В позднем творчестве А. Фета преобладают философские мотивы, а также мысли, навеянные горьким опытом личной жизни. Яркий пример этого – стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую», о котором пойдёт речь в статье.
Сочинение и анализ «Одним толчком согнать ладью живую» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Текст стиха «Одним толчком согнать ладью живую»
Афанасий Фет
Одним толчком согнать ладью живую
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец –
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
1887 г.
Краткий анализ произведения
В позднем периоде творчества Фет отходит от традиционного жанра пейзажной лирики. В его произведениях все чаще появляются философские размышления о смысле собственной жизни и роли поэта в обществе. Своеобразным творческим манифестом Фета является стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…».
- История создания – произведение было создано в 1887 году (поздний период творчества), а опубликовано посмертно.
- Тема стихотворения – роль поэта и поэзии, человека искусства в жизни общества.
- Композиция – стихотворение – целостный, пламенный монолог лирического героя, который невозможно разделить на смысловые части. Формально произведение делится на три катрена, но написано оно одним предложением.
- Жанр – лирическое стихотворение.
- Стихотворный размер – пятистопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.
- Метафоры – «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», «упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам».
- Эпитеты – «тоскливый сон», «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный».
По мнению Фета, идеальный поэт ценен сам по себе. Он обладает уникальными умениями и возможностями: «тоскливый сон прервать», «дать жизни вздох». Все свои силы он направляет на поддержку искусства, которое становится самоцелью.
Анализ стиха «Одним толчком согнать ладью живую»
Одним толчком согнать ладью живую…” (28 октября 1887) — философские размышления Фета о сущности поэтического творчества и роли в обществе поэта и поэзии, в которых автор отстаивает эстетику “чистого искусства”, однако делает это не прямолинейно, а с помощью сложной системы образов, рисующих поэтическое творчество как особого рода озарение.
В последние годы жизни Афанасий Фет пребывал в сильнейшей депрессии, которая оставила отпечаток не только на быте, но и на творчестве поэта. Причина столь удрученного морального состояния отставного штаб-ротмистра кроется в осознании собственных ошибок, исправить которые Фету, увы, было уже не под силу.
В молодости поэт отказался жениться на девушке, которую любил, так как отец не мог дать за ней солидного приданого. В результате Фет обзавелся семьей в достаточно зрелом возрасте и поначалу искренне верил в том, что материальные блага смогут скрасить равнодушие, которое он испытывал к супруге.
Но шли годы, ситуация лишь усугублялась, и вскоре поэт понял, что миром правит любовь, а не деньги, титулы и положение в обществе. Но Фет все же надеется найти выход из сложившейся ситуации. Именно тогда рождается на свет стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887), которое автор по недоразумению забывает включить в сборник «Вечерние огни».
Произведение будет опубликовано лишь после смерти поэта, хотя благодаря письму к литературному критику Николаю Страхову о существовании этого произведения станет известно в литературных кругах значительно раньше.
В этом произведении отчетливо слышны нотки оптимизма, так несвойственного более позднему периоду творчества этого поэта. Неудивительно, что Никола Страхов, ознакомившись со стихами, нашел их удивительными и не лишенными изящества.
Действительно, поэт мечтает «одной волной подняться в жизнь иную», где на первом месте будут чувства и ощущения. Ему хочется «учуять ветр с цветущих берегов» и при этом «тоскливый сон прервать единым звуком». Самое удивительное, что Фет искренне верит в то, что это возможно, и у него хватит сил начать все заново, отказавшись от богатства ради душевного равновесия.
Поэт понимает, что только таким образом он может вернуть своим стихам былую легкость и красоту, раз и навсегда избавившись от мрачных мотивов в творчестве, навеянных самой жизнью. «Вот чем певец лишь избранный владеет, вот в чем его и признак и венец», – считает Фет.
Однако пройдет совсем немого времени, и автор осознает, что он упустил тот момент, когда еще можно было что-то исправить либо изменить. Пожилой и больной, привыкший к комфорту и роскоши, поэт не готов променять все это за возможность стать свободным от любых обязательств.
Но эту мысль автор так и не сможет озвучить в стихах, которые уже никогда не станут возвышенными, радостными и наполненные беспечностью.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Анализируемое стихотворение было написано А. Фетом в зрелом возрасте, когда поэт пребывал в депрессивном состоянии. Он жалел о страшной ошибке, которую совершил в молодости.
Когда-то поэт бросил любимую девушку, Марию Лазич, из-за тяжелого материального положения. Его невестой стала обеспеченная Мария Боткина. К ней поэт чувствовал симпатию, но так и не смог полюбить жену по-настоящему.
Всю жизнь поэт посвящал Лазич стихотворения. В 1887 году было написано произведение «Одним толчком согнать ладью живую», в котором автор пытается переосмыслить свою жизнь. Прямого упоминания о любви к Лазич в нём нет, но, зная биографию автора, нетрудно догадаться, чем продиктованы строки.
А. Фет хотел включить произведение в сборник «Вечерние огни», но не сделал этого по ошибке. В итоге стихи были опубликованы после смерти автора.
Тема
Литература – благодатная почва для развития философских тем, касающихся человеческой жизни, предназначения человека. Они раскрываются и в анализируемом стихотворении. В центре него лирический герой, который полон решения «одним толчком согнать ладью живую».
Под ладьей подразумевается человек, а волны, о которых говорится далее, символизируют жизнь.
Герой очень хочет услышать запах «цветущих берегов». Видимо, под этим образом подразумеваются прекрасные чувства, которые способен испытывать человек. Лирический герой стремится поменять свою тоскливую жизнь на новые ощущения и эмоции, наконец, закричать о том, о чем язык пока не смеет говорить.
И только в последней строфе поэт называет того, кому всё это по силам: только настоящему творцу. А. Фет уверен, что суть «певца» в том, чтобы пробуждать сердца людей, их чувства.
Композиция
Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который нельзя разделить на части по смыслу, так как всё это одна мысль о предназначении поэта и поэзии. Формально стихотворение состоит из четырёх катренов.
Текст представляет собой одно сложное предложение, что усиливает эффект единой мысли.
Стихотворный размер – пятистопный ямб. А. Фет использовал перекрестную АВАВ рифмовку.
Жанр
Жанр – лирическое стихотворение, так как лирический герой провозглашает свои сокровенные мысли об истинном предназначении поэта.
Средства выразительности
Стихотворение богато средствами выразительности. Содержание поэт «плетёт» из метафор: «одной волной подняться в жизнь иную, учуять ветр с цветущих берегов», «упиться вдруг неведомым, родным», «дать сладость тайным мукам».
Большинство метафор построено на символических образах. Выразительность описываемому придают эпитеты: «тоскливый сон», «наглаженные пески», «цветущие берега», «певец избранный».
Сочинение о стихе Одним толчком согнать ладью живую
Своеобразным творческим вызовом Фета за идею «чистого искусства» и концепцию импрессионизма является стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…». Данное произведение раскрывает нам личность самого Фета, его взгляды на литературное творчество.
Задачей автора является воплощение искусства ради искусства, потому пафос стихотворения столь непринужденный и легкий, ведь автор свободен и раскрепощен.
Из первых же строк мы чувствуем это единство ума и сердца: «Одним толчком согнать ладью живую», «Одной волной подняться в жизнь иную».
Лирический герой, безусловно, создатель, который способен изменить ход событий, поменять мир вокруг.
Эта мысль также подчеркиваться в следующих строфах: «Тоскливый сон прервать единым звуком», «Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам». Фет продолжает традиционную для русской поэзии тему о призвании и значении творца.
Для него создатель — это человек, свободный от окружающего давления, избранный, наделенный божьим даром. Влияние творца на общество заключается в пробуждении любви к прекрасному, в умении заставить забиться «бестрепетные сердца».
Немалую роль в произведении играют эпитеты: «ладью живую», «цветущих берегов», «Тоскливый сон», «сладость тайным мукам», они придаю особую стилистическую окраску стихотворении, дополняют его образные составляющие.
Также обратить внимание на синтаксические конструкции. Мы чувствуем, что и сам А. А. Фет считает себя «избранным», и мы с ним абсолютно солидарны.
Читайте также: Анализ стихотворения «Чудная картина» А. А. Фета.
В раскрытии темы поэта и поэзии Фет очень близок к Пушкину, однако поэтика его стихотворения “Одним толчком согнать ладью живую”, анализ которого мы провели, глубоко оригинальна, его образная система создана в русле своеобразия его собственного поэтического видения мира.