ПРИТЧА – как быстро научить уму-разуму

Притча — это краткий назидательный рассказ в прозе или стихах, иллюстрирующий один или несколько поучительных уроков или принципов, то есть мораль. Отличается от басни тем, что в баснях в качестве персонажей используются животные, неодушевленные предметы или силы природы, тогда как в притчах есть человеческие персонажи.

Притча что это

В притчах рассказывается простая история, некоторые черты которой аналогичны или параллельны принципам, которые нужно донести до читателя. Например, слепой пытался вести другого слепого, и они оба упали в канаву. Это показывает, что, хотя человек оставляет свои собственные недостатки неисправленными, он не может помочь другим исправить их.

Характерные особенности

Так, притча –  это короткий рассказ, иллюстрирующий универсальную истину. Она описывает действие и показывает результаты. Иногда его можно отличить от подобных типов повествования, таких как аллегория.

Притча часто связана с персонажем, который сталкивается с моральной дилеммой, или с тем, кто принимает неверное решение, а затем страдает от непредвиденных последствий. Хотя значение притчи часто не указывается явно, оно не должно быть скрытым или тайным, а должно быть довольно простым и очевидным.

Отличительной чертой притчи является наличие подтекста, подсказывающего, как следует вести себя человеку или во что ему следует верить. Помимо предоставления руководства и предложений по правильному поведению в жизни, притчи часто используют метафорический язык, который позволяет людям легче обсуждать трудные или сложные идеи.

Жанровые признаки притчи:

  1. Малый объем.
  2. Форма сказа.
  3. Кольцевая композиция (иногда).
  4. Сюжет из обыденной жизни.
  5. Иносказание в сюжете.
  6. Отвлеченное понятие в спрятанном во внешнем сюжете тема.
  7. Нравоучение.

Важно понимать, что в притче есть определенные черты, несущие мораль или смысл. Другие детали нужны просто для того, чтобы сделать историю яркой, запоминающейся и завершенной в воображении слушателя. Мы должны толковать притчи в соответствии с простыми принципами, которым они должны учить.

Библейские притчи Иисуса

Притчи появляются во всех культурах и религиях. Мастер обучения притчами, Иисус говорил около 35% своих записанных слов в притчах. Притчи Христа были не просто иллюстрациями к Его проповеди, они в значительной степени были Его проповедью. Ученые описывают притчи Иисуса не только как простые истории, но и как «произведения искусства».

Целью притч в учении Иисуса Христа было сосредоточить внимание слушателя на Боге и Его Царстве. Эти истории раскрывали характер Бога: какой Он, как Он работает и чего Он ожидает от своих последователей.

Большинство ученых сходятся во мнении, что в Евангелиях есть по крайней мере 33 притчи. Иисус начал многие из этих притч с вопроса. Например, в притче о горчичном зерне Иисус ответил на вопрос: «На что похоже Царство Божие

Одна из самых известных притч Христа в Библии — это история о блудном сыне в Луки 15:11–32. Эта история тесно связана с притчами о потерянной овце и потерянной монете. Каждый из этих рассказов фокусируется на отношениях с Богом, демонстрируя, что значит быть потерянным, и как небеса радостно празднуют, когда потерянные обретаются. Они также рисуют острую картину любящего сердца Бога Отца к заблудшим душам.

Еще одна известная притча — это рассказ о добром самаритянине в Луки 10:25–37. В этой притче Иисус Христос учил своих последователей любить отверженных мира и показал, что любовь должна преодолевать предрассудки.

Некоторые притчи Христа учат нас готовиться к концу времен. Притча о десяти девах подчеркивает тот факт, что последователи Иисуса всегда должны быть начеку и готовы к его возвращению. Притча о талантах дает практическое указание, как жить, готовясь к этому дню.

Как правило, персонажи в притчах Иисуса оставались безымянными, что создавало более широкое применение для его слушателей. Притча о богаче и Лазаре в Луки 16:19–31 — единственная, в которой он использовал имя собственное.

Одной из наиболее поразительных особенностей притч Иисуса является то, как они раскрывают природу Бога. Они вовлекают слушателей и читателей в настоящую и близкую встречу с живым Богом, Который является Пастырем, Царем, Отцом, Спасителем и многим другим.

Притча о сеятеле и её значение

Фермер пошел сеять семена на равнину. Первые семена, которые он разбросал, упали на близлежащую тропинку. Птицы заметили их, прилетели и съели их всех.

Фермер продолжил, но следующие семена упали на землю, полную камней. В то время как семена начали расти и даже проросли на следующий день, отсутствие грязи в земле означало, что они не могли пустить корни. Без корней они никогда не вырастут сильными и здоровыми, поэтому, когда днем ​​выглянуло солнце, они засохли и умерли.

Все еще разбрасывая семена, следующая партия, которую рассеял фермер, упала на почву, поросшую сорняками и колючками. Это остановило рост растений, и они слишком быстро погибли после всходов.

Наконец, некоторые семена фермера упали на вспаханную и плодородную землю. Они росли сильными и здоровыми, производя свежую пищу для фермера.

Значение:

В притче проводится сравнение между земледельцем, разбрасывающим семена на бесплодной земле, и Иисусом, обучающим закрытое сердце.

В первых трех случаях семена фермера либо не растут, либо увядают и увядают. Если наши сердца закрыты и полны горечи, учения Иисуса падают на нас, как семена земледельца на дорогу.

Когда мы воодушевлены учением, но наше возбуждение вскоре угасает, поскольку наше понимание слишком поверхностно, это похоже на семена, падающие на каменистую почву.

Когда мы верим учениям, но продолжаем действовать и думать по-старому и ограниченно, тогда наш рост останавливается, как семена, посаженные в сорняки.

Только когда наши сердца полностью открыты, подготовлены и взращены для Слова, оно расцветает внутри нас. Подобно растениям, которые цветут на плодородной почве, учения Иисуса расцветут и расцветут, когда наши сердца будут к этому готовы.

Литературные притчи

В русскую литературу притча пришла вместе с христианством, с первыми переводами текстов Священного Писания.

В истории русской литературы термин “притча” употребляется главным образом по отношению к библейским сюжетам (“Притчи Соломоновы”, “Евангельские притчи” и т. п.). Притчами называл свои басни А.П.Сумароков, склонный к “высокому штилю”.

К числу притч, например, относится стихотворение А.С.Пушкина “Сапожник” (1936):

«Картину раз высматривал сапожник

И в обуви ошибку указал;

Взяв тотчас кисть, исправился художник.

Вот, подбочась, сапожник продолжал:

“Мне кажется, лицо немного криво…

А эта грудь не слишком ли нага?”…

Тут Апеллес прервал нетерпеливо:

“Суди, дружок, не свыше сапога!”

Есть у меня приятель на примете:

Не ведаю, в каком бы он предмете

Был знатоком, хоть строг он на словах,

Но черт его несет судить о свете:

Попробуй он судить о сапогах!»

Современные литераторы включают притчи в современные художественные тексты, что помогает раскрыть суть самих произведений, ответить на основные вопросы, задаваемые автором. Жанр притчи в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности.

Поэтому использование притчи помогает разрешению или, наоборот, созданию конфликта художественного произведения, расширяет рамки текста, выводя поставленные в нем проблемы на общечеловеческий план.

Иногда рифмованные притчи пишутся сами по себе, как отдельное поэтическое произведение в жанре «Притча», но требования к ним все те же.

И все-таки, главный вывод, к которому мы приходим, изучая особенности данного жанра, это то, что притча – это произведение, которое открывает бесконечный простор для понимания, тогда как в других дидактических жанрах проповедуется однозначная, не допускающая иного прочтения идея или мораль.

Литературная притча лишь приглашает к размышлению, иносказательность и поучительность в ней могут проявляться по-разному, иногда можно говорить о притчевом начале в литературном произведении, как например, в стихотворении в прозе И.С.Тургенева «Милостыня».

Другие фигуры речи и притча

Притчи выражают абстрактный аргумент посредством использования конкретного повествования, которое легко понять. Поэтому притчи являются разновидностью метафорической аналогии.

Аллегория – это более общий тип повествования; она также использует метафору. Подобно притче, аллегория делает одно недвусмысленное утверждение. Аллегория может иметь несколько непротиворечивых интерпретаций, а также может иметь двусмысленные или трудно интерпретируемые последствия.

Как выразился Х. У. Фаулер, цель как притчи, так и аллегории «в том, чтобы просветить слушателя, представив ему случай, к которому он явно не имеет прямого отношения и по которому, следовательно, от него можно добиться бескорыстного суждения…».

Притча более сжата, чем аллегория: она покоится на едином принципе и одной морали, предполагается, что читатель или слушатель сделает вывод, что мораль в равной степени применима к его собственным проблемам.

Притча также связана с фигурами речи, такими как метафора и сравнение. Притча похожа на метафору в том, что она использует конкретные, воспринимаемые явления для иллюстрации абстрактных идей. Можно сказать, что притча — это метафора, расширенная до краткого связного повествования.

Притча также похожа на сравнение, т. е. на метафорическую конструкцию, в которой о чем-то говорится, что оно «похоже» на что-то другое (например, «Праведник подобен дереву, посаженному при потоках вод»). Однако, в отличие от значения сравнения, значение притчи является имплицитным (хотя и не тайным).

Примеры коротких притч

О птичке

Маленькая птичка летела на юг, чтобы перезимовать. Было так холодно, что она замерзла и упала на землю в большом поле. Пока она там лежала, корова прошла мимо и покакала на нее. Лежа в коровьей лепешке, птичка вдруг поняла, как ей тепло. Коровье дерьмо вернуло ее к жизни!

Птичке вдруг стало так хорошо, что она запела, чтобы выразить свою радость. Пробегавшая мимо кошка услышала пение и решила разобраться, в чем тут дело. Следуя к источнику звука, кошка нашла птичку, раскопала ее и съела.

Мораль истории:

  • не каждый, кто нагадил на Вас, Ваш враг.
  • не каждый, кто достает Вас из дерьма, Ваш друг.
  • когда Вам хорошо и тепло, лучше держать рот закрытым.

Об оскорблении

На востоке жил мудрец, который так учил своих учеников: «Люди оскорбляют тремя способами. Они могут сказать, что ты глуп, могут назвать тебя рабом, могут назвать тебя бездарным.

Если такое случилось с вами, вспомните простую истину: только дурак назовёт дураком другого, только раб ищет раба в другом, только бездарь чужим безумием оправдывает то, что не понимает сам».

О сорняках

Однажды весной внук с дедом убирали в огороде сорняки. Вдруг ребёнок спросил: “Дедушка, а почему сорняки, которые мы не сажали, так хорошо растут, а то, что мы сажаем, нуждается в нашем внимании, заботе и труде?”

«Вот, внучек, благодаря своей наблюдательности ты сделал важное для себя открытие: всё ценное и значимое для человека, требует от него немалых усилий, а вредное и ненужное произрастает само».

Сухое дерево и птица

Каждый день птица находила себе укрытие в ветвях сухого дерева, стоявшего посреди огромной необитаемой пустыни. Но однажды налетел ураган и вырвал дерево с корнем. Поэтому пришлось бедной птице пролететь сотни миль в поисках укрытия – пока она не прилетела, наконец, в сад, где журчала вода и благоухали увешанные плодами деревья.

Мораль рассказа:

Так если бы сухое дерево уцелело, никакая сила не заставила бы птицу покинуть насиженное место.

Пустая лодка

Мастер рассказывал: «В молодости я часто уходил в одиночестве на озеро и медитировал. У меня была небольшая лодка и я часами мог плавать и размышлять. Однажды на рассвете, когда ночь медленно превращалась в утро, я сидел с закрытыми глазами и медитировал.

Внезапно чья-то лодка ударилась о мою и нарушила всю эту утреннюю гармонию. Как же меня это разозлило! Я хотел уже было обругать хозяина лодки, но открыл глаза и увидел, что лодка пуста. Мне не на кого было выплеснуть свою злость. Поэтому я просто закрыл глаза и попытался снова обрести гармонию в себе.

Когда взошло солнце, я нашел покой в себе. Пустая лодка стала моим учителем. С тех пор, если кто-то пытается обидеть меня, я просто говорю себе:

– И эта лодка тоже пуста».

Таким образом, хорошая притча, как мелодия, которую услышав однажды, уже невозможно забыть. Она остаётся в памяти надолго, а быть может даже навсегда. Такое сильное влияние имеют на человеческий разум эти творения фольклора или авторской мудрости.

Особенность притч состоит в том, что они мало кого оставляют равнодушным. Притчи полезны и интересны людям разных возрастов, потому что они хранят в себе и передают мудрость тысячелетий.

Источники:

  • Агранович С. З., Саморукова И. В. Гармония-цель-гармония: Художественное сознание в зеркале притчи. М., 1997.
  • Берестовская, Л. Е. Библейские притчи в контексте религиозной когнитологии // Вестн. Пятигор. гос. лингв. ун-та. — Пятигорск, 2000. — N 2. — С. 60–63.
  • Кузьмина Р. И. Притча как условная художественная форма // Метод, жанр, поэтика в зарубежной литературе. — Фрунзе, 1990 — С. 19–37.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
  • Товстенко О. О. Специфика притчи как жанра художественного творчества : Притча как архетипическая форма литературы // Вестн. Киев. ун-та. Ром.-герм. филология. — Киев, 1989. — Вып. 23. — С. 121—124.
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Во­лин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

15 − 2 =