Стихи Анны Ахматовой о Петербурге

Петербург в стихах Анны Ахматовой – это не фон, не второстепенный персонаж, а реальный, осязаемый образ, с которым связаны все самые яркие переживания и жизненные впечатления поэтессы. Детские годы Ахматовой прошли в Царском Селе, и, ступая по аллеям Екатерининского парка, она ощущала связь времен и тот лицейский дух, который когда-то воспел ее великий предшественник, Александр Сергеевич Пушкин. Ниже вы можете ознакомиться с анализами стихов о Петербурге.

Петербург в творчестве Анны Ахматовой

Как приятно тёплым весенним вечером пройтись по улицам Петербурга, посетить Невский, увлекающий людей в бесконечное движение ночной жизни, пройтись по маленьким улочкам центра и, наконец, забрести на Дворцовую площадь и долго стоять и смотреть в тёмное звёздное, потрясающее своей таинственностью небо.

И тут же возникает ощущение необъяснимости, неразгаданности всего города, ощущение того, как мало известен город людям, которые в нём живут, как много нераскрытого в нём, какое множество тайн скрывает он на своих улицах, площадях и садах.

Как же изучить этот город, чтобы он стал понятным каждому, кто живёт в нём?  Это очень просто: открыть сборник стихотворений Анны Андреевны Ахматовой, где в любом стихотворении можно обнаружить строки, посвящённые Петербургу. Её стихи открывают нам этот величественный город.: и старый Петербург, и Петроград, и Ленинград.

Город в стихах Ахматовой предстаёт одухотворённым, прекрасным, согретым теплотой её души. Город становится не просто местом обитания, а хорошим и верным другом. Петербург-один из главных героев лирики Ахматовой. Наверное, это случается со всеми поэтами, жившими в нём. Ахматова видит Петербург не как человек, поражённый его красотой, а как человек, который видит его как бы изнутри. В стихотворениях образы Петербурга точны и конкретны, но они не перестают волновать и удивлять своей поэтичностью.

Внимание к подробностям и деталям пейзажа становится особенностью стихов Ахматовой. Для неё -город, «горькой любовью любимый», Нева, Фонтанка, Невский, каналы и дома-места обитания её духа:

 Вновь Исакий в облаченьи

Из литого серебра

Стынет в грозном нетерпеньи

Конь Великого Петра. («Стихи о Петербурге»

Именно в Петербурге происходят главные события любой драмы Ахматовой. Город в её стихах-не фон событий, а участник всего происходящего. Воспоминания любви в стихах непременно перекликаются с образом города. Это единство города и переживаний Ахматовой становится особенностью, чем-то новым, что внесла Ахматова в тему Петербурга:

А мы живём торжественно и трудно

И чтим обряды наших горьких встреч,

Когда с налёту ветер безрассудный

Чуть начатую обрывает речь, —

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

 Широких рек сияющие льды,

 Бессолнечные мрачные сады

  И голос Музы еле слышный. (« Ведь где-то есть простая жизнь и свет»

« Чудесный город Петров» переходит в город" обречённый" к концу 1913 года, который стал рубежом, разделяющим мирную жизнь и ужасы гражданской войны. Город для неё-" грешник, видящий райский перед смертью сладостный сон". Но город не перестаёт быть любимым для Ахматовой.

Тот голос, с тишиной великой споря,

Победу одержал над тишиной

Во мне ещё, как песня или горе,

Последняя зима перед войной!

Белее сводов Смольного собора

Таинственней, чем пышный Летний сад,

Она была. Не знали мы, что скоро

В тоске предельной поглядим назад. ( «Тот голос, с тишиной великой споря»

Итак, жить в Петербурге становилось" торжественно трудно", но это была жизненная необходимость, судьба поэтессы. Это сочетание трагичности и невозможности разлуки Ахматовой с городом несёт в себе совершенно новые описания Петербурга.  Город из" прекрасного станет «опальным».

Когда война поставит под угрозу само существование Петербурга, Ахматова ощутит, что город-это живое существо, и Ахматова, вынужденная покинуть город, тяжело будет переносить разлуку. Отечественная война сильно его изменит:

Ленинградскую беду

Руками не разведу,

Слезами не смою,

В землю не зарою,

За версту я обойду

Ленинградскую беду.

Я не взглядом, не намёком,

Я не словом, не попрёком,

я земным поклоном

     В поле зелёном

             Помяну.( « Причитание»)

Рушилась жизнь поэтессы, рушился город, дорогой и любимый. Судьбу Ахатовой нельзя отделить от судьбы Петербурга Тема города в её стихах-это удивительный поэтический мир...В «  Поэме без героя» тема города откроется полнее.Прошлое Ахматова видит уже из 60-ых, но с необыкновенной точностью

Петербург в 1913 году

За заставой воет шарманка,

Водят мишку, пляшет цыганка

На заплеванной мостовой.

Паровозик идет до Скорбящей,

И гудочек его щемящий

Откликается над Невой.

В черном ветре злоба и воля.

Тут уже до Горячего Поля,

Вероятно, рукой подать.

Тут мой голос смолкает вещий,

Тут еще чудеса похлеще,

Но уйдем — мне некогда ждать.

У Ахматовой в образах города нет символических описаний, есть лишь восхищение им, разговор с ним. Город-это лучшее, что есть в её жизни.Мы в праве назвать Ахматову поэтом одной темы-любви.Но эта тема лишь заглавная в её творчестве, все остальные переплетаются или проходят сквозь неё.

«Петербург был самым большим подарком, который получила от жизни Ахматова. Редко кто мог разговаривать о городе, да и с самим городом, как Ахматова»

В « Поэме без героя» есть единственные в своём роде строфы-обращения к миру на языке любовной лирики:

Ты мой грозный и мой последний,

Светлый слушатель тёмных бредней,

Упованье, прощанье, честь.

Предо мной ты горишь, как пламя, 

Надо мной ты стоишь, как знамя,

И целуешь меня, как лесть, Положи мне руку на темя, —

Пусть теперь остановится время

На тобою данных часах...

Многие поэты и прозаики писали про этот прекрасный и до сих пор неразгаданный город.

Достоевский, Некрасов, Блок посвящали свои произведения Петербургу. Но для них город  был лишь местом обитания, а для Ахматовой Петербург явился предметом любви, именно ему она посвятила всё своё творчество.

«Стихи о Петербурге», анализ цикла стихотворений Ахматовой

Петербург всегда будоражил воображение творческих людей. Этому городу на Неве посвящены художественные полотна, музыкальные произведения, поэмы, стихи, романы. В этом городе разворачиваются сюжеты многих известнейших произведений русской литературы: «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского, «Петербургских повестей» Н. В. Гоголя, «Медного всадника» А. С. Пушкина.

Этот город стал «колыбелью трех революций». Поэтому не могли остаться в стороне и писатели ХХ века: так появился мистический «Петербург» Андрея Белого, знаковые места прекрасного русского города, запечатленные в ранней поэзии Александра Блока (театр, аптека, фонарь, памятник Петру Первому). Свой город увидела и юная Анна Ахматова, которая выросла и получила свое первое образование в пригороде Петербурга — знаменитом Царском Селе. Незримую связь с Пушкиным, столетием, раньше ходившим по дорожкам Екатерининского парка, любовавшимся Царскосельской статуей, Анна Андреевна чувствовала всю жизнь.

Свое произведение Ахматова назвала просто: «Стихи о Петербурге». Это небольшой цикл из двух стихотворений, написанных в 1913 году. Они объединены не столько самим городом, сколько именем его основателя. В первом восьмистишии возникают самые узнаваемые образы Петербурга — Исаакиевский собор и Медный Всадник. Только вот их окружение претерпело изменения: вокруг памятников архитектуры «черные трубы», с которых «душный и суровый ветер сметает гарь». Да, начало ХХ века и в России ознаменовалось индустриализацией. Появление заводов и фабрик стало символом прогресса в Европе, но русские люди, привыкшие к патриархальному, деревенскому укладу, неоднозначно относились к переменам.

Позже Александр Блок отзовется на эту тему своей «Фабрикой», а Сергей Есенин в знаменитом «Сорокоусте» передаст свое отношение к противостоянию «живого» и «железного» с помощью поединка между «тонконогим жеребенком» и поездом, летящим «на чугунных лапах». Конечно, поединок выиграет железное чудовище, но симпатии героя навсегда останутся на стороне живой природы.

Отношение Ахматовой выражено лаконичней, но оно очевидно:

…своей столицей новой

Недоволен государь.

В первой части Петербург выглядит городом императора-победителя, там царит величественность и холод. Во второй части цикла ледяная монолитность уступает нежной хрупкости инея, сквозь которую проступает биение живого любящего сердца. Второе стихотворение цикла о любви. В нем в большей степени проявляются особенности акмеизма — литературного течения, под влиянием которого еще находилась в то время юная Анна Ахматова, только-только вышедшая замуж и родившая своего первенца. Акмеизм культивировал внимание к деталям, и их здесь великое множество: арка над Галерной, нераскрытый веер в руке героя, розовый месяц в небе над Летним Садом.

Любовь героев освящена присутствием Петербурга, ведь их тени навсегда останутся под аркой на Галерной. Отсюда чувство спокойствия, которое сквозит в каждой строке:

Сердце бьется ровно, мерно…

Вся любовь утолена.

Это чувство утоленной любви, уже не требующей «томительных свиданий у постылого окна», и создает ощущение покоя и в то же время свободы. По мысли автора, любовь родившаяся в Петербурге, останется вечной, как у «вечной» Сонечки Мармеладовой из романа «Преступление и наказания», как у Маши Мироновой — «капитанской дочки», отвоевавшей у государыни Екатерины свое право на женское счастье.

Спокойствие подчеркнуто и самим ритмом стиха: четырехстопный хорей замедляется с помощью чередования женской и мужской рифмы. Однако последние строки стихотворения у внимательного читателя вызывают и другие ассоциации: «холодная улыбка императора Петра» невольно напоминает о «горделивом истукане», которого увидел безумный Евгений в Медном Всаднике.

Петербург навсегда останется для Анны Ахматовой свидетелем ее жизни: здесь она обрела любовь, здесь терпела первую «любовную пытку». В страшном 1938 году «простояла триста часов» возле стен знаменитой тюрьмы «Кресты», ожидая вестей о единственном сыне Льве Гумилеве. В этом городе встретила начало войны и пережила первые дни блокады. И любовь к этому прекрасному городу тоже осталась в сердце поэтессы навсегда.

Анализ стихотворения Ахматовой «Стихи о Петербурге»

1

Вновь Исакий в облаченьи

Из литого серебра.

Стынет в грозном нетерпеньи

Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый

С чёрных труб сметает гарь…

Ах! своей столицей новой

Недоволен государь.

2

Сердце бьётся ровно, мерно.

Что мне долгие года!

Ведь под аркой на Галерной

Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки

Вижу, вижу, ты со мной,

И в руке твоей навеки

Нераскрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом

Мы в блаженный миг чудес,

В миг, когда над Летним Садом

Месяц розовый воскрес, —

Мне не надо ожиданий

У постылого окна

И томительных свиданий.

Вся любовь утолена.

Ты свободен, я свободна,

Завтра лучше, чем вчера, —

Над Невою темноводной,

Под улыбкою холодной

Императора Петра.

Тема Петербурга занимает важнейшее место в творчестве Ахматовой. К городу на Неве она всегда относилась с особой любовью. Недаром поэтесса не хотела покидать Северную столицу, когда началась Великая Отечественная война. В эвакуацию Анна Андреевна уехала только по настоянию врачей. При этом при первой же возможности Ахматова вернулась – поздней весной 1944 года. Во втором ее сборнике – «Четки» – есть небольшой цикл под говорящим названием «Стихи о Петербурге». В его состав вошли всего два стихотворения, написанных в 1913 году. В первом произведении, состоящем из восьми строк, на передний план выходит изображение Северной столицы. Поэтесса упоминает два известных топонима – величественный Исаакиевский собор, облаченный в литое серебро, и памятник Петру I работы Фальконе, известный как Медный всадник. Во второй строфе Ахматова переходит от парадного Петербурга к Петербургу фабричному и окраинному. В этом городе гуляет душный и суровый ветер, сметающий с черных труб гарь. Похожий образ встречается в урбанистической поэзии Блока. Северная Венеция в апокалипсических декорациях оказывается не по нраву ее основателю.

Второе стихотворение цикла относится к интимной лирике. Петербург предстает перед читателями в качестве «сокровищницы любовной памяти». Чувства персонажей произведения, благодаря Северной столице, становятся вне времени. Тени героев навсегда останутся под аркой на Галерной улице. Арка эта, кстати, — топоним весьма примечательный. Она фигурирует в повести Мандельштама «Египетская марка» 1927 года, когда идет перечисление мест, которые петербуржцы чаще всего предпочитают для назначения свиданий. Осип Эмильевич характеризует ее как невзрачную и неспособную даже дать приют от дождя. В стихотворении «Сердце бьется ровно, мерно…» также упоминается Летний Сад – топоним, достаточно часто встречающийся в лирике Ахматовой разных лет. Финал рассматриваемого текста не так благостен, как его предыдущие строки. Появляется темноводная Нева, которая в поэтическом мышлении 1910-х годов нередко связывалась с Летой – рекой забвения из древнегреческой мифологии. Получается, Анна Андреевна представляет несколько ипостасей любимого города, мирно сосуществующих друг с другом. Северная столица – это место вечной памяти и любви, омываемое рекой забвения, и кромешный ад, уготованный каждому жителю.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

13 − 11 =

Adblock
detector