Стихотворение «Письмо матери» относится к позднему периоду творчества Сергея Александровича Есенина, который стал вершиной литературного мастерства поэта. В нём звучит усталость от житейских невзгод, тоска по ушедшей чистой юности и отчему дому.
Предлагаем краткий и полный анализ «Письмо матери» по плану, который поможет подготовиться к уроку литературы в 10–11 классе или к написанию сочинения на заданную тему.
Текст стихотворения «Письмо матери»
Сергей Есенин
Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.
1924 г.
Краткий анализ произведения
Стихотворение «Письмо к матери» имеет свою реальную предысторию. Поэт давно не был на Родине, он знал, что мать очень ждёт своего сына, поэтому уговорил приятелей составить ему компанию и навестить родные места.
Но в день накануне отъезда вся компания задержалась в трактире, поэтому мать так и не дождалась своего сына. Одолеваемый душевными терзаниями Сергей Есенин посвятил ей своё стихотворение, но оно скорее похоже на диалог, на исповедь.
- История создания – Произведение написано в 1924 году.
- Тема стихотворения – Разочарование в жизни и раскаяние в собственных поступках перед матерью.
- Композиция – Кольцевая композиция.
- Жанр – Послание.
- Стихотворный размер – Пятистопный хорей с использованием укороченной стопы.
- Метафоры – «струится свет».
- Эпитеты – «тягостная», «несказанный», «горький».
- Инверсии – «низенький наш дом», «тоски мятежной».
- Просторечные выражения – «шибко», «саданул».
Стихотворение «Письмо к матери» написано так просто, но так проникновенно, что перед глазами оживает образ ветхой старушки, которая сильно ждёт сына, но уже и не надеется, что он когда-то вернётся домой. Но всё равно ходит на дорогу в своей ветхой одежде. Так ждать и любить умеет только мать.
И Есенину удалось рассказать об этом в самых простых словах так, что каждый человек помнит строки из стихотворения и в некоторой степени соотносить мать поэта со своей матерью.
Анализ стихотворения «Письмо матери»
Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Письмо матери» написано в 1924 году и относится к поздней лирике 1924 – 1925 годов, когда поэт достиг вершины своего мастерства. Лирическое произведение, которое можно считать программным, подводящим итоги, создано перед приездом на родину в село Константиново, где Есенин не был 8 лет.
Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер, поражает своей предельной искренностью, открытостью, откровенностью.
В стихотворении раскрываются тема матери, безграничной, всепрощающей, всепоглощающей материнской любви; тема сыновней любви, родного дома, жизненных ошибок и нравственного возрождения.
Рассмотрим, как воплощаются эти темы в стихотворении, какие сопутствующие им мотивы звучат, анализируя движение лирического сюжета.
Следуя логике эпистолярного жанра, в начале произведения приветствие в форме риторического вопроса и обращения:
Ты жива ещё, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Необычно поэтично и лирически взволнованно выражено пожелание:
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Тема родного дома дополняется мотивом света как символа покоя, гармонии, тепла, уюта, домашнего очага. Метафора «струится» делает этот свет ещё более ощутимым, а эпитет «несказанный» подчёркивает, какое важное значение имеет свет родного дома для лирического героя.
Несказанный – значит необыкновенный, его невозможно выразить словами. Этот эпитет есть и в стихотворении «Несказанное, синее, нежное…», в котором лирический герой подводит итог своей жизни, признаётся в жизненных ошибках.
Во второй и третьей строфе раскрывается тема матери. Образ матери передается через её эмоциональное состояние, которое помогает понять следующий лексический ряд: «тая тревогу», «загрустила шибко».
«Тая» — значит скрывая от других, держа в себе, никому не открывая, а это очень тяжело – держать в себе тревоги, постоянно думать и грустить о сыне, беспокоясь за его судьбу, ни на кого не перекладывая своё горе, свою печаль.
Просторечное слово «шибко» (сильно) тоже служит созданию образа матери – простой русской крестьянки. Дополняет образ матери и портретная деталь – «старомодный ветхий шушун», которая делает этот образ трогательным.
Диалектное слово «шушун» — женская верхняя короткополая одежда или кофта была распространена в северорусских и отчасти среднерусских областях Российской империи.
В третьей строфе как антитеза вечернему несказанному свету появляется вечерний синий мрак, в котором мать видит, представляет страшную картину:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
«Кабацкая драка», «финский нож», грубо –просторечное слово «саданул» — это всё реалии грешной, «неправильной» жизни лирического героя, и вещее сердце матери предчувствует трагедию.
Четвертая строфа – это кульминация лирического сюжета, с 5 –ой по 8‑ую строфы развитие действия идёт по нисходящей линии. Лирический герой успокаивает свою мать:
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Признавая свою греховность («горький пропойца»), герой всё же обещает вернуться к матери. Сыновняя любовь передаётся и с помощью обращения «родная», и с помощью самохарактеристики: «по-прежнему такой же нежный».
Обращаем внимание на существительное 3‑го склонения (авторский неологизм) «бредь». В лирике Есенина можно встретить немало таких неологизмов: цветь, алость, темь.
Особую роль играет образ весеннего сада – символа обновления души. Лирический герой испытывает сложные и противоречивые чувства. С одной стороны, он мечтает вернуться в «низенький» дом.
«Низкий дом с голубыми ставнями, //Не забыть мне тебя никогда…» — звучит в другом стихотворении этого же 1924 года. Он надеется на родине избавиться «от тоски мятежной», обрести покой и гармонию, но и в то же время понимает, что «к старому возврата больше нет».
«Слишком ранняя утрата и усталость» — вот причина того, что лирический герой не надеется на полное духовное возрождение.
Анафорический повтор и целый ряд побудительных предложений, синтаксический параллелизм усиливают чувство горечи:
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось…
Обращает на себя внимание глагол «отмечталось» с приставкой «от», обозначающей завершение действия, явления или события.
В лирике Есенина роща «отговорила» берёзовым весёлым языком, белая липа «отцвела», соловьиный рассвет «отзвенел».
Лирический герой живёт в полном соответствии с законами природы: всё проходит, всё изменяется, отцветает липа – проходит молодость. Почему лирический герой просит мать, чтобы она не учила его молитве?
Он живёт в обществе, где узаконен полный отказ от религии, которая провозглашена «опиумом для народа», поэтому он и утверждает: «К старому возврата больше нет». В другом стихотворении Есенина «Мне осталась одна забава…» отношение к вере высказано противоречиво:
«Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь».
Стыдно было в молодости, когда в первые революционные годы религия подвергалась осмеянию, но горько стало в более зрелые годы, когда понял, что только вера спасла бы его, а верить, как прежде уже не может.
Завершается стихотворение, как и начиналось – образом матери.
Лексический повтор подчёркивает, что только мать способна спасти нравственно погибающего сына: Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.
Здесь мотив несказанного света приобретает новое звучание – это любовь матери, тепло и свет её души. Возвращение грешного сына в родительский дом вызывает реминисценции, связанные с библейским сюжетом о блудном сыне.
Кольцевая композиция придаёт логическую завершённость мысли, усиливает смысловые акценты.
Художественное время содержит и настоящее, и прошедшее, и будущее. Это можно проследить по глаголам. В настоящее время герой пишет письмо матери. Мать ходит на дорогу – это постоянно протекающее действие, так же как картины кабацкой драки, которые ей постоянно представляются.
Герой мечтает вернуться в родной дом. Будущее время – «вернусь». Глаголы прошедшего времени: мать загрустила, о своём прошлом герой говорит: «отмечталось», «не сбылось», «привелось испытать».
Художественное пространство вмещает в себя реальное: дорогу, вечерний синий мрак (хронотоп: время – вечер, пространство – мрак), но и нереальное, то что представляется. Матери представляется кабак, герою дом и сад, о которых он мечтает.
Стихотворение относится к жанру послания, которое довольно часто встречается в лирике Есенина. В прозе давно был известен жанр письма, а в поэзии письмо сделалось популярным в Серебряный век. Эпистолярная лирика Есенина наиболее оригинальная, новаторская по форме и содержанию.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, состоит из 9 катренов (четверостиший), рифмовка перекрёстная. Чередуются женская (старушка – избушкой) и мужская (привет – свет) рифмы.
Музыкальность – ещё одна особенность лирики Есенина. Многие его стихи положены на музыку, не является исключением и «Письмо матери».
Подробный анализ стихотворения
История создания
После многолетней разлуки с матерью Сергей Есенин решил провести немного времени в кругу своей семьи. Он пригласил с собой двух приятелей, которым расписал все прелести отдыха на его малой родине – в селе Константиново.
Вдохновлённые живописным рассказом, товарищи Сергея Александровича согласились составить ему компанию. Однако, будучи уже на железнодорожном вокзале, вся троица задержалась в местном буфете и не села в свой поезд.
Мать Есенина, Татьяна Федоровна, так и не дождалась в тот день своего сына, который на следующее утро написал покаянное стихотворение «Письмо матери».
Это произошло в 1924 году, когда Сергею Александровичу удалось добиться в своём творчестве филигранной отточенности языка и образов. Однако новое стихотворение более походило на обычный разговор с собеседником, нежели на литературное произведение, что свидетельствует о сильных душевных переживаниях автора.
Тема
Центральная тема произведения – разочарование в себе, в собственной жизни. Это отчаянное желание очистить свою душу перед единственным человеком, который всегда простит и всё поймёт – перед матерью.
Ни друзья, ни женщины не способны оставить глубокий след в душе поэта, они проносятся суетливой вереницей, безжалостно предавая и изменяя. И только семья способна принять блудного сына таким, каков он есть, без прикрас.
В стихотворении прослеживается тема любви к матери, которая олицетворяет собой и малую родину – цветущий сад, отчий дом, в котором можно укрыться от жизненных невзгод и набраться душевных сил. Мать для Есенина является собирательным образом всего ценного и дорогого, что есть у него в жизни.
Идея этого произведения заключается в том, чтобы, невзирая ни на что, не забывать свою семью, свой родной дом. Ведь только там всегда можно найти поддержку и любовь, которые так необходимы каждому человеку.
Композиция
Стих имеет кольцевую композицию, для которой характерно полное повторение фразы и в начале, и в конце. Подобный прием позволяет усилить смысловые акценты и придать произведению логическую завершенность.
Первая строфа является своеобразным вступлением, завязкой, которая продолжает развиваться в последующих строках. Бесприютность и неприкаянность лирического героя противопоставлена автором умиротворенности родного дома и силе материнской любви.
В четвёртой строфе лирический герой признается матери в своих грехах, будучи в полной уверенности, что она простит его.
В следующих строфах показаны нежные чувства героя к матери, светлые воспоминания его детства. В последней строфе автор подводит итог своей исповеди.
Стихотворный размер – пятистопный хорей, с укороченной стопой во второй и четвёртой строках.
Жанр
Произведение написано в жанре послания, и он обозначен уже в самом названии произведения. Это письмо, предназначенное конкретному адресату – матери.
Средства выразительности
В своем произведении поэт мастерски пользуется самыми разнообразными средствами выразительности, среди которых метафоры («струится свет»), эпитеты («тягостная», «несказанный», «горький»), инверсии («низенький наш дом», «тоски мятежной»), просторечные выражения («шибко», «саданул»).
Сочинение о стихотворении Письмо матери
В 1924 году, после 8‑летней разлуки, Сергей Есенин решил посетить родное село Константиново и встретиться со своими близкими. Накануне отъезда на родину из Москвы поэт написал проникновенное и очень трогательное «Письмо матери», которое в наши дни является программным стихотворением и одним из наиболее ярких образцов есенинской лирики.
Творчество этого поэта весьма многогранно и незаурядно. Однако отличительная особенность большинства произведений Сергея Есенина в том, что в них он предельно честен и откровенен. Поэтому по его стихотворениям можно легко проследить весь жизненные путь поэта, его взлеты и падения, душевные терзания и мечты.
«Письмо матери» в этом смысле не является исключением. Это – исповедь блудного сына, полная нежности и раскаянья, в которой, между тем, автор прямо заявляет о том, что менять свою жизнь, которую к тому моменту считает загубленной, не собирается.
Литературная известность пришла к Есенину довольно быстро, и еще до революции он был достаточно хорошо известен читателям благодаря многочисленным публикациям и сборникам лирических стихотворений, поражающих своей красотой и изяществом.
Тем не менее, поэт ни на миг не забывал о том, откуда он родом, и какую роль в его жизни играют близкие ему люди – мать, отец, старшие сестры. Однако обстоятельства сложились так, что долгие восемь лет у любимца публики, ведущего богемный образ жизни, не было возможности побывать в родном селе.
Вернулся туда он литературной знаменитостью, однако в стихотворении «Письмо матери» нет и намека на поэтические достижения. Наоборот, Сергей Есенин беспокоится о том, что до матери наверняка докатились слухи о его пьяных дебошах, многочисленных романах и неудачных браках.
Несмотря на свою известность в литературных кругах, поэт осознает, что не смог оправдать ожиданий матери, которая в первую очередь мечтала видеть сына хорошим и порядочным человеком. Каясь в своих проступках перед самым близким человеком, поэт, тем не менее, отказывается от помощи и просить мать лишь об одном – «не буди того, что отмечталось».
Для Есенина мать – не только самый родной человек, который может все понять и простить, но и душеприказчица, своего рода ангел-хранитель, чей образ оберегает поэта в самые трудные минуты его жизни.
Однако он прекрасно осознает, что уже никогда не будет таким, как прежде – богемный образ жизни лишил его духовной чистоты, веры в искренность и преданность. Поэтому Сергей Есенин с затаенной грустью обращается к матери со словами: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет».
Что кроется за этой теплой и нежной фразой? Горечь разочарования и осознание того, что жизнь сложилась совсем не так, как хотелось бы, и менять что-либо уже поздно – слишком тяжел груз совершенных ошибок, исправить которые невозможно.
Поэтому, предвкушая встречу с матерью, которой суждено стать последней в жизни поэта, Сергей Есенин интуитивно понимает, что для своей семьи он – практически чужой человек, отрезанный ломоть. Однако для матери он по-прежнему остается единственным сыном, беспутным и слишком рано покинувшим отчий дом, где его все еще ждут, несмотря ни на что.
Понимая, что в даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся, Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет недолгой и не сможет залечить его душевные раны.
Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со свойственным ему фатализмом и этот удар судьбы.
Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этом строчке – предчувствие собственной гибели и попытки хоть как-то утешить ту, для которой он всегда останется самым лучшим, дорогим и любимым человеком.
Читайте также: Анализ стихотворения «Береза» Сергея Есенина.
Стихотворение «Письмо матери» Сергея Александровича Есенина − своеобразное подведение итогов восьмилетнего периода жизни молодого поэта. Времени, которое он провёл вдали от своей малой родины. Молодой Есенин осознаёт, каким он стал, живя в столице, что теперь значит для него родной дом.