Стихотворение «Край ты мой заброшенный» Сергея Есенина было написано в 1914 году. В нем автор с печалью размышляет о процессе исчезновения деревенского уклада, описывает пейзаж заброшенной деревни, которую покидают люди.
Сочинение и анализ «Край ты мой заброшенный» можно использовать на уроке литературы в 6–7 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Текст стиха «Край ты мой заброшенный»
Сергей Есенин
Край ты мой заброшенный
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.
Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?
1914 г.
Краткий анализ произведения
В этом произведении поэт рассказывает о своем чувстве тревоги за родную землю, поднимая тему малой родины, запустения села.
- История создания – стихотворение написано в 1914 году, опубликовано несколькими годами позже. Оно разнится со стихами этого периода, тревога за судьбу села стала главной проблематикой произведения.
- Тема стихотворения – тема малой родины, деревни, её запустения, заброшенности и разрушения.
- Композиция – состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни.
- Жанр – лирическое стихотворение.
- Стихотворный размер – стихотворение написано хореем, поэтому звучит мягко и напевно. Рифмовка перекрёстная.
- Метафоры – “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “избы забоченились”, “ветер…плесень окропил”.
- Эпитеты – “край заброшенный”, “сизая плесень”.
- Литота – “Избы забоченились, а и всех-то пять”. Село из пяти домов – не село, а нечто вымирающее, поэтому автор сознательно использует преуменьшение, чтобы создать правдивую картину обречённости.
- Сравнение: “как метель, черёмуха машет рукавом”
- Поэтический синтаксис: обращение (“Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь”.), риторический вопрос (уж не сказ ли в прутнике жисть твоя и быль, что под вечер путнику нашептал ковыль?).
Это стихотворение дает юным читателям представление о мастерстве Сергея Есенина.
Анализ стиха «Край ты мой заброшенный»
Собираясь покорять Москву, Сергей Есенин не питал иллюзий. Он понимал, что в родном селе ему никогда не удастся реализовать свой поэтический дар, поэтому нужно ехать в столицу.
Но он не подозревал, что расставание с родным краем будет настолько мучительным и болезненным, что все последующие годы поэт буквально будет бредить полями и лесами, которые так полюбил с самого детства.
Однако Есенин не только восхищался красотой природы, но и видел, насколько тяжело живется его односельчанам.
Константиново пустеет, так как молодежь стремится перебраться в город, поэтому в стихотворении «Край ты мой заброшенный…», написанном в 1914 году, автор отмечает, что такие знакомые и любимые места постепенно превращаются в пустырь.
«Сенокос некошеный, лес да монастырь», – такой видятся поэту подступы к селу, в котором, как он утверждает, осталось всего пять хат.
Везде царит запустение, и поэт понимает, что пройдет еще немного времени, и его родное село окажется стертым с лица земли. Именно поэтому позже Есенин будет радоваться революции, которая, как он надеется, сможет подарить вторую жизнь русским селам, обескровленным и разрушенным.
Однако эта радость вскоре сменится недоумением, так как при советской власти люди станут жить в селе еще беднее, и безысходность, прикрытая патриотическими лозунгами, вызовет у поэта чувство стыда пополам с отвращением.
Но до знаменательных событий 1917 года еще довольно много времени, и автор, обеспокоенный тем, что Константиново вымирает, с грустью отмечает: «В окна бьют без промаха вороны крылом». Ворон на Руси испокон веков считается предвестником смерти, поэтому поэт не случайно создает этот печальный образ, который дополняет лепестками черемухи, сравнивая их с метелью.
Именно таким, погребенным под белизной цветочных лепестков, поэт видит свое родное село, где когда-то жизнь била ключом. Но прошли годы, и все изменилось до неузнаваемости, поэтому даже весна ассоциируется у поэта с любой и холодной зимой, безмолвной и беспощадной.
Есенин впоследствии будет искренне раскаиваться в том, что, как и многие его сверстники, покинул Константиново в поисках лучшей доли. Однако он понимает, что сама жизнь поставила его перед столь нелегким выбором.
Спустя 10 лет он вернется на родину и поймет, что никому здесь не нужен, потому что сельская жизнь, приправленная социалистическими идеями, уже течет совсем в другом русле. И никому нет дела до известного поэта, который отказывается прославлять достижения новой власти, считая ее утопической.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Написанное в 1914 году стихотворение отличается от других, относящихся к этому периоду. Прекрасные светлые стихи о красоте деревенской природы и быта, ни с чем не сравнимые пейзажи, колоритная лексика, радостные, яркие мотивы. Это стихотворение проникнуто грустью, чувством безысходности, беспокойством за будущее деревни.
После войны, без мужской руки деревня ослабла и обветшала, чувствуется отсутствие хозяина. Есенин, выросший в деревне, долго верил в её расцвет и надеялся, что новая власть будет способствовать этому. Но письма родных говорили об обратном, жизнь в деревне становилась сложнее с каждым годом.
Тема
Тема стихотворения – тревога о судьбе деревни, страх за её будущее. Проблема – плачевное состояние русских деревень. Тема деревни – основная в ранней лирике Есенина, эти стихи уникальны и неповторимы. Есенин искренне тосковал по своей малой родине, всё его существо тянулось к простой, понятной, родной деревенской жизни.
Городская реальность разительно отличалась от искренности и простоты села, ужиться в чуждом для него окружении поэт пытался всю жизнь. Тоской и унынием проникнуто стихотворение, особенно жутко и безысходно звучат строки:
“В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом”.
Перед глазами встают печальные картины: заброшенные дома, нескошенные поля, безлюдные, покинутые места. В последней строфе звучат слова сомнения, была ли она когда-то живой или это просто сон, потерянный, забытый, нереальный. Образ избы – это философский символ определённого уклада, быта, образа мыслей, мировоззрения.
Изба – отдельная жизнь, правильная, мудрая, настоящая, – этот образ у Есенина параллелен образу русской женщины, хозяйки, труженицы. Традиционно черёмуха у Есенина – красавица-невеста, молодая девушка, нарядная и весёлая.
В стихотворении “Край ты мой заброшенный” черёмуха – “холодный” образ, автор сравнивает её с метелью, лепестки цветов – со снегом. Эта картина скорее унылая, чем радостная, дополняет общее настроение стихотворения.
Оно оказалось пророческим, как и многие другие. Родное село Константиново изменилось за годы разлуки настолько, что поэт при встрече с ним потерял ощущение родины, уюта и гармонии.
Композиция
Стихотворение состоит из пяти строф (четверостиший). В первых четырёх присутствует описание заброшенного деревенского пейзажа, в последнем риторический вопрос, философский взгляд на будущее деревни.
Стихотворение написано в форме обращения лирического героя к своей родной деревне. Он смотрит на неё хозяйским глазом, подмечая все детали, говорящие о “беспризорности” села.
Написано хореем с перекрёстной рифмовкой. Для есенинского стиха характерны различные стихотворные размеры, рифма богата и разнообразна, звучание искусно проработано и отточено.
Жанр
Это лирическое стихотворение. В произведении мы видим мысли, чувства и переживания лирического героя, его боль и печаль по поводу состояния родной деревни.
Традиции устного народного творчества оказали огромное влияние на формирование стиля “последнего поэта деревни”. Его деревенские корни, привязанность к земле, свой особый взгляд на мир обозначили индивидуальность автора, стали визитной карточкой.
Средства выразительности
Об увлечении автора церковной тематикой свидетельствует лексика третьей строфы (риза, окропил). Очень гармонично сочетается в стихотворении просторечная лексика(сказ, жисть, забоченились) и возвышенная (окропил, заревая).
Есенин больше склонен к метафорам, хотя и эпитеты (“край заброшенный”, “сизая плесень”) в его стихотворении занимают значимую роль. Интересны и необычны метафоры “солома-риза”, “рукав черёмухи”, “ветер окропил мох”. Они оживляют пейзаж и придают ему таинственность и загадочность.
Ассонанс в первой строфе – звук “ы” придаёт строкам настроение пустынное и печальное. В третьей строфе – аллитерация со звуком “с” также создаёт эффект шелеста, пустынности, гуляющего ветра.
Сочинение о стихе Край ты мой заброшенный
Есенин очень рано покинул родное село и в целях реализации своих поэтических планов и надежд переехал в Москву. Многое в городе не нравилось деревенскому поэту, но он понимал, что только здесь может добиться славы и известности.
К тому же он получал возможность прославить родные места на всю страну. Есенин ненадолго возвращался в деревню и с грустью замечал, что его примеру следуют многие молодые люди. Урбанизация вплотную подошла к русской глубинке.
Раннее творчество поэта по большей части проникнуто светлыми и радостными чувствами, но в стихотворении «Край ты мой заброшенный…» (1914 г.) автор печально размышляет над неуклонным процессом вымирания деревни.
Произведение написано очень простым и доступным языком. Заметно глубоко личное отношение автора. Он называет родной край пустырем. В тексте даже не упоминаются люди. Лишь по отдельным приметам можно догадаться об их отсутствии («сенокос некошеный»).
В деревне осталось всего пять изб, которые «забоченились». Среди жителей остались одни старики, которые уже не способны поддерживать дома в нормальном состоянии и тихо доживают свой век.
Есенин всегда восхищался русской природой, но из стихотворения становится понятно, что он не представлял себе пейзаж без человека. По мнению поэта, люди являются составной частью природы.
Их отсутствие вносит нарушение в естественную гармонию. Автор замечает «плесень сизую», которая нарушает картину. В окна домов свободно бьются вороны, которые всегда олицетворяли собой смерть и нечистую силу.
Такая безрадостная атмосфера заставляет автора усомниться в реальности «жисти» родного края. Возможно, она просто «сказ ковыля», который поведал его одинокому путнику. Есенин боится, что в следующий свой приезд может вообще не найти человеческих следов.
Как бы не притягивала его к себе городская жизнь, он всегда помнил о своих глубоких деревенских корнях. Исчезновение малой родины представлялось ему величайшей трагедией.
Впоследствии предсказание Есенина воплотилось в жизнь. Его село не подверглось физическому уничтожению, но советская власть настолько изменила прежний деревенский уклад, что это можно было считать духовной смертью. Спустя 10 лет поэт не узнал Константиново и ощутил себя тем самым одиноким путником.
Читайте также: Анализ стихотворения «О, я хочу безумно жить» А. Блока.
Прошло более 100 лет с момента написания этого стихотворения, но все так же убого выглядят многие российские деревни и все такую же безысходность ощущают жители российской глубинки. Только нет сейчас такого поэта, который смог бы выразить все эти чувства в полной мере в своих произведениях.