Олеша Юрий Карлович — биография автора

Олеша Юрий Карлович — русский советский писатель, поэт и драматург, журналист, киносценарист. Одна из ключевых фигур одесского литературного кружка 1920‑х годов.

Олеша Юрий Карлович - биография автора

Краткая биография – Олеша Юрий

Вариант 1

Родился 3 марта 1899 г. в Елизаветграде (ныне Кировоград, Украина) в обедневшей дворянской семье. Детство и юность провёл в Одессе, там же дебютировал как литератор.

Начало 20‑х гг. прошлого века стало в Одессе временем, когда на авансцену вышли молодые прозаики и поэты, составлявшие позже славу советской литературы: И. Ильф и Е. Петров, В. Катаев, Э. Багрицкий и др. Вместе с ними начинал и Олеша.

В 1922 г. он переселился в Москву, работал в железнодорожной газете «Гудок», где выступал со стихотворными фельетонами под псевдонимом Зубило. В 1927 г. Олеша опубликовал свой первый роман «Зависть». Но ещё до этого, в 1924 г., увидела свет яркая и увлекательная книга «Три толстяка», ставшая одним из самых популярных произведений для детей.

Сборник «Вишнёвая косточка» (1931 г.) объединил рассказы Олеши разных лет. Тогда же писатель дебютировал как драматург: московский Театр имени Мейерхольда поставил его пьесу «Список благодеяний». В 1934 г. появилась киноповесть «Строгий юноша». После её выхода Олеша публиковал только статьи, рецензии, заметки, зарисовки и лишь иногда — рассказы. Его перу принадлежат воспоминания о современниках (В. Маяковском, А. Толстом, Ильфе и др.), этюды о русских и зарубежных писателях, чьё творчество Юрий Карлович особенно ценил (Стендале, А. Чехове, М. Твене и др.). По сценариям Олеши поставлены фильмы «Болотные солдаты» и «Ошибка инженера Кочина»; для Театра имени Евг. Вахтангова в Москве он создал инсценировку романа Ф. М. Достоевского «Идиот».

В последние годы жизни Олеша вёл записки под условным названием «Ни дня без строчки», предполагая позднее на их основе написать роман. Однако произведение осталось незавершённым — 10 мая 1960 г. в Москве писатель скончался от инфаркта.

Вариант 2

Юрий Карлович Олеша (1899—1960) — русский советский писатель-прозаик, поэт, драматург, сатирик.

Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 г. в Елисаветграде (сейчас Кировоград) в семье обедневших польских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Федора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался, окатоличился. Отец — акцизный чиновник. Родным языком был польский. В 1902 г. семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в гимназию; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник».

Закончив гимназию, в 1917 г. Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».

В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 г. переехал по приглашению В.Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах. В 1922 г. родители Олеши смогли эмигрировать в Польшу. Он не поехал с ними.

В 1922 Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров).

Его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские писатели почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант и невозможность реализации его. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его.

Его хоронили бы по самой высшей, самой дорогой, категории — не за служение родной коммунистической партии, а за истинный талант писателя. Олеша на это спросил фразой, вошедшей в историю Дома литераторов: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас? Так было нельзя. Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года. В искренней и живописной прозе Юрия Олеши можно увидеть эпоху его времени в освещении оригинального, яркого, щедрого дара.

Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1 ряд).

Вариант 3

Олеша Юрий Карлович (1899 — 1960), прозаик. Родился 19 февраля (3 марта н.с.) в Елисаветграде в обедневшей дворянской семье. Детские и юношеские годы Олеши прошли в Одессе, где началась и его литературная деятельность.

Двадцатилетний Олеша вместе с молодым Катаевым и только начинавшими Ильфом и Багрицким был одним из самых активных сотрудников “Бюро украинской печати” (подобно Окнам РОСТА), входил в “Коллектив поэтов”, писал стихи.

С 1922 Олеша жил в Москве, работал в железнодорожной газете “Гудок”, где почти каждый день появлялись его стихотворные фельетоны, выходившие под псевдонимом “Зубило”. Работая в газете, он много ездил, повидал многих людей, накопил большой запас жизненных наблюдений. Фельетонист “Зубило” очень помог писателю Олеше.

В 1927 был опубликован его роман “Зависть”, в 1928 вышла в свет яркая и увлекательная книга — “Три толстяка”, сразу принятая детьми и продолжающая оставаться любимым детским чтением.

Э.Казакевич, большой друг Олеши, писал: “Олеша — один из тех писателей, которые не написали ни единого слова фальши. У него оказалось достаточно силы характера, чтобы не писать то, чего он не хотел”.

В 1931 вышел сборник “Вишневая косточка”, объединивший рассказы Олеши разных лет. В это же время на сцене Театра им. Вс. Мейерхольда состоялась премьера пьесы “Список благодеяний”. Киноповесть “Строгий юноша” была опубликована в 1934, после чего имя Олеши встречалось в печати только под статьями, рецензиями, заметками, очерковыми зарисовками, иногда — рассказами. Он написал воспоминания о современниках (Маяковском, А.Толстом, Ильфе и др.), этюды о русских и зарубежных писателях, чье творчество особенно ценил (Стендале, Чехове, Марке Твене и др.).

По сценариям Олеши были поставлены фильмы “Болотные солдаты” и “Ошибка инженера Кочина”; для театра им. Евг. Вахтангова Олеша инсценировал роман “Идиот”. Главным делом в последний период жизни считал работу, которую вел изо дня в день, придумав условное название “Ни дня без строчки”, предполагая позднее написать роман. Смерть от инфаркта 10 мая 1960 оборвала работу.

Полная биография – Юрий Олеша

Вариант 1

Юрия Карловича Олешу можно назвать писателем-невидимкой. Большинство читателей знают его лишь по роману-сказке «Три толстяка», некоторым известно, что он является также автором романа «Зависть» (1927). Но основное творческое наследие Олеши долгое время оставалось неизвестным. Когда В.Шкловский опубликовал в 1961 году его главную книгу «Ни дня без строчки», оказалось, что Олеша — блестящий стилист, тонко владеющий слогом. Так началось возвращение его в литературу, появились первые монографии о его творчестве.

Юрий Олеша родился в семье обедневшего польского дворянина. С 1902 года он жил в Одессе, там же закончил в 1917 году гимназию. Обуреваемый идеалистическими мечтами и иллюзиями юноша поступил в Новороссийский университет на юридический факультет. Но вскоре увлекся литературой, которая заняла все его помыслы.

Свои первые стихи он опубликовал в 1916 году в газете «Одесский листок». Это была колыбель многих начинающих поэтов того времени. Некоторые из них — Э. Багрицкий, И. Ильф, В. Катаев — входили в «Коллектив поэтов», позже все они оказались в Москве, где сотрудничали в газете «Гудок», породившей плеяду блестящих юмористов. Но еще до Москвы Олеша писал агитационные стихи в Бюро украинской печати (БУП), работал в Харькове в информационном бюро ЮгРОСТА. Его появление в газете «Гудок», да и в самой Москве не было случайностью: в то время в столицу съезжались со всех сторон, а в «Гудке» работали многие его знакомые. Кроме того, в Одессе Юрий Олеша остался один, поскольку семья уехала в Польшу.

Он проработал в «Гудке» шесть лет: писал фельетоны, обрабатывал письма собственных корреспондентов газеты. Под псевдонимом «Зубило» он выпустил более пятисот фельетонов, по которым можно изучать историю становления молодой советской республики. Умение остро и ярко писать о злободневных проблемах времени сделало Юрия Олешу популярным среди железнодорожников. Если бы он захотел, то мог бы проехать по всей нашей огромной стране бесплатно. Эти фельетоны Олеша собрал в сборник, который так и назывался «Зубило» (1924), а еще через три года выпустил сборник стихов «Салют».

Как и многие другие сотрудники газеты, Олеша вынашивал и замысел создания настоящего литературного произведения. Он написал пьесу «Игра в плаху» (1921), роман-сказку «Три толстяка» (1924), который был опубликован в 1928 году. Но главным его произведением этого двадцатилетия стал роман «Зависть», опубликованный в 1927 году. Книга вызвала бурную полемику и сделала известным имя ее автора, который потом на основе романа написал пьесу «Заговор чувств», поставленную в 1929 году в театре Е. Вахтангова.

Известный поэт О. Мандельштам так оценивал роман Юрия Олеши «Три толстяка»: «Это хрустально-прозрачная проза, насквозь пронизанная огнем революции, книга европейского масштаба».

Юрий Карлович Олеша создал произведение оригинального жанра, соединил мотивы и некоторые образы из городских хроник, дошедших до нас из Средних веков, с рассказами о Парижской Коммуне. В результате получилась своеобразная революционная феерия, в которой действуют реальные и в то же время мифологические персонажи. Хотя действие ее происходит в вымышленном и неназванном городе, за его описаниями угадываются черты Парижа.

Как и во всякой сказке, здесь происходят чудеса и волшебные превращения. Интрига построена так, что главная тайна раскрывается в последнем абзаце романа. Хотя сам Олеша называл свое произведение романом, оно ближе всего к сказочной повести. Правда, конфликт здесь скорее социальный и с помощью аллюзий связан с конкретным революционным временем — двадцатыми годами. Так, в событиях, которые разворачиваются перед глазами читателей, легко увидеть черты Петрограда 1917 года. Получается своеобразная двойственность: действие напоминает недавнюю революцию, а сам город — революционный Париж 1789 года.

Роман «Зависть» совершенно иной. Юрий Олеша создает антиутопию, одним из первых намечая контуры будущего общества. Главный герой Бабичев — одновременно и положительный, и отрицательный персонаж. С точки зрения старого общества, он убог, примитивен и слишком физиологичен. Однако он прекрасно вписывается в ту социальную среду, которую для него создает автор. В ней читатели сразу же угадывали черты современной им жизни. За яркими бытовыми штрихами скрывается саркастическая характеристика как героя, так и общества, в котором он живет.

Но главным стали художественные открытия Юрия Карловича Олеши. Его метафоры, образные сравнения и великолепный юмор сразу же были как бы растащены по многим другим произведениям другими авторами. Действительно, некоторые из них афористичны, отличаются смысловой емкостью: «доброе полулуние голландского сыра», «пенсне переезжает переносицу как велосипед», «он рассек ножом желтую скулу яблока». Олеша искал в каждом предмете скрытую в нем внутреннюю сущность.

В дальнейшем Юрий Олеша писал только рассказы и сценарии. Правда, он начинает писать пьесы, повести, но так и не заканчивает их. Олеша также пишет несколько сценариев для фильмов. Наиболее значительной была работа с А.Роомом по созданию сценария картины «Строгий юноша» (1934). Сценарий был принят, но фильм на экраны не вышел. Зато в театрах идет пьеса Олеши тридцатых годов — «Список благодеяний» (1931).

Во время войны он вместе с Одесской киностудией последовал в Ашхабад, где занимался журналистикой и работал на радио, а также переводил с туркменского языка.

Но его судьба повторила судьбы многих известных писателей того времени, которые, как считалось, изображали реальность в черных красках. С 1941 по 1956 год имя  Юрия Карловича Олеши нельзя было даже упоминать в печати, вследствие чего последовало почти двадцатилетнее молчание. Только в 1956 году в литературном альманахе «Литературная Москва» появились дневниковые записи Олеши и были переизданы некоторые из его произведений. В это время писатель снова становится широко известным.

Но годы борьбы за существование подорвали здоровье Юрия Карловича Олеши, и, несмотря на наступившую «оттепель», он уже не мог писать как прежде и создать произведение равное по социальной остроте его ранним работам. Писатель сосредоточился на книге воспоминаний «Ни дня без строчки», в которой блестяще провел реконструкцию внутреннего «Я», органично вписавшись в традицию русской психологической прозы XX века. Но книга, ставшая итогом многолетней кропотливой работы, вышла только после смерти писателя.

Вариант 2

Ю́рий Ка́рлович Оле́ша родился 19 февраля (3 марта) 1899 года в Елисаветграде (сейчас Кропивницкий) в семье обедневших белорусских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Фёдора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался и принял католичество.

Отец, акцизный чиновник Карл Антонович Олеша, после революции уехал в Польшу, где умер в 1940‑е годы. Мать Олимпия Владиславовна (1875—1963), тоже жившая после революции в Польше, пережила сына. Старшая сестра Ванда (1897—1919) в юности умерла от тифа.

Родным языком Юрия был польский. В 1902 году семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в Ришельевскую гимназию, играл в футбол за команду гимназии; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник». Юного ироничного шляхтича в классе побаивались: попасть в поле внимания язвительного Олеши значило надолго стать посмешищем всей гимназии. Уже тогда мальчик обладал невероятной фантазией и метко выражался.

Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».

В 1917‑м он был одним из активнейших авторов сатирического журнала “Бомба”, в котором публиковались его стихи, карикатуры и рисунки. В 1917–18 гг. входил в литературный кружок “Зеленая лампа”, принимал участие в турне “Зеленой лампы” по Югу Украины.

В Одессе же состоялся его дебют как драматурга – пьеса “Маленькое сердце” была поставлена на сцене. В одесских журналах “Фигаро”, “Огоньки” появляются его рассказы, стихи, поэмы. Олеша непременный участник поэтических вечеров 1917–1920 гг. После установления советской власти в Одессе в 1920 г. Олеша работал в газете ОдУкроста – рисовал плакаты и писал тексты. Подписывал он их псевдонимом Dag­ni.

Весной 1921-го Олеша и Катаев перебрались за Нарбутом в Харьков, где литератору доверили руководить украинским радиотелеграфным агентством. Юрий Олеша устроился в театре «Балаганчик», но спустя год компания переехала в столицу. В Москве одессит поселился в писательском доме и устроился на работу в газету «Гудок», на страницах которой публиковались Михаил Булгаков, Илья Ильф и Евгений Петров. Писатель назвал «гудковский» период лучшим в жизни. Под псевдонимом Зубило, которым Олеша подписывал свои фельетоны, он издает и первую книгу стихов «Салют».

В 1922 году не принявшие революции родные Юрия иммигрировали в Польшу, а он отказался и в этот период пережил бурный роман с Серафимой Суок.

В 1924 году литератор подарил читателям первое объемное прозаическое сочинение – роман-сказку «Три толстяка». Ее опубликовали спустя 4 года. Идея написать сказку возникла у Юрия Олеши в общежитии «Гудка» (это его комнату без мебели за хлипкой перегородкой Ильф и Петров описали в «12 стульях»). В окне напротив писатель разглядел юную красавицу, увлеченно читавшую книгу. Девушку звали Валентина Грюнзайд. Спустя 4 года она стала женой Евгения Петрова.

А тогда очарованный погрузившейся в чтение сказок Андерсена 15-летней Валей Олеша поклялся сочинить сказку получше, чем у датчанина. В типографии прихватил рулон бумаги и, раскатав на полу, ночами писал роман. Первое издание посвятил Валентине Грюнзайд.

В 1927 году в журнале «Красная новь» был опубликован роман «Зависть», одно из лучших произведений советской литературы о месте интеллигенции в послереволюционной России. Романтизм революции и связанные с ней надежды, присущие сказке «Три толстяка», резко потонули в новых сложившихся условиях. Многие литературные критики называют «Зависть» вершиной творчества Олеши и, несомненно, одной из вершин русской литературы XX века. В 1929 году автор написал по этому роману пьесу «Заговор чувств», но цензура разглядела в ней критику строя и запретила. Писатель переделал произведение, назвав его «Список благодеяний». В 1931‑м пьесу взял в театральный репертуар Всеволод Мейерхольд. Постановка шла три сезона в переполненных зрительских залах, но вскоре попала под запрет: чиновники снова нашли крамолу.

В 1928 году выходит написанная в 1924 году роман-сказка «Три толстяка». Именем героини Олеша сделал фамилию сестер Суок. (В Серафиму Суок, младшую из трех сестер, Олеша был влюблен в Одессе, впоследствии средняя – Ольга – станет его женой.) В 1930 по заказу МХАТа Олеша сделал инсценировку «Трех толстяков», которая и сегодня идет во многих театрах мира. Роман и пьеса переведены на 17 языков. По сказке позднее был поставлен балет (1935, муз. В. Оранского) и снят художественный фильм (реж. А. Баталов).

В 1930‑е годы по заказу МХАТа Олеша писал пьесу об отчаянии и нищете человека, у которого отнято все, кроме клички «Писатель». Пьеса не была завершена. По сохранившимся черновикам в 1986 году в московском театре «Эрмитаж» режиссер М. Левитин поставил спектакль «Нищий, или Смерть Занда».

Писатель надолго замолчал. Многих коллег, близких друзей Олеши репрессировали, а на его творчество наложили запрет. Начавшуюся Великую Отечественную войну Юрий Олеша пережил в эвакуации в Туркмении в городе Ашхабад, затем вернулся в Москву.

С середины 1930‑х гг. имя Олеши появляется в печати, как правило, под статьями на литературные темы, рецензиями, очерками.

Книги его с 1936 г. не печатались. «Король метафоры» был вынужден зарабатывать сценариями для мультфильмов («Девочка в цирке» – 1950, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» – 1951, совместно с И. Ивановым-Вано). Он писал инсценировки для театров. В 1958 году Театр им. Евгения Вахтангова ставит роман Ф.М. Достоевского «Идиот» в инсценировке Юрия Олеши.

Запрет на книги сняли в середине 1950‑х, но Олеша мало писал. В основном это были инсценировки на романы классиков — Достоевского, Чехова. Юрий Карлович просиживал за рюмкой в ресторане Дома литераторов, где коллеги почитали за честь его угостить. О нерастраченном даре литератора свидетельствуют записи дневников, собранные и изданные после его смерти в начале 1960‑х.

В последние годы жизни писатель работает над книгой, названной впоследствии «Ни дня без строчки». Она состоит из дневниковых и автобиографических записей. Книга вышла в свет уже после смерти Ю. Олеши, ее составили по черновикам жена Ольга Суок и Виктор Шкловский.

После возвращения из эвакуации Олеша, потерявший право на московскую жилплощадь, жил в квартире Казакевича. В последние годы жизни его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские литераторы почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Ему объяснили, что похоронили бы его по самой высшей, самой дорогой категории. Олеша ответил: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас?…

Пристрастие к спиртному подорвало крепкое здоровье писателя. Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года от сердечного приступа. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Вариант 3

Юрий Олеша – одна из удивительно противоречивых фигур в советской литературе. Явно одаренный, бурно ворвавшийся в литературу, но не смогший реализовать и десятой доли того, что было в нем заложено природой или Господом Богом. И всю свою жизнь он балансировал между ХIХ и XX столетиями, между старым и новым мирами, чувствовал себя в ответе за великую культуру прошлого. И не только потому, что был дворянином. Он родился поэтом, и это было самым в нем главным, его сутью.

Он появился в семье обедневших белорусских дворян 3 марта 1899 года в городе Елизаветграде. Затем семья переезжает в Одессу, где маленький Юра поступает в знаменитую Ришельевскую гимназию, которую окончил с золотой медалью. Олеша уже в гимназические годы обладал знаниями, далеко превосходившими те, что давало учебное заведение. Он был отличным латинистом и всю жизнь мог на выбор цитировать Горация, Вергилия, Тита Ливия, Овидия Назона.

Одесса осталась для него особенным городом, воспитавшим, образовавшим его, городом первых литературных открытий и оваций, городом первой на всю жизнь любви.

Как многие прозаики, он начал со стихов, написав первые из них в гимназии. Стихотворение «Кларимонда» было опубликовано в 1915 году в газете «Южный вестник». Мало кто знает, что автор сказки «Три Толстяка» создал значительное количество стихов. Среди них «Цикл стихов об Одессе», цикл к произведениям А. С. Пушкина: «Пиковая дама», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери» и многое другое. По окончании гимназии он подарил своему учителю словесности тетрадь под названием «Виноградные чаши» с 33 стихотворениями. Сам Олеша был уверен, что стихи его утеряны. Но многое отыскалось в старых журналах, и сегодня мы можем представить себе Ю. Олешу-поэта:

Бульвар

На небе догорали янтари,

И вечер лег на синие панели,

От сумерек, от гаснувшей зари

Здесь все тона изящной акварели…

 

Как все красиво…Над листвой вдали

Театр в огнях на небе бледно-алом,

Музей весь синий. Сумерки прошли

Между колонн и реют над порталом…

 

Направо Дума. Целый ряд колонн

И цветники у безголовой пушки.

А дальше море, бледный небосклон

И в вышине окаменелый Пушкин…

Пушкин

Моя душа-последний атом

Твоей души. Ты юн, как я,

Как Фауст, мудр. В плаще крылатом,

В смешном цилиндре – тень твоя!

О смуглый мальчик! Прост и славен

Взор поднятый от школьных книг,

И вот дряхлеющий Державин

Склонил напудренный парик.

В степи, где плугом путь воловий

Чертила скифская рука, -

Звенела в песнях южной крови

Твоя славянская тоска,

И здесь, над морем ли, за кофе ль,

Мне грек считает янтари, -

Мне чудится арапский профиль

На фоне розовой зари, -

Когда я в бесконечной муке

Согреть слезами не могу

Твои слабеющие руки

На окровавленном снегу.

Одесса, 1918

Одесса самим своим рождением создала специфическую культурную атмосферу, ведь в создаваемом по указу Екатерины II на месте турецкой крепости Хаджибей городе дозволялось беспрепятственно селиться представителям всех национальностей и религиозных конфессий. Так образовался поразительный сплав разных национальных менталитетов, языков и культур – русские, украинцы, евреи, поляки, греки, молдаване, болгары.

В период гражданской войны на юг потянулись голодающие интеллигенты из Москвы, Петрограда. Огромное количество талантливых людей издавали такое же количество журналов и газет, устраивали поэтические вечера и концерты в кафе, клубах. Среди них были Аверченко, Тэффи, А. Толстой, Бунин, Волошин и многие другие.

Молодежь, увлеченная литературой и объединенная в кружок «Зеленая лампа», а это Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, Валентин Катаев, Зинаида Шишова и др., потянулись к великим мастерам, впитывая максимум того, что им давали мэтры, и внесли свое непосредственное, живое ощущение меняющейся истории.

Именно в кружке «Зеленая лампа» Олеша приобрел опыт в драматических произведениях, написав пьесы «Маленькое сердце». К сожалению, пьеса не сохранилась, но впечатление о ней передают воспоминания современников. Вот как говорит об одной из этих пьес друг Олеши, поэт и критик Б.В.Бобович: «Много лет назад Олеша читал нам свою юношески трогательную лирическую пьесу «Маленькое сердце». Уже тогда она свидетельствовала об авторском вкусе, протестующем против шаблона и литературной приземленности. Было в этой пьесе что-то от Стриндберга, но собственное ощущение явлений, влечение к прекрасному в этой пьесе светилось совсем по-олешински.

Мы, участники литературного кружка «Зеленая лампа», разыграли «Маленькое сердце» на сцене Одесской консерватории. Часто потом Юрий Олеша вспоминал об этом своем раннем драматургическом опыте и говорил о нем и грустно, и, может быть, чуть иронически, но всегда с щемящей жалостью об ушедшей юности, с чуть звучавшей в его голосе болью и добротой». (Воспоминания о Юрии Олеше. – М., Сов. писатель, 1975. – 304 с.) Упоминал «Маленькое сердце» в произведении «Алмазный мой венец» и Валентин Катаев.

В статье Виолетты Гудковой «Как официоз «работал» с писателем: эволюция самоописаний Юрия Олеши» (НЛО, 2004, №68) представлен богатый фактографический материал о постоянных постановках пьес Ю. Олеши в 1918 году в одесском театре «Гротеск»: «На обложке «Мельпомены» 1918 года регулярно появляется реклама театра-кабаре «Гротеск» … В рубрике «Театральная жизнь в Одессе» сообщается: «Театром «Гротеск» приняты к постановке три пьесы поэта Юрия Олеши «Рассказ о Праксителе», «Нарцисс» и интермедия «Сон кокетки» … Кроме названий этих трех драматических миниатюр мемуары современников донесли до нас заголовок еще одной комедии — «Двор короля поэтов».

Замечаете ли Вы, уважаемый читатель, что наследие Олеши прочитано чрезвычайно неравномерно не только в хронологическом, но и в жанровом отношении: внимание читателей привлекает прежде всего Олеша-прозаик, автор «Зависти» и «Трех толстяков». Но факты, приведенные выше, показывают нам Олешу-поэта, Олешу-драматурга и все это уже в ранние годы! Мало кто знает и о поздних инсценировках Достоевского, Куприна, Чехова, Жюля Верна.

Смею утверждать, что в свои девятнадцать-двадцать лет Ю. Олеша был весьма популярной фигурой.

Именно в эти годы он встретил свою «Дульсинею». Девочка из «Трех толстяков» с необычным именем Суок – вовсе не плод фантазии писателя, а его самая что ни на есть реальная муза…

В Одессе в семье австрийского эмигранта Густава Суок родились и выросли три девочки: Лидия, Ольга и Серафима. В летнем театре собирались взъерошенные юноши и часами читали стихи. Там Юрий Олеша и познакомился с Симой. Среди юношей были и Валентин Катаев, и поэт Эдуард Багрицкий, ставший впоследствии мужем старшей из сестер — Лиды. Двадцатилетний Олеша влюбился в самую красивую младшую шестнадцатилетнюю сестру сразу же и наповал! Как ее только не называли, и «огонь, и порох», «девушка с шампанским настроением», «ветреной», а он называл ее «дружочек».

Он подарил ее имя своей главной героине, а «дружочек» бросала его дважды и последний раз окончательно. Первый раз она уходила всего на несколько часов к богатому бухгалтеру, имевшему груду продовольственных карточек. Второй – навсегда к поэту В. Нарбуту.

После первого возвращения Олеша еще надеется на счастье и уезжает с «Дружочком» в Харьков.

Весной 1920 года еще в Одессе Олеша сочинил одноактную пьесу «Игра в плаху», и тогда же ее поставил Театр революционной сатиры (Теревсат). Год спустя, 18 апреля 1921 года, автор прочел «Игру в плаху» на очередном «Устном сборнике» одесского отделения Южного товарищества писателей. А в середине июля репертуарная комиссия Всеукраинского театрального комитета одобрила сочинение Олеши, квалифицируя его как «опыт пьесы героического репертуара для масс переходного периода».

Ровно через три месяца художественный сектор Главполитпросвета Украины утвердил праздничный репертуар харьковских театров, и среди авторов, рекомендованных для постановки, были Маяковский, Верхарн и Олеша. В Харькове открывается «Молодой театр» и пьеса «Игра в плаху» становится в нем первой профессиональной постановкой Ю. Олеши. Кроме того, она явилась переломным моментом в творчестве писателя: вместо юного гимназиста с восторгом, смотревшего снизу вверх на своих кумиров поэтической юности — Гумилева, Бальмонта, Северянина и Блока, — мы видим человека, повернувшегося к размышлениям о современных проблемах.

В 1922 году Ю. Олеша переезжает в Москву и устраивается в пока скромную, но впоследствии знаменитую своими авторами газету «Гудок». Поразительно, но тогда «Гудок» собрал вокруг себя удивительно талантливых людей. В газете работал весь цвет советской литературы. Булгаков, Паустовский, Ильф, Катаев… Что ни имя, то мемориальная доска. Чтобы быть ближе к народным массам, он решил взять себе крестьянский псевдоним и назвался Касьяном Агаповым. Первая же статья Олеши полетела в мусорное ведро. После такого дебюта Олешу на некоторое время перевели в секретари, где он занялся вкладыванием писем в конверты. Но вскоре, сменив псевдоним на пролетарское «Зубило», Олеша стал специализироваться на поэтических фельетонах.

Рабкоры «Гудка» часто присылали в газету сообщения о бюрократах, разгильдяях и нарушителях советской дисциплины. Эти заметки были самым скучным чтивом в газете до тех пор, пока за них не взялся Зубило и не начал переделывать их в стихотворную форму. Успех этого начинания был невероятный – у газеты вырос тираж и её стали читать не только железнодорожники. Он не только не затерялся на фоне талантливых писателей, а превратился в звезду газеты! Зубило котировался на советских дорогах чрезвычайно высоко. В командировке ему выделяли отдельный вагон. После его фельетонов иногда снимали с должности даже начальников департаментов. В. Катаев сетовал, что он сам вместе с М. Булгаковым «потонули в сиянии славы Зубилы».

Интересен факт о феноменальной памяти и быстроте стихосложения Ю. Олеши, который приводит А. Яковлев в статье «Зубило, которое творило».

«Зубило легко мог в одиночку удерживать внимание публики на протяжении целого вечера. Коронным его номером была демонстрация феноменальных способностей, в частности, памяти. Происходило это так. Олеша обращался к одной половине зала и предлагал ей выкрикивать первые приходящие на ум слова. А другая половина зала должна была подбирать к ним рифмы. Специальный секретарь записывал все пары слов. Когда их набиралось несколько сотен, конферансье объявлял:

– А сейчас товарищ Зубило на глазах у всех сочинит из этих слов поэму.

И товарищ Зубило, немного подумав, начинал декламировать для потрясённой публики готовое произведение. Обычно для сочинения подобной импровизации ему требовалось не больше минуты. Поражённые зрители часто просили повторить сочинение несколько раз, чтобы сверить текст со списком слов. И напрасно – все названные ими слова присутствовали в стихотворных строках, более того, в точном соответствии с порядком, в каком назывались».

Все авторы «Гудка» того времени не относились к фельетонам как к серьезному жанру, кроме, пожалуй, М. Зощенко, желавшего поднять его на более значительную высоту. Фельетон – это было средство для существования.

В отличии от фельетонов, которые Олеша писал один за другим, «большая» литература создавалась совершенно иначе: «пишу мало, трудно», – признавался Олеша.

Оба произведения и «Три толстяка», и «Зависть» писались почти одновременно. «Зависть» закончена раньше». В 1924 году литератор подарил читателям первое объемное прозаическое сочинение – роман-сказку «Три толстяка». Ее опубликовали спустя 4 года. Идея написать сказку возникла у Юрия Олеши в общежитии «Гудка». Эту его комнату без мебели за хлипкой перегородкой Ильф и Петров описали в «12 стульях». В окне напротив писатель разглядел юную красавицу, увлеченно читавшую книгу. Девушку звали Валентина Грюнзайд. Спустя 4 года она стала женой Евгения Петрова.

А тогда очарованный погрузившейся в чтение сказок Андерсона 15-летней Валей Олеша поклялся сочинить сказку получше, чем у датчанина. В типографии прихватил рулон бумаги и, раскатав на полу, ночами писал роман. Первое издание посвятил Валентине Грюнзайд. Карнавальная сказка с освободительными мотивами читалась легко и детьми, и взрослыми. Последовали инсценировки на подмостках МХАТа, переводы на семнадцать языков мира, последующая экранизация.

Но в печать сказка попала после оглушительного успеха второго романа, вышедшего в 1927 году под названием «Зависть». Роман о судьбе интеллигенции в России после революции считается лучшим в наследии Ю. Олеши. Мечтателя из «Зависти» Николая Кавалерова, в котором угадываются черты автора, современники назвали героем времени. В середине 1930‑х Абрам Роом снял по роману драму «Строгий юноша». В начале 1930‑х Олеша написал по роману «Зависть» пьесу «Заговор чувств», но цензура разглядела в ней критику строя и запретила. Писатель переделал произведение, назвав его «Список благодеяний». В 1931‑м пьесу взял в театральный репертуар В. Мейерхольд. Постановка шла три сезона в переполненных зрительских залах, но вскоре попала под запрет: чиновники снова нашли крамолу.

В романе «Зависть» Николай Кавалеров – новый «лишний человек» советского времени. Антиподом Кавалерова выступает в романе успешный и целеустремленный деятель общепита Андрей Бабичев, на его фоне Кавалеров выглядел типичным неудачником. Пропало романтическое восприятие революции и нового строя, которое так ясно чувствовалось в «Трех толстяках». Нежелание главного героя преуспевать, следуя античеловечным законам, делают его образ почти автобиографическим, что подтверждает и сам Юрий Олеша в своих дневниках. Именно в романе «Зависть» был создан символ «благополучия по-советски», образ которого выразился в колбасе.

Читая роман сегодня, надо непременно знать и учитывать исторический момент. Но любители литературы, не затронутые клиповым мышлением, несомненно получат удовольствия от математически верно очерченного противостояния успешных героев, превращающихся в машины социализма и никчемных неудачников уходящего века, так живо прописанных автором, что безоговорочно веришь в авторскую симпатию к последним. Любителей порадует и язык Ю. Олеши – «короля метафор».

Первую фразу «Зависти» читали и критиковали как отдельное произведение.

Вот как об этом пишет В. Катаев в «Алмазном моем венце»: «Преодолев страх, он раскрыл свою рукопись и произнес первую фразу своей повести: «Он поет по утрам в клозете». Хорошенькое начало! Против всяких ожиданий именно эта криминальная фраза привела редактора в восторг. Он даже взвизгнул от удовольствия. А все дальнейшее пошло как по маслу… Когда же повесть появилась в печати, то ключик, как говорится, лег спать простым смертным, а проснулся знаменитым».

Книгой восторгались, книгу ругали, но известно, что вскоре после выхода романа газета «Комсомольская правда» включила «Зависть», наряду с «Войной и миром», «Мертвыми душами» и «Разгромом», в число «десяти книг, которые потрясут читателя» (остальные шесть позиций занимала переводная литература). А публика разбирала метафоры автора из «Завести», как мы «Мастера и Маргариту». Современники вспоминали, что самая знаменитая метафора – «Вы прошумели мимо меня, будто ветвь, полная цветов и листьев» – открывало сердце любой девушки.

Конечно, идеологически автор должен быть за новых героев нового времени, но мастерство не спрячешь: он сочувствует другим…

О чем позднее признался в покаянной речи на Первом съезде писателей, который и утвердил социалистический реализм как основной метод советских писателей. Метафоры, мысли и стиль Олеши оказались вне закона. Писатель замолчал.

В 1931 г. вышел сборник «Вишневая косточка», объединивший рассказы Олеши разных лет. Киноповесть «Строгий юноша» была опубликована в 1934 г., после чего имя Олеши встречалось в печати только под статьями, рецензиями, заметками, очерковыми зарисовками, иногда — рассказами. Он написал воспоминания о современниках (В. Маяковском, А. Толстом, И. Ильфе и др.), этюды о русских и зарубежных писателях, чье творчество особенно ценил (Стендале, Чехове, Марке Твене и др.).

В годы сталинских репрессий были уничтожены многие друзья Олеши – В. Мейерхольд, Д. Святополк-Мирский, В. Стенич, И. Бабель, В. Нарбут и др.; сам он чудом избежал ареста. В 1936 на публикацию произведений Олеши и упоминание его имени в печати был наложен запрет, снятый властями только в 1956, когда была издана книга «Избранные сочинения», а также переизданы «Три толстяка».

Во времена отлучения Олеша работает сценаристом.

О том, что дар художника не был им утрачен, свидетельствуют многочисленные дневниковые записи Олеши, обладающие качествами подлинно художественной прозы. Книга «Ни дня без строчки. Из записных книжек» собрана из записей Юрия Олеши Виктором Шкловским и опубликована после смерти писателя в 1965 году. В 1999 году вышло дополненное издание под названием «Книга прощания» (1999).

Эта книга необычна. Это и автобиография, и размышления автора о себе и о происходящем вокруг. Он начинает с того, что сам рассказывает о возникновении книги: «Книга возникла в результате убеждения автора, что он должен писать… Хоть и не умеет писать так, как пишут остальные». Он так и объяснял, что должен писать, поскольку он писатель, но именно этого ему и не дают делать.

Юрий Карлович Олеша скончался от инфаркта 10 мая 1960 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.

10 интересных фактов из жизни Юрия Олеши

Судьба Юрия Олеши — одна из самых драматичных писательских судеб советской эпохи. Талантливый автор, принявший революцию, он оказался чужд художественной и идеологической системе 30‑х годов, и так и не смог в полной мере реализовать свой потенциал. Мы собрали интересные факты о писателе, драматурге, авторе знаменитых «Трёх толстяков».

  1. Юрий Олеша родился всемье обедневших польских дворян. Род Олеши вел начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Федора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине.
  2. Детство июность Олеши прошли в Одессе. Одноклассники по гимназии побаивались остроумия Олеши — мальчик обладал таким воображением и метким словом, что «объект» его атаки, как правило, находился долго у всех на устах.
  3. После революции 1917 года семья Олеши эмигрировала вПольшу, но Юрий Олеша остался в Одессе в гуще революционных событий, сознательно выбрав судьбу советского писателя. Родителей он больше никогда не видел.
  4. Вместе сдрузьями Катаевым, Багрицким и Ильфом создал объединение молодых поэтов «Коммуна поэтов». Их выступления проходили при полных аншлагах.
  5. ВМоскве публиковал стихи и фельетоны под псевдонимом Зубило в газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров).
  6. Однажды Олеша увидел девочку-подростка, увлеченно читающую сказку Андерсена. Олеша тутже пообещал, что напишет для нее сказку не хуже великого датчанина. «Три толстяка» были созданы всего за неделю, на рулонах бумаги из типографии, где тогда жил писатель.
  7. Многие литературные критики называют роман «Зависть»— о месте интеллигенции в послереволюционной России — вершиной творчества Олеши и одной из вершин русской литературы XX века.
  8. Обстановка, созданная сталинским режимом в стране и в культуре, оказывала на Олешу угнетающее воздействие. В 1930‑х годах многие друзья и знакомые писателя были репрессированы, произведения самого Олеши с 1936 года не печатались.
  9. В 1950‑е годы он часто сидел в ресторане Дома литераторов. Денег у Олеши не было, но более удачливые советские писатели, сознавая его талант, почитали за честь угостить его.
  10. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, Олеша Юрий поинтересовался, покакой категории похоронят его. Ему ответили, что по самой высокой, дорогой. Писатель уточнил — нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас? Олеша умер в нищете.
Иван
Иван

Литературу я любил всегда, поэтому с детства знал, что стану литератором. Я молодой учитель русского языка и литературы с небольшим стажем. Но главное мое увлечение – изучать биографии писателей и поэтов, великих деятелей искусства. Мне интересен их жизненный путь и то, как они пришли к написанию своих гениальных произведений. Это невероятно интересно! Надеюсь, эта информация поможет и вам.

Оцените автора
Добавить комментарий

два + 6 =

Adblock
detector