Велимир Хлебников — биография поэта и прозаика

Хлебников Велимир (биография 28 октября [9 ноября] 1885 — 28 июня 1922) — русский поэт и прозаик, один из крупнейших деятелей русского авангарда. Входил в число основоположников русского футуризма; реформатор поэтического языка, экспериментатор в области словотворчества и зауми, «председатель земного шара».

Велимир Хлебников - биография поэта и прозаика

Краткая биография — Хлебников Велимир

Вариант 1

Хлебников Велимир (настоящее имя Виктор Владимирович) (1885—1922), поэт.

Родился 9 ноября 1885 г. в селе Малые Дербеты Астраханской губернии в семье учёного-биолога.

В 1903 г. окончил гимназию в Казани и поступил на физико-математический факультет Казанского университета. За участие в студенческих волнениях был исключён, некоторое время находился под арестом; завершил образование лишь в 1911 г. в Петербургском университете.

В 1903 и 1903 гг. в составе научных экспедиций побывал в Дагестане и на Урале. Первые сочинения Хлебникова (1905 г.) — статьи по орнитологии. Литературные произведения увидели свет в 1908 г.

Вскоре (с 1910 г.) о стихах Хлебникова, печатавшегося под псевдонимом Будетлянин («Заклятие смехом», «Зверинец» и др.), заговорили.

Поэт вошёл в авангардистское сообщество «Гилея» и увлёкся реформаторством поэтического языка. В 1916—1917 гг. Хлебников находился в чине рядового в составе запасных полков; антивоенные стихи этого периода вошли в поэму «Война в мышеловке» (1919 г.), проникнутую мечтой о всемирном братстве. Поэт приветствовал революционные события 1917 г., но выступал с резкой критикой «красного террора».

В 1919 г. в занятом белогвардейцами Харькове он уклонялся от призыва в армию, для чего лёг на обследование в психиатрическую лечебницу. Несмотря на голод и дважды перенесённый тиф, не переставал напряжённо работать.

В 1920 г. создал поэмы «Ночь в окопе», «Ладомир», «Царапина по небу», в 1921 г. — «Ночной обыск», «Председатель Чеки», «Ночь перед Советами».

В 1921 г. как корреспондент газеты «Красный Иран» Хлебников с частями Красной армии посетил Персию. В конце года поэт переехал в Москву, где умер бы от истощения, если бы не помощь друзей.

В юности, находясь под впечатлением от гибели в 1904 г. броненосца «Петропавловск», Хлебников дал клятву найти «основной закон времени», управляющий судьбами людей. Именно открытие такого закона, сделанное в 1920 г., он считал своим главным достижением.

Итоги исканий подведены в книге «Доски судьбы» (1922 г.). Вскоре пришла новая беда — малярия. Надежды подлечиться в Новгородской губернии не оправдались.

Хлебников скончался в деревне Санталово 28 июня 1922 г.

В 1960 г. останки были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве

Вариант 2

Родиной Велимира Хлебникова стало небольшое село Малые Дербеты, расположенное в далекой Калмыкии. Там проживало семейство Хлебниковых – отец, представитель старинного купеческого рода, страстный любитель природы, талантливый орнитолог и этнограф, мать, выпускница Смольного института, и пятеро их детей. Женщина образованная и начитанная, мать стремилась привить детям тягу к знаниям, в чем преуспела: младшие Хлебниковы продолжали самообразование всю жизнь.

Велимир часто отправлялся с отцом в поля и леса, где оба вели наблюдения за птицами и животными. Впоследствии отец Велимира основал первый в России заповедник.

Будучи студентом (сначала Казанского университета, затем Санкт-Петербургского), Велимир (настоящее имя поэта, кстати, — Виктор) написал несколько статей о представителях животного мира в научные журналы. Но вскоре интересы его изменились: он увлекся поэзией.

Творчество Хлебникова – настоящее новаторство в области литературы и языкознания. Любопытно следующее: поэт-футурист стремился объединить в своих произведениях предметы, казалось бы, совершенно несочетаемые, лед и пламень: так, в его повести (он назвал ее «сверхповестью») «Зангези» посреди гладкого текста вдруг попадаются таблицы и математические формулы. Подобный формат с трудом укладывается в голове читателя, привыкшего отделять «котлету от мухи»: формулы должны быть в учебниках математики, а повесть – в литературном сборнике. Но для Хлебникова границы условны: он словно живет в ином измерении.

Оставив учебу, Велимир сосредотачивает все свои силы на поэтическом поприще. Он выпускает несколько сборников стихов, среди которых наиболее потрясающей современников оказалась «Пощечина общественному вкусу». В книгу вошли стихи не только Хлебникова, но большая часть принадлежала его перу. Это было первое яркое заявление футуристов о себе. Интересно: в конце сборника помещалась страничка, где были перечислены разные государства и даты их падений (уже свершившихся). Среди них стояла запись: «Некто – 1917». Нам ясно, что речь идет о России, но как можно было предугадать это в 1912 году, когда книга увидела свет? Эту страницу оформлял Хлебников. Получается, он обладал еще и даром пророка?..

Сам Велимир полагал, что, если собрать как можно больше фактов о каком-либо явлении, о событии, о государстве, о человеке, то вполне можно предсказать его будущее, и в этом нет ничего мистического. Некоторое время поэт глубоко изучал Россию, пытаясь найти ту формулу, которая даст ответ на вопрос о ее грядущей судьбе.

Личная жизнь Велимира Хлебникова содержала мало счастливых моментов. Так, он служил в армии во время Первой мировой войны, и зрелище бессмысленных страданий и смертей глубоко потрясло поэта, оставив в его душе незаживающую рану. Велимир был безнадежно влюблен в Анну Ахматову, своей семьи так и не создал. У него вообще ничего не было, кроме творчества: он скитался по чужим квартирам, нищенствовал. Все его богатство составляли рукописи, которые он возил везде с собой.

Умер Хлебников, едва дожив до 37-летия: наступил паралич ног на фоне истощения и ослабления организма. Кажется, дату своего конца он тоже знал: «Люди моего склада умирают в 37 лет». При этих словах поэт вспоминал Пушкина, Байрона, Моцарта.

Поэзия Велимира Хлебникова – странная и загадочная. У него летают «времири», шуршат «времыши» и над всем смеются «усмейные смехачи». Диковатые на первый взгляд сочетания, ломаные линии, неологизмы, которыми он пытался заменить иностранные слова – он полагал, что русский язык следует очистить от всего наносного, «чужеземного» — все это поначалу может ввести читателя в некий ступор, потому что, встретившись с чем-то принципиально новым, мы сначала не понимаем, как к этому можно отнестись. Но потом, когда вслушиваешься в звуки, начинаешь чувствовать гармонию: пазл складывается, картинка вырисовывается.

Хлебников жил, устремленный в будущее. Он мечтал о мире, в котором не будет дерущихся за территорию и подданных государственных объединений, а будет одна большая человеческая семья, которая доверит правление 317-ти главам. Настанет прекрасное время, воцарятся любовь и всеобщее доверие. Государства прекратят «кормиться людьми».

Поэт, к сожалению, не дожил до этого прекрасного времени. Может быть, доживем мы – или хотя бы приблизим момент его наступления. Давайте почаще открывать томик со стихами Хлебникова. Возможно, поэт оставил потомкам рецепт прекрасного будущего, только мы пока не можем его расшифровать…

Вариант 3

После смерти этого поэта миновало уже несколько десятилетий, а споры о его творчестве продолжаются до сих пор. Одни видят в нем лишь заумного поэта, другие называю Хлебникова величайшим поэтом — новатором. Настоящее имя Хлебникова — Виктор Владимирович.

Гимназию Виктор закончил в 1898 г., в Казани и там же поступил в университет. Уже в это время он серьезно интересовался литературой, а писать начал еще в гимназии.

В 1908 г. Хлебников продолжил учебу в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета. Но через 3 года его исключили, т. к. он не внес плату за обучение.

В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в знаменитой «Башне», так поэты называли квартиру главы символистов Вечаслава Иванова. Вскоре Хлебников разочаровался в стилистике символизма. В 1910 г. Хлебников опубликовал свое программное стихотворение «Заклятие смехом», которое создано на основе одного слова «смех». В 1912 г. Появился новый сборник с программой футуристов «Пощечина общественному вкусу». Она вызывала бурю негодования не только своим содержанием. Сборник был напечатан на оберточной бумаге, и в нем все было шиворот-навыворот. Весну 1912 г. Хлебников провел под Херсоном в имении, где служил управляющим отец Д. Бурлюка. Там же в Херсоне, он издал там свою первую брошюру с числовыми и языковыми материалами — «Учитель и ученик». Хлебников мечтал о создании общечеловеческой культуры, в которой бы на равных соединились культура и искусство разных народов. Особое внимание в своем творчестве он уделяет культуре и поэзии Востока. В поэмах «Медиум и Лейли», «Хаджи-Тархан», прозаической повести «Есир», во многих других произведениях Хлебников отражает психологию, философию, историю народов Востока, пытается найти то общее, что объединяет людей во всем мире. Весной 1922 г. Хлебников приехал в Москву с юга уже тяжело больным.

В июне того же года. Поэт умер в деревне Санталово Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть подлечиться. В 1960 г. Прах Виктора Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.

Полная биография — Хлебников Велимир

Хлебников Велимир (наст. имя Виктор Владимирович) (1885—1922), русский поэт и прозаик Серебряного века, видный деятель русского авангардного искусства.

Родился 28 октября (9 ноября) 1885 в Малодербетовском улусе Астраханской губернии в семье орнитолога и лесовода, впоследствии — основателя первого в СССР заповедника. С раннего детства Хлебников сопровождал отца в поездках, вел фенологические и орнитологические записи, позже участвовал в научных экспедициях в Дагестан, вместе с братом в 1905 совершил самостоятельное научное путешествие на Урал. Первое из его сохранившихся стихотворений начиналось строкой «О чем поешь ты, птичка в клетке?..» Мать Велимира Хлебникова посвятила себя воспитанию пятерых детей, которые благодаря ей получили хорошее домашнее образование, приобрели вкус к литературе, живописи и истории.

В связи со служебными обязанностями отца семья часто переезжала. В 1897 Хлебников пошел в 3-й класс Симбирской гимназии, затем семья переехала в Казань, где будущий поэт окончил гимназию и в 1903 поступил в университет. В годы учебы писал стихи и прозу, занимался живописью, математикой, биологией, химией, философией, изучал японский язык. Университетские профессора считали его многообещающим натуралистом. Сам же Велимир Хлебников в 1904 писал о себе: «Пусть на могильной плите прочтут: «Он нашел истинную классификацию наук, он связал время с пространством, он создал геометрию чисел. Он нашел славяний, он основал институт изучения дородовой жизни ребенка…».

В 1908 Хлебников приехал в Петербург и поступил в университет — сначала на естественный факультет, затем на историко-филологический (оставив учебу в 1911). Сблизился с кругом символистов, посещал «среды» Вяч. Иванова и «Академию стиха» при журнале «Аполлон», где встречался с акмеистами. Хлебникова сближал с символистами интерес к мифологии, русской истории и фольклору (именно в кругу Вяч. Иванова он получил древнее славянское имя Велимир). Однако уже в эти годы у Хлебникова появились отличные от символистов и акмеистов взгляды на природу слова. С 1905, тяжело переживая поражение России в русско-японской войне и поражение Первой русской революции, он пытался вывести числовые законы Времени, влияющие на судьбы человечества.

В 1908 в журнале «Весна» было опубликовано первое стихотворение Велимира Хлебникова «Искушение грешника». Тогда же состоялось его знакомство с В. Каменским, Д. Бурлюком и др. членами группы «Гилея», к которым затем присоединились В. Маяковский и Б. Лившиц. Вскоре Хлебников стал главным теоретиком футуризма, который называл «будетлянством». Его стихи вошли в футуристический сборник «Садок судей» (1910), которым заявило о себе новое литературное движение. В том же году вышло еще несколько поэтических и теоретических книг Хлебникова — «Ряв!», «Творения 1906—1908» и др. Знаменитый сборник футуристов «Пощечина общественному вкусу» (1912) наполовину состоял из стихов Велимира Хлебникова — «Кузнечик», «Бобэоби пелись губы…» и др. Ритмический и звуковой строй этих стихов, а также написанных к тому времени пьесы «Маркиз Дэзес» (1909—1911) и поэмы «Журавль» (1909) был ориентирован на разговорную речь. В «Пощечине общественному вкусу» была напечатана составленная Хлебниковым таблица «Взор на 1917 год», в которой он, согласно своим исчислениям законов времени, предсказал «падение государства».

В 1912 была издана книга Велимира Хлебникова «Учитель и ученик», в которой он изложил основы будетлянства как нового искусства. Его поэтико-лингвистические исследования легли в основу «заумного языка», разработанного им совместно с поэтом А. Крученыхом и воплощенного в их общей поэме «Игра в аду» (1912). В общем сборнике Крученыха и Хлебникова «Слово как таковое» (1913) о «зауми» было сказано, что она пользуется «разрубленными словами, полусловами и их причудливыми хитрыми сочетаниями». По определению Хлебникова, в «зауми» происходит «сопряжение корней» слов, первоначально разложенных на фонетические составляющие.

С началом Первой мировой войны Хлебников начал изучать законы прошлых войн, чтобы предсказать ход текущей войны. Результатом этой работы стали книги «Битвы 1915—1917 гг. Новое учение о войне» (1915) и «Время мера мира» (1916). Неприятие мировой бойни составляет содержание поэмы «Война в мышеловке» (1915—1922) и других произведений этого периода.

В 1916 Велимир Хлебников был призван в армию и оказался в запасном полку в Царицыне, где, по его словам, «прошел весь ад перевоплощения поэта в лишенное разума животное». С помощью знакомого врача ему удалось добиться освобождения от армии. В это время поэт мечтал создать общество Председателей Земного Шара, в которое мог бы войти каждый, кто ощущает свое единство с человечеством и ответственность за его судьбу. В понимании Хлебникова, искусство имеет жизнестроительное значение в судьбе поэта-«творянина». С необходимостью внебытового существования «творянина» связаны странствия поэта по России. Хлебников считал, что «стихи — это все равно что путешествие, нужно быть там, где до сих пор еще никто не был». Образ жизни Хлебникова точно охарактеризован в воспоминаниях поэта Н. Асеева: «В мире мелких расчетов и кропотливых устройств собственных судеб Хлебников поражал своей спокойной незаинтересованностью и неучастием в людской суетне. Меньше всего он был похож на типичного литератора тех времен: или жреца на вершине признания, или мелкого пройдоху литературной богемы. Да и не был он похож на человека какой бы то ни было определенной профессии. Был он похож больше всего на длинноногую задумчивую птицу… Все окружающие относились к нему нежно и несколько недоуменно».

Октябрь 1917 Велимир Хлебников встретил в Петрограде. Впоследствии описал увиденное в поэме «Ночной обыск «(1921). В 1918 находился в Астрахани и описал свои впечатления в поэме «Ночь перед Советами» (1921). В 1920—1921 на Украине Хлебников стал свидетелем разгрома армии Деникина, который описал в поэмах «Ночь в окопе» (1920), «Каменная баба» (1919), в рассказе «Малиновая шашка» (1921) и др. произведениях. Затем Хлебников приехал на Кавказ, где работал в различных газетах, в бакинском и пятигорском отделении РОСТА, в Политпросвете Волжско-Каспийского флота. Революционные события на Востоке стали темой поэмы «Тиран без Тэ» (1921). Осмысление революции как вселенского явления происходит в поэме «Ладомир» (1920), опубликованной в Харькове. Ее заглавие — неологизм, придуманный Велимиром Хлебниковым для обозначения всеобщей гармонии. В «Ладомире» создан образ неделимого человечества, объединенного с природой.

В декабре 1921 Велимир Хлебников вернулся в Москву. К этому времени относится его пророчество относительно собственной судьбы: «Люди моей задачи часто умирают тридцати семи лет». В 1922 написал «Зангези», определив жанр этого произведения как «сверхповесть» и объяснив его внутренний строй следующим образом: «Сверхповесть, или заповесть, складывается из самостоятельных отрывков, каждый со своим особым богом, особой верой и особым уставом… Это эпос сознания, эпос о мыслительном процессе, связующем прошлое и будущее человечества». Имя главного героя — непонятого пророка, «второго я» автора — произведено от слияния названий рек Ганг и Замбези, символизирующих Евразию и Африку. «Зангези» пользуется заумным языком, кроме которого в поэме использован, по словам автора, также птичий язык, язык богов, звездный язык, разложение слова, звукопись, безумный язык. В состав сверхповести введены «Доски судьбы» — составленные Хлебниковым числовые соотношения между историческими событиями.

Весной 1922, уже будучи тяжело больным, Хлебников отправился в Новгородскую губернии вместе с художником П. Митуричем.

Умер Хлебников в деревне Санталово Новгородскую губернии 28 июня 1922.

Творчество Велимира Хлебникова оказало огромное влияние как на многих крупных поэтов 20 в. — В. Маяковского, О. Мандельштама, М. Цветаеву, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого и др., так и на развитие новых — ритмических, словотворческих и пророческих — возможностей поэзии.

После смерти этого поэта миновало уже несколько десятилетий, а споры о его творчестве продолжаются до сих пор. Одни видят в нем лишь заумного поэта, другие называю Хлебникова величайшим поэтом – новатором. Настоящее имя Хлебникова – Виктор Владимирович.
Гимназию Виктор закончил в 1898 г., в Казани и там же поступил в университет. Уже в это время он серьезно интересовался литературой, а писать начал еще в гимназии.
В 1908 г. Хлебников продолжил учебу в Петербургском университете на естественном отделении физико-математического факультета. Но через 3 года его исключили, т. к. он не внес плату за обучение.
В Петербурге он сблизился с символистами и часто бывал в знаменитой «Башне», так поэты называли квартиру главы символистов Вечаслава Иванова. Вскоре Хлебников разочаровался в стилистике символизма. В 1910 г. Хлебников опубликовал свое программное стихотворение «Заклятие смехом», которое создано на основе одного слова «смех». В 1912г. Появился новый сборник с программой футуристов «Пощечина общественному вкусу». Она вызывала бурю негодования не только своим содержанием. Сборник был напечатан на оберточной бумаге, и в нем все было шиворот-навыворот. Весну 1912г. Хлебников провел под Херсоном в имении, где служил управляющим отец Д. Бурлюка. Там же в Херсоне, он издал там свою первую брошюру с числовыми и языковыми материалами – «Учитель и ученик». Хлебников мечтал о создании общечеловеческой культуры, в которой бы на равных соединились культура и искусство разных народов. Особое внимание в своем творчестве он уделяет культуре и поэзии Востока. В поэмах «Медиум и Лейли», «Хаджи-Тархан», прозаической повести «Есир», во многих других произведениях Хлебников отражает психологию, философию, историю народов Востока, пытается найти то общее, что объединяет людей во всем мире. Весной 1922г. Хлебников приехал в Москву с юга уже тяжело больным.
В июне того же года. Поэт умер в деревне Санталово Новогородской губернии, куда поехал к своему другу отдохнуть подлечиться. В 1960г. Прах Виктора Хлебникова перевезли в Москву и захоронили на Новодевичьем кладбище.

18 интересных фактов из жизни Велимира Хлебникова

Российский писатель-авангардист Велимир Хлебников был очень неординарной личностью. Он приложил руку к развитию футуризма в литературе, оказал огромное влияние на развитие поэтического языка иоставил потомкам наследие в виде множества великолепных произведений. Биография Хлебникова сама по себе интересна, но ознакомиться хотя бы с самыми известными его стихотворениями и рассказами однозначно стоит.

Факты из жизни Велимира Хлебникова

  1. Настоящее имя писателя — Виктор.
  2. Некоторые его произведения были опубликованы под псевдонимом «Е. Лунев».
  3. У Велимира Хлебникова было двое братьев и двое сестёр.
  4. Он родился в начитанной и образованной семье, так что книги стали его лучшими друзьями с самого детства.
  5. Когда он был студентом, за участие в антиправительственной демонстрации он был арестован на целый месяц, а впоследствии ещё и исключён из университета.
  6. В 19 лет он отправил одно из своих произведений в издательство, которое курировал Максим Горький, но оно было отвергнуто.
  7. Псевдоним «Велимир» ему дали знакомые писатели-символисты, с которыми он много общался на заре своей литературной деятельности.
  8. Произведения Велимира Хлебникова пестрят придуманными им самим словами. Некоторые из них прижились и впоследствии вошли в словари. В частности, это именно он придумал слово «самолёт».
  9. В университете он изучал не литературу, а математику с физикой. Это не мешало ему параллельно с учёбой писать свои первые пьесы.
  10. Однажды, ночуя в степи, Хлебников разжигал костёр собственными рукописями, чтобы не замёрзнуть.
  11. Он был дружен с Сергеем Есениным.
  12. В одном из своих произведений он предсказал Первую Мировую войну и Октябрьскую революцию.
  13. Большую часть жизни Велимир Хлебников прожил в нищете.
  14. Он категорически не любил читать вслух свои произведения.
  15. Одно время писатель жил в доме булочника Филиппова, который был поклонником его творчества, а потому согласился приютить литератора у себя.
  16. Во время Гражданской войны, не желая служить в белогвардейской армии генерала Деникина, Велимир Хлебников несколько месяцев провёл в психиатрической лечебнице. Интересный факт: под началом Деникина добровольцем служил другой знаменитый писатель, Валентин Катаев.
  17. Однажды на маскараде он нарядился римским патрицием, и в таком виде его арестовала полиция, когда он гулял по городу. Хлебников провёл ночь в полицейском участке, а наутро его не без труда вызволили друзья.
  18. Скончался Велимир Хлебников в глухой деревне от недоедания и гангрены, прожив всего 37 лет. Спустя четыре десятка лет его прах был перенесён с местного погоста на одно из московских кладбищ.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

14 + шестнадцать =

Adblock
detector