Творчество В. Маяковского всегда неоднозначно, оно многоликое и неординарное. Любое его стихотворение требует глубокого философского анализа. Поэт интересно подавал политические события, доказательством чего является «Левый марш».
Анализ «Левый марш» можно использовать на уроке русской литературы в 10–11 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Текст стихотворения «Левый марш»
Владимир Маяковский
Левый марш
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!
Там
за горами горя
солнечный край непочатый.
За голод
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат нанятой,
стальной изливаются леевой,-
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!
Глаз ли померкнет орлий?
В старое станем ли пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!
1918 г.
Краткий анализ произведения
Стихотворение “Левый марш” очень характерное для Владимира Владимировича. В нем поэт отразил свой взгляд на историю, на быстро меняющиеся условия жизни, оттого лексика и внутренний ритм стихотворения чрезвычайно динамичны.
- История создания – стихотворение написано в 1918 г. для поддержки матросов в Гражданской войне.
- Тема стихотворения – призыв к борьбе за завоевания пролетариата.
- Композиция – Произведение являет собой монолог–обращение лирического героя к солдатам. Рассказ героя не делится на части по смыслу. Автор постепенно нанизывает аргументы, чтобы подбодрить защитников. Текст разделен на строфы.
- Жанр – марш.
- Стихотворный размер – написано акцентным стихом, перекрёстная рифмовка .
- Метафоры – «пусть, оскалясь короной, вздымается британский лев», «стальной изливаются левой», «крепи у мира на горле пролетариата пальцы», «флагами небо оклеивай».
- Эпитеты – «словесная кляуза», «солнечный край».
- Олицетворение – «ваше слово, товарищ маузер».
Главная идея стихотворения — воодушевить матросов, идущих на защиту революции, внушить им веру в необходимость их борьбы и в неизбежность победы. Поэт не скрывает, что это сражение будет трудным и кровопролитным, но верит, что Россия выстоит в этой нелегкой борьбе.
Анализ стихотворения «Левый марш»
Лирику Маяковского ни с чьей больше не спутаешь. Его стих может быть в разной степени выразительным, но никогда не бывает вялым: поэт рассчитывает не столько на со-чувствие, сколько на со-участие своего читателя. Сила лирики, по мнению поэта, в ее заряженности большим чувством или большой идеей.
В своих стихах Владимир Маяковский никогда не рассказывал, не сообщал – он в чем-нибудь убеждал или что-то доказывал.
Проникнутая агитационным пафосом, обращенная к миллионам (не меньше!), “митинговая”, по словам А. Луначарского, поэзия Маяковского ищет путь к каждому сердцу. При этом он всегда умудрялся найти “человечье” слово, которое способно “подымать, и вести, и влечь…”
Новаторство Маяковского проявилось и в неологизмах, и в особых метафорах, построенных не на сходстве, а скорее, на отдалении образов друг от друга. Но чтобы зазвучал в тонической системе стих Маяковского, нужна была новая форма. Так появилась знаменитая “лесенка” – разбивка на короткие отрезки, чтобы точнее выразить для читателя все оттенки поэтической речи.
Претерпевает изменения и лексика. Едва ли не впервые в истории вызывающе грубо прозвучал голос толпы, ведь раньше “корчилась улица безъязыкая”, а теперь она громко заявила о себе, о своем праве занять место в новом мире.
В поэзию все решительнее врывается грубая, подчас вульгарная, действительность, при этом высокая патетика может сливаться с бытовой конкретикой, тогда стих лишен как приземленности, так и лишней высокопарности.
Именно таков “Левый марш” – стихотворение, которому будет посвящен анализ. Стихотворение, которым заявила о своем рождении поэзия революции. “Левый марш” – это мужественное свидетельство участника происходивших тогда ожесточенных битв, позволяющее почувствовать накаленную атмосферу эпохи.
Разговор ведется здесь о самом главном. Детали, приметы эпохи (“ораторы” , “товарищ маузер!” ) обеспечивают стихотворению силу правдивой, откровенной речи.
Кроме того, эти приметы обретают масштабность, которую можно было бы назвать вселенской.
В “Левом марше” именно художественные средства передают столь характерную для той поры атмосферу митинга, на котором возникающее у людей чувство единения вызывает желание встать в строй вместе со всеми. В этой митинговой речи Маяковского исключительную роль играют выразительные детали, характеризующие время:
Пусть бандой окружат нанятой, Стальной изливаются леевой,- России не быть под Антантой. Левой! Левой! Левой!
В 1918 году Россия находилась в трудной для нее ситуации: так и не выйдя из кровопролитной первой мировой войны против Антанты, страна после Октябрьской революции была раздираема внутренними противоречиями.
Чтобы поднять боевой дух армии, Маяковский отправился на встречу с матросами, и по пути буквально за полчаса набросал “Левый марш”, почти сразу сложившийся в голове.
В стихотворении звучит призыв к действию. Пожалуй, это первый опыт Агитационной поэзии. Позже появятся знаменитые “Окна РОСТа”. А пока слышна все ускоряющаяся поступь времени:
Грудью вперед бравой! Флагами небо оклеивай!
Рефрен “Левой! Левой! Левой!” задает ритм. Перед глазами читателя проходят не просто солдаты и матросы – идут уверенные в своей правоте революционеры, готовые отстоять право на светлое будущее:
Клячу истории загоним.
“Левый марш” дает представление о том, как входит в поэзию “новая стихия языка”. Поэт выбирает лишь те слова, что могут прозвучать с трибуны перед народом. Поэтому весь строй стиха утверждает необходимость железной дисциплины.
Читайте также анализ стихотворения НАТЕ! В. Маяковского
Именно поэтому Маяковский отдает предпочтение громкому слову: приказу, команде, риторическому вопросу. Как всегда, использует аллитерацию ( “горя горы” , “мора море” ), неологизмы ( “стальной леевой” , “взгляд орлий” ), вульгаризмы ( “пялиться” , “клячу” ).
Важно отметить, что, несмотря на высокопарность или нарочитую грубость многих выражений, слова идут от самого сердца. Тон разговора, который используется для слушателей, призывный и одновременно доверительный.
И хотя впоследствии Маяковский сделал стих настоящим оружием, его произведения могли и взволновать, и побудить к действию, и, говоря словами самого поэта, позволяли “внедряться в тот участок мозга, сердца, куда иным путем не влезешь, а только поэзией”.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Русская литература начала ХХ века была продиктована самой историей. В ней были популярны проблемы революций и войны. С историческими событиями связано и произведение В. Маяковского.
Первая мировая война была одной из причин революции 1917 г., ведь Россия стала ее участником из-за амбиций Николая II. Кровопролитие продолжалось до 1919 г. Страна была ослаблена внутренними переворотами, поэтому Антанта считала ее легкой добычей. У защитников новой России опускались руки.
Надежды на победу угасали с каждым днем. В таких условиях Владимир Владимирович написал «Левый марш». Произведение было создано за полчаса, пока поэт ехал в Питер на встречу с матросами. Стихами автор хотел поднять боевой дух солдат и убедить их вернуться на фронт.
Тема
В строках анализируемого стихотворения раскрывается тема борьбы с врагом. В центре произведения лирический герой, который обращается к солдатам. Поэт призывает военных оставить пустые разговоры и приступить к действиям. Он считает, что в этой борьбе слово можно давать только «товарищу маузеру». Только он может изменить ход истории.
В следующих строфах лирический герой говорит о врагах. Он понимает, что те настроены серьёзно, однако твердит, что Россия непобедима. Главное, по его мнению, не оглядываться на прошлое: «В старое станем ли пялиться?».
Уверенность в победе возрастает с каждой строкой. В последних стихах лирический герой призывает оклеивать небо флагами. Ситуация в стране не может не вызывать у него иронического замечания: «Кто там шагает правой?». Эта деталь намекает на то, что внутри страны своя битва.
В стихотворении реализуется идея, что в самые трудные минуты нельзя оставлять Родину без защиты, тем более, когда на нее точит зубы враг».
Композиция
Произведение являет собой монолог-обращение лирического героя к солдатам. Рассказ героя не делится на части по смыслу. Автор постепенно нанизывает аргументы, чтобы подбодрить защитников. Текст разделен на строфы, написанные в духе футуризма. Особенность произведения – троекратный повтор команды «Левой!» в каждой строфе.
Жанр
Жанр анализируемого произведения – марш – лироэпический жанр гражданской поэзии, возникший в русской литературе в советское время. Родоначальник маршевой формы стиха – В. Маяковский. Написано стихотворение акцентным стихом. Рифма перекрёстная.
Средства выразительности
В агитационном произведении В. Маяковского важную роль играют художественные средства. В тексте есть:
- метафоры – «ваше слово, товарищ маузер», «пусть, оскалясь короной, вздымается британский лев», «стальной изливаются леевой», «крепи у мира на горле пролетариата пальцы», «флагами небо оклеивай» и эпитеты – «словесная кляуза», «солнечный край».
- олицетворения – «ваше слово, товарищ маузер».
Маяковскому мастерски удалось в небольшом по объему стихотворении создать напряженную картину сурового времени и людей, живущих и действующих в ту непростую эпоху.
Сочинение о стихотворении Левый марш
В. Маяковский всегда считал, что поэты революции должны писать по-новому, не допуская штампов, повторов, небрежности. Свои произведения поэт “шлифовал” очень тщательно и беспощадно, делая их выразительными, сильными, убедительными. Стихотворение Маяковского “Левый марш” — это своеобразный манифест, монолог поэта “о времени и о себе”.
С помощью различных художественных приемов, маршеобразного ритма, призывных интонаций Маяковский в стихотворении “Левый марш” сумел передать атмосферу митинга той поры. Он говорит о том, что время пустых слов прошло — настало время решительных и активных действий.
Выбирая слова, которые звучно и убедительно могут прозвучать с трибуны, перед развернутым строем, Маяковский придает этому стихотворению характер повеления, приказа.
Однако поэт и сам участвует в этих событиях, что позволяет ему подобрать нужные формулировки, не стать голословным, сохранить доверительный тон. С шуткой поэт подзадоривает матросов не отступать перед врагом, стоять до победного конца за новый мир.
Относительная свобода стиха от власти строгого ритма и размеров, принятых в русской стихотворной классике, придают ему характер разговора, способного воодушевить матросов и вселить в них веру в необходимость борьбы “России не быть под Антантой”.
Слово — боевое opyжие Маяковского, с помощью которого он разит врагов и поддерживает уверенность в победе в своем народе, стремясь привести его в “солнечный край непочатый” из горя, голода и мора.
По мнению Маяковского, цель поэта не просто донести до читателя свои мысли и переживания, но и взволновать его, затронуть живые струны души — и побудить к немедленному действию.
Читайте также: Краткое содержание пьесы «Клоп» В. В. Маяковского.
Стихи В. В. Маяковского наполнены страстной напористостью, ҹувства доведены до крайности. В его стихах нет спокойной созерцательности, а действие всегда адресно. Он знает, против ҹего надо выступать, с кем бороться, ҹто искоренять. Таково и стихотворение Левый марш.