А. С. Пушкин «Зимняя дорога» Анализ стихотворения

«Зимняя дорога» анализ стихотворения Пушкина по плану и кратко. Пейзажи А. С. Пушкина – не только воплощенные в художественную форму образы природы, но и инструмент для передачи собственных переживаний.

«Зимняя дорога» анализ стихотворения Пушкина

Стихотворение, о котором рассказывается в статье, изучается в 4 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимняя дорога» по плану.

Отрывок из стихотворения «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Краткий анализ стихотворения «Зимняя дорога»

Вариант 1

Произведения А. С. Пушкина по праву являются классикой мирового уровня. В стихотворении «Зимняя дорога» гармонично переплетаются мысли и чувства с описаниями природы.

Стихотворение создано в 1826 году. Для поэта это было нелегкое время, что нашло свое отображение в этом произведении.

В самом начале произведения перед читателем вырисовываются унылые природные явления, монотонная зимняя дорога, наводящая печаль и тоску. Пустынная даль, туман, зимний вечер, луна, освещающая своим тусклым светом – грустная картина, созвучная меланхоличному настроению героя. Скучная зимняя дорога навевает на поэта тоску. Поначалу звон колокольчика развеивает печаль, но вскоре начинает утомлять. Напевы ямщика утешают в долгой дороге, но и его песни навевают тоску. Все вокруг покрыто грустью и печалью.

Поэт испытывает чувства печали, усталости, одиночества. Но даже когда вокруг мрак и уныние, все равно остается надежда на лучшее будущее. Герой погружается в мечты. В своих грезах он переносится к возлюбленной, по которой скучает и ждет скорой встречи. Воспоминания и мысли о ней утешают и поддерживают его во время утомительного пути.

В этом произведении сочетаются основные темы, которые обычно затрагивает А. С. Пушкин: природа, любовь, размышления о жизни и судьбе. В бесконечной дороге он представляет себе свою судьбу – долгую и печальную.

Именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли, заставляет его размышлять о жизни.

Стихотворение Пушкина «Зимняя дорога» отличается мелодичностью, пронзительностью и богатством языка.

5,6 класс

Вариант 2

Стихотворение создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском. Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано о поездке опального поэта на дознание к псковскому губернатору.

Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя. с жизненными невзгодами. Это стихотворение относится к философской лирике Пушкина. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами:

Ни огня, ни чёрной хаты… 

Глушь и снег… Навстречу мне 

Только вёрсты полосаты 

Попадаются одне.

Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы. Поэтический образ “полосатых вёрст” — это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека. Автор перемещает взгляд читателя с неба на землю: “по дороге зимней”, “тройка бежит”, “колокольчик … гремит”, песни ямщика. Во второй и третьей строфах автор дважды употребляет однокоренные слова (“Печальные”, “печально”) которые помогают понять душевное состояние путешественника. С помощью аллитерации поэт изображает поэтический образ художественного пространства – печальные поляны.

Читая стихотворение, мы слышим звон колокольчика, скрип полозьев по снегу, песню ямщика. Долгая песня ямщика – значит длинная, долгозвучная. Седоку грустно, тоскливо. И читателю невесело. В песне ямщика воплощается основное состояние русской души: “разгулье удалое”, “сердечная тоска”. Рисуя природу, Пушкин изображает внутренний мир лирического героя. Природа соотносится с переживаниями человека. На небольшом отрезке текста поэт использует многоточие четыре раза — Поэт хочет передать грусть седока. Что-то недоговорённое есть в этих строчках. Может быть, человек, путешествующий в кибитке, не хочет ни с кем делиться своей грустью.

Ночной пейзаж: чёрные хаты, глушь, снег, полосатые верстовые столбы. Во всей природе холод и одиночество. Приветливый огонёк в окне хаты, который может светить заблудившемуся путнику, не горит. Чёрные хаты – без огня, но “чёрный” — это не только цвет, но и зло, неприятные моменты жизни. В последней строфе снова грустно, скучно. Ямщик умолк, звучит только “однозвучный” колокольчик. Применяется прием кольцевой композиции: «пробирается луна» — «отуманен лунный лик». Но долгая дорога имеет приятную конечную цель — встречу с любимой:

Скучно, грустно… Завтра, Нина, 

Завтра к милой возвратясь, 

Я забудусь у камина, 

Нагляжусь не наглядясь. 

При драматизме ситуации вынужденной несвободы Пушкин, обходясь без религиозных мотивов, демонстрирует истинно христианское отношение к миру, его принятие. Образ зимней дороги как метафоры жизненного пути героя приводит героя Пушкина к гармонии.

Вариант 3

Стихотворение Зимняя дорога было написано в 1826 году. Для него это было тяжелое время, когда и он сам, и его друзья были отправлены в ссылки. С помощью описаний природы поэт всегда точно передавал свои мысли и настроения. Изучая стих, сразу видно, что у поэта наступил унылый, одинокий и беспросветный этап в жизни. Л

ирический герой (сам Пушкин) едет в карете по скучной дороге. Звук колокольчика уже раздражает. Все вокруг – это истинные чувства поэта. Единственное, что утешает его, это мысли о будущем, где он будет вместе со своей возлюбленной. Стихотворения Зимняя дорога имеет особенный символизм. Переменчивые полосы – это переменчивая судьба, дорога – это свобода.

Правда, именно в этом стихе природа и дорога стали его тюрьмой, а светлый дом – желанной целью. Размер стиха Зимняя дорога – 4‑стопный хорей. Жанр – элегия, где авторские мысли объединены с описанием природы. Композиция кольцевая. Мы в начале наблюдаем за зимней дорогой, а в конце снова возвращаемся к ней. Средства выразительности здесь помогают передать настроение Пушкина. Эпитеты – скучный, печальные, однозвучный.

Усиления – тройка борзая, дорога скучная. Однообразие передается повторениями однокоренных слов – скучной, скучен, скучно. Есть и противоположности, и звуковые эффекты. Активное использование звуков «п» и «т» создает впечатление конских копыт.

Вариант 4

Стихотворение “Зимняя дорога” создано под впечатлением поездки из Пскова в Москву (конец декабря 1826-го года). Это пейзажная лирика с элементами интимной (образ Нины, относительно которого исследователи творчества поэта теряются в догадках: кто бы мог быть прототипом).

В стихотворении использованы разнообразные эпитеты, что сообщает выразительность и многозначность описаниям природы: “волнистые туманы”, “однозвучный колокольчик”, “черная хата”, “версты полосаты”… Мир, увиденный лирическим героем во время ночной поездки, освещенный “печальным” светом луны, оказывается совсем иным, нежели привычный ему мир, и это вносит разлад в его душу, что подтверждается словами: “Скучно, грустно…”.

Бесконечная однообразная смена “вёрст полосатых”, монотонность пути, “печальные поляны”, “утомительный” “гром” (заметим, не “звенит”, а именно “гремит” колокольчик!), — все это созвучно главному, что не даёт покоя лирическому герою и что становится известным читателю только в последней строфе стихотворения: “Грустно, Нина: путь мой скучен…”. Можно предположить, что безрадостный сам по себе пейзаж становится в глазах лирического героя еще более безрадостным потому, что его душевные переживания, его настроение далеки от безоблачных.

Анализ по плану стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога»

Вариант 1

История создания. Стихотворение “Зимняя дорога” (1826 г.) было написано А. С. Пушкиным во время поездки в Псковскую губернию. В загадочной Нине некоторые исследователи угадывают дальнюю родственницу поэта — С. Ф. Пушкину. Зимой 1826 г. Пушкин делал ей предложение, но получил отказ.

Жанр произведения — пейзажно-философская лирика.

Главная тема стихотворения — подавленное настроение автора. В это время Пушкин находился в т. н. “домашней” ссылке. Оторванный от привычного шумного общества поэт тяжело переживал свое заключение.

Тоска от одиночества усиливалась переживаниями за судьбу декабристов. Даже по отношению к природе Пушкин не испытывает обычного восхищения. Все окружающее рисуется ему в черном свете. Печальная и утомительная дорога уже начинает раздражать. Представлявшийся прежде веселым звон колокольчиков надоедает своей монотонностью. Обычная песня ямщика наводит лирического героя на философские размышления о судьбе России.

В этих родных напевах он чувствует свою кровную связь с простым народом, в душе которого удивительным образом сочетаются “разгулье удалое” и “сердечная тоска”. Это сочетание возможно только на бескрайних российских просторах.

Дорога представляется неизвестной судьбой России. На протяжении долгого времени путник не встречает никаких следов жизни (“глушь и снег”). Только верстовые указатели напоминают собой о человеческой деятельности. Свою тоску лирический герой пытается заглушить мечтами о долгожданной встрече с Ниной. Он предвкушает радость по окончании бесконечной поездки. Однообразное путешествие утомляет даже привыкшего ко всему ямщика. Он умолкает, и лирический герой остается в полном одиночестве.

Композиция произведения кольцевая. Первые четыре строфы описывают поездку и окружающий пейзаж; пятая и шестая посвящены будущему возвращению к любимой женщине; последняя строфа по смыслу очень близка первой за счет повторения упоминания о печальном лунном свете.

Размер стихотворения — четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

Выразительные средства. Угнетенное состояние лирического героя подчеркивается многократным повторением однокоренных эпитетов (“печальные”, “скучной”, “однозвучный”) и наречий (“печально”, “скучно”, “грустно”). Произведение “оживает” благодаря олицетворениям: “пробирается луна”, “льет”, “полночь… не разлучит”. В основе стихотворения лежит противопоставление однообразных впечатлений автора мыслям о встрече с любимой.

Основная мысль произведения. На долю А. С. Пушкина выпало немало испытаний. Находя в себе новые силы, поэт выходил с достоинством из любых бед и затруднений. Стихотворение “Зимняя дорога” кажется очень пессимистичным, но главным в нем все же является оптимизм автора, с надеждой смотрящего в будущее.

Вариант 2

Александр Сергеевич всегда мастерски умел передать человеческие чувства посредством изображения окружающей его природы, не исключением из этого правила стало и данное стихотворение. Произведение написано четырехстопным хореем, жанр- элегии, кольцевая композиция заключена в повторе одного и того же образа–  зимы.

Меланхоличное настроение лирического героя, обусловлено недавними событиями в жизни поэта. 1826г – год создания данного поэтического шедевра, был ознаменован все тем же нахождением Пушкина в ссылке в михайловском, и недавними событиями, связанными с восстанием декабристов, в числе которых было очень много друзей поэта.  Так же существует информация о некой возлюбленной – родственнице поэта – Софье, к которой Пушкин не только питал к данной особе чистые чувства, а даже пытался сделать предложение. Но на этот момент он не только успел заработать себе славу прекрасного поэта, но и статус мота, любителя игр, на которых он и спустил все небольшое наследство, доставшееся от отца. Возможно, именно это оттолкнула семью Софьи и её саму от персоны Пушкина в роли супруга и зятя.

Следуя законам романтизма, поэт выбирает для себя описание дорого, но увы, она не символизирует у него свободу, напротив он стремиться поскорее вернуться домой, а дорога, с полосатыми верстами, изображает жизнь поэта, наполненную трудностями и испытаниями, выпавшими на его долю. Повторяющиеся несколько раз слова «печаль и скука» (включая однокоренные формы) отражают состояние души лирического героя в момент ночного путешествия.  Единственным спасением т грустных мыслей для лирического героя становится ожидание заветной встречи со своей возлюбленной, которая должна состояться завтра, что так же дважды подчеркнуто в тексте.

Стихотворение так же наполнено художественными средствами: метафорический эпитет- волнистые туманы, метафора- пробирается луна, печальные поляны; создают обстановку таинственности с легким оттенком грусти.  Колокольчик однозвучный- данный эпитет также использован для поддержания общего состояния скуки лирического героя, усталости от одинаковости жизни.  Песни ямщика, как представителя истинной русской души оказываются близки и знакомы лирическому герою, ведь русский народ такой живой, чувственный, способный ежеминутно переживать крайние чувства подобно творческому человеку.  Увиденный путником пейзаж безлюден и дик, что подчеркивает внутренне одиночество героя, некую отчужденность от мира, усиливающее так его тягу к дому, уюту, понимающей душе. Многие композиторы обращали внимание на данный поэтический текст, и это не спроста, ведь он по праву считается одним из лучший образцов пейзажной лирики поэта.

Вариант 3

Предположительно, стихотворение «Зимняя дорога» было написано под впечатлением поездки из Пскова в Москву, когда Государь милостиво разрешил Александру Сергеевичу Пушкину посещать столицу, чтобы пользоваться услугами столичных врачей.  Эта поездка состоялась в ноябре 1926 года, тогда же примерно было написано стихотворение.

В первой части стихотворения есть экспозиция – ночной зимний пейзаж, лирический герой – он же судя по всему, автор, герой второго плана — ямщик, управляющий лошадьми и поющий грустную, заунывную песню.

«Зимняя дорога» – удивительное по красоте лирико-эпическое произведение, в котором присутствует описание ночной зимней дороги, неба с редкими облаками, сквозь которые Луна льет печальный свет.  В поэзии Пушкина природа оживает и превращается из экспозиции, то есть описания места действия, в действующего героя.

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

Вторая часть стихотворения – это послание к таинственной Нине, которая для читателя осталась загадкой.  Из обращения к Нине, читатель понимает, что дорога предстоит долгая. Вот уже и ямщик устал петь, задремал, а лошади бегут самостоятельно, больше по привычке, чем управляемые ямщиком.

Душу поэта утешает мысль о встрече, которая состоится завтра, возможность согреться у камина, и романтическая ночь, которую он проведет с милой.

Стихотворение состоит из 7 четырехстрочных строф.  Рифма перекрестная, ударные окончания сочетаются с безударными. Ритмика строфы – плавный 4‑стопный хорей.

Очарование ночной дороги выражено метафорами: волнистые, печальные, зимней, скучной.  Эпитет в стихотворении всего один, и тот употреблен в строчках, написанных в устаревшем стиле

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Версты полосаты – это верстовые столбики, выкрашенные в черно-белый цвет, и помогающие не сбиться с пути.  В зимнем ночном пейзаже все настраивает на грусть: и долгая песнь ямщика, и пустынные печальные поляны, и скучная, безлюдная, зимняя дорога.

Поэт решился опубликовать это произведение лишь два года спустя в 1828 году. Очевидно, потому, что для него это произведение было глубоко личным.

Некоторые литературные критики под зимней дорогой пытаются разглядеть   жизненный путь поэта.  Но в самом стихотворении нет ни намека на подобное представление.   Поэт мог заночевать на любой почтовой станции и выехать с утра, но он рад, что ему разрешили въезд в столицу, торопится встретиться с дорогими его сердцу людьми, и в первую очередь – с Ниной.  А в стихотворении он делится своими впечатлениями о времени, проведенном в пути.

В 1826‑м году еще не было ни поездов, ни самолетов, ни автомобилей. Все это начнет появляться через 50 ‑100 лет. Зато были лошади, открытые сани, ветер, дувший в лицо, и романтическое мировосприятие, пусть даже печальное.     Не было даже электричества, освещающего дорогу.    Только луна, льющая печальный свет.

Анализ стихотворения «Зимняя дорога»

Вариант 1

Александр Пушкин является одним из немногих русских поэтов, которому в своих произведениях удавалось мастерски передавать собственные чувства и мысли, проводя удивительно тонкую параллель с окружающей природой. Примером тому может служить стихотворение «Зимняя дорога», написанное в 1826 году и, как считают многие исследователи творчества поэта, посвященное его дальней родственнице – Софии Федоровне Пушкиной.

У этого стихотворения есть довольно печальная предыстория. Мало кому известно, что с Софьей Пушкиной поэта связывали не только родственные узы, но и весьма романтические отношения. Зимой 1826 года он сделал ей предложение, однако получил отказ. Поэтому вполне вероятно, что в стихотворении «Зимняя дорога» таинственная незнакомка Нина, к которой обращается поэт, и является прообразом его возлюбленной. Само же путешествие, описанное в данном произведении – не что иное, как визит Пушкина к его избраннице с целью решить вопрос о бракосочетании.

С первых строк стихотворения «Зимняя дорога» становится ясно, что поэт пребывает отнюдь не в радужном настроении. Жизнь представляется ему унылой и беспросветной, как «печальные поляны», через которые зимней ночью мчится карета, запряженная тройкой лошадей. Мрачность окружающего пейзажа созвучная тем чувствам, которые испытывает Александр Пушкин. Темная ночь, тишина, изредка нарушаемая звоном колокольчика и унылой песне ямщика, отсутствие селений и вечный спутник странствий – полосатые верстовые столбы – все это заставляет поэта впасть в некую меланхолию. Вполне вероятно, что автор заранее предчувствует крах своих матримониальных надежд, однако не хочет себе в этом признаваться. Для него образ возлюбленной является счастливым избавлением от утомительного и скучного путешествия. «Завтра к милой возвратясь, я забудусь у камина» — с надеждой мечтает поэт, рассчитывая на то, что конечная цель с лихвой оправдает длительное ночное путешествие и позволит в полной мере насладиться покоем, уютом и любовью.

В стихотворении «Зимняя дорога» есть и определенный скрытый смысл. Описывая свое путешествие, Александр Пушкин сравнивает его с собственной жизнью, такой же, по его мнению, скучной, унылой и безрадостной. Лишь некоторые события вносят в нее разнообразие наподобие того, как ямщицкие песни, удалые и грустные, врываются в ночную тишину. Однако это – лишь короткие мгновения, которые не способны изменить жизнь в целом, придать ей остроту и полноту ощущений.

Не стоит также забывать, что к 1826 году Пушкин был уже состоявшимся, зрелым поэтом, однако его литературные амбиции не были удовлетворены в полной мере. Он мечтал о громкой славе, а в итоге высшее общество фактически отвернулось от него не только из-за вольнодумства, но и благодаря безудержной любви к азартным играм. Известно, что к этому времени поэт сумел промотать довольно скромное состояние, доставшееся ему в наследство от отца, и рассчитывал поправить свои финансовые дела благодаря браку. Не исключено, что Софья Федоровна все же питала к своему дальнему родственнику теплые и нежные чувства, однако страх окончить свои дни в нищете вынудил девушку и ее семью отклонить предложение поэта.

Вероятно, предстоящее сватовство и ожидание отказа стали причиной столь мрачного расположения духа, в котором Александр Пушкин пребывал во время поездки и создал одно из самых романтичных и печальных стихотворений «Зимняя дорога», наполненных грустью и безысходностью. А также верой в то, что, возможно, ему удастся вырваться из порочного круга и изменить свою жизнь к лучшему.

Вариант 2

Александру Сергеевичу Пушкину всегда хорошо удавалось выражать свое настроение через картины природы. Ярким примером тому служит стихотворение «Зимняя дорога». написанное в декабре 1826 года. Прошел всего лишь год после восстания декабристов, среди которых было много друзей поэта. Одни уже казнены, другие сосланы в Сибирь. Сам Пушкин отбывал ссылку в Михайловском, поэтому его настроение оставалось подавленным.

Уже с первых строк произведения читателю становится ясно, что автор переживает не лучшие минуты в своей судьбе. Жизнь представляется герою унылой и беспросветной, как и одинокие поляны в холодном свете луны, через которые едет карета, запряженная тройкой лошадей. Путь страннику кажется долгим и скучным, а монотонный звук колокольчика – утомительным. Мрачный пейзаж гармонирует с чувствами поэта.

В «Зимней дороге» звучат традиционные философские нотки, характерные для пушкинской лирики. Настроение героя легко сопоставимо с настроением самого Александра Сергеевича. Поэтический образ «верст полосатых» – символ переменчивой судьбы человека, а путь героя произведения, как и путь самого поэта, совсем не легок. Природа спит непробудным сном, везде царит зловещая тишина. За много верст вокруг нет ни домов, ни огней. Но, несмотря на меланхоличный тон стихотворения, в нем все-таки прослеживается надежда на лучшее. Герой мечтает о том, как вскоре будет сидеть у камина с любимой женщиной. Это придает ему силы и желание продолжать свое унылое путешествие.

Характерную для романтизма тему пути Пушкин трактует здесь совершенно в другом ключе. Обычно дорога символизирует свободу. герой вырывается на природу из тесного и душного помещения. В «Зимней дороге» все происходит наоборот. Природа враждебна герою, поэтому он спешит домой.

Произведение написано четырехстопным хореем. Оно представляет собой описание природы с элементами авторских размышлений и относится к жанру элегии. Композиция стихотворения – кольцевая. В первом четверостишии читатель погружается в зимний пейзаж, а последняя строфа вновь возвращает его в царство зимы.

Свое грустное и унылое настроение автор раскрывает с помощью эпитетов: «печальные». «однозвучный». «скучный». Усиливает впечатление инверсия: «по дороге скучной». «колокольчик однозвучный». «тройка борзая». «стрелка часовая». Повторяющиеся несколько раз однокоренные слова характеризуют настроение автора и бесконечно длинную зимнюю дорогу, подчеркивая ее однообразие: «печальные». «печально». «скучной». «скучно». «скучен» .

В третьем четверостишии присутствуют эпитеты, выражающие отношение Александра Пушкина к русской песне. В двух соседних строках читатель встречает противоположные понятия тоски и удалого веселья, которые помогают автору намекнуть на противоречивость характера русского человека: «то разгулье удалое, то сердечная тоска» .

В четвертой строфе мы словно слышим топот конских копыт. Такое впечатление создается за счет повторения согласных «п» и «т». В пятом четверостишии Пушкин использует аллитерацию со звуком «з», который встречается в пяти словах из одиннадцати. В этой части стихотворения в двух строках подряд повторяется слово «завтра». усиливая чувство ожидания встречи с любимой. В шестой строфе часто повторяются звуки «ч», «с», характерные для тиканья часов.

Завершающая седьмая строфа повторяет мотив пятой, но уже в иной интерпретации. Слово «путь» употреблено здесь в переносном смысле. Звуки «н», «л» в сочетании с ударным «у» вновь создают ощущение грусти, тоски и бесконечно длинной дороги.

Большинство глаголов в «Зимней дороге» раскрывают душевные переживания лирического героя. Особую мистичность и таинственность пейзажу придают олицетворения: луна «пробирается» сквозь туман, печально льет свет, лунный лик «отуманен» .

Стихотворение «Зимняя дорога» впервые было опубликовано в 1828 году в журнале «Московский вестник». Его музыкальность и стилистическая красота и по сей день привлекают внимание композиторов. Более пятидесяти авторов написали музыку к «Зимней дороге». Песни о ямщике и борзой тройке снискали огромную популярность, многие из них уже давно стали народными.

Вариант 3

Еще только прочитав первые четыре строчки стихотворения «Зимняя дорога» А. С. Пушкина, буквально переносишься на тихие, унылые, зимние поля. Тут же понимаешь, что это одно из тех произведений поэта, которые вызывает лирическое и одновременно романтическое настроение. По-видимому, автор находится совсем не в приподнятом настроении, солидарна ему и «печальная луна», и «печальные поля». Печальны они оттого, что одиноки, что до весны еще так долго, а значит, сейчас нужно только ждать.

Единственное, что разряжает тишину – это колокольчик, который и то «утомительно гремит», да песня ямщика, которая наводит на воспоминания. Как только он затянет о «разгулье удалом», автор вспоминает свои веселые прошлые деньки, и от этого еще грустнее, что они позади. То зазвучит в песне ямщика «сердечная тоска» и сразу все самое больное всплывает в памяти, и от этого сердце рвется на части.

Главное, что хотел передать поэт – это грусть и скуку, которая поджидает любого путника на зимней дороге. Природа спит, тишина вокруг, вокруг ни души, от этого становится даже немного жутко. Ведь вокруг ни домов, ни огонька, который бы указывал на присутствие человека. Мрачные мысли роятся в голове, холодно. Одна радость – награда в конце пути: посиделки у камина с дорогим сердцу человеком. Это и придает силы, желание двигаться дальше, ожидать…

А пока что тишина, грусть и тоска, белая гладь и только звенит колокольчик. Даже ямщик, утомившись от песен, задремал и, как будто, слился с безмолвной и зловещей зимней природой. Кажется, безмолвность луны и полей перешла и на него. А мимо только столбы проносятся, которые хоть и выглядят уныло, в то же время говорят о том, что путь сокращается, конечная цель приближается. Только чем чаще они мелькают, тем бесконечнее кажется зимняя дорога.

Полный текст стихотворения «Зимняя дорога»

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег… Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне…

Скучно, грустно… Завтра, Нина,

Завтра к милой возвратясь,

Я забудусь у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

девятнадцать − одиннадцать =