Краткое содержание романа «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда

Роман «Портрет Дориана Грея» Уайльда был написан в 1891 году, став наиболее выдающимся произведением английского писателя. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Портрета Дориана Грея» по главам на нашем сайте. Отличительной чертой книги является многогранность, в которой просматривается основная идея – превосходство внутреннего содержания личности над внешней оболочкой.

Основные персонажи романа

Главные герои:

  • Дориан Грей – невероятно красивый юноша, который губит свою душу в поисках чувственных наслаждений.

Другие персонажи:

  • Бэзил Холлуорд – художник, написавший портрет Дориана Грея. Замечает в своем натурщике лишь положительные качества.
  • Лорд Генри Уоттон – аристократ, пресыщенный всеми доступными удовольствиями жизни, главный искуситель Дориана.
  • Сибила Вэйн – юная актриса, которая без памяти влюбляется в Дориана.
  • Джеймс Вэйн – моряк, брат Сибилы, который после ее смерти находит смысл жизни в мести.

Уайльд «Портрет Дориана Грея» очень кратко

О. Уайльд «Портрета Дориана Грея» краткое содержание для читательского дневника:

Дориан Грей – очень красивый, неиспорченный мирскими радостями молодой юноша. Его необычная красот привлекла одного художника, которого звали Бэзил. В это самое время, Парень только начинал жить по-другому, ведь он приехал из маленького провинциального городка, в большой город, где ему оставили большое наследство его родственники, которые умерли.

Дориан – поначалу простой и невинный, с радостью принял знакомство с обычным художником. Именно там он и знакомиться с сером Генри, который является богатым и знатным в обществе аристократов. Он занимается тем, что манипулирует людьми.

Он является ужасным циником, который не ценит жизнь, как должно. Он ничего особенного не делает, но именно своими ядовитыми словами он сдвигает с правильного пути Дориана. Он говорит, что в жизни нужно испытать все, так как жизнь дается только одна.

Впечатлительный юноша все воспринимает близко к сердцу, и, причем вполне в буквальном смысле. Сер Генри ему очень нравиться, так как он кажется Грею интересной и необычной личностью, тем более, с хорошим статусом в обществе.

Сер Генри – как бы забавляется тем, что понемногу сбивает с толку молодого и красивого парня. Ему нравиться им втайне манипулировать, является чем-то вроде кумира и для подражания личностью.

Дориан увлекается театром, а потому встречает там актрису, в которую влюбляется, вернее – в ее мастерство актрисы. Но девушка влюбляется в парня также, а потому из-за любви теряет свой дар. Именно тогда Дориан и отвергает ее, отказавшись от нее и любви. Именно в этого все и начинается.

Девушка кончает жизнь самоубийством. И тогда на портрете Дориана, нарисованном Бэзилом, появляется неприятная морщина, которая делает лицо – злобным и жестким. Но внешне Дориан Грей остается красивым и невинным.

Дальше, его сердце еще больше ожесточается, и подначиваемый словами Генри, он начинает делать то, что никогда не делал. Он пробует все, что только можно, — в целом, плохое. Его портрет стареет за него и все плохие качества отражаются на нем, а не на Грее. И все только из-за того, что он когда-то пожелал быть вечно молодым и красивым, и что бы портрет старел за него.

Однажды, Дориан доходит до своего апогея. Безил, его приятель, находит портрет, и видит, что тот – просто ужасен. Он начинает все понимать, а потому Дориан, боясь, что тот все расскажет, просто убивает своего друга, а потому сжигает его тело, чтобы не было улик.

Позже, осознав, что он натворил, Дориан набрасывается с ножом на портрет, однако стареет и погибает сам. А портрет, неподвластный времени, остается в своём сияющем величии.

Короткий пересказ «Портрета Дориана Грея»

В солнечный летний день талантливый живописец Бэзил Холлуорд принимает в своей мастерской старого друга лорда Генри Уоттона — эстета-эпикурейца, «Принца Парадокса», по определению одного из персонажей.

В последнем без труда узнаются хорошо знакомые современникам черты Оскара Уайльда, ему автор романа «дарит» и преобладающее число своих прославленных афоризмов. Захваченный новым замыслом, Холлуорд с увлечением работает над портретом необыкновенно красивого юноши, с которым недавно познакомился. Тому двадцать лет; зовут его Дориан Грей.

Скоро появляется и натурщик, с интересом вслушивающийся в парадоксальные суждения утомлённого гедониста; юная красота Дориана, пленившая Бэзила, не оставляет равнодушным и лорда Генри. Но вот портрет закончен; присутствующие восхищены его совершенством. Златокудрый, обожающий все прекрасное и нравящийся сам себе Дориан мечтает вслух: «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как есть!» Растроганный Бэзил дарит портрет юноше.

Игнорируя вялое сопротивление Бэзила, Дориан принимает приглашение лорда Генри и, при деятельном участии последнего, окунается в светскую жизнь; посещает званые обеды, проводит вечера в опере.

Тем временем, нанеся визит своему дяде лорду Фермеру, лорд Генри узнает о драматических обстоятельствах происхождения Дориана: воспитанный богатым опекуном, он болезненно пережил раннюю кончину своей матери, наперекор семейным традициям влюбившейся и связавшей свою судьбу с безвестным пехотным офицером (по наущению влиятельного тестя того скоро убили на дуэли).

Сам Дориан между тем влюбляется в начинающую актрису Сибилу Вэйн — «девушку лет семнадцати, с нежным, как цветок, лицом, с головкой гречанки, обвитой тёмными косами. Глаза — синие озера страсти, губы — лепестки роз»; она с поразительной одухотворённостью играет на убогих подмостках нищенского театрика в Ист-Инде лучшие роли шекспировского репертуара.

В свою очередь Сибиле, влачащей полуголодное существование вместе с матерью и братом, шестнадцатилетним Джеймсом, готовящимся отплыть матросом на торговом судне в Австралию, Дориан представляется воплощённым чудом — «Прекрасным Принцем», снизошедшим с заоблачных высот. Её возлюбленному неведомо, что в её жизни тоже есть тщательно оберегаемая от посторонних взглядов тайна: и Сибилла, и Джеймс — внебрачные дети, плоды любовного союза, в своё время связавшего их мать — «замученную, увядшую женщину», служащую в том же театре, с человеком чуждого сословия.

Обретший в Сибиле живое воплощение красоты и таланта, наивный идеалист Дориан с торжеством извещает Бэзила и лорда Генри о своей помолвке. Будущее их подопечного вселяет тревогу в обоих; однако и тот и другой охотно принимают приглашение на спектакль, где избранница Дориана должна исполнить роль Джульетты.

Однако, поглощённая радужными надеждами на предстоящее ей реальное счастье с любимым, Сибила в этот вечер нехотя, словно по принуждению (ведь «играть влюблённую — это профанация!» — считает она) проговаривает слова роли, впервые видя без прикрас убожество декораций, фальшь сценических партнёров и нищету антрепризы. Следует громкий провал, вызывающий скептическую насмешку лорда Генри, сдержанное сочувствие добряка Бэзила и тотальный крах воздушных замков Дориана, в отчаянии бросающего Сибиле: «Вы убили мою любовь!»

Изверившийся в своих прекраснодушных иллюзиях, замешенных на вере в нерасторжимость искусства и реальности, Дориан проводит бессонную ночь, блуждая по опустевшему Лондону. Сибиле же его жестокое признание оказывается не по силам; наутро, готовясь отправить ей письмо со словами примирения, он узнает, что девушка в тот же вечер покончила с собой. Друзья-покровители и тут реагируют на трагическое известие каждый по-своему: Бэзил советует Дориану укрепиться духом, а лорд Генри — «не лить напрасно слез о Сибиле Вэйн».

Стремясь утешить юношу, он приглашает его в оперу, обещая познакомить со своей обаятельной сестрой леди Гвендолен. К недоумению Бэзила, Дориан принимает приглашение. И лишь подаренный ему недавно художником портрет становится беспощадным зеркалом назревающей в нем духовной метаморфозы: на безупречном лице юного греческого бога обозначается жёсткая морщинка. Не на шутку обеспокоенный, Дориан убирает портрет с глаз долой.

И вновь ему помогает заглушить тревожные уколы совести его услужливый друг-Мефистофель — лорд Генри. По совету последнего он с головой уходит в чтение странной книги новомодного французского автора — психологического этюда о человеке, решившем испытать на себе все крайности бытия. Надолго заворожённый ею («казалось, тяжёлый запах курений поднимался от её страниц и дурманил мозг» ), Дориан в последующие двадцать лет — в повествовании романа они уместились в одну главу — «все сильнее влюбляется в свою красоту и все с большим интересом наблюдает разложение своей души».

Как бы заспиртованный в своей идеальной оболочке, он ищет утешения в пышных обрядах и ритуалах чужих религий, в музыке, в коллекционировании предметов старины и драгоценных камней, в наркотических зельях, предлагаемых в притонах с недоброй известностью. Влекомый гедонистическими соблазнами, раз за разом влюбляющийся, но не способный любить, он не гнушается сомнительными связями и подозрительными знакомствами. За ним закрепляется слава бездушного совратителя молодых умов.

Напоминая о сломанных по его прихоти судьбах мимолётных избранников и избранниц, Дориана пытается вразумить Бэзил Холлуорд, давно прервавший с ним всякие связи, но перед отъездом в Париж собравшийся навестить. Но тщетно: в ответ на справедливые укоры тот со смехом предлагает живописцу узреть подлинный лик своего былого кумира, запечатлённый на холлуордовском же портрете, пылящемся в тёмном углу. Изумлённому Бэзилу открывается устрашающее лицо сластолюбивого старика.

Впрочем, зрелище оказывается не по силам и Дориану: полагая создателя портрета ответственным за своё нравственное поведение, он в приступе бесконтрольной ярости вонзает в шею друга своих юных дней кинжал. А затем, призвав на помощь одного из былых соратников по кутежам и застольям, химика Алана Кэмпбела, шантажируя того некой позорной тайной, известной лишь им обоим, заставляет его растворить в азотной кислоте тело Бэзила — вещественное доказательство содеянного им злодейства.

Терзаемый запоздалыми угрызениями совести, он вновь ищет забвения в наркотиках. И чуть не гибнет, когда в подозрительном притоне на самом «дне» Лондона его узнает какой-то подвыпивший матрос: это Джеймс Вэйн, слишком поздно проведавший о роковой участи сестры и поклявшийся во что бы то ни стало отомстить её обидчику.

Впрочем, судьба до поры хранит его от физической гибели. Но — не от всевидящего ока холлуордовского портрета.

«Портрет этот — как бы совесть. Да, совесть. И надо его уничтожить», — приходит к выводу Дориан, переживший все искушения мира, ещё более опустошённый и одинокий, чем прежде, тщетно завидующий и чистоте невинной деревенской девушки, и самоотверженности своего сообщника поневоле Алана Кэмпбела, нашедшего в себе силы покончить самоубийством, и даже... духовному аристократизму своего друга-искусителя лорда Генри, чуждого, кажется, любых моральных препон, но непостижимо полагающего, что «всякое преступление вульгарно».

Поздней ночью, наедине с самим собой в роскошном лондонском особняке, Дориан набрасывается с ножом на портрет, стремясь искромсать и уничтожить его. Поднявшиеся на крик слуги обнаруживают в комнате мёртвое тело старика во фраке. И портрет, неподвластный времени, в своём сияющем величии.

Так кончается роман-притча о человеке, для которого «в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни».

Содержание «Портрет Дориана Грея» по главам

Краткое содержание «Портрет Дориана Грея» Уайльда с описанием каждой главы:

Глава 1

В мастерской художника Бэзила Холлуорда стоит мольберт, на котором расположен «портрет молодого человека необыкновенной красоты». Гость художника – лорд Генри Уоттон – принимается рассуждать о виртуозном мастерстве исполнения картины и красоте изображенного юноши. Он уверен, что это полотно может украсить собой лучшие выставки в стране.

Бэзил признается, что не сделает этого, поскольку «вложил в него слишком много самого себя» и не собирается расставаться с портретом, обнажая «душу перед любопытными и близорукими глазами».

Лорд Генри выказывает желание познакомиться с Дорианом, на что художник отвечает решительным отказом. Он боится, что его искушенный приятель окажет не самое лучшее влияние на неиспорченного юношу.

Тем временем лакей докладывает о приходе Дориана Грея и знакомства не миновать.

Глава 2

При знакомстве с юношей лорд Генри сразу пленяется им. Он любуется прекрасным лицом, в котором просвечивает «искренность и чистота юности, ее целомудренная пылкость». Спросив разрешения остаться во время сеанса, лорд Генри ведет беседу с юношей «своим низким, певучим голосом», делая акцент на важности молодости и красоты, а также их прискорбной недолговечности. По его мнению, «молодость — единственное богатство, которое стоит беречь», и эта мысль глубоко западет в душу натурщика.

Закончив свой портрет, Бэзил показывает его Грею, но у юноши он вызывает лишь острое чувство зависти. Он мечтает о том, чтобы вместо него старел бы его портрет, а его молодость и привлекательность оставалась неизменной в течение многих лет.

Глава 3

Всерьез заинтересовавшись Дорианом Греем, лорд Генри принимается за расследование его родословной. Прошлое прекрасного юноши оказалось весьма трагичным. Его мать, редкая красавица, со всей страстью своей романтической натуры влюбилась в нищего офицера. Отец девушки, выступая против неравной связи, вызвал на дуэль офицера и убил его. Спустя год девушка умерла в муках, успев родить мальчика. Лорд Генри приходит к выводу, что услышанная им трагическая история о судьбе Дориана «придает ему еще больше очарования».

Глава 4

Спустя месяц в доме четы Уоттонов Дориан дожидается прихода своего нового друга, коротая время за беседой его супруги. Леди Уоттон замечает, насколько сильное влияние оказывает лорд Генри на юношу, который полностью перенял образ его мышления и манеру изъяснения.

Дождавшись лорда Генри, молодой человек делится с ним своими сильными чувствами к Сибиле Вейн – актрисе одного захудалого театра. Генри отговаривает его от серьезного шага, убеждая тем, что «брак приносит разочарование». Для него Дориан является «любопытным объектом для изучения», и он не прочь подольше понаблюдать за ним.

Так и не успев познакомиться с возлюбленной своего подопечного, лорд Генри узнает о его помолвке с юной актрисой.

Глава 5

Сибила делится с матерью, тоже актрисой, своими чувствами к Дориану. На что та напоминает ей, что она «не должна думать ни о чем, кроме театра». Семья испытывает серьезные финансовые затруднения, над ней висит долговое обязательство, и думать лишь о любви – эгоистично.

Тем временем в комнату входит «коренастый, несколько неуклюжий юноша» – родной брат Сибилы, Джеймс. Чтобы помочь семье, он устроился моряком и собирается отплыть в Австралию. Желая напоследок пообщаться с сестрой, он уводит ее на улицу.

Сибила делится с братом своей восторженной любовью, вызывая у него лишь чувство нарастающего раздражения. Он переживает, чтобы «Прекрасный Принц» не обидел его любимую сестренку, и просит мать внимательнее следить за ней во время его отъезда.

Глава 6

В ресторане «Бристоль» сэр Генри сообщает Бэзилу новость о том, что их общий друг Дориан намерен жениться «на какой-то актриске». Художник сомневается в правдивости услышанного, поскольку искренне полагает, что «Дориан не так безрассуден». По его мнению, юноша, будучи единственным наследником своего богатого деда, не должен вступать в столь неравный брак. Бэзил переживает, что связь «с какой-нибудь дрянью» заставит его любимца «умственно и нравственно опуститься».

Тем временем к приятелям присоединяется Дориан и, с большим чувством рассказывая о своей возлюбленной, предлагает им ехать в театр и познакомиться с Сибилой. На пути к театру Бэзил остро ощущает, насколько сильно изменился Дориан.

Глава 7

Оказавшись в ложе низкосортного театра, и наблюдая за игрой Сибилы, лорд Генри и Бэзил отмечают ее бесспорную красоту, но находят ее «совершенно бездарной». Игра актрисы «была нестерпимо театральна» и фальшива: «жесты были искусственны до нелепости, произносила она все с преувеличенным пафосом». Приятели покидают театр, так и не досмотрев представление до конца – «Смотреть плохую игру вредно для души…».

Потрясенный, Дориан просит друзей оставить его одного, поскольку его «сердце разрывается на части». Он окатывает холодным презрением влюбленную Сибилу, называя ее бездарностью. Невзирая на мольбы несчастной девушки, Дориан говорит, что между ними все кончено, и уходит.

Придя домой, он замечает, что лицо на портрете приобрело жестокое выражение. Он накрывает портрет полотном и принимает решение отныне совершать исключительно добрые дела.

Глава 8

Проснувшись поутру, Дориан вспоминает вчерашнее изменения в портрете и терзается догадкой – «есть какое-то непостижимое сродство между его душой и химическими атомами, образующими на полотне формы и краски»? Юноша решает загладить свою вину перед Сибилой, но в письме от лорда Генри он узнает о самоубийстве своей возлюбленной.

С удивлением Дориан обнаруживает, что остается безучастным, и это его пугает. Однако лорд Генри успокаивает юношу, и они вместе отправляются в оперу.

Глава 9

На следующее утро встревоженный Бэзил приезжает к Дориану, чтобы поддержать друга в трудную минуту, но вместо убитого горем юноши находит скучающего циника, который предлагает не «говорить о неприятном».

Заметив занавешенный портрет, художник намеревается взглянуть на него, но Дориан запрещает делать это. Бэзил уходит, а молодой человек прячет картину, опасаясь, что кто-нибудь ненароком раскроет его тайну.

Глава 10

Дориан берет ключи от старой, запыленной комнаты и отдает распоряжение, чтобы туда перенесли портрет. Он зорко следит за тем, чтобы никто не приоткрыл покрывало и не взглянул на холст. Дориан прекрасно отдает себе отчет в том, что его пороки «будут разъедать его изображение на полотне».

Юноша сожалеет, что оттолкнул от себя Бэзила, который мог бы спасти его от тлетворного влияния лорда Генри и его «собственного темперамента», однако понимает, что уже слишком поздно.

Глава 11

На протяжении последующих лет Дориан занимался тем, что всегда и во всем потакал собственным страстям. Им завладело множество увлечений, порой, не совсем приличных, и спустя некоторое время по Лондону поползли слухи о «его весьма подозрительном образе жизни». Однако даже самые злые сплетники умолкали, глядя на прекрасное лицо Дориана – «он казался человеком, которого не коснулась грязь жизни».

Сам же Дориан, возвращаясь домой из «длительных и загадочных отлучек», подолгу рассматривал свой портрет, сравнивая его с лицом.

Глав 12

Накануне 38-летия Дориаан Бэзил навещает его, и сообщает о своем скором отъезде в Париж. Но прежде он хотел бы поговорить с ним о тех сплетнях, что продолжают ходить по городу. Бэзил им не верит, но не понимает, почему «многие почтенные люди лондонского света» не хотят бывать в доме Грея, и всячески стараются избегать встреч с ним.

Слова старого друга задевают Дориана за живое, и он предлагает ему подняться в комнату, где хранится портрет.

Глава 13

Суеверный ужас охватывает художника при взгляде на «жуткое лицо, насмешливо ухмылявшееся ему с полотна». В пожилом жестоком мужчине, надменно взиравшем с холста, все еще можно было заметить сходство с живым Дорианом, однако контраст был пугающим.

Увиденное убеждает Бэзила в том, что слухи о его приятеле являются чистой правдой. Вся дьявольская сущность его натурщика вмиг открывается художнику. Пораженный Бэзил просит своего друга обратить душу к Господу и помолиться о ее спасении.

Неожиданно слова художника пробуждают в Дориане «бешенство загнанного зверя», и он безжалостно убивает его. Содеянное никак не влияет на Дориана, который беспокоится лишь о сокрытии улик.

Глава 14

Дориан обращается к своему давнишнему приятелю – талантливому химику Алану Кэмпбеллу, чтобы тот помог избавиться от трупа. Узнав подробности чудовищной истории, мужчина отказывается становиться соучастником в преступлении.

Однако Дориану удается ловко манипулировать Аланом, и тот в конце соглашается. Благодаря своим познаниям в химии избавляется от тела при помощи азотной кислоты.

Глава 15

В тот же вечер Грей навещает Леди Нарборо.  У Дориана «бешено стучала кровь, нервы были взвинчены до крайности», однако ему удалось взять себя в руки и непринужденно вести светскую беседу.

По возвращении домой страх вновь овладевает героем, который в спешке сжигает оставшиеся улики – саквояж и пальто Бэзила.

Глава 16

Желая, как можно быстрее забыться, Дориан направляется в один из лондонских притонов. Его терзает «мучительная жажда опиума» и он спешит удовлетворить ее.

Услышав, как одна из куртизанок назвала Грея «Прекрасным Принцем», дремавший за столом моряк резко вскакивает и безумно осматривается по сторонам. Это брат Сибилы, который 18 лет мечтает отомстить за смерть сестры. Ему почти удается осуществить свой замысел, однако молодой и цветущий вид Дориана внушает ему сомнения.

Вскоре Джеймс Вэйн понимает, что совершил роковую ошибку, отпустив убийцу своей сестры, но Дориан успевает скрыться.

Глава 17

Спустя неделю Грей устраивает у себя прием. Он проявляет себя радушным хозяином, и его гости прекрасно проводят время. Желая угодить одной из дам, Дориан отправляется в оранжерею за букетом цветов.

Раздается крик и, прибежавшие в оранжерею, гости видят хозяина дома, лежащего на полу без чувств. Грей вспоминает, что упал в обморок, увидев «за окном оранжереи белое, как платок, лицо Джеймса Вэйна».

Глава 18

Грей, «изнемогая от дикого страха смерти», не покидает дом. Спустя время ему удается убедить себя, что «он — жертва своего потрясенного воображения». Вернувшись к привычному образу жизни, Дориан отправляется на прогулку в парк с герцогиней Клаустон и ее братом – отменным охотником.

Неожиданно перед троицей выскакивает заяц, и Дориан просит не убивать его. В ответ он лишь слышит выстрел и «двойной крик — ужасный крик раненого зайца и еще более ужасный предсмертный крик человека». Выясняется, что герцог случайно попал в матроса – настойчивого преследователя Дориана.

Глава 19

Грей делится с лордом Генри своими планами «творить добрые дела» и «не грешить больше». Однако тот убеждает Дориана, что все его попытки встать на путь праведный – не что иное, как тщеславие.

Грей меняет тему разговора, и предлагает обсудить исчезновение Бэзила. Он пытается узнать мнение лорда Генри о своей возможной причастности к смерти художника. На что лорд Генри уверяет друга, что не видит его в роли преступника, поскольку убийство – слишком вульгарное для него занятие.

Глава 20

Дориан начинает осознавать, насколько греховной была его жизнь, и оказанное им влияние на других людей. Желая изменить свою судьбу, он направляется с ножом к портрету. Он безжалостно разрезает холст, и в этот момент раздается «громкий крик и стук от падения чего-то тяжелого».

Испуганные слуги вбегают в комнату и видят перед собой «великолепный портрет своего хозяина во всем блеске его дивной молодости и красоты», а на полу – тело старого морщинистого старика. Лишь «по кольцам на руках слуги узнали, кто это».

Заключение

В центре романа – конфликт Добра и Зла, всего прекрасного и безобразного, что есть в каждом человеке. И лишь от самого человека зависит, какая сторона одержит победу в этой извечной битве.

Видео краткое содержание Портрет Дориана Грея Уайльд

Роман «Портрет Дориана Грея» впервые увидел мир в 1890 г. в первой версии и в 1891 году – во втором, дополненном, варианте. Публикация романа стала причиной скандала в обществе. На него обрушилась критика со стороны политической элиты. Произведения посчитали аморальным. Появились требования запретить «Портрет Дориана Грея», а его автора судить. Тем не менее, обычные читатели восприняли его на ура.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

два × три =

Adblock
detector