Иосиф Александрович Бродский — русский и американский поэт

Иосиф Александрович Бродский (биография 1940 – 1996) –  писатель, эссеист, переводчик, преподаватель, личность известная и уважаемая не только в России, но и во всем мире.

Иосиф Александрович Бродский - русский и американский поэт

Краткая биография – Бродский И. А.

Вариант 1

Бродский Иосиф Александрович (1940—1996) русский поэт

Родился в Ленинграде. До пятнадцати лет учился в школе. Пытался поступить в школу подводников, но не был принят. В 1955 году работал на военном заводе фрезеровщиком, занимаясь самообразованием. Серьёзно увлёкся поэзией. Начал изучать польский язык и переводить польских поэтов. Вместе с А. Найманом и Е. Рейном входил в окружение А. Ахматовой в последние годы её жизни.

В 1964 был арестован и приговорен к пяти годам ссылки за «тунеядство». В 1965 был досрочно освобождён благодаря заступничеству деятелей культуры и под давлением общественного мнения как в СССР, так и за рубежом. Тем не менее, ни один журнал или издательство не осмелились публиковать его стихи. Он смог напечатать только четыре стихотворения в сборнике «День поэзии», несколько детских стихотворений и переводов. В 1972 вынужден был эмигрировать в США. Писал на английском языке.

На Западе, в основном в США, вышло восемь стихотворных книг на русском языке: «Стихотворения и поэмы», «Остановка в пустыне», «В Англии», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Римские элегии», «Новые стансы к Августе», «Урания».

В 1987 ему была присуждена Нобелевская премия в области литературы. Последние годы жизни провёл в Нью-Йорке.

Согласно завещанию, похоронен в Венеции.

Вариант 2

Бродский родился 24 мая 1940 года в семье матери бухгалтера и отца фотожурналиста. Детство провел в маленькой питерской квартирке. Называл свое детство совершенно обыкновенным, которое не повлияло на его дальнейшее развитие. В 1955 году Бродский бросает школу и идет работать на военный завод фрезеровщиком, занимается самообразованием, много читает. Также выявляет желание стать хирургом, некоторое время проводит в роли помощника прозектора при тюрьме. В общей сложности перепробовал себя в свыше десятка профессий, стремясь сочетать творчество с работой.

Вдохновившись Борисом Слуцким в шестнадцать лет начал писать свои первые стихи. И уже в семнадцатилетнем возрасте, 1957 года впервые был опубликован. В 50-60е годы плотно занялся изучением польского и английского языков, укрепился в своем желании стать поэтом. Большое влияние на творчество оказали стихи Марины Цветаевой вплоть до заката своей поэтической карьеры.

В 1964 году был арестован за тунеядство и сослан на пять лет в деревню под Архангельском. За поэта вступились Ахматова, Шестакович и другие личности, в следствие чего был досрочно освобожден, в общей сложности провел полгода в ссылке. После возвращения в Ленинград его боялись публиковать, тогда Бродский занялся переводами. За все время, проведенное до эмиграции в США, ему удалось опубликовать лишь четыре стихотворения. Вскоре в связи с невыносимыми условиями Иосиф Александрович решает «приземлиться», как выразился сам поэт, в Нью-Йорке, где, будучи профессором преподавал русскую литературу и историю. В 1987 году получает Нобелевскую премию по литературе, а в 1989 году прекращается дело Бродского. Но он не возвращается на родину, а путешествует по городам разных стран, читает лекции.

Бродский умер в 1996 году в Нью-Йорке, причиной стал инфаркт. Похоронен на протестантском кладбище в Венеции.

Вариант 3

Родился в 1940 году в Ленинграде в семье военного репортера. Его отец прошел войну, и в 1948 году его взяли на работу в фотолабораторию в Москве. Он очень любил журналистику, поэтому в течении 3 лет пробовал работать репортером, журналистом и фотографом. Мать имела хорошее экономическое образование и работала всю жизнь бухгалтером.

Иосиф Александрович рос практически без отца, так как тот был на фронте в годы войны. Поэтому детство у мальчика было трудное, денег не было, семья голодала. Во время блокады мать взяла Иосифа и отправилась в Череповец, так как в Ленинграде оставаться было очень опасно. Через 3 года они возвращаются в родной город, и Бродский идёт в школу. После окончания обучения юноша хотел поступить в Морское училище, но получил отказ.

Наблюдая послевоенную картину, Иосиф Александрович начинает задумываться о творчестве. Ему хочется отразить в своих работах всю тяжесть перенесенной войны, смерть и боль. В то время города ещё были разрушены, в результате многочисленных сражений. Творчество 1945—1955 годов наполнено мыслями о войне.

Чтобы хоть как-то помочь бедной семье, Бродский пытается работать фрезеровщиком, а затем решился поступить в школу подводников. Ему даже пришла идея стать врачом, но после практики в морге решил, что медицина – это не его.

Он объездил всю Россию, пробуя себя в любой профессии, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Бродскому было психологически тяжело всё время находиться в скитаниях, и однажды он не выдерживает и возвращается домой в Ленинград.

Иосиф Александрович в этот период начинает изучать иностранные языки, читает литературу на английском и польских языках. Не остается равнодушным и к произведениям русских поэтов и писателей. По возвращении домой, Бродский знакомиться с интереснейшими людьми: Булатом Окуджавой, Евгением Рейном, Сергеем Довлатовым.

В 1960 в Ленинграде проходил поэтический конкурс, и Бродский решается поучаствовать в нем со стихотворением «Еврейское кладбище». Работа вызвала недоумение в узких кругах и долгое время критиковалась.

Через несколько лет поэт знакомиться с Ахматовой и ещё несколькими современниками. Но встреча с Мариной Басмановой, дочерью одного Ленинградского художника, оставила в сердце Бродского огромный след. С тех пор он много писал и все его работы посвящались именно ей.

У них рождается сын, но об их союзе никто не знает.

В это время Иосиф Александрович понимает, что нужно содержать ребенка и свою любимую, поэтому опять начинает поиски работы. Это не закончилось успехом и его арестовывают за тунеядство. В суде его расспрашивали о том, почему он не может найти себе место работы, на что Бродский ответил, что он – поэт, это его призвание. За это его сослали в Архангельсую область на 5 лет принудительных работ. Не смотря на эти обстоятельства, там поэт пишет несколько работ, и к его удивлению, произведения публикуют в местной газете.

Через полтора года срок Бродскому уменьшили, и он возвращается домой. В 1965 году Иосиф Александрович работает переводчиком союза писателей при СССР. Благодаря этой должности, ему удалось избежать возможных обвинений.

В конце 1960 годов умирает Анна Ахматова и ещё несколько друзей поэта. Его не покидает мысль о собственной смерти, ему кажется, что его время скоро придет. Но несмотря на это, Бродский публикуется во многих газетах, и власти стараются не обращать на это внимание, хотя КГБ всё ещё помнило за что он был арестован.

В течении нескольких лет Иосиф Бродский перенес 4 инфаркта, что сказалось на его здоровье. В 1966 у него снова случается сердечный приступ, и он умирает.

Биография Бродского И. А. по годам

1940, 24 мая – родился в Ленинграде. Отец, Александр Иванович Бродский, – военный фотокорреспондент, а мать, Мария Моисеевна, – домохозяйка.

1942 – после блокадной зимы Мария Моисеевна с Иосифом уезжает в эвакуацию в Череповец, вернулись в Ленинград в 1944 году.

1947 – поступает в школу № 203 на Кирочной улице, 8. В 1950 г. перешёл в школу № 196 на Моховой улице, в 1953 году пошёл в 7-й класс школы № 181 в Соляном переулке и остался в последующем году на второй год. В 1954 году подал заявление во Второе Балтийское училище (морское училище), но не был принят. Переходит в школу № 276 на Обводном канале дом № 154, где продолжил учёбу в 7-м классе.

1955 – уходит из 8-го класса средней школы № 276, поступив учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Меняет множество мест работы.
Семья получает «полторы комнаты» в Доме Мурузи.

1957 – рабочий в геологических экспедициях НИИГА: в 1957 и 1958 годах – на Белом море, в 1959 и 1961 годах – в Восточной Сибири и в Северной Якутии, на Анабарском щите.

1959 – знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым.

1960, 14 февраля – первое крупное публичное выступление на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры им. Горького с участием А. С. Кушнера, Г. Я. Горбовского, В. А. Сосноры. Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал.
декабрь – во время поездки в Самарканд Бродский и его друг, бывший лётчик Олег Шахматов, рассматривали план захвата самолёта, чтобы улететь за границу.

1961, лето – возвращается из геологической экспедиции в Якутии в Ленинград.
август – в поселке Комарово под Ленинградом Евгений Рейн знакомит Бродского с Анной Ахматовой.

1962 – стихотворение «От окраины к центру». Начинается с пушкинской реминисценции («…Вновь я посетил / Тот уголок земли…»). Но предметом изображения у Бродского становится Ленинград, совершенно не похожий на пушкинский Петербург или даже Петербург Достоевского: не город Невского проспекта или даже домиков, Коломне, а местность окраин, заводов и фабрик, которая в девятнадцатом веке просто не существовала, не была городом.
Двадцатидвухлетний Бродский знакомится с молодой художницей Мариной (Марианной) Басмановой, дочерью художника П. И. Басманова. С этого времени Марианне Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.», посвящались многие произведения поэта. Стихи, посвящённые „М. Б.“, занимают центральное место в лирике Бродского.

1963, 29 ноября – в газете «Вечерний Ленинград» появилась статья «Окололитературный трутень», подписанная Я. Лернером, М. Медведевым и А. Иониным. Авторы статьи клеймили Бродского за «паразитический образ жизни».

1964–1965 – арест, суд и ссылка в деревню Норенская Архангельской области.

1965, октябрь – Бродский по рекомендации Корнея Чуковского и Бориса Вахтина был принят в Группком переводчиков при Ленинградском отделении Союза писателей СССР, что позволило в дальнейшем избежать новых обвинений в тунеядстве.
Публикация в Нью-Йорке сборника «Стихотворения и поэмы».
конец года – Бродский сдаёт в Ленинградское отделение издательства «Советский писатель» рукопись своей книги «Зимняя почта (стихи 1962–1965)». Год спустя рукопись была возвращена издательством.

1966–1967 – в советской печати появилось 4 стихотворения поэта (не считая публикаций в детских журналах), после этого наступил период публичной немоты.

1967 – в Англии вышел неавторизированный сборник переводов «Joseph Brodsky. Elegy to John Donne and Other Poems / Tr. by Nicholas Bethell».

1970 – в Нью-Йорке выходит «Остановка в пустыне» – первая книга Бродского, составленная под его контролем.

1971 – Бродский избран членом Баварской академии изящных искусств.

1972, 4 июня – вынужденный отъезд в эмиграцию.
конец июня – вместе с Уистеном Хью Оденом (англо-американским поэтом) Бродский принимает участие в Международном фестивале поэзии (Poetry International) в Лондоне.
июль – переезжает в США и принимает пост «приглашенного поэта» (poet-in-residence) в Мичиганском университете в Энн-Арборе, где преподает, с перерывами, до 1980 г.

1977 – сборник «Часть речи. Стихотворения 1972–1976».
Бродский принимает американское гражданство.

1982 – с этого года и до конца жизни преподаёт по весенним семестрам в консорциуме «пяти колледжей».

1986 – публикация написанных по-английски эссе в сборнике «Меньше, чем единица».

1987 – Нобелевская премия по литературе. В «Нобелевской лекции» (1987) вспомнил своих предшественников, которые тоже могли оказаться на этой трибуне: Осипа Мандельштама, Марину Цветаеву, американского поэта Роберта Фроста (1874–1963), Анну Ахматову, англо-американского поэта Уистена Одена (1907–1973): «Я назвал лишь пятерых – тех, чье творчество и чьи судьбы мне дороги, хотя бы потому, что, не будь их, я бы как человек и как писатель стоил бы немногого: во всяком случае, я не стоял бы сегодня здесь».
Начало публикаций Бродского в СССР.

1991–1992 – звание поэта-лауреата США.

1990-е гг. – выходят четыре книги новых стихов Бродского: «Примечания папоротника», «Каппадокия», «В окрестностях Атлантиды» и изданный в «Ардисе» уже после смерти поэта и ставший итоговым сборник «Пейзаж с наводнением».

1995 – Бродскому присвоено звание почётного гражданина Санкт-Петербурга. Но на Родину он не вернулся: «Лучшая часть меня уже там – мои стихи».

1996, 8 января – умер в Нью-Йорке, похоронен в Венеции.

Полная биография — Бродский И. А.

БРОДСКИЙ Иосиф Александрович (24 мая 1940, Ленинград — 28 января 1996, Нью-Йорк), русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик, автор пьес; писал также на английском языке. В 1972 эмигрировал в США. В стихах (сборники «Остановка в пустыне», 1967, «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», оба 1972, «Урания», 1987) осмысление мира как единого метафизического и культурного целого. Отличительные черты стиля — жесткость и скрытая патетика, ирония и надлом (ранний Бродский), медитативность, реализуемая через обращение к усложненным ассоциативным образам, культурным реминисценциям (иногда приводящее к герметичности поэтического пространства). Эссе, рассказы, пьесы, переводы. Нобелевская премия (1987), кавалер ордена Почетного легиона (1987), обладатель Оксфордской премии Honori Causa.

Значение творчества Бродского

Стремясь к двуязычию, он писал также по-английски эссе, литературную критику, стихи. Бродский сумел расширить возможности русского поэтического языка. Художественный мир поэта универсален. В его стилистике усматривают влияние барокко, неоклассицизма, акмеизма, английской метафизической поэзии, андеграунда, постмодернизма. Само существование этой личности стало воплощением интеллектуального и нравственного противостояния лжи, культурной деградации. Изначально, из-за процесса о «тунеядстве», Бродский стал некой нарицательной фигурой независимого художника, сопротивлявшегося общепринятому лицемерию и насилию — и на родине, и вне ее. До 1987 в СССР он фактически был поэтом для «посвященных»: хранение дома его стихов не только считалось предосудительным, но было наказуемо, тем не менее его стихи распространялись испытанным в советские времена способом — с помощью Самиздата.

Международная известность пришла к поэту уже после публикации его первого сборника на Западе в 1965. В СССР до 1987 Бродский практически не издавался. Некоторые строчки Бродского общеизвестны как афоризмы-формулы: «Смерть — это то, что бывает с другими» или «Но пока мне рот не забили глиной, из него раздаваться будет лишь благодарность». Мир творений Бродского отразил сознание значительной интеллектуальной группы выходцев из России, и в целом людей «исхода», живущих на грани двух миров, по выражению В. Уфлянда, «бродского человечества»: эти новые странники, словно продолжая судьбы романтических скитальцев, подобны некой соединительной ткани разных культур, языков, мировоззрений, быть может, на пути к универсальному человеку будущего.

Юные годы

Родился в обыкновенной интеллигентной семье. Его отец, Александр Иванович Бродский, окончил географический факультет Ленинградского университета и Школу красных журналистов. В качестве фотокорреспондента прошел всю войну (от 1940 в Финляндии до 1948 в Китае). В 1950 в рамках «чистки» офицерского корпуса от лиц еврейской национальности был демобилизован, перебивался мелкими заметками и фотографировал для ведомственных многотиражек. Мать, Мария Моисеевна Вольперт, всю жизнь проработала бухгалтером.

Подростком Иосиф ушел из школы после 8 класса; как и впоследствии, не мог мириться с государственно внедряемым лицемерием, злом; не то чтобы боролся с ними, но устранялся от участия («я не солист, но я чужд ансамблю. / Вынув мундштук из своей дуды, жгу свой мундир и ломаю саблю»). В 15 лет Бродский поступил на работу на завод. Сменил много профессий: работал и в морге и в геологических партиях. Занимался самообразованием, изучал английский и польский языки. С 1957 начал писать стихи, выступал с их чтением публично. Современникам запомнились его новаторские по содержанию и интонации «пропевания» стихи («Еврейское кладбище около Ленинграда...»). К началу 1960-х годов относятся первые переводческие работы Бродского.

Ахматова высоко оценила талант юного поэта, стала для него одним из духовных наставников. Бродский, отторгаемый официальными кругами, приобретает известность в литературных кругах, среде интеллектуального андеграунда; но он никогда не принадлежит никакой группировке, не связан с диссидентством. Крупные (поэмы «Гость», «Петербургский роман», «Шествие», «Зофья», «Холмы», «Исаак и Авраам») и малые формы равно привлекают поэта. На огромных поэтических пространствах отрабатывает он изощренное владение средствами современной поэзии (виртуозность в метрике, ритмике, рифме) при свойственным петербургскому стилю структурной отточенности, внешней сдержанности, ироничности. Бродский писал: «В каждом из нас — Бог» и гордился, что фактически заново ввел слово-понятие душа в отечественную поэзию. Независимость, неслыханный тогда дух свободы и обращение к библейским ценностям, несмотря на отсутствие «антисоветчины» в творчестве, привлекают к нему негативное внимание властей. Несколько раз, начиная с 1959, он подвергался допросам в КГБ.

Суд. Ссылка

Поэт перебивался случайными заработками; его поддерживали и друзья. До 1972 на родине были опубликованы только 11 его стихотворений в третьем выпуске московского самиздатовского гектографированного журнала «Синтаксис» и местных ленинградских газетах, а также переводческие работы под фамилией Бродского или под псевдонимом.

Бродский много ездил по стране с геологами и друзьями, повидал бывший СССР. Вольное «внезаконное» существование было омрачено тремя кратковременными арестами (один по делу Шахматова-Ухтомского об угоне самолета). В 1960-х годах происходила напряженная борьба власти с интеллигенцией, и Бродский, сам того не желая, оказался в центре этого противостояния. В конце 1963 он укрывался в Москве; попытался «спрятаться» и в психиатрической больнице, однако сбежал оттуда. Его арестовали в Ленинграде 12 февраля 1964. Поэт был «избран» центральной фигурой для показательного процесса по обвинению в тунеядстве. В прессе появились симптоматичные статьи: «Окололитературный трутень», «Тунеядцу воздается должное». Бродский был признан вменяемым после насильственного помещения в больницу для судебно-психиатрической экспертизы. 13 марта 1964 состоялся суд над поэтом, ход которого удалось записать Фриде Вигдоровой(благодаря ее записям процесс над Бродским стал достоянием мировой общественности). За поэта заступились Ахматова, Маршак, Шостакович, Сартр. Слова Ахматовой, сказанные по поводу процесса: «Какую биографию делают нашему рыжему!», — оказались пророческими. Суд над Бродским сделал его имя повсеместно знаменитым и даже нарицательным. Произнесенные им простые и мужественные слова подхватывались и пересказывались как легенда. Бродский был приговорен к пятилетней ссылке в Архангельскую область («с обязательным привлечением к физическому труду»). Он пробыл в деревне Норенская с весны 1964 по осень 1965. Благодаря протестам мировой общественности, поэт был освобожден досрочно. В ссылке талант и дух его («главное не изменяться... я разогнался слишком далеко, и я уже никогда не остановлюсь до самой смерти»).окрепли и вышли на новый уровень. Он изучал мировую литературу, английскую поэзию в подлинниках, очень много писал. Помимо большого корпуса разрозненных стихов, здесь в основном созданы цикл «Песни счастливой зимы», поэмы и «большие стихи» (главные, по определению поэта), такие, как «Прощальная ода», «Пришла зима и все, кто мог лететь...», «Письмо в бутылке», «Новые стансы к Августе», «Два часа в резервуаре». Однако все это увидело свет позже, за рубежом.

Первые публикации. После ссылки

Возвратившегося из ссылки в Ленинград Бродского не прописывали заново в «полторы комнаты», которые занимали его родители в коммунальной квартире. Только после неоднократных ходатайств (за него хлопотал также Шостакович) Бродскому было разрешено поселиться в родном городе на законных основаниях. Поэт продолжал работать, однако по-прежнему стихи его не могли появляться в официальных изданиях. Средства для жизни давали лишь переводы, поддерживали друзья и знакомые. Растущее чувство отчуждения, унижение и отчаяние «невостребованности», естественно, отражалось в творчестве: в стихах «Речь о пролитом молоке», «Прощайте, мадемуазель Вероника» (1967), Строфы (1968), «Конец прекрасной эпохи» (1969), «Осень выгоняет меня из парка» (1970), «Письмо генералу Z.», в поэме о жизни и смерти лучшей части души в дурдоме окружающей действительности «Горчаков и Горбунов» (1968).

С публикацией стихов за границей (сборники «Стихотворения и поэмы». Washington-New York, 1965; «Остановка в пустыне». Нью-Йорк, 1970) положение Бродского в СССР осложняется. Сквозной становится тема потери: первое в Собрании его сочинений стихотворение 1957 называется «Прощай...»; многочисленны стихи «на смерть поэта», начиная с «Памяти Баратынского» (1961), «На смерть Роберта Фроста» (1963), «...Т. С. Элиота» (1965); философские элегии-эпитафии — «Памяти Т. В.», стихи о разлуке, как «Пенье без музыки», «Похороны Бобо», «Я пепел посетил», «1972». Наделенный даром видеть жизнь во всем, он остро ощущал трагическую «конечность» сущего. Не случайно сборник 1964—1971 годов получил название по стихотворению «Конец прекрасной эпохи» (Ardis, 1977). В основном из произведений этой поры составлена самим Бродским уникальная, обращенная к одному адресату книга лирики «Новые стансы к Августе. Стихи к М. Б.».

Основной корпус стихотворений Бродского, написанных до отъезда, был издан за границей (с 1965). Усилиями друзей и исследователей (прежде всего В. Марамзина и М. Мейлаха) в России было составлено, еще до 1972 года, не допущенное в официальную печать четырехтомное собрание его сочинений (пятый том не завершен) с комментариями текстов и вариантов.

В этот период складываются определяющие черты стиля Бродского: высококонцентрированная содержательность в совершенной поэтической форме; трагический метод познания и художественного отражения; новаторская метафорика; интеллектуализм поэзии, философичность, референции к литературе и смежным искусствам (кинематографу, архитектуре, живописи, музыке). Бродского можно считать классиком русского стиха. Широк круг тем его творчества, а в разнообразии жанровых направлений и ракурсов отсутствуют, кажется, лишь ангажированность, конформизм «советской поэзии». С окончанием политической «оттепели» положение поэта в брежневскую эпоху становилось все безнадежнее, опаснее; его все настойчивей подталкивали к эмиграции. Уже перед самым отъездом, подводя итоги, Бродский создает несколько вершинных произведений своей философской лирики: «Сретенье», «Письма римскому другу», «Бабочку». Он не хотел уезжать из России; однако у него не было иного выбора. В письме Брежневу, проникнутом уверенностью в возвращение на родину, он пишет: «во плоти или на бумаге:...даже если моему народу не нужно мое тело, душа моя ему еще пригодится...».

Эмиграция. 1972—1979

4 июня 1972 начался эмигрантский период жизни и творчества поэта, давший новые стимулы поэтическому творчеству. Бродский сначала приземлился в Вене. Его встретил давний друг, издатель Карл Проффер, в течение многих лет возглавлявший издательство «Ардис». Встреча Бродского с У. Х. Оденом, стала вехой для русского поэта. В том же году Бродский обосновался в США, впервые получил работу — преподавал в различных университетах (таких, как Мичиганский университет, South Hadley Mount Holyoke College, Ann Arbor и др.). Выходят в свет новые сборники поэта, содержащие не только уже созданное, но первые переводы его стихов на английский (Selected Poems. New York, 1973) и новые сочинения (Часть речи. Стихотворения 1972-76. Ardis, 1977; A Part of Speech, N.Y. Farror, Straus Giroux, 1980, Новые стансы к Августе. Стихи к М. Б.1962-82. Ardis, 1983). В том, что эти стихи увидели свет, безусловно, велика роль издательства «Ардис».

В 1978 Бродский переносит первую операцию на сердце, после которой целый год новые стихи не появляются. Периоды юношеского, вбирающего все ценное из поэтической сокровищницы, «романтизма», и многословного стихотворного потока «барокко в контексте неоклассицизма» остались позади. Для поэта жизнь вне стихии родного языка (пусть внешне значительно более благополучная) всегда является трагедией. Новые качества разъедают и в то же время обогащают манеру Бродского: это концентрированная образная эмблематика, сложная метафоричность, проявившаяся прежде всего в цикле «Часть речи»: «Ниоткуда с любовью, надцатого мартобря... черт лица, говоря / откровенно, не вспомнить уже, не ваш, но / и ничей лучший друг...».

С конца 1970-х годов Бродский осваивает новые для себя жанры: эссеистику и литературную критику, начинает писать по-английски — первым сборником его прозы стал премированный американской критикой Less Than One: Selected Essays (1986). В таких эссе, как «Меньше единицы» (давшем название всему сборнику), «В полутора комнатах», поэт, отталкиваясь от автобиографии, создает портрет поколения. Он печатается в «The New Yorker», «New York Review of Books», участвует в конференциях, симпозиумах, много путешествует по миру, что находит отражение и в расширении «географии» его творчества, проникнутого радостью освоения новых горизонтов, горечью ностальгии, поисками смысла существования, на грани небытия и свободы: «Роттердамский дневник», «Литовский ноктюрн», «Лагуна» (1973), «Двадцать сонетов к Марии Стюарт», «Темза в Челси» (1974), «Колыбельная трескового мыса», «Мексиканский дивертисмент» (1975), «Декабрь во Флоренции» (1976), «Пятая годовщина», «Сан-Пьетро», «В Англии» (1977).

Путь к мировой славе

Сорокалетие поэт ощущает как важную веху; в итоговом «Я входил вместо дикого зверя в клетку...» он подтверждает стоическое, мужественное приятие всего опыта прожитой жизни, с ее утратами, ударами. В 1980 Бродский получает американское гражданство. С начала 1980-х годов он становится не только значительной фигурой русского поэтического зарубежья, но все больше, благодаря англоязычной прозе, всемирно известным литератором. Убежденный в великой очищающей, созидательной силе поэзии, Бродский борется за то, чтобы «сборники стихов лежали у кровати рядом с аспирином и библией».

Нравственной и художественной силой своего творчества он противостоит мировому Злу (по мнению некоторых исследователей, «Язык», «Время» и «Зло» — главные темы поэта). Вторжения советских войск в Чехословакию и в Афганистан становятся поводами для аллегорических яростных поэтических протестов, полных стыда и ярости стихов 1968 года и эпических «Стихов о зимней кампании 1980 года». Но Бродского по-прежнему притягивает к себе философская лирика: «Римские элегии» (1981), «Венецианские строфы» (1982), «Сидя в тени» (1983), «В горах», «На выставке Карла Вейлинка» (1984), «Муха» (1985), «Назидание», «Ария», «Посвящается стулу» (1987), «Новая жизнь», «Кентавры» (1988).

Лексика Бродского постоянно обогащается, для этого периода характерна своеобразная амальгама разговорного, бюрократического, «блатного», «высокого» стилей, сближение на новом уровне языковых пластов: архаизмов, диалектизмов, лагерного слэнга, специальных научных терминов. В этой полифоничности отражается содержательная амбивалентность, парадоксальность, смысловое богатство («Представление», 1986). Поэтической речи Бродского присуща иносказательность, метафорическое богатство, жанровое разнообразие: от стихов «на случай», миниатюр, до гигантских эпических полотен, разнообразных форм романа в стихах и поэм, «больших стихотворений». Собрание стихов к одному адресату — «Новые стансы к Августе» — расширило масштаб лирической поэзии. Он становится подлинным мастером стилизаций, литературного перевода (произведений английских поэтов-метафизиков, К. Кавафиса, У. Саба, Ч. Милоша ).

Поэт остается верен своему миру и своим ведущим темам. «Осенний крик ястреба», поднимающегося над обыденностью в верхние юдоли и платящего за это оледенением и смертью, «отвечает» ранней «Большой элегии Джону Донну». Тему постоянной разлуки продолжают «На смерть друга»; «Памяти Геннадия Шмакова», «Памяти отца», рождественский цикл, протянувшийся через годы, продолжается в «Лагуне», «Бегстве в Египет»; черты барочной поэзии сквозят и в поздних стихах, философская, эсхатологическая интонация звучит в «Примечаниях папоротника», «Облаках», «Fin de siecle», «Вид с холма», «Портрете трагедии» (1988—1992); философский дуализм и фантастическая ирония пьесы «Мрамор» развивает проблематику «Горчакова и Горбунова».

Мать и отец Бродского, в течение многих лет хлопотавшие о разрешении на выезд за границу, не получив его, умирают в Ленинграде, так и не увидев сына. Смерть родителей для поэта — это удар по детству и основам бытия, удар по главному орудию поэта, родной речи, русскому языку. Трагический образ искаженного реальностью языка — как метафора испорченного зеркала — становится одним из важнейших в позднем творчестве поэта.

«Переломным» для поэта становится 1987, когда пришли повсеместное признание и мировая слава (Л. Лосев назвал это «праздником справедливости»), и даже началось «литературное возвращение» поэта на родину, с первой публикацией его стихов в «Новом мире». В том же, 1987, году Бродский удостаивается Нобелевской премией по литературе. На церемонии присуждения он прочитывают свою блистательную «Нобелевскую лекцию», в которой, в частности, оттачивает концепцию приоритета языка: «Быть может, самое святое, что у нас есть — это наш язык...».

С середины 1980-х годов творчество Бродского становится предметом увлекательного изучения: выходят работы о его поэтике. Т. Венцлова приходит к выводу, что речь у Бродского есть способ преодоления ущербности и расчлененности мира, размыкания пространства «вверх»: «это подлинное пересечение границы, выход из абсурда падшего мира, вступление в осмысленное время»; он выделяет как «основные составляющие миро-текста» Бродского «время, город, пустоту» и делает предположение, что магистральной темой поэта является «бытие и /или/ ничто». В эти же годы Бродский собирает обильный урожай многочисленных премий, но, в первую очередь, как англоязычный автор. Он удостаивается звания «Поэт-лауреат США» 1991—1992.

Последние годы

Иосиф Бродский. 1990-е годы.

В начале 1990-х годов Бродский перенес вторую операцию на сердце, предстояла третья. Однако он продолжал преподавать, писал стихи и прозу («Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна»). Последние годы его недолгой жизни отмечены взлетом интенсивности творчества. Сборники сочинений Бродского начинают выходит в России: первые из них — «Назидание» (1990), «Осенний крик ястреба» (1990), «Стихотворения» (1990). Вслед за все растущей популярностью растет осознание значения, влияние поэтики Бродского. Он привнес в русскую поэзию выразительные качества английской, классической латинской поэзии. В художественной критике, анализе изящной словесности Бродский интересен как исследователь поэтики, психологии, эстетики творчества (работы о Цветаевой, Платонове, Мандельштаме, Одене, Фросте, Ахматовой, Кавафисе, Монтале и других). Наряду с лирикой, «путевыми заметками», античной, библейской тематикой, элегиями, «диалогами» с великими литераторами прошлого и настоящего, склонностью к философичности, иронии и сарказму, для Бродского, по наблюдениям исследователей, сквозными являются проблемы «Время», «Язык», «Смерть». Последние произведения преисполнены горестными настроениями поэта-стоика об «итогах» бытия. Творчество предстает как главная цель мироздания, преодоление немоты, безмолвия и пустоты. Поэзия как высшее выражение языка есть противостояние «ничто». По воле Бродского, его последнюю поэтическую книгу «Пейзаж с наводнением» завершает стихотворение со строками: «Меня обвиняли во всем, окромя погоды... Общего, может, небытия броня / ценит попытки ее превращения в сито / и за отверствие поблагодарит меня».

Поэт скоропостижно скончался в Нью-Йорке, не дожив до 56 лет. Смерть Бродского, несмотря на то, что было известно о его ухудшающемся состоянии здоровья, потрясла людей по обе стороны океана. Похоронен в Венеции. В США у него осталась дочь, которая родилась в 1992, в Петербурге — сын (р. 1967). Одной из последних инициатив поэта было создание Русской Академии в Риме, куда на несколько месяцев могли бы приезжать русские поэты. Первым гостем академии в 2000 стал Тимур Кибиров.

30 интересных фактов из жизни Бродского И. А.

Поэт, переводчик, эссеист и драматург Иосиф Бродский (1940 — 1996) родился и вырос в Советском Союзе, но большую часть сознательной жизни прожил в США. Бродский был автором блестящих стихов (на русском языке), отличных эссе (преимущественно на английском) и произведений других жанров. В 1987 году он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. В 1972 году Бродского вынудили покинуть СССР по политическим мотивам. В отличие от других эмигрантов, даже после политических перемен поэт на Родину не вернулся. Травля в печати и высосанный из пальца тюремный срок за тунеядство оставили в его сердце слишком глубокую рану. Однако эмиграция не стала для Бродского катастрофой. Он успешно издавал свои книги, жил достойной жизнью и не был снедаем ностальгией. Вот несколько фактов, почерпнутых из интервью и рассказов Бродского или его близких друзей:

  1. По собственному признанию, Бродский начал писать стихи в возрасте 18 лет (школу он бросил в неполные 16). Первые его два стихотворения были напечатаны, когда автору исполнилось 26. Всего в СССР были опубликованы 4 произведения поэта.
  2. Бродский не занимался политическими протестами или гражданской активностью сознательно — ему было скучно. Подумать о каких-то вещах он мог, но приступать к конкретным действиям не хотел.
  3. Любимыми композиторами поэта были Гайдн, Бах и Моцарт. Бродский пытался добиться моцартовской лёгкости в стихах, но из-за недостатка выразительных средств в поэзии по сравнению с музыкой стихи звучали по-детски, и поэт прекратил эти попытки.
  4. Бродский пробовал писать стихотворения по-английски, однако, скорее ради развлечения. Далее пары-тройки произведений дело не пошло.
  5. Цензура, считал поэт, благотворно влияет на развитие метафорического языка в частности и поэзии вообще. В принципе, говорил Бродский, политический режим практически не влиял на советскую литературу.
  6. В СССР во время работы геологом Бродский объездил очень много регионов Советского Союза, от Сибири и Дальнего Востока до Средней Азии. Поэтому угроза следователя сослать его, куда Макар телят не гонял, вызвала у Бродского улыбку.
  7. Очень странный эпизод произошёл в 1960 году. 20-летний Бродский и его друг Олег Шахматов вознамерились угнать самолёт из СССР в Иран дальше разговоров и покупки билетов на авиарейс дело не пошло (рей просто отменили), но впоследствии Шахматов сообщил правоохранителям об их плане. За этот эпизод Бродского к ответственности привлекать не стали, но на суде по обвинению в тунеядстве припомнили.
  8. Несмотря на то, что Бродский был евреем и не раз страдал от этого в школе, в синагоге он был только раз в жизни, да и то нетрезвым.
  9. Из спиртного Бродский любил водку и виски, неплохо относился к коньяку и тереть не мог лёгкие сухие вина — из-за неминуемой изжоги.
  10. Поэт был уверен, что о намерении советских властей выслать его из станы ещё за месяц знал Евгений Евтушенко. Однако известный поэт не стал сообщать об этом коллеге. Бродский характеризовал Евтушенко как лжеца по содержанию поэзии, а Андрея Вознесенского — как лжеца по её эстетике. Когда Евтушенко приняли в Американскую академию, Бродский из неё вышел.
  11. Сильнее всего антисемитизм в СССР проявлялся в среде писателей и других интеллектуалов. Среди людей рабочих профессий антисемитов Бродский почти не встречал.
  12. В течение полугода Бродский снимал под Ленинградом в Комарово дачу рядом с домом, где жила Анна Ахматова. Поэт ни разу не упоминал о своих романтических чувствах к великой поэтессе, но отзывался о ней с обескураживающей теплотой.
  13. Когда в 1966 году Анна Ахматова умерла , Иосифу Бродскому пришлось заниматься её похоронами — муж отказался участвовать в их организации.
  14. В жизни Бродского было много женщин, но главной осталась Марина Басманова. Они расстались ещё в СССР в 1968 году, но, уже живя в США, Бродский постоянно вспоминал Марину. Однажды он встретил голландскую журналистку, очень похожую на Марину, и тут же сделал ей предложение. Иосиф даже поехал за копией Марины в Голландию, но вернулся разочарованным — у Марины-2 уже был любовник, а ещё она была социалисткой. Марина Басманова
  15. «Свято место пусто не бывает», — так реагировал Бродский на сообщение о том что его выпустили из заключения в тот же день, когда объявили об аресте Синявского и Даниэля.
  16. С годами Иосиф стал писать гораздо меньше стихов. Если в 1970-х годах из-под его пера ежегодно выходило 50 — 60 произведений, что через 10 лет едва 10 — 15.
  17. Маршала Г. К. Жукова Бродский называл последним красным могиканином, считая, что ввод Жуковым танков в Москву летом 1953 года предотвратил задуманный Л. П. Берия государственный переворот.
  18. Стремительность своего выезда из СССР Бродский связывал с предстоящим визитом в страну американского президента. В Советском Союзе стремительно старались в преддверии приезда Ричарда Никсона убрать с горизонта всех недовольных.
  19. В Нью-Йорке поэт полюбил китайскую и индийскую кухню. При этом многочисленные в США грузинские и армянские рестораны он считал всего лишь вариантами традиционной для европейцев кухни.
  20. Бродский принял участие в побеге в США известного балетного танцовщика Александра Годунова (потом Годунов стал довольно известным актёром). Поэт предоставил танцовщику убежище в доме одного из своих знакомых, а затем помогал ему в переговорах с женой Еленой, заблокированной властями США в аэропорту им. Кеннеди, и в получении Годуновым американских документов. Людмила Власова благополучно улетела на Родину, где стала востребованным хореографом, ставившим танцы многочисленным звёздам фигурного катания. Елена Иосифовна здравствует и поныне. Годунов через 16 лет после побега в США умер от хронического алкоголизма. Александр Годунов и Людмила Власова. Пока ещё вместе…
  21. Поэт перенёс две операции на открытом сердце. Ему меняли кровеносные сосуды в непосредственной близости к сердцу, причём вторая операция была коррекцией первой. И, несмотря на это, Бродский до последних дней жизни пил кофе, курил сигареты, отрывая фильтр, и пил спиртное.
  22. Решив бросить курить, Бродский обратился к врачу-гипнотизёру Джозефу Дрейфусу. Такого рода специалисты в США берут за свои услуги очень дорого. Дрейфус не стал исключением. Иосиф сначала выписал чек на 100 долларов, и только потом начался приём. Магические пассы врача развеселили Бродского, и в гипнотический транс он не впал. Дрейфус немного расстроился, а потом сказал, что у пациента очень сильная воля. Деньги, само собой, не вернул. Бродский недоумевал: какая может быть сильная воля у человека, который не может бросить курить?
  23. В течение нескольких лет подряд Бродский встречал Рождество в Венеции. Это стало для него своеобразным ритуалом. Похоронили его именно в этом итальянском городе. Любовь к Италии была не случайной — ещё в ленинградский период жизни поэт был близко знаком с итальянцами, учившимися в Ленинграде в аспирантуре. Именно Джанни Буттафава и его компания привили русскому поэту любовь к Италии. Прах Бродского похоронен в Венеции.
  24. Сообщение о присуждении ему Нобелевской премии по литературе застало Бродского в Лондоне во время ланча с известным мастером детективного жанра Джоном Ле Карре.
  25. На балу по случаю вручения Нобелевских премий 1987 года Бродский танцевал со шведской королевой.
  26. Бродский считал, что серьёзный поэт не должен радоваться переложению его текстов на музыку. Даже с бумаги донести содержание поэтического произведения невероятно трудно, а уж если при устном исполнении ещё и звучит музыка…
  27. По крайней мере внешне, Бродский относился к своей славе весьма иронично. Произведения свои он, обычно, в общем, именовал «стишатами». По имени-отчеству его называли только студенты-американцы, желая подшутить над профессором. Поэта все окружающие называли по имени, а сам он постоянно подчёркивал значение творцов прошлых лет, называя их «Александр Сергеич» (Пушкин) или Фёдор Михалыч («Достоевский).
  28. Бродский очень неплохо пел. В США в небольших компаниях он пел очень редко — статус уже не позволял. А вот в ресторане «Русский самовар», долей которого владел поэт, он иногда брал в руки микрофон, выходил к роялю и исполнял несколько песен.
  29. Однажды, уже будучи Нобелевским лауреатом, Бродский искал жильё (в предыдущей квартире он вложил, несмотря на предостережения знакомых, несколько десятков тысяч долларов в ремонт, и был благополучно выставлен на улицу при первом удобном случае). Ему понравилась одна из квартир неподалёку от предыдущего жилища. Хозяину имя «Джозеф Бродски» не говорило ничего, и он начал расспрашивать Иосифа, есть ли у того постоянная оплачиваемая работа, не собирается ли он устраивать шумные вечеринки и т. п. Бродский отвечал односложно, и хозяин квартиры решил заломить за неё несусветную аренду — 1 500 долларов, причём платить нужно было за три месяца сразу. Приготовившись торговаться, хозяин был жутко смущён, когда Бродский тут же выписал ему чек. Чувствуя вину, владелец к въезду Бродского отдраил квартиру, чем вызвал неудовольствие постояльца — в пыли и паутине новое жилище напоминало ему старинные европейские дома.
  30. Уже в 1990-х годах, когда Бродского завалили предложениями вернуться на Родину, знакомая как-то сфотографировала в Петербурге подъезд, в котором жил поэт. На стене была выцарапана надпись о том, что в доме жил великий русский поэт Бродский. Поверх слов «русский поэт» было жирно выведено «жид». В Россию поэт так и не приехал.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

8 − пять =

Adblock
detector