В своём стихотворении «ДЕНЬ И НОЧЬ», Фёдор Иванович Тютчев, исследует темы природы и философии. В нём автор не просто размышляет о природе дня и ночи, но и погружается в более глубокие раздумья о противоположностях, существующих в самой сути человеческого существования. Это произведение является не только отражением его личных переживаний и философских взглядов, но и воплощением универсальных идей, которые остаются актуальными во все времена.
Стихотворение «ДЕНЬ И НОЧЬ»
На мир таинственный духóв,
Над этой бездной безымянной,
Покров наброшен златотканный
Высокой волею богов.
День — сей блистательный покров —
День, земнородных оживленье,
Души болящей исцеленье,
Друг человеков и богов!
Но меркнет день — настала ночь;
Пришла — и с мира рокового
Ткань благодатную покрова
Сорвав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ей и нами —
Вот отчего нам ночь страшна!
Анализ стихотворения Тютчева «ДЕНЬ И НОЧЬ»
В данной статье мы проведём анализ стихотворения, рассматривая его язык, стиль и идеи, чтобы понять, как оно отражает основные аспекты творчества Тютчева и его вклад в литературу.
История созданиястихотворения
Точная дата создания стихотворения «ДЕНЬ И НОЧЬ» остаётся предметом дискуссий среди исследователей. Вероятно, оно было написано между 1837 и 1839 годами, хотя существует возможность более раннего создания. Несмотря на неопределённость в датировке, стихотворение впервые было опубликовано в 1839 году в XIV томе журнала «Современник», хотя и без полной подписи автора.
К концу 1830‑х годов Фёдор Тютчев уже зарекомендовал себя как зрелый поэт с выработанным уникальным стилем. Вопреки признанию в литературных кругах к 1839 году, Тютчев не стремился к литературным вершинам.
В личной жизни Тютчева 1839 год ознаменован серьёзными изменениями: он женился на Эрнестине Дернберг после внезапной смерти своей первой жены в 1838 году. Этот период характеризуется сложным эмоциональным состоянием поэта, связанным с потерей близкого человека и новым браком. Оставив свою дипломатическую должность в Турине и переехав в Мюнхен, Тютчев оказывается в непростом финансовом и социальном положении, что могло повлиять на его творчество.
Общее впечатление и настроение
Стихотворение производит впечатление глубокой медитации над противоположностью дня и ночи, которая символизирует более широкие философские идеи.
Настроение стихотворения меняется от спокойного и восхваляющего в первой части к неспокойному и мрачному во второй. Создаётся с помощью контраста между яркостью дня и мраком ночи.
Тема стихотворения
В стихотворении Фёдора Тютчева «ДЕНЬ И НОЧЬ» центральной темой является вечное противостояние дня и ночи, символизирующее глубокую двойственность мироздания. Для Тютчева эти природные явления выходят за рамки обыденности, становясь метафорами добра и зла, света и тьмы, радости и страха.
День воспринимается как время гармонии и умиротворения, представляя собой «блистательный покров», который окутывает мир, защищая человеческие души от страхов и беспокойств. Это время, когда человек находится в единстве с Богом и окружающим миром, ощущая защиту и безопасность.
Ночь, напротив, олицетворяет собой зло и тёмные силы. Тютчев описывает её как «бездну», в которой люди оказываются один на один со своими страхами и сомнениями. Наступление ночи сопровождается угрозой и тревогой, даже в отсутствие реальных причин для беспокойства. Ночь активизирует тёмные мысли, которые не находят места в дневное время.
Тютчев мастерски передаёт не только физическое противопоставление дня и ночи, но и их символическое значение. День и ночь становятся образами, отражающими внутренний мир человека, его страхи, надежды и мечтания. Чувство боязни перед ночью, которое испытывает человек, является неотъемлемой частью его существования. Эта тема пронизывает всё стихотворение, подчёркивая неизбежность столкновения с тёмными сторонами своего «Я» и мира в целом.
Таким образом, Тютчев не просто описывает смену дня и ночи, а исследует глубокую философию человеческого существования, показывая, как эти два состояния природы отражают и определяют внутренний мир человека.
Герой! Лирический герой – это сам поэт, который размышляет о смысле и символике дня и ночи.
Жанровые особенности и размер
Стихотворение относится к жанру философской лирики. Это произведение является прекрасным примером «чистого искусства» в творчестве Тютчева, где природные образы служат не только для описания окружающего мира, но и как средство для глубоких философских размышлений. Лирический герой стихотворения стремится к пониманию и единению с природой, исследуя её тайны и мистику.
Размер стихотворения — четырёхстопный ямб, который является традиционным для Тютчева. Четырёхстопный ямб характеризуется своей ритмичностью и мелодичностью, что способствует глубокому воздействию стихотворения на читателя.
Рифмовка в стихотворении перекрёстная, что усиливает впечатление двойственности и противопоставления тем дня и ночи.
Композиция
- Общая структура: Стихотворение разделено на две части, соответствующие дню и ночи.
- Деление на части: Первая часть описывает день как благодатное время, вторая — ночь как время, когда мир обнажает свои страхи.
- Повторяющиеся части: Повторения не являются ключевым элементом композиции в этом стихотворении.
Идея стихотворения и сюжет
Главная идея – размышление о вечных противоположностях жизни и смерти, света и тьмы, известного и неизвестного.
День в стихотворении символизирует радостную и гармоничную часть человеческой души, воплощая стремление к свету, радости и гармонии. В контрасте с этим, ночь изображается как таинственное и неизведанное пространство, в котором скрыты самые глубокие страхи и тревоги человека. Ночь обнажает все скрытое и нежеланное в человеческой душе, но в то же время несёт в себе истину, которая может быть неприятной или болезненной для осознания.
Тютчев исследует идею о том, что и у мира, и у человека есть свои светлые и тёмные стороны, которые важны и должны гармонично сосуществовать. Он подчёркивает, что ночь и день не просто сменяют друг друга, но и несут глубокий символический смысл, отражающий внутренний мир человека.
В альтернативном толковании, ночь может символизировать те тайны мироздания, которые не дано человеку постичь. День в этом контексте выступает как дар милосердия от богов, защищающий человека от страха перед неизвестностью и одиночеством в огромном и загадочном мире. Тютчев, таким образом, подчёркивает мудрость и великодушие законов мироздания, подводя читателя к размышлению о глубине и сложности человеческой души и всего сущего.
Сюжет! Стихотворение не имеет развитого сюжета, но представляет собой развитие идеи о противоположности дня и ночи.
Средства художественной выразительности
Рассмотрим ключевые тропы и стилистические приёмы, используемые в произведении:
- Эпитеты: Тютчев активно использует эпитеты для создания ярких и выразительных образов. Например, «покров златотканый», «высокая воля», «душа болящая», «ткань благодатная», «мир роковой». Эти эпитеты помогают передать как внешнее восприятие дня и ночи, так и их внутреннее символическое значение.
- Олицетворение: Встречается в описании ночи, например, ночь «срывает» и «отбрасывает прочь» благодатный покров дня. Что делает образ более динамичным и живым.
- Инверсия: Использование инверсии «земнородных оживленье», «души болящей исцеленье», использование инверсии усиливает визуальное и ритмическое воздействие стиха.
- Аллитерация: В стихотворении встречается аллитерация на букву “л”, что придаёт тексту музыкальность и ритмичность, усиливая эмоциональное воздействие на читателя.
- Архаизмы: Использование архаизмов делает лексику стихотворения более выразительной и возвышенной: «земнородный», «сей», «меж ей и нами». Это помогает создать ощущение временной удалённости и вневременности, что усиливает общее впечатление от произведения и его философскую глубину.
Заключение
Анализ стихотворения «ДЕНЬ И НОЧЬ» подчёркивает величие и мастерство Тютчева как поэта, способного соединить эстетическую красоту с глубоким философским содержанием. Это стихотворение является ярким примером его способности проникать в самую суть человеческого бытия, исследуя темы, которые остаются вечно актуальными и значимыми.