Эдвард Станиславович Радзинский — историк и писатель

Биография, Эдвард Радзинский (р. 1936) – знаменитый российский писатель и историк, драматург и сценарист, телевизионный ведущий. Является автором популярных книг и телефильмов, посвящённых российской истории.

Эдвард Станиславович Радзинский - историк и писатель

Эдвард Радзинский – биография вкратце

Вариант 1

Популярный сценарист и исторический публицист, Эдвард Станиславович Радзинский родился в Москве 29 сентября 1936 года. Его отцом был известный в те годы драматург и член Союза писателей СССР С. Радзинский.

В качестве сценариста Эдвард Радзинский дебютировал в 1960 году, после окончания Московского историко-архивного института. Первая пьеса писателя «Мечта моя Индия» была поставлена на сцене МТЮЗа — Московского театра юного зрителя. Однако широкая известность к Радзинскому как к талантливому сценаристу пришла только после того, как в московском Театре имени Ленинского Комсомола один из самых модных режиссеров СССР того времени — Анатолий Эфрос поставил его пьесу “104 страницы про любовь”. Затем эта пьеса Радзинского стала основой фильма “Еще раз про любовь” в которой блестящую партию сыграли Татьяна Доронина и Александр Лазарев.

После такой мощнейшей рекламы пьесы Эдварда Станиславовча стали расходиться по советским и зарубежным театрам, как “горячие пирожки”. Вскоре Радзнский перерос театр и стал работать для кино и телевидения, в том числе, начиная с середины восьмидесятых годов, в редком даже в наши дни жанре исторического телерассказа.

В 90‑е годы Радзинский всерьез увлекся темой личности в истории и стал не только писать крупные прозаические произведения об исторических личностях, но и продолжил свои выступления на театральных подмостках в жанре литературного монолога. Настоящими бестселлерами этого времени стала его книга “Сталин” и роман, посвященный Николаю II и его семье. Они не только были изданы у нас в стране и с восторгом приняты читателями, но переведены и изданы за рубежом. Как говорят, один из последних романов в этом жанре — “Александр II”, прочитал президент США Джордж Буш — мл. Ставшие модными в России спектакли по исторической трилогии Радзинского “Лунин, “Беседы с Сократом”, а также “Театр времен Нерона и Сенеки” также были поставлены на сценах различных стран мира. Успех книг и постановок побудил Эдварда Станиславовича сесть за работу над новой книгой о Сталине.

Много пересудов и недомолвок вызывали и вызывают телевизионные авторские циклы Эдварда Радзинского, которые он называет “Загадки истории” и ведет, начиная с середины 90‑х годов прошлого века. Сам он называет их просветительскими, однако критики его творчества считают, что они носят слишком поверхностный и никаким образом не имеющие отношение к действительности, характер. Ему пеняют на то, что используемые им материалы не просто недостоверны, а представляют собой либо исторические анекдоты и небылицы, либо обыкновенные слухи, с которыми ни один серьезный историк работать не будет.

Тем не менее, Радзинский имеет определенный вес в литературных и общественных кругах, являясь академиком Российской академии телевидения ТЭФИ, председателем попечительского совета литературной премии “Дебют”, сопредседателем Литературной академии — жюри Национальной премии «“Большая книга”, а также в ряде других известных организаций.

Вариант 2

Родился 23 сентября 1936 года в Москве, в семье драматурга, члена Союза писателей С. Радзинского. Окончил Московский историко-архивный институт. В 1960 году на сцене Московского театра юного зрителя была поставлена первая пьеса писателя “Мечта моя… Индия”. Широкая известность пришла к Э. Радзинскому после постановки Анатолием Эфросом спектакля “104 страницы про любовь” по одноименной пьесе драматурга в Театре имени Ленинского Комсомола. После этой постановки публика жаждала очередного произведения автора как глотка свежего воздуха. Радзинский писал пьесу за пьесой — и ни одна не ложилась на пыльную полку до лучших времен. По его пьесам стали ставить спектакли в Нью-Йорке — театр “Кокто репетори”, в Париже — Театр Европы, Королевский театр в Копенгагене…

Кроме пьес, Эдвард Радзинский много работал для кино в качестве сценариста. В восьмидесятых Радзинский стремительно завоевал телевидение. Его передачи продолжают пользоваться огромной популярностью и сейчас. В девяностых Эдвард Станиславович обрел популярность прозаика, пишущего о выдающихся исторических личностях. Пишущего просто и доступно, словно о наших с вами соседях. Среди множества его исторических повествований мировыми бестселлерами стали две документальные книги: о расстреле Николая Второго и его семьи и “Сталин”.

Самая известная историческая трилогия Радзинского состоит из трех пьес: “Лунин”, “Беседы с Сократом”, “Театр времен Нерона и Сенеки”. Все они были поставлены во многих театрах мира, в том числе и в России.

В последнее время прозаик Эдвард Станиславович Радзинский писал книгу о французском писателе и политическом деятеле конца XVIII века — Шатобриане. Много ездит по миру и начинает скучать в поездках, когда хочется вернуться домой и писать, писать, писать, а дела требуют его присутствия. Отмахивается от назойливых политических журналистов, которые хотят услышать его мнение об очередной политической перестановке, — политика его не интересует. Зато с огромным удовольствием Радзинский продолжает говорить о театре.

Вместе с тем, в 2001 году Э. С. Радзинский публично объявил о своем намерении в скором времени оставить телевизионную карьеру.

Вариант 3

Эдвард Радзинский родился 23 сентября 1936 года в Москве, в семье драматурга Станислава Радзинского. В 1960 году будущий драматург и писатель окончил Московский историко-архивный институт.

Первая пьеса писателя была поставлена на сцене Московского театра юного зрителя ещё во время обучения Радзинского — в 1958, и называлась «Мечта моя… Индия». Свою дебютную работу драматург посвятил Герасиму Лебедеву, первому русскому учёному-индологу. Диплом Эдварда Радзинского также был посвящён Лебедеву.

Признание приходит к Радзинскому после постановки Анатолием Эфросом его пьесы «104 страницы про любовь».  По пьесе сняли фильм «Ещё раз про любовь» с самими Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым в главных ролях. Эта постановка стала переломной, и после неё практически все пьесы Эдварда Радзинского получали широкую известность — как в театрах СССР, так и за рубежом. Одними из самых успешных у автора считаются пьесы в историческом жанре: «Лунин, или смерть Жака», «Беседы с Сократом» и «Театр времён Нерона и Сенеки». Радзинский не ограничивался пьесами, также писал киносценарии, а в 1980‑е годы начал плодотворную работу на телевидении.

В начале 90х Радзинский решил опробовать себя и в писательской стезе, начав писать научно-популярные произведения о трагических периодах русской и мировой истории, о знаменитых исторических и зачастую очень противоречивых персоналиях, таких, как Сталин, Наполеон, Николай II, Распутин, и о многих-многих других. Также Радзинский делал телепередачи из цикла «Загадки истории», которые сам называл просветительскими.

Книги Радзинского переведены на множество языков: английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, португальский, греческий, датский, польский, финский, шведский, иврит… На этом долгий список не заканчивается. А его биографии Николая II, Сталина и Распутина и вовсе стали мировыми бестселлерами.

Эдвард Радзинский обладает немалой коллекцией орденов и наград: орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 ноября 2006 года), международной премией им. Кирилла и Мефодия (1997), премией «Литературной газеты» (1998), несколькими премиями ТЭФИ (1997, 1999, 2003, 2004),

В 2006 году пользователи портала Ram­bler признала Эдварда Радзинского «человеком десятилетия».

Полная биография – Эдвард Радзинский

Вариант 1

Творчество Эдварда Радзинского – это яркие произведения с живыми образами, красочными описаниями и негаснущей актуальностью. Добившись небывалого успеха на поприще театральных пьес, господин Радзинский не стал останавливаться на достигнутом, а углубился в дебри истории, где завоевал особую популярность, вызывая восхищение и негодование общественности.

Детство – время чудесное

Биография Эдварда Радзинского начинается в Москве в 1936 году. 23 сентября популярный сценарист-драматург и старший следователь становятся родителями мальчика, которому дают имя Эдвард. Возможно, то, что детство будущего драматурга прошло в эпоху сталинского режима, военного времени, отразилось на любви Радзинского к истории, а тяга к литературе и искусству прививались родителями с самого рождения. Отец – Станислав Адольфович был представителем старой интеллигенции, поэтому своего сына воспитывал в духе высокой нравственности. С самого детства ребенок постигал азы этикета, много читал, а природная любознательность позволяла маленькому Эдварду повышать уровень знаний.

Кроме духовной пищи Эдвард Станиславович Радзинский активно занимался спортом. Мать – Софья Юльевна, работавшая старшим следователем, следила за физическим развитием сына, одобряя его увлечение футболом. Бокс и легкая атлетика также весьма интересуют подростка. Окончив школу, молодой Эдвард решает посвятить себя истории и поступает в историко-архивный институт в Москве, который блестяще заканчивает. Кто знает, может, страна получила бы талантливого ученого, если бы, будучи еще студентом, Радзинский не загорелся любовью к драматургии. Впрочем, высшее образование историка не пропало, позволив писателю создавать в будущем талантливые исторические труды, ярко описывая жизненные циклы правителей России. Но, вначале был театр…

Семья – закулисье жизни

Семейное счастье Эдварда Радзинского – это личное сокровище писателя, которое он охраняет весьма тщательно от общественности. Все женщины, бывшие в жизни писателя, это его музы, подарившие настоящее счастье. Воспитание и высокая нравственность Радзинского не позволяют ему делиться подробностями личной жизни. А ведь там было столько страстей, драм и трагедий, из которых могло бы получиться произведение, не менее яркое и насыщенное, чем пьесы драматурга. Первой спутницей жизни стала актриса Алла Гераскина, прославившаяся сценариями к знаменитой программе «Кабачок «13 стульев». В 1958 году Радзинский становится отцом. Судьба его сына — Олега Радзинского полна трагичных событий: перелом позвоночника, длительный срок за чтение антисоветской литературы, вынужденная эмиграция. В настоящее время Олег со своей семьей живет во Франции и занимается литературой.

Сама Алла также живет заграницей и пишет биографии известных людей. Второй брак Эдварда Станиславовича продлился не так долго, но взбудоражил общественность и подарил самому писателю множество ярких эмоций и чувств. Будучи театральным драматургом, он знакомится с молодой, но уже известной актрисой Татьяной Дорониной. Именно пьесы будущего супруга принесли славу Дорониной, как драматической актрисе. Творческий союз быстро распался, но и актриса, и драматург сумели сохранить до сих пор очень хорошие взаимоотношения. Нынешняя супруга писателя вновь из творческой среды. Актриса Елена Денисова знакома российскому зрителю по блистательному ироническому детективу «Ищите женщину». Несмотря на разницу в возрасте в 20 лет, пара счастлива и тщательно оберегает домашний очаг от общественности. На данный момент Елена Денисова ушла из актерской профессии и посвятила себя семье и благотворительности.

Театр, история и любовь

Творческий путь Эдварда Радзинского, как писателя, начинается с 50‑х годов 20-го столетия. Именно тогда 16-летний молодой автор опубликовал свое первое произведение. Активные занятия литературой продолжались до 1958 года, когда его пьеса стала основой спектакля «Мечта моя… Индия», рассказывающего о Герасиме Лебедеве – ученом-индологе из России. Ошеломляющий успех приходит, когда в Москве ставят спектакль «104 страницы про любовь». Почти 20 лет писатель создает любовные пьесы, показывая своему поколению, что такое настоящая страсть. В те времена мало кто из писателей мог так открыто писать о такой чувственной теме, как любовь, секс, а так красиво и ярко писать не мог никто. Но время шло, романтизм сходил на нет.

И однажды Радзинский понимает, что написать что-то новое на вечную тему он, не повторившись, не может. Кроме того, многие произведения литератора были слишком откровенными для пуританского советского общества, где позже стали заявлять, что в СССР секса нет. И тогда блистательный драматург решает углубиться в другую свою страсть – историю. Здесь можно писать все что угодно, потому что пишешь о тех, кто ушел в лучший из миров. Начиная с 1976 года, Радзинский начинает писать исторические романы и биографии известных людей: политических деятелей, философов, музыкантов. Но пик популярности приходит в 90‑е годы, когда стало модно читать о реальной истории СССР. Впрочем, надо отдать должное Радзинскому. Да, он показывает собственное мнение, точку зрения, но отстаивает их, подтверждает документами. Ни один исторический факт не предоставлен читателю голословно. Радзинский, как историк, очень бережно относится к данным, цифрам. При этом подает их интересно, ярко, оживляя фигуры давно минувших дней, делая их доступными простому обывателю.

Его труды пользуются невероятной популярностью, как на родине, так и на Западе. Издатели мира с удовольствием выпускают книги Радзинского в Англии, Франции, Италии и многих других европейских государствах, а также на просторах США. Героями его произведений становятся среди прочих Иосиф Сталин, русские цари и императоры, Григорий Распутин, Моцарт и герои французской революции. В 2005 году издательство «Вагриус» делает настоящий подарок читателям и поклонникам творчества Эдварда Радзинского, выпустив собрание сочинений писателя в пяти томах. Отдельно стоит упомянуть о пути Эдварда Радзинского на телевидение. Первое сотрудничество с «голубым экраном» происходит при написании киносценариев, среди которых самыми известными являются «Москва – любовь моя», «Каждый вечер в 11», «Ольга Сергеевна». Но настоящий успех на ТВ приходит вместе со стартом циклов исторических передач.

В «Загадках истории» Эдвард Радзинский раскрывает новые грани известных исторических, судьбоносных событий и личностей. Его передачи посвящены истории России, мировым событиям далеких лет. Непревзойденное ораторское искусство Радзинского превращает каждый выпуск передачи в моноспектакль, где автор выступает в качестве сценариста, режиссера и актера. Сталин, Наполеон, Распутин и другие личности оживают в рассказах Радзинского, насыщенных эмоциями, фактами, подробностями. Сухие исторические факты в устах автора становятся ярким повествованием, живой картинкой, хотя на экране только сам Радзинский. Не меньшую популярность завоевывают его проекты «Боги жаждут» и «Династия без грима».

Общественная деятельность и народное признание

Создание исторических романов, публицистических трудов занимает очень много времени. Но натура Эдварда Радзинского не позволяет ему расслабляться, лениться и отдыхать. В коротких перерывах между написанием новых книг и съемок телепередач писатель успевает помогать жене с благотворительной деятельностью, устраивать творческие вечера и встречи с читателями, принимать участие в важных культурных событиях страны. В начале 21-го века в течение семи лет Эдвард Радзинский входит в состав Совета по культуре и искусству при Президенте России, а в 2006 году становится сопредседателем премии по литературе «Большая книга». Он состоит в Союзе писателей Москвы и является членом Российской академии художеств.

Кроме того, Радзинский – академик ТЭФИ и председатель попечительского совета популярной премии по литературе «Дебют». В 1997 году он становится обладателем международной премии имени Кирилла и Мефодия, а затем получает награду от «Литературной газеты». В 2012 году драматургия Радзинского была отмечена особенной наградой. За служение русскому репертуарному театру писатель удостаивается Российской национальной актерской премией имени Андрея Миронова «Фигаро». Как создатель исторических передач Радзинский становится четырехкратным обладателем ТЭФИ. А в 2006 году становится человеком десятилетия по версии портала Ram­bler, а также награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие отечественного телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность.

На двух чашах весов…

Настоящее писателя – это создание новых трудов о легендарных героях прошлого, путешествия и активная общественная работа. Кроме того, в планах писателя вернуться на театральные подмостки, где российские режиссеры предлагают возродить популярные пьесы о любви в новом прочтении. Еще Эдвард Радзинский мечтает об открытии настоящего Культурного центра в родной Москве. В задумках писателя создать современную площадку для молодых режиссеров, где они будут иметь возможность показать свои произведения зрителю, в том числе и через телепостановки.

Главной наградой Эдварда Радзинского остается любовь читателей, телезрителей, которые с восторгом встречают каждый новый выпуск передач, новые произведения писателя. На творческие встречи и вечера писателя собираются настоящие армии поклонников, которые готовы не только восхищаться, но и дискутировать с писателем по темам его произведений. Стоит отметить, что творчество Эдварда Радзинского, в силу своей эмоциональности, насыщенности, не оставляет равнодушным никого. Его любят или ненавидят, поддерживают его взгляды и яростно спорят с ними.

Исторические труды писателя всегда вызывают ажиотаж общественности. Слава драматурга сменилась популярностью публициста, но драматургия сохранила свою магию в новых произведениях Радзинского. Его обаяние, неповторимый стиль создают свой, отдельный спектакль, оживляя героев, открывая неизвестные страницы истории России и мировых цивилизаций, но так или иначе посвящены главной теме – любви во всех ее проявлениях.

Вариант 2

Эдвард Станиславович Радзинский (79 лет) родился в Москве в семье драматурга Станислава Радзинского, коренного одессита. Войну провел в эвакуации в Ташкенте, по соседству с Радзинскими жила Анна Ахматова.

В 1959 году окончил Московский историко-архивный институт. Во время учебы увлекался работами российского исследователя Герасима Лебедева, создавшего в Индии первый театр европейского типа. Написал о нем дипломную работу и пьесу «Мечта моя… Индия», по которой в 1960 году в Московском театре юного зрителя был поставлен спектакль.

Широкая известность пришла к Радзинскому в 1960‑х годах, после того, как Анатолий Эфрос поставил в Ленкоме его пьесу «104 страницы про любовь». Ее играли в 120 театрах СССР, по пьесе был снят фильм «Еще раз про любовь», главные роли в котором исполнили Татьяна Доронина и Александр Лазарев. В 2003 году вышел ремейк картины — «Небо, самолет, девушка».

С 1960‑х годов пьесы Радзинского с успехом шли в советских театрах и за границей. Известна его историческая трилогия — «Лунин, или Смерть Жака», «Беседы с Сократом», «Театр времен Нерона и Сенеки». Также создал киносценарии к фильмам «Улица Ньютона, дом 1», «Чудный характер», «Каждый вечер в 11 часов».

С 1963 года — член Союза писателей СССР.

В 1990‑е годы начал писать научно-популярные книги о знаменитых личностях русской и мировой истории. Мировыми бестселлерами стали биографии Николая II, Иосифа Сталина и Григория Распутина.

С 1994 года ведет программы на телевидении (циклы передач «Театральный роман», «Любовь в галантном веке», «Загадки истории» и другие). В 1997 году стал академиком «Академии российского телевидения».

С 2001 по 2008 годы входил в президентской совет по культуре и искусству. Член творческого совета журнала «Драматург». Сопредседатель жюри национальной премии «Большая книга».

Первой женой драматурга была актриса Алла Гераскина, дочь детской писательницы Лии Гераскиной («Аттестат зрелости», «В стране невыученных уроков»). В браке родился сын Олег — участник диссидентского движения, политзаключенный, эмигрировавший в США, председатель совета директоров «Рамблер Медиа Групп».

Во второй раз женился в 1966 году на актрисе Татьяне Дорониной — главной героине фильма «Еще раз про любовь», поставленного на основе его пьесы. Брак вскоре распался. Сейчас Радзинский женат на бывшей актрисе Елене Денисовой (роль Виржинии Ренуар в фильме «Ищите женщину»). Супруга занимается реабилитацией алкоголиков и наркоманов по христианской программе «12 шагов», проводит встречи с группами анонимных алкоголиков в храме Космы и Дамиана в Москве.

Чем знаменит

Известный советский драматург, написавший пьесы «104 страницы про любовь», «Снимается кино», «Обольститель Колобашкин, «Турбаза» и другие. Работы Радзинского шли во многих театрах мира — в США, Канаде, странах Евросоюза, Японии. Пьеса «Старая актриса на роль жены Достоевского» была впервые поставлена в Театре Европы во Франции и шла в 12 странах мира. Многие пьесы Радзинского поставил Анатолий Эфрос. Самые известные фильмы, снятые по сценариям Радзинского — «Еще раз про любовь» (1968) и восьмисерийный телефильм «Ольга Сергеевна» (1975). В обеих лентах главную роль исполнила Татьяна Доронина.

Узнаваемый телеведущий, запомнившийся по циклам исторических передач — своеобразной серии ЖЗЛ на телевидении. Не раз удостаивался премий ТЭФИ (1997, 1999, 2003, 2004).

О чем надо знать

10 июля 2011 года Радзинский на своем внедорожнике Vol­vo XC90 попал в ДТП в Подмосковье. Писатель выехал на встречную полосу и спровоцировал аварию, в которой погибла 24-летняя девушка. В октябре 2014 года дело было закрыто по амнистии, в апреле 2015 года суд взыскал с Радзинского 2 миллиона рублей в пользу отца погибшей.

Прямая речь:

Об эмиграции («Новые Известия», сентябрь 2010): «Мне еще со времен Брежнева предлагали эмигрировать, каждый раз, когда я выезжал за границу, мне в конце поездки тихонечко предлагали остаться. Я не остался, и дело тут не в березках, а просто здесь я все понимаю. Вот стоят два человека, я на них смотрю и, мне кажется, что я их понимаю. А вот когда я вижу двух людей на улицах Парижа, я про них не понимаю. Кроме того, эмиграция — это жизнь без молодости. Вот вы идете мимо здания и знаете, с ним что-то связано: тут вы любили, тут вас бросили. У вас целая жизнь проходит, пока вы идете».

О личной жизни («Медведь», май 2007): «Женщины, которые были со мной, подарили мне великое счастье. И самое время мне в который раз ответить: моя личная жизнь — всегда за занавесом. Я слишком уважаю женщин, которые наградили меня этим счастьем, и никогда не позволю, чтобы их имена стали достоянием всех».

О Сталине (программа «Познер», февраль 2009): «Когда я начал писать книжку о Сталине, это был 1986 год. Я начал писать. Мне позвонил один ныне очень уважаемый, ну, назовем его журналист, и сказал: “Чем вы занимаетесь?” Я сказал: “Вот, я книжку о Сталине пишу”. Он сказал: “Это для старушек?” А я ему, знаете, что ответил? “Когда закончу, он будет участником предвыборной кампании”. Почему? Ну, вот помните, была эта демонстрация оппозиции в 1995 году. Когда я закончил книгу, я вышел на улицу и увидел демонстрацию оппозиции. Впервые я увидел, над нею были портреты Сталина. Кто в ней шел? Самые разные люди. Там шли коммунисты, потому что он был больший коммунист, ну, наверное, чем все вместе взятые. Там шли монархисты, потому что он был больший монархист, чем все Романовы. Там шли, простите, националисты и фашисты, считая, что он больший националист, чем они все. Он всех в этот момент устраивал. Но самое важно и самое для понимания власти, он еще устраивает тем, чем более он популярен. Он популярен не потому, что его любят, а потому, что не любят то, что происходит вокруг. И вот эта часть населения — она, к сожалению, растет».

Об обвинениях в дилетантстве (там же): «Дело в том, что я писатель, пишущий об истории. Был такой писатель, который писал об истории, — Карамзин. Не было ни одного живущего в его время историка, который бы не доказывал, что он не историк. Прошло некоторое время, и я не могу напомнить вам даже их имена — то есть я‑то их знаю, но их наши зрители не знают — а он остался. В чем дело? Понимаете, все книжки, которые я писал — “Николай II” — там введены были впервые мной масса новых документов. Весь расстрел, который являлся тогда, как вы знаете, топ-секретом, впервые описан не мною, а словами тех, кто участвовал в расстрелах, в моей книге. Там масса неопубликованных документов. Книжка “Распутин” целиком написана по делу, которое никогда не публиковалась. Книга “Сталин” — там тоже было множество документов из президентского архива, тогда еще неизвестных…

Ну, к примеру. Можно говорить, что, предположим, Иосиф Виссарионович Сталин умер собственной смертью, и никто его не отравил, потому что есть целый медицинский большой толстый том, из которого это следует. Но, к сожалению, есть впервые опубликованные мной документы, называются “Показания тех, кто был в это время на Ближней даче”. И эти люди, к сожалению, которые были на Ближней даче, три человека, которые назывались прикрепленными, показали одно и то же: что Иосиф Виссарионович Сталин перед этой ночью, которая будет последней, отдал совершенно удивительный приказ. “Впервые, — они писали, — мы впервые это слышали, он велел себя не охранять. Он сказал: “Я иду спать, и вы тоже идите спать, и вы мне сегодня не понадобитесь”. Далее я выяснил, взяв интервью у одного из них, который присутствовал на даче, и который его нашел на полу, человека по фамилии Лозгачев, и записал это интервью, который показал подробно всю эту историю. Оказалось, что они не слышали это от Иосифа Виссарионовича Сталина, а слышали это от старшего прикрепленного по известной фамилии Хрусталев. И вот я честно в своей книжке это пишу. Мне никто не отвечает, Вы понимаете? Просто говорят: “Да пошел он! Он же не историк”».

7 интересных фактов из жизни Радзинского

Эдвард Радзинский – писатель, который никогда не говорит о себе. Зато много – о книгах, времени, о котором он пишет, в этом – вся его жизнь. Но в день 75-летия автора мы собрали 7 высказываний и 5 фактов, касающиеся лично…

  • Факт 1.В первый раз Радзинский влюбился… в детском саду. Второй раз – в 18 лет. Позже он встретил свою вторую любовь в троллейбусе, но продолжения эта история не получила, сердце писателя было занято.
  • Факт 2.В детстве Радзинский был вратарем футбольной команды, боксировал и занимался легкой атлетикой, но больше всего любил бегать. Перед одним из соревнований будущий писатель сел на недавно окрашенную лавку, а когда встал, упал в обморок – отравился ядовитыми парами. С тех пор побеждать в соревнованиях больше не получалось и спорт пришлось забросить. Хотя Радзинский говорит, что бегает и ходит на лыжах до сих пор.
  • Факт 3.Радзинский начал очень рано писать и рано же стал популярен. Когда ему было 22 – на сцене МТЮЗа впервые поставили пьесу писателя «Мечта моя… Индия». И уже в 25 стал едва ли не самым популярным драматургом в стране: пьесу «104 страницы про любовь» поставили в 120 театрах СССР, а «Старую актрису на роль жены Достоевского» – в 12 странах мира
  • Факт 4.В 1988 году, когда Радзинский писал книгу о Николае II, он нашел в архиве Октябрьской революции записку чекиста Якова Юровского, который руководил казнью последнего императора. В записке говорилось о расстреле Николая II и его семьи. Этот документ нигде ранее не публиковался, а потому Радзинский почувствовал себя обязанным это сделать: он снял копию с записки и решил дома перепечатать ее, чтобы внести в роман. По словам Радзинского, пока он печатал текст записки, он представил себе все подробности расстрела царской семьи: закрывавшихся от пуль руками и подушками девушек, беспомощного мальчика, на которого направлено дуло пистолета Юровского. Писатель пришел в ужас и тут – компьютер замолк, а монитор погас. Чтобы починить его в 1988 году, пришлось приложить усилия. Помогать Радзинскому приехал человека из американского посольства, но и это не помогло: сгорела материнская плата, по словам писателя, ужас, который он испытал, прожег ее. В тот день Радзинский потерял 500 страниц текста. После этого писатель решил оставить роман и вернуться к написанию драм. Он снял дачу и поселился там. И однажды посреди ночи в комнате зазвонил телефон, писатель взял трубку и услышал жесткий голос: «Юровского к телефону!». Радзинский бросил трубку, но звонящий не унимался, телефон продолжал разрываться, пока писатель не выдернул шнур из розетки. После Радзинский поинтересовался у хозяйки дачи, кто бы это мог звонить. На что женщина стала извиняться: Юровский – ее сын, а звонил, наверняка, его подвыпивший приятель. Через полгода писатель решил сменить дачу и стал спрашивать у знакомых, нет ли подходящего дома для него. Знакомый Радзинского, пианист Николай Петров отрекомендовал дачу своих приятелей… Романовых. После этого писатель понял, что к написанию книги нужно вернуться.
  • Факт 5.Радзинский всегда был замкнутым и антиобщественным человеком, даже в советское время. Вступить в партию ему предложили всего один раз. На это предложение автор ничего не ответил, только посмотрел растерянно в глаза тогдашнего секретаря Союза писателей и тот как-то сам смутился.
  • Факт 6.Писатель Габриэль Гарсиа Маркес написал большую статью о творчестве Радзинского, в которой признался, что книги последнего изменили его представления о некоторых моментах и персонажах в истории России. «Радзинский – тонкий психолог, прекрасно разбирающийся в людях, и живых и умерших. Он человек, который знает и, главное, любит свою страну. Он понимает ее историю. Кому как ни ему разгадывать ставшие уже притчей во языцех “загадки России”?!», — написал Маркес.
  • Факт 7.Однажды Радзинский ехал на поезде из Москвы в Ленинград и услышал, как в соседнем купе один собеседник пересказывает другому чрезвычайно интересные подробности из насыщенной, веселой и разнообразной жизни какого-то ловеласа. Послушав еще немного, писатель узнал, что двое обсуждают жизнь… Радзинского. Писателю оставалось только позавидовать беззаботной жизни выдуманного обольстителя, однако вмешиваться в разговор и расстраивать беседующих Радзинский не стал.
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

десять − 8 =