Опера – это музыкально-драматический жанр искусства, в котором содержание произведения передается через музыкальную и вокальную драматургию. Этот жанр воплощает в себе поэзию, драму, инструментальную музыку, вокал, танцы, костюмы и декорации. Поэтому отвечая на главный вопрос – опера – что это: музыка, театр или литература? Ответ: Всё и сразу!
Термин пришел к нам из латыни «opera», что означает «труды, изделия, произведения». Опера основана на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от различных видов драматического театра, где музыка выполняет служебные, прикладные функции, в опере она становится основным носителем и движущей силой действия.
Краткая история оперы
Родиной оперы является Италия. Однако корни этого жанра уходят в Древнюю Грецию, где впервые стали совмещать сценическое и вокальное искусство. В отличие от современной оперы, где основной упор идёт именно на музыку, в древнегреческой трагедии лишь чередовали обычную речь и пение.
Этот вид искусства продолжил развиваться у римлян. В древнеримских трагедиях набрали вес сольные партии, и чаще стали использоваться музыкальные вставки. Вторую жизнь античная трагедия получила в конце XVI столетия.
Возродить древнюю традицию решило содружество поэтов и музыкантов — Флорентийская камерата. Они создали новый жанр, названный «драмой через музыку».
Считается, что первая оперная постановка увидела свет в 1598 году.
К сожалению, от произведения «Дафна», написанного композитором Якопо Пери и поэтом Оттавио Ринуччини, в наше время осталось только название.
Влияние драматического театра помогло «драме через музыку» выйти на новый уровень выразительности. Оперное искусство продолжало развиваться и набирать популярность.
Однако по-настоящему этот музыкальный жанр расцвёл в Венеции, когда в 1637 году Бенедетто Феррари и Франческо Манелли открыли первый публичный оперный театр «Сан-Кассиано». Благодаря странствующим труппам, этот вид представлений распространился по всей Италии, и начал завоёвывать публику за рубежом.
Первая итальянский представитель жанра, представленный заграницей, назывался «Галатея». Он был исполнен в 1628 году в городе Варшаве. Небывалый успех отметил возвышение итальянской оперной традиции в европейской музыке.
В XVIII веке особую популярность приобрели такие жанры оперы, как сериа и буффа, которые представляют собой принципиальные противоположности.
Опера-сериа буквально означает «серьёзная опера». В это же время развивается комедийный жанр буффа. Если сериа рассказывает истории прошлого, то буффа посвящает свои сюжеты современным и обыденным ситуациям.
Когда на сценах Европы господствовала опера-сериа, немецкий композитор К. В. Глюк упорно продвигал собственное видение оперного искусства. Он считал, что в представлении должна править драма, а задача музыки, вокала и хореографии — продвигать её и подчёркивать.
Глюк утверждал, что все элементы оперы должны быть продолжением друг друга и образовывать единый стройный сюжет. Идеи Глюка оказали большое влияние на развитие жанра оперы. Они также нашли отражение в реформах XIX века.
Разновидности оперного искусства
За более чем четырёхвековую историю оперный жанр претерпел много изменений и многое принёс в музыкальный мир. За это время выделилось несколько видов оперы:
- Опера-балет. Здесь важная роль отводится танцу. Сформировался во Франции в XVII—XVIII вв. и был очень популярен при дворе, но со временем изжил себя.
- Комическая. Этому виду свойствен юмор, динамичность и житейские сюжеты.
- Опера спасения. Появилась во Франции, во времена Великой французской революции. Для этого направления характерны тема героики, пафос, напряжённость повествования и обязательный счастливый конец.
- Романтическая. Романтические сюжеты с примесью мистики. Зародилась в Германии, в XIX в.
- Большая опера. Главное направление оперы, появившееся после Великой французской революции. Характеризуется эпичными историческими сюжетами и красочностью.
- Оперетта. Эстрадное направление, тесно связанное с комической оперой.
Для оперы необходим целостный, последовательно развивающийся музыкально-драматический замысел. Если он отсутствует, а музыка лишь сопровождает, иллюстрирует словесный текст и происходящие на сцене события, то оперная форма распадается, и специфика оперы как особого рода музыкально-драматического искусства утрачивается.
Из чего состоит опера
С чего начинается
Она начинается с увертюры. Это вступление, исполняемое симфоническим оркестром. Призвано задать настроение и атмосферу пьесы.
Чем продолжается
За увертюрой следует основная часть спектакля. Это грандиозное действо, разделённое на акты — законченные части представления, между которыми пролегают антракты. Антракты могут быть длинными, чтобы зрители и участники постановки могли отдохнуть, или короткими, когда занавес опускают, только чтобы сменить декорации.
Главным телом, движущей силой всей оперы являются сольные арии. Их исполняют актёры — персонажи истории. Арии раскрывают сюжет, характер и чувства героев. Иногда между ариями вставляются речитативы — напевные ритмичные реплики — или обычная разговорная речь.
Литературная часть основывается на либретто. Это своего рода сценарий, краткое содержание произведения. В редких случаях стихи пишут сами композиторы, как, например, Вагнер. Но чаще всего слова для оперы пишет либреттист.
На чём заканчивается
Финалом оперного представления служит эпилог. Эта часть выполняет туже функцию что и литературный эпилог. Это может быть рассказ о дальнейшей судьбе героев, или подведение итогов и определение морали.
Русская оперная школа
Среди молодых национальных школ, достигших зрелости и самостоятельности в 19 в., наиболее крупной по значению является русская. Представителем русского оперного романтизма, отличавшегося ярко выраженным нац. характером, был А. Н. Верстовский (“Аскольдова могила”, 1835).
С появлением классических шедевров М. И. Глинки русская оперная школа вступила в пору своего расцвета. Усвоив важнейшие достижения западноевропейской музыки от Глюка и Моцарта, Глинка пошёл по собственному пути.
В “Иване Сусанине” (1836) он создал национальный русский тип исторической оперы, героем которой является человек из народа. Драматизм образов и действия сочетается с монументальным величием ораториального стиля.
Столь же самобытна эпическая драматургия оперы “Руслан и Людмила” (1842) с её галереей разнохарактерных образов, показанных на фоне величавых картин Др. Руси и чарующих живописностью волшебно-фантастических сцен.
Русские композиторы 2‑й пол. 19 в., опираясь на традиции Глинки, расширяли тематику и образный строй оперного творчества, ставили перед собой новые задачи и находили соответствующие средства для их решения.
А. С. Даргомыжский создал бытовую нар. драму “Русалка” (1855), в которой и фантастические эпизоды служат для воплощения жизненного реалистического содержания. В опере “Каменный гость” (на текст А. С. Пушкина) им была выдвинута реформаторская задача — создать произведение, свободное от оперных условностей, в котором было бы достигнуто полное слияние музыки и драматического действия.
В отличие от Вагнера, переносящего центр тяжести на оркестровое развитие, Даргомыжский стремился прежде всего к правдивому воплощению в вокальной мелодии интонаций живой человеческой речи.
Мировое значение рус. оперной школы утвердили А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский. Типичными для них были передовая демократическая направленность, реалистичность образов, ярко выраженный нац. характер музыки, стремление к утверждению высоких гуманистических идеалов.
Противоречивость жанра
Итак, опера—один из полноправных музыкальных жанров. Однако вряд ли во всем музыкальном мире найдется пример жанра, настолько же противоречивого.
Основное противоречие оперы коренится в необходимости одновременного сочетания драматического действия и музыки, по своей природе требующих принципиально различного художественного времени.
В музыковедении существует мнение, согласно которому обобщающе-символический аспект оперы, наиболее щедро выражаемый музыкой, составляет «внутреннее действие», т. е. особое преломление драмы. Такой взгляд правомерен и согласуется с общей теорией драматургии.
Однако, опираясь на широкое эстетическое понятие лирики как самовыражения (в опере—в первую очередь героев, но отчасти и автора), предпочтительнее трактовать музыкально-обобщающий аспект как лирический: это позволяет более отчетливо осознать структуру оперы с точки зрения художественного времени.
Когда по ходу оперы возникает ария, ансамбль или какой-либо иной обобщающий «номер», его невозможно эстетически осмыслить иначе, как переключение в иной художественно-временной план, где собственно действие приостанавливается или временно прерывается.
При любой, даже самой реалистической, мотивировке подобного эпизода, он требует психологически иного восприятия, иной степени эстетической условности, чем собственно драматические оперные сцены.
По своей эстетической природе опера, потенциально связанная с большим объемом содержания и множественностью художественных средств, несомненно предрасположена к нему.
Таким образом, в опере наблюдается противоречивое, но закономерное и плодотворное взаимодействие всех трех родовых эстетических категорий—драмы, лирики и эпоса. Действительно, драма является центральным стержнем этого жанра, поскольку в любой опере есть конфликт, развитие отношений действующих лиц, их поступки, определяющие различные стадии действия.
И вместе с тем опера — не только драма. Ее неотъемлемыми составляющими выступают также лирическое начало, а во многих случаях и эпическое. Именно в этом заключается принципиальное отличие оперы от драмы, где линия «внутреннего действия» не обособляется, а массовые сцены составляют хотя и важные, но в масштабе всего жанра все-таки частные элементы драматургии.
Опера же не может жить без лирико-эпического обобщения, что доказывают «от противного» самые новаторские образцы музыкальной драмы последних двух веков.
Самые знаменитые оперы мира
Неподготовленному слушателю будет сложно проникнуться величием оперы. Перед началом представления будет полезно познакомиться с либретто произведения, чтобы представлять сюжет произведения.
Для тех, кто не слышал ещё ни одной оперы, можно порекомендовать выбрать что-нибудь для первого прослушивания из следующего списка:
- Дж.Верди «Травиата», «Риголетто», «Аида».
- В.А.Моцарт: «Волшебная флейта», «Дон Жуан», «Женитьба Фигаро».
- Г.Гендель «Юлий Цезарь».
- Ж.Бизе «Кармен».
- П.И.Чайковский: «Иоланта», «Пиковая дама», «Евгений Онегин».
- М.П.Мусоргский «Борис Годунов».
Разумеется, список можно и нужно дополнять.
Профессионалы советуют не только прослушивать диски с записями и просматривать киноверсии опер, но и посещать оперный театр. Важен эффект присутствия на этом празднестве музыки и поэзии. Так что смело берите билеты.
Особенности оперного театра
Оперный театр есть не в каждом городе, но если уж он есть, то можно быть уверенным: это самое впечатляющее и великолепное здание! Большинство оперных театров выглядят как дворцы.
Оперный театр похож на шкатулку с секретом – красив снаружи, но ещё интереснее внутри.
- Первый уровень волшебства открывается, когда проходишь внутрь и попадаешь в фойе.
- Второй – великолепный зрительный зал: обитые бархатом кресла, позолота и барельефы, скульптуры и драпировки.
- Третий – самое сердце театра: то, что происходит на сцене, когда поднимается занавес. Но пока занавес закрыт, можно занять свои места и хорошенько оглядеться.
В центре зала висит гордость любого оперного театра – огромная люстра с мириадами хрустальных подвесок (некоторые украшены драгоценными камнями). Огромная – это ещё скромно сказано! Её вес измеряется тоннами! Вокруг люстры – росписи, созданные знаменитыми мастерами.
Царская ложа – ещё один элемент зала, приковывающий взгляд. Она расположена прямо напротив сцены. Выглядит вызывающе роскошно! Иногда её называют Большая императорская ложа, или Президентская, или Парадная. Кто в ней может оказаться? Назовём их «Особыми посетителями»: например, иностранные гости правительства. Царь, Президент или король.
Занавес в оперном театре – парадный, самый большой и тяжёлый, из необычных тканей или чистого шёлка, созданный лучшими мастерами, всегда поражающий оригинальностью. Известный «Золотой» занавес Большого театра в Москве за много лет обрёл целую историю.
В давние времена несколько музыкантов аккомпанировали артистам, стоя за кулисами. Но так им было не видно исполнителей, поэтому пришлось переместиться на сцену. Их даже одели в костюмы, но всё равно музыканты мешали действию. Тогда их разместили перед сценой, но головы музыкантов и инструменты загораживали зрителям обзор. Поэтому оркестр, который со временем становился всё больше и больше, опустился ниже уровня пола, в специальное помещение, которое назвали ямой.
В театре оперы и балета оркестр симфонический, он состоит из четырёх групп инструментов: струнные, духовые, ударные и клавишные. Оркестр садится веером, чтобы музыканты могли видеть дирижёра. В то же время каждой группе инструментов отводится своя зона в оркестре. Более громкие и сильные располагаются дальше от слушателей, а тихие – ближе.
Дирижера называют властелином оркестра, а к особенно выдающемуся обращаются «маэстро». Дирижёр руководит не только оркестром. Он работает и с музыкантами, и с исполнителями, и с хором – практически держит весь спектакль в своих руках.
Дирижёр не просто размахивает руками и палочкой в воздухе, как может показаться на первый взгляд. Движения дирижёра подчиняются определённым правилам. Жестами передаются основные составляющие музыки: ритм, темп, метр. Ими же даются сигналы о начале или финале звучания. В дирижировании задействовано всё: руки, лицо и глаза, грудь и плечи, и даже ноги.
На рабочем месте дирижёра стоит дирижёрский пульт – подставка, на которой лежит полная партитура произведения – партии всех инструментов, солистов и хора.
Для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Её исполнение — всегда спектакль, поэтому огромную роль в создании оперы приобретают театральное действие и декоративное оформление.
Красочная изобразительность оперного спектакля, яркость театрального представления – всё это привлекало лучших живописцев, работающих над созданием декораций. А. Бенуа, М. Врубель, К. Коровин, В. Васнецов — вот далеко не полный перечень имён выдающихся художников, связанных с историей оперы.
Оперный коллектив
В состав оперного коллектива входят солисты, хор, симфонический оркестр, орган.
Женские голоса:
- сопрано (высокий голос),
- меццо-сопрано (более низкий женский голос; характерным признаком этого типа голоса является насыщенность, полнота его звучания в «середине» и мягкость, объёмность звучания низких (грудных) нот),
- контральто (самый низкий женский певческий голос).
Известные современные сопрано: Мария Биешу, Галина Вишневская, Анна Герман, Монсеррат Кабалье, Любовь Казарновская, Мария Каллас, Тамара Милашкина и др.
Известные меццо-сопрано: Ирина Архипова, Кристина Агилера, Зара Долуханова, Алла Пугачёва, Леди Гага, Тамара Синявская и др.
Известные контральто: Клавдия Шульженко, Ольга Кормухина, София Ротару, Эдита Пьеха, Ирина Аллегрова (Не все названные певцы являются оперными).
Мужские голоса:
- контратенор (самый высокий мужской голос. До недавнего времени встречался сравнительно редко, сейчас получает всё большее распространение),
- тенор (высокий певческий мужской голос),
- баритон (мужской певческий голос, по высоте средний между басом и тенором),
- бас (наиболее низкий мужской певческий голос).
Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром. Недаром с оперой связывали свою творческую деятельность такие выдающиеся артисты, как Ф. Шаляпин, Л. Собинов, И. Козловский, А. Нежданова.
Главные герои оперного действа не говорят, а поют. Когда им нужно выразить глубокую мысль или сильную эмоцию, они исполняют на сцене отдельную арию. Собственно из таких арий складывается сюжет оперы.
Текст музыкального представления называется либретто. Основой оперы всё же является пение под музыку. Оно рождается от союза поэзии и музыки.
Но влияют на оперу и другие царственные родственники: живопись помогает в оформлении декораций, актёрское мастерство и вокал воплощают энергию музыки и тайные посылы литературы. Так что любители синтетического искусства, как правило, находят в посещении оперы колоссальное удовольствие.
Источники:
- Гозенпуд A., Русский оперный театр на рубеже XIX и XX веков и Ф. И. Шаляпин, Л., 1974.
- Келдыш Ю. В. Опера // Музыкальная энциклопедия в 6 томах, БСЭ, М., 1973—1982, Т. 4, сс. 20–45.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X;
- Серов А. Н., Судьбы оперы в России, «Русская сцена», 1864, № 2 и 7, то же, в его кн.: Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950.
- Серов А. Н., Опера в России и русская опера, «Музыкальный свет», 1870, № 9, то же, в его кн.: Критические статьи, т. 4, СПб, 1895.