Роман «В списках не значился» Васильева, написанный в 1974 году, посвящен Великой Отечественной войне. Сквозь призму становления главного героя писателю удалось точно и емко описать все ужасы военного лихолетья.
Анализ повести «В списках не значился»
Повесть Бориса Васильева «в списках не значился» была опубликована в 1974‑м году. Поводом для её написания послужил один случай.
Как-то раз Борису Львовичу случилось мимоходом остановиться на Брестском вокзале. Там он увидел женщину, которая стояла у таблички «солдат Николай». Она возлагала цветы. Борис Львович спросил её, что это за солдат. А она ответила: «в списках не значился». И писатель решил, что посвятит повесть солдату Николаю. И назовёт её «в списках не значился».
Произведение «в списках не значился» написана в жанре повести. Она разделена на пять частей. У частей нет названия. Нет глав. Каждая часть посвящена определённому эпизоду военной службы и жизни лейтенанта Николая Плужникова.
В основу романа легла не вымышленная история об обороне Брестской крепости. Именно она первой приняла на себя фашистский удар 22-го июня 1941-го года. Штурм начался внезапно. В 4 часа утра, когда офицеры крепости и их семьи мирно спали, немцы обрушились.
Сокрушительным прицельным огнём уничтожили практически все склады боеприпасов и гарнизоны связи. Погибло много людей. Однако уже наследующий день после нападения, фашисты получили мощный отпор, что явилось для них полной неожиданностью.
Несмотря на активное сопротивление русских защитников, гитлеровцам всё же удалось захватить крепость. Сыграл роль фактор неожиданности и численное превосходство с немецкой стороны. Но и после того, как крепость была захвачена, оставшиеся в живых измученная горстка солдат, продолжала вести бой из развалин.
Николай Плужников, центральный герой повести, был кадровым офицером. Он окончил военное училище. Ему светила служба при этом училище. Но Николай захотел обыкновенной службы. Что бы он мог командовать настоящими солдатами, и есть с ними из одного котелка.
Желание его выполнили. Отправили на настоящую службу. Но поставили условие, что через год отзовут обратно в училище. Однако война изменила все планы.
Автор ставит героя в различные ситуации. В основном он характеризуется как отважный солдат, который ни за что не сдаст свои позиции. Но также описываются и моменты трусости. Два раза он сбежал с места битвы. И оба этих раза он спасал свою жизнь.
В первый раз они убегают вместе с товарищем сальниковым, оставляя сослуживцев справляться самих. За что получает нагоняй от старшего лейтенанта. Понимает, что получил заслуженно. Возвращается в костёл, именно оттуда они убежали с товарищем.
Второй раз он убежал, оставив сослуживца Сальникова сражаться одному против группы немцев. Но в этот раз он убегает, понимая, что ничем не сможет помочь товарищу. Очень сожалеет об этом. В этот раз он спасает жизнь себе, потому что хочет ещё воевать. Защитить родину от врагов.
Николай Плужников описывается как сочувствующий человек, который ради друзей и родных может сделать всё возможное. Так, во время боёв не хватало не только еды, но и воды. Воду использовали для пулемётов. Даже умирающим её давали «по столовой ложке». Плужников, зная об этом, всё равно приносит добытую в великой опасности воду, тяжело раненому товарищу Владимиру Денищику.
В другой раз, он не бросает на произвол судьбы хромоногую девушку, которая становится его любимой. К сожалению, девушке суждено погибнуть. Но Николай никогда этого не узнает.
А однажды он не выполнил приказ. Не смог застрелить пленного немца. Отпустил его. Хотя незадолго до этого застрелил сослуживца Федорчука. Федорчук пропал. Его пошли искать. Нашли, идущим в плен спокойной походкой, с белой марлей в поднятых руках. Николая волнует не сам факт сдачи сослуживца в плен, а то, как он это делает.
Автор уважает своего героя. Ведь он остался один, потеряв товарищей и любимую. На протяжении многих месяцев один воевал против огромной армии фашистов. В конце он сам умирает. Но умирает как герой.
Он, ослепший, с отмороженными пальцами в рванных сапогах, с гордо поднятой головой, идёт к немецкой машине. Идёт на звук мотора. Возле машины падает, принимая смерть. Пока он так шёл, все собравшиеся вокруг немецкие солдаты и даже сам генерал, отдавали ему честь.
В повести, как и во многих произведениях военной литературы, затронута тема самоотверженности. Тема любви к родине. Полна боли, горечи, а вместе с тем почтения и славы героям того времени.
О чем повесть Васильева – сюжет
Итак, Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Но в этой наивности заключена, мне кажется, большая правда времени, которое Б. Васильев рисует, избегая и намека на модернизацию, осовременивание прошлого в угоду моде, власти и т. п.
Коля искренне уверен, что известное сообщение ТАСС, в котором слухи о начале войны названы провокацией, исчерпывает все проблемы: “У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у нашей границы… являются результатом происков англо-французских империалистов”.
А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: “Это будет быстрая война. Самое главное — это решающая мощь Красной Армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар”.
Нам, людям начала XXI века, знающим о тяжких отступлениях Красной Армии в 1941 году, о страшном харьковском окружении 1942 года, эти слова героя невозможно читать без горькой улыбки.
Но не для того, чтобы посмеяться, Б. Васильев вводит на страницы романа своего Колю Плужникова. Это, если хотите, исходный момент в развитии героя.
Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое.
Не сразу удалось пройти Николаю ту “науку ненависти”, о которой писал М. А. Шолохов. Во второй части романа совершается переход героя в новое состояние: превращение мальчика в воина, в “товарища командира”.
Однако мне кажется, что первая и вторая части являются своеобразной завязкой к третьей части. Вот когда погибли все друзья Плужникова, когда он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости, разворачивается основное действие романа.
Резко меняется тон и даже ритм повествования, уходят драматические ноты военного сюжета, исчезают описания боевых эпизодов; возникает высокий психологический накал, на смену драме приходит высокая, превращающая юношу в Героя трагедия, кульминацией и развязкой которой одновременно становится последняя глава романа. Отсюда и торжественность, и особый, значимый смысл каждой фразы.
Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников — последняя ее капля. Он выше смерти, значит, выше забвения.
Полуживого, голодного Плужникова боятся фашисты: “У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек…, длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись… и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли слезы”.
Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, “вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли”. Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. “Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел”.
Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом “товарищем командиром”, а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился.
Сочинение Тема подвига (В списках не значился)
В русской литературе XX века подвиг человека оказывается тесно связанным с темой Великой Отечественной войны, ставшей поистине “народной войной” для наших соотечественников. Добровольцем Великой Отечественной, прошедшим ее от начала до конца, стал и Борис Львович Васильев, автор многих книг, посвященных этой святой для каждого теме.
Наибольшей известностью пользуется повесть Б. Васильева “А зори здесь тихие…”, в которой с особой проницательностью выражена мысль о несовместимости войны с природой человека, тем более женщины, призванной дарить жизнь.
Но мне хотелось бы в своем сочинении обратиться к роману Б. Васильева “В списках не значился”, который был опубликован в журнале “Юность” в 1974 году.
В центре романа — судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы — в Брестскую крепость — поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости.
“В списках не значился” — это история становления героического характера, мужающего в огне войны. Роман композиционно делится на три части, хронологически продолжающих друг друга.
Данное произведение описывает события самого начала Великой Отечественной войны. Первые затяжные бои, битва при обороне Брестской крепости, которая не пала под натиском захватчиков.
А также роман описывает понятия как любовь, долг, предательство и преданность. Ведь это все из чего состоит жизненный цикл обычного человека, а во время военных действий эти черты каждого человека просматриваются еще куда сильнее.
Роман нам повествует о молодом лейтенанте из училища, которого направили на службу в Брестскую крепость. Но, не успев доложить о своем прибытии на службу, началась война. Именно на пути в штаб Брестской крепости его и застает врасплох война.
Совсем еще юный и не знающий как вести себя в экстренных ситуациях, мальчишка принимает бой. Во время этих событий он однажды от испуга чуть не подается в бега, но сила воли, чести и отваги не позволили ему это сделать и он остается противостоять врагу.
Именно там он знакомится с боевыми товарищами. За очень короткий промежуток времени сам лейтенант превращается в мужчину, который уже прошел не одну войну. Его товарищи также были еще юнцами, но после нескольких месяцев обороны стали мужчинами с большой буквы. Но по воле случаев его оба товарища гибнут для того чтобы спасти ему жизнь.
Лейтенант впервые встречает маленькую девочку, которую зовут Мирра. Эти два молодых создания влюбляются друг в друга, но война рушит все их планы на совместное существование.
Эта любовь была так сильна и чиста, что могла бы одной своей силой только покончить с этой войной. Мирра попадает в плен и умирает от частых избиений охранников. И в последние мгновения своей жизни она не забывала думать о своем любимом и о ребенке, которого носила в себе.
Также роман очень хорошо описывает темные стороны человеческой сущности, которая готова на все, чтобы остаться в живых. Таких персонажей было несколько.
Один из них был еврейским заключенным, который просто покорился захватчикам и стал их рабом, чтобы сохранить свое существование хотя бы на день. И были предатели, решившие сдаться и с командующего круга, но главный герой пресек это на корню, убив предателя в спину.
Финал конечно очень печален после долгих месяцев сражений, ослепший, изголодавшийся и промерзший лейтенант сдается после того как узнает что Москва еще не взята фашистами. Но захватчики очень гордятся боевым духом, которого они так и не сломили.
Я думаю, что тема подвига вечно будет существовать в русской литературе не только потому, что память о героях не умирает в наших сердцах, но и потому, что в наши дни, к сожалению, вновь погибают девятнадцатилетние ребята, а матери вновь надевают траурные одежды.
Читайте также: Природа России – итоговые сочинения для 7–11 классов ОГЭ и ЕГЭ.
Борис Васильев считается самым выдающимся писателем в стиле военной поэзии. Талант и опыт его очень ярко описывает всю тяжесть, и реализм военного времени. Быт того времени и приоритеты людей чтобы выжить.