Грустный рассказ «Вертел» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк написал в 1885 году. В нем русский писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк поведал читателям историю о трагической судьбе бедного мальчика, сироты, которому из-за жилья, одежды и куска хлеба приходилось много и тяжело работать.
Сочинения и анализ рассказа «Вертел» можно использовать на уроке русской литературы в 4–5 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении. Рассказ учит милосердию и состраданию, а также ценить то, что имеешь, потому что многие живут много хуже.
Анализ рассказа «Вертел»
Очень грустный и трагичный рассказ Дмитрия Мамина-Сибиряка “Вертел” рассказывает о тяжелой судьбе мальчика, чье здоровье и чья молодость были отданы на заклание золотому тельцу.
Хозяин гранильной мастерской содержал работников в нечеловеческих условиях, а сам наживался на их болезнях. Он обманывал покупателей, и не делал ничего, чтобы облегчить труд своих рабочих.
А ведь среди них был совсем юный мальчик Прошка, которого сын богатой дамы Володя прозвал Вертел, потому что Прошка целыми днями крутил огромное колесо.
Но если для Володи этот труд был романтикой, то для Прошки это была его жизнь. И Прошка очень мечтал сбежать куда-нибудь в лес, на свободу.
В рассказе нашлось место сочувствию и милосердию, которые проявила богатая дама, но эта крохотная толика добра уже ничего не могла изменить в судьбе несчастного мальчика. Он умирает.
Главная мысль рассказа: Все дети имеют право на счастливое детство, а не только дети богачей.
О чем повесть Мамина-Сибиряка – сюжет
Эпоха, описываемая в произведение, это конец XIX – начало ХХ века, действие происходит в Екатеринбурге.
Двенадцатилетний круглый сирота Прошка трудится в гранильная мастерской «вертелом» — на ручном станке целыми днями обтачивает драгоценные и полудрагоценные камни.
Условия его жизни ужасающие: темнота, сырость, грязь, недостаток свежего воздуха и скудное питание. Он ненавидит колесо, которые крутит целый день, ненавидит своего хозяина Алексея Иваныча, ненавидит заказчиков, которые покупают камни, «без которых так легко обойтись».
Однажды в мастерскую приходит барыня Анна Ивановна со своим сыном Володей. Она обращает внимания на Прошку и приглашает его к себе в гости. С тех пор Прошка каждое воскресенье бывает в господском доме, где его кормят и учат грамоте.
Но Прошке совестно просто так есть чужой хлеб – он начинает работать с удвоенное силой, надрывается, заболевает и в конце концов умирает. На его похоронах Анна Ивановна плачет, плачет не только по этому круглому сироте, а по всем бедным детям, которым она не может помочь.
Сочинение о рассказе Мамина-Сибиряка
Рассказ «Вертел» пересекается с другими рассказами русской литературы конца XIX – начала ХХ века, повествующими о нелегкой судьбе детей из низших сословий.
Но более всего по сюжету это произведение схоже с рассказами «Гуттаперчевый мальчик» Григоровича и «Петька на даче» Л. Андреева. Во всех этих произведениях показана тяжелая, полная невзгод и лишений детская жизнь. Причем всё описываемое происходит при полном равнодушии общества. Для социума это дети-невидимки.
В этом плане рассказ «Вертел» выбивается из общего ряда: героиня Мамина-Сибиряка Анна Ивановна словно прозревает: видя воочию ужасающие условия жизни маленьких работников, вынужденных в буквальном смысле за кусок хлеба идти на добровольную каторгу, она начинает по-другому расставлять приоритеты.
Например, ее прежнее увлечение драгоценными камнями сходит на «нет», т.к. женщина понимает, что относительно невысокую стоимость украшений объясняет практически бесплатных труд таких безропотных сирот, как Прошка, за которых чаще всего некому заступиться.
Она пытает хоть как-то повлиять на это, изменить хотя бы одну детскую жизнь, но сама психология ребенка не позволяет ему принять эту помощь. Круг замыкается.
Д.Н. Мамин-Сибиряк не делает выводов, но очевидно, что для коренных изменений необходим слом общественного сознание, всеобщее понимание проблемы. В ином случае трагедии, подобные описанной, будут происходит с ужасающей частотой, а попытки отдельных энтузиастов в спасении детских жизней, не изменят общую картину.
Эссе по рассказу «Вертел»
Вертел — очень грустная новелла. Она о бедности, нищете, про огромную пропасть между богатым и бедным.
Главный герой — Прошка, подросток, сирота, который работает в мастерской чтобы как-то прокормиться. Он работает за еду, одежду и крышу над головой.
Купец-ювелир, хозяин мастерской, неплохо относится к Прошке, жалеет его, заботится. Но в целом видно, что судьба Прошки ему с большего пофиг. Один раз приезжает богатая женщина забрать заказ, видит Прошку и решает ему помочь. У нее доброе сердце и ей больно видеть грязного и зашуганного ребенка.
Вроде бы у Прошки даже налаживается жизнь… богатая барыня заботится о нем, а ее сын подружился с Прошкой, несмотря на огромную социальную разницу между ними. Но затем он заболевает. Возможно, воспаление легких или туберкулез — Прошка много кашляет и почти не может работать.
Но упорно пытается. Не хочет видеть барыню, не хочет отдыхать. Хотя купец не настаивал на его работе, наоборот. А добрая барыня могла бы помочь, отвести к доктору — ведь она относилась к Прошке почти как к приемному сыну. Это заканчивается ожидаемо плачевно — парень умирает.
Главная мысль рассказа “Вертел”, написанного талантливым русским писателем Дмитрием Наркисовичем Маминым-Сибиряком, заключается в том, как ужасна была эксплуатация детского труда в царской России.
Привычное и потому еще более страшное положение таких ребят, как Прошка, о которых плакала барыня Анна Ивановна, потому что поняла внезапно, что их миллионы и помощь одному Прошке котлеткой и пирожным — капля в море.
В Российской империи труд женщин и детей был выгоден для хозяев, потому что им можно было мало платить. Дети, даже малолетки, широко привлекались на разные, в том числе вредные производства, где вынуждены были работать наравне со взрослыми, губя свое здоровье.
Читайте также: Краткое содержание сказки «Серая шейка» Мамина-Сибиряка.
В своем рассказе “Вертел” Мамин-Сибиряк показывает трудное детство и жизнь детей из бедных семей, сирот. Детям, чтобы выжить, покушать приходится работать в очень плохих условиях, но тем не менее они сохраняют все положительные черты личности: трудолюбие, доброту, взаимовыручку.