Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник»

Стихотворение Лермонтова «Узник», какое проходят на уроке литературы в 8 классе, был воспринят неоднозначно. По неизвестной причине, «Узника» критиковал даже В. Белинский. В первой части стихотворения слышна юношеская бравада. Ниже вы можете ознакомиться с подробным анализом стихотворения.

Полный текст стихотворения «Узник» М. Ю. Лермонтов

Отворите мне темницу,

Дайте мне сиянье дня,

Черноглазую девицу,

Черногривого коня!

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком;

Черноокая далеко

В пышном тереме своем;

Добрый конь в зеленом поле

Без узды, один, по воле

Скачет весел и игрив,

Хвост по ветру распустив…

Одинок я — нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем;

Только слышно: — за дверями

Звучномерными шагами

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой.

1837 г

Краткий анализ стиха М. Ю. Лермонтов «Узник»

Вариант 1

Стихотворение «Узник» Михаил Лермонтов написал, находясь под арестом за публичное чтение другого своего произведения – «На смерть поэта». Образы и сюжетная линия «Узника» вдохновлены именно этим опытом.

Начинается стихотворение как залихватская народная песня. Сходства с последней произведение Лермонтова обнаруживает и на уровне ритмики (четырёхстопный хорей, весьма удобный для песен), и на уровне синтаксиса (параллелизмы и повторения), и на уровне лексики – такие выражения характерны для народной поэзии, слова хорошо ложатся в песенный ритм.

Во второй строфе чувствуется перебой заданного настроения – прежде всего, это связано с возникновением мрачного образа тюрьмы и общим настроением восьмистишия. Последняя строфа уже совсем не может быть воспринята как песенная, и производит впечатление, прямо противоположное заданному в начале.

Если в первом восьмистишие звучала надежда, призыв и уверенность в благополучном исходе, то в финале стихотворения лирический герой приходит к мысли о полной безысходности и неизбежности печального исхода. Такое настроение отчаяния создается тонко подобранными выражениями – «стены голые», «тускло светит», «умирающим огнем».

Образ часового, возникающий в последнем стихе, можно понимать, как образ смерти. Так, сюжетная канва стихотворения получается следующей: в начале жизни можно радоваться и строить планы; с возрастом человек понимает мимолетность жизни неизбежность конца всего (прежде всего, своего конца). В конце же своего земного пути каждый остается «в своей темнице», один на один с часовым.

Вариант 2

Лермонтов также, как и Пушкин в “Узнике” в свое время боролся за честность и справедливость Он мог выступить с гневной речью против действующей власти. Когда умер Пушкин, то Михаил Юрьевич приурочил к его смерти стихи, восхваляющие поэта и принижающие власть. За эти стихи он и был арестован. Находясь в тюрьме, Лермонтов пишет стихотворение «Узник».

Стихотворение состоит из трех строф. В первой из которых лирический герой радостен, он просит выпустить его из заточения, дать ему черноглазую красавицу и коня. Во второй – он понимает, что это не произойдет, прослеживается безысходность и отчаяние. В третьей строфе чувствуется угрюмое и печальное настроение лирического героя. Он чувствует одиночество, ведь к нему заходит лишь конвоир, который молча, ходит за дверью камеры.

«Узник» – это лирическое стихотворение, в центре сюжета которого находится герой, мечтающий о свободе и страдающий из-за заключения. Основная тема – это тема свободы. Для отчаявшегося героя она кажется недостижимой мечтой. Стихотворение написано сложными предложениями с использованием многоточия. Используются эпитеты и сравнения. Также присутствует ассонанс на буквы «а» и «о».

Четырехстопный хорей подчеркивает уныние героя и трагизм ситуации. Автор в первых строках использует перекрестную рифмовку, а в последней – парную. Лирический герой чувствует тягостное одиночество, ему тяжело находиться в заточении. Лермонтов как будто смирился с тем, что свобода слова и мысли может привести к печальным последствиям. Он готов понести наказание, хотя считал его не заслуженным.

Стихотворение «Узник» М. Ю. Лермонтов – анализ по плану

Вариант 1

Стихотворение создано в феврале 1837 г. в период заключения в Петербургской тюрьме, куда он был заключён за стих «На смерть поэта» посвящённое гибели Пушкина. Так как допуск к заключённому поэту имел лишь старый слуга, приносивший ему еду, то он просил заворачивать хлеб в бумагу, на которой при помощи спичек, вина и сажи из печи было написано несколько произведений, в том числе и «Узник». Напечатано оно было позже в 1840 г. в журнале «Одесский альманах».

Главная тема стихотворения

Композиция основана на принципе антитезы. Одиночество, темница противопоставляются свободе и радостному настроению дня. Герой оптимистично и радостно раскрывает свои мечты о воле в самом начале стиха. Все образы и описания жизнерадостны и полны движения. Душа, заключённого в радостной надежде на свободу.

Вторая строка это уже реальность. Герой понимает, что осуществление его мечты невозможно. Окно темницы недоступно, тяжёлая дверь закрыта, красавица — в своём высоком тереме, а конь черногривый далеко в степи. Кульминация этого гнетущего настроения происходит в строфе, рисующей темницу и неволю. Настроение, полное безысходности и тоски главенствует здесь.

Структурный анализ стихотворения

При написании использован четырёхстопный хорей с пиррихием, который усиливает драматизм положения героя и его уныние. В первых строках автором используется перекрёстная рифмовка, в заключительной он применяет парную. Употребляются разные приёмы выразительности: метафора, инверсия, фольклорные эпитеты. Герой, утверждающий совершенную ценность свободы, в то же время осознаёт неосуществимость желаний, своих порывов к борьбе.

В стихотворении всего три строфы. В первой лирический герой пребывает в радости, просит дать ему свободу, красавицу и коня. Во второй приходит понимание, что этого не будет, намечается отчаяние и безысходность. Наконец, последняя. Здесь уже превалирует печаль и угрюмое настроение героя. Чувствуется его одиночество.

«Узник» — это сам поэт. Главная тема произведения — свобода. В мировосприятии поэта темница необязательно какое-то определённое место с решётками и заключёнными. Для поэта этим местом может стать даже дом в его имении или армейская служба. Поэт даёт двоякое понимание «тюрьме». Его герой ощущает одиночество, его давит пребывание в заточении. Поэт будто принял то, что свобода слова и мысли ведут непредсказуемым последствиям. Он готов понести за это наказание, хотя и не считает, что оно заслуженно.

Вариант 2

Мотив узничества — один из ведущих мотивов романтизма — неоднократно обыгрывался в русской литературе. Чаще всего заключение воспринималось как условный символ, хотя иногда носило элементы автобиографического характера. Т

ак, стихотворение М. Ю. Лермонтова «Узник» было написано поэтом во время его ареста, последовавшего после поэтического отзыва на смерть Пушкина. Заключенный под стражу, оторванный от родных и друзей, поэт не прекращал писать стихи. Доступ к нему имел только камердинер, приносивший еду. Лермонтов попросил заворачивать хлеб в бумагу, и на этих серых, засаленных клочках бумаги были записаны ставшие бессмертными строки.

Испытание жизнелюбия и надежд — таков смысл лермонтовского «Узника. Безудержная молодость, юношеский задор слышится в строчках:

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Жаждой свободы, не сдерживающей безумных порывов, открывающей простор чувствам и эмоциям, пронизана первая строфа произведения.

Во второй лирическая тональность меняется, сказочность мотивов придает чувству одиночества краски безысходности. Они же зазвучат в третьей части произведения, будучи переполненными отчаяния, безверия и пессимизма.

За основу строфического рисунка Лермонтов берет октавы с перекрестной рифмовкой в первых четырех строках и парной в последних. Нехарактерная для русской поэзии строфика помогает поэту, с одной стороны, показать стремительность свободной мысли, для которой нет рамок, не существует границ, а с другой, передает в заключительных строчках откровенное безверие и пессимизм.

Четырехстопный хорей как нельзя лучше подчеркивает трагизм поэтического мира Лермонтова.

Лермонтовский «Узник» — своеобразная литературная полемика с «Узником» Пушкина. Ведь композиционно Лермонтов строит строит свое произведение обратно одноименному. Если у Пушкина пространство темницы расширяется до масштабов вольного неба, то у Лермонтова от бескрайних просторов фокус смешается до одной комнаты, охраняемой безответным часовым.

В противоположность романтической темнице, изображенной Александром Сергеевичем, Лермонтов создает реалистичный образ.

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады…

Свобода мыслится в «Узнике» как недостижимая мечта, разрушившаяся от столкновения с жестокой реальностью.

Вариант 3

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Узник» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1837 году, когда поэт был арестован за сочинение стихов на смерть Пушкина и находился в здании Главного штаба. К нему допускали только камердинера, приносившего обед. Лермонтов попросил его заворачивать хлеб в серую бумагу, и на этих клочках с помощью вина, сажи и спички написал несколько стихотворе­ний: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Я, матерь божия, ныне с молитвою…», «Кто б ни был ты, печальный мой сосед…». Также поэт переработал старое стихотворение – «Желание» («От­ворите мне темницу..»). Так был создан «Узник». Он был впер­вые напечатан в «Одесском альманахе на 1840 год».

Стихотворение построено в виде монолога лирического ге­роя, стилизованного поэтом под народную, «тюремную» песню. Стиль его – романтический, мы можем отнести его к вольнолю­бивой лирике.

В основе композиции произведения лежит принцип антите­зы. Свобода и сиянье дня противопоставлены мрачным стенам тюрьмы, одиночеству узника. Свои мечты о воле герой раскры­вает нам в первой строфе. Основные образы ее – «сиянье дня», черноглазая красавица, быстрый черногривый конь, степь и воль­ный ветер. Они полны жизни, движения, радости. Это подчерк­нуто использованием глаголов в форме повелительного накло­нения: «отворите», «дайте». В душе узника жива надежда на об­ретение свободы. Он словно неразрывно сливается с этими об­разами, сравнивая себя с ветром, гуляющим по степи.

Вторая строфа возвращает нас к реальности. Узник начинает осознавать невозможность осуществления своей волшебной меч­ты и отделять себя от воображаемых образов, понимая, насколь­ко они далеки. Оказывается, окно тюрьмы «высоко», дверь тяже­лая – заперта, черноглазая красавица – в своем «пышном тере­ме», добрый конь – «в зеленом поле».

Своего апогея это тоскливое настроение достигает в третьей строфе, которая антитетична по отношению к первой. Третья строфа рисует нам мир темницы, неволи. Преобладающее на­строение здесь – тоска и безысходность:

Одинок я – нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем;

Только слышно: за дверями

Звучно-мерными шагами

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой.

Интересно, что стихотворение с таким же названием есть и у А.С. Пушкина. Однако настроение и общий смысл этих стихов различны. Лирический герой Пушкина не чувствует своего оди­ночества: его зовет верный товарищ – «орел молодой», мысли и чувства героя устремлены в будущее, он свободен душой. Герой же лермонтовского стихотворения остро чувствует собственное одиночество, отсюда пессимизм и безотрадность его чувств.

Если пушкинский «Узник» заканчивается описанием воли, простора, то у Лермонтова концовка стихотворения – это описание «го­лых стен», тусклого луча лампады и мерных шагов часового. Стихотворение написано четырехстопным хореем с пирри­хием. Поэт использует различные средства художественной вы­разительности: поэтические фольклорные эпитеты («черногри­вого коня», «в зеленом поле»), инверсию («в пышном тереме сво­ем»), сравнение («в степь, как ветер, улечу»), метафору («тускло светит луч лампад Умирающим огнем»).

Таким образом, лирический герой Лермонтова, утверждая абсолютную ценность свободы, несет на себе всю тяжесть неосу­ществленных возможностей, порывов к борьбе и действию.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Узник»

Вариант 1

Вольное стихотворение о воле, о мечте — оказаться на свободе, о том, что такое свобода. Удивительно тонкое стихотворение, но при этом на удивление ёмкое. Поэт сумел в этом произведении описать свободу и мечты любого молодого человека, который оказался за решёткой. И не важно по каким мотивам ему приходится сидеть взаперти.

Важно, что даже там, в камере, человек не разучился думать о свободе и ждать. А пока он просто мечтает, как будет вести себя там, на свободе и прежде всего он чётко знает, что ему нужно, чтобы быть там счастливым. Но для Лермонтова тюрьма – это не просто здание с узниками в камерах.

Тюрьма для поэта могла быть и его собственная комната в имении, или же родина, которая не давала покоя поэту. Для Лермонтова именно его свобода казалась для него тюрьмой. Как это не парадоксально звучит. Да и служба его армейская тоже была не хуже тюрьмы.

Лермонтов в стихотворении двояко объясняет понятие «тюрьма», на это стоит обратить внимание. Так что и белые стены комнаты или съёмной квартиры поэта вполне могли стать для его широкой русской души – камерой в тюрьме. А тот, кто шагает за дверью – «безответный часовой» — это вполне могла оказаться и судьба или даже сама смерть. Ведь сколько не спрашивай у Смерти – зачем и почему? – она не ответит, это бесполезно.

Но всё же как ярко описывает поэт мгновения свободы и мечты узника. Ему всего то и надо – коня, девушку и «сиянье дня». И только лишь ветер будет его спутником на свободе. Наверно поэт мечтал и сам об этом. Чтобы никто и никак не мог помешать ему свободно дышать. Чтобы никто и никак не смог ему условия, и чтобы ни от кого не зависеть… Это мечта каждого и Лермонтова в отдельности…

Многим хочется быть свободным и независимым, но не все так могут. Да даже если и получают свободу, то потом просто не знают, что с ней делать. Так бывает: жизнь кажется тюрьмой, работа каторгой, но стоит лишь уволиться и получить свободу, как тут же начинаешь понимать, что она и не нужна была.

И начинаешь искать снова работу, а это снова рабство, унижение, усталость, раздражение. Это видимо, так заложено в природе человека, жаждать то, чего потом не надо будет. А когда захочется избавиться от приобретённого, то просто не понятно будет, как это сделать.

Лермонтов был очень вдумчивым человеком и явно с философским укладом ума. Недаром, после великого Пушкина, он второе «наше всё». Хотя прожил меньше времени, чем Александр Сергеевич.

Вариант 2

Жажда освобождения приобретает особую ощутимость для лирического героя Лермонтова именно в 1837 г., когда был создан «Узник». Анализ этого стихотворения представлен в данной статье.

После того как стала известна вторая часть произведения «Смерть поэта», превратившая эпитафию в гневную отповедь палачам свободы, гонителям «дивного гения», Лермонтов оказался под арестом. Одна из копий была приложена к следственному делу «О непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым…» Разбирательство проходило в феврале 1837 г., 25 февраля состоялся суд, где по высочайшему поведению императора Николая I был вынесен приговор о переводе автора стихотворения в полк, находившийся в действующей армии на Кавказе.

«Узник», анализ которого нас интересует, был написан арестованным поэтом, вынужденным придумывать, как из печной сажи и вина составить чернила, в качестве пера использовать спичку, беречь бумагу, в которую завертывался хлеб, чтобы создать стихотворения: «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Сосед» («Кто б ни был ты, печальный мой сосед…»), «Узник».

Лирический герой лермонтовского «Узника» выражает свое прежнее желание, строчки стихотворения с таким названием начинают новое произведение («Отворите мне темницу…»). Но с пятой строки начинаются изменения. Если в «Желанье» первую просьбу продолжают другие, больше похожие на требования («Дайте раз по синю полю/Проскакать на том коне;/Дайте раз на жизнь и волю,/Как на чуждую мне долю,/Посмотреть… Дайте мне челнок… Дайте мне дворец высокой…»), выдвижение миру условий, то в «Узнике» мечта предстает неосуществимой из-за того, что рвущаяся на волю душа принадлежит заключенному.

Антитеза внутренних стремлений и внешнего положения обусловила построение стихотворения как высказывания с противительным союзом «но». Он разделяет первую и следующие (вторую и третью, как и в раннем произведении) строфы. В начальной — желание лирического героя развернуто, однако от этого не становится ближе реальности, напротив, приобретает сказочный характер («В степь, как ветер, улечу»):

Я красавицу младую

Прежде сладко поцелую,

На коня потом вскочу,

В степь, как ветер, улечу.

Не только фантастическим стремлениям, но и желанию выйти за «дверь тяжелую», открыть замок не суждено осуществиться. Лирический герой оказался в темнице не воображаемой, а самой что ни на есть реальной, перечисляются детали, свидетельствующие, что быт арестанта знаком ему не понаслышке:

Но окно тюрьмы высоко,

Дверь тяжелая с замком…

Одинок я — нет отрады:

Стены голые кругом,

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем…

Контраст заостряется, внутренний и внешний миры становятся полюсами, в связи с чем и появляется антитеза (явно выраженное противопоставление): тюрьма — пышный терем, зеленое поле, ветер, забавы, отрада, жизнь. За окном темницы богатое и многообразное бытие, полное красок, звуков, ощущения красоты и простора. Вторая строфа посвящена обрисовке свободной жизни, продолжающей картину мечтаний лирического героя (опорными являются образы «черноглазой девицы» и «черногривого коня»):

Черноокая далеко,

В пышном тереме своем;

Добрый конь в зеленом поле

Без узды, один, по воле

Скачет, весел и игрив,

Хвост по ветру распустив.

Таким образом, для того чтобы понять авторский замысел, нужно не только вдуматься в содержание, что недостаточно для лирического произведения, но и попробовать раскрыть суть основного художественного приема в стихотворении. Тогда станет понятным, почему, наряду с подробностями тюремного быта, с такой же достоверностью изображены герои сказки — царевна и добрый конь (использование постоянного эпитета, характерного для фольклора, не случайно, позволяя заострить впечатление, вызвав н памяти читателя другие сказочные образы). Они представляют противоположный полюс антитезы, показывая, насколько далеки друг от друга желаемое и действительность.

В третьей строфе стихотворения лирический герой возвращается к передаче ощущений узника: он, как и фантастический конь, один, но на нем узда, вокруг не зеленый простор, а голые стены, закрывающие от него свет. Антитезой цветной, яркой, пышной, веселой жизни становится тусклый, умирающий лучик лампады, а из всех звуков ему в тишине слышны только шаги часового за «дверью тяжелою с замком»:

Только слышно: за дверями

Звучно-мерными шагами

Ходит в тишине ночной

Безответный часовой.

Часовой безответен, далек, похож не на человека, а на бездушный механизм, да и звук его шагов доносится из-за дверей, он нереален, напоминая скорее ход часов. Тишина, темень, пустота образуют заключительный аккорд стихотворения, погружая читателя в реальность, сравнимую с адом, преисподней. На эмоциональном уровне он убеждается в том, что отсутствие свободы — это смерть для человека. Накинув на него узду, общество лишает его не только воли, возможности реализовать себя, исполнить заветные, простые и по-человечески понятные желания, но самой жизни. Как лампада в камере, ее огонь умирает, гаснет.

Стихотворение «Узник» Лермонтова, благодаря его художественным особенностям, воспринимается как обвинение силам, сковывающим человека. Его возможности не безграничны: он не может вырваться из темницы, преодолеть стены, замки, решетки, двери (все эти детали тюрьмы очевидны в картине, созданной в стихотворении). Но его душа не смиряется с неволей, и даже из неживой тишины и темноты доносятся его крики, в которых не жалоба или призыв помочь, а стремление предъявить личностные требования к миру.

Мотивы одиночества, неприятия действительности, оскорбляющей индивидуальность своей косностью, протест против насилия — это приметы романтического мироощущения, характерного для лирического героя Лермонтова ранних стихов. В его мечтах рождается идеальный мир, чертами которого являются безграничная свобода, красота, «сиянье дня». Это не иллюзии, а отражение законов самой жизни. Чувствуя единство с природой, лирический герой не включает в нее реальных людей, противопоставляя общественные законы субъективному ощущению. Даже если в нем содержится сказочная фантастика, он предстает лучиком правды среди окружающей тьмы. Романтическое двоемирие выражено в антитезе: внутреннее — внешнее.

В анализируемом стихотворении «Узник» Лермонтова заострены характеристики действительности, предстающей тюрьмой для личности. Ее конфликт с миром безысходен, непреодолим, так как внимание концентрируется на одном переживании. Жажда свободы органична для того, кто чувствует себя узником, и в стихотворении она оказывается на первом плане. Однако романтический максимализм мотивирован не только минутным настроением или автобиографическими особенностями, но пониманием глубинных основ души человека. Благодаря этому в стихотворении звучит философская нота, проблема затрагивается многосторонне, выводы из ее рассмотрения важны для характеристики мироощущения автора в целом.

Вариант 3

Стихотворение «Узник» является одним из самых известных и популярных в народе произведений Лермонтова. Немаловажную роль играют обстоятельства, при которых оно было написано. Поэт находился под арестом за стихотворение «Смерть поэта», поэтому воспринимался в демократических кругах в качестве невинной жертвы, пострадавшей за свои убеждения. Лермонтова угнетало не только заключение, но и отсутствие чернил и бумаги. За время нахождения под стражей он все-таки сумел написать несколько стихотворений, используя обгоревшие спички и бумажные обрывки. В этой «романтической» атмосфере и было создано произведение «Узник».

Стихотворение написано в несвойственном для Лермонтова стиле. Его ритм, конструкция и использованные образы несут в себе черты народного фольклора. В каком-то смысле первые две строфы напоминают волшебную сказку о приключениях главного героя. Он заключен врагами в темницу, но не теряет оптимизма и сразу же заявляет о своих законных правах. Герой не просит и не умоляет, он громко требует: «Дайте мне… черноглазую девицу, черногривого коня!». В этих древних народных образах заключается все представление автора о свободе и вольности. Лермонтов даже не упоминает о какой-либо мести недругам. Поцеловав «красавицу младую», герой стремительно уносится верхом в бескрайнюю степь.

Во второй строфе оптимизм автора идет на спад. Волшебные образы еще не пропадают, но уже значительно отдаляются. Дверь темницы заперта на тяжелый замок, «черноокая… в пышном тереме», «конь в зеленом поле». Образ коня описан более подробно. Он подчеркивает одиночество и безнадежное положение лирического героя.

В третьей строфе автора уже полностью охватывает пессимизм. Конец стихотворения резко контрастирует с началом. Узник прощается со своими волшебными иллюзиями и принимает суровую действительность. Его охватывает чувство невероятного одиночества. Жизненное пространство от необъятной степи сворачивается в четыре «стены голые», освещенные слабым светом лампады. Этот огонек только усиливает тоску заключенного. Единственными звуками в полной тишине становятся размеренные и однообразные шаги часового. Эпитет «безответный» указывает, что охране было строго запрещено общаться с узником. Поэтому даже близкое присутствие хоть какого-то человека ничего не меняет.

Оригинальная конструкция и содержание стихотворения «Узник» сделали его впоследствии популярной народной песней. Оно особенно ценилось среди различных революционеров и противников царской власти.

Вариант 4

Когда Лермонтова арестовали за написание произведений о смерти Пушкина. Поэт был заключенным в здании Главного штаба и из посетителей у него был только камердинер, который носил ему еду. Лермонтов просил подавать хлеб, завернутым в серую бумагу, на которой он, используя вино, сажу и спичку сотворил несколько произведений, одним из которых было и это.

Центральное место в композиции отведено антитезе. Главный герой ведет монолог сам с собой. Над ним сиянье дня, которому противопоставляется свобода героя и мрачные стены тюрьмы. Свои мечтания герой раскрывает в первой строфе — ожидание черноокой, свобода и независимость, которая отождествляется с лошадью и ее свободолюбивой душе. Точно так же и узник живет в ожидании этой самой свободы, соединяясь с образами, отождествляя себя с ветром в широких степях.

Вторая строфа возвращает нас к реальности. Герой осознает невозможность выбраться на волю и понимает, насколько его мечты невыполнимы. Тюремное окно расположено высоко, дверь неимоверно тяжела, а черноглазая красавица и добрый конь где-то очень далеко.

Кульминация “Узника” спрятана в заключительной строфе. Она анитетична в сравнении с первой строфой. Лермонтов погружает нас в мир запретов, неволи, темноты и безысходности. Луч лампады практически умер, тусклеет и чахнет, как и надежды поэта.

Лирический герой произведения Лермонтова провозглашает неизменную ценность свободы, порываясь к борьбе и действиям. Он показал своему читателю, что любой человек может оказаться в ситуации, когда окружающее его пространство может оказаться тюрьмой, однако, порыв мысли бесконечен и его нельзя остановить. Можно заключить в клетке тело, но душа всегда остается свободной. Душа узника верхом на лошади едет к черноокой, пока тело закрыто в этой серой тюрьме.

 

Аксения
Аксения

В жизни у меня есть два любимых занятия. Первое - читать книги русских и зарубежных авторов. Второе - учиться! Литературный блог litfest.ru дал мне возможность учиться, анализировать литературные тексты и делиться полезной информацией с большим количеством интересующихся людей. Я получаю от этого огромное удовольствие - надеюсь, что и вы тоже!

Оцените автора
Добавить комментарий

3 + одиннадцать =