Анализ стиха «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина

«Не жалею, не зову, не плачу» – стихотворное произведение Сергея Есенина, образец философской лирики поэта. Пейзажную лирику С. Есенина изучают в 1–4 классах. Философский же пласт творчества поэта младшим школьникам понять сложно, зато старшеклассники знакомятся с ним с удовольствием.

Анализ Не жалею не зову не плачу

Сочинение, а также краткий и полный анализ «Не жалею, не зову, не плачу» можно использовать на уроке литературы в 9–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Текст стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»

Сергей Есенин

Не жалею, не зову, не плачу

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

 

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

 

Дух бродяжий! ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст

О, моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств!

 

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

 

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

1921 г.

Краткий анализ произведения

Произведение “Не жалею, не зову, не плачу” — это философские размышления о прошедшей молодости и о смерти С. Есенина.

  • История создания – вышло из-под пера поэта в 1921, впервые было напечатано в журнале «Красная нива» за 1922 г.
  • Тема стихотворения – быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.
  • Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
  • Жанр – элегия.
  • Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
  • Метафоры – «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «пламень уст», «тихо льётся с клёнов листьев медь».
  • Эпитеты – «Дух бродяжий»,«утраченная свежесть», «сердце, тронутое холодком».
  • Сравнения – «всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

Монолог лирического героя характерен для поэта, размышления о жизни, о том, что все рано или поздно проходит, в частности об ушедшей юности, которую уже не вернуть.

Анализ стиха «Не жалею, не зову, не плачу»

Произведение было создано автором в 1921 году в возрасте 26 лет. Этот факт особенно любопытен в свете того, насколько сильной философской грустью по утраченной юности пропитано стихотворение.

Однако, если получше узнать мысли автора, то все становится на свои места: «…только памятуя о смерти, поэт может особенно остро чувствовать жизнь…» — говорит Есенин на одном из своих публичных выступлений.

Главная тема стихотворения

Основная мысль стихотворения – скоротечность бытия, Есенин сожалеет о том, как коротка человеческая жизнь и в то же время благодарен за возможность прожить ее ярко и красиво. Читателю кажется, что автор будто прощается с ним и с жизнью, подводя своеобразный итог. Он говорит, что ничего уже не заставит трепетать «сердце, тронутое холодком».

Здесь все просто от первого и до последнего слога, как и в остальных произведениях Есенина, тут нет потайного смысла или двойного дна. Автор с нежной грустью вспоминает былые времена

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне? 

  Словно я весенней гулкой ранью 

  Проскакал на розовом коне.»

Он как бы намекает читателю: остановись и задумайся, ведь не успеешь оглянуться, а жизнь прожита, а у тебя ни впереди, ни позади ничего не осталось.

Тема увядания и человеческого заката – вообще очень сложная и глубокая. Что еще раз подчеркивает глубину натуры автора, его меланхолический темперамент и склонность к философским размышлениям. Мягко подводит нас Есенин к тому, каково же вообще предназначение человека на земле. Он спрашивает себя и читателя: для чего мы живем на земле?

Структурный анализ стихотворения

По структуре произведение является стихом-монологом. Автор излагает свои грустные думы невидимому собеседнику. Для него это своеобразная исповедь, открывая душу читателю, он надеется получить глубокий отклик и сопереживание с его стороны.

Именно эта доверительная интонация повествования, простота формы изложения мыслей так трогает читателя, заставляет его задуматься о собственной жизни.

Способом выражения авторской мысли является антитеза: Есенин противопоставляет весну и осень юности и зрелости. Осень природы Есенин сравнивает с закатом человеческой жизни: «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым».

Народные корни поэта как нельзя лучше видны в этом стихотворении, однако, даже просторечья, здесь вписаны органично и лишь придают большей выразительности и целостности произведению.

Многие критики отмечают удивительную музыкальность слога: и действительно строки будто льются, подобно нежной песне. «Бродяжий дух» Есенина вырывается в данном стихотворении во всей своей полноте, он феерично использует образы природы для выражения собственных эмоций.

Тонко подобранные метафоры рисуют в воображении читателя с одной стороны, отдельный, ни на что не похожий мир, с другой – очень емко и точно описывают родную для наших глаз Россию.

«Страна березового ситца», «гулкая рань», «шляться босиком», «с белых яблонь дым» — все это помогает нам вспомнить и ощутить необъятные русские просторы, буквально вдохнуть родной воздух.

Заключение

В финале стихотворение пронизывает дух смирения и умиротворения, автор принимает то, что подготовила ему судьба, благодарит жизнь за то, что было и то, что, возможно, еще будет:«Будь же ты во век благословенно, что пришло процвесть и умереть».

В процессе повествования автор размышляет над тем, как много ошибок он допускал, ведь Есенин был всем известен как знатный дебошир и пьяница.

Именно потому, что он очень многое в жизни испытал в столь юном возрасте, у него рождаются поистине глубокие и проникновенные строки. Здесь мы слышим отчетливое раскаяние, боль разочарований и жизненных потерь. Однако, изменить уже ничего нельзя, а жизнь сама расставит все по своим местам, ведь по мнению Есенина «все мы в этом мире тленны».

Подробный анализ стихотворения

История создания

Анализируемое стихотворение С. Есенин написал в 1921 г., когда ему было 26 лет. Казалось бы, ещё рано думать о том, что молодость прошла, а смерть неумолимо близится.

Однако начало ХХ века обозначилось войной. Поэт не был участником военных событий, но входил в Царскосельский военно-санитарный поезд. Там он узнал, что жизнь граничит со смертью.

К моменту написания стихотворения Сергей Александрович уже успел издать несколько сборников. В том же 1921 г. он встретил женщину, с которой создал семью. Эти факты объясняют, почему поэт считал себя зрелым человеком.

Часто историю написания произведения связывают с «Мёртвыми душами» Н. В. Гоголя. В лирическом отступлении повести есть строки, смысл которых отобразился в творении Есенина: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!».

Впервые стихотворение увидело мир на страницах «Красной нивы» в 1922 г.

Тема

Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.

Уже в первых стихах лирический герой признаётся в том, что не жалеет о том, что молодость ушла безвозвратно. Свою зрелость он считает порой увяданья, но увяданье это золотое. Видимо, герой понимает, что прошедшие годы подарили ему бесценный опыт. Ему уже чужды юношеские забавы, не хочется больше «шляться босиком», даже сердце теперь бьётся по-другому.

Вместе с молодостью позади остался «Дух бродяжий», поэтому речи зрелого мужчины обдуманны, спокойны, а глаза больше не наполняются буйством. С. Есенин считает, что с возрастом чувства перестают бурлить.

Лирический герой замечает и то, что у него меньше желаний. В какой-то момент он начинает сомневаться, не приснилось ли ему то, что он называет молодостью. Во время этих раздумий рождается оригинальный метафорический образ юности. С. Есенин называет её розовым конём. Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый бег молодых лет.

В последнем катрене автор обобщает сказанное, поэтому написан он от первого лица множественного числа. Лирическое «мы» повторяет известную истину: «все мы в этом мире тленны». С каждым днём человек потихоньку приближается к концу своей жизни. Так будет всегда, поэтому С. Есенин «благословляет и жизнь, и смерть».

Композиция

Стихотворение делится на две смысловые части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Последнее четверостишие – вывод, который позволяет автору сделать философскую составляющую более выразительной.

Стихотворный размер – пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Жанр

Жанр произведения – элегия, так как автор грустно раздумывает над вечными философскими проблемами. Хотя лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовёт, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение.

Средства выразительности

Для передачи мыслей и эмоций лирического героя С. Есенин использовал богатый арсенал средств выразительности. В их наборе преобладают индивидуально-авторские тропы.

Главную роль в произведении играют метафоры: «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», страна берёзового ситца», «пламень уст», «тихо льётся с кленов листьев медь».

Дополняются пейзажи эпитетами: «Дух бродяжий», «утраченная свежесть», «сердце, тронутое холодком» и сравнениями – «всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».

Сочинение о стихе Не жалею, не зову, не плачу

К началу 20‑х гг. в творчестве Есенина начинают появляться философские размышления о смысле собственной жизни, тоска по безвозвратно прошедшей юности, растраченной впустую. Поэт уже испытал серьезные страдания и неудачи, он был непосредственным свидетелем бурных событий отечественной истории.

В прошлом остался неудачный брак с З. Райх. Отношения Есенина с советскими властями складываются не лучшим образом. Молодой поэт серьезно задумывается о неизбежной смерти.

Немногие знают, что стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» (1921 г.) написано Есениным под впечатлением от лирического вступления к шестой главе «Мертвых душ». Поэт признавался, что положительные отклики на произведение должны быть в равной степени отнесены и Гоголю.

Стихотворение проникнуто печальным настроением. Всего лишь в 26 лет Есенин ощущает, что его молодость ушла навсегда. Юношеские мечты и надежды никогда не повторятся. Жизнь становится медленным «увяданьем».

Автор понимает, что его чувства и желанья утратили свою силу и остроту. Он чувствует, что все реже «дух бродяжий» заставляет его совершать необдуманные поступки, которые хоть и доставляют неприятности, но позволяют жить полной насыщенной жизнью.

Прошедшие годы промелькнули очень быстро, они подобны мимолетному сновиденью. Теперь уже нельзя ничего изменить или исправить.

В финале стихотворения Есенин переходит к конкретному размышлению о смерти. Если раньше она представлялась ему чем-то далеким, не имеющим к нему никакого отношения, то теперь ее силуэт с каждым годом вырисовывается все отчетливее.

Поэт понимает, что слава и известность не уберегут его от неизбежного конца, перед которым все равны. Последние строки все же более оптимистичны: Есенин благословляет высшие силы, которые позволили ему прийти в этом мир, «чтобы процвесть и умереть».

Глубоко философское произведение содержит большое количество выразительных средств. Эпитетами поэт подчеркивает свое грустное настроение: «утраченная», «тленны». Очень трогательны и своеобразны применяемые метафоры: «белых яблонь дым», «страна березового ситца» и др.

Свою беззаботную молодость автор сравнивает со скачкой «на розовом коне». В финале Есенин приводит потрясающую по красоте лексическую конструкцию: медленное угасание человеческой жизни – льющаяся «с кленов листьев медь».

Читайте также: Анализ стихотворения «Гой, ты Русь, моя родная!» С. Есенина.

Произведение С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» – это образец философской лирики Есенина. Это одно из первых стихотворений, в которых усматривают намек поэта на возможность самоубийства.

Итоговая таблица рейтинга
Краткий анализ произведения
105
Подробный анализ стихотворения
39
Анализ стиха «Не жалею, не зову, не плачу»
1
Сочинение о стихе Не жалею, не зову, не плачу
1
Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

шестнадцать − 4 =