Сочинение, а также краткий и полный анализ «Быть поэтом – значит то же» можно использовать на уроке литературы в 10–11 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Текст стиха «Быть поэтом – значит то же»
Сергей Есенин
Быть поэтом – значит то же
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Быть поэтом – значит петь раздольно,
Чтобы было для тебя известней.
Соловей поет – ему не больно,
У него одна и та же песня.
Канарейка с голоса чужого –
Жалкая, смешная побрякушка.
Миру нужно песенное слово
Петь по-свойски, даже как лягушка.
Магомет перехитрил в Коране,
Запрещая крепкие напитки.
Потому поэт не перестанет
Пить вино, когда идет на пытки.
И когда поэт идет к любимой,
А любимая с другим лежит на ложе,
Влагою живительной хранимый,
Он ей в сердце не запустит ножик.
Но, горя ревнивою отвагой,
Будет вслух насвистывать до дома:
«Ну и что ж! помру себе бродягой.
На земле и это нам знакомо».
1925 г.
Краткий анализ произведения
Стихотворение С. Есенина “Быть поэтом — значит то же” затрагивает одну из основных тем творчества поэта — тему поэта и поэзии.
В его понимании процесс литературного творчества равен страданию, пытке: “Рубцевать себя по нежной коже”. Эта мысль перекликается с еще одной ключевой для поэзии Есенина черте — глубокой народности его лирики, которая порождается его безграничной любовью к Родине.
По мнению лирического героя стихотворения, за которым, несомненно, стоит сам Есенин, народность и страдание неотделимы друг от друга, потому что изображать зачастую суровую русскую реальность со всеми недостатками и пороками общества всегда больно, особенно для поэта-патриота.
В образе соловья автор отразил другой тип писателя, который далек от общественных реалий, и ему автор противопоставляет себя:
“Соловей поет — ему не больно,
него одна и та же песня”.
Образ канарейки также символичен. Он используется Есениным для выражения неприязни к художникам, которые поддаются правительству и пишут заказные произведения:
“Канарейка с голоса чужого –
Жалкая, смешная побрякушка”.
Лирический герой Есенина с мужеством смотрит в будущее, хотя и не ждет перемен к лучшему: он предпочитает топить тоску и боль на дне стакана и с безразличием относится к неизбежной и безрадостной смерти:
“Ну и что ж, помру себе бродягой,
На земле и это нам знакомо”.
Наши сердца бьются в такт бессмертным стихотворениям Сергея Есенина, которые исцеляют душевные раны, учат нас по-настоящему, вопреки всем трудностям.
Анализ стиха «Быть поэтом – значит то же»
Стихотворение С. Есенина «Быть поэтом – значит то же» наполнено невероятно душевной и спокойной лирикой, где каждое слово, втекающее в предложение, не лишено какого-либо смысла.
В начале стиха идет главная тема-то, о чем Есенин собирается толковать. О жизненном пути практически каждого поэта и его дальнейший выбор.
В строках первого четверостишия поэт утверждает, что если он не будет нарушать правду жизни, её бытие, спокойствие, смирение, покой, то он будет вынужден рубцевать, приносить самому себе боль, вопреки своим взглядам кормить народ любовной, бесполезной лирикой.
Следующее четверостишие подтверждает все выше сказанное, но лишь дополняя тем, что существует поэты сравнимые с певучими соловьями, так как эти птицы способны петь лишь об одном и том же, бессмысленно и однотонно, нежели настоящие поэты: «Быть поэтом — значит петь раздольно».
Вслед Сергей Есенин пишет о том, что канарейка, то бишь образ низменного человека, заказного, правительственного писака, способна лишь поддакивать, изображать голос поэта, не неся за собой ничего, кроме пропаганды. Над такими людьми автор смеётся вслух и порицает их существование.
Хотя его не так будет забавить лягушка, обыкновенная лягушка — низший слой, не очень красивая, мерзкая, но у нее есть собственный, толковый слог, она использует его, она честная, поет по-своему и это восхищает автора.
Дальше, в четвёртом четверостишьи прослеживается мысль о дерзости писательской идеи, о том, что поэты способны идти до конца, идти против запрета, продолжая отстаивать свою точку зрения до самой смерти, во время пытки, унижения и общественного порицания. Но хоть писатель и тверд в своих решениях, он также мягок и чистосердечен…
Это доказывает нам пятое четверостишие, где поэт, застав свою возлюбленную с другим мужчиной, не срывается на нее в гневе, не устраивает скандал и ни за что «Он ей в сердце не запустит ножик».
И в конце стихотворения он будет лишь тосковать, но тосковать с мужеством и благородством, топить тоску, трезво мыслить и безразлично смотреть на неизбежную, безрадостную жизнь, насвистывая себе под нос вот эти строки: «Ну и что ж, помру себе бродягой, на земле и это нам знакомо».
В заключение анализа, я бы хотел добавить, что Есенин — одна из самых загадочных и романтичных фигур русской поэзии, и как я понял, в этом произведении поэт, канарейка, соловей, лягушка — это все лирические герои, которые на протяжении многих лет периодический встречались в жизни Сергея.
Он с душой олицетворяет эти образы, и как мне кажется, он достаточно емко и подробно описал дальнейшие пути и судьбы людей, собирающихся стать поэтами…
Сочинение о стихе Быть поэтом – значит то же
Каждому человеку когда-то приходится нести ответ за то, что он делает на бренной земле. Не успевшие остаются не понятыми и их оценивает молва, которая не всегда осыпает блёстками любви. Свой ответ Есенин попытался дать в стихотворении «Быть поэтом – это значит…», которое автор написал, как и положено, незадолго до трагической гибели.
Кто такой поэт по Есенину
В стихотворении Сергей Александрович объясняет, кто такой поэт, что он делает и должен делать и какую цену за это платит. По мнению Есенина быть поэтом –
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Он не собирается только баловать нежностью слога и красотой рифмы – его стихи ласкают кровью, которой пишутся. Эта кровь часть души поэта, она вытекает по капли и с большой болью, словно душу положили под пресс и давят, оставляя её обескровленной.
Есенин не хочет быть ни соловьём, ни канарейкой – первый поёт красиво, но однообразно, вторая лишь вторит чужим голосам. Уж лучше быть лягушкой, но уметь петь по-свойски, никого не копируя, никому не подражая и не перед кем не прогибая спины.
Петь по-свойски, даже как лягушка.
Вино и стихи
Стихотворение относится к циклу «Персидские мотивы», оно пишется в Баку, куда Сергей поехал с последней женой, Софьей Толстой, чтобы поправить здоровье. Скука и близость мусульманского мира приводят Есенина к мысли, что запрет вина Кораном – это перебор, ведь без него невозможно идти на пытку стихосложения.
Вино для Сергея – это допинг для жизни и анестетик, который смягчает душевные раны… по крайней мере на время. Оно помогает открыть душу и выпустить из неё нектар стихов с меньшей болью и не погибнуть при этом от болевого шока.
К сожалению, вино обманчиво – в нём сложно найти тонкую грань между благодатью и мерзостью, между легкостью опьянения и свинским пьянством. Часто расстояние между ними в одном стакане и его не всегда видит поэт.
Концовка стихотворения имеет философский посыл, схожий с написанными через пару месяцев в Англетере строками:
В этом мире умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Репетиция получилась такой:
Ну и что ж, помру себе бродягой,
На земле и это нам знакомо.
В финале Есенин смягчает стих, не желая заканчивать его на острие поэтического ножа. Остроты достаточно в предшествующих строках, достаточно чётко показавших, какой ценой приходится платить за написанное.