевич в возрасте четырнадцати лет от роду. Это очень мало, но тем не менее даже в таком довольно юном возрасте юноша смог написать такое пронзительное и запоминающиеся стихотворение.
Возможно именно поэтому многие профессионалы в этой области просто уверены, что данное произведение не является законченным. Есть в нём какая-то недосказанность.
Может быть многим кажется это лишь потому, что после описания природы, логически должно было последовать описание личной жизненной драмы или даже трагедии писателя.
Что касается стилистического написания, то стихотворение написано согласно всем основным законам пейзажной лексики и правил написания данных произведений, в художественном мире.
Нельзя не заметить, что стихотворение наделено большим количеством различных поэтических высказываний о живой природе, которая ежедневно окружает человека, но к сожалению, очень часто остается незамеченной и даже непонятой.
Так же весь сюжет содержит элемент внутреннего мира человека и его особенностей, его переживаний, его размышлений. А также наполнен целым рядом визуальных образов, которые сменяют друг друга на протяжении всего произведения.
Самые внимательные читатели могут уловить всю задумку данного произведения, весь смысл. Понять его именно так, как видел его создавая писатель.
Очень интересно то, что в природе зачастую можно увидеть каждого человека, кто-то весна или лето, а кто-то осень или зима. Все мы индивидуальны, это и хотел показать автор.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтов «Осень»
Вариант 1
Лермонтов был таким же лирическим поэтом, как и Пушкин о природе. Ещё в раннем детстве у него сформировались нежные чувства личности. Ключевое место в его произведениях занимает лирика. Все творческие интересы полным образом отразились именно в ней. Но, в свою очередь, сам поэт не считал себя лирическим персонажем, говоря о том, что просто любит восхищаться тем, что его окружает. Примером этому служат его стихотворения о прекрасных пейзажах, великолепии родного края и так далее.
Стихотворение «Осень» явным образом характеризует душевное состояние самого поэта. Оно не слишком яркое и торжественное, как бывает в стихах Александра Сергеевича Пушкина.
Напротив, это творение наполнено душевной грустью, серыми красками, мрачной жизненностью и, конечно же, спокойным ожиданием предстоящей холодной зимы. Однако начальные строчки стихотворения всё равно сочетаются с некой контрастностью. Грустный эмоциональный фон передают все «тёмные» слова, использованные в произведении.
А самое главное – писателю не нравилось осеннее время года. Но со временем он полюбил не только блистающую золотыми листьями осень, но и серую, увядающую. Он разглядел в ней душевное равновесие, пленительное очарование и какое-то чувственное блаженство. Лермонтов был очень наблюдательным, поэтому он сумел увидеть в этом времени года даже самые мельчайшие особенности. К примеру, он заметил, что осенью ночной месяц более тускл, чем весной.
Стихотворение обладает удивительной лёгкостью, поэтому читается на одном дыхании. Автор использовал двусложный размер стиха – четырехстопный хорей. Именно такой ритм характеризует жизненную позицию Лермонтова. Дополнительную красоту стихотворению придаёт перекрёстная рифма.
А также Михаил Юрьевич наделил стихотворение множеством изобразительно-выразительных средств. К примеру, олицетворениями: «ели зелень мрачную хранят», «листья … кружатся и летят», «месяц … сквозь туман серебрит». В стихотворении «Осень» поэт показывает естество, природную красоту и жизненную гармонию.
В целом, какая бы ни была лирика Лермонтова: пейзажная, любовная, героическая, в любом случае она выражает чувства внутреннего мира автора.
Все стихотворения этого лирического поэта положительно влияют на читателя, они поучают его и мотивируют на благие деяния. Уважать чувства других людей, охранять и любить природу, помогать старшим, быть патриотом своей страны. Лермонтов сумел хорошо прочувствовать всё это и потому легко передал подобные чувства через стихи своим читателям.
У меня сформировалось особое отношение к лирике Михаила Юрьевича. Мне близка романтичная натура поэта, его меланхолические нотки. Несмотря на мистические и довольно печальные картины, изображенные писателем в его произведениях, он испытывает неподдельную нежность к природе.
Поэт понимает, что в осени кроется естественное завершение жизненного цикла, и покорно принимает уготованное судьбой. Я тоже фаталист по натуре, а благодаря этому стихотворению особенно полюбила осень, это противоречивое, прекрасное и одновременно трагическое время года.
Вариант 2
Яркий лиризм, проникновение в законы истинного бытия и мастерское владение психологизмом — таков М. Ю. Лермонтов в каждом поэтическом шедевре, вышедшем из-под его пера.
Стихотворение «Осень» — маленькая пейзажная зарисовка, характеризующаяся сдержанностью и точностью языка. Перед нами фиксация моментов уходящей осени, за которой скрываются муки опустошенности и одиночества лирического героя. Его интересует взаимопроницаемость и сопряженность мира человека и природы: во все жажда единения и резкий разрыв.
Загадка природной гармонии пугает человека: немногочисленные эпитеты заряжены отрицательно («мрачная зелень», «нависшая скала»)
Отчуждение, оторванность человека от первооснов передается через образ пахаря:
Уж не любит меж цветов,
Пахарь отдыхать порою…
Трагическое ощущение непрочности бытия видятся через размытые краски ( «месяц тускл») и стертые контуры («сквозь туман лишь серебрит»), сменяющие в последних строках стихотворения четкую динамику природной жизни, очерченную в начале текста.
Обманчивая простота «Осени» становится содержательным признаком всеобъемлющего смысла. Движения природной жизни безыскусны и легки, эмоции четки. Обычные, знакомые всем события, подготавливающие природу к зиме, рассматриваются здесь через иную призму, потому что непосредственные переживания лирического героя превосходят описываемые события.
Интересно, что последняя строка стихотворение — это невольный отсыл к пушкинской лирике.
Сквозь туман лишь серебрит.
Лермонтов
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна…
Пушкин
Обреченное «лишь» у Лермонтова — эта та пропасть,что лежит между гармоничностью пушкинского мироощущения и трагичностью лермонтовского. Поэзия Пушкина — это переживания, вызванные впечатлениями от жизни, а у его наследника по поэзии — каждое переживание рассматривается с точки зрения своего волнения от впечатления.
Четырехстопный хорей передает ритмично пульсирующую жизнь природы, которая уже готова медленнее жить. Четкость перекрестной рифмовки подчеркивает поэтическое чувство красоты природы, пусть пугающей и темной, но при этом простой и понятной.
Все в стихотворении движется к зиме: постепенно угасают цвета, прячется зверь, а лирический герой тоже стремится уловить этот естественный ход событий, подстроиться под него и принять. Минорность звучания лермонтовской «Осени» возводит осень в символ грусти, лежащей в основе всего земного существования.
Вариант 3
Русская природа многогранна, самобытна и прекрасна в любое время года. Зима торжественна, радует глаз белоснежными шапками, шубами деревьев, иглистым инеем, разноцветными искорками на снегу под ярким солнцем в морозный денек. Весна – время пробуждения, оживления всего живого, появляются первые зеленые листочки, распускаются пестрым ковром цветы, щебечут, предвкушая скорое тепло, птицы. Лето – пора тепла, цветения всех растений, хорошего настроения. Но самый красивый сезон – это осень. Насыщенной цветовой палитре можно позавидовать.
Сентябрь – праздник ярких красок, романтики, терпкого и свежего воздуха. Осень – время подведения итогов, сбора урожая, в том числе эмоционального, философского. Неудивительно, что данный период вдохновил немало поэтов, писателей, художников, музыкантов на создание великих произведений. М. Ю. Лермонтов особо часто обращался к теме природы в своих ранних стихотворениях.
Некоторые исследователи творчества поэта считают, что это было своего рода оттачиванием мастерства стихосложения, так как повзрослев, он перестал уделять внимание пейзажной лирике. И даже говорил, что любование природой – удел юных, романтических натур, еще не успевших встретиться с несправедливостью и разочарованиями в жизни. Мне же кажется, что лирик искренне выражал свои эмоции в каждом произведении. Окружающий мир не просто фон. Пейзажная поэзия автора примечательна отождествлением природных явлений с эмоциональным состоянием лирического героя. Образный параллелизм – один из любимых приемов Михаила Юрьевича.
Природа предстает полноправной участницей жизни персонажей, своеобразным действующим лицом. У одинокого, замкнутого, меланхоличного поэта осень вызывала особый эмоциональный трепет, чувство единения, родства. «Осень» – одно из немногих уцелевших ранних стихотворений автора. Написано было в 1828 году. Михаилу тогда было всего 14 лет.
Он обучался в пансионе, готовясь к университету. Товарищи отмечали, что Миша всегда был задумчив, приходил с книгой и в перерывах читал. В свободное время писал стихи. Сохранилась только половина текст стихотворения. Вторая страница из тетради была вырвана. Лермонтов всегда был строг, требователен к себе, а к своему творчеству особенно. Поэтому из, накопленных за десять лет, работ смог выбрать лишь несколько поэм и лирических миниатюр для первого сборника.
Стихотворение «Осень» написано простым языком. Читатель не встретит здесь скрытых смыслов, замысловатых оборотов, глубоких образов. Здесь нет лирического героя, помимо самой природы и автора, созерцающего ее явления. Присутствуют образы дня и ночи. Темное время суток обжигает своим холодом, напоминая о скором приходе зимы. Лермонтов рисует природу по-своему, как он ее видит. Стихи обладают высоким уровнем художественности. Стихотворение относится к лирике пейзажной, описательной. Но уже в нем можно заметить ростки неизменной тоски, печали, меланхолии, сопровождавших автора на протяжении жизни, проявлявшихся в более позднем творчестве.
Лермонтов совсем еще был юн, но уже успел испытать первые разочарования в жизни. Ранняя лирика была выдержана в стиле романтизма. Михаил Юрьевич создает тонкий образ межсезонья. Жаркое, веселое, полное счастья, положительных эмоций, лето сменяется тоскливой, щемящей осенью. Здесь на помощь приходит антитеза. Пожелтевшая, яркая листва противопоставляется поникшим елям, которые еще хранят «мрачную зелень».
Произведение построено на перекрестной рифме. Сочетаются первая и третья строчка, а вторая с четвертой – соответственно. Стихотворный размер – четырехстопный хорей. Композиция кольцевая. Первая строчка описывает осень в поле, а последняя ночь, туман, серебристый месяц там же. Возможно, композиционное построение изначально отличалось, так как стихотворение сохранилось не целиком. Лирик очень точно передал чувство утраты по теплу, лету, прошлой жизни, беззаботному счастью.
Вместе с тем, читатель понимает, что герой смирился с этим чувством. Возникает ощущение неизбежности, цикличности событий. Стихотворение вызывает светлую грусть, заставляет задуматься о скоротечности летней радости, тепла. После прочтения хочется укутаться в теплый плед, пить сладкий чай, сидя на веранде, наблюдая за изменениями в природе. Здесь нет глубоких смыслов, только гармоничная смена сезонов.
Вечный круговорот явлений, которой не изменит своего хода после нашего пребывания на планете. Увядание, завершение цикла необходимо для зарождения новой жизни. Вызывает восхищение красивый, но лаконичный язык автора. Выбраны простые, но меткие, живописные метафоры: «месяц поле серебрит», «ели зелень мрачную хранят». Стихотворение оставляет приятные эмоции после прочтения, заставляет глубоко окунуться в атмосферу осени.