Сочинение на тему «Осколок снаряда порвал струны на скрипке»

Паустовский Константин Георгиевич — русский писатель, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.

Сочинение на тему «Осколок снаряда порвал струны на скрипке»

Сочинение «Осколок снаряда порвал струны на скрипке»

Вариант 1

Творчество — это понятие, которое существовало во все времена. Оно обогащает душу человека, развивает его. Но на что способно творчество в тяжелые периоды жизни, такие, как война? Над данным вопросом размышляет Константин Паустовский в предложенном для анализа фрагменте текста. Размышляя над проблемой, автор рассказывает о жизни людей во время войны, которые днем “рыли окопы и отбивали немецкие атаки, перевязывали раненых и стирали бойцам белье. А ночью, если не было боя, устраивали концерты и спектакли” втайне от фашистов.

На данном примере писатель хотел показать, что даже в такое жестокое и беспощадное время душа человека тянется к прекрасному, к какому-то “свету”, способному подарить надежду. Далее автор описывает одно из представлений. У музыканта, игравшего на скрипке, “осколок снаряда порвал струны”, за исключением одной. Он понимал, что не сможет играть, но несмотря на это, из его “раненой” скрипки полилась волшебная музыка. Данный поступок героя можно сравнить с самой войной, в которой, несмотря на всю боль и трагедию, люди продолжают бороться за мирное небо над головой. По мнению автора, творчество во время войны способно дать людям какой-то стимул, надежду на лучшее.

Оно завораживает, дав каждому хотя бы на минуту забыть об ужаснейших событиях, происходящих вокруг. Я полностью согласна с писателем: без тяги к прекрасному у людей перестала бы петь душа, в них потух бы свет, ведущий к победе. Для подтверждения моих мыслей достаточно углубиться в историю: в 1941 году поэт К. Симонов написал стихотворение “Жди меня”. После его публикации солдаты стали вдохновляться этим произведением и идти в бой с верой в то, что дома из ждут родные, друзья, любимая. Данный пример доказывает, что искусство дает силы на пути к победе.

В заключение хочется сказать, что победа в такой кровопролитной и страшной войне, несомненно, была достигнута благодаря мужеству и отваге солдат. А мужество и отвага, в свою очередь, стали плодами вдохновения от прекрасных произведений искусства.

Вариант 2

Паустовский Константин Георгиевич — русский писатель, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров. В данном тексте автор поднимает проблему роли искусства в военные годы и задается вопросом: какова роль искусства во время войны? Размышляя над данной проблемой, автор обращается к событиям Великой Отечественной войны и описывает обстановку на острове Эзеле в Балтийском море.

Паустовский рассказывает, что днём мужчины рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненных бойцов и стирали белье солдатам. Ночью, если не было боя, оставшиеся на острове актеры устраивали бойцам концерты и спектакли. Особое внимание уделялось актрисе Елагиной, в чьей улыбке и глазах солдаты «находили любимые черты», которые они «хранили с первых дней войны, берегли в самом надежном уголке сердца». Этот пример показывает, как благодаря искусству, в памяти людей «просыпаются» воспоминания, которые греют им душу. К.Г. Паустовский также повествует о скрипаче Егорове.

Осколок снаряда порвал струны на скрипке музыканта, осталась только одна. По этой причине Егоров не мог играть на скрипке, о чем он сказал на первом ночном концерте «невидимым зрителям». «А Паганини играл и на одной струне,» — ответил чей-то «молодой неуверенный» голос. После этих слов Егоров смог сыграть на сломанном инструменте: «одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны». Когда музыкант играл, из-под его закрытых век «сползла слеза», и в глухом лесу «звенела и росла» мелодия Чайковского, и «от ее напева, казалось, разорвется, не выдержит сердце».

Эти события автор описывает, чтобы показать, как музыка «пробуждает» в человеке забытые чувства, заставляет плакать. Оба примера, дополняя друг друга, позволяют Паустовскому показать, что на войне искусство вызывает различные эмоции и переносит солдат в мирное время. Позиция автора такова: роль искусства на войне велика — оно напоминает человеку о родном доме, мотивирует идти к победе. «Потому что не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки скрипичных песен». Нельзя не согласиться с К.Г. Паустовским. Действительно, в военное время искусство необходимо, так как помогает солдатам отвлечься от страшных событий, дает силы идти вперед и возвращает жажду жить.

В 1942 году Дмитрий Шостакович, который принимал участие в обороне Ленинграда вместе с другими жителями города, закончил работу над Седьмой симфонией. В августе 1942 года симфония была исполнена в Ленинградской филармонии и транслировалась по радио. Она потрясла и вдохновила жителей осаждённого города, дала им силы бороться с фашистами и защищать город. Воодушевление передавалось от одного жителя города к другому и возрождало в людях силу духа и веру в победу.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что в тяжелых боевых условиях очень важно найти место для искусства, которое может сохранить человеческий разум и поможет преодолеть трудности.

Вариант 3

Эти слова я понимаю так. Нет на земле человека, душа которого закрыта для прекрасного. Действительно, «в каждом сердце есть струна, которая обязательно отзовется даже на слабый призыв» музыки или художественного слова. Докажу это примерами из текста К.Г. Паустовского.

Во-первых, если во время ночных концертов лучи фонариков никогда не попадали на лицо Егорова, то когда он неожиданно для всех и для себя вдруг заиграл на одной струне скрипки, бойцы были потрясены. А когда порвалась и эта струна, «толпа слушателей только вздохнула» (предложение 31). Вздохнула потому, что умолкла чудесная музыка Чайковского, заставлявшая “сердца слушателей дрожать”.

Во-вторых, в глухом лесу, где пахло гарью, уставшие люди, истерзанные войной, слушая музыку, испытали такую силу эмоций, что, казалось, «разорвётся, не выдержит сердце» (предложение 26).

Таким образом, считаю, что душа каждого человека открыта прекрасному.

Вариант 4

Осколок снаряда порвал струны на скрипке. Осталась только одна, последняя. Запасных струн у музыканта Егорова не было, и достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осаждённом острове Эзеле в Балтийском море, на небольшом клочке, где советские воины отбивали непрерывные атаки немцев.

Война застала на Эзеле нескольких советских актёров – мужчин и женщин. Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. Ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу. Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров узкие лучи карманных фонариков. Лучи эти всё время перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил.

На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто видел перед собой, была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк.

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно произнёс:

- А Паганини играл и на одной струне…

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, великим музыкантом!

Всё же он медленно поднял скрипку к плечу. Звезда спокойно горела на краю залива. Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. Егоров заиграл. И неожиданно струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной струне.

В коротком антракте войны, в глухом лесу звенела и росла мелодия Чайковского, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.

Исходный текст «Осколок снаряда порвал струны на скрипке»

(1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна, последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на осаждённом острове Эзеле в Балтийском море. (4)Даже не на самоˊм острове, а на небольшом его клочке — на косе Цераль, где советские моряки отбивали непрерывные атаки немцев.

(5)Оборона этого полуострова войдёт в историю войны как одна из её величавых страниц. (6)Он прославлен бесстрашием советских людей. (7)Эти люди дрались до последней пули.

(8)Война застала на Эзеле нескольких советских актёров и музыкантов — мужчин и женщин. (9)Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. (10)А ночью, если не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу.

(11)…Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. (12)На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. (13)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно ответил:

(14)– А Паганини играл и на одной струне…

(15)Паганини! (16)Разве Егоров мог равняться с ним, с великим музыкантом!

(17)Егоров медленно прижал скрипку к плечу. (18)Большая звезда спокойно горела на краю залива. (19)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда. (20)Звезда как будто притихла и приготовилась слушать музыканта. (21)Егоров поднял смычок. (22)И неожиданно одна струна запела с такой же силой и нежностью, как могли бы петь все струны.

(23)Играть было легко, будто сухие, лёгкие пальцы Паганини водили смычком по изуродованной скрипке. (24)Слеза сползла из-под закрытых век музыканта, и в коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло вереском и гарью, звенела и росла мелодия Чайковского, и от её томительного напева, казалось, разорвётся, не выдержит сердце.

(25)Последняя струна действительно не выдержала силы звуков и порвалась. (26)Она зажужжала, как шмель, и затихла.

(27)Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на скрипку. (28)Скрипка замолчала надолго. (29)И свет фонариков погас. (30)Толпа слушателей только вздохнула. (31)Аплодировать в лесу было нельзя — могли услышать немцы.

(32)Я рассказываю подлинный случай. (33)Поэтому напрасно читатель будет ждать ловко придуманной развязки. (34)Она оказалась очень простой: Егоров умер. (35)Он был убит через два дня во время ночного боя. (36)Ему не на чем было играть, и он стал обыкновенным бойцом обыкновенной пехотной части.

(37)Его похоронили в грубой песчаной земле, когда накрапывал дождь и море затянулось туманом. (38)На ветвях сидели мокрые синицы. (39)Они уже привыкли к свисту пуль и только удивлённо попискивали, когда пуля ударяла в ствол дерева и с листьев сыпались брызги.

(40)Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое байковое одеяло и передали лётчику, улетавшему в Ленинград. (41)Лётчик сразу же набрал высоту, чтобы уйти от немецких зениток. (42)Десятки огней вспыхивали за хвостом самолёта.

(43)В Ленинграде лётчик отнёс скрипку главному дирижёру консерватории. (44)Тот взял её двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся, — это была итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

(45)– Я передам её лучшему скрипачу нашего симфонического оркестра, — сказал лётчику дирижер консерватории.

(46)Где теперь эта скрипка — я не знаю. (47)Говорят, что она в Москве. (48)Но где бы она ни была, она играет прекрасные симфонии, знакомые нам и любимые нами, как старое небо Европы, как слово Пушкина, Шекспира или Гейне. (49)Она играет мелодии Чайковского, Шостаковича и Шапорина.

(50)Звуки симфонии так могучи, что рождают ветер. (51)Вы, должно быть, заметили, как он порывами налетает на вас со сцены, шевелит волосы, заставляет сердца слушателей дрожать от гордости за человека.

(52)Поют сотни струн, поют гобои и трубы, — победа придёт! (53)Потому что не может не победить наша страна, где люди идут в бой, унося в душе звуки скрипичных песен, где так просто умирают за будущее скромные музыканты и где созданы могучие симфонии, потрясающие мир.

(По К. Паустовскому)

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

девять − четыре =