Иван Сергеевич Шмелёв — православный прозаик

Иван Сергеевич Шмелев — русский писатель, публицист, православный мыслитель из московского купеческого рода Шмелевых, представитель консервативно-христианского направления русской словесности. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Иван Сергеевич Шмелёв - православный прозаик

Иван Шмелев – биография вкратце

Вариант 1

Иван Сергеевич Шмелев (русский писатель, публицист) родился в Замоскворечье 21 сентября 1973 года. Отец его принадлежал к купеческому роду, но торговыми делами не занимался.

Уклад в семье писателя был традиционно-патриархальным. Родители сумели привить сыну уважение и любовь к религии. Большое влияние на характер мальчика оказало то, что в доме постоянно находились мастеровые и рабочие. Так Шмелев смог познакомиться с жизнью простого русского народа.

Изначально воспитанием ребенка занималась мать, которая уделяла особое внимание изучению русской классической литературы. Затем мальчик учился в шестой Московской гимназии, а после поступил в Московский университет на факультет юриспруденции. Во время учебы там Шмелев женился и написал свой первый рассказ «У мельницы» (1895). В 1897 году писатель выпустил сборник очерков «На скалах Валаама». Это произведение вскоре было запрещено цензурой.

Окончив университет, Шмелев в течение года проходит службу в армии, после чего служил чиновником во Владимире. В 1907 году, получив отставку, писатель перебирается в Москву. Именно там создается его известная повесть «Человек из ресторана» (1911).

После Октябрьской революции, которую Шмелев не принял с самого начала, семья писателя уезжает в Алушту. В 1920 году красноармейцы арестовывают и расстреливают сына Шмелева. Это трагическое событие потом ляжет в основу знаменитой эпопеи писателя «Солнце мертвых» (1923). К моменту выхода данного произведение, Шмелев уже эмигрировал из СССР и отправился с женой в Берлин, а после — в Париж. Там он и прожил до самого конца.

Произведения писателя в то время публиковались во множестве эмигрантских изданий, но, несмотря на это, семья Шмелева жила в нищете. Иван Сергеевич скончался 24 июня 1950 года. Сначала он был похоронен на одном из кладбищ Парижа, но затем в 2000 году прах Шмелева вместе с прахом его жены был размещен в Донском монастыре Москвы.

Вариант 2

Шмелев Иван Сергеевич (1873 — 1950), прозаик. Родился 21 сентября (3 октября н.с.) в Москве, в Замоскворечье, в зажиточной купеческой семье, отличавшейся патриархальностью привычек, богомольностью. С другой стороны, испытывал влияние «двора», куда стекались рабочие-строители, здесь царил другой, мятежный дух. «Здесь, во дворе, я увидел народ. Я здесь привык к нему...», — напишет позднее Шмелев Иван. Он слышал здесь песни, прибаутки, поговорки, сказки и разнообразно-богатый язык. Все это возникнет потом на страницах его книг, в его сказках.

Окончив гимназию, в 1894 поступает на юридический факультет Московского университета. Осенью 1895 совершает поездку в Финляндию, в Валаамский монастырь. Результатом этого путешествия явилась его первая книга — очерки «На скалах Валаама», опубликованная в Москве в 1897.

После окончания университета в 1898 в течение года проходит военную службу, затем восемь лет служит чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерниях. «Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, мелкопоместное дворянство», — напишет позднее Шмелев. Здесь он встречает прототипов героев многих своих повестей и рассказов. Отсюда вышли «Патока», «Гражданин Уклейкин», «В норе», «Под небом».

Особую известность получили произведения, написанные под воздействием первой русской революции (повести «По спешному делу», «Распад», 1906; рассказы «Вахмистр», 1906, «Иван Кузьмин», 1907). В 1911 Шмелев пишет одно из своих значительных произведений — «Человек из ресторана», имевшее оглушительный успех.

В 1912 организуется издательство «Книгоиздательство писателей в Москве», членами-вкладчиками которого становятся И.Бунин, Б.Зайцев, В.Вересаев, Шмелев Иван и др. Все дальнейшее творчество Шмелева 1900-х связано с этим издательством, издавшим собрание его сочинений в восьми томах. Публикуются повести и рассказы («Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани» и др.), вышедшие в течение 1912 — 1914.

Во время первой мировой войны сборники его рассказов и очерков «Карусель» (1916), «Суровые дни», «Лик скрытый» (1917), в котором появился рассказ «Забавное приключение», заметно выделялись на фоне казенно-патриотической беллетристики своей искренностью. Февральскую революцию встретил восторженно, к Октябрьской проявил полную непримиримость, усугубленную тем, что его единственный сын Сергей, офицер добровольческой армии, не пожелавший уехать с врангелевцами на чужбину, был взят в Феодосии из лазарета и без суда расстрелян. В конце 1922, после недолгого пребывания в Москве, Шмелев уезжает в Берлин, затем в Париж, где открывается эмигрантская глава его жизни. Создавал рассказы-памфлеты, полные ненависти к большевикам, — «Солнце мертвых» (1923), «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925).

С годами в творчестве Шмелева центральное место заняли воспоминания о прошлом («Богомолье», 1931, «Лето господне», 1933 — 48). За рубежом Шмелев Иван выпустил более двадцати книг.

Умер Шмелев Иван 24 июня 1950 близ Парижа от сердечного приступа.

Вариант 3

Иван Сергеевич Шмелев (21 сентября (3 октября) 1873, Москва — 24 июня 1950, Бюсси-ан-От близ Парижа) — русский писатель, публицист, православный мыслитель из московского купеческого рода Шмелевых, представитель консервативно-христианского направления русской словесности.

Родился 3 октября 1873 года в Донской слободе Москвы. Его дед был государственным крестьянином родом из Гуслицкого края Богородского уезда Московской губернии, поселившимся в Замоскворецком районе Москвы после устроенного французами пожара 1812 года. Отец, Сергей Иванович, уже принадлежал к купеческому сословию, но не занимался торговлей, а владел большой плотничьей артелью, в которой трудилось более 300 работников, и банными заведениями, а также брал подряды. Воспитателем (дядькой) своего сына он определил набожного старика, бывшего плотника Михаила Панкратовича Горкина, под влиянием которого у Шмелева возник интерес к религии. В детстве немалую часть окружения Шмелева составляли мастеровые, среда которых также сильно повлияла на формирование его мировоззрения.

Начальное образование Шмелев Иван получил дома, под руководством матери, которая особое внимание уделяла литературе и, в частности, изучению русской классики. Затем поступил в шестую Московскую гимназию, окончив которую стал в 1894 году студентом юридического факультета Московского университета. В 1898 году окончил это учебное заведение, год отслужил в армии, затем получил место чиновника по особым поручениям Владимирской казённой палаты Министерства внутренних дел, в которой состоял на протяжении восьми лет и в это время неоднократно посещал по долгу службы различные отдалённые места Владимирской губернии; семья его тогда проживала во Владимире на Царицынской улице (ныне улица Гагарина).

Февральскую революцию писатель первоначально принял и даже отправился в Сибирь для встречи политкаторжан, однако вскоре разочаровался в её идеях. Октябрьскую революцию же не принял с самого начала, её события привели к значительным переменам в его мировоззрении. Вскоре после революции в июне 1918 года он вместе с семьёй уехал в Алушту, где сначала жил в пансионе «Вилла Роз», принадлежавшем Тихомировым, а затем приобрёл земельный участок с домом. Осенью 1920 года, когда Крымский полуостров был занят Красной армией, большевиками был арестован. Несмотря на ходатайства Шмелева, был расстрелян его сын Сергей, офицер царской армии[2], которому тогда было 25 лет[3]. Это событие и сильно ощущаемый в то время на полуострове недостаток продовольствия ещё более усилили тяжёлую душевную депрессию Шмелева. На основе пережитого в те годы он в 1924 году, уже покинув СССР, написал эпопею «Солнце мёртвых», которая вскоре принесла ему европейскую известность.

Из Крыма Шмелев, когда появилась такая возможность, переехал в Москву, но уже тогда серьёзно задумался об эмиграции — в значительной степени под влиянием обещания писателя И. А. Бунина оказать на первых порах помощь семье писателя. В 1922 году Шмелев покинул Советскую Россию и отправился сначала в Берлин, а затем в Париж, прожив в этом городе до конца жизни. В Париже его произведения публиковались во множестве русскоязычных эмигрантских изданий, таких как «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и других. Там же началась его дружба с русским философом-эмигрантом И. А. Ильиным и длительная переписка с ним (233 письма Ильина и 385 писем Шмелева).

Годы Второй мировой войны Шмелев провёл в оккупированном нацистскими войсками Париже. Часто публиковался в прогерманской эмигрантской газете «Парижский вестник». Его старость была омрачена тяжёлой болезнью и нищетой. Скончался Шмелев в 1950 году от сердечного приступа, погребён был на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году его прах вместе с прахом супруги был перевезён, согласно его предсмертной воле, на родину, где был захоронен рядом с могилами членов его семьи в некрополе московского Донского монастыря.

Биография Шмелева по годам

  • 873, 21 сентября (3 октября) – в семье московского подрядчика С. И. Шмелева и Е.Г. Шмелевой (из купцов Савиновых) родился И. С. Шмелев. Жил в родовом доме на Калужской улице, что в Кадашах.
  • 1880 – смерть отца.
  • 1884 – поступил в гимназию N 1, далее обучался в гимназии N 6.
  • 1894 – поступил на юридический факультет Московского университета.
  • 1895 – публикация первого рассказа «У мельницы». 14 июля женился на О. А. Охтерлони. В августе И. С. и О. А. Шмелевы отправились путешествовать в Валаамский Преображенский монастырь; перед путешествием получили благословение у старца Варнавы в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры.
  • 1897 – рождение сына Сергея. В том же году издана первая книга И. С. Шмелева «На скалах Валаама».
  • 1898 – окончание университета, начало службы в московской адвокатуре.
  • 1901 – переезд во Владимир; до 1907 года служба чиновником по особым поручениям Владимирской казенной палаты.
  • 1905 – после долгого перерыва возвращается к творчеству: написан рассказ для сына «К солнцу» (опубликован в 1907).
  • 1906 – с этого года в периодике начали печататься рассказы Шмелева. Публикация повести «Распад (Из воспоминаний приятеля)».
  • 1909 – И. С. Шмелев становится участником литературного кружка «Среда».
  • 1910 – вошел в товарищество «Знание».
  • 1911 – публикация повести «Человек из ресторана». В том же году в печати появляется рассказ «Рваный барин».
  • 1912 – опубликован неореалистический рассказ «Пугливая тишина». Организация «Книгоиздательства писателей в Москве». Здесь с 1912 по 1914 гг. выходило восьмитомное собрание сочинений Шмелева.
  • 1913 – написаны характерные для неореализма рассказы «Росстани», «Волчий перекат».
  • 1914 – Шмелевы снимают дачу в селе Оболенском Калужской губернии. Начало Первой мировой войны. И. С. Шмелев приступил к созданию очерков о деревне в военное время «Суровые дни».
  • 1915 – призван в армию Сергей Шмелев.
  • 1916 – с этого года по 1917 г. Сергей Шмелев воевал в составе артиллерийской бригады. Написан посвященный сыну рассказ о войне «Лик скрытый».
  • 1917 – с 14 марта по 16 апреля И. С. Шмелев как корреспондент «Русских ведомостей» путешествует по Сибири в поезде, предназначенном для встречи амнистированных политзаключенных; во время поездки созданы очерки «В Сибирь за освобожденными». В декабре написан отразивший антиоктябрьские настроения Шмелева очерк «Про модные товары», вошедший в цикл «Пятна».
  • 1918 – в июне И. С. и О. А. Шмелевы, а также вернувшийся с фронта Сергей уехали в Крым, поселились под Алуштой. В ноябре завершена повесть «Неупиваемая Чаша». В конце 1918 г. Сергей мобилизован в Добровольческую армию.
  • 1919 – Шмелевым написаны сказки, в которых изображены катастрофические последствия революционной свободы.
  • 1920 – арест Сергея 4 декабря; 29 декабря его приговорили к расстрелу.
  • 1921 – в конце января Сергей расстрелян. Шмелевы отправились в Феодосию на поиски сына; не получив никаких сведений, вернулись в Алушту.
  • 1922 – в марте Шмелевы переехали в Москву. Завершен начатый в Крыму рассказ «Это было», посвященный трагедии человеческого разума. 13 ноября Шмелевы прибыли в Берлин.
  • 1923 – в январе Шмелевы переехали в Париж и поселились у племянницы О. А. Шмелевой – Ю. А. Кутыриной, на улице Шевер. С июня до начала октября гостили у Буниных в Грассе. Там Шмелев закончил работу над эпопей «Солнце мертвых». В этом году писатель стал членом Русского национального комитета, которым руководил А. В. Карташев.
  • 1924 – в феврале Шмелев выступил с речью «Душа Родины» на вечере «Миссия русской эмиграции». Создан рассказ «На пеньках».
  • 1927 – написана «История любовная. Роман моего приятеля». Вышел в свет сборник рассказов «Про одну старуху». Шмелевы поселились в Севре, где жили до 1933 г.
  • 1928 – вышли сборники рассказов «Мэри», «Свет разума». С этого года в периодике публикуются очерки, впоследствии составившие книгу «Лето Господне».
  • 1929 – в мае писатель заявил о своем разрыве с «Возрождением». Вышла в свет книга «Въезд в Париж».
  • 1930 – в этом и следующем годах на страницах «России и славянства» публикуется «Богомолье».
  • 1931 – в январе Т. Манн отправил письмо членам Шведской Академии о выдвижении Шмелева на Нобелевскую премию; в феврале профессор Н. ван Вейк послал в Нобелевский комитет письмо-выдвижение на Шмелева.
  • 1933 – вышла в свет книга «Лето Господне: Праздники». В конце года Шмелевы переехали из Севра в парижский пригород Булонь (Boulogne Billancourt). Известие о смерти матери.
  • 1934 – в «Современных записках» публикуется роман «Няня из Москвы». 10 марта состоялось первое публичное чтение Шмелева.
  • 1935 – отдельным изданием в Белграде вышло в свет «Богомолье». В мае состоялось публичное выступление Шмелева в «Союзе Русских Дворян». В том же году написан очерк «Старый Валаам».
  • 1936 – 22 июня скончалась О. А. Шмелева. Поездка в Латвию, три дня в Печорах. Выступление в Берлине, встреча с И.А. Ильиным.
  • 1937 – в январе в «Добровольце» появилась статья Шмелева «Сынам России», посвященная столетию гибели А. С. Пушкина; 11 февраля он, вместе с А. В. Карташевым и Д. С. Мережковским, выступил на торжественном заседании Пушкинского комитета. 13 мая – выступление в Праге, на Дне русской культуры; 14 и 15 мая – публичные чтения Шмелева в Праге. С 17 мая писатель гостил в обители преподобного Иова Почаевского. 12 июня – возвращение во Францию. Отдельной книгой в книгоиздательстве «Возрождение» вышел первый том романа «Пути Небесные».
  • 1938 – с начала года по 20 апреля Шмелев, по приглашению переводчицы его произведений Р. Кандрейя, жил в Швейцарии, где работал над романом «Иностранец», оставшимся незавершенным. На Пасху состоялись публичные чтения в Праге. 2 июня – возвращение в Париж. С 15 октября он жил в Париже на улице Буало.
  • 1939 – в «Возрождении» опубликован первый вариант «Куликова Поля». Второй вариант был готов в 1947 г. 12 июня получено первое письмо от О. А. Бредиус-Субботиной.
  • 1942 – в феврале князь А. Н. Волконский передал И. С. Шмелеву от великого князя Владимира Кирилловича письмо, в котором было выражено восхищение «Богомольем». В декабре написан рассказ «Рождество в Москве».
  • 1943 – 3 сентября во время авиационной бомбардировки Парижа Шмелев чудесным образом избежал гибели.
  • 1944 – 6 января Шмелевым написано распоряжение душеприказчикам о перезахоронении праха его и О. А. Шмелевой в Москве на кладбище Донского монастыря. Весной написан рассказ «Почему так случилось».
  • 1946 – в апреле состоялась встреча с О. А. Бредиус-Субботиной.
  • 1947 – начало сотрудничества с «Русской Мыслью». Закончена работа над вторым томом «Путей Небесных». В декабре Шмелев выехал в Женеву.
  • 1948 – второе издание «Богомолья», в окончательном варианте вышло в свет «Лето Господне: Праздники – Радости – Скорби». 17 июня – в Женеве проходят публичные чтения Шмелева в пользу здравницы для больных русских детей. 26 июня – публичные чтения в Цюрихе.
  • 1949 – в январе закончен рассказ «Записки неписателя». В март – возвращение в Париж. 23 ноября писатель исповедовался и причастился у архимандрита Мефодия (Кульмана). 26 ноября И. С. Шмелеву сделана операция.
  • 1950 – в апреле написан рассказ «Приятная прогулка». 24 июня – кончина И. С. Шмелева в обители Покрова Пресвятой Богородицы в Бюси-ан-От.

Полная биография – Иван Шмелев

Личность писателя. «Среднего роста, худощавый, большие серые глаза... Эти глаза владеют всем лицом... склонны к ласковой усмешке, но чаще глубоко серьезные и грустные. Его лицо изборождено глубокими складками-впадинами от созерцания и сострадания... лицо русское — лицо прошлых веков, пожалуй — лицо старовера, страдальца. Так и было: дед Ивана Сергеевича Шмелева, государственный крестьянин из Гуслиц Богородского уезда Московской губернии, — старовер, кто-то из предков был ярый налетчик, борец за веру — выступал при царевне Софье в „прях”, то есть в спорах о вере. Предки матери тоже вышли из крестьянства, исконная русская кровь течет в жилах Ивана Сергеевича Шмелева». Такой портрет дает в своей книжке чуткий, внимательный биограф писателя, его племянница Ю. А. Кутырина. Портрет очень точный, позволяющий лучше понять характер Шмелева-человека и Шмелева-художника. Глубоко народное, даже простонародное начало, тяга к нравственным ценностям, вера в высшую справедливость и одновременно отрицание социальной неправды определяют его натуру.

Один из видных писателей-реалистов, близкий горьковской школе (повести «Гражданин Уклейкин», 1907, и «Человек из ресторана», 1911), Шмелев пережил в пору революции и Гражданской войны глубокий нравственно-религиозный переворот.

События Февраля 1917 г. он встретил восторженно. Шмелев совершает ряд поездок по России, выступает на собраниях и митингах. Особенно взволновала его встреча с политкаторжанами, возвращавшимися из мест заключения в Сибири.

«Революционеры-каторжане, — с гордостью писал он сыну Сергею, прапорщику артиллерии, в действующую армию, — оказывается, очень меня любят как писателя, и я, хотя и отклонял от себя почетное слово — товарищ, но они мне на митингах заявили, что я — „ихний” и я их товарищ. Я был с ними на каторге и в неволе, — они меня читали, я облегчал им страдания».

Позиция. Однако Шмелев не верил в возможность скорых и радикальных преобразований в России. «Глубокая социальная и политическая перестройка сразу вообще немыслима даже в культурнейших странах, — утверждал он в письме к сыну от 30 июля 1917 г., — в нашей же и подавно. Некультурный, темный вовсе народ наш не может воспринять идею переустройства даже приблизительно». Октябрь Шмелев не принял и, как честный художник, писал только о том, что мог искренне прочувствовать (повесть 1918 г. о крепостном художнике «Неупиваемая чаша»; проникнутая осуждением войны как массового психоза повесть 1919 г. «Это было»).

Трагедия отца. Об отъезде Шмелева в эмиграцию следует сказать особо. О том, что он уезжать не собирался, свидетельствует уже тот факт, что в 1920 г. Шмелев покупает в Крыму, в Алуште, дом с клочком земли. Но трагическое обстоятельство все перевернуло. Сказать, что он любил своего единственного сына Сергея, — значит сказать очень мало. Прямо-таки с материнской нежностью относился он к нему, дышал над ним, а когда сын-офицер оказался на германской войне, в артиллерийском дивизионе, считал дни, писал нежные письма: «Ну, дорогой мой, кровный мой, мальчик мой. Крепко и сладко целую твои глазки и всего тебя...»

В 1920 г. офицер Добровольческой армии Сергей Шмелев, отказавшийся уехать с врангелевцами на чужбину, был взят в Феодосии из лазарета и без суда расстрелян. И не он один. Как рассказывал 10 мая 1921 г. И. Эренбург, «офицеры остались после Врангеля в Крыму главным образом потому, что сочувствовали большевикам, и Бела Кун расстрелял их только по недоразумению. Среди них погиб и сын Шмелева». Никакого недоразумения не было, а был сознательный геноцид. «Война продолжится, пока в Крыму останется хоть один белый офицер»,— так гласила телеграмма заместителя Троцкого в Реввоенсовете Склянского.

Когда в 1923 г. в Лозанне русским офицером Конради был убит торговый представитель Советского Союза в Италии литератор В. В. Боровский, Шмелев обратился с письмом к защитнику Конради Оберу. В письме он по пунктам перечислил совершенные красными преступления против человечности, которым сам стал свидетелем, начиная с расстрела его сына и кончая уничтожением до 120 тысяч человек.

Шмелев долго не мог поверить в гибель своего сына. Его страдания — страдания отца — описанию не поддаются. В ответ на приглашение, присланное Шмелеву Буниным, выехать за границу, «на работу литературную», тот прислал письмо, которое (по свидетельству В. Н. Муромцевой-Буниной) трудно читать без слез. Приняв бунинское приглашение, он выезжает в 1922 г. сперва в Берлин, а потом в Париж.

Мастерство. Если говорить о «чистой» изобразительности, то она только растет, являя нам примеры яркой метафоричности. Но прежде всего изобразительность эта служит воспеванию национальной архаики. Религиозные празднества, обряды тысячелетней давности, множество драгоценных мелочей отошедшей жизни воскрешает в своих «вспоминательных» книгах Шмелев, поднимаясь как художник до словесного хорала, славящего Замоскворечье, Москву, Русь. «Москва-река в розовом туманце, на ней рыболовы в лодочках подымают и опускают удочки, будто водят усами раки. Налево — золотистый, легкий, утренний Храм Спасителя, в ослепительно золотой главе: прямо в нее бьет солнце. Направо — высокий Кремль, розовый, белый с золотцем, молодо озаренный утром...

Идем Мещанской — все-то сады, сады. Движутся богомольцы, тянутся и навстречу нам. Есть московские, как и мы; а больше дальние, с деревень: бурые армяки-сермяги, онучи, лапти, юбки из крашенины, в клетку, платки, поневы, — шорох и шлепы ног. Тумбочки — деревянные, травка у мостовой; лавчонки — с сушеной воблой, с чайниками, с лаптями, с кваском и зеленым луком, с копчеными селедками на двери, с жирною „астраханкой” в кадках. Федя полощется в рассоле, тянет важную, за пятак, и нюхает — не духовного звания? Горкин крякает: хоро-ша! Говеет, ему нельзя. Вон и желтые домики заставы, за ними -— даль» («Богомолье»).

Конечно, мир «Лета Господня» и «Богомолья», мир фи-ленщика Горкина, Мартына и Кинги, «Наполеона», бараночника Феди и богомольной Домны Панферовны, старого кучера Антипушки и приказчика Василь Васильевича, «облезлого барина» Энтальцева и солдата Махорова на «деревянной ноге», колбасника Коровкина, рыбника Горностаева и «живоглота»-богатея крестного Кашина — этот мир одновременно и был, и не существовал никогда. Возвращаясь вспять, силой воспоминаний, против течения времени — от устья к ее стокам, — Шмелев преображает все увиденное вторично. Да и сам «я», Ваня, Шмелев-ребенок, появляется перед читателем словно бы в столбе света, умудренный всем опытом только предстоящего ему пути. Но одновременно Шмелев создает свой особенный, «круглый» мир, маленькую вселенную, от которой исходит свет патриотического одушевления и высшей нравственности.

О «Лете Господнем» проникновенно писал И. А. Ильин: «Великий мастер слова и образа, Шмелев создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта, в словах точных, насыщенных и изобразительных: вот „тартанье московской капели”; вот в солнечном луче „суетятся золотинки”, „хряпкают топоры”, покупаются „арбузы с подтреском”, видна „черная каша галок в небе”. И так зарисовано все: от разливанного постного рынка до запахов и молитв Яблочного Спаса, от „разговин” до крещенского купания в проруби. Все узрено и показано насыщенным видением, сердечным трепетом; все взято любовно, нежным, упоенным и упоительным проникновением; здесь все лучится от сдержанных, непроливаемых слез умиленной благодатной памяти. Россия и православный строй ее души показаны здесь силою ясновидящей любви. Эта сила изображения возрастает и утончается еще оттого, что все берется и дается из детской души, вседоверчиво разверстой, трепетно отзывчивой и радостно наслаждающейся. С абсолютной впечатлительностью и точностью она подслушивает звуки и запахи, ароматы и вкусы. Она ловит земные лучи и видит в них неземные; любовно чует малейшие колебания и настроения у других людей; ликует от прикосновения к святости; ужасается от греха и неустанно вопрошает все вещественное о скрытом в нем таинственном в высшем смысле».

«Богомолье» и «Лето Господне», а также примыкающие к ним рассказы «Небывалый обед», «Мартын и Кинга» объединены не только духовной биографией ребенка, маленького Вани. Через материальный, вещный, густо насыщенный великолепными бытовыми и психологическими подробностями мир нам открывается иное, более масштабное. Кажется, вся Россия, Русь предстает здесь в своей темпераментной широте, истовом спокойствии, в волшебном сочетании наивной серьезности, строгого добродушия и лукавого юмора. Это воистину «потерянный рай» Шмелева-эмигранта, и не потому ли так велика сила ностальгической, пронзительной любви к родной земле, так ярко художественное видение красочных, сменяющих друг друга картин? Книги эти служат глубинному познанию России, пробуждению любви к нашим праотцам.

В этих вершинных произведениях Шмелева все погружено в быт, но художественная идея, из него вырастающая, летит над бытом, приближаясь уже к формам фольклора, сказания. Так, скорбная и трогательная кончина отца в «Лете Господнем» предваряется рядом грозных предзнаменований: вещими словами Пелагеи Ивановны, которая и себе предсказала смерть; многозначительными снами, привидевшимися Горкину и отцу; редкостным цветением «змеиного цвета», предвещающего беду; «темным огнем в глазу» бешеной лошади Стальной, «кыргыза», сбросившего на полном скаку отца. В совокупности все подробности, детали, мелочи объединяются внутренним художественным миросозерцанием Шмелева, достигая размаха мифа, яви-сказки.

Язык произведений Шмелева. Без преувеличения, не было подобного языка до Шмелева в русской литературе. В автобиографических книгах писатель расстилает огромные ковры, расшитые грубыми узорами сильно и смело расставленных слов, словец, словечек, словно вновь заговорил старый Шмелевский двор на Большой Калужской, куда стекались рабочие со всех концов России. Казалось бы, живая, теплая речь. Но это не слог Уклейкина или Скороходова («Человек из ресторана»), когда язык был продолжением окружавшей Шмелева действительности, нес с собой сиюминутное, то, что врывалось в форточку и наполняло русскую улицу. Теперь на каждом слове как бы позолота, теперь Шмелев не запоминает, а реставрирует слова. Извне восстанавливает он их в новом, волшебном великолепии; отблеск небывшего, почти сказочного (как на легендарном «царском золотом», что подарен был плотнику Мартыну) ложится на слова. Этот великолепный, отстоянный народный язык восхищал и продолжает восхищать.

«Шмелев теперь последний и единственный из русских писателей, у которого еще можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка, — отмечал в 1933 г. Куприн.— Шмелев изо всех русских самый распрерусский, да еще и коренной, прирожденный москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа». Если отбросить несправедливое для богатой отечественной литературы обобщение «единственный», эта оценка окажется верной и в наши дни.

Неравноценность творчества. При всем том, что «вспо-минательные» книги «Богомолье» и «Лето Господне» являются вершиной Шмелевского творчества, другие произведения эмигрантской поры отмечены крайней, бросающейся в глаза неравноценностью.

Рядом с поэтичной повестью «История любовная» (1929) писатель создает на материале Первой мировой войны лубочный роман «Солдаты» (1925); вслед за лирическими очерками автобиографического плана «Старый Валаам» (1935) появляется двухтомный роман «Пути небесные» — растянутое повествование о религиозных исканиях и загадке русской души. Но даже и в менее совершенных художественно произведениях все проникнуто мыслью о России и любовью к ней.

Последние годы своей жизни Шмелев проводит в одиночестве, потеряв жену, испытывая тяжелые физические страдания. Он решает жить «настоящим христианином» и с этой целью 24 июня 1950 г., уже тяжелобольной, отправляется в обитель Покрова Божьей Матери, основанную в Бюси-ан-От, в 140 километрах от Парижа. В тот же день сердечный припадок обрывает его жизнь.

Шмелев страстно мечтал вернуться в Россию, хотя бы и посмертно. Ю. А. Кутырина писала автору этих строк 9 сентября 1959 г. из Парижа: «Важный вопрос для меня, как помочь мне — душеприказчице (по воле завещания Ивана Сергеевича, моего незабвенного дяди Вани) выполнить его волю: перевезти его прах и его жены в Москву, для упокоения рядом с могилой отца его в Донском монастыре...»

Теперь, посмертно, в Россию, на родину, возвращаются его книги. Так продолжается вторая, уже духовная жизнь писателя на родной земле.

20 интересных фактов из жизни Шмелева

Русский писатель Иван Сергеевич Шмелев прожил жизнь весьма насыщенную, полную ярких событий. Его консервативное творчество, однако, оказало немалое влияние на развитие литературы в целом, а православные взгляды литератора не менялись до самой его смерти. Он успел пожить и в Российской Империи, и в СССР, и даже за границей, куда эмигрировал, не желая мириться с проводимой советскими политиками властями.

Факты из биографии Ивана Шмелева

  • Писатель происходил из купеческого сословия, благодаря отцу, которому удалось разбогатеть. Дед его, однако, был крестьянином.
  • Интерес к религии возник у И. С. Шмелева ещё в детстве, под влиянием старика-воспитателя, которого определил к нему отец.
  • Своё первое образование будущий литератор получал в домашних условиях, а его учителем была собственная мать.
  • Во время обучения в гимназии преподавателем Шмелева по литературе был дядя поэтессы Марины Цветаевой. Он высоко оценивал сочинения юного Ивана, и неизменно ставил ему высочайший балл.
  • Шмелев Иван успешно получил юридическое образование в МГУ имени Ломоносова.
  • Поначалу И. С. Шмелев с энтузиазмом воспринял Февральскую революцию, но вскоре разочаровался в её идеях. После этого писатель перебрался в Крым.
  • Сын Шмелева был офицером царской армии, и, несмотря на вмешательство отца, в 1920 году он был арестован и расстрелян. Этого литератор большевикам никогда не простил.
  • Вышеописанная трагедия позднее легла в основу его эпопеи «Солнце мёртвых», которая принесла ему широкую известность за рубежом.
  • Свои первые литературные опыты Шмелев Иван начал ещё во время учёбы в гимназии, до поступления в университет, но первая его публикация состоялась, когда ему было 22 года.
  • Сборник очерков «На скалах Валаама», опубликованный И. С. Шмелевым ещё спустя пару лет, почти сразу же оказался запрещён цензурой. Позднее его допустили к печати, заставив его изъять из рукописи много фрагментов текста.
  • Некоторые свои произведения с просьбой о рецензии Шмелев отправлял Максиму Горькому, с которым был весьма дружен.
  • В 1922 году Шмелев Иван навсегда покинул СССР и перебрался в Париж. Помощь в эмиграции ему оказал другой знаменитый писатель, Иван Бунин. Всего в Париже он прожил целых 27 лет.
  • Женой писателя была Ольга Охтерлони, происходившая из древнего шотландского рода Стюартов. Вместе супруги прожили 41 год.
  • Любимыми писателями И. С. Шмелева были Толстой, Пушкин, Короленко и Лесков.
  • Самый светлый и известный роман Шмелева — «Лето Господне». Он трудился над ним на протяжении 14 лет. Этот роман нередко называют энциклопедией православной жизни.
  • В 1931 году, уже проживая во Франции, Шмелев Иван был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
  • Всю Вторую Мировую войну он провёл в оккупированном немецкими войсками Париже.
  • Улица в городе Владимире, на которой одно время Шмелев, ныне называется улицей Гагарина.
  • Творчество И. С. Шмелева было переведены на все основные европейские языки.
  • Проживая во Франции, он мечтал о возвращении на родину, но сбыться этому было не суждено. Шмелев Иван скончался в 1950 году, но спустя 50 лет после смерти его тело было перевезено в Россию и перезахоронено рядом с могилами членов его семьи.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

16 − шесть =

Adblock
detector