Павел Петрович Бажов — фольклорист и публицист

Бажов Павел Петрович (биография 1879 – 1950) – известный советский писатель, фольклорист. Автор уральских сказов «Малахитовая шкатулка», за которые был награжден Сталинской премией 2-й степени.

Павел Петрович Бажов - фольклорист и публицист

Краткая биография — Бажов Павел

Вариант 1

Павел Петрович Бажов — писатель, фольклорист, публицист, журналист. Получил известность как автор уральских сказов. Родился 27 января 1879 года около Екатеринбурга на Урале в семье горнозаводского мастера, был единственным ребёнком в семье. Детские годы прошли в среде уральских мастеров. Первоначальное образование получил в екатеринбургском духовном училище, в 1899 г. с отличием окончил пермскую духовную семинарию. Трудовую биографию начал учителем начальных классов, потом работал учителем русского языка в Екатеринбурге. Около 15 лет редактировал местную газету, занимался журналистикой, писал фельетоны, рассказы, очерки, заметки в журналы.

Собирал фольклор, интересовался историей Урала. Писательская деятельность Бажова началась в 57 лет созданием особого жанра — уральского сказа, сделавшего автора известным. Первый сказ «Дорогое имечко» появился в 1936 г. Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов старого Урала — «Малахитовая шкатулка». В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие. В 1943 году благодаря этой книге получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество. Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы. Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года.

Вариант 2

Кто из нас не читал сказания о несметных богатствах, таившихся в уральских горах, о русских умельцах и их мастерстве. И все эти прекрасные творения были обработаны и выпущены отдельными книгами Павлом Петровичем Бажовым.

Писатель появился на свет в 1879 году в семье горнозаводского мастера на Урале. В раннем детстве мальчика интересовали люди его родного края, а также местный фольклор. После обучения в школе при заводе, Павел поступает в духовное училище в Екатеринбурге, а затем продолжает учебу в духовной семинарии.

Бажов в 1889 году стал работать учителем, обучая детишек русскому языку и литературе. В свободное от работы время он ездил по близлежащим селам и заводам, расспрашивая у старожилов необыкновенные истории и предания. Всю информацию он тщательно записывал в тетради, которых у него накопилось великое множество к 1917 году. Вот тогда- то он, прекратив преподавательскую деятельность, отправился защищать родину от белогвардейских захватчиков. Когда закончилась гражданская война, Бажов пошел работать в редакцию «Крестьянский вестник» города Свердловск, где с огромным успехом публиковал очерки о жизни уральских рабочих и непростых временах гражданской войны.

В 1924 году он Павел Петрович издает первую книгу собственного сочинения «Уральские были», а в 1939 году читатели знакомятся с еще одним сборником сказок «Малахитовая шкатулка». Именно за этот свой труд писатель был награжден премией Сталина. Вслед за этой книгой были опубликованы «Хозяйка медной горы», «Великий полоз» и много других сказов, в которых происходили необыкновенные события. Читая эти творения, замечаешь, что все действия происходят в одной и тоже семье и в определенном месте и времени. Оказывается, что такие семейные истории существовали раньше на Урале. Здесь героями выступали самые обыкновенные люди, сумевшие рассмотреть в безжизненном камне его добрую суть.

В 1946 году по мотивам его сказов на экраны вышел фильм «Каменный цветок». Во время Великой отечественной войны писатель заботился не только о своих коллегах, но и об эвакуированных творческих людях. Скончался Павел Александрович в 1950 году в Москве.

Вариант 3

Павел Петрович Бажов был рожден в 1879 году недалеко от города Екатеринбурга. Отец Павла был рабочим. Павел в детстве часто переезжал семьей с места на место из-за командировок его отца. Их семья была во многих городах, в их число входили Сысерть и Полевской.

Мальчик поступил в школу в возрасте семи лет, он был лучшим учеником в своем классе, после школы он пошел в училище, а потом в семинарию. Павел поступил на должность учителя русского языка в 1899 году. Летом он путешествовал по Уральским горам. Женой писателя стала его ученица, они познакомились, когда она училась в старших классах. У них было четыре ребенка.

Павел Петрович участвовал в российской общественной жизни. Он был в составе подполья. Павел работал над планом сопротивления при падении советской власти. Он также был участником Октябрьской революции. Павел Петрович отстаивал идею равенства между людьми. Во время Гражданской войны Павел работал журналистом и увлекался историей Урала. Павел Петрович даже попал в плен и заболел там. Несколько книг Бажова было посвящено революции и войне.

Первая книга была напечатана Бажовым в 1924 году. Главным произведением автора принято считать «Малахитовую шкатулку», которая вышла в 1939 году. Эта книга – сборник сказок для детей об уральской жизни. Она стала известна по всему миру. Павел Петрович получил премию и был награжден орденом. Произведения Бажова легли в основу мультфильмов, опер, спектаклей.

Кроме как писать книги, Бажов любил фотографировать. Особенно ему нравилось делать фотографии жителей Урала в национальных костюмах.

Свое семидесятилетие Бажов праздновал в филармонии в Екатеринбурге. Поздравить его пришло много родных и незнакомых людей. Павел Петрович был растроган и счастлив.

Писатель скончался в 1950 году. Исходя из биографии Бажова, мы можем сказать, что писатель был настойчивым, целеустремленным и трудолюбивым человеком.

Биография Бажова Павла по годам

1879 г., 15 (27) января — родился на Сысертском заводе близ Екатеринбурга в семье потомственных горнозаводских мастеров.

1889—1893 гг. — учится в Екатеринбургском духовном училище

1893—1899 гг. — учится в Пермской духовной семинарии.

1899—1917 гг. — работает учителем русского языка в Екатеринбурге и Камышлове.

1918 г., сентябрь — принят в ряды ВКП(б)». Работал журналистом в дивизионной газете «Окопная правда», в камышловской газете «Красный путь».

1920 г. — возглавил продотряд на должности особоуполномоченного уездного продовольственного комитета по продразвёрстке; член Семипалатинского губкома партии.

1923 г. — переезжает из Камышлова в Екатеринбург. С этого времени П. П. Бажов становится постоянным жителем Екатеринбурга (с 1924 года — Свердловска).

1923—1931 гг. — работает в Уральской областной «Крестьянской газете», переименованной впоследствии в «Колхозный путь», секретарем редакции, а затем заведующим отделом крестьянских писем.

1924 г. — издана первая книга собственного сочинения «Уральские были» в издательстве «Уралкнига» (отрывки печатались в свердловском журнале «Товарищ Терентий» (№№ 17—19 за 1924 год), а позднее — в журнале «Уральский следопыт» (1935 год, № 2).

1926 г. — в Свердловском издательстве «Уралкнига» выходят две книги П. П. Бажова. Книга «За советскую правду» была посвящена описанию боевых действий и жизни сибирских партизанских отрядов, участником которых был сам автор. Вторая книга «К расчету!» — это яркий рассказ о забастовках рабочих Сысертского завода в 1905 году.

1930 г. — выходит из печати книга очерков «Пять ступеней коллективизации».

1936 г. — в 11 номере журнала «Красная новь» был опубликован первый из уральских сказов «Девка Азовка».

1939 г. — объединил ранее напечатанные сказы в книгу «Малахитовая шкатулка» (в 1-м издании «Малахитовая шкатулка» содержит 14 сказов, в последних — около 40). Напечатана автобиографическая повесть «Зеленая кобылка».

1940 г. — возглавил Свердловскую писательскую организацию.

1943 г. — за книгу «Малахитовая шкатулка» награжден Государственной премией СССР.

1944 г. — в связи с 65-летием и за заслуги в области советской литературы награжден орденом Ленина.

1946 г. — избран депутатом Верховного Совета.

1949 г. — изданы мемуары «Дальнее — близкое» (прошлое Екатеринбурга). Прижизненное юбилейное издание “Малахитовой шкатулки”, включающее сорок три сказа.

1950 г., 3 декабря — умер в Москве. Похоронен в Свердловске на Ивановском кладбище.

Полная биография — Бажов Павел

Большинству читателей, Павел Петрович Бажов известен как автор и публикатор знаменитых «уральских сказов», объединенных в сборник «Малахитовая шкатулка». На самом же деле его перу принадлежит несколько десятков произведений — две повести, книги очерков, статьи и мемуары.

Ранние годы жизни писателя связаны с небольшим уральским горнозаводским городком Сысерть, где он родился в семье мастера сварочно-пудлинговочного цеха. Род Бажовых (или, как писали в XIX веке, Бажевых) связан с историей промышленного освоения Урала. Несколько поколений предков писателя работали на уральских заводах.

Когда мальчику исполнилось семь лет, его отдали в земскую трехлетнюю школу. Павел учился с удовольствием и закончил школу с похвальным листом. Отличная учеба дала ему право на продолжение образования, но не в гимназии, а в духовном училище, поскольку только туда принимали после трехлетней школы. Десятилетний Павел уехал в Екатеринбург и поселился в доме уездного врача Н. Смородинцева, знакомого семьи. В 1893 году он закончил курс с отличием и, решив продолжить образование, поступил в Пермскую духовную семинарию. В годы учебы, Павел Бажов много читал, в течение нескольких лет он даже заведовал общественной библиотекой.

По рекомендации Н. Смородинцева, Бажов познакомился с известным историком А. Щаповым, жившим в Перми. Можно сказать, что общение с Щаповым стало для молодого человека «вторым университетом». Именно от Щапова, Бажов воспринял интерес к истории и к уральскому фольклору.

В 1899 году Павел Бажов закончил семинарию третьим по сумме баллов. Директор предложил ему поступать в Киевскую духовную академию «на полном казенном содержании». Но это предложение означало обязательное принятие духовного сана, поскольку после завершения учебы он должен был стать священником.

А Павел хотел поступить в университет, чтобы получить светское образование. По закону он мог стать студентом Дерптского, Варшавского или Томского университета, но уже потеряв право на «казенное содержание». Поскольку денег на учебу у Павла Бажова не было, он принимает решение работать школьным учителем русского языка. Вначале его направляют в село Шайдуриха, находившееся неподалеку от города Невьянска. Там Бажову пришлось преподавать в местном духовном училище не только русский язык, но и закон Божий. Но уже через три месяца он получает распоряжение вернуться в Екатеринбург. По рекомендации Н. Смородинцева, Бажова назначают преподавателем русского языка в Екатеринбургское духовное училище.

Павел ПетровичБажов начал преподавать русский и церковнославянский языки, а также русскую литературу. Одновременно он работал и в городском епархиальном училище для девушек, где и познакомился с ученицей выпускного класса В. Иваницкой. Закончив курс, Иваницкая становится женой Бажова. Вскоре у них рождаются две дочери-погодки.

В училище Павел Бажов впервые начинает систематически собирать уральский фольклор. Каждое лето он уезжает в путешествие по уральским селам и заводским поселкам, чтобы записывать сказки, песни, обряды, фотографировать жителей в народных костюмах.

Можно сказать, что Бажов одним из первых обратился к записыванию рабочего фольклора. Именно из этих экспедиций он привез первые записи сказов — повествований сказочного типа, бытовавших в рабочей среде с середины XVIII века. В них соединились традиционные сказочные сюжеты и отражение повседневного труда рабочих-горщиков, добывавших руду, каменотесов, оружейников. Постепенно Павел Бажов становится своим человеком в среде рабочих. Он выступает как ходатай в суде, помогает решать споры с начальством. В 1905 г. Бажов участвовал в мотовилихинских закамских маевках, за что даже однажды попал в тюрьму, но вскоре был выпущен.

Когда началась Первая мировая война, Бажовы перебираются в город Камышлов, к родителям его жены. Там рождается последний ребенок — сын Алексей. Жизнь снова налаживается: Павел Петрович Бажов начинает работать в местном духовном училище, печатается в городской газете. Тогда же он впервые сталкивается с большевиками. В апреле 1917 г. его избирают членом местного совета, а в сентябре 1918 г. он становится членом большевистской партии.

Когда началась Гражданская война, Павел Бажов вступает в Красную армию. Он работает в редакции газеты «Окопная правда», выполняет обязанности секретаря партийной ячейки Уральской дивизии. Во время боев за Пермь попадает в плен, но уже через пять дней бежит из тюрьмы в тайгу. Под именем учителя Кирубаева, а затем страхового агента Бахеева принимает активное участие в подпольной работе. После освобождения Перми от белогвардейцев вновь возвращается в Красную армию, но всего через несколько месяцев тяжело заболевает, и врачи демобилизуют его.

Вначале Бажов возвращается к семье в Камышлов, но духовное училище закрывают, и он переходит в редакцию городской газеты «Красный путь». В 1923 г. он переезжает в Екатеринбург и начинает работать в только что созданной «Уральской крестьянской газете», параллельно работает в уральских газетах «Советская власть», «Крестьянская газета», местных журналах «Рост» и «Штурм».

В это время и начинается писательский путь Павла Петровича Бажова. В 1924 году он публикует книгу очерков «Уральские были», а затем «Пять ступеней коллективизации». Один из очерков автор послал в журнал «Наши достижения», который редактировал Максим Горький. Рукопись Бажова переслали в Сорренто, а через несколько месяцев в Екатеринбург пришло письмо из Италии. Маститый писатель отмечал одаренность Бажова, умение передавать речь рабочих. Одновременно он советовал начинающему писателю оставить журналистику и заняться серьезной литературной работой.

К этому времени Бажов уже был автором нескольких документальных книг по истории революции и Гражданской войны — «Бойцы первого призыва», «К расчету», «Формирование на ходу». От очерков на злободневные темы он перешел к так называемой этнографической беллетристике — произведениям, в которых он описывал жизнь рабочих и каменотесов-горщиков.

В очерках Павла Бажова впервые появляется и образ рассказчика — уральского рабочего В. Хмелинина, известного под прозвищем дед Слышко. Стилистику своих очерков Бажов строил на подражании прозе С. Максимова и рассказам Д. Мамина-Сибиряка.

В феврале 1936 г. Павел Петрович Бажов становится студентом заочного отделения Литературного института. Тогда же он публикует первые сказы, записанные им еще в самом начале XX века, в журнале «Красная новь». Публикация сказов имела неожиданное продолжение. К Бажову обращается писатель В. Бирюков, который по просьбе Горького составлял сборник уральского рабочего фольклора. В нем были напечатаны шесть сказов, впоследствии составившие ядро сборника «Малахитовая шкатулка» (1939).

Главная книга Павла Бажова, принесшая ему всемирную известность, вышла, когда писателю уже исполнилось 60 лет. Замысел книги складывался постепенно. Вначале Бажов хотел построить книгу по классическому типу альманаха-стилизации под фольклор. Повествование должно было открываться рассказом «У караулки на думной горе», где герой-рассказчик представлял историю своим слушателям. В очерке «Тяжелая витушка» история рассказчика заканчивалась.

Но фольклорный материал, записанный Павлом Бажовым, не соответствовал подобному замыслу: сказы, записанные в разных местах и в разное время, не могли звучать из уст одного человека. Тогда Бажов резко изменил первоначальный замысел. Он отказался от публикации подлинных текстов и заменил их собственными стилизациями, в той или иной степени соответствовавшими оригиналам. В дальнейшем Павел Петрович Бажов дополнял книгу новыми сказами, особенно активно работа шла в годы Великой Отечественной войны, тогда появились «Ключ-камень» (1942), «Живинка в деле» (1943), «Сказы о немцах» (1943), «Сказы об оружейниках» (1944). Повседневному тяжелому труду рабочих посвящены появившиеся в послевоенные годы сказы «Аметистовое дело», «Не та цапля», «Живой огонек» (1949).

«Малахитовая шкатулка» сразу вызвала шквал восторженных откликов. Критика почти единодушно отмечала, что еще никогда ни в стихах, ни в прозе не довелось так воспеть труд горнорабочего, камнереза, литейщика, так глубоко раскрыть творческую сущность профессионального мастерства. Особенно подчеркивалась органичность сочетания самой причудливой фантазии и подлинной правды истории, правды характеров.

Всеобщее восхищение вызывал язык книги, сочетавший сокровища не только фольклорной, но и живой, разговорной речи уральских рабочих, смелое самобытное словотворчество, обладавшее огромной изобразительной силой. Но вскоре обнаружилось, что характер этой книги многие читатели и критики понимали по-разному.

Вскоре сложились две тенденции в оценке «Малахитовой шкатулки»: одни считали ее чудесным образцом фольклора, другие — великолепным литературным произведением. Споры вовсе не носили абстрактный характер: ведь существовала давняя традиция литературной обработки, «вольного перепева» произведений устного народно-поэтического творчества. Вспомним, например, «Аленький цветочек» С. Аксакова.

Конечно, Бажов не шел на такие откровенные эксперименты, как Д. Бедный, попытавшийся пересказать эпические фольклорные произведения в стихотворной форме. Неоднозначное отношение писателя к переделкам проявилось и в собственной его позиции. Одно время он утверждал, что обрабатывал народные сказы, в другое время говорил, что просто собирал фольклор.

Двойственная позиция Бажова объяснялась тем, что в советской фольклористике на какое-то время были утрачены критерии, позволяющие четко отличать произведения фольклора от литературы. Встречались стилизации под фольклор: так. М. Кривополенова создавала вместо былин «новины» про Ленина и Сталина.

В середине 30-х годов самого Павла Бажова, как и многих, обвинили в прославлении и защите врагов народа, исключили из партии, лишили работы. В той обстановке признание авторства могло стать опасным для произведения. В отличие от многих других его современников, Бажову повезло: обвинения вскоре были сняты, в партии его восстановили.

В настоящее время фольклористы убедительно доказали, что «Малахитовая шкатулка», написанная на основе уральского фольклора, является тем не менее самостоятельным литературным произведением. В архиве писателя сохранились рукописи, с помощью которых можно восстановить процесс работы автора над композицией произведения, образом, словом.

Павел Петрович Бажов свободно соединял произведения разных жанров фольклора. Например, в сказе «Невеста Полоза» он объединил эпизод башкирского эпоса «Алып-манаш» (сохранив даже имя главного героя — Алып) с топонимическим преданием, записанным на озере Тургояк, близ Челябинска. Аналогично был составлен и сказ «Серебряное копытце», где писатель использовал сказку о волшебном олене — золотые рога и быличку о кладе.

Особый цикл составляют сказы, объединенные образами общих героев — Хозяйки Медной горы, мастера Данилы и его возлюбленной. В них Бажов соединил уральские топонимические предания, былинки и рассказы, записанные им от старых рабочих. В результате и сложился неповторимый цикл сказов о верности и любви, истинной цене и назначении таланта.

В первом издании «Малахитовая шкатулка» содержала 14 сказов, в последних — около 40. Они весьма разнообразны по содержанию, выделяются циклы сказов о мастерах — подлинных художниках в своем деле. Труд воспринимается автором как искусство, творческий процесс (вспомним сказы «Каменный цветок», «Горный мастер», «Хрустальная веточка»).

Любопытны сказы о «тайной силе», фантастических существах («Медной горы Хозяйка», «Малахитовая шкатулка», «Синюшкин колодец»). К ним примыкают сказы об искателях кладов и о сокровищах, заключенных в недрах гор. Некоторые произведения заключают в себе ярко выраженную авторскую оценку, носят сатирический и обличительный характер.

Образующие «Малахитовую шкатулку» сказы неравноценны в художественном отношения: явно апологетический характер носят сказы о современности и «ленинские сказы». Наконец, случались и просто творческие неудачи («Золото цветень-горы»).

По мотивам сказов Павла Петровича Бажова создан кинофильм «Каменный цветок» (1946), опера К. Молчанова «Сказ о каменном цветке» (постановка 1950 г.), балет С. Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (постановка 1954 г.), симфоническая поэма А. Муравьева «Азов-гора» (1949).

20 интересных фактов из жизни Бажова Павла

Знаменитый российский, а позднее и советский фольклорист, и писатель Павел Бажов прожил весьма интересную жизнь. Будучи и мастером пера, и настоящим революционером, он преуспел во всех делах, за которые брался, и оставил потомкам значительное литературное наследие. Вбиографии Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью. В общем, это был действительно незаурядный человек.

Факты из биографии Павла Бажова

  • Его отец был по фамилии Бажев, а не Бажов, и ударение ставилось на первый слог.
  • Уличным прозвищем Павла Бажова было «Колдунков», а одним из его многих литературных псевдонимов — Колдунков Егорша. Дело в том, что фамилия «Бажов» происходит от уральского диалектного слова «бажить», что значит ворожить, предвещать.
  • Закончив училище, Бажов поступил в возрасте 14 лет в Пермскую духовную семинарию и проучился там шесть лет.
  • Бажов всегда тяготел к литературе, и на протяжении жизни собирал услышанные им в деревнях сказки. Сам же он создал литературный жанр, получивший название «советский литературный сказ».
  • В годы гражданской войны Бажов являлся членом отряда «Красных орлов», преследовавших священнослужителей и гражданских лиц, не скрывавших своей религиозности.
  • В воспоминаниях о своём любимом отце дочь писателя Ариадна Бажова-Гайдар пишет о том, что Павел Бажов очень любил детей, и они отвечали ему такой же преданной любовью. Писатель разговаривал с детьми безо всякого сюсюканья, как с взрослыми людьми, так как был опытным и наблюдательным педагогом.
  • Литературой Павел Бажов увлёкся в качестве писателя лишь в возрасте 57 лет.
  • Советский народ дважды избирал Бажова депутатом Верховного Совета в 1946 и 1950 годах.
  • За всю свою жизнь Бажов написал около 50 сказов.
  • Образы из сказов Бажова — Каменный цветок и Хозяйка медной горы — изображены на гербе города Полевской, с окрестностями которого связаны многие сказы.
  • Павел Бажов в течение жизни дважды был исключен из коммунистической партии, но оба раза его спустя какое-то время восстанавливали в её рядах.
  • После войны у Павла Бажова стало резко слабеть зрение, но он все же продолжал и редакторскую работу, и собирание сказок, и творческое использование фольклора.
  • К 120-летию писателя в 1999 году была учреждена литературная Премия имени П. П. Бажова. Ее ежегодно вручают писателям в Екатеринбурге.
  • Бажов был убеждённым большевиком и все его произведения, так или иначе, носили политическую подоплёку.
  • У самой известной книги Бажова была нелегкая и героическая судьба. Во время Великой Отечественной войны солдаты попросили Павла Бажова прислать им на фронт “Малахитовую шкатулку”. Конечно, писатель им не отказал, и книга стала спутником наших танкистов. Во время боя под Варшавой в книгу попал осколок вражеского снаряда. Но несмотря на это её повреждение, солдаты ее сохранили, и она прошла с ними весь трудный боевой путь, побывав даже в Рейхстаге.
  • Народ бережно хранит память о талантливом писателе. В Свердловске, Копейске, а также в других городах Урала есть памятники, установленные в честь Павла Бажова. Его именем названы улицы не только в уральских городах, но и в Москве. Причём рядом с улицей имени Бажова расположена улица Малахитовая, названная так в честь сказа Малахитовая шкатулка, а на территории ВДНХ находится установленный в 1954 году фонтан, который выполнен в виде каменного цветка.
  • Демьян Бедный долгое время полагал, что сказы Бажова представляют собой обычный фольклор.
  • Некоторые персонажи сказов Павла Бажова были использованы зарубежными авторами в их фантастических произведениях.
  • Героями сказов Павла Петровича становились не только горные духи и каменных дел мастера, но и вполне реальные люди, отлично известные в ХХ веке. Например, в сказах «Орлиное перо» и «Солнечный камень» ”засветился” сам вождь мирового пролетариата – Владимир Ильич Ленин.
  • В честь писателя был назвал курсирующий во реке Волга теплоход «Павел Бажов».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

16 − одиннадцать =

Adblock
detector