«Еще майская ночь» анализ стихотворения Фета по плану и кратко. А. Фет создавал насыщенные пейзажи, в которых воспевал родную природу. Кажется, что с природой он делился своими самыми сокровенными переживаниями.
Стихотворение, разбор которого представлен в статье, изучается в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Еще майская ночь» по плану.
Полный текст стихотворения «Еще майская ночь» Афанасий Фет
Какая ночь! На всём какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.
Нет, никогда нежней и бестелесней
Твой лик, о ночь, не мог меня томить!
Опять к тебе иду с невольной песней,
Невольной — и последней, может быть.
Краткий анализ стиха А. А. Фета «Еще майская ночь»
Вариант 1
Стихотворение “Еще майская ночь” относится к жемчужинам пейзажной лирики Фета. представляет собой любование обычным временем суток — ночью. Однако, автор настолько искренне передает свое восхищение и выражает душевный подъем, связанный с увиденным, что каждый ночной образ заставляет читателя разгадывать загадки природных явлений, вызывая умиление и бурю эмоций.
Реалистичность изображения помогает почувствовать переживания лирического героя, трепет его души. Автор не скрывает, насколько долгожданной была эта майская ночь. Родные просторы гостеприимно раскрывают объятия весеннему месяцу, который будто вырвался из оков зимы (“из царства вьюг”).
Холода и тревоги для героя остаются позади. В стихотворении чувствуются умиротворение и полный покой. Автор с восторгом отзывается о подобном состоянии: “какая нега!”. Связь со звездным небом говорит о радостных изменениях в жизни поэта: “Все звезды в душу смотрят вновь”.
Особое место А. Фет уделяет любви. Это чувство распространяется повсюду, хотя иногда тревожная нота не покидает его. Человек и природа в любом своем проявлении для автора едины: чувства разносятся “за песнью соловьиной”.
Образ русской березы прекрасен, он подталкивает писателя к мысли о любовных взаимоотношениях. Упоминание о березе связано с событием, произошедшим незадолго до написания стихотворения. Свадьба А. Фета состоялась не по любви, а по расчету. Автор сравнивает дерево с невестой, которая теперь “тешит взор”.
Пытаясь свыкнуться с положением, в котором он оказался, поэт испытывает грусть, сожаление о любимой женщине, оставшейся в прошлом. В последней строфе звучит мотив раскаяния. Но оптимизм поэта берет верх, ночь вдохновляет его на откровенные признания через изображение природы. Она будто поддерживает поэта в трудную минуту. Он с благодарностью воспевает ночную пору, ее волшебные явления.
Автор чувствует себя собеседником окружающих предметов благодаря олицетворениям: “звезды смотрят”, “лист манит”, эпитетам, которые подчеркивают его симпатию к пейзажу: “лист полупрозрачный”, “май свеж и чист”.
Отличительный эмоциональный рисунок в произведении, представляющий собой колебания настроений, присматривается за счет некоторых синтаксических конструкций — восклицательных предложений, чередующихся с повествовательными.
С приходом последнего весеннего месяца, когда листва зеленеет, трель соловья звучит громче, душа поэта молодеет. Каждая описанная им деталь оживает, благодаря слову великого поэта.
Вариант 2
Не секрет, что тонкий и глубокий лирик Афанасий Фет все свои произведения писал, что называется, с натуры. Его стихи – это трансформированные чувства и образы, которые он пропускал через собственную душу. Поэтому неудивительно, что в основе практически каждого стихотворения автора лежат реальные события, которые поэт отображает со свойственным ему изяществом, оставляя «за кадром» то, что, по мнению поэта, в данный момент не имеет лично для него особого значения.
У стихотворения «Еще майская ночь» также есть своя предыстория. Оно было написано в 1857 году практически сразу же после того, как Афанасий Фет женился на Марии Боткиной. К своей молодой супруге поэт испытывал симпатию и глубокую привязанность, хотя и осознавал, что любовью эти чувства можно назвать лишь с очень большой натяжкой. Брак поэта был заключен по расчету из-за желания обеспечить себе достойную жизнь, к которой он привык с самого детства.
Все дело в том, что Фет был усыновлен довольно состоятельным помещиком Афанасием Шеншиным, но после его смерти был лишен наследства из-за неправильно оформленных бумаг и вынужден быт покинуть родовое имение, чтобы самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Именно тогда поэта заставили и сменить фамилию – отныне он стал Афанасием Фетом. Таким образом, добившись руки Марии Боткиной, поэт хоть и не возвратил себе дворянский титул, но мог рассчитывать на вполне безбедное существование за счет внушительного приданого.
Майская ночь, которой в своем стихотворении так восхищается автор, судя по всему, является первой в его отнюдь не счастливой семейной жизни. Однако поэт полон решимости забыть свою возлюбленную Марию Лазич, от женитьбы на которой отказался именно из-за финансовых соображений. Теперь, обретя внушительное состояние, Фет рассчитывает на безмятежный и полный достаток жизнь, поэтому его умиляет все – и майская ночь, и шелест молодых березовых листьев за окном, и упоительные соловьиные трели.
Автор, словно бы очнувшись от длительной спячки, начинает замечать красоту окружающего мира, подчеркивая, что «все звезды до единой тепло и кротко в душу смотрят вновь». Свою молодую супругу поэт сравнивает со стройной березой, которая «застенчиво манит и тешит взор». Проводя подобную параллель, автор отмечает, что «так деве новобрачной и радостен, и чужд ее убор».
Личные чувства и переживания в эту ночь Афанасий Фет старается тщательно скрыть, считая, что не любовь, а финансовое благополучие являются залогом благополучной семейной жизни. Впоследствии поэт осознает свою ошибку и будет жестоко расплачиваться за нее до конца своих дней, живя с женщиной, которую не любит.
Однако в день свадьбы автор полон самых радужных надежд, хотя первые сомнения уже закрадываются в его душу. Ему гораздо милее и приятнее любоваться ночным небом и восхищаться его красотой, чем проводить время с молодой женой. Поэтому поэт отмечает, что «твой лик, о ночь, не мог меня томить!».
О том, как Фет на самом деле относится к своему браку, свидетельствуют последние строки стихотворения «Еще майская ночь…», в которых автор признается: «Опять к тебе иду с невольной песней, невольной – и последней, может быть». Поэт втайне сожалеет о том, что добровольно лишил себя свободы ради финансового благополучия, предчувствуя, что подобный союз очень скоро станет для него обузой.
О своей первой и единственной возлюбленной Фет открыто не упоминает, однако между строк этого романтического стихотворения можно уловить легкое сожаление о том, что его избранницей стала совершенно другая женщина. И с этим фактом, как позже выяснилось, поэт так и не смог смириться до самой своей смерти.
Вариант 3
Почти все стихотворения Афанасия Фета, созданы на основе образов природы, так как поэт видел ее по-своему, и с ней отожествлял все свои самые, сокровенные чувства. Почти все его мысли и идеи, которые он хотел передать читателям, отожествляются картинами природы, и именно за ними кроется самое основное.
И к одному из таких произведений относиться стих под названием «Еще майская ночь», датированная в 1857 году. В этом тонком лирическом стихотворение, происходит упование лирическим героем, красоты и безмятежности майской ночи. Необходимо заметить, что за всем этим скрывается, переживания и реальные события из жизни самого поэта.
Однозначно за всеми описанными событиями произведения кроется свое значение, ночная природа успокаивает и восхищает лирического героя. Но на фоне всей безмятежности, кроется тень сомнения и сожаления. Это заметно в последних строчках «и в воздухе за песней соловьиной, разносится тревога и любовь», что ощутимо веет прохладой и тенью не хорошего предчувствия.
В дальнейшем четверостишие автор сравнивает образ берёзы, которые стоят неподвижно, словно чего-то ждут и манят к себе взор лирического героя. Эта картина напоминает автору, внешность невесты, которая так же робко стоит и неподвижно ждет. За этой композицией, возможно, кроется реальный случай из жизни поэта, за стройной березкой подразумевается воспоминание о какой-то женщине, что оставила след в душе поэта.
Для автора она похожа на невесту в своем радостном и одновременно печальном наряде. Дальше по стихотворению наш герой снова возвращается к ночной природе. И это подтверждает сам поэт, повествуя нам о лике и бестелесной нежности, подаренные ему самой ночью. Все это может намекать только на одно, душа и сознание поэта чем-то обременены, скорее всего, тем, что нельзя исправить и только в безмятежности ночи он находит покой.
Подводя итоги нашего анализа, стоит отметить, что данное творение Афанасия Фета, это живой случай, возможно, не счастливой любви, которая отягощает душу поэта. Но только одно способно, утихомирить воспаленные чувства, это исцилительная красота природы. От которой наш автор не в силах оторвать взгляд.
Стихотворение «Еще майская ночь» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
История создания произведения связана с личной жизнью поэта. Строки его появились на бумаге в 1857 году после того, как Фет женился на Марии Боткиной. Известно, что в молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, однако покинул ее из-за материальных трудностей. Вскоре после расставания мужчина узнал, что его возлюбленная погибла из-за пожара. Он долго не мог смириться с утратой, но все же решился создать семью.
Мария Боткина была обеспеченной невестой. Семья же Фета обеднела, поэтому брак был для него шансом начать счастливую обеспеченную жизнь. К Боткиной мужчина не испытывал такой сильной любви, как к Лазич, но относился к ней с искренней симпатией. Надежды на счастливое будущее пробудили в поэте вдохновение. Первая весна, проведенная с молодой супругой, вдохновила на написание стиха.
Память о погибшей возлюбленной таилась глубоко в сердце Фета. Нотки ее отобразились в последней строфе.
Тема
В русской литературе многие поэты развивали в пейзажной лирике весеннюю тематику. У Фета она тесно связана с любовными переживаниями. Настроения, запечатленные в образах его стихов, раскрывают читателям душу поэта.
Красота майской ночи, пробуждающая в человеческом сердце возвышенные чувства – тема анализируемого произведения. Лирический герой восхищается темным временем суток и благодарит родной край за такую благодать. Он считает, что свежесть и чистота мая дарованы «царством льдов».
Ночное небо безоблачное, поэтому герой может наслаждаться звездами. Небесные светила смотрят в его душу и от этого воздух наполняется тревогой и любовью. Упоминает поэт и о символе любви – соловьиной песне.
Есть в стихотворении и символ русской земли – березы у Есенина, Пушкина и других мастеров слова. О них лирический герой говорит с особой теплотой. Он не отходит от фольклорных традиций, сравнивая березу с молоденькой девушкой. Таким образом, символ получает в анализируемом тексте значение непорочности, чистоты. Под образом «девы новобрачной», вероятно, следует понимать Марию Боткину.
В последних строках ощущается легкая грусть. Скорее всего, она связана с Марией Лазич. Любовь к ней не оставляет поэта, поэтому лик теперешней невесты не может «томить» его. Свою песню он называет «невольной», намекая на то, что к браку его подтолкнула не любовь, а нужда.
Композиция
Композиция анализируемого стихотворения несложная. Оно делится на две части по смыслу: весенний пейзаж и описание внутреннего состояния лирического героя. Первая часть немного больше второй, переход между ними плавный. Формально стих делится на четыре катрена, которые раскрывают разные элементы пейзажа.
Жанр
Жанр произведения – элегия. Поэт с восторгом описывает природу, но в некоторых строках, воспроизводящих психологическое состояние, чувствуется разочарование грусть. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Весенний пейзаж создается при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Ключевую роль играют метафоры: «из царства льдов, из царства вьюг и снега как свеж и чист твой вылетает май», «звезды… в душу смотрят вновь», «в воздухе… разносится тревога и любовь», «березы ждут». В наборе метафор есть и олицетворения.
Выразительности пейзажной и психологической зарисовкам придают эпитеты: май «свеж и чист», «песня соловьиная», «дева новобрачная», «невольная песня». Сравнения поэт не использует.
Для того чтобы передать свое восхищение А. Фет использует риторические восклицания, например, первая строфа полностью состоит из восклицательных предложений.
Вариант 2
История создания. Произведение “Еще майская ночь” было создано А. А. Фетом в год его бракосочетания с Марией Боткиной (1857 г.).
В произведении отразились радостные чувства жениха, но тревожный финал раскрывает истинную причину свадьбы.
Фет был лишен наследства и в молодости страдал от безденежья. По этой причине он отказался от любимой девушки и выбрал себе жену не по любви, а по расчету.
С годами Фета все больше мучило осознание совершенной непоправимой ошибки. В произведении “Еще майская ночь” содержатся первые признаки будущих страданий поэта.
Жанр произведения — пейзажная лирика. Грустный финал придает ему характер элегии.
Основная тема стихотворения — красота весенней ночи. Несмотря на то, что Фет вступил в брак, исходя из практических соображений, он все равно испытывает счастье. Финансовая независимость открывает для него возможность спокойно заниматься творчеством.
Справедливости ради следует заметить, что Фет до конца жизни уважал супругу и никогда не говорил ей о своих истинных чувствах. Боткина же действительно полюбила мужа, и он был безмерно благодарен ей за это. Окрыленный жених потрясен великолепием майской ночи.
Он специально обращает внимание читателей на резкий контраст между суровой русской зимой (“царство вьюг и снега”) и весной (“свеж и чист… вылетает май”). Лирический герой отмечает красоту звездного неба, пение соловьев. Кажется, что вся природа говорит в это время только о любви.
В третьей строфе становится очевидной связь стихотворения с личной жизнью автора. Он вводит традиционный для русской поэзии образ березы, сравнивая ее с “девой новобрачной”. В последней строфе Фет обращается непосредственно к самой весенней ночи со словами благодарности (“невольная песня”). В то же время он замечает, что эта песня может быть “последней”.
Резкий переход к пессимистическому настроению объясняется очень просто: тонко чувствующий поэт понимал, что деньги скоро потеряют в его глазах свою ценность, а впереди еще целая жизнь с нелюбимой женщиной.
Композиция произведения последовательная. Три первых строфы посвящены описанию пейзажа, последняя затрагивает размышления автора о дальнейшей жизни.
Размер стихотворения — пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.
Выразительные средства. Фет использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты (“соловьиной”, “полупрозрачный”, “новобрачной”), метафоры (“царство вьюг и снега”, “невольной песней”), сравнение (“так деве новобрачной”). Восторженное состояние лирического героя подчеркивается многочисленными восклицаниями.
Основная мысль произведения. Стихотворение вызывает противоречивые чувства. Счастливое настроение основной части омрачено финальным замечанием автора. Понять это противоречие можно только с учетом знания биографии Фета, для которого свадьба с Боткиной стала одновременно счастьем и трагедией.
Вариант 3
Афанасий Фет был достаточно тонким и глубоким лириком, он писал фактически все произведения с натуры. Он трансформирует образы и внутренние движения души, при этом все пропускает через призму собственного сознания.
Поэтому неудивительным становится то, что основой каждого стихотворения являются реальные происшествия и внутренние переживания, при этом автор всегда описывает свои переживания с присущим ему изяществом, при этом он не показывает лишнего, того, что остается за кадром, и не имеет особого значения для его души.
Поэтические строчки, получившие название «Еще майская ночь», написанное в 1857 году, имеет свою предысторию и описание. Оно было написано сразу после момента заключения брака с Марией Боткиной. Он понимает, что испытывает к ней нежные чувства, но не может назвать это настоящей любовью и страстными чувствами. Он называл это чувствами с большой натяжкой, не мог справиться с собственными чувствами.
Брак был заключен только по расчету, ему нужно было только восстановить собственное доброе имя и вернуть себе наследство. В 16 лет он потерял все, что было, у него отняли родовое имение, фамилию, а также все состояние.
Он добивается руки Марии Боткиной, которая поможет ему восстановить доброе имя и высокое положение в обществе. И несмотря на то, что он возвратил себе желаемое, он не смог обрести настоящее счастье.
В данном стихотворении автор старается показать, что несмотря на трудности и невзгоды, он все равно надеется на благополучное развитие событий. Он клянется, что забудет свою предыдущую любовь, и сможет полностью отдаваться своей единственной супруге, которая будет находится с ним до окончания жизни.
На протяжении всей жизни он будет мучать себя, не находить места. Автор не понимает, почему он сделал такой выбор, да и ему трудно смириться с неизменностью прошлого. Именно поэтому он впадает в депрессивное состояние, которое потом приводит к серьезному заболеванию, которое приводит к смерти.
Он никогда не сможет признаться своей супруге в том, что на протяжении всей жизни в его сердце живет совершенно другая женщина. Эту тайну ему придется хранить глубоко в своей душе, успокоение он сможет найти только ночью, когда ему не приходиться скрывать свои чувства, он может погружаться в размышления и думать о своем.
Анализ стихотворения А. А. Фета «Еще майская ночь»
Вариант 1
Афанасий Афанасьевич Фет всем своим творчеством воспевал родную русскую природу. Он создавал не простые пейзажные зарисовки, а стремился передать всё богатство чувств и впечатлений, навеянных природой.
В каждом своем произведении Фет изображает различные явления природы, которые по-своему прекрасны. В 1857 году поэт написал стихотворение «Еще майская ночь…», которое относится к большому циклу лирических пейзажей.
Название произведения говорит само за себя и определяет основную идею стихотворения. Лирический герой восторгается чудесной майской ночью, вызывающей у него, целую бурю восторженных эмоций: «Какая ночь! На всём какая нега!»
Нега – вот главная характеристика этой ночи. За её волшебство герой благодарен родному краю: «Благодарю, родной полночный край!»
И все дальнейшее развитие сюжета передает трепет, волнение героя, его умиление майской ночью.
Какая ночь! Все звёзды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь.
Композиционно стихотворение сосостоит из четырех строф с перекрестной рифмой: «край- май», «единой-соловьиной» и т.д.
Все стихотворение проникнуто настроением восторга, созерцания красоты природы, которая всегда рядом с человеком.
Жанр этого произведения можно определить, как лирический пейзаж, созданной с помощью средств поэтической романтики, тесно переплетающиеся друг с другом.
Поэтические приемы, употребляемые Фетом в этом стихотворении, весьма разнообразны. Яркие эпитеты («май свеж и чист», «лист полупрозрачный»); чувственные олицетворения — «звезды смотрят», «березы ждут, дрожат», «лист застенчиво манит»); множество восклицаний – «Какая ночь! На всем какая нега!», «Благодарю, родной полночный край!») рисуют общую картину дивной ночи.
Кроме того, Фет применил в своем стихотворении очень точное, изящное и интересное сравнение. Он сопоставил счастливый трепет березы, которую «венчает» свежая листва, и невесту в свадебном уборе:
Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный
Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд её убор.
В этом стихотворении автор часто употребляет существительные женского рода («нега», «песнь», «душа», «тревога», «любовь», «береза», «дева» и другие) для более точной передачи эмоционального состояния лирического героя.
Ритм произведения очень эмоционален, передает душевный трепет, волнение, восторженность и переживания.
Своим творчеством А.А. Фет учит нас радоваться тому, что создано природой, ведь мы тоже являемся ее неотъемлемой частью.
Вариант 2
Стихотворение «Еще майская ночь» было создано в 1857 году. Его автор А.А. Фет славится своими стихами о природе. Его произведения скрашивают страницы различных хрестоматий, школьных учебников и всевозможных стихотворных сборников. Поклонники творчества А.А. Фета без сомнения утвердят, что практически каждое произведение поэта посвящено природе среднеевропейской России.
Стихотворение «Еще майская ночь» изначально может показаться довольно легким, простым и воздушным. Автор восхищается красотой природы в весеннюю пору, радуется наступлению тепла. Но вчитавшись в каждую строчку, каждое слово, понимаешь, насколько глубоко пропитан каждый слог теплом, восхищением и волнениями автора. А.А. Фет описывает звезды, песни соловья и листву берез.
Афанасий Афанасьевич смог передать читателю свои ощущения. Кажется, что ты очутился в этой сказке – звезды смотрят прямо в душу, вдали слышится песня соловья, и на твоих глазах зеленеет молодой листок березы. Абсолютно все пропитано весной. Автор смог описать тонкий запах этого времени года словами: тепло и кротко, тревога и любовь, манит и тешит, радостен и чужд. Красота русской весны одарила героя этого стихотворения двойственными, но друг друга дополняющими чувствами. Именно на этом контрасте А.А. Фет смог передать нам свои эмоции и ощущения.
В стихотворении «Еще майская ночь» большое количество слов женского рода. Такой прием используется для передачи эмоционального состояния. Герой взволнован, восхищен и словно напуган красотой и властью майской ночи. Он не скрывает своего восторга и словно преклоняясь, произносит: «Какая ночь! Какая нега! Благодарю, родной полночный край!». Эти восклицания окунают читателя в душевные переживания лирического героя.
Мы ощущаем трепет его души, радость, связанную с приходом весны. Кажется, что он ждал этого момента, начала новой жизни, целую вечность. И вот с наступлением майской ночи, он понимает, что теперь, после того, как природа одарила его своей необычайной красотой, он готов встретиться даже со смертью. Вот каким образом А.А.Фет смог рассказать нам, что такое смертельная красота.
Для того чтобы читатель смог прожить несколько минут жизни героя, автор использует эпитеты — лист полупрозрачный; олицетворения – звезды смотрят в душу, лист манит и тешит, твой вылетает май. Читая эти строки, ты невольно оказываешься в центре событий – слышишь, чувствуешь и живешь в кромешной тьме той майской ночи.
Стихотворение «Еще майская ночь» — это целая жизнь, заключенная в нескольких мгновеньях. А.А.Фет подарил нам мир, в котором мы можем раз за разом раскрывать новые детали, дополнять и восхищаться им. Каждый из нас является героем данного произведения. Каждое слово и строчка этого стихотворения подтверждает мастерство великого поэта.
Вариант 3
Позднее стихотворение Афанасия Фета «Майская ночь», созданное в 1870 году, вошло в сборник стихов «Вечерние огни». Оно относится к любовной лирике и посвящено Марии Лазич, трагически погибшей возлюбленной поэта. В молодости поэт не решился связать себя с ней узами брака из-за материальных трудностей, а 25-летняя девушка вскоре после расставания погибла на пожаре.
В сборнике целый ряд стихотворений, не выделенных формально в отдельный цикл, посвящен этой давней любви поэта. Образ женщины, память об их отношениях и живое восприятие поэтом давно ушедшего человека выступают как форма преодоления времени и смерти, разделяющей людей. Л. Н. Толстой дал высочайшую оценку «одному из самых редких стихотворений», написав в письме к автору: «Я не знаю у вас лучшего».
«Майская ночь» написана нечетностопным ямбом, перекрестной рифмовкой, придающими стихотворению легкость и воздушность. Произведение отличает богатство изобразительных средств: в нем присутствуют эпитеты (среде убогой, прозрачный отрезок), метафоры (небо со звездами на челе, лунный серп, царит весны таинственная сила), олицетворения (туч последняя толпа).
Композиционно стихотворение, включающее три строфы-четверостишия, состоит из двух частей: водоразделом являются слова «Ты, нежная!».
В первой половине стихотворения поэт рисует картину весеннего ночного неба. Ночной пейзаж, похожий на сон, очень нежен и завораживает своей красотой. Динамичность описания создается словом «толпа» применительно к тучам и рифмующимися глаголами «пролетает-тает», подчеркивающими стремительность движения туч и тему их «растворения».
Изменение картины неба, очистившегося от туч, подталкивает лирического героя к вызванному безудержной властью весны обобщающему умозаключению: «Царит весны таинственная сила». Венцом этой силы, столь остро ощущаемой в майскую ночь, выступает небо «со звездами на челе».
Удивительная образность и легкость слога создают прекрасную картину теплой майской ночи. Описание природы в стихотворении служит средством выражения лирического чувства. Так, тающие в сиянии луны облака символизируют мечты о несбывшемся счастье. Ночь и человека объединяет ожидание и осознание сокровенного, открывающегося всему живому лишь в это время суток.
Вторая часть стихотворения посвящена сугубо интимной теме. Сила весны вызывает необыкновенно острые лирические эмоции, возрождая в человеке воспоминания и грустно-лирическое настроение. Майская ночь пробуждает ассоциации с бывшей в далеком прошлом такой же прекрасной весенней ночью, протягивая незримую нить к любимой женщине. Ночь, любовь и познание счастья сплетаются воедино.
Фет обращается к возлюбленной: «Ты, нежная! Ты счастье мне сулила на суетной земле». Размышляя о том, что такое счастье, поэт, находясь уже в зрелом возрасте (на момент написания стихотворения ему было 50 лет), понимает, что чувства и духовная близость двух людей гораздо важнее всех материальных благ «на суетной земле».
В стихотворении отчетливо прослеживается характерный для поздней лирики Фета мотив свободного полета, стремления выйти за рамки времени и пространства. Сердце поэта принадлежит той, с кем может соединить его только смерть: «За ним! За ним! воздушною дорогой – и в вечность улетим!».
Поэт ощущений, Фет остро чувствовал красоту и гармонию природы, поэтому в «Майской ночи» все детали описания пейзажа поразительно точно раскрывают душевные переживания лирического героя.