20 лет жизни. Такова цена шедевра, для которого в Третьяковской галерее построили отдельный зал. Картина «Явление Христа народу» должна была стать для художника Александра Иванова итогом заграничной стажировки, а стала смыслом жизни.
Сочинение по картине «Явление Христа народу»
Вариант 1
Иванов Александр Андреевич – знаменитый русский художник произведений на библейские и мифологические сюжеты. Он является автором всемирно известного полотна «Явление Христа народу». Работал А. Иванов над этой картиной около двадцати лет. И он непросто работал, он изучал тему, находился в постоянном духовном поиске, менял первоначальную композицию, делал множество этюдов. Это произведение стало настоящим подвигом. Насколько точно автор стремился как божественное, и возвышенное чувство оказывает влияние на преображение и формирование самого человека.
В сам сюжет картины вписана евангельская история, как Спаситель является к толпе безутешных и скорбящих людей. На переднем плане картины множество людей. Это сложная фигурная композиция, так как люди все очень разные и возрастом, и характером, и положением. Они все собрались на берегу Иордана и слушают пророка Иоанна Крестителя. Он вдохновляет их и обещает скорое избавление от страданий и горя. Пророк показывает толпе приближающегося Христа. Люди со страхом и большой надеждой смотрят на приближающуюся вдали фигуру. На заднем плане виднеются затуманенные горы, и синее-синее воды вот-вот взбунтую. Кажется, что сама природа не верит в происходящие чудо.
Когда А. Иванов работал над картиной «Явление Христа народу», то поменялось его мировоззрение. Он уже не верил в возможность формирования и преобразования человека под действием религии и искусства. Возможно, на почве этих переживаний и обострилась болезнь глаз автора, что и помешало закончить произведение. Но даже и в таком виде она заставляет многих задуматься о своем ведении этого мира и о вере во что-то. Возможно, глядя на картину, и вспоминая евангельские строки, многие люди задумаются о принятии решений, влияющие не только на их будущее, но и на множество людей.
Вариант 2
Одна из самых сложных работ Иванова Александра Андреевича — это полотно «Явление Христа народу». Знаменитый живописец взял за основу в своей картине библейские и мифологические сюжеты.
Сама картина написана по евангельской истории. Иисус Христос явился к людям, которые так ждали его. Действие происходит на реке Иордан. В самой картине мы видим большое количество людей. Ни кто не похож друг на друга. Каждое очертание лица особенное. На переднем плане мы видим много людей, которых настигло горе и печаль. Их лица грустны, одни плачут, другие опустили глаза в низ. Видим мужчин, женщин и детей.
Все очень худые и уставшие. Старцы опираются на палки. Кто-то уже лежит без сил. Люди все разные. Кто одет, а кто и во все без одежды. Все ждут утешения и спасения от Христа. Люди внимательно слушают пророка, который рассказывает, что вот-вот прибудет Христос и жестом показывает в сторону реки. Все с большим нетерпением ждут Иисуса. Люди всматриваются вдаль, в их глазах мы видим надежду на будущее.
Мы видим, какая превосходная природа окружает людей, Большие и сильные, темно-зеленые деревья, раскинули широко свои ветви в сторону. Высоко — высоко к небу тянутся могучие и высокие коричневые горы. Огромное синее небо. Видим темно-синею реку Иордан, которая поражает своей могущественностью и силой.
Спустя двадцать лет, как Иванов написал данную картину, поменялось его мировоззрение. Художник начал по-другому относится к духовным вещам. Стал чаще бывать в храме. Так же после сотворения произведения искусства у него сильно упало зрение. Все-таки искусство требует жертв и оно, к сожалению, убавило у художника зрения. Но он не отчаялся и продолжал творить дальше.
Мастер работал над данным полотном больше двадцати лет. Художник не просто рисовал, все эти двадцать лет были отданы изучению информации. Он много читал, находился в духовном поиске себя. У него было большое количество Библейской и мифологической литературы. Иванов посещал церкви, ходил на службы, общался со священниками, всматривался в иконы и молился. Он хотел проникнуться данной темой и у него его безупречно вышло. Было много набросков и этюдов. Автор хотел передать все до каждой мелочи.
Вариант 3
Большой вклад в русскую культуру внес Иванов Александр Андреевич своим полотном «Явление Христа народу». Сама картина нашла свое место в Московском Публичном Румянцевском музее. Этюды данного полотна находятся в отдельном помещении в Третьяковской галерее. На создание картины автор потратил почти двадцать лет.
Полотно очень сложно как по композиции, так и по исполнению. Мы видим множество людей разных возрастов, характеров, сословий. Все они собрались вокруг Иоанна Крестителя. Пророк показывает всем приближающуюся фигуру Иисуса Христа. С удивлением, страхом и надеждой люди смотрят на прибывавшего Иисуса. Автор очень детально изображал лица людей, их позы и движения, одежды. Многие люди изображены полностью голыми. Некоторые видны только со спины. На некоторых целые разноцветные покрывала.
Там есть и дети, и старцы. Очень отчетливо видно в центре старичка, которому помогают встать для встречи с Христом. Каждый из этих людей надеется на чудо и спасение. На их лица видна надежда и радость. Христос воскрес и идет к людям. Это уже само по себе чудо. Да и второй план картины очень прекрасный. Зеленые кусты возле людей. Синева волнующегося моря и легкий туман, покрывающий пеленой горы. За ними оранжевая дымка восходящего солнца плавно переходящая в голубизну чистого неба. Даже природа радуется происходящему.
Во времена работы автор поменял свое мировоззрение. Он уже сам не верил в возможность изменения человеческой души с помощью религиозных проповедей в искусстве. Под средством этих настроений и болезни глаз художник так и не закончил полотно. Но это совершенно не повлияло на дальнейшую его судьбу. Полотно стало грандиозным и считается образцом классического монументализма. В нем автор выразил огромное философское обобщение и глубину жизни.
Вариант 4
В основе картины А.А.Иванова лежит библейский сюжет о явлении Спасителя скорбящим и безутешным людям. Именно народ изображен на переднем плане картины. Следует отметить, что толпа довольно разномастная: присутствуют представители разного возраста, социального положения, и так далее.
Иоанн Креститель на берегу Иордана произносит речь, которой они внимают. При этом он показывает на Христа, чья фигура приближается. Присутствует на полотне и природа – вот – вот готовые взбунтоваться воды и затуманенные горы.
Люди смотрят на мессию с благоговением, надеждой и страхом. Однако, надеются, что пророчество сбудется, и Иисус Христос и вправду поможет им, избавит от горя и страданий и станет надежным помощником.
Что же касается художника, он работал над картиной около 20-ти лет. За это время мировоззрение Иванова несколько поменялось – он перестал верить в то, что религия способна изменить человека, что она вообще имеет какой – то вес.
Душевные терзания возымели эффект и на здоровье творца – у него обострилась болезнь глаз. Потому полотно можно назвать незаконченным.
Однако это нисколько не мешает людям, глядя на картину «Явление Христа народу» задумываться о роли Бога в жизни человека, их взаимодействии, о способности религиозных догм влиять на мировоззрение и сознание, о том, куда может привести вера и.т.д.
Следует отметить, что основная эмоция данного полотна – ожидание. Народ искренне надеется, что с появлением спасителя их жизнь изменится к лучшему, они обретут надежного защитника и покровителя. Но чувствуются и бурлящие среди масс сомнения – далеко не все слепо доверяют как пророку Иоанну, так и новоявленному мессии.
Впрочем, подобное положение вещей существует и поныне – до сих пор существуют верующие и сомневающиеся, антихристы и атеисты.
В завершение хочется отметить, что картина написана в довольно приятных тонах, обладает невероятной палитрой цветов и естественностью. Из этого следует, что, несмотря на изменения в его сознании, 20-летний труд Иванова все таки не прошел даром – он подарил миру прекрасное произведение.
К слову, кисти данного творца принадлежит множество и других картин, большинство из которых имеет мифологическую и религиозную тематику.
Безусловно, к религии можно относиться по-разному. Но даже для людей далеких от признания Христа своим спасителем, данное полотно может представлять ценность как произведение искусства.
Вариант 5
Известная каждому любящему культуру человеку картина под названием «Явление Христа народу» создана русским художником Александром Ивановым. В основе живописного произведения лежит библейский сюжет. Суть в том, что Иисус Христос явился народу, который его ждал, чтобы спасти или помочь босоте и бедноте.
На переднем фоне изображено много людей. Они, вероятно, бедны, так как раздеты худы, некрасивы и вообще очень плохо выглядят. Скорее всего это какая-то община, в состав которой входят несколько семей. А, может быть, это какая-то деревня или народ. Они от чего-то бежали. Тела людей бледные и слабые, но они могут стоять на ногах. Все эти люди нарисованы художником Ивановым смотрящими вдаль и друг с другом переговаривающимися.
О, да! Они что-то заметили, или кого-то. Самый главный из них, «главарь» или «староста» показывает руками на задний фон. Конечно, они будут радоваться, ведь они заметили вдали фигуру человека. Этой личностью является сын божий – Иисус Христос. Вот, почему люди радуются, они верят в него, что он спасет их. Даст одежду, покормит, вселит надежду на светлое будущее.
Иисус Христос, посланный Богом на землю, чтобы спасти людей от нищенства, изображен на заднем плане картины. Он изображен на возвышенности в отличии от людей, которые как бы специально опущены. Так показывается контраст между нравственностями Иисуса и простого народа. Христос одет в свое классическое красно-синее одеяние. Он скромен, спокоен, как обычно в общем. Его силуэт очень гармонично размещен художником ближе к центру, при этом он не занимает много места. Таким образом подчеркивается роль Христа, как луча в темном царстве бедноты босоты и хаоса. Он пришел, чтобы спасти этих людей.
Художник изобразил замечательное небо, легкая голубизна с элементами желтизны. Над изображением пейзажа тоже пришлось постараться. Издали, за Христом, показаны горы. Они серые. Также слева четко прорисовано дерево. Вероятно, по времени суток, это вечер, потому что солнце садится.
Настроение картины нейтральное. Преобладающие цвета — серый, голубой. Холодные тона.
Описание картины «Явление Христа народу»
Произведения живописи на библейские темы несут духовную, эстетическую, эмоциональную информацию об общечеловеческих ценностях, дают большие возможности для интеллектуального развития учащихся, для обучения их построению высказываний, предполагающих размышления о нравственных, социальных и философских проблемах.
Библейская тема на протяжении многих десятилетий существования советской школы была закрыта для учащихся. Знание Евангелия не только не поощрялось, а, наоборот, порицалось. Очень часто, рассматривая картины великих мастеров живописи на библейские темы, мы ни слова не могли сказать или услышать от своих наставников о том, что за сюжет положен в их основу. В результате огромный пласт мировой и русской культуры выпал из жизни. Вместе с тем известно, что нет ни одного вида искусства, в котором не разрабатывались бы библейские мотивы. Писатели, поэты, композиторы, художники искали ответы на многие вопросы бытия в истории земной жизни Христа и отражали эти поиски в своем творчестве.
Тихо и неприметно проникли в наш ежедневный быт неверие ни во что, зависть и нелюбовь к ближнему, лицемерие, корыстолюбие, утрата культуры. Безумно насаждаемое стремление к бесконечному увеличению потребностей, вытесняя собой все духовные устремления, уже привело к тому, что сущность многих людей можно определить как “человек потребляющий”.
Сохранить человеческое в человеке можно лишь обратясь к великому опыту, нажитому людьми ушедших поколений, К истокам родной культуры, к нравственным ценностям. В этом нам помогают выдающиеся писатели, композиторы, художники. Так, огромную духовную, эстетическую, эмоциональную информацию об общечеловеческих ценностях несут произведения живописи на религиозные и библейские темы.
В русской литературе и искусстве первой половины XIX в. в ряду с А. С. Пушкиным, А. С. Грибоедовым, М. Ю. Лермонтовым, Н. В. Гоголем, М. И. Глинкой, О. А. Кипренским, К. П. Брюлловым стоит имя гениального живописца Александра Иванова. Наиболее известное произведение этого художника — “Явление Христа народу” (1837 — 1857, Государственная Третьяковская галерея).
Исходной позицией художника было стремление изобразить некое историческое событие, что позволило бы поставить и решить ряд важных проблем человеческого существования. Иванов искал движущие силы прогресса в нравственных основах жизни каждого человека в отдельности и всего человеческого общества в целом. Его картина — это изображение не столько чуда божественного явления, сколько чуда нравственного преображения людей, находящихся на самых разных ступенях своего общественного положения и духовного развития — от плохо сознающего человеческое предназначение раба с веревкой на шее до вознесенного на высоты духовности пророка Иоанна Крестителя.
Теперь мы с вами поговорим о картине А. А. Иванова “Явление Христа народу”. Перечитывая Евангелие, Иванов нашел тему, до него не разработанную в живописи: возвещенное Иоанном Крестителем первое появление Христа перед народом, ожидающим исполнения своих заветных чаяний, жаждущим избавления от страданий, стремящимся к свободе и правде.
В течение первых лет пребывания в Италии он готовился к этому начинанию. Предшествующие картины были лишь подступом к большому полотну, ставшему для художника делом жизни. Разработав ряд эскизов, А. Иванов в 1837 году начал работу над картиной, потребовавшей многих лет (картина находится в Третьяковской галерее, этюды и эскизы — в Третьяковской галерее и Русском музее, ее размеры поражают: 540×750 см).
Для этой картины Иванов исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Гигантский замысел требовал глубоких и сложных человеческих образов. Художник настойчиво искал натуру для пластического воплощения образов Христа, Иоанна и других. Искал на улице, на рынке, среди друзей и знакомых. Каждая фигура должна была, по его мысли, представлять целый мир со своей жизненной судьбой. Многие этюды обнаруживают в Иванове психолога, раскрывающего всю глубину переживаний человека.
Художник хотел, чтобы произведение несло в себе гуманную мысль, объемлющую коренные явления человеческой истории. Перед ним вставала идея избавления человечества от страданий. Он мечтал заложить основы нового искусства, затрагивающего в прекрасных, возвышенных образах основные вопросы существования человечества. Сам Иванов говорил: “В моей картине все должно быть тихо и выразительно”.
Что вы знаете об Иоанне Крестителе: кто это? Предшественник Христа, который крестил его в водах Иордана. Его родителями были священник Захария и жена его Елисавета. У них не было детей. Однажды явился Захарии ангел Гавриил и сказал ему, что будет у него сын Иоанн. Захария не поверил. Тогда ангел сказал: “Ты будешь молчать… до того дня, как это сбудется”. В положенное время родился младенец. И Захария снова смог говорить. Выросши, Иоанн ходил по всей стране, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
Когда же народ был в ожидании, и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он, — Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем…”
Как изображен Иоанн Креститель? Это длинноволосый бородатый мужчина в одеянии из верблюжьей шерсти, как описано в Библии, и хламиде. В левой руке он держит деревянный крест, протягивая воздетые руки в сторону Христа. Вдохновенная поза, величественная осанка, таинственная сила, позволяющая ему совершить пророчества. В лице его ощущение страстности, убежденности, идущей от него светоносной силы. Фигура Христа расположена, почти в центре картины, на холме, в глубине композиции, в отдалении от людей. Именно к нему Иоанн Креститель и направляет взгляды людей.
Фигура Христа, несмотря на малый масштаб, смотрится внушительно. Он идет спокойно, величаво, будто несет с собой в мир гармонию, согласие и спокойствие. Всех героев можно разделить на две группы: одни с надеждой, радостью, любопытством встречают идущего, другие — хитро и недоверчиво смотрят на проповедника. В образах “дрожащего” и рыжеволосого юношей. Состояние страха и восторга замечательно переданы в их позах.
Тело обнаженного рыжеволосого юноши прекрасно в своем порыве, в нем сочетается1 духовное и физическое совершенство, он весь устремлен вперед, к Христу. А “дрожащий” слушает, а не смотрит. Он стоит в полусогнутой позе с опущенными плечами, выражение лица его смущенное и недоверчивое. К нему жмется озябший после крещения в водах Иордана мальчик, который слушает пророка и спиной стоит к Христу. Эти фигуры очень выразительны.
Итак, Иванов открыл в искусстве то, о чем его современники даже и не подозревали. Многие вопросы в живописи он решал по-новому: это и передача объема и пространства, прозрачности воздуха, солнечного света, цветовых рефлексов на лицах, это и своеобразие каждой формы, разнообразие красочных пятен, выражение переживания людей, психологизм образов. Иванову было свойственно тщательное изучение натуры, вдумчивый анализ явлений природы. Он смело внес натурный пейзаж в картину, поэтому колорит “Явления” необычайно светоносен, лучезарен, кажется, что художник пишет кистью, на острие которой горит солнечный свет.