ЭССЕ – основные правила написания

Эссе – это сочинение в прозе, по объему не более 5 страниц, подразумевающее впечатления и размышления автора по конкретному поводу или предмету, литературному произведению. Простыми словами — это сочинение-рассуждение. Эссе представляет собой особый литературный жанр со свободной композицией, который имеет свою специфику и особенности написания.

Эссе

Термин пришел к нам из латыни «exag­ium», что означает буквально «взвешивание; попытка, проба, очерк». Эссе относится к жанрам с нестрого заданными характеристиками. Этот жанр сочетает подчёркнуто индивидуальную позицию автора и её изложение, ориентированное на массовую аудиторию.

Характерные признаки эссе

Эссе не отвечает на поставленный в проблеме вопрос, не решает ее. Оно отражает внутренние переживания и чувства автора. При написании эссе у автора формируются такие навыки как: логика изложения, умение предоставлять аргументы в защиту своего мнения и грамотное предоставление необходимой информации.

Эссе обычно пишется разговорном стиле, но можно вносить элементы публицистического, научного и художественного. Эссе имеет особые признаки, по которым его легко можно отличить от других письменных заданий:

  • Определенная тема, в которой есть проблема, побуждающая читателя к размышлениям.
  • Четко выражена индивидуальная позиция писателя.
  • Небольшой объем темы и ее конкретность.
  • Свободная структура (композиция). В чистом виде произведения этого жанра строгой структуры не имеют. Разрешается начать сразу с аргументов, затем перейти к постановке проблемы. Или сделать вывод в начале, а разговор о причинах оставить «на сладкое».
  • Доверительное и открытое общение с читателем, но без заискивания.
  • Неторопливость повествования, чтобы читатель смог проникнуться размышлениями автора.
  • Логика изложения: внутреннее единство, согласованность утверждений, вступление, логический вывод.
  • Наличие проблемы. Несмотря на то, что план написание эссе имеет свободную композицию, мысль сочинителя должна разворачиваться вокруг одной проблемы, заявленной в начале текста. Все доводы, озвученные в основной части, обязаны иллюстрировать её и плавно подводить читателя к разрешению. В заключение необходимо явно или косвенно озвучить свои соображения.
  • Образность и афористичность. Эссе вбирает лучшие черты художественного и публицистического стилей. Оба они характеризуются образностью и метафоричностью. На грани двух этих стилей чаще всего рождаются афоризмы, новые нестандартные выражения (неологизмы), любопытная языковая игра.

При написании эссе необходимо знать все эти признаки, чтобы не ошибиться. Ведь неправильное изложение своих мыслей, может привести к тому, что преподаватель не примет работу.

Основные разновидности эссе

Эссе можно разделить на два основных направления — это:

  1. Объективное — в котором излагаются личные мысли по конкретному направлению, подкрепленные чем-либо;
  2. Субъективное — в котором рассматривает личная точка зрения пусть и на конкретную проблему, не подкрепленная и не претендующая на истину.

Например, Размышления на тему НЛО — это второй вариант, а размышление на тему формулы воды — это первый.

Кроме того, эссе – это род литературы, предполагающий, что такое сочинение определяется его темой и целью. В зависимости от этого эссе бывает:

  • литературно-критическим;
  • историческим;
  • философским;
  • духовно-религиозным.

По форме этот малый жанр близок личному дневнику, письму, очерку, рецензии, обзору.

Неважно, какое эссе вы пишете: историческое или философское – обязательной его чертой должен быть яркий и богатый язык, оригинальный стиль. При написании эссе важно «включить» личное обаяние и сделать свой текст живым, не похожим на другие.

Рекомендации по написанию

Все правила составления эссе носят рекомендательный характер. Воспользуйтесь нашими советами о том, как нужно писать эссе, учитывая также информацию, представленную выше, и создайте эссе, которое не оставит читателя равнодушным.

Советы по написанию:

  • При написании эссе следует чередовать короткие фразы с длинными. В таком случае текст будет достаточно динамичным, чтобы легко читаться.
  • Не стоит использовать сложные и непонятные слова, особенно, если значение слова малознакомо.
  • Следует использовать как можно меньше общих фраз. Эссе должно быть уникальным, индивидуализированным, отражающим личность автора.
  • Юмор нужно использовать крайне аккуратно. Сарказм и дерзость может раздражать читателя.
  • Отражение личного опыта, воспоминаний и впечатлений – отличный способ подтверждения своей точки зрения и убеждения читателя.
  • Необходимо придерживаться темы и основной идеи, не отклоняясь от нее и не описывая ненужные детали.
  • Закончив эссе, следует перечитать его, убеждаясь в сохранении логики изложения на протяжении всего повествования.
  • Использование в эссе фактов, результатов исследований – отличный вариант для придания убедительности.

Не «пересушите» текст. Научные обороты, многосоставные предложения, канцеляризмы, штампы противопоказаны такому жанру, как эссе. Чем проще язык повествования, чем короче предложения, тем легче воспринимается содержание. Правда, это не значит, что планку нужно опустить до уровня сленга, жаргона и бранной лексики.

Как правильно писать эссе

Эссе – это творческое задание. Но к нему тоже нужно иметь определенный подход, чтобы работа получилась отличной.

Выбор темы

Ориентируйтесь на перечень предложенных тем и выберите наиболее интересную для вас.

Как начать эссе 

Не нужно сразу же «выдавливать» из себя вступление, лучше перейти к черновым наброскам имеющихся в голове мыслей по теме. Это прибавит уверенности в себе и поможет подобрать правильные слова.

План написания

Даже в таком свободном жанре есть своя структура:

  • Вступление — здесь автор знакомит читателя с проблемой, создает определенное настроение и желание поразмышлять на указанную тему. Хорошо написанное введение заставляет читателя заинтересоваться и прочитать эссе до конца. Вступительная часть может содержать формулировку проблемы и ее суть, риторический вопрос, цитату и т.д.
  • Основная часть — нужно аргументированно доказать свой взгляд, предложить различные суждения. Можно указать мнения других людей, общепризнанные истины и так далее. Обычно основная часть состоит из нескольких подпунктов, каждый из которых состоит из трех разделов: тезис (доказываемое суждение), обоснование (аргументы, используемые для доказательства тезиса), подвывод (частичный ответ на главный вопрос).
  • Вывод — в заключительной части необходимо натолкнуть читателя на размышления, чтобы мысли автора надолго остались в памяти. В заключении объединяются все выводы, сделанные по каждому тезису, представленному в основной части.

Читатель должен прийти к логическому выводу на основании приведенных аргументов. В заключение заново приводится проблема и делается заключительный вывод.

Если цель вступительной части – заинтересовать читателя, то цель последних предложений – добавить целостность общей картине, оставить произведение в памяти читателя и натолкнуть на размышления.

Как писать эссе по обществознанию

Перед тем, как написать эссе по обществознанию, вспомните всё, что знаете по предложенной теме.

К примеру, вам досталось эссе на тему «Смертная казнь».

  • Выделите в тексте основную проблему. Пусть в нашем примере она будет сформулирована как вопрос: «Допустима ли смертная казнь?».
  • Подумайте, из каких составных частей/ вопросов она складывается. Полезно записать в черновике ответы на дополнительные вопросы. Это и будет план эссе. В каких странах смертная казнь разрешена? В каких – запрещена? Какая вина заслуживает подобного наказания? Чем рационально заменить смертную казнь?
  • Затем набросайте общий план.
  • Подберите по 1–2 аргумента к каждой части эссе, план которого неплохо будет дополнить примерами из истории, литературы, личного опыта. Все примеры должны относиться к заявленной теме.
  • Сделайте вывод по проблеме. Посмотрите примеры работы по обществознанию прошлых лет: «На мой взгляд, смертная казнь недопустима, так как ни один человек не имеет права отнимать жизнь у другого. Узаконивая убийство, мы рождаем новых палачей».

Пример эссе

Эссе по теме «Применение смертной казни к террористам»

В современном мире особую актуальность тема смертной казни приобрела в связи с проблемой терроризма.

«Смертная казнь…» — это понятие знакомо каждому из нас. Нет единого отношения к данному явлению, кто-то противсмертной казни, кто-то за. Если бы меня спросили о моем мнении насчет выше скованного, я смело сказала бы нет жестокости. 

Ведь каждый из нас имеет право на жизнь, бог дал жизнь и только он имеет право лишать жизни человека. Я не защищаю террористов, выражая свое мнение, но если применять к ним смертную казнь они умрут «легкой смертью», а значит останутся без наказания.

Если мы будем наказывать террористов их оружием, убивать, то мы постепенно начнем превращаться в них, в таких же людей лишенных рассудка. Смертная казнь отмечают многие правоведы, неэффективная борьба с терроризмом. В этом случае она является лишь катализатором ответной жестокости. 

Действия, совершаемые фанатиками, руководствующимися тоталитарной идеологией, невозможно остановить наказанием, предполагающим лишение жизни. Перспектива быть казненным террориста не только не остановит, но может даже стимулировать. 

Казнь сделает из него мученика за идею, что послужит сплочению и ожесточению его единомышленников. Еще Сахаров в упоминавшемся выше письме о

Идея возвращения в силу смертной казни в России стала широко обсуждаться после теракта в Беслане. Хорошо, что руководство страны по этому вопросу занимает предельно жесткую критическую позицию. 

Владимир Путин на встрече с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай» 14 сентября 2007 года заявил, что «смертная казнь бессмысленна и контрпродуктивна. Бессмысленность смертной казни доказана тысячелетней историей человечества и современной цивилизации». 

Террористы бороться с государством, а не с обществом. Возможно, надо государству пересмотреть свою политику?!

Я считаю, что полная отмена смертной казни стала бы публичным провозглашением принципа, что ценность человеческой жизни выше ценности государства.

В заключение, приведу слова Альбера Камю, которые заставят задуматься даже самых горячих сторонников смертной казни: «Ни в сердцах людей, ни в нравах общества не будет прочного мира до тех пор, пока смерть не будет поставлена вне закона».

Распространенные ошибки при написании

Знание наиболее часто встречающихся ошибок, поможет не допускать их при написании собственного эссе.

  1. Ошибка 1. Страх оказаться непонятым или не произвести нужного впечатления способствует тому, что автор убирает из эссе все лишнее, выдающееся. За счет этого эссе может потерять свою индивидуальность и неповторимость.
  2. Ошибка 2. Нарушение логики. «Перескакивание» с одной мысли на другую, неграмотный подбор аргументов, несогласованность содержания частей целого между собой нарушают логику повествования.
  3. Ошибка 3. Недостаточная проработанность деталей. Часто встречающаяся ошибка – наличие утверждения, которое не подкреплено достаточным количеством аргументов в виде примеров и доказательств.
  4. Ошибка 4. Многословие. Старайтесь использовать только самые нужные слова. Если что-то можно вычеркнуть без ущерба для понимания смысла, смело вычёркивайте.
  5. Ошибка 5. Непонимание сути проблемы, заявленной в эссе или неправильная трактовка темы.
  6. Ошибка 6. Орфографические, речевые и стилистические ошибки. Чаще всего они встречаются в терминах. Если вы готовитесь к сдаче обществознания, заведите словарь терминов. Аккуратно используйте фразеологизмы, избегайте повторов, активно подбирайте синонимы, антонимы для создания контрастных противопоставлений. Следите за чистотой письменной речи. Не засоряйте сочинение лексикой низкого стиля.
  7. Ошибка 7. Перечисление чужих мнений, без указания их авторства и отсутствие собственной точки зрения. Залогом успеха станет отсутствие фактических ошибок. Это подчеркнёт вашу эрудицию, вызовет доверие к вам. К тому же вас не лишат дополнительного балла.

Вся прелесть жанра эссе состоит в отсутствии жестких ограничений. Полная свобода творчества, возможность высказать свой взгляд и поделиться своими размышлениями, нестандартным решением проблемы – это черты, присущие эссе, делающие этот жанр привлекательным для человека творческого, генерирующего оригинальные идеи.

Пример эссе по русскому языку

Если даже после изучения рекомендаций все равно сложно представить, как же все-таки писать эссе, на помощь придет пример эссе (русский язык и литература):

«Русский язык в моей жизни»

Я родилась и выросла в России, и потому русский — это мой родной язык. На нем говорят мои родители и все окружающие меня люди, свои первые слова я также произнесла на русском, а затем стала читать русские книги и использовать русские буквы при письме.

Я знаю, что наш язык считается одним из самых сложным в мире. Для иностранца овладеть им практически невозможно. Этот факт заставляет меня всякий раз испытывать чувство гордости, когда я слышу родную речь.

Читая произведения русских классиков, я не перестаю удивляться тому, насколько богат наш язык. Как много в нем смысловых оттенков. 

Если взять, например, самое важное для человека слово — слово «мама». Какое разное значение может иметь оно, если изменить всего несколько букв: «мать», «мамочка», «мамуся», «мамуля», «мамаша». Разве может иностранный человек полностью понять разницу между этими словами? Конечно, нет!

А как увлекательно порой бывает писать сочинения на русском, вспоминать и подбирать нужные слова, создавая из них предложения, которые потом сложатся в целый текст. Мне кажется, это занятие напоминает игру с конструктором или соединение деталей пазла.

Разговаривать по-русски также всегда очень приятно. В устной речи мы используем совершенно иные слова и сочетания, нежели в письменной, поэтому постоянно происходит некая перестройка. Она является своеобразной зарядкой для нашего мозга, который в такой ситуации всегда должен быть начеку.

Учить иностранные языки, особенно английский, мне тоже очень нравится. Каждый раз, узнавая что-то новое, я испытываю огромное удовольствие. Но все-таки свой родной язык я люблю больше и ни за что не променяю его ни на какой другой.

Пример эссе по литературе

Эссе по литературе на тему «Мой любимый тургеневский герой»

Иван Тургенев – один из русских писателей, творчество которого на протяжении многих лет остается неизменно любимым в читательской среде. В художественных образах героев его произведений отражена не только судьба русского народа, но и философия русской души.

Писатель проповедовал свободу личности, торжество правды, стремился привлечь внимание к причинам социальных проблем России.

Моим любимым героем литературных шедевров Тургенева, ещё на стадии изучения этого произведения в школе, стал немой дворник Герасим.

Традиционно, мы приучены к тому, что склонны восхищаться блистательным умом, остроумными речами, громкими вооруженными победами, воинскими наградами, но этому литературному герою не свойственно ничего из перечисленного. Тем не менее, личность Герасима восхищает, поражает, вызывает удивление.

Восхищает богатырское телосложение этого человека: «Мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем». Поражают его физические возможности: он работал за четверых, когда пахал, казалось, что взрезывая землю мог обойтись без лошади, при косьбе «мог смахнуть с корней молодой берёзовый лесок», «цепом молотил безостановочно».

Герасим нем от рождения, выполняет неказистую роль дворника, послушен, нетребователен. На первый взгляд кажется, что это какая-то незначительная, мелкая, ничего не представляющая собой личность, не достойная особого внимания. Но внимательный, вдумчивый, неравнодушный человек поймет, что личности Герасима в произведении Тургенев отдаёт особую миссию.

 Писатель ненавязчиво предлагает нам увидеть, что истинная ценность личности не зависит от обладания богатством и властью, как владеет ими барыня, ни от умения красиво говорить, как Капитон Климов, ни от лживой хитрости и ловкости, кои присущи дворецкому Гавриле.

Герасим мужественно воспринимает тяготы жизни, он не требователен, способен с пониманием относиться к неприятным обстоятельствам жизни, связанным с предвзятым отношением к нему. Но мы видим, что душа дворника жаждет справедливости для всех, что она наполнена любовью, которую Герасим способен дарить не только людям, но и животным.

Окружающие Герасима люди обошлись с ним очень жестоко. Герасим был склонен отстаивать справедливость, когда это касалось других людей, но ему не пришла в голову мысль о возможности защитить себя. Он собрал волю в кулак и ушёл из барской усадьбы, начав другую жизнь. 

Возвращаясь к этому образу из реалий уже сегодняшнёй действительности, я вижу в образах героев тургеневского произведения «Муму» мудрое предсказание классика о том, что история российской действительности будет развиваться, вопреки науке, не по спирали, а по замкнутому кругу. Из века в век русские люди, имеющие реальные возможности сбросить ярмо угнетения, но не решаются на это, продолжают уходить от проблемы, как ушёл от неё сильный и мужественный Герасим.

Примеры эссе в отечественной литературе — произведения «Былое и думы» Александра Герцена, «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева, «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Гоголя. В XX веке эссе писали Илья Эренбург, Юрий Олеша, Виктор Шкловский, Иосиф Бродский.

Читайте также: Эпитафия – что это и какие виды бывают: красивые примеры.

Таким образом, эссе – это произведение небольшого объема на конкретную тему. Автор в свободной форме выражает свою точку зрения, обычно полагаясь на собственный опыт. Эссе не имеет четких жанровых границ.

Источники:

  • Дмитровский А. Л. Типы композиционного построения эссе // Акценты. Новое в средствах массовой информации: научный журнал. — 2002. — № 3—4.
  • Кайда Людмила Григорьевна. Эссе. Стилистический портрет. — Москва: Наука, OOO Флинта, 2008. — С. 15—97. — 184 с. — ISBN 978–5‑9765–0276‑5. — ISBN 978–5‑02034824–0.
  • Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264–026‑
  • Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974.
  • Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистических исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
  • Соломеин А. Ю. Французская национальная гуманитарная традиция: специфика и генезис. // Cre­do new : Теоретический журнал. — 2003. — № 3.
  • Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.
  • Эпштейн Михаил Наумович. Законы свободного жанра. — Все эссе. В 2 кн.. — Екатеринбург: У‑Фактория, 2005. — С. 490—492.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

семь + один =