Анализ стихотворения А. А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» выполнено в характерной для Фета манере. Как приверженец «чистого искусства» он не мог не запечатлеть прекрасную картину природы. Краткий анализ «Зреет рожь над жаркой нивой» по плану поможет ученикам 10 класса лучше понять суть этого произведения и наследия Фета в целом. Его можно использовать в качестве подготовительного материала для урока литературы.

Полный текст стихотворения  «Зреет рожь над жаркой нивой…»А. А. Фет

Зреет рожь над жаркой нивой,

И от нивы, и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы.

Робко месяц смотрит в очи,

Изумлен, что день не минул,

Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

Краткий анализ стиха «Зреет рожь над жаркой нивой…» А. А. Фет

Вариант 1

А. Фет является одним из главных пропагандистов и защитников школы «чистого» искусства в отечественной поэзии. Одновременно с этим поэт считается выдающимся пейзажным лириком. Его перу принадлежит огромное количество стихотворений, описывающих красоту русской природы. Одним из них является произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…».

В данном стихотворении ярко проявляются ключевые особенности фетовской лирики. Поэт стремится не к описанию физических свойств природных объектов и явлений, а к передаче ощущений незримого лирического героя. Причем делает он это настолько тонко, что читатель не сразу догадывается, почему изображенная картина так легко и непосредственно встает перед глазами. О наличии человека свидетельствует лишь строка «робко месяц смотрит в очи», но этого достаточно для ощущения полного присутствия.

Еще одним излюбленным приемом Фета является олицетворение природы: «гонит ветер», «месяц… изумлен», «день объятия раскинул». Поэт удивительно точно подбирает к природным явлением глаголам, максимально схожие с действиями человека. Таким образом, природное и человеческое сливается в абсолютной гармонии. Относясь с огромной нежностью и теплотой к природе, Фет дает понять, что присутствие человека не так уж необходимо, так как окружающий мир живет по своим собственным законам.

Поэта больше всего привлекало описание особых пограничных состояний. В рассматриваемом стихотворении это закат: «лишь на миг смежает небо огнедышащее око». В этом также проявляется импрессионизм Фета, который никогда не разворачивает картину во времени, а стремится запечатлеть неуловимое мгновение. Творчество Фета в целом очень близко к живописи и музыке. Несколько ярких и сильных «мазков» («над жаркой нивой», «золотые переливы») дают полную и исчерпывающую картину, в которой нет ни одной лишней детали. Возникший в сознании читателя и моментально исчезнувший образ природы оставляет после себя ощущение масштабности, благодаря единственному эпитету «безбрежный».

В целом в стихотворении «Зреет рожь над жаркой нивой…» Фету, как всегда, удается уловить самую суть явления, используя минимум выразительных средств. Поэт выполняет свою главную задачу — передать читателю ощущение, заставить его на мгновение очутиться на месте предполагаемого лирического героя.

Вариант 2

Стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета написано в конце 1850-х годов. Названо оно по первой строке «Зреет рожь над жаркой нивой…» Великолепие красок жаркого лета, широту русских просторов поэт умело выражает в своих стихах. Через описание природы мы чувствуем душевный восторг, счастье русского человека.

В стихотворении описан один летний день. Но воображение рисует полное лето, от созревания колосьев до жатвы хлеба. Плавный переход сменяемого дня и ночи указывает на непрерывность бытия. В стихотворении тонко переплетается человек и природа. Лирический герой испытывает состояние покоя. Зреющая рожь вызывает благодатные чувства, удовлетворение, что зима будет сытной. Жаркое солнце вознаграждает за труды человека богатым урожаем.

Композиция стихотворения состоит из трех четверостиший. Перекрестная рифма чередуется мужской и женской формой, создает песенный мотив. В строках чувствуется мягкое колыхание ветра. Ритм стиха задает динамику смены картин.

В первой строфе речь идет об описании нивы. Эпитетами «золотые переливы» и «жаркая нива» Фет выражает красоту полей.  «Прихотливый» ветер и жаркое солнце заботливо помогают колосьям созревать. Природа в гармонии с человеческим трудом.

Во второй строфе указывается на время после полудня. Месяц уже показался на небе, а солнце еще не ушло. Для более выразительной передачи смены дня и ночи Фет использует олицетворение – «месяц смотрит», «день объятия раскинул». Минутная смена заката выражается фетовским умением передать миг в ярких красках. Как коротка летняя ночь! Автор одухотворяет природу, наделяя её эмоциями человека – «месяц робкий», «изумлен».

В третьей строфе автор показывает насколько богато поле, ниву он называет «безбрежным хлебом». Яркой метафорой «огнедышащее око» наделяет солнце. Как будто высшее существо наблюдает за всем, ему всё подвластно. Природа существует по своим законам.

Жанр стихотворения – пейзажная лирика. Это любимое направление автора. Фет охватывает всю землю, и вширь, и ввысь: «безбрежная», от заката до востока. Широка душа русского человека! В данном стихотворении незримо ощущается его присутствие. Глазами лирического героя мы смотрим на богатство полей. Мы видим отрадную картину и испытываем наслаждение. А. Фет умело предает настроение пейзажа, делая его живым, подвижным.

Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой…» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Неизвестно, в каком году точно было написано это произведение. Исследователи датируют его концом 1850-х, а напечатано оно было в 1860 году, тогда ценители поэзии Фета могли прочитать это произведение в журнале “русский вестник”.

Фет был апологетом идеи “чистого искусства”, он считал, что поэзия должна быть отделена от политики и других проблем внешнего мира. Чаще всего он обращался именно к теме природы, описывая не столько картину, которую читатель должен был увидеть, сколько эмоцию, которую нужно было почувствовать. Так и стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” – это суть словесное выражение счастья и красоты.

Тема

Основная тема стихотворения – как раз описание разгара лета и того, какие ощущения эта пора года вызывает у лирического героя. Интересно, что при этом он описывает не жаркий полдень, что было бы символично. Фет очень точно передает состояние покоя, которое испытывает лирический герой. Это состояние продиктовано тем, что рожь уродилась хорошо, а значит, зима будет сытой. Это скорее подсознательное ощущение, чем оформившаяся мысль, но это ощущение тесно связано с темой произведения.

Композиция

Композиция стиха одночастная, на протяжении всех трех строф Фет описывает одну и ту же картину, и связанное с ней эмоциональное состояние лирического героя.

Так, в первой строфе перед читателем предстает прекрасная картина поля с уже созревшей рожью, которая колышется на ветру.

Вторая строфа – это указание на время, когда происходит действие – тот период дня, когда луна уже появляется на небе, но солнце еще не ушло окончательно.

И третья строфа показывает солнце, которое заходит за край поля, знаменуя окончание дня. Переход от дня к ночи – волшебное время, вызывающее глубокий отклик в душе лирического героя.

Фет прямо не указывает на присутствие человека, но идея и ощущения принадлежат ему. В этом проявляется психологизм творчества поэта, выделяющий его произведения среди русского литературного наследия 19 века.

Жанр

Это классическая пейзажная лирика – одно из трех направлений в поэзии, которое признавалось достойным “чистого искусства”.

Трехстопный хорей с перекрестной рифмой делает стихотворение очень простым в плане ритмической организации, при этом помогая поэту выразить восхищение красотой предзакатного летнего вечера. Простая ритмика помогает проще воспринять произведение и ощутить все вложенные в него эмоции.

Средства выразительности

В своем стихотворении Фет использует классические выразительные средства, помогающие ему выполнить художественную задачу:

Эпитеты – “жаркая нива”, “прихотливый ветер”, “золотые переливы”, “безбрежная жатва”, “огнедышащее око”.

Олицетворения – “гонит ветер прихотливый”, “робко месяц смотрит”, “месяц изумлен”, “на миг смежает небо огнедышащее око”.

Благодаря олицетворениям природа предстает как что-то, что человеку неподвластно, что-то, что имеет собственную волю. Человек может любоваться и восхищаться ею, может раствориться в ней – и только тогда он сможет понять ее сущность, ощутить настоящую гармонию.

Вариант 2

Трепет и музыка летней природы в лирике А.Фета

Судьба русского поэта Афанасия Фета складывалась весьма нелегко. Изучая его биографию, узнавая ближе его характер, трудно предположить, что из-под пера этого художника слова вышли такие умиротворенные, дышащие спокойствием строки. В середине XIX века среди творческой интеллигенции шли дискуссии, насколько живопись и литература должны отражать актуальные социальные проблемы общества. Мнения разделились: были люди, которые писали «на злобу дня», и те, кто фокусировались на вечных ценностях. К последней группе принадлежал и Фет, всю свою жизнь рьяно отстаивавший право на существование «чистого искусства», далекого от приземленных насущных дрязг. В этом смысле Фета можно назвать предшественником символистов Брюсова и Бальмонта.

Настоящим гимном русской природе стало стихотворение лирика «Зреет рожь над жаркой нивой». В нем раскрывается настоящий талант стихотворца. Описать сочными красками лето в России нелегко. Многие иностранцы признают, что лето в северных широтах блеклое, скудное на насыщенные оттенки, «холмы-перелески» да березки-осинки мало кого трогают. В то время многие русские художники постоянно жили в Италии, откуда присылали на выставки свои работы – живописующие красоты Неаполитанского залива или усаженные кипарисами и олеандрами холмы Тосканы. В противовес им Фет раскрывает красоту русского лета масштабной, поистине эпической картиной родных просторов.

Слова «И от нивы и до нивы», «Над безбрежной жатвой хлеба» порождают перед внутренним взором читателя образ бескрайней русской равнины – поля, полного созревшей пшеницы. Фет в этом стихотворении умышленно только единожды дает посыл на цвет («Золотые переливы»). Тем самым для читающего строки все окрашивается в золото. Блеск колосьев, подсвеченных ярким долгим северным закатом, полная луна, «огнедышащее око» солнца – все это сливается в одной гамме, как цвет райских небес на иконах. Однако, в отличие от икон византийского канона, природа у Фета не статична.

Динамизм картине придает сам переходной период запечатленного мига – закат. Солнце и луна, день и ночь встречаются, и у зрителя невольно создается впечатление, что сейчас, через мгновение, должно произойти что-то очень важное. Чувство тревоги и ожидания передают строки «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…». Это ощущение усиливает ветер, и мы как будто наяву видим волны, которые он вздымает в поле золотых колосьев. Одухотворенность природы поэт подчеркивает в самом конце произведения очень удачным тео-антропоморфичным образом: небо (Бог) лишь на миг смежает веки над дивной картиной своего творения.

Анализ стихотворения А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Вариант 1

Человека всегда восхищала, удивляла, манила, впечатляла природа, которая предстает в разных ракурсах в определенное время суток, в определенное время года. В поэтическом восприятии пейзаж по-своему прекрасен. Особенной утонченной эстетикой в пейзажной лирике отличался защитник идеалов «чистого искусства», предшественник старших символистов К.Бальмонта и Брюсова, А.А. Фет, судьба которого складывалась весьма

Трагично и нелегко. Его творчество существовало как будто обособленно от него, как от человека. В 1850е годы Фет демонстративно и рьяно отстаивает право поэзии на отрешенность, отстраненность от «злобы дня» и приземленных насущных тем, отстаивает пропаганду «вечных тем» искусства. В это время пишутся особо красочные и выразительные стихотворения, относящиеся к пейзажной лирике, пронизанные восхищением красотой пейзажей, удивлением прекрасной, словно живой природой. Одним из такого стало лирического произведения «Зреет рожь над жаркой нивой…»

Изображение картины заката представлено как необыкновенное минутное зрелище, которым восхищается лирический субъект. В этом проявляется свойственная Фету импрессионистичность – способность уловить, запечатлеть мгновение. Масштабность этого мгновения, этого пейзажа определяет своеобразный в стихотворении хронотоп. С одной стороны, есть внимание к деталям – сужение пространства, усиливающееся повторами и многосоюзием: «зреет рожь над жаркой нивой, и от нивы, и до нивы…».

С другой стороны, масштабность возрастает «гонит ветер прихотливой»; в стихотворении охватывается большое открытое пространство, бесконечные дали: «Но широко в область ночи день объятия раскинул»; «Над безбрежной жатвой хлеба…». Хронотоп непосредственно влияет на восприятие этой мгновенной картины лирическим субъектом, позволяет ему ярче запомнить этот момент во всех красках и пространственности.

Краски в стихотворении представлены светлые, яркие, живописные, но множества оттенков и цветов Фет не использует, вполне достаточно эпитета «золотые переливы»- золотой цвет это, как и цвет нивы, так и цвет заходящего солнца, говоря о котором поэт использует очень яркий перифраз, в котором заключено антропоморфическое и символическое восприятие «огнедышащее око». Солнечный жар приписывается свойствам огня, которым солнце «дышит»- символическое значение; око-солнце за всеми наблюдает, смотрит, словно какое-то высшее живое существо – в этом антропоморфичность словосочетания.

Антропоморфизм проявлен также как один из основных приемов в основе всего стихотворения, в природе чувствуется душа, волнение. На это указывают яркие олицетворения, особенно во втором катрене: «Робко месяц смотрит в очи, Изумлен, что день не минул…День объятия раскинул». Этот прием позволяет говорить и о неком психологизме пейзажа, который как будто является воплощением щемящего чувства лирического героя, что что-то близится, что-то вскоре наступит – оно отражено в приближении захода солнца. Одухотворенное описание пейзажа передает состояние души, человеческое настроение. Из этого можно сделать вывод, что у этого лирического произведения элегический модус художественности — результат эстетического переосмысления, элегическое «я» состоит из цепи мимолетных состояний- восхищение, волнение, предвкушение, причем это элегическое «я» относится к природе, но подразумевается, что такие же ощущения испытывает лирический субъект. По жанру соответственно тоже близко к элегии, поскольку созерцание пейзажа эмоционально, хотя и нет глубоких размышлений на поверхности строк, но они подразумеваются.

Обострение эмоционального ощущения передается с помощью четырех стопного хорея, который задает динамику, особый интонационный темп в соответствии с темпом изменения пейзажа в его переходном состоянии. Различная организация рифмы и рифмовки в первом катрене – смежная рифма, женская рифмовка позволяют цветописи – «золотым переливам» охватить пространство «от нивы и до нивы». Само стихотворение также построено на приеме градации, так как в композиционной структуре данного лирического произведения выделяются две части:  первая – 1 и 3 строфы, и вторая, которая является заключительно- кульминационной- солнце исчезает, ночь становится уже совсем близко…Исходя из выше проанализированного стихотворения, можно сказать, что и в этом лирическом произведении, и  в творчестве Фета присутствуют  различные литературные направления и особенности поэтики Фета , такие как символизм, импрессионистичность в сочетании с пластичностью в своей зримой вещественности и конкретности его поэзии, продолжил свое существование, но уже несколько в ином амплуа романтизм, здесь созерцательный, ассоциативность- в стихотворении солнце ассоциируется с огнедышащим оком. Использование высокой лексики, во-первых, указывает на утонченность эстетики в лирике Поэта, во-вторых делает возвышенным и необыкновенным образ природы, красота и своеобразие которой в этом стихотворении становятся преображающей мироздание силой, чем-то вечным, несмотря на то, что мгновение, бессмертным. Эта философия Фета о преклонении красоте, которая подменяет собой Бога, звучит в данном стихотворении и в других лир произведениях поэта. Чуть позднее такие мотивы будут звучать, например, у А.А.Блока и других символистов.

Вариант 2

Вторая половина девятнадцатого века в литературной России отмечена борьбой представителей «натуральной школы» и «чистого искусства». Концептуальное различие между двумя течениями заключалось в отношении к отражению социальных проблем в творчестве. Сторонники «натуральной школы» считали, что в художественных произведениях должны быть описаны народные беды, политическая ситуация. Главным методом при этом становился реализм. Приверженцы «чистого искусства» старались в творчестве максимально отстраниться от проблем внешнего мира. Свои стихотворения они посвящали темам любви и природы, философским размышлениям. Апологетом «чистого искусства» был и Фет.

Он считал, что невозможно словами точно передать вещи и явления. Его пейзажная лирика — это запечатленное мгновение, описанное сквозь призму индивидуального восприятия. Зачастую в стихотворениях Афанасия Афанасиевича фиксировались переходные моменты и состояния природы. Таково и произведение «Зреет рожь над жаркой нивой…», датированное концом 1850-х годов и впервые опубликованное в журнале «Русский вестник» в 1860-ом.

Перед читателями предстает закат. День практически подошел к концу, но ночь еще не вступила в свои права. Это пограничное время точно и кратко описано Фетом в трех последних строках стихотворения:

…Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

Афанасий Афанасиевич рисует картину не какого-то абстрактного заката. Его пейзаж — истинно русский. Не зря в нем присутствует рожь — растение-кормилец для простого деревенского люда. Бескрайняя равнина — еще один неотъемлемый признак пейзажа средней полосы России. Поэтому жатва хлеба у Фета охарактеризована прилагательным «безбрежный». Перед глазами читателей явственно возникает картина родных бесконечных просторов, ржаного поля, по которому долго-долго можно бежать, раскинув руки.

В стихотворении присутствует одна-единственная цветовая характеристика — переливы поэт назвал золотыми. При помощи этого прилагательного Афанасию Афанасиевичу удается передать настроение рисуемой им картины, создать атмосферу жаркого летнего дня на его исходе. От слова «золотой» в произведении «Зреет рожь над жаркой нивой…» веет теплом, нежностью и даже запахом свежеиспеченного хлеба. Удивительно, как Фет посредством точно подмеченной детали вдыхает жизнь в изображенный пейзаж.

Вариант 3

Творчество Афанасия Афанасьевича Фета по праву занимает видное место в сокровищнице мировой поэзии о природе. Его творчество знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. Именно на этом этапе, как отмечают критики, поэтическая возвышенность сочетается с неким прагматизмом, что является, как ни странно, проявлением романтической свободы. Вообще, фетовская так называемая натурфилософия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы, помогла ему создать целую серию циклов стихов о природе: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега» и других.

Если в стихотворениях о весне, как правило, выражены переходные состояния, ведь весна знаменует переход от зимы к весне, то стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» воссоздает картину разгара лета, когда все в природе уже готовится принести свои плоды. Очевидно, для поэта это отрадная картина, ведь поля созревающих злаков издревле были залогом надежного пропитания зимой. Поэтому образ бескрайнего ржаного поля сопоставим с морем. Сходство усиливается за счет метафоры «золотые переливы», которая рождает ассоциацию с морскими волнами, только не бирюзового, а золотого оттенка.

Было бы логичным представить, что эта картина описана в разгар яркого летнего дня, но, оказывается, «широко в область ночи день объятия раскинул». Этим олицетворением поэт не просто создает образ долгого летнего вечера, когда, казалось бы, и солнце уже село, а на улице все еще светло, что характерно для средней полосы России, но и наделяет природу независимостью, словно она существует только по своим законам, неподвластным человеку. Присутствие человека, однако, в стихотворении ощущается: это кстати, признак психологизма фетовского творчества. Романтический герой Фета стремится к тому, чтобы испытать ощущение духовного слияния с природой. Тогда он сможет раствориться в ней и понять ее душу. Так происходит и в этом стихотворении: именно герой может оценить состояние месяца — то, что он «робко смотрит в очи» и «изумлен, что день не минул». Таким образом, вновь можно заметить свойственный поэзии Фета переход из одного состояния в другое. Только теперь переход от дня к ночи.

Надо отметить, что стихи Афанасия Фета на самом деле не излагают мысль, не изображают картину как таковую — они выражают состояние, настроение, впечатление. Поэтому главной своей задачей в области поэзии Афанасий Афанасьевич видел стремление остановить и выразить самые сокровенные моменты счастья и красоты, по сути, выразить невыразимое. Поэтому в последнем четверостишии мы вместе с героем, незримо присутствующим там, где «над безбрежной жатвой хлеба» небо «смежает огнедышащее око», ощущаем этот миг, когда картина заката летнего дня сужается, превращается в красную точку на горизонте.

При всей кажущейся простоте ритмической организации этого стихотворения (четырехстопный хорей и перекрестная рифма) оно вызывает восхищение красотой летнего вечера, плавно перетекающего в ночь и быстро сменяющегося рассветом. Каждый русский человек, хоть раз в своей жизни видевший закат и встречавший рассвет, очень быстро воспроизведет в своей памяти саму картину, когда-то им увиденную, но, прочитав стихотворение А. Фета «Зреет рожь под жаркой нивой», скорее, переживет ощущение восторга, испытанное им когда-то. Поэту удается затронуть такие струны души человека, которые недоступны художникам или музыкантам. Эта особенность и отличает поэзию Афанасия Афанасьевича Фета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

5 × 2 =

Adblock
detector