Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Также эта картина известна под названием «Джоконда». Есть такие картины, которые известны каждому человеку во всем мире. Они в большинстве нарисованные известными людьми и имеют всемирное признание. Примером такой картины является работа «Мона Лиза». Она была написана в эпоху Возрождения во Флоренции.
Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза» — описание
Вариант 1
Одна из самых известных картин всего мира. Одна из самых больших тайн искусства, как и “Крик” Э. Мунка. Одна из самых необычных женщин, своей улыбкой будоражащих умы. Все это — «Мона Лиза», написанная в начале XVI века знаменитейшим Леонардо да Винчи.
«Мона Лиза» занимала особое место в творчестве гения. Обычно неохотно трудившийся на заказ, да Винчи стремился уклоняться от скучных работ, не волновавших его ум. От всех — кроме «Моны Лизы». Он писал ее долго, и, отправляясь прочь из Италии, взял с собой, как и еще немного избранных произведений.
В трактатах и заметках гения содержится большое количество указаний и размышлений, созданных во время работы над «Джокондой» (второе название портрета). Особый интерес представляет то, что дама, изображенная на картине, так и осталась неизвестной. Большинство видит в ней супругу Франческо дель Джокондо, флорентийца. Загадочная улыбка на лице женщины обусловлена тем, что во время работы над портретом ее якобы развлекали шуты.
Среди других версий были Изабелла Арагонская и другие знатные итальянки своего времени. А некоторые ученые даже утверждали, что картина является своеобразным альтернативным автопортретом, результатом переосмысления художником собственной личности. Но в 2005 году официальная и наиболее популярная версия нашла свое подтверждение благодаря древней книге. Ей владел знакомый да Винчи, на полях написавший, что художник работает над портретом Лизы Герардини, верной супруги того самого флорентийца.
При первом взгляде на картину зрителя привлекает лицо женщины: светлая кожа, миловидный овал, большие глаза, тонкие губы и пухлые щеки — все это соответствует итальянской моде того периода, как и выбритые начисто брови и часть волос надо лбом. Губы женщины изогнуты в мягкой, загадочной полуулыбке.
«Мону Лизу» отличает потрясающая проработка деталей — волосы и платье женщины выполнены с особым тщанием, мы можем разобрать пробор и отдельные пряди, видим складки и узорную вышивку, украшающую одежду. Но не меньший интерес представляет и задний фон, внимание на который зритель обращает далеко не сразу. На нем изображен пейзаж — пустынная местность, снежные вершины гор, озера и извилистые потоки воды.
Именно благодаря контрасту — нежная и спокойная девушка на фоне дикой, свирепой природы, — да Винчи достиг ощущения такого величия, кроющегося в женской фигуре. «Мона Лиза» притягивает взгляд снова и снова, зрителю хочется понять, в чем ее сила, почему она так спокойна — и, разумеется, что вызвало эту необычную улыбку на ее губах.
Вариант 2
Картина художника Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Mona Lisa) или «Джоконда» (La Gioconda). Размер картины 77 x 53 см, дерево, масло. Около 1503 года Леонардо приступил к работе над портретом Моны Лизы, супруги богатого флорентийца Франческо Джокондо. Произведение это, известное простонародной публике под наименованием «Джоконда», получило восторженную оценку уже у современников.
Слава картины была настолько велика, что впоследствии вокруг нее складывались легенды. Ей посвящена огромная литература, большая часть которой далека от объективной оценки леонардовского создания. Нельзя не признать, что это произведение, как одно из немногих памятников мирового искусства, действительно обладает огромной притягательной силой. Но эта особенность картины связана не с воплощением некоего таинственного начала или с другими подобными же измышлениями, а рождена ее поразительной художественной глубиной.
Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» – это решающий шаг на пути развития ренессансного портретного искусства. Хотя живописцы кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах – в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Неравноправие портретного жанра сказывалось уже в самой «иконографии» портретных изображений. Собственно портретные работы 15 века при всем их бесспорном физиономическом сходстве и излучаемом ими ощущении внутренней силы отличались еще внешней и внутренней скованностью.
Все то богатство человеческих чувств и переживаний, которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев 15 века, обычно не являлось достоянием их портретных работ. Отголоски этого можно видеть в более ранних портретах Леонардо да Винчи, созданных им в первые годы пребывания в Милане. Это «Портрет дамы с горностаем» (около 1483 года; Краков, Национальный музей), изображающий Цецилию Галлеарани, возлюбленную Лодовико Моро, и портрет музыканта (около 1485 года; Милан, Амброзианская библиотека).
В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров. Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, и уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, как бы с огромной горы ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие.
Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и ее плавного обобщенного силуэта с уходящим в туманную даль, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками. Но прежде всего привлекает облик самой Моны Лизы – ее необычный, как бы неотрывно следящий за зрителем взгляд, излучающий ум и волю, и едва уловимая улыбка, смысл которой как бы ускользает от нас, – эта неуловимость вносит в образ оттенок неисчерпаемости и бесконечного богатства.
Немного найдется во всем мировом искусстве портретов, равных картине «Мона Лиза» по силе выражения человеческой личности, воплощенной в единстве характера и интеллекта. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от портретных образов кватроченто. Эта его особенность воспринимается тем острее, что она относится к женскому портрету, в котором характер модели прежде раскрывался в совершенно иной, преимущественно лирической образной тональности.
Исходящее от картины «Мона Лиза» ощущение силы – это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, духовная гармония человека, опирающегося на его сознание собственной значительности. И сама улыбка ее отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения; она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания. Но в картине Мона Лиза воплощено не только разумное начало – образ ее исполнен высокой поэзии, которую мы ощущаем и в ее неуловимой улыбке и в таинственности развертывающегося за ней полуфантастического пейзажа.
Современники восхищались достигнутым художником поразительным сходством и необычайной жизненностью портрета. Но значение его гораздо шире: великий живописец Леонардо да Винчи сумел внести в образ ту степень обобщения, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. Чувство обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в ее отдельных мотивах – в том, как легкая прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур; это чувство в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук.
Моделировка эта вызывает настолько сильное впечатление живой телесности, что Вазари писал, будто в углублении шеи Моны Лизы можно видеть биение пульса. Одним из средств подобной тончайшей пластической нюансировки было характерное леонардовское «сфумато» – едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. Леонардо да Винчи рекомендует для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана».
Главенство светотеневой моделировки ощущается и в подчиненном ей колорите картины. Как многие работы Леонардо да Винчи, эта картина потемнела от времени, и ее цветовые соотношения несколько изменились, однако и сейчас отчетливо воспринимаются продуманные сопоставления в тонах карнации и одежды и их общий контраст с голубовато-зеленым, «подводным» тоном пейзажа.
Сочинение по картине Леонардо Да Винчи «Мона Лиза» (Джоконда)
Вариант 1
Передо мной полотно всемирно известного итальянского художника. Наверное, не найдется не одного человека, который бы ни разу не слышал и не видел репродукцию Моны Лизы или Джоконды.
На холсте нарисована молодая женщина по имени Мона Лиза. Сложив крест накрест изящные руки, с маленькими тонкими пальчиками, она внимательно взирает на людей своей знаменитой, ставшей легендой улыбкой, с чуть сощуренными глазами. Эта улыбка, улыбка человека, который гармоничен сам с собой, чист душой, уверен в своих силах, умеет любить и быть преданным.
В ней прячется множество самых разных позитивных и негативных эмоций – любовь и презрение, доброта, забота, безразличие, горделивость, а вместе с тем, и нежность и непостижимость…
Ее внешность типичная для среднего века – высокий лоб, убранные назад и разделенные пробором черные волосы, поверх которых вьется едва заметная полупрозрачная вуаль.
Одета она в богатую тяжелую узорчатую парчу. Тонкая лебединая шея изящно переходит в плечи, на которых держатся накидка и изумрудное платье женщины.
На заднем фоне, ничем непримечательный пейзаж – вьющиеся лентами пыльные дороги, уходящие вдаль, островки темно-зеленого леса, горы и неровные холмы, и конечно, река, сливающаяся с горизонтом.
Чем же это, казалось бы, обычная флорентийская девушка поражает сотни тысяч людей по всему миру? Она не отличается прозаичной красотой, и нам фактически ничего неизвестно из ее биографии. Ее улыбка, чуть приподнятых уголков губ, смеющиеся глаза, с любопытством поглядывающие на наблюдателя, словно оценивающие, задорные. Глубокий, проницательный, слегка насмешливый взгляд чудесных карих глаз неотступно преследует зрителя. Во всем ее таинственном образе, проскальзывает нежность, загадочность и откровение. Ее секрет пытаются разгадать десятки лет, но она и по сей день остается самой обворожительной и романтической особой. Кто она? Чем пленит и заставляет снова и снова неотрывно любоваться ее обликом?
Вариант 2
Годами это таинственное выдающееся творение привлекает ценителей искусства необычным колоритом, мягкой цветовой гаммой, мягко переливающейся, четкой и одновременно, словно подернутой мутной дымкой. Не смотря на темноватые оттенки мазков, картина из под пера гения, воздушна, легка и великолепна.
Леонардо Да Винчи признанный гений, изобретатель и мастер кисти, создал еще одну загадку, разгадать, которую не способен никто, кто просто смотрит и думает. Эту картину нужно прочувствовать, и заглянуть в самую ее сущность, открыв свою душу и сердце прекрасному.
Вариант 3
Одним из самых известных живописных произведений в мире является Мона Лиза. Эта картина, казалось бы, проста, но почему-то приковывает к себе взгляды множества людей.
Искусствоведы, как правило, считают картину эталонной. Для меня трудно оценивать Джоконду с позиции искусствоведения, однако по личным ощущениям этот портрет действительно кажется красивым и притягательным. Он интересен и притягивает даже не самой героиней (на самом деле изображенная женщина не кажется мне особенно привлекательной и выглядит вполне банально) но фотографической точностью и переданным мгновением.
На картине изображается женщина к темной накидке. Героиню видно по пояс, они сидит в половину оборота и не имеет бровей. Наверное, тогда существовала традиция выбривать брови и, возможно, в связи с этим тоже лицо выглядит таким интересным.
На заднем фоне виден подоконник или парапет, за которым простирается пейзаж. Взгляд может уйти далеко и блуждать по прорисованным просторам, но более всего привлекает в картине, конечно, лицо главной героини.
Художнику как будто действительно удалось сфотографировать какое-то мгновение, когда женщина только мимолетно посмотрела и слегка улыбнулась краюшками губ. Даже, смотря на других людей, мы можем только иногда и только на мгновение уловить подобные взгляды и мимику. Осознать такие незначительные детали зачастую довольно-таки трудно.
Тем не менее, Леонардо да Винчи удалось отразить такое характерное выражение лица, ведь он был гением и умел многое, чего не умели другие художники. Этот факт подтверждается и великолепно прорисованными руками Джоконды, которые так естественно изогнуты и помогают лучше передать характер изображаемой героини. Помимо всего этого картина является просто красивой и просто дополнительно описывает красоту этого мира, ведь искусство и создано для того чтобы выражать красоту.
Вариант 4
«Мона Лиза» — известнейшее произведение Да Винчи. Даже самые прекрасные полотна рядом с этой картиной блекнут и теряют свое превосходство. Рафаэль, Перуджино, Тициан — кажутся лишь достойными спутниками, лишь достойным обрамлением этого непревзойденного шедевра.
Главный персонаж картины — прекрасная и неземная девушка по имени Мона Лиза. Меня всегда удивляла ее загадочная улыбка. Обычно, так улыбается мать, которая ласкает своего ребенка. В этой картине мало ярких цветов, по-видимому, такая задумка автора: сосредоточить внимание зрителя на персонаже. Очень реалистично прописаны тени. Нечеткий серо-зеленый пейзаж в дымке контрастирует с темной одеждой Джоконды и подчеркивает ее нежное лицо, полное силы и внутреннего света.
Каштановые волосы, гладко зачесанные к вискам, ниспадают на плечи красивыми мягкими локонами. Голова покрыта прозрачной вуалью. На девушке платье зеленоватого цвета с неглубоким вырезом и светлыми рукавами. Художник хорошо осветил изящные руки, словно подчеркнул их благородную красоту. Несмотря на легкую улыбку, Мона Лиза производит впечатление вполне уверенной женщины.
Однако, уверенность эта не напоказ, она не бросается в глаза. Создается впечатление, будто девушка узнала что-то важное, сокровенное и теперь оберегает эту тайну. Ее светлое лицо пленяет мудростью и женственностью, что делает Джоконду еще более таинственной и запоминающейся. Улыбка Моны Лизы наполнена духовностью, она вселяет надежду и уверенность.
На заднем плане картины — фантастический пейзаж с горами и холмами. Над ним, погружающееся в полумрак небо, кажется вечностью. Вечен холодный пейзаж за спиной Джоконды, его таинственная дымка и серовато-голубая реальность; вечны непринужденные складки ее платья, а также мягкая, загадочная и божественная улыбка.
Мне кажется, Мона Лиза существовала всегда: смотрела из картины на людей и ждала смены века. Но она продолжает ждать, когда люди поверят в себя, раскроют все возможности своего разума и станут свободными. И судя, по ее чистым и уверенным глазам, этот день обязательно настанет. А пока она будет терпеливо ждать, даря грядущим поколениям загадку своей улыбки.
Вариант 5
Считается, что на картине изображена Лиза Джоконда (супруги торговца шелком из Флоренции). Хотя, есть совсем другие не похожи друг на друга версии. Одни говорят, что это автопортрет самого автора, но в женской персоне, вторые уверяют, что это Катерина Сфорца, незаконная дочь миланского герцога, третьи уверены, что это просто выдуманный персонаж.
Леонардо да Винчи рисовал эту картину около двух-трех лет. Он полностью отдался ей, посвящал большую часть своего времени. Он чувствовал большую привязанность к этой картине и когда переехал из Италии во Францию,взял ее с собой.
На картине изображена женщина в темной одежде и немного повернута к зрителю. Кресло, в котором сидит женщина, стоит или балконе или на какие-то лоджии. Однако «Мона Лиза» очень потемнела, и на ней появилось много трещин. Говорят, это произошло, потому что автор очень часто любил экспериментирова ть с красками.
Это считается одним из лучших портретов всех времен. Данная работа Леонардо да Винчи вдохновила многих других художников на создание чего-то похожего. Картина имела большую славу после ее написания к середине 19 века, однако где-то с середины о ней почти не вспоминали, но в 20 веке она снова стала очень популярной.
Большой изюминкой этой картины является улыбка женщины, изображенной на ней. Эту улыбку можно увидеть в других работах этого же автора, однако именно на этой женщине она просто безупречна. Эта улыбка очень загадочная, много критиков, художников и даже психологов интересовались ею и анализировали ее. В 1911 году картина была похищена работником Лувра и нашлась только через 2 года в Италии. К сожалению, картина многократно подвергалась вандализму. В нее бросали краску, обливали разной кислотой, это, конечно же, принесло некоторые убытки.
Еще очень интересным фактом картины является то, что если увеличивающимся стеклом навести на глаза женщины на картине, то можно увидеть маленькие цифры и буквы. Их называют «Код да Винчи». Эта картина интересовала людей несколько сотен лет и конечно сейчас тоже не остается без внимания. Ею восхищаются очень многие люди во всем мире, ведь в ней есть что-то такое загадочное и прекрасное что якобы притягивает взгляд.
Вариант 6
…Однажды Фаина Раневская была в Лувре. Стоя перед картиной Леонардо да Винчи, она услышала слова подошедшего мужчины, высказавшегося в том смысле, что «не понимаю, почему все так восхищаются этой Джокондой? Мне она совсем не нравится!» Обернувшись к автору реплики, Раневская сказала:
— Сударь, эта женщина пленила уже так много мужчин, что может себе позволить кому-нибудь из них не понравиться.
Этот анекдот подчеркивает сразу две вещи: широко распространенное мнение о красоте картины и менее широко известную разницу в представлении о красоте женского лица в современном мире и во Флоренции XV столетия. Мона Лиза нарисована с выбритыми бровями и выбритым лбом – это считалось красивым!
Однако ценность картины как произведения искусства не сводится к стандарту женской красоты. Художественной целью Леонардо было не изображение фотомодели, а создание живого и одухотворенного человеческого лица. Между прочим, без слова «одухотворенность» ни один искусствоведческий анализ картины не обходится. Посмотрите на картину непредвзято – и вы сразу же поймете, о чем идет речь. Но еще лучше, если будет возможность сравнить «Мону Лизу» с современной ей флорентийской живописью: ни у одного из художников Возрождения невозможно найти настолько живого лица!
Но вот в чем вопрос: какими живописными средствами достигнуто впечатление одухотворенности? Главным было, конечно, знаменитое леонардовское сфумато. Sfumato – «дымка», «туман», или полутень, в которой на картинах Леонардо тонут все контурные линии. Если сравнить его манеру письма с флорентийской живописью кватроченто, то особенности, достигнутые с помощью сфумато, станут видны как на ладони. Достаточно того, что живопись кватроченто – это не только искусство перспективы, но и искусство контура. На поздних картинах Леонардо все контуры размыты: между источником света и предметом помещен, как выражался мастер, «некий род тумана».
Еле уловимая дымка, размывающая и смягчающая силуэтные линии, и есть то выразительное средство, которое делает улыбку Джоконды столь мягкой — и столь таинственной. Улыбается она или нет? И чему? Собственно, получившийся эффект погруженности в свой внутренний мир и пленил эпоху, которая только-только начала открывать для себя сам факт наличия индивидуального внутреннего мира!
Между прочим, современниками Леонардо были Лютер и прочие протестанты, основной идеей которых было индивидуализировать веру, так чтобы личное взаимодействие с Богом оказалось в сфере возможного, а не еретического. Что из этого вышло – другой вопрос, но первоначальная установка протестантизма проистекала из стремления к индивидуализму личности, который иначе как через религию тогда не осознавался.
Кроме сфумато, огромную роль для создания «одухотворенности» играет пейзаж, открывающийся позади Моны Лизы. Пейзаж тоже утопает в дымке – и становится как бы не совсем реальным, как будто воображаемым; он больше похож не на настоящий пейзаж, а на воспоминание или фантазию, а то и на сновидение. Все эти вещи имеют психологическую, а не физическую природу, все они – признаки того, что мы заглянули вглубь того, что именуют «внутренним миром», в чью-то индивидуальную вселенную.
А, кстати, в чью же? Кто такая Мона Лиза? На этот вопрос существует не менее 10 вариантов ответов, среди них можно найти экстремальную версия, что это сам художник в женском образе. Впрочем, самым очевидным и простым все-таки остается предположение, подтвержденное документально: это портрет Лизы из семьи Герардини, ставшей женой видного флорентийского торговца Франческо дель Джиокондо, заказанный художнику в 1503 году.
Историю написания полотна великолепно изобразил Д.С. Мережковский в книге, посвященной Леонардо. Таинственность духовной влюбленности и необыкновенной, опрокидывающей все социальные границы, близости блестяще описана высочайшим авторитетом в этом вопросе: брак Мережковского и Зинаиды Гиппиус до сих пор остается одним из самых невероятных образцов духовного союза! И тот факт, что художник не отдал картину заказчику после внезапной смерти его жены, становится как-то естественно понятен и объясним.
А так же и то, что Леонардо до конца своих дней считал картину незаконченной и не желал с ней расставаться. Мережковский рисует сцену посещения мастерской Леонардо французским королем Франциском I, на попечении которого старый живописец доживал свой век. Очарованный Джокондой, король пожелал ее купить за большие деньги. Леонардо отказал! Это была дерзость неслыханная! Однако художник обещал отписать ее в своем завещании французской короне. Король решил простить выжившего из ума, как он полагал, старика, а знаменитый портрет в конце концов оказался в Лувре.
Леонардо был первым, кто покусился на «внутреннее». После него были Вермер, Рембрандт, так называемый реализм, а также импрессионизм, исследовавший проблемы восприятия… Сейчас ни один безумец не возьмется за такое дело: нарисовать в портрете внутреннюю вселенную. Все знают, что «миссия невыполнима» – ведь вселенная бесконечна! И «Джоконда» остается великой попыткой сотворить несотворимое, отсюда и ее пресловутая «загадочность».
Тайна картины «Мона Лиза» (Джоконда)
“Мона Лиза”, она же “Джоконда” – одна из лучших картин выдающегося итальянского мастера Леонардо да Винчи. Он был не только хорошим художником, но и очень успешным ученым и изобретателем, который намного лет опередил свое время. Леонардо да Винчи экспериментировал и в области живописи, создал “Мона Лизу (Джоконду)” на искривленной поверхности деревянной доски с помощью специальных красок и приемов, что дало необычный эффект.
Где бы ни стоял зритель, кажется, что Джоконда всегда смотрит именно на него. А выражение ее лица будто меняется… Это настоящее чудо, созданное большим мастером. “Мона Лиза (Джоконда)” написана примерно в 1503–1506 гг. Сначала считали, что на картине изображен портрет реальной – Мона Лизы, жены богатого купца Пьеро Франческо дель Джокондо с Флоренции (Италия). Однако впоследствии появиться другие версии.
Вроде бы на картине изображена какая-то уважительная особа, имя которой нельзя было называть. Говорили и то, что Леонардо да Винчи якобы создал собственный автопортрет. Даже и сегодня возникают новые версии… В течение веков Джоконду воспринимали по-разному. Одни считали ее красивой, другие – уродливой, третьи – насмешливой, четвертые – доброй. В разные времена ее называли мужчиной и женщиной, реальным человеком и инопланетянкой (тем более, что она изображена на фоне фантастического пейзажа), молодой и старой, красивой и отталкивающей, доброй и злой.
Можно сказать, что она – в одном образе – представляет все человечество, которое может быть разным. Джоконда – это не портрет любимой женщины. Это размышления художника о человечестве, мире, самом себя, о борьбе Бога и дьявола, которая постоянно существует в обществе и в душе личности. И так, “Мона Лиза (Джоконда)” – это своеобразный портрет всего человечества и каждого из нас. Улыбка Джоконды навсегда останется загадкой. То не есть проявление радости или удовольствие, Джоконда не улыбается привычном понимании.
У нее особое выражение лица – очень многозначное. “Мы видим Джоконду такой, какими мы есть на сами”, – писал Г. Брэдбери. При создании картины Леонардо да Винчи использовал прием сфумато – едва ощутимую дымку, которая окружает Мона Лизу. Благодаря этому она становится еще загадочной и сливается с пейзажем за ее спиной.