Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Цветок»

Ярко выражающее внутренний конфликт поэта, стихотворение «Цветок» занимает особое место в его творческом наследии. Чтобы понять почему, требуется изучить краткий анализ «Цветок» по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 8 классе для углубленного объяснения темы.

Полный текст стихотворения «Цветок» Пушкин А. С.

Цветок засохший, безуханный,

Забытый в книге вижу я;

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя:

Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

На память нежного ль свиданья,

Или разлуки роковой,

Иль одинокого гулянья

В тиши полей, в тени лесной?

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

Краткий анализ Стиха А. С. Пушкина «Цветок»

Вариант 1

Стихотворение, написанное в 1928 году, относится к позднему этапу творчества А.С. Пушкина. Лирику этого периода отличает уход от прежней беззаботности, нарастание философских мотивов, интерес к темам жизни, смерти, покаяния.

В этот период А.С. Пушкин отходит от канонов романтизма, от устоявшихся поэтических формул прошлого. Поэт начинает личные часто незначительные события обобщать и возводить в ранг общечеловеческих или национально значимых событий.

 

Любая мелочь становится толчком к глубокому философскому размышлению. Все чаще Пушкин сам оборачивается назад и читателю тоже предлагает подвергнуть критическому осмыслению свою прошлую жизнь.

Стихотворение «Цветок» показывает, что автор готов отвлечься от личного и переключить внимание на окружающих, пусть даже незнакомых ему людей. Это становится понятно уже из первого предложения. Инверсия – перенос подлежащего в конец фразы показывает, что собственное «Я» отходит для автора на второй план, в центре его внимания оказываются чувства, стремления, судьба других людей.

Лирический герой не знает, по какому случаю был сорван этот цветок, кем и для чего сохранен, почему потом позабыт, но верит, что чувства этих людей были живыми, как когда-о был жив и сам цветок. Это рождает в его голове философские рассуждения о сходстве человека и природы, о неразрывной связи между ними.

Цветы, также, как и люди, сначала радуют цветом и ароматом, а потом блекнут и уходят в небытие. Но память о них остается и дарит последующим поколениям видения и мечты.

Стихотворение, состоящее из множества риторических вопросов, призывает читателя тоже включиться в процесс размышления о судьбе неизвестных людей, помогает понять, что каждое мгновение жизни, каждое проявление чувства следует ценить.

Вариант 2

Стихотворение «Цветок», написанное в 1828 году, сочетает в себе простоту формы с глубиной философского содержания. Оно создавалось в переломный для Пушкина период. Поэт прощался с беззаботной веселой юностью, переходя на новый этап. Около полутора лет назад император, наконец, позволил ему поселиться в столице, но Петербург Александру Сергеевичу быстро наскучил. Судя по ряду стихотворений того времени, сложные жизненные обстоятельства привели к духовному кризису.

Пересказ сюжета «Цветка» укладывается в пару предложений. Лирический герой – мечтатель, обладающий открытой душой, – находит в книге засохший цветок, что порождает множество риторических вопросов. Ему становится интересно, кто, когда и при каких обстоятельствах сорвал растение, каким образом в дальнейшем сложилась судьба этого человека. Никаких ответов Пушкин читателям намеренно не дает. Фактически поэт приглашает их подумать, пофантазировать вместе с лирическим героем. Конкретных выводов в стихотворении также не делается. Тем не менее, с определенной долей уверенности можно утверждать, что «Цветок» — это высказывание на тему быстротечности человеческой жизни. Люди проживают свой короткий век на земле. Что остается от них? Порой только засохшее растение, забытое кем-то в старой книге.

Жуковский – автор, оказавший сильнейшее влияние на творчество Пушкина. «Цветок» Александра Сергеевича связан с одноименным стихотворением Василия Андреевича. Жуковский представляет вниманию читателей два сюжетных плана. Первый – неизбежное увядание цветка осенней порой. Второй – тяжелое душевное состояние лирического героя. Главная мысль стихотворения, проникнутого грустью, безысходностью, безвыходностью, — жизнь человеческая так же коротка, как и жизнь цветка. То, что у Пушкина остается недоговоренным, у Жуковского высказано практически напрямую.

Еще одно стихотворение, связанное с «Цветком» Александра Сергеевича, — «Ветка Палестины» Лермонтова. Лирические герои обоих произведений обращаются с чередой риторических вопросов к засохшему растению. Обратите внимание: у Пушкина фигурирует неназванный цветок. Скорей всего, не какой-то экзотический, а вполне себе часто встречающийся в средней полосе России. Лермонтов выбирает пальмовую ветвь Палестины, тем самым соотнося образную систему своего стихотворения с христианской новозаветной мифологией и расширяя пушкинскую проблематику.

Вариант 3

У Александра Сергеевича Пушкина есть удивительное стихотворение – “Цветок” . Оно небольшое – состоит из нескольких строф. Сюжет стихотворения прост: лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок. И эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. Он задумывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях; о его прошлом, настоящем и будущем.

Случайное впечатление рождает в душе поэта размышления о целой жизни – от нежного свидания или роковой разлуки до смерти, подобной увяданию цветка. Лирический герой начал размышлять, где мог расцвести этот цветок, когда, какой весной – в прошлом году или, может быть, в прошлом столетии? Он вглядывался в бледные краски цветка и думал: сколько времени цвел этот цветок – одно мгновенье, один час или целый день? И кто сорвал это красивое и нежное творение природы – черствый и равнодушный человек или человек с любящим сердцем?

Где цвел? когда? какой весною?

И долго ль цвел? и сорван кем,

Чужой, знакомой ли рукою?

И положен сюда зачем?

Почему этот цветок был сорван и засушен?

В память о нежном свидании или о неминуемой разлуке? Может быть, юноша или, скорее всего, девушка засушила цветок, подаренный любимым во время желанной встречи? Быть может, это цветок, подаренный во время признания в любви? Или это была встреча перед долгой разлукой, и цветок напоминает о том, что где-то далеко любящее сердце всегда помнит о тебе. А может быть, это одинокий поэт гулял “в тиши полей, в тени лесной” и размышлял о жизни и своем в ней предназначении. Герою интересно, живы ли люди, положившие в книгу этот цветок – память о своей любви. И где они сейчас живут – в этом городе или уехали далеко-далеко?

Прикоснувшись к увядшему цветку, лирический герой словно прикоснулся к жизни и судьбе сорвавшего его человека. Случайный прохожий или влюбленная пара – они уже не чужие для героя, он уже тесно связан с ними. Что за жизнь ждет их впереди? Быть может, это кто-то знакомый, близкий ему, тот, кто находится где-то рядом. А может, тех, кто оставил этот цветок в книге, давно уж нет:

И жив ли тот, и та жива ли?

И нынче где их уголок?

Или уже они увяли,

Как сей неведомый цветок?

Вот какое волнение испытывает герой, стараясь угадать судьбу людей, о существовании которых еще мгновение тому назад ничего не знал. Один маленький неприметный цветок натолкнул героя на такие глубокие размышления о человеческой жизни, на философские мысли. Философская лирика Пушкина заставляет думать, рассуждать, обращать внимание на незначительные на первый взгляд детали и эпизоды жизни. Поэт своим стихотворением говорит, что каждое мгновение жизни значительно и неповторимо.

Вариант 4

Стихотворение Цветок было написано в 1828 году. Оно относится к философской лирике, которую так ценил Пушкин в последние годы своего творчества. Суть произведения в том, что лирический герой находит засохший цветок между страниц книги.

Герой сразу начинает обдумывать, в чем история этого цветка, кто его положил. Возможно, этот цветок был памятью первого свидания. Но что же было дальше? Смогли ли они быть вместе? А может однажды человек просто сорвал этот цветок в одиночестве, мечтая о том, чтобы его возлюбленная ответила взаимностью. Тот факт, что слово цветок начинает и заканчивает произведение, дает нам чувство завершенности.

Сам цветок является символом жизни, любви. Его увядший вид говорит о разлуке, о том, как быстро исчезают чувства. Главным художественным приемом можно выделить антитезу. Здесь везде поэт противопоставляет разные вещи. Также Пушкин использовал различные эпитеты, которые дополняют антитезу. Дополнительные эмоции формируются на основе многочисленных мелких вопросов. Так читателю приходиться все время оживлять свое сознание и думать вместе с автором. Размер – 4-стопный ямб.

Стихотворение «Цветок» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

В 1828 году, когда было написано стихотворение “Цветок”, Александр Сергеевич уже полтора года жил в Петербурге по разрешению императора. Однако город быстро ему наскучил, да и сложные жизненные обстоятельства не располагали к веселью. К тому же поэт понимал, что пришло время прощания с беззаботной юностью. Все это и стало причиной написания простого по сюжету, но сложного по содержанию произведения. Его напечатали уже в 1829 году в журнале “Галатея”.

Тема

Стих посвящен любви, которая может окончиться разлукой. Чувства в любом случае мимолетны, поэтому нужно ценить то время, которое проведено с любимым человеком. Основная тема – быстротечность любви и ценность каждой минуты счастья, которое отпущено человеку.

Композиция

Лирический герой этого написанного Александром Сергеевичем произведения – это мечтатель, который, найдя засохший цветок, сразу начинает предполагать, что с ним связана какая-то прекрасная романтическая история. И благодаря этому увядшее растение сразу приобретает особую ценность. Рассматривая его, он также думает о том, что порой от людей, проживших целую жизнь, наполненную разнообразными эмоциями, остается только цветок между книжных страниц.

Образ влюбленной пары, который возник в воображении лирического героя, вызывает еще больше вопросов: были ли их чувства взаимны, сорван ли цветок во время последнего или первого свидания, остались ли они вместе и живы ли вообще? С помощью риторических вопросов поэт как будто приглашает читателя также представить историю, которая могла бы быть связана с находкой.

Например, сорвать цветок могли и во время одинокой прогулки, использовав вместо закладки, а значит, никакой любовной истории вовсе и не было.

Несмотря на то, что разгадать тайну находки невозможно, сам поиск ответов – уже увлекательное путешествие.

Жанр

Это философское стихотворение с лирическими мотивами, где Пушкин, с одной стороны, рассуждает на вечные темы, с другой – передает ту эмоциональную напряженность, которую вызывает в главном герое его находка.

Для создания ритмического рисунка поэт использует свой любимый четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. С его помощью он напоминает о том, что в общем смысле жизнь человека не длиннее жизни цветка, а значит, не следует тратить ее попусту.

Средства выразительности

Используя классические художественные приемы, Пушкин создает и настроение, и атмосферу. В стихотворении употреблены такие тропы:

Эпитеты –“засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”.

Метафоры – “душа наполнилась мечтой”, “сорван рукою”, “лесная тень”.

Сравнение – “как сей неведомый цветок”.

Александр Сергеевич, который в период написания находился в глубоком душевном кризисе, не дает точных ответов на заданные им же самими вопросы. Но образ цветка, который символизирует любовь и жизнь с одной стороны и печальную разлуку с другой, дает возможность читателю найти свои. Лирическая грусть и нежность, которые переполняют сердце поэта, переданы удивительно точно.

Вариант 2

Стихотворение можно отнести к позднему периоду философской лирики известного поэта. Впервые опубликовали данное произведение на страницах журнала «Галатея», который в то время был достаточно популярным.

Главная тема стихотворения

Тематика стихотворения заключена в философских рассуждениях на тему того, как меняется любовь, отношения между людьми с течением времени, или, возможно, сегодня эти люди уже вовсе не вместе. В основу мысли легла необычная находка героем лирического произведения между страничками книжки засохшего цветка, который давно утратил яркость и жизнь.

Внимание автора сосредоточено, прежде всего, на течении времени, и на том, как меняет нас всех каждый прошедший день или год. В целом переживания переданы достаточно традиционными эпитетами, и до читателя мысль доносится очень простыми, красивыми фразами, наполненными лирической печалью, глубокими чувствами, которые переживают и автор, и его персонаж.

Структурный анализ стихотворения

Особенностью в данном случае является тот факт, что произведение начинается и заканчивается одним и тем же словом — «Цветок». Это очень символично, и подчеркивает основную мысль автора.

Для стихотворения использован был классический четырехстопный ямб, который является одним из излюбленных вариантов формата стиха данного автора. Характерная для классических вариаций перекрестная рифмовка также не выходит за границы характеристик большинства стихотворных произведений поэта.

Практически все подобранные поэтом рифмы очень точные, емкие и правильные. Некоторые слова, как «Безуханный» или «сей» на сегодняшний день в русском языке отсутствуют, но во время жизни автора это были совершенно обычные обыденные слова. Впрочем, даже современным людям, несмотря на устаревшие слова, суть стихотворения абсолютно понятна, и человек, читая, способен ощутить душевные переживания, которые вкладывал в слова Пушкин в данном случае.

Произведение довольно короткое, но наполнено яркими эмоциями и содержит глубочайшие переживания. Тут автор в очередной раз продемонстрировал свой необыкновенный талант выражать чувства, мысли или эмоции всего в нескольких строчках.

Вывод

Несмотря на некоторые устаревшие слова, и довольно типичные конструкции предложений, стихотворение до сих пор актуально, и заставляет человека в любой ситуации задуматься над проблемой старения, увядания и угасания чувств и нежности между людьми, как и старения самих людей.

Гениальность поэта проявляется в том, насколько точно и глубоко он сумел передать в нескольких строках свою великую и серьезную мысль, которая понятна как пожилым людям, так и молодому поколению, совершенно одинаково.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Цветок»

Вариант 1

Стихотворение «Цветок», написанное в 1828 году, сочетает в себе простоту формы с глубиной философского содержания. Оно создавалось в переломный для Пушкина период. Поэт прощался с беззаботной веселой юностью, переходя на новый этап. Около полутора лет назад император, наконец, позволил ему поселиться в столице, но Петербург Александру Сергеевичу быстро наскучил. Судя по ряду стихотворений того времени, сложные жизненные обстоятельства привели к духовному кризису.

Пересказ сюжета «Цветка» укладывается в пару предложений. Лирический герой – мечтатель, обладающий открытой душой, – находит в книге засохший цветок, что порождает множество риторических вопросов. Ему становится интересно, кто, когда и при каких обстоятельствах сорвал растение, каким образом в дальнейшем сложилась судьба этого человека. Никаких ответов Пушкин читателям намеренно не дает. Фактически поэт приглашает их подумать, пофантазировать вместе с лирическим героем. Конкретных выводов в стихотворении также не делается. Тем не менее, с определенной долей уверенности можно утверждать, что «Цветок» — это высказывание на тему быстротечности человеческой жизни. Люди проживают свой короткий век на земле. Что остается от них? Порой только засохшее растение, забытое кем-то в старой книге.

Жуковский – автор, оказавший сильнейшее влияние на творчество Пушкина. «Цветок» Александра Сергеевича связан с одноименным стихотворением Василия Андреевича. Жуковский представляет вниманию читателей два сюжетных плана. Первый – неизбежное увядание цветка осенней порой. Второй – тяжелое душевное состояние лирического героя. Главная мысль стихотворения, проникнутого грустью, безысходностью, безвыходностью, — жизнь человеческая так же коротка, как и жизнь цветка. То, что у Пушкина остается недоговоренным, у Жуковского высказано практически напрямую.

Еще одно стихотворение, связанное с «Цветком» Александра Сергеевича, — «Ветка Палестины» Лермонтова. Лирические герои обоих произведений обращаются с чередой риторических вопросов к засохшему растению. Обратите внимание: у Пушкина фигурирует неназванный цветок. Скорей всего, не какой-то экзотический, а вполне себе часто встречающийся в средней полосе России. Лермонтов выбирает пальмовую ветвь Палестины, тем самым соотнося образную систему своего стихотворения с христианской новозаветной мифологией и расширяя пушкинскую проблематику.

Вариант 2

Для позднего творчества Александра Пушкина характерна философская лирика. К этому жанру относится и стихотворение «Цветок», которое поэт написал в ноябре 1828 года, когда гостил у П. А. Осиповой-Вульф в усадьбе Малинники. Основная тема произведения – размышления о быстротечности человеческой жизни. Стихотворение «Цветок» было впервые напечатано в 1829 году в журнале «Галатея».

Лирический герой находит между листов книги засушенный цветок. Это незначительное событие вызывает много вопросов и размышлений. Кто, когда и зачем положил цветок в книгу? Свидетелем каких страстей, каких событий был хрупкий стебелек и лепестки, утратившие былую яркость?

В воображении поэта возникает образ влюбленной пары, чей цветок стал символом их первого или последнего свидания. Какими они были? Стала ли их любовь взаимной? Живы ли эти люди и где они сейчас? Возможно, они где-то рядом с лирическим героем, но не исключено, что их разделяют долгие годы и огромные расстояния.

У поэта возникло также предположение, что цветок мог быть случайно сорван во время прогулки. В этот момент один из влюбленных мечтал о предмете своей любви или бродил, погруженный в тягостные раздумья. Но есть и вполне прозаичный вариант – никакой любовной истории не было, кто-то просто использовал цветок вместо закладки в книге, которую читал. Автор призывает читателя включиться в размышления, продолжить ряд вопросов и самому разгадать тайну находки.

Стихотворение начинается и заканчивается словом «цветок». Такая композиция придает тексту завершенность и подчеркивает важность этого образа. Цветок символизирует жизнь и любовь, а его увядание – разлуку и мимолетность чувств. Пушкин, таким образом, напоминает нам, что нужно ценить время и каждую отпущенную минуту счастья, которая так быстро превращается в прошлое.

Основной художественный прием, который Александр Сергеевич использовал в этом произведении, – антитеза. Противопоставление есть практически в каждом предложении. Что послужило поводом для сохранения цветка: нежное свидание или роковая разлука? Он был сорван знакомой поэту рукой или чужой? Живы ли еще те, которые сорвали цветок, или «уже увяли»?

Пушкин подобрал большое количество эпитетов, традиционных для лирических миниатюр всех времен: «засохший», «забытый», «чужой», «знакомой», «нежного», «роковой», «одинокого», «неведомый». Исключение составляет лишь слово «безуханный», которое сегодня не всем понятно, а во времена поэта еще широко применялось. В современном русском языке сохранился, образованный от этого прилагательного, глагол «благоухать». Таким образом, «безуханный» – не издающий запах. Есть в стихотворении еще два устаревших слова: «сей» и «нынче». Но эти слова современному читателю знакомы лучше.

Короткие вопросы, из которых построено три четверти произведения, а также многочисленные переходы между строками создают напряженный эмоциональный фон. Инверсия, примененная Александром Сергеевичем в первой строфе, подчеркивает важность эпитетов.

В стихотворении встречается много союзов. В шестнадцати строках Пушкин использовал союз «и» семь раз, а союз «или» – три раза. Кроме того, в небольшом тексте пять раз встречается вопросительная частица «ли». Литературоведы подсчитали, что из 74 слов стихотворения «Цветок» около 20 являются союзами и частицами. Но, благодаря мастерству поэта, мы не замечает такого «злоупотребления». Вполне вероятно, что в другом тексте подобная пропорция заставила бы читателя «спотыкаться» на каждой строке.

У Пушкина все слова и звуки участвуют в создании единого образа. Во второй и четвертой строфах преобладают звонкие звуки «л», «м», «н», которые добавляют лирической грусти, нежности. В третьей строфе, где отчетливо звучит мотив разлуки, на первый план выступают более тревожные звуки: «р», «г», «з».

«Цветок» написан четырехстопным ямбом, который так любил Пушкин. Здесь поэт применил перекрестную рифмовку с чередованием женских и мужских рифм. Практически все рифмы – точные.

В «Цветке» особенно ярко проявился талант поэта коротко и емко выражать мысли. В стихотворении нет сравнений и метафор, но все произведение пронизано образами. Человеческая жизнь так же коротка, как и период цветения. Об этом нам напоминает один из классиков мировой поэзии.

Вариант 3

Стихотворение «Цветок» было написано Пушкиным в 1828 г. Он уже был освобожден из ссылки, вернулся в Петербург. Но долгожданное освобождение не принесло поэту большой радости. В этот период в его творчестве появляются мотивы разочарования. Столичное общество было настроено против опального поэта. Пушкин постоянно чувствовал на себе пристальное внимание властей. В произведении «Цветок» отразились печальные размышления поэта о быстротечности человеческой жизни.

Сюжет стихотворения довольно-таки прост. Лирический герой находит в книге давно увядший цветок. Это заставляет его задуматься над судьбой растения, которую круто изменила безжалостная человеческая рука. В первую очередь цветок символизирует жизненный путь самого поэта. Его беззаботную молодость можно сравнить с периодом цветения. Пушкин был преисполнен радужных мечтаний и надежд, перед ним был открыт весь мир. Подобно цветку, он и не подозревал о грозящей ему опасности. Заключение в ссылку было страшным ударом. Поэт понял, что все его идеальные представления о свободе творчества ничего не стоят перед лицом деспотической власти.

Человек, срывающий цветок, не задумывается, что тем самым он лишает его не только жизни, но и возможности благоухать, т. е. приносить радость и счастье в мир. Какое-то время сорванный цветок будет радовать только своего владельца, пока не увянет. Для Пушкина ссылка означала лишение своих корней. Темы для творчества он мог найти везде, но постоянно чувствовал тоску по родине. Николай I, освободив поэта, хотел сделать его творчество своей личной собственностью. Пушкин понимал это и всячески противился положению придворного поэта.

Автор не высказывает прямо своих мыслей, так как понимает, что они могут грозить ему новой опасностью. Его размышления о судьбе цветка становятся неопределенными, без намеков на конкретного человека. «мечта» приводит его к любовной теме. Поэт убежден, что цветок был сорван и подарен в знак памяти. Когда-то простое растение было безмолвным свидетелем человеческих страстей. Возможно, влюбленных уже давно нет в живых или «они увяли, как сей неведомый цветок».

Главная мысль стихотворения заключается в том, что люди слишком поздно понимают ценность своей жизни. Молодые годы проходят впустую. Расцвет жизненных сил быстро сменяется увяданием. Человек не заметит, как окажется в зрелом возрасте, когда уже будет поздно что-либо изменить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

11 + 7 =

Adblock
detector