Кому Лермонтов посвящал стихи о любви

Стихи Лермонтова – это вовсе не дневник его любовных побед и поражений, а прежде всего философские представления поэта о Женщине как источнике вдохновения. Традиционно считают, что его музой были женщины, которых он любил, которыми был увлечен.

Кому Лермонтов посвящал стихи о любви

Кто же были эти музы – адресаты любовной лирики Лермонтова? О влюбчивости поэта судят по его стихотворениям, но Лермонтов не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Истинную любовь поэт ставит выше других чувств, показывая ее неодолимую силу.

Адресаты любовной лирики поэта

Любовная тематика занимала почётное место в творчестве многих поэтов и писателей. Благодаря этому прекрасному чувству увидело свет множество лирических произведений, наполненных высокими признаниями, которые были облачены в метафорическую форму.

Поэт Михаил Лермонтов был одним из тех, кто отдавался этому чувству целиком. На его непродолжительном жизненном пути часто встречались женщины, которым удавалось зажечь в сердце поэта пламя искренней любви. Но не всегда он получал ответное чувство. Чаще всего его избранницы оставались холодны и тогда накопившиеся душевные переживания поэт доверял бумаге.

В студенческие годы Лермонтов был безответно влюблён в совсем еще юную красавицу, поэтическую натуру Варвару Лопухину. Поэт посвятил ей много стихотворений, он писал, что любовь стала для него обороной от дум и суеты, с тех пор как он встретил Варвару. Но этим отношениям не суждено было продолжение, Варя вышла замуж, а молодого поэта охватила тоска и уныние.

Следующим адресатом любовных признаний стал образ (высмеивающий любые действия поэта) Екатерины Сушковой. Именно ей был посвящён целый цикл стихотворений “Сушковский цикл” и также для неё было написано стихотворение “Нищий”, в котором Лермонтов передаёт ту боль, что принесла ему Екатерина своими насмешками. Поэт пишет о том, что лучшие его чувства обмануты теперь навек.

Ища утешение поэт обращает внимание на уже замужнюю художницу Александру Воронцову-Дашкову, которая впоследствии стала его музой. Поэт понимал, что эта женщина не его судьба. Любить такую сложно, она ускользает как змея, пишет он о ней в произведении “К портрету”.

К дочери московского драматурга Натальи Ивановой молодой поэт испытывал чувство сильнее дружеского. Её образ является отражением в героине драмы “Странный человек”, которая, как и Наталья сделала выбор не в пользу главного героя.

Все эти красивые произведения не разжигали огня в душах муз, которым они были адресованы. Поэт переживая всю горечь поражений не утратил своей душевной красоты. Создавая образы героинь своих стихотворений поэт всегда относился к ним с теплотой и нежностью. Это были его музы вдохновляющие на раскрытие таланта.

Каким женщинам писал стихи Лермонтов

Прекрасное чувство любви – вечная тема для поэтов всех времён и народов. Любовная лирика Лермонтова по праву занимает одну из вершин творчества поэта. Все чувства, которые испытывал автор в периоды своей влюблённости, нашли отражение в его прекрасных стихах.

Многие героини произведений М.Ю.Лермонтова являлись прототипами женщин, в отношении которых автор был не равнодушен. В жизни поэта встречались разные по своему темпераменту и мировоззрению молодые дамы, и ко многим из них Лермонтов испытывал сильные чувства.

Большинство романов оканчивались, не успев начаться по той причине, что избранницы не были готовы ответить поэту взаимностью. Но, так или иначе, каждый из этих случаев вдохновил автора на творчество – своим музам поэт посвятил любовные стихотворения, где смог воплотить свои искренние чувства, их нравственную чистоту.

Если говорить о внешности Лермонтова, то поэт был явно непривлекателен. Однако за не столь приятной наружностью и маской дерзости скрывался очень умный, талантливый, порядочный, добрый человек. Посвященные музам произведения автор всегда подписывал.

Несмотря на то, что дамы его сердца не разделяли влюбленность поэта, он не испытывает к ним чувство обиду или вражду. Наоборот, его отношение наполнено нежностью, трепетом и заботой. Каждый такой образ становился для Лермонтова священным. Каждая из его вдохновительниц была для него не только объектом влюбленности, но также являлась другом, музой его безграничного таланта.

В.А. Лопухина

С Варварой Лопухиной поэт познакомился еще в подростковом возрасте и тогда же начал испытывать к ней сильные чувства. Это была первая и самая яркая влюбленность Лермонтова. И неудивительно, так как Лопухина отличалась умом и особенным очарованием для своих юных лет. Эта любовь останется навсегда в сердце поэта и будет сопровождать на протяжении всего его творчества.

Впервые образ Вареньки появляется в поэме «Два брата» в виде его описания устами одного из героев. Благодаря появлению Лопухиной в жизни Лермонтова начали происходить приятные изменения: обычно серьезный, грустный и даже мрачный он вдруг стал веселым, энергичным и счастливым. Однако в скором времени молодого человека ждет ужасное разочарование – дама его сердца становится женой другого человека.

Для Лермонтова это настоящий удар судьбы. С тех пор в течение долгих лет поэт не раз посвящал любовную лирику этой женщине. В частности, Лопухина стала адресатом такого произведения, как стихотворение «Она не гордой красотою…».

Е.А. Сушкова

С Екатериной Сушковой поэт познакомился в Москве, будучи еще в достаточно юном возрасте. Девушка запомнилась ему, главным образам, своим неудержимым кокетством. Девушку очень забавляла юношеская влюбленность в нее Лермонтова. Своей избраннице автор посвятил одиннадцать стихотворений, объединенных в так называемый «сушковский цикл».

Вторая встреча состоялась в Петербурге. На тот момент Лермонтов уже стал офицером, а Сушкова готовилась к свадьбе с А.Лопухиным. Несмотря на все попытки поэта влюбить в себя девушку, в том числе на расторгнутую им помолвку с Лопухиным, она так и не вышла за него замуж.

Среди других адресатов любовной лирики Лермонтова присутствуют также образы А.К. Воронцовой-Дашковой, М.А. Верещагиной, А.О. Смирновой, Н.Ф. Ивановой.

Любовные послания поэта женщинам — список

Любовь – всепроникающая тема и один из универсальных мотивов в творчестве Лермонтова.

 

Раннее стихотворение «Ответ» с характерным для него мотивом разочарования в любви и в жизни. В отличие от более поздних стихов сходного содержания, не обнаруживает реальной биографической основы и несет на себе печать сентиментально-романтической условности.

Варвара Александровна Лопухина (1815–1851).  Одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Встреча с Варенькой (младшей сестрой своего друга Алексея) произошла в 1831 году.

«Будучи студентом,- пишет А.П.Шан-Гирей,-он был страстно влюблён…в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А.Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная…Чувство к ней Лермонтова было безотчётно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей…»

Стихотворения, посвящённые Лопухиной:

  • «К Л.-»(«У ног других не забывал…»;
  • «К*»(«Мы случайно сведены судьбою…»;
  • «К*»(«Оставь напрасные заботы..»;
  • «Она не гордой красотою…»;
  • «Слова разлуки повторяя…».

Сушкова  Екатерина  Александровна  (1812–1868). Знакомство состоялось весной 1830 в Москве у А.М.Верещагиной. Красивая, умная и ироничная, Сушкова стала предметом юношеского увлечения Лермонтова. С её именем   связан   цикл   стихов, посвящённый преимущественно неразделённой любви.

Основные мотивы цикла: неразделённая любовь, память, разлука, смерть.

Стихотворения, посвящённые Е.А.Сушковой:

  • «К Сушковой»;
  • «Благодарю!»;
  • «Зови надежду сновиденьем»;
  • «Нищий»;
  • «Стансы»;
  • «Ночь»;
  • «У ног других не забывал»;
  • «Я не люблю тебя, страстей…»

Иванова Наталья Фёдоровна (1813–1875). Знакомая Лермонтова, предмет его юношеского увлечения. Дочь драматурга Ф.Ф.Иванова. Знакомство произошло в Москве в 1830 г. Ободрённый в начале знакомства с Ивановой её приязнью и вниманием, Лермонтов  вскоре встретил непонимание и холодность.

Отношения закончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова жажду смерти, чувство оскорблённой гордости, обострённое ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него.

Стихотворения, посвящённые Н.Ф.Ивановой:

  • «Н.Ф.И…вой»;
  • «Романс к И…»;
  • «К***»(«Всевышний…»);
  • «К Н.И…….»;
  • «Я не унижусь…»

Щербатова Мария Алексеевна (1820–1879). Княгиня; в первом браке за князем М.А.Щербатовым, во втором — за И.С. Лутковским. Лермонтов был увлечён ею в 1839–40.

Молодая вдова, красивая, образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных, где, видимо, познакомилась с Лермонтовым.

Щербатова высоко ценила поэзию Лермонтова; после чтения у неё «Демона» она сказала поэту: « Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака.»

По свидетельству А.И.Тургенева, Щербатова испытывала к Лермонтову серьёзное чувство «Сквозь слёзы смеётся. Любит Лермонтова.».

Стихотворения, посвящённые М.А.Щербатовой:

  • «Молитва» («В минуту жизни трудную»);
  • «М.А.Щербатовой»;
  • «Отчего»

Анна Григорьевна Философова (1815–1892). Двоюродная сестра М.М.Лермонтовой (матери М.Ю.Лермонтова), жена генерала А.И.Философова.

Анна Григорьевна – предмет «второй» любви поэта. С её именем связывают стихотворения:

  • «К гению»;
  • «К…»(«Не привлекай меня красой…»);
  • «Дереву».

Евдокия Петровна Ростопчина (1811/12–1858). Графиня, русская писательница. Её знакомство с Лермонтовым относится к началу 30‑х годов. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова.

Юный Лермонтов увлекался Ростопчиной и посвятил ей стихотворения «Крест на скале» (1830) и новогодний мадригал «Додо».Однако взаимное дружеское сближение произошло лишь в начале 1841 года.

Графиня была участницей прощального вечера  12 апреля 1841 перед отъездом Лермонтова на Кавказ, когда поэт, по её воспоминаниям, настойчиво говорил об ожидавшей его смерти ; уезжая, Лермонтов подарил Ростопчиной альбом, в который вписал  посвящённое ей стихотворение «Я верю: под одной звездою».

Евдокия Петровна, вспоминая Михаила Юрьевича, указала на сознательный «демонизм» и «донжуанство» юного Лермонтова и благодатность ссылки (как сурового испытания) для созревания его гения.

Последней женщиной в жизни Лермонтова стала Екатерина Григорьевна Быховец (1820 – 1880), дальняя родственница поэта. Бронзовый цвет лица и черные очи… Она имела много поклонников из окружения Михаила Юрьевича.

Но сам он искал в Екатерине Григорьевне милые черты Вареньки Лопухиной. И находил, что радовало его безмерно. В своем стихотворении, обращенном к Екатерине Быховец, он написал:

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,

В твоих чертах ищу черты другие…

Любовь и уважение к женщине — другу, товарищу, который никогда не подведет, на которого в любую минуту можно положиться, довериться, который всегда поможет, посоветует, подскажет верное решение.

М.Ю.Лермонтов своим другом и советчиком мог назвать только одну женщину — В.Лопухину. Любовь к ней он пронес через всю свою жизнь. И даже день перед дуэлью с Мартыновым провел в воспоминаниях о ней.

Музы стихотворений Лермонтова – сочинение

Лермонтов был человеком творческим. Чтобы написать такие прекрасные произведения, нужна муза. Муза – это женщина. Именно им поэт посвящал им стихи.

Многие адресаты любовной лирики Лермонтова являлись прототипами женщин, к которым поэт был не равнодушен и испытывал некую влюбленность. На протяжении всей жизни автору встречались разные по характеру и миропониманию молодые особы и многие из них разжигали в поэте огненное пламя.

Несмотря на то, что в большинстве случаев Лермонтова ожидало любовное разочарование, вызванное не готовностью его избранницы разделить его чувства, автор посвящал им свои произведения, где выражал всю накопившуюся в его душе искренность и чистоту своих чувств.

При первой встрече с юным поэтом молодые особы не всегда были очарованы и повержены его чертами. Так, из воспоминаний В. И. Анненковой можно прочесть то, что первое знакомство ее с Михаилом Юрьевичем несколько ее разочаровало.

Его внешний вид, хотя в ту пору он был болен, совсем не очаровали красавицу. Но за не совсем идеальными внешними качествами поэта скрывался ум и большой талант, которыми обладал не каждый молодой представитель светского общества.

Впоследствии, дослужившись до офицерского чина, Лермонтов сам признавал свои внешние несовершенства и смеялся над ними. По признаниям Е.П. Ростопчиной, влюблённой в поэта, за некрасивыми чертами скрывается пылкий ум и порядочность человека.

Общаясь с Лермонтовым довольно длительное время, совсем исчезает образ низкорослого человека, одаренного необычайным складом мысли и ума. Близко знакомые с поэтом особы считали его добрым и порядочным человеком. Одна из его муз – А.О. Смирнова однажды сказала, что Лермонтов совсем не злой, а добрый, маскирующейся притворной дерзостью.

Музы и вдохновительницы таланта Лермонтова в большинстве случаев не разделяли питавших к ним чувств поэта. Все красивые произведения, адресованные им, не разжигали в них того пламени, которое пылало в душе поэта. Посвященные им произведения автор обязательно подписывал и не смотря на горечь испытанных поражений, поэт относится к своим адресатам трепетно и нежно, с некой долей чистоты и заботы.

Образы прототипов лирических героинь Лермонтова не только вдохновляли поэта, но и являлись для него священными. На основании этого можно сказать, что женщины любовной лирики автора были для него друзьями, музами и вдохновительницами его таланта. К ним поэт обращается и сейчас через свои бессмертные произведения.

В. А. Лопухина

Одной из адресатов лирики Лермонтова является Варенька Лопухина.  Михаил Юрьевич познакомился с ней еще, будучи подростком и сильное чувство вспыхнуло в его груди. Варвара Александровна была очаровательна и довольно умна для своих юных лет. Любовь к Лопухиной по-настоящему  сильно и ярко воспылала в поэте. Это огромное чувство он пронесет через все свое творчество.

Впервые молодой Лермонтов напишет о Лопухиной в драме «Два брата», описывая ее образ высказываниями одного из героев. Знакомство с В.А. Лопухиной переменило многое в жизни молодого поэта. Он стал более весел, воодушевлен и счастлив. Все вокруг оживало, если она представала перед ним. Но, по воле судьбы, Лопухина выходит замуж за другого человека, чем очень сильно ранит влюбленную душу автора. Ей поэт посвятил целый цикл своих произведений, включающих в себя стихи и поэмы. Стихотворение: «Она не гордой красотою…» написано именно В.А. Лопухиной. В нем автор описывает простоту ее «Улыбки, речи и черты», которые покоили и влюбили в себя поэта. Страдания и горечь этого безответного чувства найдет отражения и в некоторых драмах поэта.

Е. А. Сушкова

Образ Екатерины Александровной Сушковой, с которой поэт познакомился в Москве, остался в жизни и творчестве поэта, как неудержимой кокетки, смеявшейся над влюбленностью еще юного поэта. Для нее Лермонтов написал около одиннадцати стихотворений, объединённых общим названием “сушковский цикл”. Юная влюбленность поэта в Подмосковье оборвалась на некоторое время по причине расставания с красавицей Екатериной.

При повторной встрече с Сушковой в Петербурге, автор был уже офицером, а она готовилась к замужеству с А. Лопухиным, другом поэта. Михаил Юрьевич немного ревновал Сушкову к Лопухину и даже писал его сестре, о том, что выбор ее брата легкомысленен.

Своими интригами Лермонтову удалось разорвать намечавшуюся помолвку Алексея и Екатерины. Играя на чувствах других людей, Лермонтову удалось влюбить в себя Е.А. Сушкову. Через некоторое время Е.А. Сушкова выходит замуж, но не за М.Ю. Лермонтова, а за одного из известных дипломатов.

Именно Е.А. Сушковой М.Ю. Лермонтов посвящает стихотворение «Нищий». В данном произведении автор пишет о своих страданиях и чувствах к Екатерине Александровной, а также описывает ту боль, которую причинила она ему своими насмешками и обманами: «Так я молил твоей любви, С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои, Обмануты навек тобою!»

А.К. Воронцова-Дашкова

Одним их любовных адресатов Лермонтова является встретившаяся на его жизненной дороге Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова. Ко времени знакомства поэта с ней, Александра Кирилловна была замужем за богатейшим человеком того времени в России.

В образе Воронцовой-Дашковой поэт увидел необыкновенный склад ума и мысли. С ней приятно была общаться практически на любые темы. Несмотря на не совсем изящные внешние черты графиня была очень остроумна и утончена, практически во всем. Ее живость заражала, оживляла и наполняла все окружающее не известной силой.

Для А.К. Воронцовой-Дашковой Лермонтов пишет одно из своих красивейших произведений “К портрету”. Данное стихотворение автор решается написать под чувством невыразимой радости от получения ею портрета автора.

В данном произведении автор стремится выразить всю красоту души графини и неповторимую живость течения ее будней. В стихотворении он сравнивает Воронцову-Дашкову с: «птичкой» и «змеёй». Автор понимает, что любить такую женщину очень сложно и практически невозможно, поэтому старается забыть ее.

А. М. Верещагина

К Александре Михайловне Верещагиной, немного родственнице Лермонтова, поэт испытывал не только родственные чувства, но и был несколько привязан к ней особой нитью. Познакомившись с ней в Москве, Лермонтов начал испытывать к ней некое влечение. Верещагина была умна и с легкостью могла овладеть той или иной ситуацией.

Общение с поэтом сразу же дало Верещагиной понять, что перед ней стоит не простой юноша, а талантливый человек. В своих записках к Михаилу Юрьевичу она признавала его необыкновенный дар и говорила: «Надеюсь, что вы не прекратите писать, и я думаю, что вы пишите хорошо». Признание творческой жилки Верещагиной вдохновляло и радовало М.Ю. Лермонтова. Александра Михайловна была знакома со многими произведениями талантливого поэта и бережно хранила их в своих альбомах.

По воле судьбы А. М. Верещагина выходит замуж и уезжает жить в Германию. Несмотря на свое замужество, она продолжает переписываться с Лермонтовым и хранить многие предметы о нем в своем замке, в то числе и автопортрет Михаила Юрьевича в бурке.

Верещагиной Лермонтов посвящает стихотворение «Звезда», где пишет о ней как о недосягаемом и волшебном свете, манящем к себе. В тоже время «судьбе в укор», автор понимает, что его любовь к этой женщине безнадежна и не имеет будущего.

А. О. Смирнова

Адресатом любовной лирики Лермонтова является и Александра Осиповна Смирнова. Умная, красивая, независимая и привлекательная особа была знакома со многими друзьями Лермонтова, в том числе и им самим.

Согласно многим утверждениям свидетелей того времени именно образ А.О. Смирновой был прототипом известной лирической героини Минской, с которой можно встретиться при прочтении повести «Штосс», написанной талантливым Михаилом Юрьевичем.

Милые черты Александры Осиповной автор подробно описал в образе героине Минской. Кроме данной поэмы Лермонтов посвятил ей небольшое стихотворное послание, на которое она ничего не ответила.

Строки послания Лермонтова гласят: «При вас я слушать вас хочу», «И я в смущении молчу». Автор понимает сто возникшее в нем чувство также не разделено его избранницей. Он пишет: «Что ж делать?», пытаясь найти ответ и поразить Смирнову своими речами и познаниями, но все тщетно. И опять его корабль не находит причала в желанной гавани.

Н.Ф. Иванова

С образом Натальи Федоровной Ивановой у молодого поэта связано нечто большее, чем обычная дружба. Поэт испытывал к ней мучительное, но огромное любовное чувство. Для нее автор «ивановский цикл» стихотворений, вошедших в его любовную лирику.

Всю глубину своих чувств и привязанности к Ивановой Лермонтов выразил строками своего творения: «Я не достоин, может быть, Твоей любви: не мне судить». Образ Н.Ф. Ивановой послужил прототипом героини драмы «Странный человек», где, как и в настоящей жизни, она выбрала не главного героя, а предпочла другого.

Долгое время образ Н.Ф. Ивановой был загадкой для биографов, так как сам поэт писал только ее инициалы  «Н. Ф. И.». Благодаря деятельности многих сотрудников удалось разгадать о ком идет речь и поведать миру о безответном чувстве поэта.

К любви во всех её формах Лермонтов предъявляет требование высокой ответственности, верности, полного понимания.

Возлюбленные и друзья в стихах Лермонтова

В своих произведениях поэт и писатель Лермонтов посвящал многие вещи своим музам и вдохновляющим его вещам. Он старался передать все те чувства, которые испытывает к ним через свои произведения и литературные приёмы в них.

В его лирических произведениях явно просматривается влияние различным людей, которые были близки к нему, в основном это были женщины. Лермонтов со времени своего отрочества испытывал сильную тягу к противоположному полу. По прошествии времени он остался верен своим принципам и темам, которые его вдохновляли.

Свои произведения он посвящал женщинам, а в частности своему собственному идеальному образу женщины. Он говорит о нём как об идеале женской красоты, стараясь превознести его как единственно верный идеал.

Также в своих произведениях он говорит о своих чувствах множеству его друзей, и знакомых, выражая им свою любовь. Для Лермонтова не было понятия любви только к женщинам. Он испытывал дружескую любовь к своим друзьям и знакомым. Он говорил о его бесконечной привязанности к своим друзьям, ведь именно они делали его счастливым.

Он очень хорошо относился ко многим своим друзьям, однако были и люди, которые предавали его дружбу и доверия. Но, несмотря на это благодаря своему бесконечному альтруизму он всегда прощал всех своих друзей, даже если их поступок был непростителен. В этом и выражалась его бесконечная любовь.

Стараясь передать свои чувства своим друзьям, Лермонтов использовал различные литературные приёмы, такие как олицетворения, метафоризм, и различные сравнения с природой, и любви к ней. Его современники называли его человеком хоть и скрытным, но ценящим своих друзей, за что его очень уважали, но из-за этой скрытности этих друзей у него было не очень много.

Но, несмотря на это те люди, которые были рядом с ним, очень сильно его ценили за его альтруизм. Даже несмотря на некоторые предательства со стороны друзей он смог сохранить в себе способность к любви и дружбе.

В своём сочинении я анализировал поэзию Лермонтова, раскрывая источники его вдохновения. Без сомнения лирические произведения на тему любви и дружбы Лермонтова являются очень хорошим примером литературы посвященной любви.

Это моё субъективное мнение, основанное на личных убеждениях и опыте, которое не претендует на звание единственно верного, из-за чего может быть опровергнуто.

Читайте также: Рассказ «Бежин луг» Тургенева – анализ и сочинения.

Любовная лирика Лермонтова открывает перед нами целую вереницу чувств, на которые способен влюблённый человек. Пока есть любовь, поэзия Лермонтова будет звучать в устах влюблённых.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

два × один =