Фазиль Абдулович Искандер — биография абхазского прозаика

Фазиль Искандер — абхазский и русский прозаик, журналист, поэт и сценарист, общественный деятель.

Фазиль Абдулович Искандер - биография абхазского прозаика

Краткая биография Фазиля И. для детей

Вариант 1

Искандер Фазиль родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия), в семье владельца кирпичного завода. Школу закончил в Абхазии. После окончания школы Искандер Фазиль поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 перевелся в Литературный институт им. А.М.Горького, окончив его в 1954. В 1954–1956 работал журналистом в Брянске (газета «Брянский комсомолец») и Курске (газета «Курская правда»). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990‑х. В 1957 году вышла первая книга стихов Искандера «Горные тропы». Но настоящая известность пришла к нему с прозой. Еще в 1956 году в журнале «Пионер» был напечатан рассказ «Первое дело».

Через шесть лет появляются два его новых рассказа – «Рассказ о море» и «Петух». В 1964 году в журнале «Сельская молодежь» был напечатан рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». И в этом же году 8 рассказов Искандера были включены в 5‑томник «Библиотеки произведений советских писателей». Печатался в журналах «Литературная Абхазия», «Юность», «Новый мир», «Неделя». Фазиль Искандер — лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993) и премии «Триумф» (1999). Живет в Москве. Фазиль Абдулович Искандер скончался от острой сердечной недостаточности 31 июля 2016 года у себя на даче, в подмосковном Переделкино на 88‑м году жизни.

Вариант 2

Фазиль Абдулович Искандер – советско-российский писатель, прозаик и поэт, публицист и сценарист. Наиболее известные произведения – «Сандро из Чегема», «Детство Чика», «Созвездие Козлотура», «Кролики и удавы». Родился 6 марта 1929 года в городе Сухуми, Абхазия. Отец будущего писателя был иранцем, ранее владеющим кирпичным заводом. В 1938 году его депортировали из страны, и Искандер Фазиль больше никогда его не видел.

Воспитывался матерью – уроженкой Абхазии, и ее родственниками. Искандер Фазиль учился в русской школе, которую окончил с золотой медалью. Затем он поступил в Библиотечный институт в Москве, где проучился три года. Впоследствии писатель окончил Литературный институт им. А. М. Горького.

С 1954 года Ф. Искандер работал в периодических изданиях Брянска и Курска, а в 1956 году он перебрался в родной Сухуми, где стал редактором абхазского отделения Госиздата. Там он проработал до начала 1990‑х, а затем снова переехал в Москву. Первый рассказ Искандера появился на страницах журнала «Пионер» в 1956 году, а через год вышла в свет его первая книга стихов. Это был сборник «Горные тропы». Его стали печатать в таких журналах, как «Юность», «Литературная Абхазия», «Новый мир». С 1962 года он влекся прозой. Первое произведение, принесшее ему известность – это повесть «Созвездие Козлотура» (1966).

Затем один за другим появились роман-эпопея «Сандро из Чегема», повесть-притча «Кролики и удавы», рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» и другие произведения. Сюжет многих рассказов писателя разворачивается в абхазском селе Чегем, где прошло детство писателя. Ф. Искандер – лауреат многих премий, в том числе Пушкинской, премии «Триумф». В 1987 году он был членом жюри в КВН на финальной игре Высшее лиги. На постоянной основе писатель проживал в Москве. Как общественный деятель он часто выступал в защиту малочисленных народов и являлся старейшиной московской абхазской диаспоры. С 1960 года писатель был женат на Антонине Хлебниковой и имел двух детей (сына и дочь).

Умер 31 июля 2016 года. Похоронен в Новодевичьем монастыре на Новодевичьем кладбище.

Вариант 3

Фазиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуми (Абхазия). В 1938 году отца будуще­го писателя выслали из советской страны. С детства Искандер Фазиль увлекался чтением, проявлял литературные спо­собности. После окончания школы Искандер поступил в Московский библиотечный институт, но в 1951 году пе­ревелся в Литературный институт им. А. М. Горького. После окончания института Искандер Фазиль стал работать на поприще журналистики.

Затем стал редак­тором в абхазском отделении Госиздата. Сотрудничал с различными журналами, в том числе с «Литератур­ной Абхазией», «Юностью», «Новым миром», «Неде­лей». Перу Фазиля Искандера принадлежат следую­щие произведения: «Горные тропы», «Доброта земли», «Зеленый дождь», «Дети Черноморья», «Тринадцатый подвиг Геракла», «Запретный плод», «Начало», «Лет­ним днем», «Письмо», «Бедный демагог», «Морской скорпион», «Детство Чика» и многие другие. Некото­рые произведения писателя были экранизированы. В 1993 году Фазилю Искандеру была вручена Пуш­кинская премия. В 1999 году писатель получил премию «Триумф».

Умер 31 июля 2016 года. Похоронен в Новодевичьем монастыре на Новодевичьем кладбище.

Полная биография Фазиля И.

Вариант 1

Фазиль Абдулович Искандер родился 6 марта 1929 года в Сухуме (Абхазия). Его отец, иранец по происхождению, в 1938 году был выслан из СССР, мальчик рос у родственников по материнской (абхазской) линии.

Искандер Фазиль окончил сухумскую школу с золотой медалью, поступил в Московский библиотечный институт, в 1951 году перевелся в Литературный институт им. А.М. Горького, который окончил в 1954 году.

В 1954–1955 годах Искандер был литературным сотрудником газеты “Брянский комсомолец”, в 1955–1956 годах — газеты “Курская правда”.

В 1956 году переехал в Сухум, став редактором в абхазском отделении Госиздата.

Первые поэтические публикации Фазиля Искандера датированы 1952 годом. Первый рассказ был напечатан в 1956 году в журнале “Пионер”. С тех пор он регулярно печатался в различных изданиях (“Смена”, “Неделя”, “Костер”, “Сельская молодежь” и других). Первый сборник стихов Искандера “Горные тропы” вышел на русском языке в 1957 году в Сухуме. В 1962 году были опубликованы два его рассказа в журнале “Юность”. Печатался в журналах “Литературная Абхазия”, “Юность”, “Новый мир”, “Неделя”. В 1966 году в журнале “Новый мир” была опубликована первая повесть писателя — “Созвездие Козлотура”.

В 1979 году писатель принял участие в неподцензурном альманахе “Метрополь” (повесть “Маленький гигант большого секса”), изданном в США, за что на несколько лет был практически отлучен от советской печати. Только в 1984–1985 годах в периодике появились новые рассказы Искандера.

Среди произведений Искандера — стихи, рассказы, повести, романы: “Доброта земли” (1959, сборник стихов), “Зеленый дождь” (1960, сборник стихов), “Молодость моря” (1964, сборник стихов), “Зори земли” (1966, сборник стихов), “Тринадцатый подвиг Геракла” (1966, сборник рассказов), “Запретный плод” (1966, сборник рассказов), “Кролики и удавы” (1987, сатирическая повесть), “Сандро из Чегема” (1973–1988, полное издание — 1989; роман на автобиографической основе), “Человек и его окрестности” (1993, роман), “Софичка” (1995, рассказ) и др. В начале 2000‑х годов вышли новые книги Искандера — “Ночной вагон”, “Где зарыта собака”, появилось десятитомное собрание произведений писателя. В журналах были опубликованы новые рассказы (“Козы и Шекспир”, 2001; “Гнилая интеллигенция и аферизмы”, 2001; “Сон о Боге и дьяволе”, 2002 и др.).

Рассказы и повести Искандера переведены практически на все европейские языки.

По мотивам произведений Искандера было снято множество фильмов. Среди известных экранизаций — картина Юрия Кары “Воры в законе” (1988), в основу которой легли рассказы “Чегемская Кармен” и “Бармен Адгур”. В 1989 году вышло сразу два фильма по произведениям Искандера: картина “Созвездие Козлотура” и лента “Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным” — экранизация новеллы “Пиры Валтасара” из цикла “Сандро из Чегема”. В 1992 году был снят фильм “Маленький гигант большого секса” с Геннадием Хазановым в главной роли. Картина стала экранизацией новеллы Искандера “О, Марат! “.

Искандер Фазиль был членом Центральной ревизионной комиссии Союза писателей СССР (1986–1991), сопредседателем секретариата правления СП СССР (1991), народным депутатом СССР от Абхазской АССР (1989–1992), членом комиссий по Государственным премиям России, по правам человека и по помилованиям при президенте РФ, совета по культуре и искусству при президенте РФ.

Искандер — академик РАЕН (1995), Академии российского искусства (1995), Независимой академии эстетики и свободных искусств (1995), почетный доктор Норвичского университета (США), член и лауреат Баварской академии изящных искусств (Германия).

Искандер Фазиль награжден орденами “За заслуги перед Отечеством” III (1999), II (2004) и IV (2009) степеней, орденом “Честь и слава” I степени Абхазии (2002).

Он награжден рядом престижных отечественных и зарубежных премий: Государственной премией СССР (1989), Государственной премией РФ (1993), премией имени А.Д. Сахарова “За мужество в литературе” (1991), Пушкинской премией фонда А. Тепфера (1992), премией “Золотой Остап”, Малапарти (Италия), “Триумф” (1998), памятной медалью РАН “Шедевры русской литературы ХХ века” за выдающийся вклад в развитие культуры России (2003) и др.

В 2011 году Искандер стал лауреатом литературной премии “Ясная Поляна” имени Л. Н. Толстого и обладателем премии правительства России за сборник “Избранные произведения”.

Именем автора “Созвездия Козлотура” названа одна из малых планет. В 2009 году Банк Абхазии выпустил памятную серебряную монету из серии “Выдающиеся личности Абхазии”, посвященную Фазилю Искандеру номиналом 10 апсаров.

Искандер Фазиль женат на поэтессе Антонине Хлебниковой, у них есть сын Александр и дочь Марина. Писатель живет и работает в Москве.

Умер 31 июля 2016 года. Похоронен в Новодевичьем монастыре на Новодевичьем кладбище.

Вариант 2

Долгое время Искандер Фазиль был известен только как поэт, автор нескольких стихотворных сборников. Он как бы не решался всерьез заняться прозой, хотя и публиковал отдельные небольшие произведения. Такая неторопливость отчасти соответствует самой его творческой манере, которой присуща особая повествовательность, когда действие развивается плавно и медленно, описание изобилует множеством деталей и метафор, психологические характеристики героев ироничны и конкретны.

Искандер Фазиль Абдуллович родился в Сухуми, где его отец работал директором кирпичного завода. Корни же писателя уходят на тюркский Восток, так как его прадед приехал в Абхазию из Турции. Хотя в своих автобиографических записках Искандер относит себя к отъявленным лентяям, полагавшимся на свою память и способность мгновенно запоминать услышанное, он все же закончил школу с золотой медалью.

Затем отправился в Москву и подал документы на философский факультет МГУ, но там ему не понравилось, и по совету случайной попутчицы он на ближайшие два года становится студентом Библиотечного института. Осознав, что «проще и выгоднее самому писать книги, чем заниматься классификацией чужих», он переходит в Литературный институт имени Максима Горького. Впоследствии писатель не без иронии расскажет о первых годах своей самостоятельной жизни в рассказе «Начало».

В институте Искандер Фазиль еще считал, что будет поэтом, хотя, получив диплом, распределился в редакцию газеты «Брянский комсомолец». Там он работал разъездным корреспондентом, печатая в газете очерки на актуальные темы. Одновременно он писал стихи, иногда публиковал их и постепенно собрал свой первый сборник.

Через год Искандер Фазиль начинает работать в газете «Курская правда». В Курске он прожил четыре года и за это время осознал, что жизнь предоставляет множество сюжетов для будущих произведений. Правда, тогда он еще не решался стать профессиональным писателем.

Показательно, что Фазиль Абдуллович Искандер всегда считал и считает себя русским писателем, хотя свободно владеет и абхазским языком.

В 1959 году он переезжает к себе на родину в Сухуми и становится редактором абхазского отделения Госиздата. Через несколько месяцев после переезда в местном издательстве выходят два сборника его стихов. Они получают положительный отклик в центральной прессе, что позволяет молодому литератору подать документы в Союз писателей.

Еще в Курске Искандер Фазиль написал свой первый рассказ «Первое дело», который вскоре был напечатан в журнале «Пионер». Он открыл цикл произведений, посвященных детству писателя. Впоследствии Искандер будет время от времени возвращаться к начальной поре своего становления как личности, описывая проделки, шалости, первые впечатления ребенка, но уже с позиции взрослого наблюдателя.

Свой опыт работы в районных газетах писатель использовал в первом крупном произведении — «Созвездие Козлотура» (1966). В этой повести Искандер описывает события, связанные с кампанией по выращиванию кукурузы. В начале шестидесятых годов бывший тогда первым секретарем ЦК КПСС Н.С. Хрущев распорядился сажать кукурузу по всей стране, независимо от климатических условий.

Фазиль Абдуллович Искандер дает яркое сатирическое описание пропагандистской кампании и показывает, что искусная демагогия может убедить наивных людей делать самые невероятные вещи. Столь ярко выраженное социальное начало его прозы сразу же выдвинуло Искандера среди тех писателей, которых впоследствии будут называть «шестидесятниками»

После публикации повести он регулярно печатает свои рассказы в различных периодических изданиях и наконец решается перейти на положение профессионального литератора. С этого времени в его творчестве намечаются две четко выраженные линии. С одной стороны, он пишет рассказы, посвященные своему детству: «Запретный плод», «Тринадцатый подвиг Геракла», а также повесть «Дерево детства». Но сам писатель как-то заметил: «Я пишу не о взрослых и не для взрослых, а для тех, кто понимает сердце».

С другой стороны, писатель начинает работу над многотомным циклом сатирических новелл «Сандро из Чегема», в которых сочетаются приемы народной плутовской повести и лубочной прозы.

Каждая новелла из этого цикла является как бы фрагментом большого романа, а созданный Искандером яркий и солнечный мир становится своеобразной моделью идеальных человеческих отношений. Автор рассказывает о вымышленной стране со столицей Мукус, где живет множество разных национальностей и в том числе придуманный автором народ эндурцы.

В 1973 году Искандер Фазиль предложил текст романа для публикации. Он вышел, но цензура сократила его более чем наполовину. Тогда это объяснялось просто. Несмотря на то, та автор выражал свои оценки эзоповым языком, они легко расшифровывались и не вписывались в официальную идеологию. Полный текст романа вместе с написанными к тому времени новыми главами был издан только в 1981 году, да и то в США.

Главный герой цикла — пожилой дядя Сандро, живущий в горной кавказской деревне, — близок к типу традиционного героя-хитреца, который умеет найти выход из любой ситуации и неизменно остается в выигрыше. Его постоянная жизнерадостность как бы подчеркивает трагизм и нелепость окружающей обстановки.

Время действия романа охватывает несколько десятилетий, от начала до середины XX века. В последних по времени написания новеллах Искандер создал яркий сатирический портрет Сталина. Он наделил его традиционными чертами тирана и показал античеловеческую сущность тоталитарного режима.

Давление цензуры привело к тому, что писатель принял участие в знаменитом сборнике «Метрополь». Там была напечатана его повесть «Маленький гигант большого секса,В яркой физической форме писатель рассказал в ней о любовных приключениях героя, в котором легко угадывались черты Лаврентия Берии.

Правда, и здесь повесть вышла с купюрами. В то время в стране уже нарастал новый культ, шла скрытая подготовка к фактической реабилитации Сталина, поэтому все аллюзии были изъяты и даже образ главного героя претерпел изменения. Из всесильного номенклатурного работника он превратился в скромного фотографа одного из советских учреждений.

Но даже после такой основательной переделки повесть Фазиля Абдулловича Искандера увидела свет только в 1988 году под названием «О, Марат!»

В семидесятые годы писатель работает над циклом повестей о маленьком герое Чике. Внешне он походит на героя рассказов Фазиля Искандера о детстве, но все же это совершенно иной персонаж — обобщенный образ человека определенной формации.

Автор выступает здесь в роли сказителя, повествующего о жизни своего народа на примере одного из его представителей. Взгляд на мир глазами ребенка нужен Искандеру для того, чтобы восстановить утраченное единство мира, «возвратиться к первичной разумности».

К этому циклу примыкает повесть «Дерево детства», в которой писатель впервые в своем творчестве обращается к приемам мифологизированного повествования. Образ старого дерева, которое растет во дворе дома, ассоциируется здесь с традиционным мифологическим образом «мирового дерева», соединяющего землю и небо, будущее и прошлое, жизнь отдельного человека и историю человечества.

В другой своей повести-сказке «Джамхух — сын оленя» писатель пытается показать образ «естественного человека» глазами нашего современника. Герой Фазиля Искандера непобедим потому, что силу противостоять злу он черпает в мудрости предков, народной морали.

Несколько иначе писатель использовал старинный миф в романе «Кролики и удавы», где он становится сюжетной основой. Автор ведет своеобразную игру-угадайку с читателем. Он рассказывает о фантастической стране, жизнь в которой построена на страхе и лжи. Условная форма позволяет Искандеру рассказать о порочных основах любой неправедной власти и показать, что действительно свободное общество можно организовать только на началах правды, добра и справедливости.

Тему власти, Фазиль Абдуллович Искандер рассматривает во многих своих произведениях. Но особенно ярко она звучит в последнем цикле, над которым писатель продолжает работать и в настоящее время. В повестях «Морской скорпион» и «Сумрачной юности цвет» Искандер рассказывает о судьбе современного интеллигента. Писатель видит в нем потомка своих чегемских героев. Такие скрытые связи позволяют ему показать незыблемость той системы ценностей, которую он защищает.

Своеобразным итогом размышлений писателя на данную тему стали его повести «Думающий о России» и «Американец». В последнее время Искандер Фазиль работал над книгой «Человек и его окрестности». Первые рассказы из нее были изданы еще в 1993 году, но писатель каждый год добавляет к ним новые части. Искандер продолжает писать и стихи, они публикуются в журналах, выходят отдельными сборниками.

Наконец писатель получил официальное признание и у себя на родине. В 1989 году за роман «Сандро из Чегема» ему была присуждена Государственная премия СССР. Он является также лауреатом Пушкинской премии (Германия) и Международной литературной премии «Москва-Пенне», которую получил в 1996 году в Италии. Есть у него и еще одна, самая заветная награда — общественная премия имени Андрея Сахарова «За мужество в литературе». Он удостоился ее в 1991 году.

Сейчас по книгам Фазиля Абдулловича Искандера ставятся фильмы, которые идут на больших экранах и по телевидению. Это «Воры в законе» (1988), «Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным» (1990) и «Маленький гигант большого секса», где актеры В. Гафт и Г. Хазанов блестяще передают игровую стихию прозы писателя.

Умер 31 июля 2016 г. (87 лет)

Вариант 3

Искандер, Фазиль Абдулович (1929–2016), русский писатель. Родился 6 марта 1929 в Сухуми. Отец, иранец по происхождению, в 1938 был выслан из СССР, мальчик рос у родственников по материнской (абхазской) линии. Поступил в Московский Библиотечный институт, в 1951 перевелся в Литературный институт им. А.М.Горького (окончил в 1954). Был литературным сотрудником газет «Брянский комсомолец» (1954–1955) и «Курская правда» (1955–1956). Начал печататься в 1952. С 1956 до начала 1990‑х годов жил в Сухуми, работал в Абхазском государственном издательстве, регулярно публиковал стихи в журнале «Литературная Абхазия»; выпустил книги стихов Горные вершины (1957), Доброта земли (1959), Зеленый дождь (1960), Дети Черноморья (1961), Молодость моря (1964). С конца 1950‑х годов публикуется также в журналах «Юность», «Неделя» и «Новый мир» наряду с В.П.Аксеновым, О.Г.Чухонцевым и др., выступив с рассказами ПетухРассказ о мореДолжникиМой дядя самых честных правил (сборники Тринадцатый подвиг ГераклаЗапретный плод, оба 1966, и др.), в которых проявил себя мастером колоритных сатирических зарисовок и этнографического бытописания.

Мгновенную и громкую известность принесла Искандеру повесть Созвездие Козлотура (1966) – полный юмора и гротеска рассказ о типичном явлении советского времени, очередном «почине». Абхазскому селу предписано срочно заняться скрещиванием козла с туром для выведения некой необыкновенно продуктивной породы. «Начинание хорошее, но не для нашего колхоза» – эта формула осторожного и твердого отказа от невежественного и разорительного «эксперимента» стала крылатой. Проявившийся в повести характерный для Искандера сплав яркого, с точным ощущением национального характера, литературного этнографизма, богатой смеховой палитры (от мягкого юмора до беспощадного сарказма), «камерного» лиризма и социально-политического обличения, двуплановости «эзопова» языка и сочности живой разговорной речи отличает и многочисленные произведения-воспоминания Искандера, написанные от лица (или посредством введения этого образа) Сандро, народного героя, старика и юноши одновременно. Центральное из них – роман Сандро из Чегема (1973–1988, полное изд. 1989), состоящий из публикуемых с 1966 отдельных фрагментов (одноимен. рассказ, Дядя Сандро и пастух КунтаЧегемские сплетниПастух Махаз и др.), в котором главный герой претендует на роль, родственную образам Тиля Уленшпигеля или Ходжи Насреддина – плута и мудреца, выразителя национального характера и народной «фронды», и где история страны и в ней – абхазского народа передается через призму его насмешливо-разоблачительного восприятия (особенно примечательна здесь глава Пиры Валтасара, где наряду с вымышленными героями действуют гротесково-пародийные образы Сталина, Калинина, Берии и др.). Проблема катастрофического несовпадения патриархального мира национальной «окраины» и советской «метрополии» с ее политическим и экономическим диктатом высвечивается также в «детских», проникнутых, как и все творчество Искандера, автобиографически-мемуарными мотивами, повестях и рассказах о Чике (в т.ч. Защита Чика, 1983), в рассказах НачалоЛов форели в верховьях Кодора, вызвавшем у некоторых критиков даже обвинение в национализме, Летним днемПисьмоВстреча в поездеБедный демагог (все 1969) и др., вплоть до ностальгически звучащих повести Сумрачной юности свет (1990), романа Человек и его окрестности (1992–1993), рассказа Софичка (1995).

Метафорической обнаженностью, в духе и стилистике мировой антиутопии 20 в. (Е.И.Замятин, О.Хаксли, Дж.Оруэлл), выделяется философско-политическая повесть-сказка Искандера Кролики и удавы (1982, США; 1987, М.), в которой государство, предводимое диктатором Великим Питоном и состоящее, с одной стороны, из пожирателей-змей, а с другой – из молчаливо, с благословения своего Короля, идущих к ним на пищу кроликов и бессловесных работяг-туземцев, заклеймено язвительной сатирой во всех своих слоях, согласившихся на столь противоестественный и каннибалистский «общественный договор». Своеобразную форму протеста (свобода самоубийства в ответ на смерть по принуждению) предлагает писатель в рассказе Широколобый.

Серьезностью конкретного психологического анализа в контексте нравственной атмосферы всего общества отмечены повесть Искандера Морской скорпион (1977), а также повесть Маленький гигант большого секса (1979, экранизирована). Криминализация и фактическая дегуманизация общества «победившего социализма» раскрывается писателем в социально-психологических и нравоописательных, отмеченных при этом сюжетной остротой детективного повествования рассказах Бармен Адгур и Чегемская Кармен (оба 1986; широкую известность приобрела экранизация последнего – фильм Воры в законе, 1989), а кризисное сознание и утрата иллюзий постсоветского социума – в повестях Пшада (1993), Думающий о России и американец (1997).

Искандер был удостоен ряда престижных отечественных и зарубежных литературных премий.

Умер Искандер в подмосковном Переделкине 31 июля 2016.

25 интересных фактов из жизни Фазиля И.

Великий поэт и писатель Искандер Фазиль на протяжении большей части жизни испытывал проблемы с советской цензурой. Его оригинальные произведения зачастую шли вразрез с политикой партии, но Искандер не сдавался, продолжая писать так, как считал нужным, не подстраиваясь под требования цензоров. И он добился своего — ещё при жизни он стал знаменит, а сейчас многие его произведения получили статус культовых.

Факты из биографии Фазиля Искандера

  • У него персидские корни — его отец был родом из Ирана.
  • Детство, юность и молодость Искандера прошли в Абхазии, но в 1962 году он перебрался в Москву, где и прожил до самой своей смерти в 2016 году.
  • Его творческий путь начался со стихов. Первый сборник за авторством Фазиля Искандера был опубликован в 1957 году, прозу же он начал писать лишь спустя 5 лет после этого.
  • Известность на весь Советский Союз пришла к нему в 1966 году, после публикации «Созвездия Козлотура», первой его повести. Несмотря на то, что она была написана в сатирическом ключе и высмеивала некоторые аспекты политики СССР, цензура её пропустила, а в 1989 году «Созвездие Козлотура» даже было экранизировано.
  • Искандер Фазиль по прибытии в Москву пытался поступить в МГУ, но не сумел сдать вступительные экзамены. Отучившись три года в Библиотечном институте, он впоследствии перевёлся в Литературный институт имени Горького.
  • Несмотря на господствующую в ту эпоху цензуру, Искандер Фазиль открыто высмеивал СССР, а многие его афоризмы даже получили распространение в качестве крылатых фраз.
  • Объём одного из самых известных произведений Искандера, романа «Сандро из Чегема», был сокращён советской цензурой почти втрое. В США его опубликовали целиком, а в СССР полная версия, состоящая из более чем тысячи страниц, вышла в печать лишь в 1989 году.
  • Абхазское село Чегем, в котором прошло детство писателя, стало местом действия многих его произведений.
  • В 2011 году Искандер Фазиль заявил, что он сознательно выбрал русскую культуру, и считает себя именно русским, а не абхазским писателем, так как на абхазском он ничего не писал.
  • В 1987 году литератор вошёл в состав жюри КВН.
  • Жанровую принадлежность произведений Фазиля Искандера определить сложно. Это и романы-эпопеи, и притчи, и «мистический реализм», по мнению некоторых известных литературоведов.
  • В 1979 году Искандер опубликовал повесть «Маленький гигант большого секса», что повлекло за собой проблемы с цензурой. Следующие 10 лет издательство любых его произведений и публикаций в СССР было серьёзно ограничено.
  • Произведения писателя переведены на несколько десятков основных мировых языков.
  • Своими кумирами сам Искандер Фазиль считал Бродского, Пушкина, Достоевского и Тургенева.
  • На протяжении всей жизни он активно выступал в защиту репрессированных писателей и поэтов.
  • Несмотря на сложные отношения с цензорами, Искандер был уважаемым и влиятельным человеком, и вплоть до распада СССР он входил в парламент Совета Абхазии.
  • 55-летие совместной жизни со своей супругой Искандер Фазиль отметил, выпустив сборник стихов, написанный в соавторстве со своей женой.
  • За вклад в развитие литературы он получил 4 почётные государственные премии и 4 ордена.
  • До своих последних дней Искандер пользовался старомодной печатной машинкой, не желая осваивать компьютер.
  • Знаменитый роман «Сандро из Чегема» многократно пополнялся новыми новеллами. Искандер Фазиль писал их до самой смерти.
  • Писатель садился творить только тогда, когда в его голове формировался цельный образ всего произведения. По его собственным словам, это порой занимало очень долгое время.
  • По мотивам произведений Фазиля Искандера было снято 11 фильмов.
  • В день его смерти во всей Абхазии был объявлен всеобщий траур.
  • Открытый в 1983 году астероид Iskan­der был назван в честь Фазиля Искандера.
  • Также имя Искандера носят Государственный Театр Драмы в Абхазии и одна из библиотек в Москве.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

три × один =