Анализ поэмы «Рыцарь на час» Некрасова

Произведение Николая Алексеевича Некрасова «Рыцарь на час» раскрывает душевные переживания автора. Во многом это стихотворение-покаяние поэта, разочаровавшегося в собственных идеалах.

Анализ Рыцарь на час Некрасова

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Рыцарь на час» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Отрывок поэмы «Рыцарь на час»

Николай Алексеевич Некрасов

Рыцарь на час

Если пасмурен день, если ночь не светла,

Если ветер осенний бушует,

Над душой воцаряется мгла,

Ум, бездействуя, вяло тоскует.

 

Только сном и возможно помочь,

Но, к несчастью, не всякому спится…

Слава богу! морозная ночь –

Я сегодня не буду томиться.

 

По широкому полю иду,

Раздаются шаги мои звонко,

Разбудил я гусей на пруду,

Я со стога спугнул ястребенка.

 

Как он вздрогнул! как крылья развил!

Как взмахнул ими сильно и плавно!

Долго, долго за ним я следил,

Я невольно сказал ему: славно!

 

Чу! стучит проезжающий воз,

Деготьком потянуло с дороги…

Обоняние тонко в мороз,

Мысли свежи, выносливы ноги.

 

Отдаешься невольно во власть

Окружающей бодрой природы;

Сила юности, мужество, страсть

И великое чувство свободы

 

Наполняют ожившую грудь;

Жаждой тела душа закипает,

Вспоминается пройденный путь,

Совесть песню свою запевает…

1862 г.

Краткий анализ произведения

В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова.

  • История создания – Стихотворение написано в 1862 году. На его создание автора подтолкнуло разочарование в прежних идеалах и жизненных позициях.
  • Тема стихотворения – Исповедь лирического героя, его раскаяние в собственной бездеятельности.
  • Композиция – Композиция стихотворения простая, состоит из трёх частей. В первой части лирический герой любуется ночным пейзажем, во второй – предаётся горестным воспоминаниям об умершей матери, в третьей – признаётся в собственном бессилии, в неготовности к настоящему делу.
  • Жанр – Элегия
  • Стихотворный размер – Трёхстопный анапест.
  • Метафоры – «ожившая грудь», «волны белого лунного света»
  • Эпитеты – «пасмурный день», «клён весёлый», «даль глубоко прозрачна, чиста».
  • Олицетворения – «совесть песню свою запевает», «ум бездействует», «мгла воцаряется».

«Рыцарь на час» — покаянное стихотворение поэта-реалиста Некрасова, близкое по жанру к элегии. В нём есть элементы пейзажа, портрета, плача, эпический сюжет. Стихотворение  должно было стать частью поэмы, которая так и не была написана.

Анализ стихотворения «Рыцарь на час»

Стихотворная поэма А. Н. Некрасова «Рыцарь на час» состоит из двух логических частей, каждая из которых объединена общей темой.

Первая часть даёт нам описание природы и чувств лирического героя, таких как глубокое раскаяние:

«Совесть песню свою запевает…»

Перед нами предстают картины живой природы:

«По широкому полю иду…

… Разбудил я гусей на пруду…»

Они переплетаются с описанием чувств и ощущений лирического героя:

«Сила юности, мужество, страсть

И великое чувство свободы

Наполняет ожившую грудь;»

Подобное продолжается до наступление второй части, ознаменованного мыслями героя о его покойной матери.

Перед ней он хочет раскаяться и излить ей душу:

«Я кручину мою многолетнюю

На родимую грудь изолью, 

 тебе мою песню последнюю, 

Мою горькую песню спою».

На две части стихотворение можно разделить, основываясь на идеях, которые они несут. В первой части лирический герой испытывает различные приятные чувства, такие как чувство свободы. Морозная зимняя ночь придаёт ему физических и духовных сил, он восхищается всем, что видит вокруг.

Во второй части хорошее настроение персонажа начинает ухудшаться, он всё больше чувствует раскаяние и собственную ничтожность, что в конце выливается в такие строки:

«Вы ещё не в могиле, вы живы, 

Но для дела вы мёртвы давно.

Суждены вам благие порывы, 

Но свершить ничего не дано…».

Лирический герой хотел измениться, стать лучше, но так ничего не сделал. Этим и строками, приведёнными в предыдущем абзаце, объясняется смысл названия стихотворения «рыцарь на час».

Подробный анализ стихотворения

История создания

Судьба не слишком баловала Николая Алексеевича. Его отец был жестоким, деспотичным мужчиной, который тиранил не только прислугу, но и своих домашних. Особенно сильно доставалось матери поэта, Елене Андреевне, которая всю свою любовь и нежность отдавала детям.

Не в силах терпеть домашнее насилие, молодой Некрасов рано покинул отчий дом, за что был лишён отцовского наследства.

Оставшись без средств к существованию, Николай Алексеевич был вынужден вести нищенский образ жизни. Однако тяжелые испытания не сломили молодого человека: напротив, благодаря им у него выкристаллизовалась собственная гражданская позиция. Впрочем, со временем поэт стал разочаровываться в своих идеях, понимая, что они не находят поддержки в обществе.

В своём произведении «Рыцарь на час», написанном в 1862 году, Некрасов пытается проанализировать, почему он предал идеалы, в которые свято верил в юности. Первоначально стихотворение имело другое название – «Бессонница».

По замыслу поэта, «Рыцарь на час» должен был стать частью автобиографической поэмы, однако этого не произошло, и произведение получило статус отдельного стихотворения. Оно было напечатано в 1863 году в журнале «Современник».

Тема

Центральная тема произведения – задушевное покаяние лирического героя в собственной бездеятельности. Пройдя тернистый жизненный путь, в зрелые годы он полностью переоценивает свои ценности и идеалы, в которые раньше так свято верил.

Лирическое описание природы, наслаждение ночным пейзажем позволяет герою раскрыться, выразить собственные переживания, мысли, вызванные чувством глубокого раскаяния. Он честен перед самим собой, своей совестью, но в словах героя звучит неудовлетворённость самим собой.

Лирический герой сравнивает себя с рыцарем на один час, который готов к решительным действиям исключительно на словах, а на деле оказывается жалким и слабовольным трусом.

В своём произведении автор акцентирует внимание читателей на основной мысли – не достаточно просто принять жизненную философию, нужно упорно добиваться поставленной цели, невзирая на все преграды и сложности.

Композиция

Композиция произведения простая, делит стихотворение на три большие части.

  1. Первая часть – вступление, которое включает в себя размышления лирического героя. Он восторгается красотой осеннего пейзажа, описывает очарование лунной ночи. Романтический пейзаж как нельзя лучше подчёркивает настроение героя: при свете луны он чувствует себя счастливым, сильным, вдохновлённым.
  2. Вторая часть стихотворения, напротив, полна грусти и печали. Лирический герой предаётся воспоминаниям об умершей матери, которая была для него самым близким и любимым человеком. По сути, это исповедь лирического героя, который искренне просит у матери прощения и поддержки.
  3. В заключительной части лирический герой возвращается в реальность. Он признаётся в том, что уже не способен на свершение подвигов и обращается к теме слабого и безвольного молодого поколения.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест, за исключением первой четырёхстопной строчки. В стихотворении наблюдается чередование мужской и женской рифм, автор использует в стихотворении все способы рифмовки, преобладает перекрёстная и кольцевая.

Жанр

Произведение «Рыцарь на час» написано в жанре элегии – грустные размышления на нравственно-философские темы.

Средства выразительности

Всю палитру своих душевных переживаний автор передаёт при помощи разнообразных художественных средств, среди которых метафоры («ожившая грудь», «волны белого лунного света»), эпитетов («пасмурный день», «клён весёлый», «даль глубоко прозрачна, чиста»), олицетворений («совесть песню свою запевает», «ум бездействует», «мгла воцаряется»).

Сочинение о поэме Рыцарь на час

Николай Некрасов появился на свет в семье отставного офицера, который отличался особой жестокостью и тиранил домочадцев. Поэтому будущий поэт еще подростком покинул отчий дом и долгие годы вынужден был влачить полунищенское существование, часто не имея денег на еду и ночлег.

Суровые испытания настолько закалили Некрасова, что он неоднократно признавался: именно пройденная школа жизни дала ему силы стать поэтом с четкой и непоколебимой гражданской позицией, который в своих произведениях отстаивал интересы низших сословий.

Однако с годами Некрасов расстался со своими юношескими идеалами и понял, что даже самый талантливый поэт уже не в состоянии повлиять на развитие общества. Автор осознал, что его идеи изменить мир является если и не утопическими, то весьма далекими от реализации.

Переосмысливая собственную жизнь, в 1862 году поэт написал стихотворение «Рыцарь на час», в котором попытался понять, почему же с возрастом он разочаровался в том, во что верил долгие годы.

Это произведение начинается с описания ночной прогулки по заснеженному полю, поэтому поначалу создается обманчивое впечатление, что стихотворение «Рыцарь на час» является редким образцом пейзажной лирики этого удивительного поэта.

Однако по мере повествования в описание «окружающей бодрой природы» вплетаются мысли и чувства автора, который испытывает глубокое раскаяние, отмечая, что «совесть песню свою запевает».

В эту морозную ночь мысли поэта возвращают его в родное имение, где на кладбище возле полуразвалившейся убогой церквушки находится могила его матери.

Только сейчас Некрасов начинает осознавать, что именно эта хрупкая и постоянно унижаемая мужем женщина научила своих детей превыше всего в жизни ценить собственную свободу и независимость, верить в справедливость и выбирать благородные жизненные цели.

Однако по прошествии многих лет поэт изменил своим идеалам и, по его утверждению, погрузился «тину нечистую мелких помыслов, мелких страстей».

Подчиняясь непонятному душевному порыву, Некрасов просит Всевышнего даровать ему встречу с матерью, чтобы покаяться перед ней в своих грехах и попросить совета о том, как исправить собственную жизнь, наполнить ее тем самым благородным смыслом, которого автор лишился в круговерти ежедневной суеты, никчемных дел и пагубных увлечений.

Некрасов отмечает, что он настолько привык к размеренности и спокойному существованию, что разучился ходить по тернистой дороге, рисковать собственной жизнью ради других и отстаивать свои взгляды, даже если со стороны это может показаться кому-то безрассудством.

Однако больше всего на свете Некрасов сожалеет о том, что не сумел сохранить в своем сердце любовь к единственной женщине, которая была его подлинной музой. И сейчас, в это морозную звездную ночь, автор убеждает сам себя, что именно ради любви он готов отдать свою жизнь, доказав тем самым, что она была прожита не напрасно.

Это стихотворение Некрасов, состоящее из нескольких разрозненных частей, создавал на протяжении двух лет. Поэтому у него было достаточно много времени на то, чтобы дать оценку собственным чувствам, стремлениям и желаниям.

И неудивительно, что эпилог произведения наполнен сарказмом и некоторым презрением к самому себе. Поэт приходит к печальному выводу, что душевное очищение, которое он испытал зимней ночью, лишило его последних физических сил.

А предательский внутренний голос, не лишенный сарказма и злорадства, нашептывает о том, что «суждены вам благие порывы, но свершить ничего не дано».

Таким образом, автор считает себя рыцарем на час, который лишь в мыслях и на словах готов к подвигам, а на деле предпочитает нежиться в теплой постели, рассуждая о своих ночных приключениях в патриотическом ключе.

Читайте также: Анализ стихотворения «На Волге» Н. А. Некрасова.

Таким образом, Некрасов несправедливо полагал, что своей жизнью не принес никакой пользы. Он критически относился к своему поколению и собственной деятельности. В произведении поэт утверждает, что время для настоящей борьбы еще не пришло.

Итоговая таблица рейтинга
Краткий анализ произведения
104
Подробный анализ стихотворения
39
Анализ стихотворения «Рыцарь на час»
0
Сочинение о поэме Рыцарь на час
0

Текст поэмы «Рыцарь на час»

Если пасмурен день, если ночь не светла,

Если ветер осенний бушует,

Над душой воцаряется мгла,

Ум, бездействуя, вяло тоскует.

 

Только сном и возможно помочь,

Но, к несчастью, не всякому спится…

Слава богу! морозная ночь –

Я сегодня не буду томиться.

 

По широкому полю иду,

Раздаются шаги мои звонко,

Разбудил я гусей на пруду,

Я со стога спугнул ястребенка.

 

Как он вздрогнул! как крылья развил!

Как взмахнул ими сильно и плавно!

Долго, долго за ним я следил,

Я невольно сказал ему: славно!

 

Чу! стучит проезжающий воз,

Деготьком потянуло с дороги…

Обоняние тонко в мороз,

Мысли свежи, выносливы ноги.

 

Отдаешься невольно во власть

Окружающей бодрой природы;

Сила юности, мужество, страсть

И великое чувство свободы

 

Наполняют ожившую грудь;

Жаждой тела душа закипает,

Вспоминается пройденный путь,

Совесть песню свою запевает…

 

Я советую гнать ее прочь –

Будет время еще сосчитаться!

В эту тихую, лунную ночь

Созерцанию должно предаться.

 

Даль глубоко прозрачна, чиста,

Месяц полный плывет над дубровой,

И господствуют в небе цвета

Голубой, беловатый, лиловый.

 

Воды ярко блестят средь полей,

А земля прихотливо одета

В волны белого лунного света

И узорчатых, странных теней.

 

От больших очертаний картины

До тончайших сетей паутины

Что как иней к земле прилегли,-

Всё отчетливо видно: далече

 

Протянулися полосы гречи,

Красной лентой по скату прошли;

Замыкающий сонные нивы,

Лес сквозит, весь усыпан листвой;

 

Чудны красок его переливы

Под играющей, ясной луной;

Дуб ли пасмурный, клен ли веселый –

В нем легко отличишь издали;

 

Грудью к северу; ворон тяжелый –

Видишь – дремлет на старой ели!

Всё, чем может порадовать сына

Поздней осенью родина-мать:

 

Зеленеющей озими гладь,

Подо льном – золотая долина,

Посреди освещенных лугов

Величавое войско стогов –

 

Всё доступно довольному взору…

Не сожмется мучительно грудь,

Если б даже пришлось в эту пору

На родную деревню взглянуть:

 

Не видна ее бедность нагая!

Запаслася скирдами, родная,

Окружилася ими она

И стоит, словно полная чаша.

 

Пожелай ей покойного сна –

Утомилась, кормилица наша!..

Спи, кто может,- я спать не могу,

Я стою потихоньку, без шуму

На покрытом стогами лугу

И невольную думаю думу.

Не умел я с тобой совладать,

Не осилил я думы жестокой…

 

В эту ночь я хотел бы рыдать

На могиле далекой,

Где лежит моя бедная мать…

В стороне от больших городов,

 

Посреди бесконечных лугов,

За селом, на горе невысокой,

Вся бела, вся видна при луне,

Церковь старая чудится мне,

И на белой церковной стене

Отражается крест одинокий.

 

Да! я вижу тебя, божий дом!

Вижу надписи вдоль по карнизу

И апостола Павла с мечом,

Облаченного в светлую ризу.

 

Поднимается сторож-старик

На свою колокольню-руину,

На тени он громадно велик:

Пополам пересек всю равнину.

 

Поднимись!- и медлительно бей,

Чтобы слышалось долго гуденье!

В тишине деревенских ночей

Этих звуков властительно пенье:

 

Если есть в околотке больной,

Он при них встрепенется душой

И, считая внимательно звуки,

Позабудет на миг свои муки;

Одинокий ли путник ночной

Их заслышит – бодрее шагает;

Их заботливый пахарь считает

И, крестом осенясь в полусне,

Просит бога о ведреном дне.

 

Звук за звуком гудя прокатился,

Насчитал я двенадцать часов.

С колокольни старик возвратился,

Слышу шум его звонких шагов,

 

Вижу тень его; сел на ступени,

Дремлет, голову свесив в колени.

Он в мохнатую шапку одет,

В балахоне убогом и темном…

 

Всё, чего не видал столько лет,

От чего я пространством огромным

Отделен,- всё живет предо мной,

Всё так ярко рисуется взору,

 

Что не верится мне в эту пору,

Чтоб не мог увидать я и той,

Чья душа здесь незримо витает,

Кто под этим крестом почивает…

 

Повидайся со мною, родимая!

Появись легкой тенью на миг!

Всю ты жизнь прожила нелюбимая,

Всю ты жизнь прожила для других.

 

С головой, бурям жизни открытою,

Весь свой век под грозою сердитою

Простояла,- грудью своей

Защищая любимых детей.

 

И гроза над тобой разразилася!

Ты, не дрогнув, удар приняла,

За врагов, умирая, молилася,

На детей милость бога звала.

 

Неужели за годы страдания

Тот, кто столько тобою был чтим,

Не пошлет тебе радость свидания

С погибающим сыном твоим?..

 

Я кручину мою многолетнюю

На родимую грудь изолью,

Я тебе мою песню последнюю,

Мою горькую песню спою.

 

О прости! то не песнь утешения,

Я заставлю страдать тебя вновь,

Но я гибну – и ради спасения

Я твою призываю любовь!

 

Я пою тебе песнь покаяния,

Чтобы кроткие очи твои

Смыли жаркой слезою страдания

Все позорные пятна мои!

 

Чтоб ту силу свободную, гордую,

Что в мою заложила ты грудь,

Укрепила ты волею твердою

И на правый поставила путь…

 

Треволненья мирского далекая,

С неземным выраженьем в очах,

Русокудрая, голубоокая,

С тихой грустью на бледных устах,

 

Под грозой величаво-безгласная,-

Молода умерла ты, прекрасная,

И такой же явилась ты мне

При волшебно светящей луне.

 

Да! я вижу тебя, бледнолицую,

И на суд твой себя отдаю.

Не робеть перед правдой-царицею

Научила ты музу мою:

 

Мне не страшны друзей сожаления,

Не обидно врагов торжество,

Изреки только слово прощения,

Ты, чистейшей любви божество!

 

Что враги? пусть клевещут язвительней.

Я пощады у них не прошу,

Не придумать им казни мучительней

Той, которую в сердце ношу!

 

Что друзья? Наши силы неровные,

Я ни в чем середины не знал,

Что обходят они, хладнокровные,

Я на всё безрассудно дерзал,

 

Я не думал, что молодость шумная,

Что надменная сила пройдет –

И влекла меня жажда безумная,

Жажда жизни – вперед и вперед!

 

Увлекаем бесславною битвою,

Сколько раз я над бездной стоял,

Поднимался твоею молитвою,

Снова падал – и вовсе упал!..

 

Выводи на дорогу тернистую!

Разучился ходить я по ней,

Погрузился я в тину нечистую

Мелких помыслов, мелких страстей.

 

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви!

 

Тот, чья жизнь бесполезно разбилася,

Может смертью еще доказать,

Что в нем сердце неробкое билося,

Что умел он любить…

.… .… .… .… . .

(Утром, в постели)

О мечты! о волшебная власть

Возвышающей душу природы!

Пламя юности, мужество, страсть

 

И великое чувство свободы –

Всё в душе угнетенной моей

Пробудилось… но где же ты, сила?

Я проснулся ребенка слабей.

 

Знаю: день проваляюсь уныло,

Ночью буду микстуру глотать,

И пугать меня будет могила,

Где лежит моя бедная мать.

 

Всё, что в сердце кипело, боролось,

Всё луч бледного утра спугнул,

И насмешливый внутренний голос

Злую песню свою затянул:

 

“Покорись, о ничтожное племя!

Неизбежной и горькой судьбе,

Захватило нас трудное время

Неготовыми к трудной борьбе.

 

Вы еще не в могиле, вы живы,

Но для дела вы мертвы давно,

Суждены вам благие порывы,

Но свершить ничего не дано…”

1862

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

8 − 6 =