Владимир Владимирович Маяковский – одна из ключевых фигур в отечественной литературе Серебряного века. Немалый пласт творчества поэта – сатирическое осмеяние пороков общества, которое наглядно продемонстрировано в стихотворении «О дряни».
Сочинения и различные варианты анализа «О дряни» позволят ученикам 11 класса пройти полноценную подготовку к уроку литературы.
Текст стихотворения «О дряни»
Владимир Маяковский
О дряни
Слава. Слава, Слава героям!!!
Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.
Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина.
(Меня не поймаете на слове,
я вовсе не против мещанского сословия.
Мещанам
без различия классов и сословий
мое славословие.)
Со всех необъятных российских нив,
с первого дня советского рождения
стеклись они,
наскоро оперенья переменив,
и засели во все учреждения.
Намозолив от пятилетнего сидения зады,
крепкие, как умывальники,
живут и поныне
тише воды.
Свили уютные кабинеты и спаленки.
И вечером
та или иная мразь,
на жену.
за пианином обучающуюся, глядя,
говорит,
от самовара разморясь:
“Товарищ Надя!
К празднику прибавка –
24 тыщи.
Тариф.
Эх, заведу я себе
тихоокеанские галифища,
чтоб из штанов
выглядывать
как коралловый риф!”
А Надя:
“И мне с эмблемами платья.
Без серпа и молота не покажешься в свете!
В чем
сегодня
буду фигурять я
на балу в Реввоенсовете?!”
На стенке Маркс.
Рамочка ала.
На “Известиях” лежа, котенок греется.
А из-под потолочка
верещала
оголтелая канареица.
Маркс со стенки смотрел, смотрел…
И вдруг
разинул рот,
да как заорет:
“Опутали революцию обывательщины нити.
Страшнее Врангеля обывательский быт.
Скорее
головы канарейкам сверните –
чтоб коммунизм
канарейками не был побит!”
1921 г.
Краткий анализ произведения
Сатирические произведения Владимира Маяковского 20‑х годов поражают своим тематическим разнообразием. Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта-сатирика.
- История создания – Стихотворение написано в 1921 году в качестве реакции писателя на лицемерие определённой категории граждан, не принявших идеи революции, но сумевших приспособиться к новым реалиям.
- Тема стихотворения – Протест против мещан, высмеивание их пороков.
- Композиция – Блоки композиции весьма условны. Стихотворение состоит из зачина, экспозиции, кульминации и развязки.
- Жанр – Инвектива.
- Стихотворный размер – Акцентный стих.
- Резкие, грубые слова – «мразь», «зады», «мурло», «дрянь».
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы – «спаленка», «потолочек».
- Гипербола – «Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…».
- Неологизмы – «оголтелая канареица», «фигурять».
Данное стихотворение имеет своеобразную композицию. Выделение ее в тексте, конечно, условно. Произведение начинается с возгласа поэта: «Слава, Слава, Слава героям!!!» Возглас резко контрастирует с последующим повествованием «о дряни», то есть о тех, кто героями совсем не назовешь.
Анализ стихотворения «О дряни»
Спустя несколько лет после революции Маяковский написал в 1921г. стихотворение «О дряни». Поэт был разочарован в последствиях революции, изменения, которые произошли в стране, не удовлетворяли его.
Поэт использует такие средства сатиры, как ирония (много уменьшительно-ласкательных суффиксов «потолочек», «спаленка»), гипербола, (резкие, грубые слова «мразь», «дрянь», «зады») язвительный сарказм и гротеск.
Тема стихотворения – идеалы и желания советских мещан. Люди мыслят примитивно, бездумно следят за модой, ставят целью жизни – материальное обогащение. Материальная составляющая жизни первостепенная для советской буржуазии, нет места духовному развитию.
Маяковский высмеивает таких людей, которые считают себя интеллигенцией, но в душе так и остались малообразованными горожанами. Автор критикует не самих мещан как сословие, а их тип мышления.
К. Маркс критиковал буржуазную политику, был сторонником революции. В стихотворении герой критикует общество и его нравы, привычки; если люди не перестанут заботится только о своем благополучии, то вся жестокость, насилие, связанные с революцией были напрасны.
В таком примитивном обществе никогда не будут существовать такие идеи, как равноправие, демократия. Весь смысл жизни мещанина заключается в том, чтобы похвастаться новыми вещами, потешить самолюбие.
Маяковский противопоставляет большое количество материальных благ и пустую душу людей.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Будучи, в первую очередь, не только поэтом, но гражданином своей страны, Владимир Владимирович никогда не оставался в стороне от происходивших в ней событий.
Он обладал удивительной способностью подмечать все нарывы окружающей действительности и открыто выставлять их напоказ на суд общественности. При этом методы его были зачастую ироничны, неприглядны и весьма негуманны.
Беспощадное перо Маяковского выхватывало самую суть пороков, царивших в обществе и в жесткой и нелицеприятной форме осмеивало их. Очередным подтверждением тому стало произведение «О дряни», написанное поэтом в 1921 году. Пережив свержение самодержавия и ужасы гражданской войны, социум стал привыкать к новым условиям жизни.
Однако далеко не все граждане смогли искренне проникнуться идеями революции и жить в согласии с ними. Мимикрировав в новой обстановке, они по-прежнему исповедовали свои застарелые мещанские ценности. Именно этим людям – мещанам по духу – и посвятил свои строки поэт-бунтарь.
Тема
Главная тема произведения – обличение мещанства, которому удалось прекрасно приспособиться в обновленной стране. Однако поэт сразу предупреждает, что не имеет ничего против мещанства как сословия. Прежде всего, он высмеивает тех людей, чья сущность представляет собой смесь хамства, пошлости и двуличия.
Подобное отношение поэта к мещанству несложно понять. Во время лихолетья Гражданской войны погибло немало достойных людей, которые самоотверженно жертвовали собственными жизнями ради высоких идеалов.
В то время как всякая «дрянь» пряталась по тёплым углам, пережидая тяжёлые времена. Победа большевиков и восстановление мирной жизни стали причиной того, что «мурло мещанина» почувствовало себя в безопасности и даже смогло приспособиться к новым условиям.
Будучи отчаянным идеалистом, Маяковский всем своим естеством жаждал полной и безоговорочной победы нового строя над пережитками буржуазного социума. Однако этого не произошло, о чём горько сожалеет поэт в своём произведении.
В стихотворении «О дряни» он рисует типичные образы современных мещан: безымянного служащего, устроившего «уютный кабинет» в одном из госучреждений, и его супругу – «товарища Надю».
Всё общение супружеской четы сводится лишь к разговорам о благоустройстве собственного мирка. Однако при этом они все силы прикладывают к тому, чтобы создать видимость людей новой формации, и это у них неплохо получается.
В стихотворении много внимания уделяется теме мещанского быта, который поглощает все мысли и поступки обывателей. Поэт рисует обязательные атрибуты сытой и комфортной жизни мещан: самовар, пианино, кот, клетку с канарейкой. Но при этом в их доме непременно найдётся и свежий выпуск «Известий», и портрет идейного вождя на стене.
Столь сильное неприятие мещанства поэтом связано с тем, что он прекрасно отдаёт себе отчёт, насколько опасно это для общества. Таких людей немало среди чиновников и в рядах правительственного аппарата, а это несёт огромную угрозу всей идее коммунизма.
Композиция
Для стихотворения «О дряни» характерно весьма своеобразное композиционное построение: оно состоит из 8 строф разной длины – от одностишия (1‑я строфа) до многостишия (28 строк – 7‑я строфа). Произведение начинается с хвалебного возгласа поэта, которое в следующий миг сменяется горькой сатирой. Это своеобразный зачин стихотворения.
В следующих 6 строфах Маяковский делится своими соображениями касательно причины «живучести» мещанства в стране Советов. Он ярко и красочно описывает образ типичной мещанской супружеской пары.
В последней строфе – кульминация произведения, гневная речь изображённого на картине Карла Маркса, не выдержавшего махровой обывательщины.
Стихотворение написано, как и многие произведения Маяковского, акцентным стихом (размер тонического стихосложения, при котором количество безударных между ударными может превышать 4 слога).
Жанр
Будучи признанным королем сатирической поэзии, Маяковский написал стихотворение «О дряни» в жанре инвективы (разновидности памфлета).
Средства выразительности
Для создания яркого образа советского обывателя Владимир Владимирович использует широкий спектр средств художественной выразительности. В первую очередь бросается в глаза обилие грубых, резких слов: «мразь», «зады», «мурло», «дрянь».
Использование уменьшительно-ласкательных суффиксов подчёркивает презрительное отношение поэта к мещанскому быту: «спаленка», «потолочек».
В качестве гиперболы, доходящей до абсурда, представлена фраза «Намозолив от пятилетнего сиденья зады, крепкие как умывальники…».
Для повышения выразительности стихотворения Маяковский берёт на вооружение неологизмы, которые гармонично дополняют его неповторимый стиль: «оголтелая канареица», «фигурять».
Сочинение о стихотворении О дряни
В. Маяковский поддерживал революцию, так как верил, что она станет толчком к созданию нового общества, искоренению буржуазного сословия. Но ожидания поэта не оправдались, он увидел, что большинство людей приспособилось к новым условиям, живут не для общества, а для себя.
В. Маяковский разочаровался в таких результатах переворота, и в 1921 г. написал стихотворение «О дряни», в котором резко высказался о таких людях.
Анализируемое произведение относится к гражданской лирике. В нем сплетаются нотки и иронии и сатиры. Тема стихотворения В. Маяковского «О дряни» ‒ жизнь мещан после революции. Автор разоблачает людей, которые живут только для себя, высмеивает их.
Начинается стихотворения тем, что поэт славит героев. Таким образом, он подводит читателя дальнейшему противопоставлению героев революции и людей, которые воспользовались ею, чтобы устроить себе комфортную, сытую жизнь. Последних поэт называет «дрянью».
В. Маяковский переосмысливает значение слова «мещане», подразумевая под ним людей, которые после мятежей «подернулись тиной» и ничего не собираются делать для общества. Автор уточняет, что против мещан «без различия классов и сословий» он ничего не имеет.
Он злится на тех, которые «стеклись» со всех «российских нив» в учреждения. О чиновниках, которые без толку заседают в учреждениях, Владимир Владимирович говорит резко: они тихонько существуют, «намозолив от пятилетнего сидения зады».
Маяковский показывает один из вечеров мещанской семьи. Образ семьи обобщенный, так как автор пишет: «та или иная мразь». Автор рассказывает, как жена мещанина учится играть на пианино, а тот рассказывает ей о прибавке к празднику.
При этом мужчина обращается к супруге: «Товарищ Надя!» Мещанин мечтает, куда потратит эти деньги, а жена просит у него платье с «серпом и молотом». Авто высмеивает чрезмерное внимание к символике: «Без серпа и молота не покажешься в свете!» По сути, это всего лишь показательное выступление для таких же членов партии.
В. Маяковский подает зарисовку интерьера, в котором тоже детали постреволюционной жизни: портрет Маркса в алой рамочке, «Известия» и канарейка в клетке. В последних строках автор метафорично выражает свое разочарование.
Маркс со стенки орет: «Опутали революцию обывательщины нити». Он призывает свернуть головы канарейкам, чтобы те не «побили» коммунизм. На самом деле, в этих строках под образом канарейки подразумеваются мещане.
По смыслу стихотворение В. Маяковского «О дряни» делится на несколько частей: упоминание о героях; часть, в которой автор выражает свое отношение к мещанам; рассказ о вечере в семье обывателей; крик Маркса. Формально произведение состоит из восьми частей с разным количеством строк. Рифмуются не все строки.
Для реализации идеи Владимир Владимирович использовал художественные средства.
В тексте есть эпитеты («тихоокеанские галифища», «оголтлелая канареица»), метафоры («бури революционных лон», «стеклись они, наскоро оперенья переменив»), гипербола («необъятные российские нивы»), сравнения («зады…, как умывальники», «чтоб из штанов выглядывать как коралловый риф»).
Подводя итог всему сказанному, я хотел бы выразить свое восхищение поэзией Маяковского. Я не перестаю поражаться силой его таланта, который он целиком и полностью отдал на служение своей стране.
Я думаю, что значение творчества этого поэта для России непреходяще. В нем Маяковский увековечил страницы одного из самых сложных периодов жизни страны, который изменил коренным образом путь ее развития. И ярким примером этого является стихотворение «О дряни».
Читайте также: Анализ стихотворения «Юбилейное» В. В. Маяковского.
Стихотворение «О дряни» — это подлинный образец сатирического таланта поэта. Беспощадный, жестокий смех слышим мы в каждой строчке, развенчивающей «обывательский быт».