Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…», написанное С. А. Есениным в 1925 году, стало еще одним криком души поэта, сильно и верно любящего свою родину.
Предлагаем вам сочинения и анализ «Спит ковыль. Равнина дорогая» по плану. Его можно использовать на уроке литературы в 11 классе при изучении данного произведения.
Текст стихотворения «Спит ковыль»
Сергей Есенин
Спит ковыль. Равнина дорогая
Спит ковыль. Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси –
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой,
Все любя, спокойно умереть!
1925 г.
Краткий анализ произведения Есенина
Основной темой в творчестве С.А. Есенина является тема Родины, России. Именно она вызывала в сознании поэта поток чувств и эмоций, и в зависимости от периода творчества Есенина менялось его настроение от общения с родной страной.
- История создания – стихотворение было написано Сергеем Есениным в 1925 году, в период, когда поэт впервые оглянулся назад, чтобы подвести итог прошедшим годам, поразмыслить о судьбе страны, оглянуться на ее историю.
- Тема – любовь к Родине, историческое прошлое и настоящее России – все это волнует С. Есенина, заставляя искать ответы на вопросы, оценивать себя, осознавать свою роль в происходящих событиях.
- Композиция – кольцевая, автор начинает и заканчивает произведение одной и той же мыслью – он всегда будет любить свою родину, независимо от того, какое будущее ее ждёт.
- Стихотворный размер – написан хореем (двусложный размер с ударением на первый слог), используется точная и неточная, мужская и женская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.
- Жанр – это лирическое стихотворение, так как в каждом стихе – самые сокровенные мысли, чувства, переживания лирического героя.
- Метафоры – “свинцовой свежести полынь”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, “новью той теснимый”.
- Эпитеты – “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.
- Олицетворения – “Спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.
- Антитеза – “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”.
Стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…” вызывает у читателя ощущение печали, грусти, как будто проникаешься, с одной стороны, теплым чувством поэта к своей Родине, а с другой — жалеешь вместе с ним об утраченном и несбывшемся.
Анализ стиха «Спит ковыль» по плану
Стихотворение написано в 1925 году, в последний год жизни поэта, когда период активного неприятия действительности уже прошел и началось философское осмысление происходящего.
- Тема стихотворения: Родина;
- Основная мысль: лирическому герою (автору), судя по некоторым строкам стихотворения, несладко живётся на Родине, но она по-прежнему остаётся важной частью его жизни, он её не перестаёт любить.;
- Лирический герой — мужчина (сам автор, Сергей Есенин), который несмотря на все трудности, продолжает любить Родину.;
- Звуки в стихотворении: плачут вербы, шепчут тополя, окрик журавлиный;
- Цвета в стихотворении: золотой (золотой бревенчатой избы), свет луны как одна из вариаций серебряного;
- Средства выразительности:
- олицетворение (спит ковыль), олицетворение (родина не вольёт), олицетворения (плачут вербы, шепчут тополя), олицетворение (жизнь коснулась), эпитет (чужая юность), олицетворение (юность брызжет),
- эпитет (равнина дорогая), эпитеты (свет таинственный и длинный), эпитет (окрик журавлиный), эпитет (отчие поля), эпитет (бревенчатой избы), эпитет (на родине любимой),
- метафора (свинцовой свежести), метафора (новым светом), метафора (золотой избы), метафора (брызжет новью),
- инверсия (не вольёт мне в грудь мою теплынь), инверсия (и моей коснулась жизнь судьбы),
- гипербола, её смысл (знать, у всех у нас такая участь),
- градация нисходящая (радуясь, свирепствуя и мучась),
- антитеза (радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живётся на Руси), антитеза (всё любя, спокойно умереть),
- сравнение (как сильного врага),
- метонимия (на мои поляны и луга),
- риторическое восклицание (дайте мне на родине любимой, всё любя, спокойно умереть);
- Размер — хорей четырёхстопный, рифма — перекрёстная;
- Жанр – стихотворение.
Мои впечатления
Сергеем Есениным очень красочно описана природа родного края, что, безусловно, помогает представить всю её красоту в голове. Но возникает лёгкая грусть, сочувствие лирическому герою, что он испытывает мучения, находясь на родине.
Подробный анализ стихотворения
История написания
В период написания и опубликования стихотворения “Спит ковыль. Равнина дорогая” Есенин начал переосмысливать прошлую жизнь. Он размышляет о своей жизни, о судьбе страны, о прошлом и настоящем.
Строительство нового государства, глобальные изменения в истории России не могут не находить отражение в сердце Есенина, горячо любящего свою страну и привязанного к ней.
Тема
Основная тема произведения – это большая неизменная привязанность и любовь Есенина к своей стране. Идея единения его с родиной, как и во многих других стихах, здесь стоит на первом месте.
В стихотворении в скрытом виде присутствует заметка об изменениях, которые активно происходят в стране: “И теперь, когда вот новым светом и моей коснулась жизнь судьбы…”. Но лирический герой и сам Есенин слиты воедино – и тот, и другой не готовы менять своего отношения к родной земле из-за происходящих на ней событий, исторических изменений.
Композиция
Композицию стихотворения можно назвать кольцевой, так как поэт в начале и в конце говорит об одном и том же: “Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь” и “Дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть!
Есенин любит свою страну, несмотря ни на что.
Поэт последователен в своем описании родной природы. Сначала он говорит о природе и о том, что никакие другие места не могут заменить для него России. Далее он указывает, что в стране многим живется тяжело.
Перед нами возникают различные образы: это и луна, и спящие деревья, и избы. Все это представляется как живое, родное, пусть и неброское: растения тихо спят, шепчутся или плачут, льется таинственный свет.
Стихотворение состоит из шести строф, написанных хореем. Используются одновременно несколько видов рифмы: точная (дорогая – другая, полынь – теплынь), неточная (участь – мучась, теснимый – любимой), мужская (тополя – поля, судьбы – избы) и женская (светом – поэтом, длинный – журавлиный). Способ рифмовки – перекрестный АВАВ.
Жанр
По жанровой принадлежности произведение является лирическим стихотворением, которое можно отнести и к философской лирике, так как оно поднимает важные проблемы – перемены в жизни людей и общества; и к гражданской: размышляет о роли поэта, позиции гражданина, о патриотизме; и конечно, к пейзажной лирике, поскольку много здесь и описания родной природы.
Средства выразительности
Средства выразительности, выбранные Сергеем Есениным для стихотворения, удивительно разнообразны.
Среди них особого внимания заслуживают олицетворения: “спит ковыль”, “плачут вербы”, “шепчут тополя”.
Природа для поэта – живая, одушевленная. Это еще раз подчеркивает его любовь к родной земле.
Также он использует метафоры: “свинцовой свежести ковыль”, “не вольет мне в грудь мою теплынь”, “чужая юность брызжет новью”, эпитеты: “Свет луны, таинственный и длинный”, “золотой бревенчатой избы”.
Интересно поэт включил в текст прием антитезы, уместив в одной строфе противоположные понятия: “Радуясь, свирепствуя и мучась, хорошо живется на Руси”.
Это говорит об осознании существующих проблем, сопереживании людям, но при этом твердой позиции, невозможности оставить Родину. Поэт готов умереть, но не покинуть ее: “Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!”.
Значение стихотворения в поэзии
На мой взгляд, стихотворение “Спит ковыль. Равнина дорогая…” можно отнести к лучшим произведениям Есенина. Оно привлекло меня своей искренней большой любовью к окружающему миру, к родной природе.
Сочинение о стихотворении Спит ковыль
Сергей Александрович Есенин — личность весьма неординарная и хорошо известная во всем мире не только в поэтических кругах, но и среди читателей самого разного возраста и склада ума.
Любовь к Родине вдохнула «душу живую» в стихи Сергея Есенина, от проникновенных стихов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер, шуме зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы». Каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине.
Стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…» датировано июлем 1925 года, впервые было опубликовано в газете «Бакинский рабочий». В нем находит свое завершение спор Есенина с самим собой, с трагическим восприятием противоречий между городом и деревней, между «стальной» и патриархальной Русью.
Философские размышления лирического героя, уложенные в шесть строф, помогают понять, что Родину надо любить не за что-то, а вопреки всему.
Ковыльные степи — богатство, достоинство средней полосы России. Волны колышущихся на ветру колосьев создают впечатление безбрежного моря, бесконечности. Такая она, страна лирического героя.
Сейчас ковыль «спит», спокойствие и безмятежность опустились на землю, лишь насыщенный, терпкий аромат луговых трав щекочет ноздри. Коротким нераспространенным предложением сказано так много! Эпитет «дорогая» при помощи инверсии поставлен в сильную позицию, что акцентирует внимание на теплом, душевном отношения лирического героя к родным просторам.
Первая строка исполнена умиротворением, окутана сонной дымкой. Но вот появляется яркая, полная противоречия метафора «свинцовой свежести полынь». Свежесть – это прохлада и чистота, но она отдает горьким полынным запахом и зловещим, гнетущим синевато-серым оттенком свинца. Все это вмещает сердце русского человека.
Родина для него – это именно этот бескрайний ковыль, именно она «вольет в грудь» лирического героя «теплынь». Это звучное, яркое слово обычно используют, говоря о погоде, значит, сердце представляется целым миром, полным бушующих страстей.
Вторая строфа – философское рассуждение, поиск истины — перекликается с некрасовским вечным вопросом: «Хорошо живется на Руси?». Вводные слова «знать», «пожалуй» отражают внутренний диалог лирического героя, терзаемого противоречиями. Введенный в строфу ряд однородных деепричастий характеризует существование «на Руси».
«Всякий» живет здесь «радуясь, свирепствуя и мучась». Лирический герой радуется окружающим его пейзажам, но его истерзанная душа мучается от чувства одиночества, неприкаянности и ощущения своей ненужности. Ассонанс на «у» придает этим строкам еще большую печаль, возникает ассоциация с протяжным и тоскливым завыванием ветра.
Далее опять перед нами открывается картина природы. Ночное поле залито лунным светом. Очень неожиданный эпитет «длинный», примененный для характеристики света луны, помогает создать загадочный, завораживающий пейзаж.
Ясное, звездное небо, полная яркая луна, льющая неиссякаемые потоки серебра – все это прекрасно, но что-то тревожит в этой строке. И вот тревога становится явственней: олицетворения «плачут вербы», «шепчут тополя» передают смятение и взволнованность, расплесканные в пространстве.
Любовь к родине – это так естественно, с ней рождаются на свет, и утратить её невозможно, какие бы глубокие разочарования не встретились на жизненном пути. Поэтому так беспрекословно звучит мысль: «Но никто… не разлюбит отчие поля».
Этим стихотворением поэт отрекается от своей принадлежности к «каменному и стальному» и утверждает возвращение к истокам. «Новый свет»- свет Октября и последовавших за ним перемен потух, и живая, старая русская деревня вновь мила его сердцу.
Лирический герой желает остаться в старом мире, воспринимает все перемены как враждебные. Эти страдания просыпаются «по ночам». «Чужая юность» — перемены, новый социалистический уклад. Однако, он не осуждается, ведь слово «новь» несет положительное значение, глагол «брызжет» обозначает энергичное рассеивание. Звонкий «ж» дополняет это впечатление.
Но все это чуждо лирическому герою, ему принадлежат лишь «поляны» и «луга», недаром появляется притяжательное местоимение «мои». Природа герою представляется продолжением себя самого, поэтому все происходящее воспринимается им как вторжение в личное пространство.
Та же мысль звучит в последней строфе: «новью той теснимый». Но песня влюбленного в исконную Россию продолжает литься, она идет от самого сердца, «прочувственно» провозглашая любовь к родине.
В последних сточках корень люб — звучит дважды. Но последнее слово «умереть» вновь наполняет душу неприятным холодком. Что это: предчувствие поэтом своего близкого конца, пророчество, или просто признание в любви, которая сильнее смерти?..
Так или иначе, всем своим стихотворением Есенин воспевает Русь, показывая своё духовное единение с ней. Пятистопный хорей придает стихотворению напевность, музыкальность, а чередование женских и мужских перекрестных рифм – цельность, неторопливость, выразительность.
«Моя лирика жива одной большой любовью,- говорил Есенин,- любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве». В стихах Есенина не только «светит Русь», но и выражается вера в человека, в его будущие великие дела, великое будущее великого народа.
Читайте также: Краткое содержание поэмы «Пугачёв» С. Есенина.
Таким образом, в стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” С.А. Есенин подводит итоги своей жизни и своего отношения к Родине. Ему оказалось не по дороге с новой властью, а главное — с новой страной. Есенин чувствовал себя “попутчиком”, то есть осознавал, что жизнь со всеми ее переменами просто проносится мимо, а он никак не может за ней угнаться.