Картина «Боярыня Морозова» Сурикова Сочинение

«Боярыня Морозова», картина Суриков В. И. Данное произведение художника навеяно чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола.

«Боярыня Морозова» — картина Сурикова
«Боярыня Морозова» — картина В. Сурикова, написанная в 1887 году

Сочинение по картине «Боярыня Морозова»

Вариант 1

Страница истории российского государства семнадцатого века нашла своё отражении на огромном полотне В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Картина была написана в 1887 году. Замечательный художник родился в Сибири и много читал о расколе церкви — на старообрядческую и новую. На написании картины у него ушло четыре года.

В центре картины изображена в санях сама боярыня Феодосия Морозова, одетая в русскую национальную одежду того времени. На её суровом и бескровном  лице выделяются глаза, а в них изображена сама вера, за которую она не побоялась поплатиться. Морозова  была сослана царём в монастырь и умерла в нём от голода. Художник показывает нам силу веры, непоколебимость духа боярыни.

Сани утопают в снегу, вокруг неё толпа людей, провожающих её. Народ, окружавший сани разнообразен, здесь богатые господа и убогие простолюдины, монашка и юноша-слуга. Она поднимается в санях, говорит прощальные слова, подняв вверх руку сложив её в двуперстие. Это старообрядческий символ, который символизирует земную и небесную сущность Христа. Люди, как  будто поделены на два лагеря. Одни её осуждают и смеются над ней, а другие восхищаются.

Простые люди обступили сани, молодая женщина в желтом платке кланяется, а старуха, с палочкой  в руках, стала перед героиней и её несгибаемой волей на колени. Убогий и грязно одетый,  юродивый, жалостно смотрит на женщину. Он поднимает, двуперст, последний раз крестя любимую боярыню. Суриков сам стал участником своей картины, изобразив себя странником, бродившим по широким просторам своей страны. Взоры каждого из них обращены к ней. Икона Божией Матери, справа на картине, смотрит на всю трагедию печально.

Сама картина написана яркими красками. Суриков передал нам  образы той эпохи и исторический момент противостояния церкви и обычного человека. Художник показывает нам женщину, которую не пугает ссылка, она убеждена в правильности своих суждений. Природа на картине тоже живет своей жизнью. Людскую толпу окутывает лёгкое облако тумана и этот зимний день, и следы полозьев от саней на грязном снегу и крыши  домов покрытые снегом.

Картина восхитила меня, и её автор раскрыл передо мной часть великой русской души. И во мне проснулось желание узнать больше о русской истории, о царях, и их вассалах.

Вариант 2

Суриков Василий Иванович (1848 – 1916) – русский художник, автор масштабных исторических картин.

Одной из моих любимых работ В.И. Сурикова являются картины «Зима» и «Боярыня Морозова». У этой картины очень богатая предыстория. Морозова Феодосия Прокофьевна – боярыня, которая за поддержку старообрядцев была арестована, лишена всего имущества, а затем сослана в монастырскую тюрьму, в которой умерла от голода.

Каждого персонажа своей картины В.И. Суриков тщательно продумывал, известно, что художник долгое время искал натурщицу для главной фигуры – боярыни, в итоге его тетушка стала прототипом боярыни Морозовой.

На переднем плане картины мы видим сани, на которых в оковах сидит боярыня Морозова. Лицо ее бескровно, абсолютно бледное и безжизненное, выражает полную одержимость. Боярыня подняла свою правую руку с двуперстным крестным знамением. Она крестит толпу, демонстрируя, что даже под угрозой смерти она не отступает от своих принципов «старой вере».

По левую руку боярыни мы видим женщину в красной шубе, это сестра Морозовой – Евдокия. Руки ее крепко сцеплены в замок, она молится. Ее поза говорит о том, что она в отчаяние, она боится за жизнь своей сестры.

Также на переднем плане картины мы видим юродивого, который абсолютно раздетый сидит на снегу. Он дублирует жест Морозовой что говорит о том, что он поддерживает ее. Рядом с ним на коленях стоит женщина, по внешнему виду которой можно сказать, что она бедна. Женщина беспомощно протягивает руку в след уезжающей Морозовой, словно просит милостыню.

В целом сани разделили толпу. Справа от боярыни стоят люди, которые насмехаются над ней, видно, что они ни капли ей, не сочувствуют. Слева – люди, лица которых наполнены страхом. В первом ряду можно заметить три богато одетых женщины, и поза их говорит о том, что они очень соболезнуют Морозовой, в их глазах застыли слезы.

Нельзя не отметить то, как художник искусно изобразил снег. Он настолько реалистичен, что кажется будто вот-вот упадет прямо с картины. Известно, что В.И. Суриков для того, чтобы изобразить снег как можно более точно долгое время наблюдал за ним, отмечая все оттенки и цвета, которые он приобретает в разные условия.

Картина вызывает восторг. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. От нее очень трудно оторваться, чтобы рассмотреть и прочувствовать эмоции всех людей, изображенных на картине, понадобится целый день. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей.

Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. На мой взгляд основная мысль описываемой картины в том, что нельзя предавать свои убеждения ни при каких обстоятельствах даже под угрозой смерти.

Вариант 3

Про боярыню Морозову Суриков слышал еще в детстве в Сибири от своей крестной, которая общалась с тамошними раскольниками. С тех времен образ этой женщины остался в памяти художника. Боярыня Феодосия Морозова была символом раскола Русской православной церкви.

Она отстаивала старую веру, боролась против царя и тогдашнего патриарха Никона. Она была одной из главных противников реформ в православной церкви патриарха Никона. Она отказалась от всех боярских привилегий и богатства, отреклась от сына и стала вместе с старообрядческим народом.

Народ сохранил ее в памяти, в песнях и былинах За это 17 ноября 1671 года ее арестовали дома и повезли в заточение в монастырь на дровнях. Это момент и изобразил в своем произведении Суриков. Боярыня прожила в монастыре два года и умерла. Конечно, трудно было после роскошной и богатой боярской жизни прожить долго в тюрьме.

На боярыне богатая шуба из бархата, но руки окованы цепью. Лицо боярыни белое и суровое, глаза ярко блестят. Лежит она на грязной соломе, и одежду ей скоро заменят на грубую, арестантскую. Но она пока еще боярыня. И в душе всегда останется ею.

На картине мы видим, как боярыня Морозова обращается к простому народу, подняв правую руку, сложенную перстом, как молятся старообрядцы. В картине видно как она обращается конкретно к нищенке старухе, страннику с палкой в руке и юродивому.

Мы видим как народ сочувствует боярыне, поддерживает ее. Боярыня видимо выкрикивает толпе свои убеждения, за что она отрекается от боярства и идет против существующей власти. Народ ей кланяется, провожает взглядом. Конечно, не все поддерживают боярыню, часть людей смеются и глумятся, как над юродивой.

Справа мы видим идущую под конвоем стрельца сестру боярыни, княгиню Урусову Евдокию. Своим взглядом она с жалостью провожает боярыню, готовая поехать с ней и разделить ее участь. Ведь она тоже не отказалась, как и боярыня, от своих взглядов, стойко оставаясь на позиции старообрядческой церкви, и ее ждет не менее страшная участь.

От самой картины так и веет ужасом тех времен, когда люди страдали за свою веру и шли до конца.

В картине замечательно изображена природа, зимний день, глубокий след саней в снегу, сильный мороз, что видно по мерзнущим людям, пару дыхания. Вдали, на заднем плане яркие, красочные купола церквей.

Суриков долго готовился к рисованию картины, рисовал эскизы типажей, долго искал типаж героини картины, фото ее существовать тогда не могло, пока не увидел лицо женщины с Урала, которая и позировала ему как боярыня Морозова. Он за два часа написал с нее эскиз.

В настоящее время картину мы можем увидеть в Третьяковской галерее.

Описание картины «Боярыня Морозова»

Еще один художник, чья жизнь овеяна легендами и домыслами – это выходец из рода донских казаков В. Суриков, который написал такие известные картины как “Утро стрелецкой казни”, “Зима”, “Детство” и “Боярыня Морозова”. Он известен не только как автор величайших исторических полотен, а и как человек, увлеченный историей старообрядчества. Некоторые критики считают, что на картине «Боярыня Морозова» — непонятная смесь лиц и нет ничего монументального, но обратимся к фактам.

Выросший в крае старообрядчества – Сибири, Суриков не раз читал «жития» мучеников, среди которых было и издание «Повести о боярыне Морозовой». Царь Алексей Михайлович, не очень-то приветствовал веру, основным принципом которой была сохранение православного богослужения, а не унификация его в соответствии с канонами Константинополя. Прасковья Морозова – дворянка того времени — одна из тех, кто выступал против царя, за что и была арестована и заточена в Пафнутьево-Боровском монастыре. Женщина, погибшая там от голода, теперь почитается российскими старообрядцами, как святая.

А тогда, в 17 веке, российская церковь раскололась на два лагеря. Одни, согласно Флорентийской унии, стали подчиняться новой церкви, а другие сохранили традиции трехпогружательного крещения, иконописи и быта, целиком подверженного нормам церкви. Стоит сказать, что большинство таких священников, хоть и отлучались от церкви, все равно оставались приверженцами, если не фанатиками своих религиозных убеждений.

В. Суриков изобразил эту эпоху на гигантском холсте почти 3х6 метров, а в 1887 году он оказался на передвижной выставке и тот час же был куплен Третьяковым за рекордные 25 тысяч рублей.

Если вести речь о роли мистического в жизни Сурикова, то на это фундаментально-жуткое полотно его вдохновил черный ворон, бьющийся о снег. Так родилась идея образа боярыни Морозовой, чей эскиз был нарисован с женщины-старообрядки. Поиски лица, которое бы стало ее лицом, велись долго – такого фанатично горящего взгляда, мертвенной бледности кожи и бескровных тонких губ не было ни у кого. В конце –концов, он уговорил свою тетю позировать для картины. Юродивого художник нарисовал с торговца огурцами в Москве, сидевшем на снегу, а вот странник с длинным посохом считается его автопортретом.

События, изображенные на картине, произошли в конце ноября 1671 года. Тогда Морозову, которую держали под «народной» стражей уже три дня, конвоировали и наконец-то повезли в заточению. Для народа, который во всем искал потеху, ее «проводы» стали настоящим событием. Говорят, что когда подвода подошла к Чудовому монастырю, закованная в кандалы женщина подняла в верх руку и осенила людей крестным знаменем, став выкрикивать молитвы.

Сюжет картины настолько величествен и жуток, что, кажется, он заполняет собой все реальное время и пространство. Образы его одновременно статичны и находятся в движении. Вы видите заснеженную московскую улицу, по которой через всю толпу везут на санях боярыню Морозову. Она напоминает ворону в своих черных одеждах и многим, кому знакомо это произведение в Третьяковке, внушает страх. Художник изобразил и любопытных зевак, и сочувствующих ей людей, и нищенок, и юродивых, и даже детей – кажется, что в событиях тех времен участвуют все. Зритель невольно для себя так же оказывается втянутым в обстановку картины, от которой бегут мурашки по коже.

Для Сурикова характерно разбивание персонажей на группы по цветовому решению – так их количество воспринимается гораздо проще. Правая часть полотна занята «темными силами», границей которых является желтый платок женской фигуры. До стрельца вы видите светлые тона одежд. Образы княгини Урусовой и стрельца – центр толпы в правой части, за ними идут несколько человек в темной одежде, потом – юная девушка и жизнерадостный подросток, а за рукой Морозовой – головы, слитые в общий фон. Художник использует такой прием неспроста – он передает общий фон и общие эмоции каждой шубой, каждой шапкой и каждым взглядом.

Казалось бы, мрачное будущее героини не должно стать поводом для использования жизнерадостных оттенков, но Суриков заостряет над этим особое внимание. Темные одежды не могут подчеркнуть контраст между боярыней и толпой, а еще воплотить идею фанатичного пожертвования своей жизнью ради убеждений и показать, как к этом относятся остальные.

Композиция основывается на диагональном построении – от юродивого через сани с боярыней и до края крыши в левом углу. Эта композиция используется специально – так лучше видна психология толпы. Зрителя не оставляет равнодушным протянутая рука нищенки, насмешка юродивого или почти серое лицо монахини в правой части полотна. Каждый заметит радостное лицо мальчишки возле саней, мужчин в роскошных шубах, осуждающих смелость этой женщины или саму Морозову с фанатично горящими глазами. Кроме этого, диагональная композиция предоставляет возможность ощутить движение саней, везущих боярыню. Сам Суриков говорил, что он два раза менял размер картины, чтобы сани были не статичны, а отражали живую динамику

Исследователи его творчества замечают не только реализм творчества передвижников, в числе которых – В. Суриков. Они все чаще говорят о том, что его полотна – это олицетворение снов мастера. Картина «Боярыня Морозова» и на самом деле похожа на сон, в котором видны детали, все количество которых уловить просто невозможно.

Примечательно то, что критики недавних времен писали об ограниченном вкусе Сурикова, а психиатры нашего времени называют такое творчество отражением галлюцинаций. Он рисует прошлое России, кровавое и страшное – стрелецкие казни, старообрядцев, причем на каждой картине – жуткий взгляд чьих-то глаз, образы людей, которые навеивают ночные кошмары. Искусствоведы, напротив, акцентируют на гениальности художника, которая проявляется как в масштабности его картин, так и в изображении человеческих лиц.

Тем не менее, общепринятое мнение едино – Суриков один из всей плеяды российских художников мог рисовать исторические панорамы, которые не оставляют равнодушными и современных зрителей.

Анализ картины «Боярыня Морозова»

Раскол… Вот смысл, идея, сюжет великой картины. Тяжелые сани, на которых везут закованную в кандалы “царскую тетку”, раскалывают толпу, как реформы патриарха Никона раскололи русский народ.

Как Леонардо да Винчи долго искал прототип для Иисуса Христа в картине “Тайная вечеря”, так долго не мог найти Суриков “лицо” боярыни Морозовой. Редко встречаются в жизни такие лица, а люди подобные мятежной боярыне, встречаются еще реже. 4 года работал художник над своей самой гениальной картиной. Сотни этюдов, тысячи зарисовок, сотни тысяч исправлений, постоянные поиски. Результат принес мастеру бессмертие.

Несомненно, работа посвящена великой бунтарке, непокорной боярыне, родственнице самого царя. Лицо героини мертвецки бледно, руки бескровны. Отчаянный жест перед иконой Богородицы — последняя попытка отстоять “старую” веру.

Вокруг ссыльной боярыни собрались москвичи. По-разному они провожают раскольницу. Слева от нее группа дьячков, которые весело хохочут, наблюдая за “крамольной бабой”. Они на стороне власти, поэтому уверены в справедливости происходящего.

Интересна реакция детей, изображенных в картине. Одни весело хохочут, подражая взрослым и не понимая смысла своей радости. Другие наблюдают за боярыней с нескрываемым страхом, напуганные ее фанатичным жестом, горящими от ярости глазами, кандалами на боярских руках.

В картине не найти ни одного счастливого женского лица. О ссыльной скорбят и боярышни в богатых шубках, и старушки, и девушки из народа. Особое внимание привлекает бледное лицо юной еще монахини, глаза которой переполнены ужасом.

Среди собравшегося народа легко разглядеть староверов. Их выдает одежда, особый взгляд, в котором тревога перемешана с откровенным страхом за свое будущее. Ничем не выдают себя единоверцы боярыни. Лишь юродивые без всякого страха повторяют “преступный” жест, тем самым выказывая свою искреннюю симпатию “государственной преступнице”.

В толпе можно разглядеть и несколько татарских лиц, напряженных, внимательных. С невольным уважением смотрят мусульмане на бесстрашное поведение “еретички”.

Зимняя Москва на фоне — словно в морозной дымке. На пути тюремных саней много храмов. И около каждого боярыня Морозова будет обращаться к москвичам со словом. Толпа не отстанет.

Вот так, под смех, улюлюканье, рыдание, скорбь, стоны, вопли юродивых, начинается новая эпоха Руси, эпоха раскола.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

13 + 11 =