Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэт и толпа»

Значение поэта в обществе всегда глубоко волновало Александра Сергеевича Пушкина. Этому непростому вопросу он посвятил свое стихотворение «Поэт и толпа». Предлагаем краткий анализ «Поэт и толпа» по плану, которое будет полезным при подготовке к уроку по литературе в 10 классе.

Отрывок стихотворения «Поэт и толпа» А. С. Пушкин

Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:

«Зачем так звучно он поет?

Напрасно ухо поражая,

К какой он цели нас ведет?

О чем бренчит? чему нас учит?

Зачем сердца волнует, мучит,

Как своенравный чародей?

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?»

Краткий анализ А. С. Пушкин «Поэт и толпа»

Вариант 1

Александр Пушкин – человек очень творческий и талантливый. Однажды он написал произведение, которое назвал по сюжету «Поэт и толпа». В 1828 году своей жизни А. С. Пушкин написал это произведение, которое стало вскоре очень важным. Были до этого мгновения, когда поэт задумывался частенько – какую же роль по-настоящему играет поэт в жизни людей?

Этот вопрос очень важен, и по-другому нельзя никак оценивать этот момент. Ведь те, кто пишет произведения, уже в какой-то степени подвергаются нападению со стороны общества. Это очень важно, так как мысли писателей и поэтов влияют на мысли других людей. Ведь поэты могут заставить волноваться и нервничать общество, или же наоборот – заставить их вздохнуть с облегчением, так как все – уже нормально, как в жизни, так и в быту.

Пушкин размышляет обо всех аспектах в этой области, ведь это очень важно понимать. Поэт думает, что роль поэта важна в жизни других людей, и не важно – каков их статус. Хот он также понимает, что толпа иногда может быть очень груба и невежественна, что порождает глупость и несправедливость.

Пушкин также, не хотя особенно обижать простых людей, все же, как бы показывает в произведении, что чернь и творческие личности – это совершенно разные люди, то есть они не совместимы, даже если быть очень лояльным. Эта грань четко выделена на протяжении всего произведения.

Поэт также показывает, для чего созданы поэты, почему и как они существуют. Пушкин пишет, что мы, поэты и творческие люди, просто созданы для того, чтобы вдохновлять, чтобы писать прекрасные звуки слов, которые будут в свою очередь вдохновлять других людей. Но он также отмечает, что остальные люди погрязли в заботах настолько сильно – что и не всегда замечают и уже тем более замечают простых людей.

Вариант 2

В стихотворениях «Поэту», «Поэт и толпа» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от «толпы», «черни», понимая под этими словами «светскую чернь», людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветр она бесплодна:

Какая польза нам от ней?

Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает раздражение поэта, и он с презрением бросает толпе:

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес.. .

Поэзия — удел избранных:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Так формулирует Пушкин цель, во имя которой поэт приходит в мир. «Звуки сладкие» и «молитвы» , красота и Бог — вот те ориентиры, которые ведут его по жизни.

Стихотворение Пушкина — один из наиболее значительных следов литературной полемики конца 20 — начала 30 гг. XIX века, полемики о путях развития русской литературы. Многие стремились поставить ее на службу — кто государству, кто иным интересам; довольно распространенной была мысль о том, что поэзия должна возвышать чувства, воспитывать людей.

Пушкин отвечает на это совершенно определенно: поэт, отдавший себя в распоряжение обществу и не отстаивающий собственной свободы, подобен жрецу, занимающемуся грязной работой вместо служения высшему началу. В этой раздраженной отповеди “чернь” — те, кто хочет принудить поэта к служению себе — представлена довольно отталкивающе, причем не только в глазах поэта — “рабы безумные”, “глупость и злоба”, но и в своих собственных:

“Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны;

Мы сердцем хладные скопцы,

Клеветники, рабы, глупцы”.

Пушкин утрирует выражаемую любителями “воспитывающей поэзии” точку зрения: если взрослым людям требуется нравственный руководитель в лице поэта, то они, вероятно, считают себя имено “клеветниками, рабами, глупцами”.

Но Пушкин обнажает лицемерие этой позиции до конца: вместо того чтобы принять поэзию как прорыв к высшему и самим стараться сделать лучше, люди из толпы согласны всего лишь…“послушать”, позабавиться за счет другого. Строка “А мы послушаем тебя” отражает цинизм и бездушие толпы куда полнее, чем обличительные тирады Поэта.

Вариант 3

Стихотворение «Поэт и толпа» было написано в 1828 году. В это время Пушкин переживал глубочайший экзистенциональный кризис. Судебные тяжбы, любовные страдания и постоянное самоедство: он чувствовал себя предателем по отношению к друзьям-декабристам.

Пушкин всегда поддерживал их революционные идеи и стремился туда же, на передовую восстания. Но не смог последовать за ними. Чувствуя, что творческий дар — это его главное предназначение, его судьба, он пожертвовал своими убеждениями. Все это в немалой степени повлияло на ряд творений, написанных в этот период.

Душевные терзания Пушкина находят свое отражение в негодовании и возмущении «безымянного поэта». В некоторой степени, в этих строках отразилась душа Пушкина, ее терзания, проблемы выбора жизненного пути. Народ спрашивает: «К какой он цели нас ведет? О чем бренчит? чему нас учит?», а в ответ лишь гневное возмущение. Разве может чернь понять замысел гения? Чернь, которая привыкла видеть в литературе сиюминутное развлечение, отвлечение от реальности?

Здесь Пушкин открывает перед нами еще одну проблему того времени: отсутствие у поэтов и литераторов некой высшей цели, их желание служить

не творческим порывам души, а наоборот — творить ради получения материальных благ. Им вторит и аудитория, которая слепо верит критикам, «оценивающим» литературное творчество того времени по весьма прагматичным, и, зачастую, политизированным критериям. Поэт прямо указывает на то, что людям важно не содержание, а внешний лоск, дороговизна и признание: «Но мрамор сей ведь бог!»

Слушателям, «черни», кажется, что он лишь зря сотрясает воздух своими стихами. Да, они прекрасны и мелодичны, но не несут за собой никакой практической выгоды. Их нельзя потрогать, купить или продать, они как воздух, воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Они «бесплодны». Что же это?

Поэт сумел поставить такой риторический вопрос, который актуален и сейчас: «Разве есть смысл в творчестве, разве можно так накормить голодающих, а обездоленных обеспечить жильем?». И дает свой ответ на этот вопрос: настоящий поэт ставит себя выше всех этих низменных проблем, «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».

Действительно, общество не получает никакой сиюминутной выгоды от любого вида искусства. И люди искусства, люди творческие зачастую описываются нами как «люди не от мира сего». Но разве допустимо им отделяться от общества, от этой «черни», которая их взрастила?

Стихотворение «Поэт и толпа» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

«Поэт и толпа» было написано в 1828 году. Изначально оно именовалась «Чернь» и было переименовано Пушкиным для второго издания в 1836 году.

Конец 20‑х годов – тяжёлый для поэта период. Он угнетён последствиями декабрьского восстания, переживает из-за нападок цензуры и неустроен в личной жизни.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Поэт и толпа» написано в форме диалога, так что некоторые исследователи даже называют его драматизированным стихотворением. У произведения есть приметы драматического рода, Пушкин сам акцентирует на них внимание, давая эпиграф на латыни, который в переводе значит: «Прочь, непосвященные».

Сцена беседы поэта с толпой заимствована у Еврипида. В тексте немало примет того, что разговор происходит в античную эпоху: статуя Аполлона Бельведерского, лира, алтарь, жертвоприношение, жрецы. Стихотворение относится к философской лирике и напоминает спор античных философов.

В отличие от античной трагедии, в стихотворении нет хора, который разъяснит зрителям, кто виноват и за что он наказан. Стихотворение относится к реалистическому направлению. Как и в драматическом произведении, в нём важен конфликт между разными типами сознания: возвышенно-поэтическим и прагматическим.

Сам по себе этот конфликт романтический. Ни одна из сторон не соглашается с другой (в отличие от стихотворения «Поэт и книгопродавец»). В этом и состоит реализм: конфликт неразрешим, что объясняется психологически. Продолжение диалога невозможно.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – роль творца в истории, влияние его на обычных людей.

Основная мысль в непримиримости двух позиций: тех, кто ищет пользы в искусстве, и тех, кто «рождён для вдохновения».

Стихотворение начинается с рассуждений лирического героя. Поэт поёт, а ничего не понимающие люди спрашивают друг у друга, с какой целью он это делает, что хочет сказать.

В первой реплике поэт обвиняет чернь в том, что она не ценит искусство (статую), хотя оно божественно (статуя – олицетворение бога), а ценит только то, что приносит пользу и насыщает тело, а не душу (печной горшок).

В своей реплике чернь агрессивно требует, чтобы поэт приносил пользу, давая народу, обременённому разными пороками, уроки. Поэт, считающий, что у каждого своего пути, не хочет тратить усилия на то, чтобы изменить приземлённых людей.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская и мужская рифмы чередуются. Рифмовка в стихотворении сложная. Беспорядочно чередуется перекрёстная, парная и кольцевая. Реплика черни рифмуется парной рифмовкой, кроме последних четырёх строчек вывода с перекрёстной рифмовкой.

Тропы и образы

Вступительная часть содержит положительные эпитеты, относящиеся к поэту (лира вдохновенная, рука рассеянная). Народ характеризуют как будто отрицательные, но на самом деле объективные эпитеты (хладный, надменный, тупой, непосвященный, бессмысленно). Народ бессмысленный, тупой и непосвященный в значении «непонимающий», поэтому он холоден, то есть равнодушен к происходящему и надменен (отстранён).

Пушкин сразу показывает различие между отношением лирического героя и народа через глагол, передающий игру поэта, в высоком и низком стиле: бряцал (лирический герой) – бренчал (чернь).

В первой реплике чернь восхищается поэтом, сравнивая его с чародеем, его песню с ветром. Противопоставление эпитетов свободна и бесплодна (песнь) – отрицательный вывод народа о пользе деятельности поэта.

Речь поэта более хаотична и эмоциональна. В ней оскорбительные эпитеты (бессмысленный, дерзкий), метафоры (червь земли, каменеть в разврате, рабы безумные), сравнения (душе противны вы, как гробы). Поэт подчёркивает у народа черты глупости и злобы.

Во второй реплике чернь с помощью эпитетов перечисляет свои недостатки (малодушны, коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны). Ни разу чернь не оскорбляет поэта. Она даёт его творчеству самую высокую оценку: звучно поёт, поражает ухо, ведёт к цели, волнует и мучит сердца, небес избранник, божественный посланник, любит ближнего, даёт уроки.

Это объективная оценка, совпадающая с мнением лирического героя. Так же объективен ответ поэта: его лира не сможет исправить человеческие пороки. Поэт заканчивает реплику метафорой-выводом о собственной роли на земле. Это слова не только поэта, но и лирического героя, и автора.

Вариант 2

Александр Сергеевич Пушкин «Поэт и толпа» написал в 1828 году. Это стихотворение вызвало в обществе очень противоречивые мнения, комментарии не умолкали даже после смерти автора. В своей работе Пушкин довольно резко обращается к окружению, называя его чернью. Большинство литературных критиков сходится во мнении, что Александр Сергеевич имел в виду отнюдь не простой народ, а дворян, поражающих духовной бедностью и отсутствием всякого понимания настоящего творчества.

Стихотворение «Поэт и толпа» Пушкин написал вскоре после попыток власти направить его перо в нужное русло. Многие современники, хорошо знавшие писателя, утверждали, что данная работа является ответом на требования дидактического морализма, то есть Александр Сергеевич сочинил то, что от него требовалось, но это были не его мысли и чувства.

Пожелания власти существенно отличались от идеалов самого поэта. До сих пор так никто и не понял, кого Пушкин называл чернью. Зная настроение поэта и его отношение к дворянству, многие предполагали, что словосочетание «светская чернь» указывает на высшее чиновничество. С другой стороны, пристрастие к «печному горшку» вряд ли можно отнести к богатым людям.

Существует предположение, что в своем стихотворении изобразил декабристов Пушкин. «Поэт и толпа» — это выражение полнейшего разочарования событиями, произошедшими 14 декабря 1825 года. В стихотворении упоминается, что чернь усмиряется бичами, а именно для декабристов были уготованы темницы и виселицы.

Если смотреть на стих «Поэт и толпа» более широко, то становится понятно, что Александр Сергеевич под чернью подразумевал людей, ничего не мыслящих в великом искусстве. В начале XIX века к творческим особам относились с некоторым пренебрежением, им не отводили в обществе значимой роли. Стихоплеты развлекали народ, но их стихи не несли в себе социальной значимости.

«Песнь поэта» красива, свободна, но в то же время бесплодна словно ветер. Люди не понимали ценности стихов, они во всем пытаются найти выгоду, рациональное зерно, а не наслаждаться произведениями искусства. В свою очередь, мудрым пророком чувствует себя Пушкин. «Поэт и толпа» — это попытка отгородиться от общественности, показать пренебрежение их принципами и ценностями.

Александр Сергеевич принимал непосредственное участие в восстании декабристов, но после провала тайного заговора разочаровался во всем и переосмыслил свое предназначение. Ему нет никакого дела до надменного народа, который не понимает его, а только насмехается и потешается.

Достучаться до сердец людей, переломить общественное сознание не в силах Пушкин. «Поэт и толпа» — это выражение отвращения к материальным ценностям, поскольку из-за них умирает духовность. Автор видит, как деградирует поколение, умирает все прекрасное.

Бедняки беспокоятся только о еде, богачи погрязли в разврате, ни одним, ни другим нет дела до творчества. Поэту отводится роль придворного шута, а это Пушкина не устраивает. Поэтому он сознательно отрекается от мира, в котором живет, но не отказывается от своего дара, потому что надеется разбудить в людях светлые и благородные чувства.

Вариант 3

История создания

20‑е годы 19 столетия стали настоящим испытанием для Александра Сергеевича. Он долгое время находился в ссылке, приобрел славу опального поэта и постоянно подвергался нападкам цензуры.

Невозможность вести полноценную жизнь и спокойно творить усугублялась чувством вины перед друзьями-декабристами. Пушкин всячески поддерживал декабристское движение, и его провал он переживал крайне болезненно.

Александр Сергеевич все чаще стал задаваться вопросом о том, какова же истинная роль поэта в социуме. Он осознавал, что с помощью творчества можно изменить сознание людей, а вместе с тем – и весь мир.

Отражением его мыслей и душевных переживаний стало стихотворение «Поэт и толпа», которое он написал в 1828 году. Изначально стих назывался «Чернь», однако он был переименован поэтом в 1836 году при подготовке второго издания.

Тема

Центральная тема произведения – роль поэта в истории, его влияние на общество. Поэт обеспокоен полным отсутствием понимания между представителями двух противоположных лагерей: теми, кто «рожден для вдохновения» и теми, кто видит в искусстве только личную выгоду.

Поэт вдохновенно декламирует свое произведение, а толпа лишь удивленно переглядывается, не понимая, для чего он это делает. Лирический герой, чем прототипом является сам Пушкин, обвиняет чернь в том, что оно не в состоянии по достоинству оценить искусство, и ценит лишь материальные блага, которые насыщают тело, но не душу.

В ответ «чернь» настойчиво требует, чтобы поэт приносил пользу народу своим творчеством. Однако лирический герой уверен, что два лагеря – истинные ценители искусства и те, кто не видит в нем смысла – никогда не придут к обоюдному пониманию. Он всем сердцем презирает чернь, погрязшую в пороках, злобе и глупости, и не видит смысла в том, что тратить свои силы на их просвещение.

Также Пушкин открывает еще одну насущную проблему своего времени – желание большинства поэтов писать не ради чистого искусства, а для получения материальной выгоды. Продажность собратьев по перу угнетает автора, поскольку написанные под заказ произведения зачастую имеют красивую форму без глубокого содержания. Обыватели же гораздо больше ценят внешний лоск, нежели наполненность поэзии.

Истинное призвание настоящего поэта Пушкин видит в том, что творить, невзирая на все жизненные трудности и проблемы.

Композиция

Произведение написано в виде диалога между непризнанным поэтом (лирический герой) и толпой («чернь»). Стихотворение условно можно разделить на четыре части.

В первой части показана непонимание и негативная реакция непросвещенной толпы на творчество поэта. Ей невдомек, для чего нужна поэзия, какова от нее реальная польза.

Во второй части поэт упрекает «чернь» в том, что он беспокоится лишь о собственной корысти.

В третьей части «чернь» наступает на поэта, требуя ощутимой пользы от его творчества, уроков, которые помогут избавиться от пороков.

В финальной части произведения лирический герой, прекрасно понимая, что все равно не сможет достучаться до сердец бездушной толпы, отказывает удовлетворить эти требования. Тем самым он проводит границу между людьми искусства и приземленной «чернью».

Ни одна из сторон не хочет прийти к компромиссу. Конфликт неразрешим, и продолжение диалога не представляется возможным.

Жанр

Произведение написано в жанре философской лирики. Стихотворный размер – четырехстопный ямб с чередованием парной, перекрестной и кольцевой рифмовок.

Средства выразительности

В своем произведении Александр Сергеевич использует широкий спектр средств художественной выразительности. Среди них метафоры («червь земли», «хладные скопцы»), эпитеты («вдохновенная», «рассеянная», «надменный», «непосвященный»), олицетворения («душа вкушает хладный сон»), сравнения («душе противны вы, как гробы», «как ветер, песнь его свободна»).

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Поэт и толпа»

Вариант 1

Пушкин неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание декабристов, литературным вдохновителем которого и являлся Пушкин. Однако провал тайного заговора не только стал для поэта самым большим жизненным разочарованием, но и заставил переосмыслить свое предназначение.

В 1828 году Пушкин написал стихотворение «Поэт и толпа», в котором провел очень четкую грань между творческими людьми и «чернью», которая в большинстве своем относится к стихам пренебрежительно и не пытается вникать в их смысл. Поэт в произведении автора представлен как высшее существо, которому нет никакого дела до «хладного и надменного» народа, не понимающего, для чего вообще нужны стихи.

Действительно, в первой половине 19 века литературное творчество не несло в себе какой-либо социальной значимость, его задачи сводились к тому, чтобы развлекать людей. И именно так к стихам относились все без исключения слои российского общества. Для них «песнь поэта» была свободной и, в то же время бесплодной, «как ветер», т.е. не представляла какой-либо ценности. Между тем, сам поэт считал, что это далеко не так.

Просто люди еще не готовы признавать за литераторами право быть пророками и формировать общественное мировоззрение. Поэтому, отвечая в своем стихотворении соотечественникам на вопрос, что же несет в себе современная поэзия, Пушкин отмечает: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».

Расшифровка этой фразы достаточно проста – поэт убежден, что основной проблемой общества является его приземленность и бездушие. Люди погрязли в мирских делах и заботах настолько, что даже в стихах пытаются отыскать некое рациональное зерно. Точно так же они не могут наслаждаться другими произведениями искусства, потому что «печной горшок тебе дороже, ты пищу в нем себе варишь».

Пушкин открыто признается в том, что «мы малодушны, мы коварны, бесстыдны, злы, неблагодарны», отмечая, что этими качествами обладает подавляющее большинство людей. Они настолько далеки от духовной жизни, что поэт просто отказывается достучаться до их сердец, заявляя: «Довольно с вас, рабов безумных!». При этом автор считает рабством не физическую, а именно духовную зависимость от материальных благ, на фоне которой люди попросту теряют способность видеть прекрасное и деградируют из поколения в поколение, лишая себя будущего.

Эта тенденция характерна не только для низших слоев общества, которые вынуждены каждый день беспокоиться о хлебе насущном, чтобы выжить, но и для знати, которая погрязла в пороках и развлечениях, перестав различать, что по-настоящему является ценным, а что – временным и приходящим. Обращаясь к своему народу, поэт отмечает: «Ты червь земли, не сын небес; тебе бы пользы все – на вес».

При этом автор не видит возможности переломить общественное сознание, поэтому утверждает: «Не оживит вас лиры глас!». Он разочарован в том, что поэту в обществе по-прежнему отводится роль шута, и никого не интересует, какие именно чувства и мысли он вкладывает в свои произведения.

Таким образом, Пушкин осознанно отрекается от того мира, в котором живет, так как понимает, что ему суждено быть услышанным лишь единицами. Однако он не отказывается от творчества и продолжает писать стихи «не для житейского волненья, не для корысти, не для битв», а для того, чтобы сделать мир немного прекраснее и разбудить в душах хоть некоторых людей благородные, чистые и светлые чувства.

Вариант 2

Поражение декабристов серьезно повлияло на взгляды Пушкина относительно роли и значения поэта в обществе. К тому же после восстания были официально запрещены малейшие упоминания о свободе и равенстве. Литературе отводилась роль развлечения, не имеющего серьезного значения. Пушкин часто подвергался упрекам критиков, которые пытались повлиять на его творчество и указывали «нужные» темы. Его ответом на эти упреки стало стихотворение «Поэт и толпа» (1828 г.).

Эпиграф к стихотворению Пушкин взял из «Энеиды» Вергилия: «Прочь, непосвященные» сразу же проводит резкую грань между автором и глупой толпой.

Следует заметить, что под «народом непосвященным» Пушкин подразумевал не темное крестьянство, а как раз образованные слои общества. Поэт на примере восстания декабристов видел, что возвышенные благородные идеи так и не нашли отклика в сердцах людей. «Чернь тупая» не интересуется богатым духовным миром, для нее важнее примитивные физические наслаждения. Горячие призывы поэта не смогли расшевелить зачерствевшие души. Люди даже не понимают, «о чем бренчит» поэт.

Это непонимание вызывает гнев Пушкина. Он обращается к народу с суровой обличительной речью, в которой называет его «поденщиком, рабом нужды». Поэт имеет в виду не физическое, а духовное рабство. Люди попадают в зависимость от материальных вещей, прежде всего, от денег. Это убивает в них самые лучшие человеческие качества и приводит к повсеместной лжи и обману. Главной ценностью современного общества Пушкин считает «печной горшок», который символизирует грубость и отсутствие духовных устремлений.

В ответ черни автор вкладывает собственные представления об обществе. «Клеветники, рабы, глупцы» — так оценивает он современников. Естественно, образованное общество никогда бы не признало такой оценки. Вымышленный монолог черни позволяет Пушкину подчеркнуть свои взгляды. Толпа признает свое ничтожество и обращается к поэту с просьбой исправить эту ситуацию. Ведь поэт заявил, что ему доступно высшее знание, и он способен стать учителем и направить ближнего на истинный путь.

Но возражение поэта содержит еще больший гнев и раздражение. Все прошлые попытки изменить общество ни к чему не привели. В нем по-прежнему господствуют «глупость и злоба». Все благородные стремления разбиваются о людское равнодушие. Поэтому поэт глубоко разочаровался в людях, он призывает их и дальше «каменеть смело». Если его лира никому не нужна, то поэт отрекается от общества и посвящает всю оставшуюся жизнь «звукам сладким и молитвам».

Стихотворение «Поэт и толпа» — важный этап в становлении мировоззрения Пушкина, после которого его отчуждение от высшего общества только усиливалось.

Вариант 3

В стихотворении «Поэт и толпа» Пушкин выбирает условную форму представления поэтической идеи, предлагая ситуацию беседы некоего абстрактного поэта и собирательного образа — толпы. Эту беседу правильнее назвать спором, отражающим диаметрально противоположные взгляды на назначение поэзии.

В продолжение разговора Поэт остаётся непреклонным в своем мнении, оно лишь укрепляется, толпа же уклончива и лукава, её доводы меняются, потому что для неё важна не истина, а достижение своей цели — заставить поэта служить себе, своим интересам.

Позиция автора чётко очерчена, он следует за Поэтом, сначала сочувственно описывает его как бы со стороны, а в конце голос Поэта и взгляды автора соединяются в общем выводе:

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Толпу же автор называет по-разному, но во всех случаях наделяет её уничижительными прозваниями: «чернь», «чернь тупая», «бессмысленный народ». Дело в том, что слово «толпа», обозначающее массу людей, лишённых индивидуальности, какого-либо глубокого чувства или разума, было далеко не в чести у литераторов.

Пушкин уточняет это определение, чтобы за толпу не принимали простых людей, народ в широком смысле этого слова, поэтому предваряет стихотворение эпиграфом, взятым из поэмы древнеримского поэта Вергилия: «Procul este, pro­fani». Под непосвящёнными Пушкин понимает не простых, необразованных людей; непосвящённые — это те, кто не способен понять, что, помимо их мелких материальных нужд, существуют понятия высокие, явления возвышенные.

Поэтому Пушкин всячески проясняет это, называя чернь словами «чернь тупая» и «бессмысленный народ». Важно осознать, что чернью может быть, как показывает Пушкин, и человек из социальных низов, и знатный, даже внешне образованный человек, если не видит божественного отблеска в окружающем мире, или, пользуясь словами Жуковского, «присутствия Создателя в созданье».

Слова Поэта в стихотворении «Поэт и толпа» могут показаться излишне резкими, даже несправедливыми, но это не так — следует внимательно присмотреться и подумать, чем вызвана такая эмоциональная отповедь толпе. Например, Поэт с гневом говорит: Поденщик, раб нужды, забот!

Так что же, человек виноват в том, что он нуждается, должен каждый день добывать себе хлеб и жить в заботах? Нет, конечно, беда человека — не его вина, а ежедневный труд его обязанность и урок. Пушкин словами Поэта порицает духовную бедность и ничтожество человека, живущего только ради практической пользы. Именно с этой позиции следует читать стихотворение «Поэт и толпа», чтобы понять пафос и правоту Пушкина, утверждающего, что мы точно рождены

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв, —

то есть не для пустой и мелкой суеты, не для подчинения своей жизни накоплению денег и уж верно не для войны.

Стихотворение Пушкина «Поэт и толпа», безусловно, возникло под влиянием жизненных обстоятельств, в ответ на требования некоторых критиков и издателей сделать свою поэзию сугубо моралистической, служащей практическим целям.

Пушкин же вовсе не отрицал огромную воспитательную силу поэзии, но был твёрд в главном для себя — поэзия не служанка, а мировая сущность, что уже выразил в «Пророке». Поэтому мнение, распространённое раньше и возникающее иногда в наши дни, что Пушкин утверждал принцип «искусства для искусства», неверно.

Полный текст стихотворения «Поэт и толпа» А. С. Пушкин

Поэт по лире вдохновенной

Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный

Кругом народ непосвященный

Ему бессмысленно внимал.

И толковала чернь тупая:

«Зачем так звучно он поет?

Напрасно ухо поражая,

К какой он цели нас ведет?

О чем бренчит? чему нас учит?

Зачем сердца волнует, мучит,

Как своенравный чародей?

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветер и бесплодна:

Какая польза нам от ней?»

Поэт.

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес;

Тебе бы пользы всё — на вес

Кумир ты ценишь Бельведерский.

Ты пользы, пользы в нем не зришь.

Но мрамор сей ведь бог!.. так что же?

Печной горшок тебе дороже:

Ты пищу в нем себе варишь.

Чернь.

Нет, если ты небес избранник,

Свой дар, божественный посланник,

Во благо нам употребляй:

Сердца собратьев исправляй.

Мы малодушны, мы коварны,

Бесстыдны, злы, неблагодарны;

Мы сердцем хладные скопцы,

Клеветники, рабы, глупцы;

Гнездятся клубом в нас пороки.

Ты можешь, ближнего любя,

Давать нам смелые уроки,

А мы послушаем тебя.

Поэт.

Подите прочь — какое дело

Поэту мирному до вас!

В разврате каменейте смело,

Не оживит вас лиры глас!

Душе противны вы, как гробы.

Для вашей глупости и злобы

Имели вы до сей поры

Бичи, темницы, топоры; —

Довольно с вас, рабов безумных!

Во градах ваших с улиц шумных

Сметают сор, — полезный труд! —

Но, позабыв свое служенье,

Алтарь и жертвоприношенье,

Жрецы ль у вас метлу берут?

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Аксения
Аксения

В жизни у меня есть два любимых занятия. Первое - читать книги русских и зарубежных авторов. Второе - учиться! Литературный блог litfest.ru дал мне возможность учиться, анализировать литературные тексты и делиться полезной информацией с большим количеством интересующихся людей. Я получаю от этого огромное удовольствие - надеюсь, что и вы тоже!

Оцените автора
Добавить комментарий

17 + 20 =

Adblock
detector