Анализ стихотворения А.А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»

Афанасий Афанасьевич Фет – один из великих поэтов русской литературы. Его произведения до сих пор пользуются популярностью не только в школьной программе, но и многие взрослые не прочь почитать сборник его стихов. Поэт любил природу и природные явления, ей он посвятил огромное количество произведений. Одним из таких стихотворений является: «Мама! глянь-ка из окошка». Ниже можете ознакомиться с анализом этого стихотворения.

Полный текст стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка» А. А. Фет

Мама! Глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело, -

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

“Ну, скорей гулять!”

Краткий анализ стиха «Мама! глянь-ка из окошка…»

Вариант 1

Знамениты стихи Фета о природе. Но поздний период творчества Афанасия Фета был омрачен личной трагедией. Поэт практически полностью ушел в себя и подавляющее большинство стихов посвящал Марии Лазич – девушки, любовь которой он отверг в угоду браку по расчету. Тем не менее, иногда Фет словно бы пробуждался от тяжелого сна, и тогда на свет рождались светлые и наполненные радостью произведения, которыми так славится ранний период творчества этого поэта.

В 1887 году Фет публикует стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…», которое впоследствии становится хрестоматийным. И не только потому, что очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери.

Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века.

Обращаясь к матери, ребенок отмечает, что «знать, вчера недаром кошка умывала нос». Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым.

Не стоит забывать, что к моменту написания этого стихотворения сам Фет уже разменял седьмой десяток. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение передать те восхитительные ощущения, которые испытывает несмышленый ребенок при виде первого снега.

«Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка, который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко, чтобы насладиться зимним утренним пейзажем.

При этом малыш не просто восхищается увиденным, но и преследует вполне конкретную цель – добиться у матери разрешения выйти на улицу, чтобы покататься на салазках. Причем, к этой естественной мысли герой стихотворения словно бы готовит маму, давая ей понять, что ему бы очень хотелось предаться любимым зимним забавам.

Ненавязчиво высказывая свое желание, малыш преподносит его в такой форме, что любому взрослому человеку будет трудно отказать ему в такой малости, как возможность побегать по первому снегу. Но благодаря этой крестьянской хитрости и даже мудрости само стихотворение приобретает особую утонченность.

Вариант 2

В последние годы жизни Фета все чаще посещали мрачные размышления. Он не мог простить себе ошибки, совершенной в молодости. Поэт отказался от счастья с любимой девушкой (М. Лазич), так как хотел найти богатую невесту и обрести финансовую независимость. Его возлюбленная вскоре трагически погибла, в чем Фет усматривал свою вину. На протяжении всей жизни он мечтал о том, что после смерти сможет вновь встретиться с душой М. Лазич и попросить у нее прощения.

Поэтому его поздние произведения проникнуты ощущением смерти и надеждами на загробное существование. При этом Фет был поклонником «чистого искусства» и уже давно предпочитал реальности воображаемый мир. По неподтвержденным свидетельствам перед смертью он даже сделал попытку самоубийства. Несмотря на такое настроение, поэт иногда вновь ощущал приливы юношеского вдохновения. В 1887 г. он написал стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…», которое наполнено чистым и светлым оптимизмом.

Стихотворение выпадает из общего творчества Фета еще и потому, что в нем автор описывает диалог между людьми (матерью и ребенком). Поэт крайне редко прибегал к описанию реальных персонажей. Даже лирический герой в его произведениях чаще всего изображался через свои чувства и ощущения.

На этот раз Фет обратил внимание на простое проявление детской радости. Более того, наперекор своей нелюбви к грубой действительности, автор показывает крестьянскую семью. Это заметно, по простонародным словам, («глянь-ка», «знать», «за салазки») и нехитрому развлечению, о котором мечтает мальчик.

Способность Фета подмечать мелкие детали переходит в детскую наблюдательность. Ребенок обращает внимание матери на народную примету о поведении кошки. В детском воображении она напрямую связана с картиной в окне: «посветлело, побелело». Мальчик охвачен радостным возбуждением.

Он хочет немедленно поделиться с кем-нибудь своими чувствами: «погляди хоть ты!». Ребенок в нетерпении просит разрешения покататься на санках и уже предчувствует положительный ответ. Он вместе с автором уверен, что мама также находится под влиянием чудесного преображения природы и скажет только одно: «Ну, скорей гулять!».

Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…» свидетельствует, что Фет и в старости сохранял в себе чуткую и отзывчивую душу. К тому же поэт не полностью замкнулся в воображаемом мире «чистого искусства» и мог «снизойти» до обычных людей и разделить их радость.

Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка» – анализ по плану

Вариант 1

Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка» относится к позднему периоду творчества А.А. Фета. Оно опубликовано в 1887 году. Это произведение резко выбивается из той тематики, которой посвящены его поздние стихи.

Ближе к концу своей жизни Фет становился все более замкнутым, предпочитал существовать в собственных воспоминаниях, нежели жестокой действительности. Большинство стихов того периода посвящены трагической любви его юности. Это же стихотворение своей яркостью и задорностью напоминает его ранние работы.

В отличие от обычного приема, используемого поэтом в творчестве, он показывает природу сквозь призму разговора деревенского мальчишки с мамой. Традиционно лирический герой показывался только сквозь собственные чувства и переживания. Читатель мог только догадываться, кто же это, сколько ему лет, к какому классу он принадлежит. Да это и не важно.

В данном произведение четкое обозначение статуса лирического героя помогает лучше и полнее воспринимать описанную картину. С детской наблюдательностью и непосредственностью поэт описывает первое по-настоящему зимнее утро. Покрывший землю снег будоражит мысли мальчишки. Его занимает и красота окружающего мира, ставшего таким белым и светлым, а также и новые занятия, которые ему сулит зима.

Дети действительно не боятся мороза и холода, когда есть возможность покататься на санках с горки по свежему снежку. Милая непосредственность героя не оставляет его матери иного выбора, кроме как согласиться. И хотя нам неизвестны чувства женщины, можно утверждать, что изменения в природе радуют и ее.

Чтобы подчеркнуть происхождение мальчишки, поэт использует особые выразительные средства. Это и простонародные выражения, а также приметы. Русский народ издревле славился своей любовью к приметам. Они прошли испытание временем и всегда работали. Даже сейчас каждый знает, если кошка прикрывает носик, значит жди похолодания.

Выбор лирического героя помогает подчеркнуть восторженность началом зимы. Такого эффекта сложно было бы достичь стандартным способом. Мы все привыкли радоваться приходу весны, а наступление зимы всегда расстраивает следующими с ней об руку холодами и морозами. Ребенок же способен найти повод для счастья в любой ситуации.

Вариант 2

Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка» написано в далёком 1887 году. В это время поэт уже был в достаточно пожилом возрасте. Произведение не похоже ни на одно из предыдущих творений Афанасия Фета, так как в нём писатель использует такой стиль написания, как разговор двух людей, то есть диалог. Ранее этого не наблюдалось в творчестве поэта.

Стихотворение наполнено чувством радости и вдохновения от простых природных явлений. Оно обладает необъяснимой притягательной силой.

Читая строки стихотворения «Мама! Глянь-ка из окошка», каждый из нас чётко представляет великолепный природный пейзаж: первые зимние дни с небольшим морозом, только что выпавший снег, иней, который укрыл деревья и кусты, деревню с её избушками, в одной из которых находятся мама и её сын.

Мальчик безумно рад тому, что земля оделась в белоснежные одежды. Он в предвкушении зимних развлечений, катания на санках с горки. Своими впечатлениями мальчик делится с матерью. Одновременно ребёнок спрашивает у своей мамы разрешения выйти на зимнюю прогулку. И сам же отвечает на свой вопрос, что мать наверняка скажет, чтоб он шёл гулять.

Афанасий Фет умело описывает каждую мелкую деталь и мастерски использует в своём творчестве народную мудрость. Например, в то время, когда мальчик говорит маме, что вчера не спроста кошка умывала свой нос, поэт использовал народное поверье, которая свидетельствует тому, что в ближайшее время придут холода.

Афанасий Афанасьевич в своём произведении пользуется приемами сравнения, особенно в шестистишье.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней —

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

С помощью таких приёмов строки стиха становятся невероятно прекрасными и необычайно интересными. Ясно представляется непередаваемая красота окружающая всех нас.

При прочтении стихотворных строк создаётся впечатление, что поэт вспомнил своё детство. Будто автор описал один из ярких моментов своей жизни, который остался в его памяти навсегда, поделился своим восторгом с читателями.

Поэзия Афанасия Фета насквозь пронизана светлыми и радостными и эмоциональными моментами. Строки его стихотворений поражают яркостью и способны удивить ценителей поэзии. А в произведении «Мама! глянь-ка из окошка», мы ещё раз в этом убеждаемся.

Анализ стихотворения А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»

Вариант 1

Поздний период творчества Афанасия Фета был омрачен личной трагедией. Поэт практически полностью ушел в себя и подавляющее большинство стихов посвящал Марии Лазич – девушки, любовь которой он отверг в угоду браку по расчету. Тем не менее, иногда Фет словно бы пробуждался от тяжелого сна, и тогда на свет рождались светлые и наполненные радостью произведения, которыми так славится ранний период творчества этого поэта.

В 1887 году Фет публикует стихотворение «Мама! глянь-ка из окошка…», которое впоследствии становится хрестоматийным. И не только потому, что очень точно передает ощущения от неожиданного наступления зимы. Сама форма подачи информации в этом произведении обладает особой притягательностью. Оно построено в виде диалога ребенка и матери.

Причем, по речевым оборотам, которые используют герои стихотворения, становится ясно, что разговор ведется в обычной деревенской семье. Сочетание простых слов и умение с их помощью передать красоту окружающего мира превращают это стихотворение в один из лучших образцов пейзажной лирики конца 19 века.

Обращаясь к матери, ребенок отмечает, что «знать, вчера недаром кошка умывала нос». Эта народная примета указывает на похолодание. И, выглянув в окно, малыш видит, как преобразился двор, припорошенный первым снегом – таким долгожданным и ослепительно красивым.

Не стоит забывать, что к моменту написания этого стихотворения сам Фет уже разменял седьмой десяток. Поэтому остается лишь удивляться, что он сумел сохранить такую чуткость в восприятии окружающего мира и умение передать те восхитительные ощущения, которые испытывает несмышленый ребенок при виде первого снега. «Словно кто-то тороватый свежей, белой, пухлой ватой все убрал кусты», — отмечает поэт. Эти слова он вкладывает в уста ребенка, который то и дело обращается к маме и просит ее выглянуть в окошко, чтобы насладиться зимним утренним пейзажем.

При этом малыш не просто восхищается увиденным, но и преследует вполне конкретную цель – добиться у матери разрешения выйти на улицу, чтобы покататься на салазках. Причем, к этой естественной мысли герой стихотворения словно бы готовит маму, давая ей понять, что ему бы очень хотелось предаться любимым зимним забавам.

Ненавязчиво высказывая свое желание, малыш преподносит его в такой форме, что любому взрослому человеку будет трудно отказать ему в такой малости, как возможность побегать по первому снегу. Но благодаря этой крестьянской хитрости и даже мудрости само стихотворение приобретает особую утонченность.

Вариант 2

Когда я читаю это стихотворение, мне хорошо представляется деревенская избушка, в которой происходит этот разговор. В этом стихотворении замечательный поэт Афанасий Фет запечатлел зимнее утро. Наверное, главный герой — это сам поэт, когда он был моим сверстником или даже меньше. Мальчик с большой радостью смотрит в окно и весело рассказывает маме о том, что видит там, за окном.

Он очень хочет гулять, но знает, что сначала нужно спросить маму. Поэтому он так ярко и так красиво говорит о зимнем волшебстве. Вот как мальчик обращается к маме:

Мама! глянь-ка из окошка -

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело -

Видно, есть мороз.

В этих словах мы можем видеть заверение маленького сына о том, что он не испачкается, ведь грязи нет. Эмоции и долгожданная зимняя прогулка побуждают мальчика говорить, используя средства художественной изобразительности. В первом шестистишии есть олицетворение: “весь двор одело”. На самом деле, одевать и одеваться могут только люди, но здесь эта метафора означает, что всё за окном покрыто снегом. Метафора делает стихотворение интереснее. Проанализируем вторую строфу.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Вторая строфа продолжает красивую историю о красоте зимы. Это красиво, потому что звучит необычно. В этой части также используются средства художественной изобразительности, благодаря которым стихотворение становится более насыщенным и лучше запоминается. Фраза “по ветвям развешан иней” означает, что зима развешала иней, что, конечно, не может быть на самом деле, поэтому эта строка содержит олицетворение.

Под метафорой “свежей, белой, пухлой ватой” поэт подразумевает снег и его особенности: пушистый, приятный на ощупь, новый. Таким образом, мы определили олицетворение и метафору в этой части произведения. Перейдем к третьей заключительной части.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

Здесь читается большое желание мальчика пойти гулять. Он такой активный и взволнованный, что даже сам говорит за свою маму: “А сама, наверно, скажешь: “Ну, скорей гулять!” Таким образом автор живо передаёт чувства, которые пробуждает красавица зима.

Стихотворение “Мама! глянь-ка из окошка…” было написано в 1887 году, и сегодня оно не потеряло актуальности. Я и мои одноклассники тоже чувствуем такое ободрение, когда выпадает снег и начинаются зимние развлечения. Афанасий Фет мастерски пишет стихи, которые легко читаются и учатся.

Аксения
Аксения

В жизни у меня есть два любимых занятия. Первое - читать книги русских и зарубежных авторов. Второе - учиться! Литературный блог litfest.ru дал мне возможность учиться, анализировать литературные тексты и делиться полезной информацией с большим количеством интересующихся людей. Я получаю от этого огромное удовольствие - надеюсь, что и вы тоже!

Оцените автора
Добавить комментарий

5 × 5 =

Adblock
detector