«Узник» анализ стихотворения Лермонтова по плану и кратко. Стихотворение Лермонтова «Узник», какое проходят на уроке литературы в 8 классе, был воспринят неоднозначно. По неизвестной причине, «Узника» критиковал даже В. Белинский.
В первой части стихотворения слышна юношеская бравада. Ниже вы можете ознакомиться с подробным анализом стихотворения.
Полный текст стихотворения «Узник» М. Ю. Лермонтов
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив…
Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: — за дверями
Звучномерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
1837 г
Краткий анализ стиха М. Ю. Лермонтов «Узник»
Вариант 1
Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за публичное чтение другого своего произведения – «На смерть поэта». Образы и сюжетная линия «Узника» вдохновлены именно этим опытом.
Начинается стихотворение как залихватская народная песня. Сходства с последней произведение Лермонтова обнаруживает и на уровне ритмики (четырёхстопный хорей, весьма удобный для песен), и на уровне синтаксиса (параллелизмы и повторения), и на уровне лексики – такие выражения характерны для народной поэзии, слова хорошо ложатся в песенный ритм.
Во второй строфе чувствуется перебой заданного настроения – прежде всего, это связано с возникновением мрачного образа тюрьмы и общим настроением восьмистишия. Последняя строфа уже совсем не может быть воспринята как песенная, и производит впечатление, прямо противоположное заданному в начале.
Если в первом восьмистишие звучала надежда, призыв и уверенность в благополучном исходе, то в финале стихотворения лирический герой приходит к мысли о полной безысходности и неизбежности печального исхода. Такое настроение отчаяния создается тонко подобранными выражениями – «стены голые», «тускло светит», «умирающим огнем».
Образ часового, возникающий в последнем стихе, можно понимать, как образ смерти. Так, сюжетная канва стихотворения получается следующей: в начале жизни можно радоваться и строить планы; с возрастом человек понимает мимолетность жизни неизбежность конца всего (прежде всего, своего конца). В конце же своего земного пути каждый остается «в своей темнице», один на один с часовым.
Вариант 2
Лермонтов также, как и Пушкин в “Узнике” в свое время боролся за честность и справедливость Он мог выступить с гневной речью против действующей власти. Когда умер Пушкин, то Михаил Юрьевич приурочил к его смерти стихи, восхваляющие поэта и принижающие власть. За эти стихи он и был арестован. Находясь в тюрьме, Лермонтов пишет стихотворение «Узник».
Стихотворение состоит из трех строф. В первой из которых лирический герой радостен, он просит выпустить его из заточения, дать ему черноглазую красавицу и коня. Во второй – он понимает, что это не произойдет, прослеживается безысходность и отчаяние. В третьей строфе чувствуется угрюмое и печальное настроение лирического героя. Он чувствует одиночество, ведь к нему заходит лишь конвоир, который молча, ходит за дверью камеры.
«Узник» – это лирическое стихотворение, в центре сюжета которого находится герой, мечтающий о свободе и страдающий из-за заключения. Основная тема – это тема свободы. Для отчаявшегося героя она кажется недостижимой мечтой. Стихотворение написано сложными предложениями с использованием многоточия. Используются эпитеты и сравнения. Также присутствует ассонанс на буквы «а» и «о».
Четырехстопный хорей подчеркивает уныние героя и трагизм ситуации. Автор в первых строках использует перекрестную рифмовку, а в последней – парную. Лирический герой чувствует тягостное одиночество, ему тяжело находиться в заточении. Лермонтов как будто смирился с тем, что свобода слова и мысли может привести к печальным последствиям. Он готов понести наказание, хотя считал его не заслуженным.
Стихотворение «Узник» М. Ю. Лермонтов – анализ по плану
Вариант 1
Стихотворение создано в феврале 1837 г. в период заключения в Петербургской тюрьме, куда он был заключён за стих «На смерть поэта» посвящённое гибели Пушкина. Так как допуск к заключённому поэту имел лишь старый слуга, приносивший ему еду, то он просил заворачивать хлеб в бумагу, на которой при помощи спичек, вина и сажи из печи было написано несколько произведений, в том числе и «Узник». Напечатано оно было позже в 1840 г. в журнале «Одесский альманах».
Главная тема стихотворения
Композиция основана на принципе антитезы. Одиночество, темница противопоставляются свободе и радостному настроению дня. Герой оптимистично и радостно раскрывает свои мечты о воле в самом начале стиха. Все образы и описания жизнерадостны и полны движения. Душа, заключённого в радостной надежде на свободу.
Вторая строка это уже реальность. Герой понимает, что осуществление его мечты невозможно. Окно темницы недоступно, тяжёлая дверь закрыта, красавица — в своём высоком тереме, а конь черногривый далеко в степи. Кульминация этого гнетущего настроения происходит в строфе, рисующей темницу и неволю. Настроение, полное безысходности и тоски главенствует здесь.
Структурный анализ стихотворения
При написании использован четырёхстопный хорей с пиррихием, который усиливает драматизм положения героя и его уныние. В первых строках автором используется перекрёстная рифмовка, в заключительной он применяет парную. Употребляются разные приёмы выразительности: метафора, инверсия, фольклорные эпитеты. Герой, утверждающий совершенную ценность свободы, в то же время осознаёт неосуществимость желаний, своих порывов к борьбе.
В стихотворении всего три строфы. В первой лирический герой пребывает в радости, просит дать ему свободу, красавицу и коня. Во второй приходит понимание, что этого не будет, намечается отчаяние и безысходность. Наконец, последняя. Здесь уже превалирует печаль и угрюмое настроение героя. Чувствуется его одиночество.
«Узник» — это сам поэт. Главная тема произведения — свобода. В мировосприятии поэта темница необязательно какое-то определённое место с решётками и заключёнными. Для поэта этим местом может стать даже дом в его имении или армейская служба. Поэт даёт двоякое понимание «тюрьме». Его герой ощущает одиночество, его давит пребывание в заточении. Поэт будто принял то, что свобода слова и мысли ведут непредсказуемым последствиям. Он готов понести за это наказание, хотя и не считает, что оно заслуженно.
Вариант 2
Мотив узничества — один из ведущих мотивов романтизма — неоднократно обыгрывался в русской литературе. Чаще всего заключение воспринималось как условный символ, хотя иногда носило элементы автобиографического характера. Т
ак, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Узник» было написано поэтом во время его ареста, последовавшего после поэтического отзыва на смерть Пушкина. Заключенный под стражу, оторванный от родных и друзей, поэт не прекращал писать стихи. Доступ к нему имел только камердинер, приносивший еду. Лермонтов попросил заворачивать хлеб в бумагу, и на этих серых, засаленных клочках бумаги были записаны ставшие бессмертными строки.
Испытание жизнелюбия и надежд — таков смысл лермонтовского «Узника. Безудержная молодость, юношеский задор слышится в строчках:
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Жаждой свободы, не сдерживающей безумных порывов, открывающей простор чувствам и эмоциям, пронизана первая строфа произведения.
Во второй лирическая тональность меняется, сказочность мотивов придает чувству одиночества краски безысходности. Они же зазвучат в третьей части произведения, будучи переполненными отчаяния, безверия и пессимизма.
За основу строфического рисунка Лермонтов берет октавы с перекрестной рифмовкой в первых четырех строках и парной в последних. Нехарактерная для русской поэзии строфика помогает поэту, с одной стороны, показать стремительность свободной мысли, для которой нет рамок, не существует границ, а с другой, передает в заключительных строчках откровенное безверие и пессимизм.
Четырехстопный хорей как нельзя лучше подчеркивает трагизм поэтического мира Лермонтова.
Лермонтовский «Узник» — своеобразная литературная полемика с «Узником» Пушкина. Ведь композиционно Лермонтов строит строит свое произведение обратно одноименному. Если у Пушкина пространство темницы расширяется до масштабов вольного неба, то у Лермонтова от бескрайних просторов фокус смешается до одной комнаты, охраняемой безответным часовым.
В противоположность романтической темнице, изображенной Александром Сергеевичем, Лермонтов создает реалистичный образ.
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады…
Свобода мыслится в «Узнике» как недостижимая мечта, разрушившаяся от столкновения с жестокой реальностью.
Вариант 3
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Узник» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году, когда поэт был арестован за сочинение стихов на смерть Пушкина и находился в здании Главного штаба. К нему допускали только камердинера, приносившего обед. Лермонтов попросил его заворачивать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворений: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Я, матерь божия, ныне с молитвою…», «Кто б ни был ты, печальный мой сосед…». Также поэт переработал старое стихотворение – «Желание» («Отворите мне темницу..»). Так был создан «Узник». Он был впервые напечатан в «Одесском альманахе на 1840 год».
Стихотворение построено в виде монолога лирического героя, стилизованного поэтом под народную, «тюремную» песню. Стиль его – романтический, мы можем отнести его к вольнолюбивой лирике.
В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. Свобода и сиянье дня противопоставлены мрачным стенам тюрьмы, одиночеству узника. Свои мечты о воле герой раскрывает нам в первой строфе. Основные образы ее – «сиянье дня», черноглазая красавица, быстрый черногривый конь, степь и вольный ветер. Они полны жизни, движения, радости. Это подчеркнуто использованием глаголов в форме повелительного наклонения: «отворите», «дайте». В душе узника жива надежда на обретение свободы. Он словно неразрывно сливается с этими образами, сравнивая себя с ветром, гуляющим по степи.
Вторая строфа возвращает нас к реальности. Узник начинает осознавать невозможность осуществления своей волшебной мечты и отделять себя от воображаемых образов, понимая, насколько они далеки. Оказывается, окно тюрьмы «высоко», дверь тяжелая – заперта, черноглазая красавица – в своем «пышном тереме», добрый конь – «в зеленом поле».
Своего апогея это тоскливое настроение достигает в третьей строфе, которая антитетична по отношению к первой. Третья строфа рисует нам мир темницы, неволи. Преобладающее настроение здесь – тоска и безысходность:
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Интересно, что стихотворение с таким же названием есть и у А.С. Пушкина. Однако настроение и общий смысл этих стихов различны. Лирический герой Пушкина не чувствует своего одиночества: его зовет верный товарищ – «орел молодой», мысли и чувства героя устремлены в будущее, он свободен душой. Герой же лермонтовского стихотворения остро чувствует собственное одиночество, отсюда пессимизм и безотрадность его чувств.
Если пушкинский «Узник» заканчивается описанием воли, простора, то у Лермонтова концовка стихотворения – это описание «голых стен», тусклого луча лампады и мерных шагов часового. Стихотворение написано четырехстопным хореем с пиррихием. Поэт использует различные средства художественной выразительности: поэтические фольклорные эпитеты («черногривого коня», «в зеленом поле»), инверсию («в пышном тереме своем»), сравнение («в степь, как ветер, улечу»), метафору («тускло светит луч лампад Умирающим огнем»).
Таким образом, лирический герой Лермонтова, утверждая абсолютную ценность свободы, несет на себе всю тяжесть неосуществленных возможностей, порывов к борьбе и действию.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник»
Вариант 1
Вольное стихотворение о воле, о мечте — оказаться на свободе, о том, что такое свобода. Удивительно тонкое стихотворение, но при этом на удивление ёмкое. Поэт сумел в этом произведении описать свободу и мечты любого молодого человека, который оказался за решёткой. И не важно по каким мотивам ему приходится сидеть взаперти.
Важно, что даже там, в камере, человек не разучился думать о свободе и ждать. А пока он просто мечтает, как будет вести себя там, на свободе и прежде всего он чётко знает, что ему нужно, чтобы быть там счастливым. Но для Лермонтова тюрьма – это не просто здание с узниками в камерах.
Тюрьма для поэта могла быть и его собственная комната в имении, или же родина, которая не давала покоя поэту. Для Лермонтова именно его свобода казалась для него тюрьмой. Как это не парадоксально звучит. Да и служба его армейская тоже была не хуже тюрьмы.
Лермонтов в стихотворении двояко объясняет понятие «тюрьма», на это стоит обратить внимание. Так что и белые стены комнаты или съёмной квартиры поэта вполне могли стать для его широкой русской души – камерой в тюрьме. А тот, кто шагает за дверью – «безответный часовой» — это вполне могла оказаться и судьба или даже сама смерть. Ведь сколько не спрашивай у Смерти – зачем и почему? – она не ответит, это бесполезно.
Но всё же как ярко описывает поэт мгновения свободы и мечты узника. Ему всего то и надо – коня, девушку и «сиянье дня». И только лишь ветер будет его спутником на свободе. Наверно поэт мечтал и сам об этом. Чтобы никто и никак не мог помешать ему свободно дышать. Чтобы никто и никак не смог ему условия, и чтобы ни от кого не зависеть… Это мечта каждого и Лермонтова в отдельности…
Многим хочется быть свободным и независимым, но не все так могут. Да даже если и получают свободу, то потом просто не знают, что с ней делать. Так бывает: жизнь кажется тюрьмой, работа каторгой, но стоит лишь уволиться и получить свободу, как тут же начинаешь понимать, что она и не нужна была.
И начинаешь искать снова работу, а это снова рабство, унижение, усталость, раздражение. Это видимо, так заложено в природе человека, жаждать то, чего потом не надо будет. А когда захочется избавиться от приобретённого, то просто не понятно будет, как это сделать.
Лермонтов был очень вдумчивым человеком и явно с философским укладом ума. Недаром, после великого Пушкина, он второе «наше всё». Хотя прожил меньше времени, чем Александр Сергеевич.
Вариант 2
Жажда освобождения приобретает особую ощутимость для лирического героя Лермонтова именно в 1837 г., когда был создан «Узник». Анализ этого стихотворения представлен в данной статье.
После того как стала известна вторая часть произведения «Смерть поэта», превратившая эпитафию в гневную отповедь палачам свободы, гонителям «дивного гения», Лермонтов оказался под арестом. Одна из копий была приложена к следственному делу «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым…» Разбирательство проходило в феврале 1837 г., 25 февраля состоялся суд, где по высочайшему поведению императора Николая I был вынесен приговор о переводе автора стихотворения в полк, находившийся в действующей армии на Кавказе.
«Узник», анализ которого нас интересует, был написан арестованным поэтом, вынужденным придумывать, как из печной сажи и вина составить чернила, в качестве пера использовать спичку, беречь бумагу, в которую завертывался хлеб, чтобы создать стихотворения: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед…»), «Узник».
Лирический герой лермонтовского «Узника» выражает свое прежнее желание, строчки стихотворения с таким названием начинают новое произведение («Отворите мне темницу…»). Но с пятой строки начинаются изменения. Если в «Желанье» первую просьбу продолжают другие, больше похожие на требования («Дайте раз по синю полю/Проскакать на том коне;/Дайте раз на жизнь и волю,/Как на чуждую мне долю,/Посмотреть… Дайте мне челнок… Дайте мне дворец высокой…»), выдвижение миру условий, то в «Узнике» мечта предстает неосуществимой из-за того, что рвущаяся на волю душа принадлежит заключенному.
Антитеза внутренних стремлений и внешнего положения обусловила построение стихотворения как высказывания с противительным союзом «но». Он разделяет первую и следующие (вторую и третью, как и в раннем произведении) строфы. В начальной — желание лирического героя развернуто, однако от этого не становится ближе реальности, напротив, приобретает сказочный характер («В степь, как ветер, улечу»):
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
Не только фантастическим стремлениям, но и желанию выйти за «дверь тяжелую», открыть замок не суждено осуществиться. Лирический герой оказался в темнице не воображаемой, а самой что ни на есть реальной, перечисляются детали, свидетельствующие, что быт арестанта знаком ему не понаслышке:
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком…
Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем…
Контраст заостряется, внутренний и внешний миры становятся полюсами, в связи с чем и появляется антитеза (явно выраженное противопоставление): тюрьма — пышный терем, зеленое поле, ветер, забавы, отрада, жизнь. За окном темницы богатое и многообразное бытие, полное красок, звуков, ощущения красоты и простора. Вторая строфа посвящена обрисовке свободной жизни, продолжающей картину мечтаний лирического героя (опорными являются образы «черноглазой девицы» и «черногривого коня»):
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.
Таким образом, для того чтобы понять авторский замысел, нужно не только вдуматься в содержание, что недостаточно для лирического произведения, но и попробовать раскрыть суть основного художественного приема в стихотворении. Тогда станет понятным, почему, наряду с подробностями тюремного быта, с такой же достоверностью изображены герои сказки — царевна и добрый конь (использование постоянного эпитета, характерного для фольклора, не случайно, позволяя заострить впечатление, вызвав н памяти читателя другие сказочные образы). Они представляют противоположный полюс антитезы, показывая, насколько далеки друг от друга желаемое и действительность.
В третьей строфе стихотворения лирический герой возвращается к передаче ощущений узника: он, как и фантастический конь, один, но на нем узда, вокруг не зеленый простор, а голые стены, закрывающие от него свет. Антитезой цветной, яркой, пышной, веселой жизни становится тусклый, умирающий лучик лампады, а из всех звуков ему в тишине слышны только шаги часового за «дверью тяжелою с замком»:
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.
Часовой безответен, далек, похож не на человека, а на бездушный механизм, да и звук его шагов доносится из-за дверей, он нереален, напоминая скорее ход часов. Тишина, темень, пустота образуют заключительный аккорд стихотворения, погружая читателя в реальность, сравнимую с адом, преисподней. На эмоциональном уровне он убеждается в том, что отсутствие свободы — это смерть для человека. Накинув на него узду, общество лишает его не только воли, возможности реализовать себя, исполнить заветные, простые и по-человечески понятные желания, но самой жизни. Как лампада в камере, ее огонь умирает, гаснет.
Стихотворение «Узник» Лермонтова, благодаря его художественным особенностям, воспринимается как обвинение силам, сковывающим человека. Его возможности не безграничны: он не может вырваться из темницы, преодолеть стены, замки, решетки, двери (все эти детали тюрьмы очевидны в картине, созданной в стихотворении). Но его душа не смиряется с неволей, и даже из неживой тишины и темноты доносятся его крики, в которых не жалоба или призыв помочь, а стремление предъявить личностные требования к миру.
Мотивы одиночества, неприятия действительности, оскорбляющей индивидуальность своей косностью, протест против насилия — это приметы романтического мироощущения, характерного для лирического героя Лермонтова ранних стихов. В его мечтах рождается идеальный мир, чертами которого являются безграничная свобода, красота, «сиянье дня». Это не иллюзии, а отражение законов самой жизни. Чувствуя единство с природой, лирический герой не включает в нее реальных людей, противопоставляя общественные законы субъективному ощущению. Даже если в нем содержится сказочная фантастика, он предстает лучиком правды среди окружающей тьмы. Романтическое двоемирие выражено в антитезе: внутреннее — внешнее.
В анализируемом стихотворении «Узник» Лермонтова заострены характеристики действительности, предстающей тюрьмой для личности. Ее конфликт с миром безысходен, непреодолим, так как внимание концентрируется на одном переживании. Жажда свободы органична для того, кто чувствует себя узником, и в стихотворении она оказывается на первом плане. Однако романтический максимализм мотивирован не только минутным настроением или автобиографическими особенностями, но пониманием глубинных основ души человека. Благодаря этому в стихотворении звучит философская нота, проблема затрагивается многосторонне, выводы из ее рассмотрения важны для характеристики мироощущения автора в целом.
Вариант 3
Стихотворение «Узник» является одним из самых известных и популярных в народе произведений Лермонтова. Немаловажную роль играют обстоятельства, при которых оно было написано. Поэт находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта», поэтому воспринимался в демократических кругах в качестве невинной жертвы, пострадавшей за свои убеждения. Лермонтова угнетало не только заключение, но и отсутствие чернил и бумаги. За время нахождения под стражей он все-таки сумел написать несколько стихотворений, используя обгоревшие спички и бумажные обрывки. В этой «романтической» атмосфере и было создано произведение «Узник».
Стихотворение написано в несвойственном для Лермонтова стиле. Его ритм, конструкция и использованные образы несут в себе черты народного фольклора. В каком-то смысле первые две строфы напоминают волшебную сказку о приключениях главного героя. Он заключен врагами в темницу, но не теряет оптимизма и сразу же заявляет о своих законных правах. Герой не просит и не умоляет, он громко требует: «Дайте мне… черноглазую девицу, черногривого коня!». В этих древних народных образах заключается все представление автора о свободе и вольности. Лермонтов даже не упоминает о какой-либо мести недругам. Поцеловав «красавицу младую», герой стремительно уносится верхом в бескрайнюю степь.
Во второй строфе оптимизм автора идет на спад. Волшебные образы еще не пропадают, но уже значительно отдаляются. Дверь темницы заперта на тяжелый замок, «черноокая… в пышном тереме», «конь в зеленом поле». Образ коня описан более подробно. Он подчеркивает одиночество и безнадежное положение лирического героя.
В третьей строфе автора уже полностью охватывает пессимизм. Конец стихотворения резко контрастирует с началом. Узник прощается со своими волшебными иллюзиями и принимает суровую действительность. Его охватывает чувство невероятного одиночества. Жизненное пространство от необъятной степи сворачивается в четыре «стены голые», освещенные слабым светом лампады. Этот огонек только усиливает тоску заключенного. Единственными звуками в полной тишине становятся размеренные и однообразные шаги часового. Эпитет «безответный» указывает, что охране было строго запрещено общаться с узником. Поэтому даже близкое присутствие хоть какого-то человека ничего не меняет.
Оригинальная конструкция и содержание стихотворения «Узник» сделали его впоследствии популярной народной песней. Оно особенно ценилось среди различных революционеров и противников царской власти.
Вариант 4
Когда Лермонтова арестовали за написание произведений о смерти Пушкина. Поэт был заключенным в здании Главного штаба и из посетителей у него был только камердинер, который носил ему еду. Лермонтов просил подавать хлеб, завернутым в серую бумагу, на которой он, используя вино, сажу и спичку сотворил несколько произведений, одним из которых было и это.
Центральное место в композиции отведено антитезе. Главный герой ведет монолог сам с собой. Над ним сиянье дня, которому противопоставляется свобода героя и мрачные стены тюрьмы. Свои мечтания герой раскрывает в первой строфе — ожидание черноокой, свобода и независимость, которая отождествляется с лошадью и ее свободолюбивой душе. Точно так же и узник живет в ожидании этой самой свободы, соединяясь с образами, отождествляя себя с ветром в широких степях.
Вторая строфа возвращает нас к реальности. Герой осознает невозможность выбраться на волю и понимает, насколько его мечты невыполнимы. Тюремное окно расположено высоко, дверь неимоверно тяжела, а черноглазая красавица и добрый конь где-то очень далеко.
Кульминация “Узника” спрятана в заключительной строфе. Она анитетична в сравнении с первой строфой. Лермонтов погружает нас в мир запретов, неволи, темноты и безысходности. Луч лампады практически умер, тусклеет и чахнет, как и надежды поэта.
Лирический герой произведения Лермонтова провозглашает неизменную ценность свободы, порываясь к борьбе и действиям. Он показал своему читателю, что любой человек может оказаться в ситуации, когда окружающее его пространство может оказаться тюрьмой, однако, порыв мысли бесконечен и его нельзя остановить. Можно заключить в клетке тело, но душа всегда остается свободной. Душа узника верхом на лошади едет к черноокой, пока тело закрыто в этой серой тюрьме.