Владимира Семеновича Высоцкого (1938–1980), поэта, певца, актера и композитора часто называли «Бобом Диланом СССР». Его известность связана с тем, что он является ведущим представителем так называемого движения бардов, которое зародилось в 60‑х и достигло своего пика в середине 70‑х.
Родители Высоцкого развелись вскоре после его рождения – читайте подробнее в статье отец В. Высоцкого, и он жил в основном со своей матерью (техническим переводчиком) сначала в Бузулуке, а затем (с 1945 г.) в Москве.
Год (1955–56) учился в инженерно-строительном институте, но бросил, чтобы поступить в Школу-студию Немировича-Данченко при МХАТе.
Одаренный актер, он рано обнаружил свое истинное призвание, вокруг которого вращалась его жизнь, — выступление в театре и кино.
Высоцкий – самобытный актер
С 1964 по 1980 год Высоцкий работал в Театре драмы и комедии на Таганке. Несмотря на давление и препятствия, «Таганка» смогла показать передовые, яркие выступления.
Стиль спектаклей представляет собой смешение стилистических контрастов комического и трагического, гротескного и пафосного, цирковой акробатики, современных танцевальных сцен и несущихся актеров по пространству, как будто их гонит вихрь.
Хотя в спектаклях не было политики, было то, что грозило советской власти – открытый разговор. Высоцкий сыграл более 20 ролей, в том числе «Гамлета», одну из самых известных его ролей.
Привычная одежда Высоцкого – черный свитер и джинсы – делали его человеком из народа, а не князем, и его угрызения совести могли разделять зрители. Интеграция аудитории, ее участие были жизненно важны для постановки.
Высоцкий – бард-песенник
Высоцкий, как и другие «барды», сочиняет и стихи, и мелодии своих песен и исполняет их лично, а когда его публичные выступления были запрещены, начал записывать свое пение. Он исполнял свои собственные песни глубоким, хриплым и напряженным голосом, настраивая свою гитару на «низкую А».
На него повлияли «стандартные» народные мелодии, которые он использовал для улучшения написания песен с его выдающейся работой: более 700 песен и более 2000 публичных и частных выступлений.
Поскольку предполагалось, что его песни угрожают общественному порядку, советские власти запретили его публичные выступления, и при его жизни советское телевидение не транслировало его концерты, однако его поклонники записывали песни на свои катушечные магнитофоны и кассеты. Широкое распространение получили магнитофонные записи живых исполнений его песен.
Как автор песен, Владимир Высоцкий прославился в 35 лет своими стилизованными песнями-преступниками, а еще больше — песнями, которые варьировались от пышных и романтических тем до различных тем, которые считались табу в советской культуре, таких как негероические аспекты войны, вечная бдительность. сосед, коррупция, тираническая бюрократия, психиатрические больницы.
Высоцкий передает голос рассказчика как человека, оглядывающегося на свои переживания с большей точки зрения. Его повествование от первого лица позволяет альтер-эго самому говорить шокирующие вещи об осужденных, пьяницах, недавних политических репатриантах, моряках, спортсменах, ученых и выживших после ГУЛАГа, ветеранах войны, золотодобывающих, исторических, мифологических или фольклорных персонажах, или животных.
Какой бы ни была маска, рассказчик всегда оказывается очень умным и глубоко интроспективным, говоря то, что людям хотелось бы сказать, но никогда не решаются показать себя.
Высоцкий – герой времени
Он намного опередил свое время, смеясь над навязчивыми идеями общества и советской политикой. Несмотря на утверждение Высоцкого о том, что он сатирик, некоторые из его песен являются очевидными аллегориями. У него есть способность сочетать сатиру и лиризм почти в одной линии.
Хотя КГБ мог уже довольно долго следить за его перепиской и, вероятно, следил за каждым его шагом. Фактически, благодаря своему публичному присутствию в качестве актера, он был самым известным русским бардом. Тем не менее, Владимир Высоцкий так и не получил прямого доступа к СМИ и оставался загадочной фигурой.
Власти страны проигнорировали даже его смерть, которая произошла во время московских Олимпийских игр 1980 года. Истинным свидетельством его символической власти в обществе стали его похороны, когда десятки тысяч москвичей покинули Олимпийские игры и пришли на Ваганьковское кладбище, чтобы попрощаться с самым известным русским бардом.