Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Для Пушкина чувство дружбы — это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни. В сердечности и искренности друзей Пушкин видит самое ценное: “Он друг без этикета, Не требует привета Лукавой суеты”.

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Это чувство сердечной привязанности к своим друзьям Пушкин пронесет через всю жизнь. Чувство это присутствует даже в гражданской лирике петербургского периода. Поэты-декабристы видели в дружбе союз людей, скрепленный одной идеей, целью.

Но в лирике Пушкина высокая цель не исключает наслаждение дружеским общением, даже наоборот, дружба становится опорой и поддержкой в гражданском служении долгу и отечеству. Представляем Вам стихи Пушкина о дружбе и их анализ для учащихся 9 – 11 классов.

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Дружба занимала особое место в жизни Пушкина. Это объясняется как личными качествами поэта, которого в его окружении знали, как человека страстного, благородного и общительного, умевшего быть внимательным и верным другом, так и особыми обстоятельствами в ого частной жизни. У Пушкина не было доверительных, теплых отношений с родителями, но уже с отроческого возраста в число самых близких его людей входят товарищи по лицею.

Царскосельский лицей сыграл важнейшую роль в формировании поэта как личности. Там он узнал, что такое дружба.  В особой атмосфере лицея одном из главных центров российского вольномыслия и оппозиционности царил культ поэзии и одновременно культ дружбы. С друзьями, которые вошли в жизнь Пушкина в лицейскую пору, он оставался духовно связанным до конца своей жизни.

Уже в произведениях лицейской поры Пушкин, обращаясь к теме дружбы (а ей посвящено значительное число стихотворений этого периода), руководствуется самыми высокими этическими нормами, видит в дружбе союз духовно связанных людей, объединенных общими чувствами, идеалами, стремлениями. Дружба это не «легкий пыл похмелья», но «обмен тщеславия, безделья», но «святое братство», нерасторжимый духовный союз. В стихотворении «Разлука» (1817), посвященном Кюхле (Вильгельму Кюхельбекеру), Пушкин пишет:

    …Где б ни был я: в огне ли сметной битвы, 

    При мирных ли брегах родимого ручья, 

    Святому братству верен я. 

Мотив верности в дружбе проходит сквозь всю дружескую лирику Пушкина. Спустя много лет после окончания лицея, в стихотворении «19 октября 1827 года», поэт выразит свою верность лицейским товарищам в форме поэтической «молитвы»:

    Бог помочь вам, друзья мои, 

    В заботах жизни, царской службы, 

    И на пирах разгульной дружбы, 

    И в сладких таинствах любви! 

В одном из шедевров пушкинской дружеской лирики поэтическом послании «К Чаадаеву стих» сплав нескольких тематических полей: любви, дружбы, творчества дополнен темой вольнолюбивых стремлений. Дружба в этом произведении предстает как союз людей, исповедующих сходные политические идеалы.

Идея духовного единства подчеркнута доминирующими и стихотворении грамматическими (нормами первого лица множественного числа («мы», «нас», «горим», «посвятим»), обращенными к адресату послания призывами («Мой друг…», «Товарищ, верь…»). Ожидание «вольности святой» эмоционально и духовно сплачивает людей, связывает их нерасторжимыми узами, священной клятвой:

    …Мой друг, отчизне посвятим 

    Души прекрасные порывы! 

Пушкину в этом произведении удалось осуществить то, что до него в русской поэзии не удавалось сделать никому: он выразил средствами «легкой поэзии», любовной лирики тему служения Отчизне и, соединив патриотическую идею с темой товарищества, возвысил идеалы дружбы до небывалой высоты.

Участнику декабрьских событий 1825 года И. И. Пущину, своему товарищу с лицейских времен, сосланному в Сибирь на каторгу, он посвящает строки, в которые вкладывает огромную нежность и сочувствие: «Мой первый друг, мой друг бесценный…». Пушкин вспоминает в этом послании, как когда-то, в пору «северной ссылки», Пущий посетил его в Михайловском, и молит «святое провиденье», чтобы теперь его духовная поддержка помогла ссыльному другу:

    ..Да голос мой душе твоей 

    Дарует то же утешенье, 

    Да озарит он заточенье 

    Лучом лицейских ясных дней! 

Особое место в дружеской лирике Пушкина занимают лирические послания друзьям на празднование ежегодной (19 октября) годовщины образования лицея, постоянно отмечавшейся лицеистами первого выпуска. Эти послания образуют своего рода отделы 1ый сюжет в лирической «летописи» поэта.

В стихотворении «19 октября» 1925 года звучит, как и в юношеских произведениях лицейской поры мотив застолья, но он только подчеркивает одиночество поэта, с которым «друга нет». Вино («осенней стужи друг»), выпитое без товарищей в Михайловском уединении, даст лишь «минутное забвенье горьких мук».

Воображение напрасно «товарищей зовет» они вдалеке, а иные уже ушли из жизни (в 1820 году во Флоренции умер Н. А. Корсаков). Как когда-то в «Пирующих студентах», Пушкин перечисляет дорогих его сердцу людей Пущина, Горчакова, Дельвига, Кюхельбеккера, благодарит их за то, что они, верные дружбе, посетили «поэта дом опальный».

Известные строки из этого стихотворения лучшее из того, что когда-либо было сказано о дружбе в русской поэзии:

    Друзья мои, прекрасен наш союз! 

    Он, как душа, неразделим и вечен 

    Неколебим, свободен и беспечен, 

    Срастался он под сенью дружных муз. 

«Святое братство», возникшее в благодатную пору юности, неподвластно времени, не зависит от превратностей судьбы — это духовная родина, в которой человек всегда может найти опору, о которой он всегда с благодарностью помнит:

    Куда бы нас ни бросила судьбина 

    И счастие куда б ни повело, 

    Все те же мы: нам целый мир чужбина; 

    Отечество нам Царское Село.

Друзья Пушкина

Дружба для поэта считалась одним из вечных, священных идеалов. С ранней юности Пушкин был очень привязан к приятелям, что разделяли его идеи, вдохновляли, были поддержкой и опорой. Кто же были эти люди и как он с ними познакомился.

С И.И. Пущиным Александр Сергеевич дружил в Царскосельском лицее. Мало того, они были соседями. Можно сказать, что это был первый друг в жизни поэта, которого он очень ценил.

Кстати, именно этому товарищу Пушкин посвятил стихотворения «Воспоминания», «К Пущину» и «К альбому Пущина», а также шедевр «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Однако это был не единственный человек, с которым гения пера объединяли приятельские отношения. Еще был Дельвиг. Можно сказать, что молодых людей объединило творчество. Они вместе начинали издаваться. К слову, большинство людей того времени над Дельвигом подтрунивало, Пушкин был один из немногих, кто разглядел в нем талант.

Дружил поэт и с Кюхельбекером. Но отношения эти были непростыми. Между товарищами по учебе произошел конфликт из-за пушкинской эпиграммы. В результате чего молодые люди даже дрались на дуэли. Однако Кюхельбекеру Пушкин также посвятил свои прекрасные творения: «К другу стихотворцу», «Пирующие студенты», «Разлука» и.т.д.

Был у Пушкина друг, которого мало кто вспоминает. Это И.В. Малиновский. Это сын директора лицея. Перед смертью поэт признавался, что если бы рядом были Пущин и Малиновский, ему было бы легче умирать. Следовательно, данный друг также стал судьбоносным для литератора, хоть он почти нигде не фигурирует.

Также друзьями поэта были Вяземский и Чаадаев. С первым Пушкин завел знакомство в лицее. Кстати, именно П.А. Вяземский (по некоторым источникам) является прообразом Евгения Онегина. Сам поэт называет Вяземского замысловатым остряком и язвительным поэтом, но в то же время, человеком аристократичным, образованным.

Чаадаев был старше Александра Сергеевича. Можно сказать, что это опытный и зрелый друг, у которого Пушкин многое перенял по части мировоззрения. Они довольно часто вели беседы, обсуждали литературные и философские вопросы. Конечно же, Чаадаев фигурирует и в стихотворениях Александра Сергеевича.

Примечательно, что по мере взросления Пушкина и его друзей, менялись и стихотворения – юношеский протес и бесшабашность постепенно исчезали, на смену им приходили более серьезные темы, которые могут послужить поводом для длительных размышлений.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «К Языкову»

К тебе сбирался я давно

В немецкий град, тобой воспетый [1],

С тобой попить, как пьют поэты,

Тобой воспетое вино.

Уж зазывал меня с собою

Тобой воспетый Киселев [2],

И я с веселою душою

Оставить был совсем готов

Неволю невских берегов.

И что ж? Гербовые заботы [3]

Схватили за полы меня,

И на Неве, хоть нет охоты,

Прикованным остался я.

О юность, юность удалая!

Могу ль тебя не пожалеть?

В долгах, бывало, утопая,

Заимодавцев убегая,

Готов был всюду я лететь;

Теперь докучно посещаю

Своих ленивых должников,

Остепенившись, проклинаю

Я тяжесть денег и годов.

Прости, певец! играй, пируй.

С Кипридой, Фебом торжествуй,

Не знай сиятельного чванства,

Не знай любезных должников

И не плати своих долгов

По праву русского дворянства.

[1] Дерпт.

[2] Н. Д. Киселев — студент Дсрптского университета, приятель Языкова.

[3] Заботы Л. С. Пушкина об уплате долгов.

1828 г.

Стихотворение А.С. Пушкина «К Языкову» написано в 1824 году, в то время поэт был в ссылке в Михайловском. Пушкин пишет талантливому молодому человеку Николаю Михайловичу Языкову, с ним автор еще лично не был знаком, — они встретились лишь через два года после этого стихотворения, однако на том момент обменивались стихотворными письмами.

Сам Языков ответил на это письмо стихотворением «А.С. Пушкину», молодой поэт на тот момент учился в Дерптском университете и был рад такому вниманию Александра Сергеевича, талант которого ценил и восхищался им.

Произведение написано в духе дружеского обращения к приятелю. Условно его можно разделить на шесть частей, каждая из которых является новым полетом мысли автора. В первой части Пушкин утверждает, что слог Языкова ему близок, и он понимает его, ведь поэты мыслят по-другому, они служат музе и сами себе не принадлежат, и хотя могут быть друг другу чужды, их роднит природа вдохновения.

Во второй и третьей части Пушкин говорит, что сам бы приехал в Дерпт, чтобы пообщаться с единомышленником, однако судьба ему преподнесла урок, тут автор намекает на решение царя о ссылке.

Итак, волею “самовластья”

Пушкин находится в деревне, автор предается размышлению о своем предке Абраме Петровиче Ганнибале, а пятая часть стихотворения – это мечты о встрече с друзьями Дельвигом и Языковым, которого автор заочно относит к кругу своих близких друзей. В шестой части Пушкин фантазирует о том, как весело и беспечно можно было бы проводить время за кружкой вина и задушевной беседой с верными товарищами.

Стихотворение отличается очень теплым и дружеским настроением, оно исполнено в немного торопливой манере, что достигается использованием для рифмы ямба, который делает его быстрее. Произведение написано легко, присутствуют отступления от темы. Все это делает его приветливым обращением к другу с простой целью: поведать свои мысли, однако в стихотворной форме они выглядят более веселыми, торжественными. Мысли поэта в стихотворении обретают образность и становятся выразительными, что было трудно достигнуть при написании письма в прозе.

Пушкин, безусловно, является талантливейшим поэтом, и эти стихи – уже не просто письма, а классика русской литературы, написанная на бумаге часть жизни Пушкина, вошедшая в историю.

Пушкин анализ стихотворения «Мое завещание друзьям»

Хочу я завтра умереть

И в мир волшебный наслажденья,

На тихий берег вод забвенья,

Веселой тенью отлететь…

Прости навек, очарованье,

Отрада жизни и любви!

Приближьтесь, о друзья мои,

Благоговенье и вниманье!

Певец решился умереть.

Итак, с вечернею луною,

В саду нельзя ли дерн одеть

Узорной белой пеленою?

На темный берег сонных вод,

Где мы вели беседы наши,

Нельзя ль, устроя длинный ход,

Нести наполненные чаши?

Зовите на последний пир

Спесивой Семелеи сына,

Эрота, друга наших лир,

Богов и смертных властелина.

Пускай веселье прибежит,

Махая резвою гремушкой,

И нас от сердца рассмешит

За полной пенистою кружкой.

Пускай игривого толпой

Слетят родные наши музы;

Им первый кубок круговой,

Друзья! священны нам их узы;

До ранней утренней звезды,

До тихого лучей рассвета

Не выйдут из руки поэта

Фиалы братской череды;

В последний раз мою цевницу,

Мечтаний сладостных певицу,

Прижму к восторженной груди.

В последний раз, томимый нежно,

Не вспомню вечность и друзей;

В последний раз на груди снежной

Упьюсь отрадой юных дней!

Когда ж восток озолотится

Во тьме денницей молодой,

И белый топол озарится,

Покрытый утренней росой,

Подайте грозд Анакреона,

Он был учителем моим,

И я сойду путем одним

На грустный берег Ахерона.

Простите, милые друзья,

Подайте руку, до свиданья!

И дайте, дайте обещанье,

Когда навек укроюсь я,

Мое исполнить завещанье.

Приди, певец мой дорогой,

Воспевший Вакха и Темиру [1]

Тебе дарю я лень и лиру,

Да будут музы над тобой!..

Ты не забудешь дружбы нашей,

О Пущин, ветреный мудрец!

Прими с моей глубокой чашей

Увядший миртовый венец!

Друзья! вам сердце оставляю

И память прошлых красных дней,

Окованных счастливой ленью

На ложе маков и лилей;

Мои стихи дарю забвенью,

Последний вздох, о други, ей!..

На тихий праздник погребенья

Я вас обязан пригласить;

Веселость, друг уединенья,

Билеты будет разносить…

Стекитесь резвою толпою,

Главы в венках, рука с рукою,

И пусть на гробе, где певец

Исчезнет в рощах Геликона,

Напишет беглый ваш резец:

«Здесь дремлет юноша-мудрец,

Питомец нег и Аполлона».

[1] А. А. Дельвиг.

1815 г.

Сцены дружеского пиршества, типичные для лицейской лирики, созданы под влиянием поэтики Батюшкова. Анакреонтические традиции определяют трактовку образа лирического героя у обоих авторов. Субъект речи молод, воодушевлен и полон сил, окружен верными друзьями. Слух пирующих услаждают песни муз и мелодичные звуки свирели. Безоблачная атмосфера «часов крылатых» осложняется мотивом быстротечности счастья. В батюшковском «Совете друзьям» герой предчувствует свою гибель, однако печальное будущее — не повод для уныния. Он призывает единомышленников следовать «юности забавам», разбавляя шутками приятную беседу о возвышенном.

На пир, изображенный юным поэтом в тексте 1815 г., приглашены не только товарищи и «родные» музы, но Дионис и Эрос. Дружеская беседа и смех, кружки, полные пенистой влаги, свирель, мелодия которой выражает заветные мечтания, — атрибуты сцены традиционны. Они контрастируют с эпатирующим поводом для веселого празднества, о котором сообщается в зачине. Решительный герой желает «завтра умереть» и по этой причине созывает близких людей и божественных персонажей на берег сонной реки.

Важное значение имеют характеристики художественного пространства. Сцена происходит у темных вод, изображение которых перекликается с образом «грустного берега» адской подземной реки, мифологического Ахерона.

Герой-поэт, позиционирующий себя учеником Анакреонта, высказывает намерение совершить еще один символический обряд. Он собирается передать атрибуты поэтического вдохновения, увядший венок из мирта и лиру, присовокупив к последней склонность к ленивому, расслабленному времяпрепровождению. Автор называет фамилии конкретных людей, которым адресованы прощальные дары: Дельвиг и Пущин. Первый из них обозначен при помощи перифразы, второй назван прямо. Заканчивая земное существование, певец намерен расстаться с чувственным миром и воспоминаниями о счастливых «красных днях». Он готов предать забвению и собственные стихи.

Традиционные детали прощального обряда призваны настроить читателя на скорбный лад. Однако пушкинская трактовка образа смерти не столь однозначна: она представляет окончание земного бытия как переход в иное состояние, когда «веселая тень» ушедшего перемещается в «мир наслажденья». Смягчают элегическое настроение и оптимистические ноты финала. Умерший певец попадает не в мрачные стены подземного царства, а бесследно скрывается в рощах, которые по представлениям античных авторов служили традиционным пристанищем для муз и поэтов.

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина в 9 — 11 классе

Значительное место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема любви и дружбы, ведь дружба и любовь — это те идеалы, которым поклонялась молодежь первой четверти XIX века. Общительный, умевший понимать и ценить людей, Александр Сергеевич всегда имел много друзей.

Дружба для поэта всегда была той силой, которая объединяет людей в крепкий союз на всю жизнь. Чувство товарищества, преданность друзьям, братским узам — все эти качества воспитал в Пушкине Царскосельский лицей, ведь именно там он обрел верных, искренних и настоящих друзей. Поэта с его лицейскими товарищами объединяли кипение ума, вольность мысли, живые чувства, любовь к прекрасному, к искусству.

Бездушному светскому обществу он всегда предпочитает тесный круг друзей. Впоследствии, как бы ни складывались обстоятельства и куда бы ни забрасывала поэта судьба, он оставался неизменно предан своим друзьям. Возможно, именно поэтому тема дружбы в лирике

Пушкина имеет автобиографические истоки и развивается в таком жанре, как послание. На протяжении всей своей жизни поэт пишет стихотворные послания своим друзьям: Дельвигу (1817), Чаадаеву (1818, 1821), Кюхельбекеру (1825), “Друзьям” (1822), Пущину (1817). Самые первые из них были написаны в лицейский период. И уже в первых стихотворениях, посвященных теме дружбы, звучит мотив братства, “священного союза”, как, например, в послании “В альбом Пущину”, написанном в 1817 году:

    …но с первыми друзьями 

    Не резвою мечтой союз твой заключен; 

    Пред грозным временем, пред грозными судьбами, 

    О, милый, вечен он!

Но, кроме этого, в ранних стихотворениях Пушкина звучат и другие мотивы: юный поэт призывает друзей наслаждаться жизнью, воспевает дружбу, любовь, все радости жизни. Таково стихотворение “Пирующие студенты”, созданное в 1814 году, во время учебы в Царскосельском лицее. Автор описывает веселую студенческую пирушку. Молодые люди беззаботно предаются развлечениям, им весело, их всех объединяет крепкая лицейская дружба.

Пушкин в этом стихотворении воспевает дружбу как счастливый союз радости, освобождения от тягот учения, от “хладных мудрецов”. Поэт призывает друзей объединиться в общем настроении беззаботной радости. Весело всем, весело и сочинителю. Он подшучивает над. собой и над друзьями:

    Дай руку, Дельвиг! что ты спишь? 

    Проснись, ленивец сонный! 

    Ты не под кафедрой сидишь, 

    Латынью усыпленный, -

обращается поэт к другу лицейских лет Дельвигу. Такова дружба для молодого Пушкина, полного беспечности, не столкнувшегося еще с реальной действительностью.

После окончания лицея в дружеской лирике А.С. Пушкина появляется мотив прощания, разлуки с друзьями. Более того, недавний лицеист столкнулся с реальностью, которая, конечно, была далека от его лицейских грез. Это не могло не повлиять на его взгляды. Изменения, произошедшие в жизни Пушкина, ярко отразились в его лирике, например, в дружеском послании “К Чаадаеву”, написанном в 1818 году. Здесь Пушкин обращается к Чаадаеву не только как к другу, близкому человеку; поэт называет его “товарищем”, то есть есть соратником, единомышленником. “Юные забавы” исчезли, “как сон”, а стремление к освобождению от “уз” учебык безудержному веселью сменяется призывом “Отчизне посвятить души прекрасные порывы”. В этом стихотворении друзья объединены не только общим настроением веселья, но и надеждой на “верное” наступление “минуты вольности святой”. Друзья близки по духу, по убеждениям.

Особое место в лирике Пушкина занимают стихотворения, посвященные дню открытия лицея — девятому октября. Этой дате поэт посвятил не одно произведение, ведь именно в лицее он обрел верных друзей на всю жизнь. Стихотворение “19 октября 1825 года” было написано во время ссылки в Михайловское, в период разлуки с теми, кто был дорог автору, в период одиночества. Произведение начинается замечательной картиной осенней природы, полно гармонирующей с настроением поэта: дается зрительное восприятие осени:

    Роняет лес багряный свой убор, 

    Сребрит мороз увянувшее поле. 

    Проглянет день как будто поневоле 

    И скроется за край окружных гор.

В этих строках звучат грустные нотки, ощущение жизненных потерь, осенней тоски. Поэту грустно, ведь в этот праздничный день он не может присоединиться к друзьям; он вынужден отмечать годовщину основания лицея в одиночестве:

    Я пью один; вотще воображенье 

    Вокруг меня товарищей зовет; 

    Знакомое не слышно приближенье…

Мрачное настроение усугубляют воспоминания о тех, кого тоже нет в кругу друзей в этот день, — о рано скончавшемся Корсакове, об отважном мореплавателе Матюшкине. Но постепенно грусть сменяется воодушевлением, радостью. Что же является причиной воодушевления? От тоски и одиночества Пушкина спасают воспоминания о друзьях. Александр Сергеевич воспевает союз верных товарищей, созданный “под сенью дружных муз”:

    Друзья мои, прекрасен наш союз! 

    Он, как душа, неразделим и вечен — 

    Неколебим, свободен и беспечен…

Автор в лирических зарисовках воссоздает облик своих друзей-лицеистов: первого друга И. Пущина, блестящего дипломата Горчакова, Дельвига, Кюхельбекера, отмечая индивидуальные черты каждого из них, напоминая о конкретных фактах и деталях лицейской жизни. Он вспоминает тех, кто, рискуя навлечь на себя неприятности, не предал его в трудный час, тех, кто осмелился посетить ссыльного поэта в Михайловском: Пущина, Дельвига, Горчакова, -

    …здесь, в забытой сей глуши, 

    В обители пустынных вьюг и хлада, 

    Мне сладкая готовилась отрада: 

    Троих из вас, друзей моей души, 

    Здесь обнял я.

Даже сама мысль о друзьях помогает поэту преодолеть замкнутость “дома опального”. Автор верит, что пройдет год, и следующий праздник он обязательно отметит в кругу верных товарищей. Вспоминая царя, называя его “рабом молвы, сомнений и страстей”, Пушкин готов простить ему все за то, что “он взял Париж, он основал Лицей”. В стихотворении отразился высокий нравственный и эстетический идеал поэта, выраженный в прославлении свободы, в утверждении дружбы как одного из благороднейших чувств человека, которое способно противостоять любым гонениям судьбы.

Но надеждам поэта не суждено было сбыться. 19 октября следующего года они не смогли отпраздновать вместе: в результате восстания 1825 года пятеро декабристов были казнены, другие, среди которых были многие друзья Пушкина, отправлены в ссылку в Сибирь. Но Александр Сергеевич был верным другом, он всегда любил своих товарищей, никогда не забывал их. Свидетельство этому — стихотворение 1827 года “Бог помочь вам, друзья мои”. В нем автор благословляет друзей, желает им добра, поддерживает их, просит Всевышнего помогать им во всем, чем бы они ни занимались и где бы ни находились. Пушкин не забывает и тех, кто за свои вольнолюбивые убеждения оказался в “мрачных пропастях земли”. Таким образом, стихотворение приобретает характер приветствия сосланным в Сибирь декабристам.

Еще один пример дружеской преданности Пушкина — послание “Во глубине сибирских руд…” Оно обращено к ссыльным декабристам. Поэт стремится поддержать товарищей в дни трудных испытаний. Желая вселить бодрость в их сердца, он призывает друзей хранить “гордое терпенье”, уверяет, что борьба велась не напрасно, труд их не пропал даром. Автор верит, что “придет желанная пора” и их дружеский союз вновь соединится:

    Оковы тяжкие падут, 

    Темницы рухнут — и свобода 

    Вас примет радостно у входа, 

    И братья меч вам отдадут.

Более мрачным настроением овеяно стихотворение “Чем чаще празднует лицей…”, также посвященное “святой годовщине”. Оно пронизано горьким ощущением резко изменившейся обстановки, утраты близких друзей, тяжелыми предчувствиями. Двадцать лет прошло со дня открытия лицея, и друзья-лицеисты уже не те:

    Мы возмужали; рок судил 

    И нам житейски испытанья…

Поэт вспоминает тех товарищей, которые не дожили до двадцатилетия лицея, поет “почившим песнь”:

    Шесть мест упраздненных стоят, 

    Шести друзей не узрим боле…

Пушкин чувствует приближение смерти: “И мнится, очередь за мной”, ‑говорит он в стихотворении. Однако концовка произведения полна оптимизма, надежды:

…некогда опять

    В пиру лицейском очутиться, 

    Всех остальных еще обнять 

    И новых жертв уж не страшиться.

Еще большей грустью и унынием проникнуто последнее стихотворение Александра Сергеевича, посвященное лицейской годовщине 1836 года, — “Была пора: наш праздник молодой…” Оно начинается ярким противопоставлением двух периодов жизни России — периода надежд и периода разочарований. Автор сопоставляет начало и конец жизни, юношеское воодушевление и грусть людей, много повидавших в жизни. Время меняет не только облик, но и мысли, и чувства человека:

    Прошли года чредою незаметной, 

    И как они переменили нас! 

    Недаром — нет! — промчалась четверть века!

Да и “разгульный праздник” спустя двадцать пять лет уже не тот. Пушкин с сожалением вспоминает о былых годах:

    Меж нами речь не так игриво льется, 

    Просторнее, грустнее мы сидим, 

    И реже смех средь песен раздается, 

    И чаще мы вздыхаем и молчим.

Постоянно повторяя слова “Вы помните…”, поэт как бы воссоздает историческую картину того, что довелось друзьям пережить за эти двадцать пять лет:

    Припомните, о други, с той поры, 

    Когда наш круг судьбы соединили, 

    Чему, чему свидетели мы были!

Таким образом, дружба в этом стихотворении — это целая жизнь, прожитая вместе, в течение которой друзья делили все радости и горе, взлеты и падения, победы и неудачи, надежды и разочарования.

Дружба для Александра Сергеевича Пушкина была одной из важнейших жизненных ценностей. Именно она помогала ему не падать духом даже в самые тяжелые моменты, она же вдохновляла его на создание великолепных стихов.

Анализ стихотворения «И. И. Пущину» Пушкина

 Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

1826 г.

Знаменитое стихотворение «И. И. Пущину» великого русского поэта Пушкина Александра Сергеевича было написано во время пребывания поэта в ссылке в селе Михайловское. Первое, с чего нужно начать анализ, так это указать, что данное стихотворение имеет посвящение. Посвятил это произведение поэт своему лучшему другу Пущину, судьбу которого поэт считает по истине трагической и весьма печальной. Все дело в том, что Пущин был участником декабристского восстания, после чего его арестовали. В это время Александр Сергеевич находился в вышеуказанном селе, где жил из-за вольных стихов.

Поэт физически не мог выносить одиночества и разлуки с друзьями, поэтому обрадовался встречи с Пущиным в 1825 году. Это общение очень вдохновило поэта, но в этой встречи была некая грусть, так как оба предчувствовали, что могут больше не увидится.

В декабре 1826 года Александр Сергеевич написал письмо своему другу, которое позже и стало стихотворением. Несмотря на то, что поэт писал письмо, он в силу своих поэтических взглядов использовал стихотворную форму.

Данное произведение является лирическим стихотворением, состоящим из двух пятистиший. Нужно отметить, что в нем нет определенного сюжета, да и по сути быть не должно, так считал сам поэт.

В первой части стихотворения говориться о чувствах, которые испытывает поэт по отношению к своему другу. Вторая часть данного произведения — это исключительно пожелания всего самого наилучшего своему другу, очень близкому по духу и взглядам человеку.

Очень важно заметить, что произведение имеет определенный ритм, который помогает передать и настроение лирического героя, и настроение поэта.

Стихотворение создано благодаря ямбу.

Основным и главным смыслом данного произведения является дружба и ее ценность. Александр Сергеевич в течении всей своей жизни очень дорожил дружбой и каждым своим другом, считая, что без друзей человек просто не может существовать.

Идея стихотворения заключалась в том, чтобы обозначить все факты и события, которые навсегда сдружила двух мужчин, связав их судьбы не видимой нитью.

С точки зрения различных литературных приемов, то их в данном произведении довольно таки много. Поэт используя и эпитеты, и метафоры, и анфоры хотел показать как много для него значит дружба, и как не справедлива судьба, которая разлучает друзей.

В заключении хотелось бы так же отметить, что в данном произведении присутствует старославянская лексика.

А. С. Пушкин «19 октября 1828» анализ стихотворения

Усердно помолившись богу,

Лицею прокричав ура,

Прощайте, братцы: мне в дорогу,

А вам в постель уже пора.

1828 г.

После окончания лицея, Пушкин и его товарищи решили, что ежегодно, 19 октября, они будут встречаться, вспоминая былую лицейскую жизнь.  Ежегодно они придерживались этой традиции, но со временем многие перестали соблюдать этот обычай. В их числе был и А. С Пушкин, потому что его сослали в ссылку за непочтение к царю.

Александр Сергеевич не отчаялся, написал и послал стихотворение «19 октября» своим друзьям.  Он отмечает, что многих уже нет на этом свете, а другие просто по своим обстоятельствам не могут приехать, а остальные «на берегах Невы».

А. С. Пушкин пишет, что в тот вечер он один пьёт, делая уважение своим товарищам.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!» — поэт уверен, что никакие трудности не посмеют их разлучить и разрушить дружбу, которая длится на протяжении долгого времени.

При всём своём уважении, Пушкин рад, и благодарит своих друзей за то, что они, несмотря на положение поэта, всё же навестили его, ничего не боясь.

«Троих из Вас, друзей моей души, я обнял здесь» — эти строки посвящены трем его товарищам: Пущину, Горчакову и Дельвигу.

Поэт пишет своим товарищам, что они встретятся ровно через год, он будет с ними за одним столом отмечать столь важную дату вновь и вновь. И действительно, Пушкин был прав, они встретились через год, но уже в более узком кругу. Через 2 месяца, после выхода в свет этого стихотворения происходит восстание Декабристов, после чего жизнь почти всех друзей Пушкина изменилась.

«нас и дни соединений, закрыв глаза дрожащею рукой» — эти стоки поэт посвящает тем, кому судьбой предначертано отправится в Сибирь.

И в заключение автор пишет, что «печальная отрада» разрешит мысленно быть рядом с теми, кто находится на каторге.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

четыре × 1 =