Декаданс или декадентство – это литературное и художественное движение конца 19-го века, для которого характерна эстетическая идеология чрезмерности, имморализма и искусственности. В переводе с французского слово «dеcadent» означает «упадочный».
Родоначальники декадентства стремились освободить искусство от материалистических забот промышленной революции, раскрепостить мораль, скованную условностями викторианской эпохи.
Декаданс – никакой морали, только искусство!
Они выступали против старых, академических форм искусства, искали новые формы самовыражения, более гибкие и более соответствующие усложнённому мироощущению современного человека.
Характерные признаки декадентства
Декадентское движение было наиболее популярным во Франции, но есть примеры авторов, проявляющих черты «декадентов» во всем мире. Сюда входят Оскар Уайльд в Великобритании, Роберт У. Чемберс в Америке и Валерий Яковлевич Брюсов в России.
Характерными чертами декадентства обычно считаются отход от общественности и отвращение к повседневной жизни (taedium vitae), что проявляется отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, модой на демонизм, преобладанием формы над содержанием, стремлением к внешним эффектам, стилизации и так далее.
Декаданс – это не стиль и не исторический период, а мироощущение и определенное духовное состояние. Характерные черты декаданса: апатия, неприятие жизни, эстетика упадка, культ красоты и мистический эротизм.
Элементы декадентского движения:
- Творчество важнее логики
- Интерес к извращениям
- Использование грубого юмора
- Отвращение к себе и скептицизм
- Искусство противостоит природе.
Примерами этого были общий скептицизм и отвращение к повседневной жизни, грубый юмор и вера в то, что творчество важнее логики.
Если вам когда-либо приходилось носить непрошенное прозвище — например, барон фон Вонючка, — то вы знаете, что иногда лучше всего просто смириться с этим. Именно это и сделали декаденты. Это была группа писателей и поэтов конца 19-го века, которые сосредоточились на пропаганде чувственности.
Если бы вы были начинающим писателем-декадентом, то вашей целью была публикация в «Желтой книге», литературном журнале, выходившем с 1894 по 1897 год. «Желтая книга» примечательна не только тем, что она занимала центральное место в движении, но и тем, что в ней был сделан радикальный в то время шаг по публикации женщин-писательниц.
Декадентское движение в литературе
Декадентское движение в литературе было недолговечным, но влиятельным стилем во второй половине 19 века. Это больше всего связано с французской литературой, и Шарль Бодлер был выдающейся фигурой декадентского движения.
Декадентские писатели использовали сложный, стилизованный язык для обсуждения запретных и часто неприятных тем, таких как смерть, депрессия и девиантная сексуальность. Слово «декаданс» возникло в литературном мире как пренебрежительная оценка критиков.
Французские литературные критики в 19 веке использовали этот термин, чтобы отмахнуться от писателей, которые, по их мнению, были неважными и просто погрязли в шокирующих темах, но некоторые писатели приняли этот термин и начали идентифицировать свои произведения как декадентские, гордясь своим противодействием повседневной морали и нравы.
Оскар Уайльд был видным представителем английских декадентов.
Декадентская литература включает в себя поэзию, романы и рассказы. Частично это было порождено романтическим движением, которое стремилось вызвать эмоции у читателя, но также и восстанием против романтизма, прославляющего природу.
Декаденты отдавали предпочтение искусству, а не миру природы, и в этом отношении они были тесно связаны с символистскими и эстетическими движениями того же периода. Готическое ответвление романтической фантастики, особенно творчество Эдгара Аллена По, было главным источником вдохновения для декадентов. На самом деле Бодлер переводил произведения По на французский язык.
Роман Йориса-Карла Гюисманса «Против природы» (1884) считаются яркими примерами декадентского движения.
Декадентские романисты включают Джориса-Карла Гюисманса, Теофиля Готье и Октава Мирбо. Помимо Бодлера, известные поэты этого жанра включают Артюра Рембо, Огюста Вилье де л’Иль-Адама и графа де Лотреамона.
Французские декаденты приобрели последователей в английских литературных кругах в конце 19 века, и несколько английских писателей переняли декадентский стиль. О. Уайльд и Обри Бердслей были выдающимися английскими декадентами. Уайльд классно включил «A Rebours» Гюисманса в свой роман «Портрет Дориана Грея», хотя он не назвал книгу, его читатели, несомненно, узнали ее по описанию.
Примеры литературы декадентского движения
Слезы в моем сердце, Поль Верлен
Это первоначально французское стихотворение является прекрасным примером декадентского движения. Он состоит из четырех строф и использует схему рифмовки abaa cdcc efee ghgg. В стихотворении описывается эмоциональное состояние оратора, который не понимает, почему он чувствует себя несчастным.
Вот несколько строк:
Слезы падают в мое сердце
Дождь падает на город;
что это онемение больно
что входит в мое сердце?
Спикер стихотворения заявляет, что на улице идет дождь, а в его сердце текут слезы. Эти две черты его мира взаимозаменяемы. Это пример того, как движение не нашло истины в природе, а использовало ее для повышения понимания читателя, иногда принижая его. По мере того, как дождь становится светлее и начинает мягко касаться земли, ослабевает и его боль.
Сад Эроса, Оскар Уайльд
Оскар Уайльд — один из авторов, которого часто называют писателем как движения эстетизма, так и движения декаданса. В этом произведении поэт описывает метафорический сад Англии, в котором растут разнообразные цветы и воспоминания о некоторых из величайших английских поэтов.
Он берет природу и превращает ее во что-то совершенно другое. Есть также намеки на других авторов, таких как Данте Габриэль Россетти , Алджернон Чарльз Суинберн и Перси Биши Шелли .
Вот несколько строк:
Сейчас полно лета, сердце июня,
Еще не загорелые жнецы
На горном лугу, где слишком рано
Богатая осенняя пора, ростовщица сезона,
Всем деревьям отдаст свое накопленное золото,
И увидеть его сокровище, рассеянное диким и расточительным ветром.
Уайльд начинает эту пьесу с того, что его рассказчик, возможно, сам Уайльд, описывает обстановку сада, который должен быть главным героем стихотворения. День жаркий, но лето еще не наступило настолько, чтобы в поле работали мужчины.
Поэт заканчивает произведение, признавая, что скоро прибудут «лесные люди», или смотрители земли, и они должны уйти. Последняя строка посвящена времени, проведенному в этом замечательном месте.
Книга отражений, И. Ф. Анненский
Декадентство — и как мироощущение, и как эстетика — наложило глубокую печать на творчество Анненского. Поэт воспринимал мир как хаос, как стихию, чуждую и враждебную человеку; разделял призрачную веру в двоемирие — в «мир вещей» и «мир идей»; признавался: «Я люблю все, чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет».
Резко самобытная, импрессионистическая, зачастую очень тонкая критическая проза Анненского частично представлена в сборниках «Книга отражении» (1906) и «Вторая книга отражений» (1909).
Чувством острой, щемящей тоски проникнуты стихи Анненского, говорящие об одиночестве и смерти, о «красоте утрат», о каких-то смутных, подернутых дымкой припоминаниях о «невозвратном»:
Сейчас наступит ночь. Так черны облака…
Мне жаль последнего вечернего мгновенья:
Там все, что прожито,- желанье и тоска.
Там все, что близится,- унылость и забвенье.
Тоска — пожалуй, самое постоянное слово в поэтическом языке Анненского. Она рождала мучительные стихи о бессонных ночах, о душевных страданиях, о разбуженной совести.
Символизм или декаданс?
Эти два движения часто смешивают. Декаданс в прошлом также считался родительской категорией символизма (и импрессионизма). Обе группы разделяют общий интерес к работам Бодлера, таким как Les Fleurs du mal.
Обе группы придерживались схожих убеждений, таких как неприятие природы как источника вдохновения для искусства, но это означает разные вещи. Природа банальна в глазах символистов, и они используют природные образы, чтобы возвысить читателя над обыденностью.
В движении декаданса природа принижается. Декадентское движение больше интересуется использованием языка, чем символизмом, и обе группы выражают разочарование в отношении «истины», которую можно найти в мире природы. Эти, среди других различий и сходств, определяют движения.
Часто задаваемые вопросы
Что значит декадентство в литературе?
Это был период в литературе, когда художники и ученые стремились положить конец культурному упадку, который ощущали в своем современном мире. Они считали, что большая часть цели искусства и литературы была утрачена. В целом они были скептичны, самокритичны и больше интересовались творчеством, чем логикой.
Почему движение декаданса важно?
Это движение важно тем, что оно бросило вызов традиционным ценностям логики и интересу художников к миру природы. Он ценил грубый юмор, извращение и веру в то, что творчество важнее логики.
Какова тема декаданса?
Тему декаданса можно найти в самых разных литературных произведениях, а не только в произведениях, созданных авторами декадентского движения. Но один хороший связанный пример — «Портрет Дориана Грея», в котором Уайльд использует тему вместе с темой морального упадка.
Декаданс – явление сложное и противоречивое, источник которого усталость от лицемерной викторианской морали, кризис общественного сознания, растерянность многих писателей перед резкими социальными контрастами, — одиночество, бездушие и антагонизмы действительности.
Источники:
- Камилла Палья. Декадентское искусство // Палья К. Личины сексуальности. — Екатеринбург: У‑Фактория; Изд-во Урал. ун-та, 2006;
- Словарь русского языка: В 4‑х т. / РАН, Ин‑т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4‑е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999;
- Толмачёв В. М. Декаданс: Опыт культурологической характеристики // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология., 1991, № 5.