Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка» – анализ

«Тройка» – одно из самых известных стихотворений Некрасова, который трепетно рассказывает о судьбе русской женщины. Краткий анализ «Тройка» по плану поможет ученикам 10 класса понять позицию автора. Использовать тот разбор на уроке литературы можно для более полного раскрытия темы.

Отрывок стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка»

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от весёлых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу —

Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

Краткий анализ стиха «Тройка» Н. А. Некрасов

Вариант 1

Основная мысль стихотворения «Тройка» — предсказуемо несчастная судьба любой, даже самой красивой и свободолюбивой, крестьянской женщины. Необыкновенный талант автора повествовать о народных судьбах в свойственной ему музыкальной манере, побудил исполнителей создать на основе произведения романс.

В нем описывается вероятная тяжелая судьба девушки, с надеждой глядящей вслед тройки дорогих лошадей.  Образ лошадиной упряжки здесь очень символичен. Это образ упущенных возможностей и несбывшихся надежд. По мнению автора, судьба крестьянки будет настолько тяжела и тягостна, что наложит негативный отпечаток не только на её внешности и здоровье, а даже на ее выражении лица.

Ежедневный физический труд и издевательства близких нарисуют картину отупения на ее, некогда прекрасном, облике, потушат взгляд с озорцой. Некрасов, как всегда, выражает в своем произведении сочувствие к простой русской женщине и заранее скорбит о её судьбе, подчеркивая трагизм неотвратимого большим количеством контрастов. Описывая в первой части невообразимую живость и красоту девушки с применением эпитетов и сравнений, он окунает читателя в омут тяжелой неизбежности во второй.

Вариант 2

Николай Некрасов – человек, который может считаться по всем правилам – певцом женской доли. Ведь именно он в своих произведениях часто описывал весьма нелегкую женскую долю. Именно потому критики дали ему такое прозвание. В его творчествах часто встречаются сюжеты, в которых описывается русская женщина, которая всегда в какой-то степени была и красивой, и умной, и даже хозяйкой не плохой, а просто – отменной, но вместе с тем – с нелегкой судьбой.

Произведение под названием «Тройка» написано поэтом в 1846 году. Крепостное право еще не было отменено, так как до 1861 года оставалось целых пятнадцать лет. Это важно, так как женщины русский были в своих семьях, и не только – как рабыни, ведь им приходилось работать просто как каторжникам. Они не имели никаких прав, и не имели возможности быть даже гордыми. Именно потому Некрасов в этом произведении описывает нелегкую женскую долю.

Тройка промчавшихся коней всегда вызывала просто неподдельный интерес у девушек крестьянок. Ведь в ней мог оказаться тот самый барин молодой, который увезет одну из них с собой. Но Некрасов предрекает большинство судеб девушек – печальными, так как на всех таких принцев не хватит. Он также печально взывает к ним, вопрошая – зачем бежишь туда? Зачем? Ведь у девушек – крестьянок будет муж, какой-нибудь, который будет бить, говоря, что любит.

Вариант 3

Николай Алексеевич Некрасов — певец женской доли. Пронзительной болью отдаются в сердце его стихи о женской судьбе вообще и крестьянки в частности. Душевностью веет от его лирических стихотворений, посвященных русской женщине, сестре, матери. На всю жизнь поэт сохранил это трепетное и теплое чувство к несчастной, молча страдающей, скрывающей свои слезы женщине. Он и Музу свою наделил чертами страдалицы — избитой кнутом крестьянки.

Стихотворение 1846 года “Тройка” — это пророчество и предостережение крепостной девушке, по молодости еще мечтающей о счастье, на минуту забывшей, что она “крещеная собственность” и счастья ей “не положено”.

Стихотворение открывается риторическими вопросами, обращенными к деревенской красавице.

    Что ты жадно глядишь на дорогу

    В стороне от веселых подруг?..

    И зачем ты бежишь торопливо

    За промчавшейся тройкой вослед?..

Любуясь красотой девушки, поэт с горьким сарказмом замечает:

    Поживешь и попразднуешь вволю,

     Будет

    жизнь и полна, и легка...

     Да не то тебе пало на долю:

     За неряху пойдешь мужика.

У любой русской крестьянки судьба давно предрешена свыше, и никакая красота не в силах ее изменить.

Поэт рисует типичную картину ее будущей жизни, до боли знакомой и неизменной. Автору тяжело сознавать, что время проходит, но не изменяется этот странный порядок вещей, настолько привычный, что не обращают на него внимания не только посторонние, но и сами участники событий. Крепостная женщина научилась терпеливо переносить жизнь как небесную кару.

    И в лице твоем, полном движенья,

    Полном жизни, — появится вдруг

    Выраженье тупого терпенья

    И бессмысленный, вечный испуг.

Неожиданно ловишь себя на мысли, что совершенно конкретная тройка воспринимается как красивая авторская метафора, символизирующая быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает осознать смысл своего существования, а тем более что-либо изменить в нем. А потому поэт возвращает нас к конкретной действительности с ее суровыми реалиями:

    Не нагнать тебе бешеной тройки:

    Кони крепки, и сыты, и бойки, —

    И ямщик под хмельком, и к другой

    Мчится вихрем корнет молодой...

Последняя строфа резко контрастирует с остальным стихотворением, потому что Некрасов сменил перекрестную рифму на парную. Так поэт подводит безжалостный итог, выносит приговор еще почти и не жившей молодой крестьянке.

Стихотворение «Тройка» – анализ по плану

Вариант 1

Жанр народной лирики и образ печальной судьбы простой крестьянской девушки не случайны в творчестве Некрасова. Детство его прошло в семье, где мать была унижена, а отец бесчинствовал. Важно отметить, что стихотворение было написано в 1846 году, за пятнадцать лет до отмены крепостного права. Поэт испытывает искреннюю печаль за крестьян, женщины в его стихотворениях — бесконечно страдающие рабыни, пустое место в жизни богатых людей.

Главная тема стихотворения

Главная тема в стихотворении – бесправность крестьянок в обществе, усиленная действующим крепостным правом. В его основе узаконено преступление против людей, дана легкая возможность  перешагнуть через закон. Однако Некрасов пишет не только о рабстве физическом, но и о моральной зависимости женщины от власти мужчины, «мужа-привередника». Моральное рабство заставляет меняться женщину даже внешне, когда в лице от природы красивом появляется

«Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.»

Поэт затрагивает и тему столкновения мечты и реальности. Героиня бежит за тройкой, откуда поймала на себе ласковый взгляд молодого корнета. Этот взгляд заставил сердце забиться в надежде. На что? На то, что жизнь может стать «полна и легка». Автор безжалостно рушит эту надежду в четырех последующих четверостишиях, которые предваряются словами «за неряху пойдешь мужика» и заканчиваются приговором «и схоронят в сырую могилу». Мечта и реальность в жизни крестьянской девушки так же далеки друг от друга, как бравый корнет, промчавшийся в тройке, и мужик неряха, стоящий у дороги.

Стихотворение сюжетно делится на две части.  Первая — описание сердечной тревоги девушки из-за желания изменить судьбу, сделать жизнь более легкой, ее красоты, живости, открытости.

Во второй части автор методично, зло и безжалостно показывает недостижимость мечты девушки, описывая её настоящую судьбу. В конце стихотворения поэт с жалостью, но твердо советует героине не бежать за тройкой, а поскорее заглушить «тоскливую в сердце тревогу», так как её судьба уже предопределена.

Структурный анализ стихотворения

Главное средство художественной выразительности идеи, заложенной в стихотворении, в обращении поэта непосредственно к героине. Автор говорит с ней, как старший брат или отец. Он резок и беспощаден, но за этим видна горечь и страдание за судьбу девушки. Ее красота описывается с использованием эпитетов: волоса ее «черные как ночь», лента вьется игриво, бровь полукруглая, глазок из-под нее смотрит бойко.

С помощью образа тройки поэт показывает мимолетность жизни. Причем эта мимолетность соединена с полным бесправием тех, кто стоит на ее обочине.  Жизнь пролетает мимо, как тройка, оставляя за собой разбитые надежды и мечты. Для придания убедительности поэтическому рассказу автор применяет метафоры: «черная работа», «бешеная тройка», «мчится вихрем».

Композиция стихотворения рамочная, «рассказ в рассказе», потому что состоит из двух составных частей: реальности и размышлений автора. Размер — трехстопный анапест, это придает мелодичность произведению.  Рифма в стихотворении перекрестная, кроме последнего четверостишья — в нем она смежная.

Некрасов хотел дать предельно реалистичную картинку жизни крестьянской девушки. Ему это удалось в полной мере. Стихотворение «Тройка» заставляет читателя страдать за героиню.

Вариант 2

История создания

Это стихотворение Некрасов написал в 1846 году. Он посвятил его приятелю Тургенева и Белинского, Ивану Маслову. Этот человек служил чиновником при коменданте Петропавловской крепости. При этом посвящение присутствует только в первой публикации, в последующих его уже нет.

Для того, чтобы опубликовать стихотворение в “Современнике”, пришлось получать одобрение цензуры. Получено оно было только в конце 1846 года, 30 декабря, из-за чего и пришлось переносить публикацию “Тройки” на следующий год.

Тема

Николая Алексеевича всегда волновала судьба русской женщины – он часто видел, как страдала от самодура-отца его мать. Эта тема неоднократно поднималась в его произведениях – ей же посвящена и “Тройка”.

Рассказывая о молодой девушке, поэт рисует ее прекрасной и волнующей, но ярмо тяжелой жизни уже неотвратимо зависло над ней. Этому прекрасному цветку не останется ничего другого, как увянуть прежде времени от непосильной работы и сойти в могилу.

Композиция

Для того, чтобы продемонстрировать свою мысль, Некрасов использует кольцевую композицию. В первой строфе главный герой спрашивает молоденькую крестьянку, почему она так жадно смотрит на дорогу, а в последних двух предостерегает ее от тех неясных мечтаний, которые мешают ей просто резвиться с подружками – нет у нее другой судьбы, кроме тяжкой крестьянской доли.

Условно произведение можно разделить на две часть: воображаемая счастливая жизнь красивой крестьянки и реальная – несчастная, наполненная только работой, побоями мужа и бесконечным рождением детей.

Сначала поэт создает экспозицию: показывает крестьянскую девушку, стоящую на дороге и ожидающую чего-то. Когда показывается тройка, символизирующая красивую жизнь, героиня пытается догнать ее. И тут автор делает паузу в основном повествовании, чтобы описать красавицу-крестьянку. Созданный им выразительный портрет вполне объясняет следующее за ним предположение, что она поживет вволю, что жизнь ее будет полной и легкой…

Но вторая часть произведения по своей сути является антитезой к первой: в ней показывается та судьба, которая на самом деле ждет свежую прекрасную девушку. И судьба эта незавидна: она пойдет за неряху-мужика, который будет бить ее, а свекровь только добавит. Бесконечные роды и тяжелая работа сделают ее безразличной ко всему: некогда живая молодая девушка прежде времени превратится в отупевшую от побоев и труда старуху. Так и сойдет она в могилу.

И именно поэтому предостерегает ее лирический герой от мечтаний – смысл его слов в том, что не сбудутся ее желания, символизирующая неведомое счастье тройка, давно уехала, да и красивый корнет в ней направлялся к другой девушке. Так что крестьянке остается только смиренно принять свою судьбину.

Жанр

Как и большинство произведений Некрасова, этот стих относится к жанру гражданской лирики. Написан он трехстопным анапестом – это размер использован поэтом для того, чтобы сделать произведение больше походим на песню. Впоследствии оно действительно было положено на музыку и стало известным романсом.

Мужская и женская рифмы, которые чередуются в строфах, создают впечатление цельности.

Средства выразительности

Автор “Тройки” умело использует многочисленные художественные средства, чтобы не только донести до читателя основную мысль, но и создать эмоциональный настрой произведения. В нем есть:

Эпитеты – “веселые подруги”, “проезжий корнет”, “алая лента”, “смуглая щека”, “полукруглая бровь”, “легкий пушок”, “чернобровая дикарка”, “непробудный сон”, “вечный испуг”.

Метафоры – “забило сердечко тревогу”, “лицо вспыхнуло”, “лента вьется игриво”, “чары, зажигающие кровь”, “взгляд разорит на подарки”, “свекровь в три погибели гнуть”, “отцветешь от работы”.

Сравнение – “черные, как ночь”.

Вариант 3

В XIX веке поэты писали о красоте русской природы, восхваляли героизм военных, защищавших родной край, роптали на несправедливость и жестокость власти, черствость, безразличие к общественной жизни дворянства. Но также в стороне не оставалась ниша, посвященная жизни простых крестьян. Крепостное право отменили только в 1861 году, да и то лишь формально. Крестьяне жили на правах рабов, с самого рождения их судьба была предопределена, с самого детства их приучали к тяжкому труду. Особенно тяжело приходилось женщинам. Именно непростой женской судьбе посвящено стихотворение Некрасова «Тройка».

Некрасов – певец женской доли

Николай Алексеевич много своих лирических произведений посвятил женской судьбе. От его стихотворений, главной героиней которых является русская женщина, мать, сестра, веет теплом и сочувствием к их несчастной доле. Особенно жаль Некрасову было молоденьких крестьянок, судьба которых предопределена с рождения. Девушки так и не успевали в полной мере расцвести, как уже вяли и превращались в старух. Жизнь женщины на Руси была недолгой, безрадостной, полной унижений и мучений. Каждая крестьянка мечтала о сказочном принце на белом коне, но Некрасов был реалистом, он прекрасно понимал, что это чья-то собственность и счастья ей не положено.

Фольклор как основа стихотворения

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» показывает, что поэт одним из первых создал обобщенный образ женщины-крестьянки. Произведение вошло в фольклор и стало русской песней, что подчеркивает его прямое отношение к народности. Стих соответствует фольклорным канонам лишь в сюжетно-композиционном плане, где автор противопоставляет жизнь в девичестве и после замужества. К устной народной поэзии можно отнести фразеологическое клише «сырая могила» и такую этнографическую деталь, как «алая лента в волосах».

В сюжетно-композиционном плане фольклорные истоки подчеркиваются при помощи образов «веселых подруг», от которых отдаляется главная героиня, пребывая в мире грез о счастливом будущем. Потом поэт вписывает в свое произведение злую свекровь, нелюбимого, грубого мужа. Тройки, ямщики, дорога – эта тема уже казалась исчерпанной и стереотипной, но все же Некрасов ее выбрал, чтобы показать обновление социальной темы, возможность красиво и доступно описать ту реальность, которая раньше не поддавалась поэтизации.

Переплетение народной лирики и романтики

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» позволяет отнести произведение к песенно-романсовому стилю, хотя романтические мотивы здесь переплетаются с народной лирикой. Романсом можно назвать первую часть стиха, в котором присутствует портретное описание героини, ее встреча с тройкой, а также сердечна тревога, вызванная проезжим корнетом. «Тройка» написана в виде монолога, поэтому все романтические элементы вложены в уста автора.

Вторая часть произведения принадлежит к натуралистической поэтике, поэтому резко контрастирует с первой сюжетной линией. Вначале автор показывает мечты молодой девушки, ее надежды на счастливое будущее. Но Некрасов в любой ситуации остается реалистом, поэтому он опускает читателя с неба на землю, рисуя настоящие перспективы бедной крестьянки. Николай Алексеевич не ставит себе за цель осудить народную жизнь, он просто описывает действительность, с которой приходится мириться независимо от того, нравится она кому-то или нет.

Яркий образ красавицы-крестьянки

В описании образа главной героини поэт придерживался позднеромантической ориентации, выбрав идеальную красавицу восточного типа, на что указывает и анализ стиха «Тройка». Некрасов изобразил девушку с черными бровями, черными же длинными волосами, в которые вплетена алая лента, и смуглым личиком. Он соглашается с тем, что в такую красавицу сложно не влюбиться, она найдет отклик в сердце как у седобородого старца, так и молодого барина. Но, к сожалению, главное — не красота, а происхождение. Родители девушки — крепостные, а значит, и она чья-то собственность.

Безрадостные перспективы дальнейшей жизни

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» показывает, что поэт желал предупредить доверчивых девушек, чтобы они не мечтали о сказочных принцах, а сразу смирились со своей участью. Автор прекрасно понимает, что главной героине предстоит выйти замуж за нелюбимого, неряшливого и небезразличного к выпивке мужа, который не прочь поучить кулаками свою жену уму-разуму. Девушка переедет жить в дом супруга, где ей придется прислуживать всей его родне. Особое опасение вызывает злая и придирчивая свекровь, готовая все соки выжать из невестки, согнуть ее в три погибели, взвалив на хрупкие плечи всю домашнюю работу.

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка» подводит к мысли о том, что, как это ему ни прискорбно, но автор советует смириться бедняжкам со своей судьбой. Очень скоро черноволосая красавица превратится в дряхлую старуху, в глазах которой застынет страх и тупое терпение. Женщины на Руси долго не живут, ведь хлопоты по хозяйству, работа в поле, рождение детей изматывают их, приводят к неизлечимым болезням. Вот так, не познав любви и счастья, крестьянки ложатся в сырую могилу.

Подведение итога

«Тройка» Некрасова – стих-предупреждение всем девушкам, по молодости и неопытности мечтающим о счастливой жизни с любимым мужчиной. Поэт понимает, что героиня спешит за тройкой в надежде понравиться корнету, который забрал бы ее с собой. Автор разбивает все надежды несчастной, говоря, что молодой барин спешит к другой. Дворяне принадлежат к другому миру, в котором нет тяжелой работы, голода, холода, и им нет дела до крестьян, которые хотят хоть немного пожить безбедной и спокойной жизнью.

Что еще хотел сказать стихотворением «Тройка» Некрасов? Тема произведения подталкивает читателя к мысли, что жизнь коротка, и человек не успевает сделать все то, что задумал, как-то реализовать себя. Девушка спешит за тройкой, но у нее нет никаких шансов ее догнать, да и не нужно этого делать. Мечты о богатстве – это единственное увлечение юных особ, делающее их хоть и ненадолго, но счастливыми. Некрасов советует выбросить из головы пустые мечтания, потому что они еще сильнее омрачают и без того сложную жизнь крестьянки.

Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка»

Вариант 1

Русского поэта Николая Некрасова по праву считают певцом женской доли. В его творчестве можно найти множество произведений, посвященных русским женщинам – красавицам, умницам и отменным хозяйкам, которых, увы, не балует судьба.

Одним из таких рифмованных жизнеописаний нелегкой женской доли является стихотворение «Тройка», созданное потом в 1846 году. Следует отметить, что до отмены крепостного права на Руси оставалось еще без малого 15 лет. Поэтому русские женщины в селах находились на положении самых настоящих рабынь. Родившись в многодетной семье, они с самого детства были приучены к тяжелому крестьянскому труду. Однако многие из юных девушек не хотели мириться со своей незавидной участью и мечтали о сказочных принцах. Поэтому господская тройка с кучером и молодым барином вызывала у русских красавиц неподдельный интерес. Ведь в одном из таких экипажей может оказаться тот самый суженый, который влюбится в простую сельскую девушку и увезет ее с собой.

Однако с присущим Некрасову реализмом в стихотворении «Тройка» показана совсем иная картина, гнетущая и безрадостная. Поэт обращается одновременно ко всем молодым крестьянкам, вопрошая: «И зачем ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкой вослед?». Автор знает ответ на этот вопрос, так как в русскую красавицу не трудно влюбиться. Ведь «взгляд один чернобровой дикарки» способен свести с ума и пылкого юношу, и убеленного сединами старика. «Будет жизнь и полна, и легка», — отмечает поэт, но тут же сразу поправляет сам себя, утверждая, что большинству сельских девушек выпадет совсем иная доля. И пределом их мечтаний, в конце концов, окажется «неряха мужик», который не прочь выпить и всегда рад поучить свою жену уму-разуму при помощи кулаков. Так как после свадьбы на Руси молодожены обычно селились в доме супруга, то Некрасов предрекает девушкам весьма незавидную долю. Отныне им придется тащить на своих хрупких плечах огромное домашнее хозяйство, и при этом терпеть издевательства со стороны новых родственников, особенно свекрови, которая будет «в три погибели гнуть» невестку. Непростой крестьянский быт, который построен на ежедневном уходе за домашними животными, уборкой, приготовлением пищи, присмотром за детьми и работой в поле, со временем превратит вчерашнюю красавицу в безобразную старуху, на лице которое застыло «выраженье тупого терпенья и бессмысленный, вечны испуг». Век женщины на Руси короток, и вскоре ее ждет сырая могила, которой она отдаст свою «бесполезно угасшую силу и ничем не согретую грудь».

Предвидя подобное развитие событий, Некрасов просит сельских девушек смириться со своей незавидной участью и не мечтать о том, чему сбыться не суждено. «Не гляди ж ты с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши», — увещевает автор сельских красавиц, заранее зная, что впереди их ждет лишь разочарование. Хотя бы потому, что нагнать белую тройку девушкам не удастся как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь ее пассажиры – люди из другого мира, которым нет никакого дела до сельских красавиц, мечтающих о сытой, спокойной и счастливой жизни. Поэтому «к другой мчится вихрем корнет молодой», для которого повстречавшаяся на пути крестьянка является неотъемлемой частью русского пейзажа, унылого, обыденного и не вызывающего абсолютно никакого интереса.

Что же до мечтаний юных девушек, то это – единственное светлое пятнышко в их беспросветной крестьянской жизни. Однако поэт считает, что о нем нужно забыть, как можно скорее, чтобы избавиться от «тоскливой в сердце тревоги», способной омрачить сельской красавице и без того нелегкую жизнь.

Вариант 2

Большое место в творчестве Некрасова занимает описание судеб крестьянских женщин. Их положение было еще хуже мужского, так как вдобавок к общему давлению крепостного права они находились практически в рабстве у своих мужей. Крестьянская община являлась исторически сложившейся особой формой деревенского общества. Ее члены были связаны круговой порукой, все отношения в ней строго регламентировались. Жена считалась собственностью мужа и не имела никаких прав. Избиение жены рассматривалось в качестве необходимого и даже полезного действия. Это нашло отражение в известной русской поговорке: «Бьет, значит любит». В стихотворении «Тройка» (1846 г.) Некрасов обращает внимание читателей на эту проблему.

Центральный образ стихотворения – русская тройка, проносящаяся по деревне. Она привлекает внимание простой деревенской девушки, в сердце которой просыпаются надежды на настоящую любовь и изменение своего положения. Беспросветная жизнь становилась источником фантазий для русского крестьянства. Очень распространено было явление странничества в поисках лучшей доли.

Молодые крестьянки надеялись вырваться из деревни через брак с красавцем-дворянином. Автор изображает состояние такой девушки. Однообразная сельская жизнь озаряется появлением тройки, в которой находится «проезжий корнет». Это порождает в сердце крестьянки неясную тревогу. Она осознает свою красоту и надеется, что это даст ей шанс убежать из рабства.

Автор грубо перечеркивает радужные надежды и мечты девушки, изображая реальное развитие событий. Господам нет никакого дела до деревенских красавиц. Низкое социальное положение – непреодолимая преграда, перешагнуть которую практически невозможно. Девушку ждет заранее предсказуемая судьба: ранний брак, побои мужа, невыносимо тяжелая физическая работа, забота о пропитании многочисленных детей. Все это быстро изгладит следы былой красоты, подорвет здоровье девушки. Надежды на лучшее забудутся, жизнь превратится в автоматическое бессмысленное существование в ожидании ранней смерти.

Показав разницу между мечтой и действительностью, Некрасов делает печальный вывод. Он советует молодой крестьянке отбросить всяческие надежды и покориться неизбежности. Напрасные волнения и тревоги ни к чему не приведут. Чрезмерная мечтательность сделает жизнь еще тяжелее. Лучше смириться и приготовиться к тому, что ждет впереди.

Вариант 3

Стихотворение «Тройка» Некрасов написал в середине 1840-х годов, будучи уже известным журналистом, однако в поэзии он только начинал обретать свою самобытную поэтическую манеру. В эти годы ясно определились две характерные черты его поэзии: гражданская лирика, тяготеющая к простым стихотворным формам, разговорной речи, ориентированная на содержание, рассказ, сатиру, полемику; и поэзия о судьбе человека, в которой поэт с большой тревогой и сочувствием пишет о женской доле, о детях. В последнем случае Некрасов нередко выступает как поэт-песенник. Так, и стихотворение «Тройка» было написано словно готовый городской романс, его песенная основа подчёркивается стихотворным размером.

«Тройка» представляет собой грустный лирический монолог, в котором рассказывается о судьбе бедной девушки, заглядевшейся на чужую «соблазнительную» жизнь. Каждый катрен (четверостишие) стихотворения звучит как куплет протяжной песни, переливающейся в следующий. Интересна музыкальная история стихотворения. «Тройка» давно стала народной песней, то есть музыка написана неизвестным автором. К этому стихотворению чаще других обращались композиторы (двенадцать раз), среди которых М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, А.П. Бородин, С.В. Рахманинов, Д.Д. Шостакович.

Важно понимать, что сами по себе ритм и стихотворные размеры не обеспечивают мелодическую и поэтическую выразительность стихотворения. Большую роль играет его словесно-образная структура. Например, в этом стихотворении образ мчащейся тройки обрамляет рассказ о печальной судьбе девушки. Такое сочетание задаёт песенную тональность всему тексту, при этом первое упоминание тройки звучит как тревога, предупреждение, последнее — как поэтический итог рассказанной истории. Трагичность будущей судьбы девушки представлена через противопоставление иллюзии и грубой реальности, противопоставление образа корнета, заглядевшегося на неё, «подбоченясь красиво», и «мужа-привередника», «неряхи мужика», бьющего жену. Жестокость жизни показана через драматическое изменение лица девушки, глаз, взгляда. Сравним, как изменяется героиня:

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

<...>

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

Песенный строй стихотворения создают и сходные глагольные формы, например, «разорит, кинет», «поживёшь, попразднуешь, пойдёшь, перетянешь...», и союз «и», организующий повествование. Гармонию стиха также обеспечивает звукопись. Рассмотрим подробнее первую строфу, в ней каждая строка благодаря своему звучанию выражает определённое настроение, и, сливаясь, они передают девичьи чувства, эмоциональную сторону рассказанной истории. Опорным словом первой строки является определение «жадно», передающее желание, нетерпение. Вторая строка («В стороне от весёлых подруг...») сочетанием «в стороне от» словно отделяет лирическую героиню от предназначенной ей судьбы. В третьей — звукопись «знать, забило сердечко» выражает внутреннее «жжение». На четвёртую приходится эмоциональный всплеск: «всё лицо... вспыхнуло вдруг». Таким образом, лирическая тема в стихотворении развивается в гармоническом сочетании ритма, слова и звука.

Обращают на себя внимание и нежные интонации авторской поэтической речи, условного обращения к девушке. В нём звучат личное предупреждение и забота, в которых можно увидеть два уровня проблемы: социальный и жизненно-философский. Судьба девушки показана на фоне уничтожающих личность отвратительных условий существования — нищеты, невежества, грубости и грязи. Не менее важен другой смысл последнего стиха: «и к другой мчится вихрем корнет молодой...» — автор показывает пагубность стремления к чужой жизни.

Полный текст стихотворения «Тройка»

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от весёлых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу —

Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьётся алая лента игриво

В волосах твоих, чёрных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается лёгкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,

Полный чар, зажигающих кровь,

Старика разорит на подарки,

В сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна и легка...

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и трудной

Отцветёшь, не успевши расцвесть,

Погрузишься ты в сон непробудный,

Будешь няньчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья,

Полном жизни — появится вдруг

Выраженье тупого терпенья

И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,

Бесполезно угасшую силу

И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:

Кони крепки и сыты и бойки, —

И ямщик под хмельком, и к другой

Мчится вихрем корнет молодой...

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный блог
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

5 × три =

Adblock
detector