А. К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы…» Анализ стихотворения

«Где гнутся над омутом лозы» анализ стихотворения Толстого по плану и кратко. Сказочная зарисовка «Где гнутся над омутом лозы» Алексея Толстого, буквально воплощает в себе всю многогранность его творческой натуры.

«Где гнутся над омутом лозы» анализ

Краткий анализ «Где гнутся над омутом лозы…» по плану помогает лучше понять его смысл и структуру. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 10 классе для полного усвоения материала.

Полный текст стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…» А. К. Толстой

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печет,

Летают и пляшут стрекозы,

Веселый ведут хоровод.

«Дитя, подойди к нам поближе,

Тебя мы научим летать,

Дитя, подойди, подойди же,

Пока не проснулася мать!

Под нами трепещут былинки,

Нам так хорошо и тепло,

У нас бирюзовые спинки,

А крылышки точно стекло!

Мы песенок знаем так много,

Мы так тебя любим давно —

Смотри, какой берег отлогий,

Какое песчаное дно!»

Краткий анализ стиха «Где гнутся над омутом лозы…»

Вариант 1

А. К. Толстой великий русский писатель. С его знаменитыми произведениями знакомы читатели во всем мире. Благодаря талантливым работам автора, мир увидел баллады, оставляющие глубокий след в сердцах людей. Известное стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…» было написано в 1840 году и стало известным романсом.

Полный вариант стихотворения отдаленно напоминает немецкую романтическую балладу. Суть подобных немецких детищ заключается в грустном и кровавом финале. Страшные строки талантливых писателей, таких как Гете, Гейне навеяли мысль писателю о создании своего зрелищного произведения. Однако после того, как баллада была закончена, автор сознательно сократил свое творение. Тем самым предоставив читателям самим поразмышлять над финалом сюжета.

Солнечный день, водоем с летающими стрекозами. Прекрасный летний пейзаж. Маленький мальчик отдыхает у берега со своей мамой, которая задремала поблизости. Все тихо и умиротворенно вокруг. Однако идея стихотворения «Где гнутся над омутом лозы…» далека от веселого конца. Веселые, игривые насекомые порхают над водоемом, пляшут и водят хоровод, пока мать погрузилась в сон поблизости. Казалось бы, безобидные стрекозы, которым только и надо, чтобы порезвиться под солнцем подталкивают маленького человека шагнуть в омут.

Пользуясь моментом стрекозы пытаются всеми силами внушить ребенку мысль о прекрасном песчаном дне. Нежным, ласковым тоном насекомые как бы уговаривают малыша. Описывая свою красоту, свое состояние тепла и полета толкают своими мелодичными речами ребенка на погибель. Удерживая его внимание и используя доверительные фразы: «мы так тебя любим давно» не оставляют шанса ребенку на уход от этого завлекающего места. Существует мнение, что красивый полет стрекоз, их речи — это воображение уставшего ребенка.

Разморенный от палящих лучей солнца, имея богатую фантазию могли вызвать у мальчика различные реакции на увлекательный танец насекомых. Он, зачарованный движениями танцующих слышит их обращение к себе. Как русалки они манят малыша за собой в нечистый омут, черная сила которого велика. И ребенок, оставшийся один на один с демоническим явлением должен принять решение.

В полном сочинении финал этой истории известен. Ребенок, очарованный, доверившись обольстительным стрекозам делает шаг в омут. Зыбучие пески, илистое дно поглощают его. А черные раки на дне принимаются за добычу. Но поскольку баллада сокращена, финал для читающих этой жуткой истории остается открытым. Читателю предлагается самому завершить сцену, где гнуться над омутом лозы.

Каждый человек увидит в стихе собственную картину развязки. Может быть мальчик пошел за хитрыми стрекозами…Возможно, что мама ребенка успела проснуться и предотвратить ужасные последствия: позвала его домой или же вызволила его из темной воды. Или же, что всем бы понравилось, очнувшись от навеянного дурмана убежал. События могут разворачиваться, как угодно.

Мысль стихотворения совершенно очевидно прослеживается. Важно в этом мире, где добро в вечном столкновении со злом не потеряться в реальности. Иметь холодный рассудок, индивидуальный взгляд на вещи. Какие бы обстоятельства не возникли, с какими трудностями не сталкивался бы человек, сооблазе не исключение, нужно иметь правильный ориентир, который поможет выстоять в решающие моменты.

Вариант 2

Стихотворение Алексея Толстого представляет собой небольшую балладу. Интересно, что изначально поэт создал балладу, навеянную «Лесным царём» Гёте. Однако Алексей Константинович сократил свою балладу вдвое, сделав финал открытым. Получилась некая зарисовка со сказочными мотивами.

Итак, в балладе описывается прекрасный летний день. Мать с ребёнком пришли на берег омута… Важно, что это не озеро, не пруд, а именно омут, который всегда в народном сознании связан с нечистой силой. Да и в действительности, это очень опасное место – глубокое, часто с водоворотами. Солнце печёт – мать разморило, она заснула на берегу, оставив ребенка без присмотра. Наверняка, ей казалось, что вокруг всё спокойно, а о том, что они пришли именно на омут, она могла и не знать.

Здесь стрекозы пляшут. Казалось бы, что это поэтическое сравнение, но не только… Стрекозы одушевлены, ведь они заговаривают с ребенком, они могут специально водить хороводы. Или ему это лишь слышится? Будто прекрасные русалки, которые больше подходят для соблазнения юношей, стрекозы манят дитя в воду. Точней, они обещают, что научат летать его, пока мать спит.

В третьей строфе описание прекрасных стрекоз: крылышки, как стекло, бирюзовые спины… И сами стрекозы хвастаются, мол, посмотри, ребенок, как мы хороши. Не очень скромные насекомые продолжают себя нахваливать: и песен знают много… И вообще, они давно любят именно этого ребенка. Они подчеркивают, что берег пологий, дно песчаное, дескать, бояться нечего. Сделает ли ребенок шаг (и к чему именно?) остаётся вопросом.

Но Алексей Толстой известен и как автор страшных сказок, поэтому ничего удивительного, что в изъятом окончании баллады всё не так радужно. Дно становится практически зыбучим песком, здесь ил, тина, болото. На уже, видимо, захлебнувшегося ребенка нападают со страшными клешнями черные раки, утаскивают тело малыша на дно. И дно смыкается над ним. Завершает полную балладу опять картина прекрасного дня, где стрекозы манят неразумных детей. Урок легкомысленным детям, а также сонным матерям.

Сейчас стихотворение относят к началу средней школы (класс шестой). До сих пор педагоги уверены, что именно в таком виде оно меньше травмирует детскую психику. Впрочем, с печальным финалом оно бы явно больше понравилось ребятам. Кроме того, было бы, вероятно, более полезно для них. Эта баллада ещё в девятнадцатом веке стала известным романсом.

Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…» – анализ по плану

Вариант 1

История создания

Это простое, но в то же время многогранное стихотворение было написано Алексеем Толстым в 1849 году. История создания его непростая: изначально поэт написал классическую народную балладу со страшной концовкой, однако после убрал целых четыре строфы, оставив только небольшую зарисовку.

Это полностью отражает его поэтические взгляды: Толстой считал, что поэзия витает в воздухе, ожидая только возможности воплотиться на бумаге. А это значит, что не нужно держаться за написанные строк, идея в любом случае будет воплощена.

Годом первой публикации этого произведения считается 1856 год, тогда оно было напечатано в “Русском вестнике”, однако некоторые историки литературы допускают, что были и более ранние, однако информация о них не дошла.

Тема

Основная тема стихотворения – это хрупкость человеческой жизни. Опасность может подстерегать человека даже на лоне тихой природы, где только трава и стрекозы. Оказывается, что даже такие безобидные создания могут представлять опасность.

Главная мысль, которую автор выражает в своем произведении, заключается в том, что трагические события, происходящие в жизни человека, часто имеют самую невинную подоплеку, но они безвозвратны и приносят множество страданий.

Композиция

Произведение, лирический герой которого – маленький мальчик, состоит из четырех строф. Первая и вторая необходимы автору для того, чтобы создать экспозицию истории. Читатель легко реконструирует, что произошло: мать с ребенком пришли поиграть на природе, женщина устала и прилегла отдохнуть, уверенная, что ее малышу в таком идиллическом месте ничего не угрожает – и тут его начинают звать к себе стрекозы.

Третья строфа полностью посвящена описанию стрекоз – они сами рассказывают о себе, приманивая ребенка подобно тому, как сирены приманивали моряков. И цели у них, очевидно, очень темные.

И в последней строфе, завершающей композицию, читатель видит завершение истории: ребенок явно уже готов шагнуть в омут, завороженный уверениями стрекоз в том, как они его любят и как весело им будет играть. Но, несмотря на расставленные акценты, прямо об этом не говорится.

Хотя изначально финал истории был трагическим, а урок для людей – очень явным, в окончательной версии Толстой оставляет его открытым, давая читателю возможность самому додумать, что же произошло в произведении.

Жанр

Изначально по жанру это была баллада, на создание которой автора вдохновили произведения Гете и Гейне, а также немецкие народные песни с фантастическим сюжетом. Однако после сокращения осталась только балладно-сказочная зарисовка.

Важную роль играет также стихотворный размер – с помощью амфибрахия создается простая и размеренная ткань повествования. Читателю не нужно отвлекаться на ритмические сложности, он может сосредоточиться на истории. Равномерная ритмика, без неровностей и сбоев текста, для этого необходима. Толстой использует характерную для себя перекрестную рифму, которая делает чтение еще более легким и быстрым, не лишая произведение балладного очарования.

Выразительные средства

Для создания особой атмосферы и передачи настроения стиха Толстой использовал разные средства выразительности:

Эпитеты – “летнее солнце”, “веселый хоровод”, “бирюзовые спинки”, “песчаное дно”, “отлогий берег”.

Символ – омут.

Метафоры – “летают и пляшут стрекозы”, “трепещут былинки”.

Вариант 2

Это даже не классическое стихотворение, а, скорее, небольшая баллада, написанная графом Толстым в 40-вых годах 19 века. Она имеет простой, очень понятный каждому смысл, но, в то же время, окутана мифологическими мотивами и тонкими нотками сказки.

Главная тема стихотворения

В основу стихотворения легла короткая зарисовка, когда во время прогулки на берегу водоема молодая мама засыпает, а ее маленький сынок слушает в это время голоса стрекоз, зовущих его поиграть. Особенностью этого произведения является открытый финал — читателю остается додумать самостоятельно, как закончилась эта история.

Пошел ли мальчик на зов стрекоз, и погиб в итоге, или вовремя проснулась его мама, которая спасла мальчишку. При этом нужно подчеркнуть, что сам поэт воспринимает факт того, что мальчик слышит голоса стрекоз, лишь наличием у ребенка богатого, яркого воображения. Однако этот факт делает произведение еще более сказочным, нереальным.

На создание этого стиха автора подтолкнули фантастические сюжеты немецких баллад. В свое время чтение сочинений Гете и Гейне оказали существенное воздействие на творчество и видение мира самого графа Толстого. Именно отсюда в произведении самого Толстого наблюдается некая мистификация, а открытый финал только подчеркивает жутковатые нотки.

Структурный анализ стихотворения

Интересно подчеркнуть, что изначально данная баллада была значительно больше в размерах, но в процессе работы поэт принял решение резко сократить текст до минимальных размеров. При этом открытого финала в полном варианте произведения не было, а мальчик отправился за стрекозами и погиб.

В итоге сокращения получилось всего 4 четверостишия, и используется характерная для стихов Толстого перекрестная рифма. Ритм равномерный, без сбоев и неровностей в тексте. Читается стих благодаря этому очень легко, просто и быстро.

Внимание читателей при этом акцентируется не на сложных словесных конструкциях, а на самой истории, на том, что слышит или воображает себе маленький мальчик, играющий у воды, пока его мамочка спит. Очень важно отметить, что для определения водоема используется не пруд или озеро, а именно слово “омут”. В народном фольклоре данное слово всегда связано с гибелью и чем-то очень опасным и неизведанным.

Первые две строфы посвящены описанию самой ситуации, а в третьей строфе автор оставил достаточно подробные описания стрекоз — в мельчайших деталях, включая цвет их крыльев и изогнутость спинки. Последняя строфа завершает, расставляя определенные акценты и вопросы для читателя, и представляя собой тот самый открытый финал.

Вывод

Целью автора в данном случае было подчеркнуть более четко, насколько легко молодые люди по глупости расстаются с жизнью, и идут на поводу у собственных иллюзий. Это стихотворение заставляет задуматься о ценности жизни и логичности поступков каждого человека. Для детей и подростков произведение несет серьезный педагогический смысл, завуалированный в сказочную форму.

Анализ стихотворения А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы…»

Вариант 1

«Где гнутся над омутом лозы…» — небольшая баллада графа Алексея Константиновича Толстого, датированная 1840-ми годами. Ее сюжет легко умещается в пару строк: мать засыпает на берегу водоема. Пока она наслаждается сном, ее сын слышит голоса стрекоз. Насекомые завлекают мальчика, зовут его за собой. Финал произведения остается открытым. Неизвестно, отправился ли ребенок вслед за насекомыми и погиб или мать успела вовремя проснуться.

По мнению поэта и критика Иннокентия Анненского, все, что слышит мальчик от стрекоз, — исключительно плоды его воображения. Поэтому у Толстого получается лучший вид баллады — сказочное предстает перед читателями практически в качестве реальности, а демонстрируется оно посредством описания фантазий героя. Самым прекрасным моментом произведения Анненский считает приманчивую песню стрекоз.

Стихотворение Алексея Константиновича близко к немецким романтическим балладам. В них также преобладали сюжеты фантастические и страшные. По-видимому, особенно сильное влияние на поэта оказали два знаменитых сочинения — «Лесной царь» Гете и «Лорелея» Гейне. Там также герои из потустороннего мира пытаются заманить в свои сети живых людей. Правда, у немецких романтиков финалы историй неутешительны. Умирает мальчик из «Лесного царя». Погибают лодочники от чудесных песен красавицы Лорелей.

Каким бы легким ни казалось произведение Толстого, есть и в нем мрачные ноты. Сразу вспоминаются ранние готические новеллы графа — «Семья вурдалаков» (1839) и «Упырь» (1841). В балладном творчестве Алексея Константиновича стихотворение «Где гнутся над омутом лозы…» стоит несколько особняком. Значительная часть произведений поэта, созданных в этом жанре, написана на древнерусские темы. Например, баллады «Илья Муромец», «Садко», «Курган», «Василий Шибанов», «Ночь перед приступом».

Интересно, что в процессе работы над «Где гнутся над омутом лозы…» Толстой решился на существенные сокращения текста. Первоначальный вариант сочинения был в два раза больше. Ни о каком открытом финале там и речи не шло. Ребенок проворно бежал на зов коварных стрекоз и в итоге оказывался на дне водоема, став добычей черных раков. После этого насекомые продолжали летать, плясать, петь и звать за собой «неразумных детей».

Баллада Толстого несколько раз привлекала внимание композиторов. Наиболее известен романс Римского-Корсакова.

Вариант 2

Стихотворение Алексея Константиновича Толстого было написано в 1840 году в Тульской Губернии. Сюжет этой баллады легко умещается в пару строк. Мать с ребенком пришли на берег омута. Ни озера, ни реки, ни пруда, а именно омута. Глубокого и таинственного, бездонного и нерушимого места, где чаще всего происходили загадочные вещи давным-давно на Руси. Но что маленькое и глупенькое дитя понимает в этом? Его тянут сказочные стрекозы. Стрекозы — это лишь маска смерти, а маски скрывают многое.

Автор описал стрекоз как можно ярче, пытаясь скрыть опасность этих маленький безобидных на первый взгляд существ. Они обещают, что научат мальчишку летать, но придти к ним нужно быстрее, “пока не проснулася мать !..“Лишь ложь и обман кроется в этих строчках, разве могут насекомые научить человека летать!? Конечно нет.

Также стрекозы обещают петь с ним песни, и водить веселый жизнерадостный хоровод, что они покажут ему отлогий берег и песчаное дно. Мальчик и до встречи с этими существами видел берег и дно, но ему было интересно, может у них оно более загадочнее и темнее, глубже и необъятнее. Они рассказывают, как красиво вокруг, предлагают взлететь с ними ввысь и посмотреть на черный водоворот.

Но как я говорила выше, все это лишь глупый обман глупых стрекоз для глупого ребенка. “…У нас бирюзовые спинки, а крылышки точно стекло!”. Какой ребенок может устоять перед таким чудом? Крылышки стрекоз, как прозрачная мозаика, они дают ребенку абстракцию, и он не понимает, что смотрит сквозь эти крылышки на омут, на собственную трагедию. Их спинки бирюзового цвета, цвета неба, цвета счастья. И песенок знают они так много, и так они любят его давно…

Безграничная любовь и бесконечное веселье, смех привлекают мальчика. Но о том, что произойдет с мальчишкой автор решил умолчать, оставив лишь тонкий намек на скорую неизбежную трагедию. “Смотри, какой берег отлогий, какое песчаное дно!…” Эти строчки ломают не только надежду читателя на пробуждении матери и спасении ребенка, но и жизнь главного героя.

Автор не вписал конец в основное стихотворение, но продолжение имеется. В нем говорится, что дитя согласилось на красивые речи стрекоз и побежало вперед за ними. Их красивый голосок сумел обмануть ребенка. Впереди ил был глубокий и черный, а омут зарос тиной.

Стрекозы зовут своих друзей на пир, черные раки вцепились в нежное тело ребенка и тащат на черное дно. Но совсем скоро болото затягивается, и стрекозы снова манят неразумных детей, как ни в чем не бывало. Казалось бы, милое стихотворение, но не просто так Толстой решил его написать. Возможно, перед сочинением этого произведения он спас ребенка от трагедии, а может и сам в детстве чуть не пострадал.

Додумывать можно все что угодно. Но одно теперь мы знаем точно: даже под самыми прекрасными существами кроются настоящие угрозы жизни, не знающие ни пощады, ни жалости. Произведение интересно не только своей идеей и рифмой, но и смыслом. Стихотворение прекрасно, и на меня оно произвело огромное впечатление, которое я запомню на всю жизнь.

Оцените автора
Литературный блог
Добавить комментарий

15 − двенадцать =